Запись 8. "НЕ ВСЁ СУЕТА!" (о природе русского прагматизма)

Как может подумать читатель этих строк: предыдущую запись я писал почти две недели. На самом деле - две недели мне понадобились для того, чтобы заново написать утраченную из-за компьютерного сбоя статью. Что и говорить, неприятная ситуация, когда уже готовая работа вдруг бесследно исчезает и ты понимаешь, что уникальный материал уже не восстановить: будет другой, лучше или хуже, но другой. Невозможно дважды войти в одну и ту же реку, невозможно дважды прожить уже прожитые тобой минуты: вдохновения, раздумий, неожиданных параллелей, обобщений мысли...

На этой восьмой записи, я обнаруживаю, что "Дневник критика" начинает приобретать какие-то черты традиционности. Так, некоторые темы, казалось бы полностью исчерпанные, вдруг выходят на иной пласт мысли, обозрения, и тема властно требует продолжения. Так получилось с самой первой записью "Почему проиграл Гарри Каспаров", которая потянула собой целый пласт новых мыслей, так, неожиданно для меня, происходит и с этой темой о прагматизме, казалось бы полностью исчерпанной предыдущими двумя записями. Уже после того, как написанный материал оказался мной утрачен на две трети, я обнаружил в "Общей газете" за №2 (388) от 11-17 января 2001 года просто уникальный материал, заметку потрясающей силы, которая так естественно продолжала тему о прагматизме и о русских. Но сразу продолжить (то есть восстановить запись) я не мог: потребовалось время, чтобы оправиться от шока (творческие люди меня поймут) и вот только сегодня я наконец обращаюсь к этой публицистической жемчужине.

"Читатель уж ждет рифмы "роза"". Поэтому не буду вас томить. Но все же: в нашей постсоветской прессе, причем в самых крупных изданиях, все чаще начинают появляться материалы написанные "обыкновенными" людьми: не акулами пера, интеллектуалами, общественными лидерами, а именно людьми, которые просто и "бесхитростно" рассказывают о своей жизни, высказывают свое мнение (часто очень оригинальное), делятся житейскими историями... И насколько же эти "бесхитростные" истории оказывают сильными, действенными, доходчивыми и убедительными, чем самые, казалось бы, виртуозно написанные политические и экономические материалы "акул", "щук" и "пираний" нашего журналистского мира. Преклонение Запада перед интеллектуальным опытом и блеском интеллектуалов и профессионалов меркнет перед простыми житейскими историями, перед обыкновенным житейским опытом, пришедшим в редакции в виде листочек бумаги, зачастую написанных от руки. И порой такие листочки обладают поистине библейской силой истины, вдруг проливаюшей свет на самые казалось бы сложнейшие вопросы теории и практики. Но перейдем же, наконец, к рифме "роза"...

Откройте "Общую газету" (если этот номер у вас сохранился или вы можете взять его в библиотеке) на странице 15 (предпоследней) и обратите внимание на материал Анны Белозеровой из Петрозаводска "Забыл о сострадании - уходи из медицины" (по тональности заголовок не совсем подходящий, но это уже как говорится кухня "профессиональная"). Материал был прислан в "ОГ" в качестве ответа на опубликованную ранее статью об эвтаназии "Прошу меня убить по собственному желанию..." ("Общая газета", №49 за 2000 г.). Цитирую:

"К разговору об эвтаназии. Я работаю в туберкулезной больнице. Что это такое - словами не рассказать и не описать. Пьеса Горького "На дне" и "Мертвый дом" Достоевского - цветущий сад по сравнению с нашей больницей. Большинство пациентов - бывшие заключенные, которых выпустили умирать, алкоголики, опустившиеся и потерявшиеся в сложном современном мире люди, у которых нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Многие из них умирают страшно, обычному человеку даже трудно представить, насколько страшно.

Нас обходят стороной все религиозные деятели, некоторые только оставляют (смерть - неромантична, некрасива) книжки в административном корпусе. Единственные верующие, появляющиеся у нас, - финны, но и это бывает редко. Так что доктор работает не только врачом. Хотя я здесь всего третий год, уже достаточно видела и перечувствовала. И поверьте, мои слова искренни: человек, который просит сделать ему смертельную инъекцию, на самом деле страшно боится и хочет, чтобы его отговаривали, чтобы с ним просто посидели, поговорили, подержали за руку, погладили по голове... Поверьте, за словами о "милосердной смерти" нет милосердия! Милосердие ведь не в том, чтобы отбирать, а в том, чтобы давать. Да, очень тяжело сидеть около умирающего больного, у которого чахотка съела все легкие, и ждать естественного конца. Тяжело знать и то, что ты утешаешь, а по сути дела в эти минуты любишь и жалеешь убийцу или преступника, или опустившуюся алкоголичку. Иногда хочется повернуться, закрыть за собой дверь и никогда не входить в эту больницу. Но когда эти люди успокаиваются и умирают спокойно, когда ты делаешь все, чтобы облегчить их тяжкие страдания, знаешь - ты сделал все, что должно. Человек нуждался в утешении и тепле - и ты ему это дал, несмотря на то, что, сидя рядом с ним, подвергаешься смертельному риску заболеть".

