Запись 18. 22 июня...

Что это за день для России объяснять не надо... Удивительно другое. Что одна из самых прозападных наших газет "Общая газета" (идеологические позиции ее главного редактора Егора Яковлева общеизвестны), вдруг зазвучала в это день удивительно народной интонацией...

На главной странице газеты было приведено не публиковавшееся при жизни автора стихотворение Александра Твардовского,:

Сидели мужики под липой старой,
Ронявшей лепестки,
На бревнах у колхозного амбара
Сидели мужики.

Печально, и задумчиво, и строго,
Как в день большой тоски,
Как будто бы собравшися в дорогу,
Сидели мужики.

Кто три войны прошел, кто все четыре -
Не мальчики, седые старики,

Ответчики за все, что было в мире,
Сидели мужики".

Факт публикации этого стихотворения надо оценить по достоинству. И дело не в том, что это малоизвестное даже для специалистов стихотворение Александра Трифоновича Твардовского, автора солдата Теркина и по-настоящему народного советского поэта... И дело даже не в дате - 22 июня... Дело в интонации... Общественная, профессионально гладкая и стилистически выверенная "Общая газета" вдруг заговорила народным языком, народным слогом и народной же интонацией... Это просто уму непостижимо, как на страницах общественной газеты вдруг зазвучала народная интонация... До сих пор наше общество никак не изволило замечать русский народ и хотя бы в малейшей степени относиться к нему как к реальному фактору своей жизни...

Да, конечно, предвижу упреки оппонентов в предвзятости, в том, что жизнь сегодня другая и мужиков-то таких, о которых так проникновенно сказал Твардовский, ныне-то и нет... Кончились мужики... Нет их больше у матушки-Расеи. Поискудела земля российская народом... Пьют нынешние мужики-старики, пьют и крепко пьют их сыновья и внуки, и редкие из нынешних поколений доживают до пятого-шестого десятка годов, сходя до срока в сырую мать-землицу... Пытались на России чужеземное фермерство заделать, да не прижилось оно... Махнули рукой на неперспективное, неэкономическое сельское население наши горе-стратеги и победным маршем устремились на просвещенный Запад, в "золотой сытый и перекормленный миллиард населения планеты", устремились теряя по дороге спивающееся и деградируюшее сельское население, предоставленное самому себе... И чтоб шибче было шагать по этой светлой демократической дороге и в заботе о дальнейшем развитии демократии на селе сделали российскую мать-землицу "предметом торга", "предметом купли-продажи" введя само понятие "частной собственности на землю"!.. И отныне русская земля, многократно политая потом и кровью поколений и поколений пахарей-оратаев, продается за денежные знаки, особливо за зеленые из них с потретами заморско-американских президентов... "Чужой земли не нужно нам, а своей ни пяди не отдадим"... Отдать-то не отдали, о чем и праздник наш всенародный - 9 мая 1945 года, но вот сегодня ее можно продать... И сколько бы ни сидели нынешние наши мужики-крестьяне, но нигде не достать им долларов зелено-поганых для того, чтобы купить себе землю эту - потом и кровью родимыми политую... Придут сюда банкиры, придут торгаши, придут профессиональные спекулянты и разведут свой крикливый базар-аукционы со своими лотами: лот №1 земля рязанская, лот №2 земля нижегородская, лот №3 земля уральская, лот№4 земля сибирская, лот №5 земля дальневосточная... Кто больше, господа!.. ПРОДАНО!... И дело даже не в том, сколько земли пущено в продажу "2 процента" или "98 процентов", а в самом понятии "частной собственности" НА ЗЕМЛЮ!! И это при нищем сельском населении, которое при всех экономических раскладах неизбежно будет проигрывать самому захудалому городскому плебсу... Деньги - это продукт и изобретение города и НИКОГДА никакие бумажки не будут равны тем дарам, которые в себе несет родная мать-землица... Коммунисты любят красивые фразы-лозунги, но здесь я с ними соглашусь: введение частной собственности на землю - это РАСПРОДАЖА РОССИИ... Более того, это ПРИЗНАНИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В НЕСПОСОБНОСТИ НАЛАДИТЬ НОРМАЛЬНУЮ ЖИЗНЬ НАСЕЛЕНИЯ И ОСОБЕННО НАСЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКОГО... Да, мы не можем так организовать свою собственную жизнь, чтобы плодороднейшая российская земля кормила свое же население и приносила нашему государству материальный достаток... Государство предпочитает ДЕЛАТЬ ДЕНЬГИ и избирает для этого самый удобный и наиболее примитивный путь - продажи родной земли за деньги... Мы снова переживаем день нападения Запада на Россию - 22 июня 2001 года, это день когда мы оглянувшись назад на 22 июня 1941 года, вдруг обнаружили, что нас снова напали... И снова на спящих, не готовых к обороне... Лучшие умы страны (говорю с иронией) избранные в Государственную Думу России всеобщим голосованием ПРОДАЛИ ЗЕМЛЮ... Ту самую землю, за которую легло столько российского народа...

