Запись 19. (PF) НАУЧНА ЛИ НАУКА?

Идея этой записи возникла сравнительно давно, после прочтения в "Общей газете" беседы с директором Института прикладной астрономии РАН Андреем Финкельштейном "Дизайн" Вселенной задуман под человека. Кто был дизайнером?" (8-16 мая 2001 г., стр. 11). Но прежде чем приступить к критическому изложению темы, позволю себе вспомнить уважаемого мной классика - Козьму Пруткова:

"Мне, в размышлении глубоком,
Сказал однажды Лизимах:
"Что зрячий зрит здоровым оком,
Слепой не видит и в очках!".

Сильно сказано!.. А теперь - поехали!..

Современная наука достигла потрясающих успехов: разгадана тайна бессмертия, человечество получило возможность клонирования самого себя, вмешиваясь в свою собственную природу и природу планеты... Казалось бы куда уж больше! Но сразу обозначу свою основную мысль, подытоженную цитатой Козьмы Пруткова: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА СЛЕПА, ибо в ее основе мысль абстрактная, принципиально отрицающая природную конкретность объекта, его качественность или то, что называется МАТЕРИАЛЬНОСТЬ (целостность) объекта. Материя служит объектом познания и потому научная мысль, минуя целостность, воспетую поэтами и художниками, сразу же устремляется во внутрь, во внутреннюю взаимосвязь органов, изучая даже не материальную составляемость органов объекта, а их ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ, взаимосвязь. Подобный подход называется НАУЧНЫМ, ибо наука достигает поразительной точности в описании процессов, а человечество научилось ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ к природе, достигая поразительных открытий и изобретений. Но вместе с тем, наука в своем стремлении к ТОЧНОСТИ (то есть к НАУЧНОСТИ) утратила то, что можно назвать НЕВИННОСТЬЮ: способность видеть мир целостно, конкретно, чувственно как смотрят на него те, кого принято называть дикарями, живущими на лоне природы. То есть НАУКА НЕ ВИДИТ, ибо зрение НЕ НАУЧНО (неточно). Наши органы чувств и прежде всего зрение ОБМАНЫВАЮТ нас и лишь наука достигает ТОЧНОСТИ знаний и их адекватности ОБЪЕКТУ изучения: но при достижении точности происходит УТРАТА конкретности объекта, ибо конкретность (целостность) не научна.

Именно беседа с академиком Финкельштейном подытожила в газетном материале проблему адекватности научного метода реальности. Во-первых, автор - физик, математик, но прежде всего - астроном, а во-вторых, речь зашла о “дизайне Вселенной” о месте человека во Вселенной и вследствие о методе науки и его возможности. Поэтому, узко прикладная научная задача, например, об идее объединения нескольких телескопов в единую систему плавно переходит в научную систему мироздания вообще и об основах научного способа видения мира. Вот говорит Финкельштейн:

“...Вообще я начинал как физик-теоретик, специалист по теории относительности. А общая теория относительности - это очень возвышенная наука. Один из крупнейших специалистов в этой области Джордж Синг говорил, что его коллеги похожи на людей, которые сидят в “башне из слоновой кости”. Они абсолютно все знают о гравитации, но к ним никогда не обращаются за помощью те, кто строит мосты или запускает космические корабли.

Я занимался довольно глубокими вещами, которые объединяли небольшое количество “рафинированно-квалифицированных” людей. Очень узкий круг. Меня это не удовлетворяло, мне казалось, что наука - это нечто такое, что требует более широкого применения, объединения специалистов разных областей”.

В этом высказывании есть два момента: первый - в основе современной науки и научного способа мышления лежит представление о множественности (беспредельности) мира и Вселенной, который подытоживает пятый постулат древнегреческого математика и геометра Эвклида о паралелльности прямых: две параллельные прямые никогда не пересекутся. Это надо осмыслить и понять: НИКОГДА. И хотя русский математик Лобачевский, а позднее венгр Больяй и немец Риман доказали, что данный случай является (как и сама геометрия Эвклида) ЧАСТНЫМ случаем и прямые могут, к примеру, пересекаться, теория относительности Эйнштейна является прямым продолжением постулата древнегреческого мыслителя, ибо подытоживает тот факт, что НАУКА является ОТНОСИТЕЛЬНОЙ (абстрактной, множественной, частной, следственно-выводной и т.д. и т.п.) по самой своей природе. Наука всегда живет и оперирует понятиями и представлениями МНОЖЕСТВЕННОГО (ДИСКРЕТНОГО) мира, который мы называем условным, аналитическим, умозрительным, противостоящим миру ЦЕЛОСТНОМУ, ЗРИМОМУ. Таким образом, мы проводим прямую связь между геометрическим основанием мира древнегреческим ученым Эвклидом и сравнительно современной еще работой-учением об относительности пространства физика-теоретика Альберта Эйнштейна. Древнего грека и рафинированного интеллектуала соединяет одно и тоже - НАУЧНОЕ - представление о существующем мире, как мире МНОЖЕСТВЕННОМ (дискретном), состоящим из частиц. Именно в этом мире живет, творит и пытается решить свои практические задачи астроном Андрей Финкельштейн.

Второй момент - именно сегодня наука стремится преодолеть свою разорванность знаний, обращается к синтезу различных точек зрения и методов, пытается решать конкретные жизненные задачи и потому подходит к самым своим границам, натыкаясь на ТУПИК того, что может абстрактная (слепая) мысль. Эта мысль стремится ДОСТИГНУТЬ целостности (конкретности), но, утратив свою, скажем так, невинность (то есть способность чувственного восприятия мира), уже не может преодолеть незримый порог, разделяющий мир природы и абстрактных сущностей, в котором живет и действует современная цивилизация.

Вот речь ученого, теоретика и практика, абстрактно-ТОЧНОЙ мыслью познавшего нашу планету и Вселенную, все измерившего и взвесившего на самых точнейших весах с поистине аптекарской точностью:

“...Земля, которая кажется нам абсолютно изученным и абсолютно спокойным телом, на самом деле не так уж и спокойна. Континенты движутся, вращаются, поднимаются, опускаются, подползают друг под друга. А наша техника позволяет заглянуть в самые глубины Земли. И мы видим, к примеру, что Япония “подползает” под Россию со скоростью примерно 10 сантиметров в год. Видим, как перемещается Крымский полуостров, как движется Европа по отношению к Америке. Мы можем измерять расстояние между континентами с точностью до долей сантиметра и определять скорость их движения. Кстати, с такой же точностью мы знаем и динамику Солнечной Системы. Предсказываем положения больших и малых планет, спутников, космических аппаратов”.