Я позволю себе "разделить" эту заметку Анны Белозеровой на две части. Первая - просто и почти что "безыскусно" рассказана жизнь такая, какая она есть и которую предпочитают не замечать те самые уже упомянутые "акулы, щуки и пирании", предпочитающие писать о видных политиках и коммерческих банках... Экономизм - это принципиальный и профессиональный паразитизм и его нет там, где нельзя хоть на чем-то поживиться... Потрясает то, что даже "профессиональные милосердники", т.е. благотворительные и церковные организации обходят подобные "зачумленные" места стороной... Да, конечно, ведь там нет прессы - там просто, безыскусно,  истощенные и измученные люди  ежедневно и ежечасно, "отходят в мир иной"... Причем "отходят" это еще красиво сказано: самое страшное то, что люди умирают по сути дела на "свалке", никому уже не нужные... Отбросы общества... Вдумайтесь в эти слова: ОТБРОСЫ ОБЩЕСТВА... Вот она изнанка красивой и лакированной западной жизни... Единицы достигают славы, лучей юпитеров, внимания общества и прессы, а миллионы (МИЛЛИОНЫ!) неудачников ("пусть неудачник плачет!") оказываются выброшенными на свалку как предмет, вещь, отработанный материал, ненужный обществу хлам...

Вся тяжесть работы с такими людьми (работы тяжелейшей: психологически и физически, к тому же малооплачиваемой и даже опасной) легла на плечи скромных и малозаметных русских медработников, которые выносят и то, что не под силу вынести человеку по всем писаным и неписаным законам... Вот где совершается кропотливая и тяжелейшая работа по спасению российского государства: в больницах, клиниках, библиотеках, школах, социальных учреждениях идет та невидимая миру и обществу незримая  ГОСУДАРСТВЕННАЯ РАБОТА по спасению РОССИИ.

Что до сих пор еще сохранило наше государство на плаву? Бешеные цены на нефть, экономические реформы или быть может тонкая и глубокая продуманная деятельность правительства и общества? Ничего подобного! Надо хоть немного знать и понимать Россию, чтобы сделать вывод: ЛЮДИ! Россия держится людьми, их гигантской ежедневной, незаметной, малооплачиваемой, но титанической работой на своих местах: без лекарств, без средств, без инструментов, на предельно изнощенном оборудовании люди делают свое дело и терпеливо сносят от власти ее высокомерие, грубость, диктат... Да, будь у нас в России такое же население как в Соединенных Штатах или в любом из европейских государств мы бы развалились бы на части еще в 1992 году и никакие   меры (ни государственные, ни общественные) не удержали бы единство российского государства...

Россия сильна своим народом, который никогда не имел адекватной формы правления и своего типа государства: социального не на словах, а на деле... Но тяжелейшие испытания выпавшие на долю людей, которые оказались брошены государством на произвол судьбы, предоставлены сами себе не прошли для них даром. Многие и многие погибли за эти годы и продолжают погибать, но те кто выжил, сохранил себя и своих близких - это уже иные люди... Не хочется называть их новыми русскими, а скажу что это иные русские... Выжившие в эти нелегкие времена, сумевшие противостоять идеологии западного прагматизма, сохранившие чувство локтя и веру в своих ближних, в социальное единство России - эти люди обрели ИНОЙ ПРАГМАТИЗМ... Веру в себя, в свой народ, частицей которого они сами являются, веру в Россию: в этих тяжелейших испытаниях они вырабатывают свою позицию и начинают все активнее влиять на свое окружение, высказываться и наконец, жестко, веско говорить свое слово по самым насущнейшим проблемам современности. Здесь можно перейти к второй части заметки Анны Белозеровой. Обратите внимание как молодая женщина, почти что вчерашняя студентка, просто и твердо высказывает свою позицию:

"Я стала таким яростным противником эвтаназии не из юношеской восторженности - несколько лет я проработала в реанимации больницы скорой помощи, а теперь вот в этой больнице. Я достаточно циничный, как большинство медиков, человек, но убеждена: легкий путь - не путь настоящего врача. Легче всего убить безнадежного больного. Гораздо труднее изо дня в день ходить в эти палаты по полгода и врать, врать, врать, говорить, что все наладится, что снимки будут лучше. Гораздо труднее писать на бумажке уже оглохшему человеку или выслушивать страшные ругательства в свой адрес. Но мы должны. Может быть, я и не права, но я знаю, что современная медицина позволяет облегчить страдания - в противном случае лучше уйти из медицины. Если ты забыл о милосердии, уходи, и это не пустые слова.

Я считаю, что единственная альтернатива добровольному самоубийству с участием врача - это хосписы, где человек проведет свои последние дни как человек, а не как загнанное животное".