"Земля еще дышала паром, пашней,
День был, как добрый день.
И на дорогу от силосной пашни
Ложилась тень.

Вдали-вдали гудел, гремел невнятно
Бой самый тот.
Сидели мужики. Им было все понятно,
Что будет через год

Сидели мужики, а в той газете
Писалось так в тот день,
Как будто праздник был на белом свете
Для сел и деревень."

Эти слова Твардовского звучат сегодня столь же злободневно, как и тогда, когда они были написаны - в 1942 году. Мы снова потерпели поражение и на этот раз не военном противостоянии, а в идеологическом. Нас проще говоря КУПИЛИ. И купили ЗА ДЕНЬГИ. Что говорить о государстве, которое избирает ЭКОНОМИЧЕСКИЙ путь развития, и начинает ДЕЛАТЬ ДЕНЬГИ. С этой точки зрения даже земля перестает быть землей, родной землей и становится ТОВАРОМ. Родная деревня и ее люд перестает быть родной деревней и становится НАСЕЛЕНИЕМ, трудовой рабочей силой, причем населением низкого профессионального уровня развития и экономически неперспективным.

Нет, не нашли наши русские мужики зашиты у Германа Грефа, у нынешних государственных экономистов, как не нашли ее у ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, у ПРАВИТЕЛЬСТВА... Одни наши ЛИДЕРЫ лоббировали введение частной собственности на землю, другие - приняли закон, третьи - будут его осуществлять, применяя всю мощь государственной машины... Общественная пресса и телевидение, наши общественные лидеры, ученые, философы, одним словом ПОЧТИ ВСЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО с пониманием и как к экономической необходимости отнеслось к тому, что русская земля стала предметом купли-продажи... Все спокойны, а мужики сидят и им все понятно... И они больше не ответчики за все что было в мире... Но когда государство дойдет до нового дефолта, когда общество проест и пропьет все можно еще проесть и профукать, тогда снова обратятся все к тем же русским мужикам... И не найдут их... Не останется в России больше мужиков, прекрасно знающих что корень всего мироздания, всей цивилизации и самой России находится в земле... В ней, сырой мать-землице...

В свете всего вышесказанного очевидно насколько неожиданной вдруг оказалась народная интонация у "Общей газеты"... Название-то какое... Общая... Общая - это не значит, народная... Таким образом, зафиксирую нынешнее противоречие, о котором я уже говорил многократно как противоречие между населением сельским и населением городским, между НАРОДОМ, который ЖИВЕТ НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ И ЕМУ ЧУЖОЙ ЗЕМЛИ НЕ НАДО и ОБЩЕСТВОМ, которое ЖИВЕТ НА ВСЕЙ ПЛАНЕТЕ И У НЕГО СВОЕЙ ЗЕМЛИ НЕТ...