И тут Финкельштейн переходит, вольно или невольно, к методу:

Ну и, наконец, главный объект изучения - это Вселенная, ее структура, как она образовалась, почему она такая, какая есть. Благодаря нашей технике мы можем проникнуть в самое ядро галактики, самый центр квазара, исследовать самое раннее состояние Вселенной - всего десятки, сотни секунд после ее рождения. Ведь астрономия на самом деле наука о прошлом. Мы никогда не наблюдаем объект от рождения до смерти. Мы наблюдаем разные объекты, находящиеся на разных расстояниях от нас, то есть - в разные эпохи и этапы развития. Мы смотрим в прошлое и связываем “картинки”, относящиеся к разным объектам, в единую цепочку, единый сюжет”.

Выделю моменты, касающиеся метода:

- “ее структура, как она образовалась, почему она такая, какая есть”,
- “астрономия на самом деле наука о прошлом”,
- “Мы никогда не наблюдаем объект от рождения до смерти”,
- “Мы наблюдаем разные объекты, находящиеся на разных расстояниях от нас, то есть в разные эпохи и этапы развития”,
- “Мы смотрим в прошлое и связываем “картинки”, относящиеся к разным объектам, в единую цепочку, в единый сюжет”.

Здесь в чистом виде обозначается ПРОЦЕСС развития и самой науки, и знания о предмете. Такая наука НИКОГДА не достигнет ЦЕЛОСТНОСТИ знания, ибо она сама находится в ДВИЖЕНИИ, которое ОТРИЦАЕТ ЦЕЛОСТНОСТЬ МИРОЗДАНИЯ посредством СОЗДАНИЯ РАСЩЕПЛЕННОСТИ МЕЖДУ МИРОМ И ПОЗНАЮЩИМ ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ. Научная мысль двоична (количественна), в ее основе ЧИСЛО как мера всего сущего. Мир воспринимается не непосредственно - посредством чувств, которые как мы уже говорили обманывают нас, а через форму: посредством словесных и численных категорий, а точнее через научно-математический аппарат, который позволяет нам ОПИСЫВАТЬ ПРОЦЕССЫ и предсказывать их развитие.

Да, Андрей Финкельштейн - превосходный и первоклассный ученый, не побоявшийся количественной мыслью ИЗМЕРИТЬ ВСЕЛЕННУЮ и даже заглянуть в самый центр Галактики. С точки зрения философа его научный язык безукоризнен и глубок, каждой фразой четко свидетельствуя о НАУЧНОМ МЕТОДЕ МЫШЛЕНИЯ и его родовых особенностях: относительности, условности, абстрактности. Наша современная наука является исторически зависимой от объекта (от условий среды обитания), описательной, опирающейся на свои же собственные условности и свой же опыт, зависящей от самого языка описания и исследования. Современный научный процесс разорвал через посредство математики свою последнюю связь с объектами изучения и стал ПРОЦЕССОМ самоценным. Даже заключительная фраза Андрея Финкельштейна из вышеприведенной цитаты: “Мы смотрим в прошлое и связываем “картинки”, относящиеся к разным объектам, в единую цепочку, в единый сюжет” не выводит из этого круга условного мира интеллектуальных сущностей, ибо единая картинка является ВРЕМЕННОЙ, условной точкой, взятой почти что произвольно для временных научных нужд, где картина мироздания и место исследователя в ней тут же меняются и условно созданная картина тут же устаревает и снова возникает необходимость очередного сбора данных и их обновления. МЫСЛЬ ДВИЖЕНИЯ, которая изучает и описывает ПРОЦЕССЫ и которая неспособна остановиться, оглядеться, увидеть КРАСОТУ и ЦЕЛОСТНОСТЬ МИРА... Поистине библейское проклятие лежит на человечестве в его бегстве из Рая и оно, в своем познании мира, лишь отражает ФРАГМЕНТЫ единого некогда мироздания, создавая НЕ КАРТИНУ, А СИСТЕМНОЕ ОПИСАНИЕ СВОЕГО ЖЕ ДВИЖЕНИЯ-САМОПОЗНАНИЯ... Единая научная картина есть всего лишь СВЯЗЬ ФРАГМЕНТОВ В ЦЕЛОЕ, которая однако не дает и никогда не даст отражение ЦЕЛОГО и ЕДИНОГО мира... Именно здесь астороном Андрей Финкельштейн уступает место философу, который, однако, остается столь же самозамкнуто эгоцентричным:

“Все, что астрономия знает о Вселенной на сегодняшний день, подводит нас к ответу на главный вопрос, которым на протяжении многих веков так или иначе задавались философы. Случайно ли появление во Вселенной человека разума, или в этом есть логика? (Sis! Логика! - К.Ч.). К ответу на этот вопрос можно подойти с чисто научной, я бы сказал, с экспериментальной стороны (Ученый может только ТАК, не иначе, ибо эксперимент и есть условность, абстрактность, то есть то, что создает логичность - К.Ч.). Оказывается, если чуть-чуть изменить фундаментальные параметры Вселенной, то не возникло бы ни атомов, ни молекул, а, следовательно - ни разума, ни цивилизации. Получается, что Вселенная “задумана” таким образом, чтобы в ней с неизбежностью возник разум, который должен ее изучать. Что это - случайность или очень четкая перспектива?”

Вот она, ключевая точка затронутой нами проблемы - научна ли наука? Познает ли наука окружающую ее действительность или лишь приспосабливается к ней, достигая более или менее приблизительного отражения. Можем ли мы на основе научных данных вторгаться в жизнь и изменять ее в полном соответствии с правилами научной логики и метода или мы должны осознать принципиальную невозможность науки преодолеть коренной изъян своего же метода и переступить черту разделяющую живой мир природы и мертвый мир научной лаборатории. Вокруг этого вопроса сегодня столкнулись позиции православной церкви и науки, и в частности, России и Запада. Западные ученые приступили к вторжению в природу человека, тогда как Россия на уровне государства приняла временный запрет на научные изыскания по клонированию человека. Эта линия незримой духовной борьбы проходит, в частности, и на уровне самого российского государства: может ли Россия использовать достижения западной экономической науки для обустройства своей жизни или же нам необходимо искать свой научный путь на путях СИНТЕЗА ЖИЗНИ И НАУКИ?