Эти убежденные слова Ани Белозеровой, личная позиция человека и профессионала, выработанная не из книг, не из интеллектуальных и интеллигентских раздумий, а в результате каждодневной и упорной (без громких слов) работы с людьми, в тяжелейшей атмосфере нищеты, бесправия и гибели людей имеют поистине библейскую вескость. Согласитесь в таких условиях ежедневной помощи людям и самоотверженной работы совсем не звучат и поныне потрясающие наших интеллектуалов слова Экклезиаста: "Суета сует и все суета!". Вслед за Владимиром Высоцким Аня, по сути дела, ответила Экклезиасту: "Не всё суета!". И как близки ее слова "...человек проведет свои последние дни как человек, а не как загнанное животное" страстной философии нашего самого глубочайшего русского философа Николая Федоровича Федорова, который назвал величайшим злом современного  мира небратское состояние людей, а главной научной проблемой - борьбу со смертью. В поистине русской любви к людям, сострадании к КАЖДОМУ человеку Федоров поднимается до высочайшей человеческой ПОЗИЦИИ: требуя воскрешения каждого жившего на планете человека... Безумец? Нерационалист? Утопист?

А между тем перед нами высочайшее РОДОВОЕ требование, вершина философии и в частности философии русской - личность человека (каждого человека!) бесценна...

А главное, твердое мнение Ани Белозеровой о том, что любому человеку на смертном одре необходимо не просто прекращение боли (уход из жизни), а человеческое сочувствие позволяют разоблачить самую главную ЛОЖЬ ЗАПАДА... Ложь в том, что человек есть существо РАЦИОНАЛЬНОЕ, прагматичное, озабоченное лишь извлечением ВЫГОДЫ, достижением МЕСТА в иерархии, и наконец в том, что ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ СУЩЕСТВО ОБЩЕСТВЕННОЕ...

Самая главная ЛЖА ЗАПАДА: это то, что каждый умирает в одиночку... Человек, даже самый сильный и закаленный, даже самый последний и закоренелый преступник есть существо социальное, не существует вне своего окружения и не является от него независимым... Каждый человек нуждается в людях и его смерть не есть смерть его только одного. " Когда звучит колокол, он звучит по тебе..."

Западное рациональное и прагматичное сознание логически вычислило, что искусственная смерть есть самое прямое избавление человека от боли и страданий... И страшна смерть одинокого и богатого человека в западной клинике, когда своими денежными богатствами он может только КУПИТЬ квалифицированную помощь, вежливое и профессиональное обслуживание, безболезненную и быструю смерть, но НЕ МОЖЕТ КУПИТЬ элементарное человеческое сочувствие к себе как к ЧЕЛОВЕКУ...

На Западе из жизни уходят не люди... Уходят ПРОФЕССИОНАЛЫ (словно некие машины, которые прекращают свое функционирование)... Уходят из жизни режиссеры, знаменитые писатели, политики, экономисты, президенты... Их жизнь, профессиональная и общественная деятельность дотошными биографами  изучаются до мелочей, расписываются по дням... Но то "каким он парнем был" - это мало кого интересует... Непрагматично!.. А между именно человечность является первым и главным признаком настоящего профессионала! Способность поставить ремесло на службу людям, пригодиться своему народу, облегчить его страдания и есть тот высочайший критерий ПРАКТИКИ, которым сегодня поверяется всякий профессионал и всякий прагматизм! И более того, именно тот настоящий профессионал, кто не боится работы с людьми, на первое место ставит не деньги, а способность быть полезным, становится настоящим профессионалом, настоящим практиком, и на собственном опыте убеждается в том, что первично, а что вторично, как это убежденно и лаконично определила свою позицию по сложнейшему вопросу об эвтаназии врач из Петрозаводска Аня Белозерова!

Мы, русские, выживаем и держимся поныне как государственная и народная общность именно этим социально-человеческим единством... Тем, что мы не меряем жизнь и человеческие ценности на ДЕНЬГИ... Это многими, прозападно мыслящими людьми, называется РУССКИМ НЕПРАГМАТИЗМОМ, тогда как на самом деле это является ПРАГМАТИЗМОМ ВЫСОЧАЙШЕЙ ПРОБЫ... Мы можем выжить только совместно, только в ЕДИНСТВЕ, не утрачивая себя как человеческую личность и видя в других прежде всего ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ.

И Аня Белозерова, врач из Петрозаводска, назвавшая себя циничным человеком, на самом деле является глубоко русским, целомудренным и сильным человеком. Нужно что-то иметь в себе, и прежде всего глубокую и искреннюю веру в себя и в других людей, для того, чтобы просто и незаметно делать эту каждодневную тяжелейшую работу, быть опорой несчастным людям, изверившимся в жизни и в справедливости... И пора наконец нам выкинуть вообще это слово - прагматизм и заменить его другим, означающим совсем иное измерение, совсем иную реальность: не западную, а русскую! Пора нам стать не прагматичными, а милосердными!..

То есть пора нам стать, наконец, русскими! Не на словах, а на деле. Ведь именно русское дело, русский строй чувствования и мыслей выразила в своей заметке Аня Белозерова...

Аня! Огромное Вам спасибо! Низкий поклон за Вашу деятельность и доброту!.. И низкий поклон всем русским людям, кто как Аня Белозерова, на своем месте делает  насущное дело по спасению страны! Только вами и ничем иным держится Россия!..
(28 января 2001 г.)



Сайт создан в системе uCoz