Здесь я на некоторое время останавливаюсь: где найти такие слова, такие образы которые подчеркнули бы всю неимоверную тяжесть случившегося и всю очевидность духовного поражения РОССИИ... ТЯЖЕСТЬ проблемы, которую не осознают лучшие из сынов российских и ОЧЕВИДНОСТЬ, которую не замечают мужи в государственном руководстве России, зашоренные идеями и планами... И здесь мне вспомнилась публикация одного письма в "Независимой газете". Прежде чем привести выдержки из этого письма, позволю сформулировать эту тяжелую и очевидную проблему как проблему РАЗДЕЛЕННОСТИ ОБЩЕСТВА И НАРОДА В РОССИИ... Причем разделенности, которая просто потрясает, ибо ее не избежали наши лучшие из лучших писателей... Но, цитирую письмо читательницы А. П. Новиковой-Кабановой ("Независимая газета", №80 от 5.05.2001, стр.15) названное "Не "мясом", а духом народа":

"За перо я взялась после просмотра программы "Момент истины", вышедшей в эфир 29 апреля 2001 года. Взялась потому, что мне, дочери отца, погибшего в великую Отечественную войну, было очень, очень больно. Больно, что в программе ни один из ранее мною глубоко уважаемых писателей не сказал о своем народе и стране практически ни одного доброго слова.

Борис Васильев (как я плакала над его повестью, опубликованной в журнале "Юность", "А зори здесь тихие") - так вот он, бывший солдат, заклеймил нас как народ "рабский", воевавший хуже немцев, а победивший только "мясом". Виктор Астафьев еще несколько лет назад заявил о том, что нужно было сдать немцам Ленинград, мой родной город. Мы с мамой успели эвакуироваться, а весь мой дом с любимой моей подружкой Валей (ей было семь лет) вымер в блокаду. Я была потрясена тем кощунственным заявлением В. Астафьева! Ведь сами ленинградцы не по чьему-то приказу предпочитали голодную смерть, но не сдачу города немцам. Как русскому человеку, писателю, мыслящему крупными категориями, могла прийти в голову подобная постыдная мысль!? И в этой программе меня уже не удивили его слова, что немцы воевали лучше, а победили мы лишь "мясом". Удивил меня (не в лучшем смысле) Даниил Александрович Гранин, повторивший, как и предыдущие писатели, что воевали мы плохо и победили "мясом".

А победили мы не "мясом", а великим духом народа! Писателям такое надо бы понимать! Победили самоотверженностью солдат, трудом и терпением всего народа, талантом наших полководцев, таких как Жуков, Багрямян, Рокоссовский и многие другие"... Наши солдаты гибли, освобождая Европу".

Возможно, что читательница не совсем верно восприняла отдельные высказывания наших известных писателей, которых уж никак нельзя упрекнуть в нелюбви к русскому народу, особенно, например, Виктора Петровича Астафьева, который плоть от плоти его... Но в принципе Кабанова-Новикова - святая женщина! - права... Писатель, особенно русский, должен выражаться четко и ясно, не допуская никаких двусмысленных высказываний о своем народе. Но любопытно, что в постановке вопроса читательницей уже содержится ответ, цитирую: "Как русскому человеку, писателю, мыслящему крупными категориями, могла прийти в голову подобная постыдная мысль!?" Здесь ответ прост: крупная мысль (категория) именно для того, чтобы быть крупной, обобщающей, чтобы достичь поистине философской глубины как ФОРМЫ понимания, должна абстрагироваться от конкретного содержания. Иными словами, ОТРИЦАНИЕ - ЭТО ФОРМА МЫШЛЕНИЯ (ПОНИМАНИЯ)... А еще другими словами, НАША ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ БОЛЬНА ОТРИЦАНИЕМ - этим чужеземным духом, залетевшим в Россию с Запада... И Виктор Астафьев, и Борис Васильев, и Даниил Гранин - это писатели, которые в конкретной, художественной форме описывают действительность... Но все они имели дело с войной, которую воспеть невозможно и потому их сознание жестко держит форму - защищается от войны, от ее мерзостей, от увиденного, от ее разочарования и даже - от разочарования в людях... Они еще до сих пор слишком близки к войне и несвободны от нее... Поэтому прекрасно понимая силу русского народа и его великий подвиг, примеров которого они могут сами рассказать нам всем неисчислимое множество, они в то же время несвободны от нее - стоя от нее как художники слишком близко... Характерно потому, что в противовес писателям Кабанова-Новикова ссылается на философа - Александра Зиновьева, который сумел по-своему защититься от отрицания, хотя на мой взгляд, все же не преодолел его философски (но это - предмет отдельного разговора или критики). Продолжаю цитирование письма:

"Единственным человеком, который искренне, с глубоким пониманием истории и ее сути выступил в защиту нашей Родины, был Александр Зиновьев. Не обласканный советской властью, как все три известных писателя, а высланный ею со своей Родины.
Почему же это так?!
Вот мой
муж, в 17 лет ушедший на фронт, в 18 лет уже попавший в плен, бежавший из плена в родной Днепропетровск, уже оккупированный немцами, а в 1943 году вместе со всем трудоспособным населением города вывезенный в Германию. Он ведь знал, что сказал Сталин: "У нас нет военнопленных, а есть предатели Родины", но не затаил не только злобы, но даже и обиды на свою несчастную Родину, на свой народ! А как он хотел вернуться! Ведь его ждала невеста, которую он любил со школы! В 1989 году мой муж, профессор сопромата из Торонтовского Политехнического университета в Канаде, возвратился на Родину после почти 50 лет жизни за рубежом. Почему же он, слушая этих писателей, глядя, как с высоты своего авторитета и известности они так просто называют погибших солдат "мясом", а народ - рабским, он, обиженный советской властью, чувствовал себя оскорбленным знаменитыми писателями?! Почему?! А ведь он тоже очень их уважал когда-то..."

Поразительно, что даже лучшие из лучших наших писателей и ученых теряют сегодня авторитет в России и даже на Западе... Настали времена поистине тяжелейших испытаний для России... Нет, рокочущих танков, нет пушек, минометов, самолетов, но идет захват России - экспансии чужеземной идеологии на русский народ... Экспансия идет под лозунгами о "свободе", "справедливости", "самоответственности", "экономическом преуспеянии", "богатстве" и национальное достоинство и культура России попираются вьявь, не во сне... В идеологические дешевки превратились почти все газеты, пропаганда секса и насилия приводит к нравственной деградации городского населения России, мусором и легкомысленными надписями покрываются даже лучшие в мире станции метро: московское и ленинградское (это не опечатка, повторяю, именно - ленинградское)... То есть, подытожу, поражение в идеологической войне потерпело именно наше общество - не народ...

Я с глубоким уважением отношусь к Виктору Петровичу Астафьеву, хотя быть может имею свою точку зрения на его творчество. Так, например, писательской вершиной Астафьева считаю не "Последний поклон", "Печальный детектив" и "Пастуха и пастушку" или многие другие работы более позднего периода, а автобиографическую повесть-рассказ "Зрячий посох" о своем друге критике Александре Николаевиче Макарове - удивительной личности и человеке, который скромно и незаметно делал на своем посту нужное дело для России... Вот что Виктор Петрович пишет о России, цитирую:

"Старшина начал отступать еще с границы, не однажды валялся в госпиталях, знал голод и холод, окружения, прорывы, но в плен не угодил. Везло, говорит, наверное, оттого везло, что он придерживался старинного правила русских воинов - лучше смерть, чем неволя..." (В. Астафьев. Пастух и пастушка. - М. "Молодая гвардия", Собрание соч. в 6 тт., т.1, стр. 354).

Здесь речь идет именно о России. А вот что он говорит он войне и тех испытаниях, которые человек испытывает на войне:

"Жажда жизни рождает неслыханную стойкость - человек может побороть неволю, голод, увечье, смерть, поднять тяжесть выше сил своих. Но если ее нет, тогда все, тогда, значит, остался от человека мешок с костями. Потому-то и на передовой бывало: даже очень сильные люди вроде бы ни с того, ни с сего начинали зарываться в молчание, точно ящерицы в песок, делаться одинокими среди людей. И однажды с обезоруживающей уверенностью определяли: "А меня скоро убьют". Иные даже и срок определяли - "сегодня или завтра".
И никогда, почти никогда не ошибались" (Там же, стр. 408)
 

Глубокое обобщение: "...делаться одинокими среди людей". А вот что Астафьев говорит о русском народе и здесь, как мне кажется, видна с одной стороны горечь писателя, а с другой стороны - форма проявления этой любви - отрицание. Писатель - это тот же художник и он несвободен от натуры, от своего народа и он обособляется от него в индивидуальное сознание. Писатель ставит проблему и сам стонет, страдает:

"Никто так не разбрасывается своими талантами так, как русские люди. Сколько их, наших соловьев, испелось на ямщицком облучке, в солдатском строю, в пьяном застолье, в таежном одиночестве, позатерялось в российской глухомани? Кто сочтет?" ("Ясным ли днем" - Одноименная публикация, М. Советская Россия, 1989, стр.431).