Моя позиция однозначна: ДА, У РОССИИ СВОЙ ПУТЬ - синтезирующий лучшее в восточной и западной традиции. У Востока мы берем КОНКРЕТНОСТЬ подхода к миру и создания ЖИЗНИ в нем, у Запада - мы берем АБСТРАКТНОСТЬ (методичность) и способность к изменению действительности. Если сказать еще проще, то человечество в восточной и западной традициях имело два отношения к природе: Восток ПОЗНАВАЛ природу чувственно, то есть целостно, отражая ее в своем конкретном опыте, Запад ИЗУЧАЛ природу абстрактно, интеллектуально, разлагая ее на составные части и молекулы. И России сегодня выпала историческая миссия соединения двух отношений к природе (восточного чувственного ОБЪЕКТА и западного аналитического МЕТОДА) в третье - РЕАЛЬНОСТЬ СВОЕЙ ЖИЗНИ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. В данной записи я ставлю простую задачу: обозначить ИНУЮ философскую точку зрения на столкновение восточного и западного подходов к жизни в вопросе о науке.

Вопрос “НАУЧНА ЛИ НАУКА?” сегодня, в какой-то мере сталкивает ВЕРУ и ЗНАНИЕ. Восток ВЕРИТ, НО НЕ ЗНАЕТ; Запад ЗНАЕТ, НО НЕ ВЕРИТ. Лишь Россия может достичь СИНТЕЗА ВЕРЫ И ЗНАНИЯ в третье - РЕАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Словосочетание “научна ли наука” - это по сути дела тавтология, ибо настоящая наука, в действительном понимании этого слова, то есть как ТОЧНЫЙ МЕТОД возникла на Западе или одновременно с возникновением западной истории и западного сознания, то есть в Древней Греции. Ее возникновение (науки, да и Запада) является до сих пор греческой загадкой, неразгаданной тайной, ибо научная наука (западный Запад) есть всего лишь ПРОЦЕСС, существующий сам по себе, без своего НАЧАЛА и без своего КОНЦА. ДВИЖЕНИЕ, которое являясь САМОЦЕННЫМ, достигает сегодня планетарного размаха (процесс ГЛОБАЛИЗАЦИИ).

Восток дал миру природу как ЗРИМЫЙ ОБЪЕКТ ВНЕШНЕГО знания (конкретного). Запад дал миру природу как НЕЗРИМЫЙ (СЛЕПОЙ, НАУЧНЫЙ) СУБЪЕКТ (МЕТОД) ВНУТРЕННЕГО изучения (абстрактного). Из этих двух посылок следует, что Восток - это ОБЪЕКТ БЕЗ МЕТОДА, а ЗАПАД - это МЕТОД БЕЗ ОБЪЕКТА. Таким образом, конкретизируем вопрос “научна ли наука” как вопрос о западном методе и западном миропонимании, которое стремится сегодня с позиций достигнутого научного субъективного знания давать человечеству ответы на основные философские вопросы и применять научный метод как метод построения жизни рядовых людей и государств и всего человечества (процесс глобализации). Поэтому, когда западное сознание (без восточного объекта!) стремится отвечать на основные вопросы оно с неизбежностью натыкается на самое себя. Что и зримо происходит в ответах Андрея Финкельштейна. Повторю конец фразы из вышеприведенной цитаты: “Оказывается, если чуть-чуть изменить фундаментальные параметры Вселенной, то не возникло бы ни атомов, ни молекул, а следовательно - ни разума, ни цивилизации. Получается, что Вселенная “задумана” таким образом, чтобы в ней с неизбежностью возник разум, который должен ее изучать. Что это - случайность или очень четкая перспектива?” Утверждаю, что это проблемы самого научного сознания и оно натыкается само на себя, на свою же собственную деятельность. Давайте пройдем дальше по тексту этого, в высшей степени любопытного интервью, превосходно подготовленного журналистром Еленой Кокуриной (чьи вопросы я выделю жирным курсивом):

“-Как бы вы сами ответили на этот вопрос? Какова ваша собственная интерпретация этих объективных данных, полученных за много лет работы в астрономии?

- Я бы сформулировал это так: Вселенная устроена таким образом, чтобы в ней обязательно возник человек, и даже больше - она не возникла бы, если бы существование человека не предполагалось. Говоря образно, “дизайн” Вселенной задуман под человека, и “дизайнер” - не Бог.

- В предисловии к книге Стивена Хокинга “Краткая история времени”, которая посвящена как раз вопросам происхождения Вселенной, Карл Саган пишет, что “автор не оставил в книге места Богу”. Но тем не менее и сам Хокинг, и вот вы сейчас постоянно используете слова: “план”, “задумано”...

- Это потому, что мы пытаемся перевести сложную науку в термины, близкие бытовому сознанию. Не “план”, не “дизайн”, а фундаментальные законы таковы. Чей “план”, что скорость света должна быть 300 тысяч километров в секунду, и никакой другой? Это фундаментальный закон, как раз один из параметров существования Вселенной. Можно, конечно, использовать и термин “Бог”. В таком случае ученые - это те люди, которые не только могут задавать вопросы “Богу” и получать на них ответы, но уже и строить “модель Бога”. Религия в свое время интуитивно нащупала и подняла эти вопросы, но наука сегодня приобрела такую мощь, что стала отвечать на них последовательно и содержательно.

Итак, получается, что Вселенная устроена таким образом, чтобы в ней с неизбежностью возник разум, который станет ее познавать. И необходимость познания тоже заложена. И здесь кроется ответ на главный вопрос, который всегда задавали себе люди - а зачем мы здесь? Зачем нужна эта гигантская избыточная цивилизация? Искусство, литература, развлечения - неужели это все случайная “плесень”? Но получается, что это не так, что это - закономерность. Сейчас пока еще нельзя сказать более определенно, но, думаю, лет через 20-30 мы получим полный, научно обоснованный ответ на этот вопрос.

- Получается, процесс познания конечен? И что будет дальше?