Здесь очевидна ФОРМА осознания проблемы... Вера в народ проявляется в горечи, в любви, в сострадании самому народу... Писатель ставит проблему... Неудивительно, что даже самый публицистический наш писатель, самый глубоко копнувший, подошедший к самым пределам писательского мастерства, где оно уже кончается и начинается чистая форма абстракции - философия, Александр Исаевич Солженицын оказался бессилен перед вторжением западной идеологии... Вершина и она же тупик писательского слова - публицистическая книга "Россия в обвале"... Написанная все с той же русской болью и самостраданием книга одновременно ТРЕЗВА и по-своему беспощадна... Если уж Солженицын пишет, что Россия в обвале, в разрушении, то действительно нет никаких надежд... И тогда в дело вступают наши экономисты, философы, юристы, политики... Россия безнадежна, потому будем выживать и с наименьшими потерями... Будем приспосабливаться к Западу... Будем делать тоже, что делали все другие страны мира - развивать экономику, частное предпринимательство, торговать всеми богатствами России для того, чтобы выжить... И вот в 2001 году наша ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА законом утверждает частную собственность на землю... Россия в обвале? Очень хорошо!.. Будем обваливать и выживать!..

Выживать - это значит в ОДИНОЧКУ... Человек перестает надеяться на окружающих, ВЕРИТЬ в общую судьбу и начинает иметь судьбу свою, личную, индивидуальную... Он перестает ставить перед собой какие-либо жизненные и творческие задачи и его заботой становится только выживание любыми средствами: так становятся прагматиками... Окружение человека перестает быть ему родным и становится окружением конкурентов, соперников в борьбе за все уменьшающиеся материальные ресурсы... Мы победили во второй мировой войне, потому что народ все-таки сохранил свое единство... В том же номере, где было приведено процитированное выше стихотворение Твардовского, ниже было опубликовано обращение Даниила Гранина "Последние солдаты уходящего времени" к немецкой нации, которое я позволю себе процитировать:

"По всем показателям мы должны были войну проиграть. Гитлер все рассчитал правильно, немецкий генеральный штаб четко осуществлял план войны. Противник допустил только одну решающую ошибку. Он полагал, что первые месяцы войны сломят дух народа. Этого не произошло. Мы отступали, бежали, наши части гибли в окружении, но вот что странно: ничто не могло уничтожить уверенности в том, что мы победим. Она появилась с самого первого дня, эта уверенность - война кончится поражением Германием. Почему? Может быть, то было неосознанное чувство высшей справедливости. Психологический фактор стал грозным оружием - единственным оружием, которого не было у противника... Вспоминаю, как один из наших командиров-ополченцев Подрезов остался в окопе. Мы бежали, а он остался, сказав нам: "Больше не могу отступать. Стыдно". И отстреливался, пока его не убили". ("Общая газета", 21-27 июня 2001, "25, с.1).

Стыдно перед кем?.. Перед людьми, перед народом, перед близкими... Стыдно перед Россией... А сегодня не стыдно: притерпелись, привыкли - "стыд очей не ест"... Да к тому же со всех сторон: газет, телеэкрана, рекламных плакатов буйствует идеология индивидуализма: "Делай деньги!.. Богатей!..". Это и есть война: жестокая, коварная, беспощадная - разрушающая единство общей судьбы русского народа... Введение частной собственности на землю (хотя бы даже и на 2 процента) идеологическая победа Запада, ибо отчуждает часть общей территории, часть общей судьбы... Частный собственник - это человек ДЕНЕГ и он уже не кормится землей, не живет ею, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ХОЗЯИНОМ НА ЗЕМЛЕ и хозяином своей судьбы... Более того, он становится зависимым от общей судьбы таких же как он индивидуалов: малейший экономический кризис беспощадно бьет по его кошельку, мгновенно вымывая его деньги, его материальное богатство, его нажитое достояние и даже его главную частную собственность - ЗЕМЛЮ... Ибо не может человек прожить на своем участке земли, отгородившись от людей... ЭТО УЖЕ НЕ ЖИЗНЬ, А ВЫЖИВАНИЕ...