- Наука кончится. Кстати, это на самом деле не исключено. Возможно, наука - ограниченный феномен, который исчерпает себя, ответит на все вопросы и уйдет в сторону. И начнется нормальная жизнь. Будет по-настоящему развиваться технология, которая даст возможность всему человечеству, а не только “золотому миллиарду”, как сейчас, жить более качественно.

При этом я допускаю, что человечество не бесконечно. Но тогда (если модель, которую мы построили, правильная) с гибелью человечества перестанет существовать и Вселенная”.

Вселенная, о которой идет речь - западная. Это западное (научное) сознание, доминирующее сегодня на планете и с помощью экономической глобализации утверждающееся во всем мире и в том числе на Востоке. Уточню, что Запад, несмотря на его научность, логичность, экономическую всеобъемлющесть - это еще не все человечество. Таким образом, когда у Андрея Финкельштейна или у процитированного выше западного математика Стивена Хокинга речь заходит о возникновении Вселенной, о “плане”, о “задумано” - то это новые примеры того, как сознание измысливает свое существование и факты своего развития через само себя... Именно при этой логической (абстрактно-слепой!) картине мира заходит речь о “дизайне”, “логике” и “методе”, ибо дизайн, логика и метод - это атрибуты научно-исследовательской картины мира, или даже не картины-мировоззрения, а системы-миропонимания, которая всегда (тем более сегодня!) является временной, условной и принципиально неадекватной, то есть нецелостной. И научно постигаемый Бог есть здесь общенаучное сознание, которое мыслит Бога по своему образу и подобию как научного исследователя и конструктора.

До чего может довести строго “научная наука” показывает один эпизод с участием Стивена Хокинга. Цитирую текст, который мне удалось разыскать в Интернете: “Титаник - это действительно глобальный диагноз, а не эпизод в истории мореплавания и искусства” (http://www.aha.ru/~maximvpk/5.html):

“То, что еще несколько десятилетий назад было достоянием научной фантастики: и советской, и западной, - начинает перетекать в практическую плоскость. Совершенно ясно, что фундаментальные научные открытия, сделанные в конце нашего века, вскоре до неузнаваемости изменят весь формат и экономических, и социальных отношений. На острие этого процесса сегодня идут Соединенные Штаты Америки, которые собирают у себя ученых и идеи со всего мира. Два месяца назад мы наблюдали совершенно неожиданное явление, когда один из самых сильных теоретических умов современности, англичанин Стив Хокинг, был привезен в Белый Дом и в течение полутора часов излагал американской политической, финансовой и научно-технической элите свое видение будущего мира. Хокинг, человек практически парализованный, который общается с миром только через компьютер благодаря движениям трех пальцев своей левой руки, заявил всем, что через 10-20-30 лет вся человеческая цивилизация исчезнет в её нынешнем качестве и превратится в нечто иное. Он говорил о неограниченных источниках энергии, которые даст управляемая термоядерная реакция; о новой системе физических представлений. Но основной упор был сделан, действительно на достижениях кибернетики и микроэлектроники, которые уже привели к созданию системы Интернет, когда начинает действовать нечто напоминающее коллективный разум, “мыслящий океан” Лема; и на открытиях в сфере генной инженерии, позволяющих практически конструировать человека в духе антиутопий Замятина, Хаксли, Оруэла и других авторов. И далее Хокинг сделал обобщение относительно того, что сращивание научно-технических возможностей в этих областях приведет к созданию нового существа, которое поставит в течение двухсот-четырехсот лет крест на биологическом существовании Homo sapiens, человека разумного как вида.

На элиту США был выплеснут настолько яркий и объемный “образ будущего”, что она оказалась потрясена - прежде всего собственной неспособностью воспринять все это. Именно явление практически сросшего с компьютером гениального мозга, вещающего о приходе “искусственного сверхчеловека”, придавало его словам особую убедительность. Шок был настолько силен, что никто из собравшихся даже не поднял вопроса о стадиальности этого процесса: через какие этапы должна пройти эволюция такого существа и какие последствия вызовет каждый из данных этапов”.

И ниже, совершенно верное замечание:

“...Конечно, калека Хокинг, не будь компьютера, был бы по существу заперт в его парализованном, непригодном для полноценной жизни, теле. Болезнь безусловно наложила печать не только на его мировосприятие и рассудочные оценки происходящего, но также и видение им перспектив дальнейшего развития глобальной цивилизации. ...Это все означает, что если подобно Хокингу ограничиться в рассмотрении перспектив будущего только влиянием на него технико-технологического прогресса, то глобальная цивилизация действительно идет по пути, описанному в американском Белом доме Хокингом”.

  Тема Хокинга здесь прозвучала прежде всего потому, что один из самых принципиальных умов нашей современности. Математик, физик, теоретик, лидер западной науки, ум, как никакой другой, вследствие своей физической немощи, сосредоточенный на решении загадки о происхождении Вселенной и будущего нашей планеты и человечества. Тема Хокинга - это тема биологического вырождения человечества, которое в связи с процессом глобализации всемирной экономики, иными словами процессом все набирающего стремительную скорость западного пути человечества, приводит к предсказумому Апокалипсису. Потрясение американской общественности от доклада своего ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ЛИДЕРА надо оценить по достоинству, ибо, например, на Востоке или в нашей России, ИСКУССТВЕННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ еще не стал настолько привычным, чтобы спокойно воспринимать многие вещи, обычные и естественные для ЦИВИЛИЗОВАННЫХ американцев и европейцев. Вот еще одно информационное сообщение (приведу полностью):

"15 февраля, четверг 22:50

МАТЕМАТИК ПРИЗЫВАЕТ ГЕНЕТИКОВ ДОБАВИТЬ УМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ

Еще до истечения нынешнего века человечество начнет выращивать генетически совершенных людей в пробирках. Такой прогноз сделал в своем выступлении в Кембридже выдающий ученый современности британец Стивен Хокинг. По его мнению, уже нет никакой возможности остановить применение генной инженерии в отношении людей, сообщает ReMedicus.
При этом он сделал сенсационное заявление, что есть возможность с помощью генной инженерии увеличить объем мозга человека и тем самым значительно расширить его интеллектуальные возможности.