Но это идеологическое поражение мы потерпели еще в советское время... И об этом свидетельствует, в частности, Даниил Гранин (продолжаю цитирование):

"В сентябре под Ленинградом меня назначили командиром дота. Чтобы проверить наше 122-миллиметровое орудие, мы зарядили его и выстрелили в немецкую сторону. Примчался ротный, изматерил нас и пригрозил мне трибуналом. За то, что расходую без приказа боеприпасы, - снарядов не было.
Первые месяцы останавливали противника, ложась под танки. Лозунг того времени - "Грудью на зашиту Ленинграда!" Грудью и защищали - ничего, кроме груди, не было. Потери первых месяцев войны астрономические - два миллиона сто тридцать тысяч, а в плен попало и пропало без вести за первые полгода два миллиона три сорок тысяч...

Когда мы впервые взяли немецкие землянки, нашли там горячий кофе. Я помню, как это нас возмутило: термос с горячим кофе и рулон туалетной бумаги! Мы понятия не имели, что такое туалетная бумага, - мы и газетами-то не могли подтираться , потому что газеты нужны были для самокруток. С первого дня войны мы испытывали унижение от своей нищеты. Нам лгали начальники, газеты, сводки. Мы воевали с фашистами, как тогда их называли. Но злость наша была обращена и к бездарному нашему командованию, и к тому многолетнему обману, который постепенно раскрывался перед нами".

Это разделение судьбы людей: народа и общества, а точнее, сельского и городского населения, а точнее, разделение людей РОССИИ имеет глубокие корни, но оно же явилось главной причиной краха Советского Союза. ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА РОССИИ - РАЗДЕЛЕННОСТЬ ЛЮДЕЙ. Характерно, что та же самая Великая Отечественная война вначале была чистой, а затем, когда мы вышли за пределы границ Союза начала становиться грязной, а точнее - идеологической, об этом свидетельствует Гранин:

"Наша война вначале была чистой. Это потом, когда мы вступили в Германию, она стала грязной. Любая война, в конце концов вырождается в грязную. Любая война с народом, в сущности обречена, и это мы тоже узнали на своей шкуре - в Афганистане и в Чечне".

Цель - добить Гитлера - была чистой и в этом плане разгром Германии и Берлина нельзя назвать ни грязной войной, ни войной с народом. Другое дело, что народ, тех же самых русских мужиков, использовали как средство для идеологических целей... Здесь я позволю себе продолжить разговор на 16 странице этого номера "Общей газеты", где был опубликован высокопублицистический материал поэта Константина Ваншенкина "Отдельная жизнь", где он, в частности, рассказал о расстреле внутри части проворовавшего сержанта-минометчика и о том, что по идеологическим соображениям рассказ об этом было запрещено публиковать в советское время. Поразительно его публицистическое обобщение на основе этого частного факта, которое позволю себе процитировать полностью:

"Упорное стремление власти поставить заслон правдивому изображению войны привело к новой чудовищной неправде. Неправде о положении уже в современной армии. Имя этой болезни, этой коррозии - дедовщина.

Такого никогда не было. В войну неопытное пополнение из запасных полков принималось, поддерживалось, если угодно, чуть ли не по-братски. Ссылки же на теперешнюю криминализацию доармейской гражданской жизни тоже несерьезны, у нас в роте было несколько по-настоящему блатных сержантов, но о "неуставных отношениях" никто и слыхом не слыхал. И дело даже не в том, откуда это взялось, - вопрос, как это могло в армии укрепиться?