Я все больше прихожу ко мнению, что в космосе не существует разумной жизни, которая бы опережала нас", - заявил ученый. Он также предсказал, что в течение ближайших 100 лет человечество сможет начать колонизацию планет Солнечной системы.
Полностью парализованный, Хокинг приобрел всемирную известность благодаря своим работам в области астрофизики, а также изучения феномена пространства и времени. Сейчас он руководит кафедрой прикладной математики и теоретической физики университета Кембриджа, которую когда-то возглавлял Исаак Ньютон. /
АТВ" (Сайт www.list.ru)

:Тупик этого МЕХАНИЧЕСКОГО ПУТИ развития человечества на мой взгляд очевиден. И здесь любопытно одно принципиальное соображение с точки зрения философии: ПРИРОДА по сути дела не знает ТОЧНОСТИ, ибо каждое ее творение и произведение УНИКАЛЬНО и обладает способностью ЖИЗНИ, то есть изменения и приспособления к реальности. Живое в этом смысле обладает КАЧЕСТВОМ, то есть СИЛОЙ ЖИЗНИ. Это качество - СИЛУ ЖИЗНИ - у природы воспринял Восток и выразил ее в идее ВЛАСТИ. Запад вступил на путь обратно противоположный: качество было заменено КОЛИЧЕСТВОМ, то есть способностью в борьбе с природой достигать недоступной ей ТОЧНОСТИ или ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ своих действий ВО ВРЕМЕНИ. Если ПРИРОДА (как материя всего живого) приспосабливается к ЖИЗНИ (видоизменяется и приобретает новые качества), то западная цивилизация, в силу своего метода, приспосабливается к природе (или точнее, ПРИСПОСАБЛИВАЕТ ПРИРОДУ К СЕБЕ - здесь нет противоречия: цивилизация сама по себе есть следствие природы и потому приспосабливается к ней, но внутри своего замкнутого пространства она приспосабливает природу как материю к себе), то есть к МАТЕРИИ: искусственное возникает на путях потребления материального. Если живое обладает качеством - силой жизни, то искусственное обладает количеством - способностью разложить жизнь на составные части, иными словами, способностью утраты качества и достижения СМЕРТИ.

Я понимаю, что вышеприведенный абзац сложен для восприятия и оговорю, что здесь речь идет о философских категориях. Упростить смысл предыдущего высказывания можно так: человечество использовало СМЕРТЬ для постижения тайн ЖИЗНИ. С этой целью оно проникло во внутрь МАТЕРИИ (природы) и начало ПОЗНАНИЕ жизни и смерти с той целью, чтобы ДОСТИЧЬ БЕССМЕРТИЕ. С этой точки зрения очевидно, что западная цивилизация это всего лишь ВНУТРЕННИЙ ПРОЦЕСС как процесс ПОЗНАНИЯ, изучения и прежде всего САМОПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Чтобы отгородиться от природы, человечество создало ВНУТРЕННЕЕ (родовое) ПРОСТРАНСТВО - вне природы и начало ПРОЦЕСС СВОЕГО САМОПОЗНАНИЯ - разложения тайн природы на составные части. Это внутреннее пространство было отвоевано у природы Востоком, но лишь Запад смог действовать на этом внутреннем пространстве, прекратив процесс внешней экспансии (завоевания пространства). С прекращением внешней экспансии, или скажем просто - родового развития человечества с материальной точки зрения (происхождение и история Востока), началась внутренняя экспансия - история и логика родового самосознания и самопознания человечества с идеальной точки зрения (происхождение и история Запада). Именно с истории Запада, с обретения ФОРМЫ, то есть цивилизации, которая позволила человечеству защититься от природного и бесследного кругооборота природы, человечество начало ИСТОК своего самосознания, своей ИСТОРИИ и своей ЛОГИКИ. То есть существования родового человечества ВНЕ ПРИРОДЫ. И именно как ЧЕЛОВЕК ЦИВИЛИЗАЦИИ Андрей Финкельштейн ставит свои глобальные вопросы (повторю снова): "Случайно ли появление во Вселенной человека разума, или в этом есть логика?" "Зачем нужна эта гигантская избыточная цивилизация", а чуть ранее, как ученый, проницательно замечает: "Оказывается, если чуть-чуть изменить фундаментальные параметры Вселенной, то не возникло бы ни атомов, ни молекул, а следовательно - ни разума, ни цивилизации. Получается, что Вселенная задумана таким образом, чтобы в ней с неизбежностью возник разум, который должен ее изучать. Что это случайность или очень четкая перспектива?" И ниже (снова повторю): "Говоря образно, "дизайн" Вселенной задуман под человека, и "дизайнер" - не Бог". А кто тогда этот "дизайнер"? На эти вопросы Финкельштейн, как современный ученый, не отвечает, ибо "фундаментальные законы" интеллектуального разума не позволяют давать ответы на эти очень простые и почти что детские вопросы, ибо ИНТЕЛЛЕКТУ как опытному искусственному знанию НЕ ДАНО ВИДЕТЬ, то есть находиться в ЖИЗНИ и обращаться к чувственному опыту ибо опыт сей есть по определению неточный или ненаучный. То есть НАУКА НЕ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ НАУЧНЫЙ ОТВЕТ О СВОЕМ СОБСТВЕННОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ!! Вследствие этого, в научном мире, несмотря на его безукоризненную логику и аналитичность, разложенность всего и вся по полочкам, до сих пор ЦАРИТ ПОЛНАЯ СУБЪЕКТИВНОСТЬ, ибо субъективность это есть ТОЧНОСТЬ, то есть временное знание полученное для временных же целей. Ни одно, подразделение науки, ни один предмет знания по сути дела не имеет точного научного определения, ибо все определения перечеркивает сам процесс непрерывного изменения и развития научного знания о жизни, точнее, человечество как субъект постоянно пересматривает свои прежние знания и формулировки.

Самосознание человечества, в его нынешнем виде западного сознания как субъекта, находящегося в искусственном мире цивилизации, то есть сознания находящегося ВНЕ ЖИЗНИ (вне жизни природы), есть СОЗНАНИЕ, НАХОДЯЩЕЕСЯ ВНУТРИ ФОРМЫ. То есть СОЗНАНИЕ, НАХОДЯЩЕЕСЯ ВНУТРИ ФОРМЫ, ПОРОЖДЕННОЙ И СОТВОРЕННОЙ ИМ ЖЕ САМИМ! Поэтому астроном Финкельштейн безусловно прав, когда говорит, что "дизайнер - не Бог", а математик Стив Хокинг, каким-то чудом - чутьем человека-математика обнаруживает первопричину Вселенной - ТОЧКУ. Я вынужден здесь воспользоваться достаточно популярным мнением о том, что гипотеза о происхождении Вселенной из точки принадлежит именно Хокингу, ибо под рукой нет необходимой литературы, а информация о Хокинге в Интернете (на русском языке) чрезвычайно скудна. Впрочем, это не столь важно: принадлежит ли гипотеза Хокингу или, скажем, например, Альберту Эйнштейну. Важно то, что идея точки отражает КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ параметры Вселенной, то есть поддающиеся математическому исчислению. То обстоятельство, что точка - это идеологический параметр Запада, а не Востока, очевидно. То есть точка - это не Бог, а следствие. Вполне может быть и следствие Бога, но Западу - ИДЕЯ Бога не нужна, ибо ИДЕЯ - это не Бог. Бог - это область веры, а идея - область науки. Бог - это начало не количественное (логическое), то есть НЕДОКАЗУЕМОЕ, а точка - это начало ДОКАЗУЕМОЕ (логическое).

Поскольку Бог, как говорят в России, не фраер, то будем искать начало фраерского (мещанского, экономического, вещевого, денежного) и научного мира. Я попробую, сделать то, о чем сказал Андрей Финкельштейн, изменить фундаментальные параметры Вселенной и с философских позиций, то есть позиций русской философии (идея всеединства и гармонии всего сущего и принципа личности) решить задачу о происхождении науки. Причем, если в основе западного мышления лежит принцип логики (доказательности или исходности), то в основе нового подхода лежит принцип гармонии - взаимоувязанности всех точек зрения в ЯСНУЮ (целостную по Востоку) и ЛОГИЧНУЮ (структурную по Западу) КАРТИНУ (принцип личности по России). Принцип личности означает здесь принцип доходчивости, то есть людям по-людски, Богу по-божьи, кесарю - по-кесарски!

Итак, нам надо ответить на два вопроса: о происхождении ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (Вселенной, цивилизации или Запада) и о происхождении науки (точки). Повторю еще раз, что мир природы не знает КОЛИЧЕСТВА, ибо каждое творение природы НЕПОВТОРИМО и обладает КАЧЕСТВОМ. Поэтому природа не знает ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА и не знает геометрии (ТОЧКИ). Но именно Восток породил отрицательное пространство, а Запад создал точку, которая стала основанием научного подхода к жизни. Сразу оговорю, что мое доказательство будет ФИЛОСОФСКИМ и основано на философском понимании взаимоотношения человечества и природы, точно также как "фундаментальные законы Вселенной", о которых говорил Финкельштейн, основаны на определенном философском миропонимании. Поэтому моя задача проста: показывая ИНОЙ ВЗГЛЯД на первопричины я тем самым ДАЮ ОТВЕТ на фундаментальные вопросы, и в частности, на вопрос, с которого началась данная статья "Научна ли наука". Конкретные доказательства (материальные факторы) и абстрактные теории (идеальные концепции) с этой точки зрения должны быть взаимоувязаны в единую гармонию, но они являются следствием, повторю еще раз, ИНОГО ВЗГЛЯДА на мир.

Вопрос о понимании и происхождении ОТРИЦАТЕЛЬНОГО пространства достаточно прост. Положительное пространство - материальное, природное, естественное, то есть пространство ЖИЗНИ. Отрицательное пространство - идеальное, цивилизационное, искусственное, то есть пространство СМЕРТИ. Это идеальные определения. Теперь посмотрим конкретные факторы - они тоже известны. История развития человечества охватывает естественный процесс становления РОДА внутри природы на планете, его постепенного развития и становления до тех пор, пока человечество не вышло на планетарный уровень и не осознало того простого факта, что оно находится НА ЗЕМЛЕ и что существует КОСМОС, который является не частью Земли-матери, а наоборот, Земля является частью Космоса. Этот момент перехода материального существования к духовному зафиксирован в истории Древнего Египта. Высший пик развития Востока - вера египтян в Солнце (в бога Ра), после чего сознание неуклонно возраставшее из глубин материи к Солнцу, стало замыкаться, уходить внутрь самого себя, унося с собой идею ВНЕПРИРОДНОГО начала и права человечества вмешиваться в ХОД природного порядка вещей и ЗАЩИЩАТЬСЯ ОТ СМЕРТИ. Именно древнеегипетские фараоны считали себя сынами Неба. Увидев Солнце человечество оказалось уязвлено фактом своей смертности. Древнеегипетские пирамиды - это ЗАЩИТА СОЗНАНИЯ от своего ИСЧЕЗНОВЕНИЯ. Таким образом, Восток в лице египетского народа создал отрицательное пространство, независимое от кругооборота природы. Плата оказалась сурова - смерть индивидуальных носителей сознания, но НАЧАЛО РОДОВОГО ПРОЦЕССА САМОПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Труд египетских рабов по строительству пирамид оказался поистине ПЛАНЕТАРНЫМ ДЕЯНИЕМ: человечество ушло из природы и пришло во Вселенную - начался процесс существования СОЗНАНИЯ человечества в ОТРИЦАТЕЛЬНОМ - МЕРТВОМ - пространстве. С этой точки зрения скажу, что мы, современное человечество, до сих пор своим сознанием НАХОДИМСЯ ВНУТРИ ЕГИПЕТСКОЙ ПИРАМИДЫ И ВЫРВЕМСЯ ИЗ НЕЕ ТОЛЬКО С РЕШЕНИЕМ ПЛАНЕТАРНОЙ ЗАДАЧИ - ДОСТИЖЕНИЯ БЕССМЕРТИЯ! То есть наше сознание имеет ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ форму.