Пора уже наконец прямо сказать, кто повинен в этом. Это Главное политическое управление Советской армии - ГлавПУР. Оно не пожелало искоренить чудовищное явление, оно захотело его скрыть. Оно предпочло бороться не с ним, а с теми, кто о нем упоминает. Оно не направило бесчисленных своих политработников ночевать в казармы, чтобы контролировать ситуацию круглосуточно. Оно самодовольно отрицало растущую беду. Оно и книжки-то о войне и армии поддерживало свои, ведомственные, удобные, как говорится, маловысокохудожественные, и отмечало их специально учрежденными псевдопремиями. Назовите хоть одного стоящего поэта, получившего премию Министерства обороны. Вот то-то.

А ведь литература-то о войне продолжалась. Потому что не исчезала потребность добрать правды задним числом.

Уникальное явление: более полувека, не иссякая, развивается отечественная фронтовая лирика. Появляются время от времени книги из необъявленной серии "проза лейтенантов" (да и рядовых тоже). А Виктор Астафьев, как то партизан, который не знал, что война кончилась, и все пускал эшелоны под откос, все пишет и пишет пронзительные повести и романы о войне.

До сих пор посверкивает в литературе то отложенное отражение былой войны. Может быть, потому, что она была действительно народной. И потому, что мы в ней все-таки победили". ("Общая газета", там же, стр. 16).

Да, народ победил в войне, но война не кончилась. Советская форма разделенности народа и общества: идеологическая, сменилась экономической. На смену бюрократической разделенности приходит корпоративная. Идеологическая война продолжается. И проявление ее - ЛОЖЬ. В вышеприведенном отрывке свои частные интересы преследовал ГлавПУР: это надо понять как следует... Взрослый мужчина, политработник, знает о том, что предстоит испытать молодому призывнику в ночной казарме и молчит... Это до какой же степени надо переродиться духовно, чтобы стать общественным лицом, принять правила игры своего сословия и утратить хоть какое-то чувство общности со своим народом и с людьми... А сегодня: разве происходит не то же самое, когда мы брезгливо отворачиваемся от встречного бомжа, когда "не замечаем" совсем крохотных детей-беспризорников, когда бессильно проходим мимо многочисленных протянутых за подаянием рук... Что это - жизнь?.. "Пусть неудачник плачет"? Или это все та же утрата связи со своим народом, своей личной ответственности за людей...

С легкостью необыкновенной современная российская интеллигенция сдала даже те немногие моральные позиции, которые были у интеллигенции советской... Я говорю здесь о сословной этике, не имея в виду личностное поведение... Введение частной собственности на землю - это, на мой взгляд, идеологический КРАХ современного российского общества... Если мы смогли отстоять свою землю в военном противостоянии, начавшемся 22 июня 1941 года, то сегодня - 22 июня 2001 года, оглядываясь сквозь шестидесятилетие на ту памятную дату, четко осознаешь, что идеологическую битву мы проиграли... Удар по земле есть удар по НАРОДНОЙ ОБЩНОСТИ, по ЕДИНОЙ СУДЬБЕ РОССИИ...

Процитирую свою запись, сделанную в записной книжке в феврале сего года:

Когда люди поймут, что нужно надеяться только на самих себя - Россия существовать перестанет. Пока есть вера в Россию есть общность судьбы".

Общественная идеология самодостаточности, самообеспеченности, индивидуализма продолжает победно шествовать по России. Общество, обособившиеся в своей жизни от народа, нанесло по народному единству России очень серьезный удар: ЛОЖЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ. Ложь как форма общественного мышления и сознания, которая даже лучших сынов России отделила, обособила от собственного народа. Пока мы копируем у Запада тип государства и организации внутренней жизни, я имею в виду также организацию и советского государства как западно-идеологического, в России будут по-прежнему продолжаться экономические и идеологические процессы разделения людей. Но есть и надежда. Это ведь именно в "Общей газете" прозвучали мудрые слова поэта, пронизанные верой и глубочайшей сутью понимания русского народа: "Ответчики за все, что было в мире":

Сидели мужики. Стемнело, свечерело,
Тянуло от реки.
Сидели мужики, забыв про дело.
Сидели мужики..."

22-23 июня 2001 года



Сайт создан в системе uCoz