Именно египтяне положили начало научным формам как процессу перевода естественной МЕРЫ в меру ИСКУССТВЕННУЮ! Решение задач по строительству пирамид и выживания народа в искусственном пространстве пустыни и неустойчивого Нила потребовало от египетского народа сочетания ЗЕМЛЕМЕРИЯ (конкретного) и АСТРОНОМИИ (абстрактного) в третье - человеческую МЕРУ как синтеза ВНЕШНЕЙ ФОРМЫ и ВНУТРЕННЕГО ПРОСТРАНСТВА ПИРАМИДЫ. С созданием египетских пирамид возникло внутреннее пространство - отрицательное, способное противостоять в своей крепости природным разрушающим факторам и способное нести ИНФОРМАЦИЮ. Так с возникновением отрицательного пространства включилось родовое ВРЕМЯ. Человечество умерло для ПРИРОДЫ и начало свой процесс, ДВИЖЕНИЯ СКВОЗЬ ВРЕМЯ, от ЖИЗНИ СКВОЗЬ СМЕРТЬ К БЕССМЕРТИЮ - для последующего ВОСКРЕШЕНИЯ РОДА.

Египтяне - это еще Восток. В человечестве все еще сильно природное начало и потому египетские боги отражают в себе и природу, и животных, и природные процессы. Но настоящее искусственное существование, то есть свободное от каких-либо следов материи, началось с древних греков. Это уже научный факт: наука берет свое начало как самостоятельная абстракция именно с Древней Греции. Но начало это, напомню не известно (не известно научно), и потому говорится о греческой загадке. Именно с греков ЗАПАД начинает историю своего существования и развития. И если Восток создал новую СРЕДУ обитания для человечества - ИСКУССТВЕННУЮ, то Запад начал искусственный ПРОЦЕСС своего существования в этом внутреннем пространстве (процесс самопознания). История философии зафиксировала этот факт поиска древними греками своего ПЕРВОНАЧАЛА в отрицательном пространстве новорожденной цивилизации (первоначало это в чистом виде ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ - искусственный принцип, свободный от материальности природы). Я позволю себе процитировать ряд известных фактов из учебника по истории философии (выбор учебника не принципиален, но в данном случае я воспользуюсь "Историей философии в кратком изложении" (пер. с чешского И. И. Богута. - М. Мысль, 1991):

"Первые признаки философского осмысления мира можно найти уже в произведениях Гомера, хотя по своей мифологической форме они еще далеки от "рационализма", присущего греческой философии. Гомер говорит о трех первопричинах, которые можно в определенном смысле полагать первоосновами мира, и называет их Никс, Океанос и Тетис..." (с. 70)

"Попытка объяснения возникновения мира содержится и в трудах Гесиода. Согласно Гесиоду, основой всего является хаос, который понимается как неограниченная, бесформенная масса, содержащая в себе все возможные потенции. Из него же возникают праисходные формы бытия. С одной стороны, это Гея (Земля) и Эрос (определенная жизненная сила), с другой - это Эребос (тьма) и Никс (ночь) как определяющая, правящая сила. Из них потом возникают Уран (звездное небо), Этер (Эфир), свет, и постепенно остальные божества2 (с. 71).

"К космогоническим взглядам Гесиода восходит позднейший мыслитель Акусилай. Он вводит в систему основных принципов Гесиода новое понятие - Метис, или Нус (разум)". (с.71)

"Определенным завершением космогонических концепций в Древней Греции в период, предшествующий образованию собственно философии, являются взгляды Ферекида и Эпименида из Сира.
Согласно Ферекиду, первоосновой всего является особая жизнеспособная материя, которую он обозначает именем Зевс Эта первооснова существует в пяти стадиях, следствием развития которых является возникновение богов, космоса и земли. Взгляды на проблему возникновения богов (теогонии) и космоса (космогония), таким образом обретают единые мифологические рамки. Ферекид впервые пытается создать определенную "всеобъемлющую" систему, охватывающую всю известную тогда область явлений. (Так! - К.Ч.)
С пятью стадиями развития можно встретиться и у Эпименида, старшего на полстолетие. Согласно ему, на первой стадии существуют воздух как праматерия и ночь как безграничная
тьма. Их соединение приводит к возникновению праосновы (преисподней). Оттуда восходят Титаны, из них - яйцо, разрушение которого приводит к рождению мира".( с.71-72)

Так! В вышеприведенной цитате заметны элементы на мифологическом уровне НАУЧНОСТИ и, в частности, отрицательности. Это и стадиальность, и исходность ПРОЦЕССА, и его отрицательность, то есть несоответствие миру природному. Именно эти полумифологические-полурациональные попытки объяснения НОВОГО мира (миропонимания) особенно ЗРИМО показывают процесс произошедшего РАСЩЕПЛЕНИЯ МИРА: ЖИЗНЬ и ее ПОНИМАНИЕ отдаляются друг от друга. Человечество внутри цивилизации начало ОТРАЖАТЬ явления жизни и природные факты ОТРИЦАТЕЛЬНО. Именно тогда, когда мифологические (естественные или чувственные) элементы были сброшены окончательно и мир перестал сознанием восприниматься как нечто ЦЕЛОСТНОЕ, именно тогда началась собственно философия, где первоначало (ПРИНЦИП или часть вместо целого) выступил в своем чистом виде. Этот этап известен из истории философии как милетская школа:

"Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего... На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдельные представители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму. Вообще вопрос о взаимном отношении материальтного и духовного принципов, естественно, еще не ставился, он был сформулирован позже. Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом и мышлении этих философов проявляется и "наивная" диалектика, с помощью понятийных средств которой они стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен". (с.72-73)

Итак! Явление диалектики (пусть даже и наивной) есть явление научности (двоичности мышления). Материальность мышления первой философской греческой школы есть следствие не внешне-природного мира, которая иначе отражалась бы в целостном мифе, а ЧУВСТВЕННОСТИ древних греков, которая уже была замкнута на самое себя. То есть греки, живые чувственные и древние пластические греки, уже становились СЛЕПЫМИ. Они переставали ВИДЕТЬ мир и отражать его в мифологических аспектах, а начинали ОТРАЖАТЬ в своем сознании ЭЛЕМЕНТЫ мира. Именно древними греками природа впервые перестала восприниматься как природа и их сознание стало относиться к ней РАЦИОНАЛЬНО. Рационализм есть уже чистая научность для которой природное явление есть ЭЛЕМЕНТ, частица, кубик, пра-единица всего сущего. Именно поиском этого первоэлемента занята милетская школа. Цитирую принципиальные положения философов этой школы:

"Основой всего сущего Фалес считал воду..." (с. 74)
"Так же как Фалес, Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что "первоначалом и основой является беспредельное (apeiron), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным". (с.76)

Так! И целое это - первоначало, или, говоря иными словами, искусственное. Но дополним цитирование еще одним примером:

"Анаксимен... провозглашает воздух началом сущего, ибо из него все возникает и к нему все возвращается" (с.78)

Здесь мы опустим ряд положений и имен философов, в том числе и элеатов, которые в отличие от милетской школы упор делали не на первородность, а на диалектику. То есть это две стороны рациональности: искусственное как КАЧЕСТВО (атом) и как КОЛИЧЕСТВО (метод связи атомов). Эти две стороны удалось соединить в своем учении тому, кого Андрей Финкельштейн по сути дела назвал создателем и дизайнером Вселенной. Я имею ввиду знаменитого и классического математика и геометра Пифагора. В этой фигуре, которую многие считают полумифической (легендарной) счастливо сошлись ряд моментов. Во-первых, Пифагор как никакой другой древний грек (все по тем же легендам) соприкоснулся с религией и наукой египетских жрецов (даже сам был посвящен в этот сан), во-вторых, геометрическое и математическое наследие Пифагора легко перекладывается на философский язык, что позволяет именно Пифагора считать отцом Вселенной и породившей ее ТОЧКИ. В самом деле, точка как КАЧЕСТВО дает основание геометрии, а точка как КОЛИЧЕСТВО - математике. Таким образом, Стив Хокинг, указавший на точку как на первородную причину возникновения Вселенной, указал по сути дела на основание МАТЕМАТИКИ и ГЕОМЕТРИИ, а точнее, основание НАУКИ. То есть СОЗНАНИЕ указало на самое себя как на средство. Любопытная получается тавтология: СОЗНАНИЕ как основа указывает на самое себя как на средство, а как средство оно же приводит к самому себе как первооснове. Таким образом, в современной науке ТЕОРИЯ указывает на практику, а ПРАКТИКА на теорию. Замкнутый круг или бесконечный тупик, о котором также метко сказал великий русский мыслитель Козьма Прутков: "Где у кольца конец, которым оканчивается начало". Шикарно живем, товарищи! Ученые мужи столько понанесли учености, что простому человеку ни в жисть не разгрести!

Но вернемся к Пифагору и определим ряд моментов, которые мы называем философскими. Во-первых, знаменитая пифагорова теорема "о штанах": "В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов" означает по сути дела исходную позицию для обоснования РАЗВИТИЯ: единица переводится в двоицу и далее, а последняя всегда может быть переведена обратно в единицу. Таким образом, процесс геометрической и арифметической экспансии на пространство был основан теоретически, то есть пространство стало поддаваться математическому и геометрическому переложению (измерению). Отсюда следующий шаг до существования теории самой по себе: ИЗМЕРЕНИЕ становится ИСЧИСЛЕНИЕМ и существует само по себе. Тот же самый шаг был сделан и в арифметике: все цифры понимались Пифагором фигурально, то есть имели геометрическое выражение в виде различных фигур, что дало возможность определять различные КАЧЕСТВА цифр!! Любопытно, что знаменитое пифагоровское выражение: "Все есть число" (Или по-другому "Мир есть число") опять же под числом означает единицу или же ТОЧКУ!!! Общеизвестно, что именно Пифагор является отцом арифметики и таким образом количественного постижения мира (то есть научного МЕТОДА). В его времена еще греки не знали нуля и единица являлась МНОЖЕСТВОМ, то есть основой для нового мира. Пифагор еще не осознавал отрицательность пространства (то есть его замкнутость или того, что мы назвали нахождением сознания внутри египетской пирамиды), но арифметический процесс (сложение натуральных чисел) есть процесс ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ (или по-другому - искусственный). То есть это момент принципиально важный и я позволю себе подчеркнуть его. ТОЧКА - это, в философском смысле, есть МЕРТВОЕ В ЖИВОМ. В другом смысле, более общем, МЕРТВОЕ В МЕРТВОМ ПРОСТРАНСТВЕ (ПИРАМИДЫ).

Проясним: МЕРТВОЕ В МЕРТВОМ ПРОСТРАНСТВЕ - процесс саморазвития и самодвижения цивилизации (ум, принявший правила игры - точку или условность, оказывается вне своей чувственности и искусственных условиях, иными словами, человек, занявшийся наукой уходит из жизни в искусственно созданную сферу, в ПРОЦЕСС МЫШЛЕНИЯ);

А выражение МЕРТВОЕ В ЖИВОМ с одной стороны означает цивилизацию, а с другой, существование и развитие ОТРИЦАТЕЛЬНОГО процесса в живом: как цивилизации в биосфере планеты, так и развитие интеллекта внутри ОРГАНИЗМА живого человека. Мозг человека с этой точки зрения есть его ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ орган. Другой аспект точки в философском смысле: точка есть момент проникновения в живое тело: момент разрыва целостности (например, укол врача или скальпель хирурга), то есть ПРОНИКНОВЕНИЯ ВО ВНУТРЕННЕЕ ТОГО, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕЛЫМ. И если существование во внешнем предполагает опору на ЗРЕНИЕ (различие по качеству), то существование во внутреннем (действие в профессиональной сфере) предполагает опору на ОПЫТ (различие по количеству). Таким образом, именно древние греки положили начало НАУКЕ (математике и геометрии как МЕТОДУ КОЛИЧЕСТВЕННОГО ПОСТИЖЕНИЯ МИРА). Качество сменилось количеством, ЗРЕНИЕ слепым ОПЫТОМ, то есть опытом зафиксированным в научной ФОРМЕ. У Пифагора есть еще ряд весьма и весьма выразительных моментов, подытоживающих философскую картину перехода от ЖИВОГО восприятия к восприятию МЕРТВОМУ (аналитическому), но и сказанного уже достаточно.

Если выше процитированные милетцы и непроцитированные мной элеатцы еще имели какую-то связь с материальной стороной жизни, то именно Пифагор окончательно увел человечество на научную стезю, сделав его полностью РАЦИОНАЛЬНЫМ. Точка стала в основании научного мира, а человечество стало постигать Вселенную и планету посредством КОЛИЧЕСТВЕННОГО измерения. Прошли годы и тысячелетия и математик Стив Хокинг объявил о нахождении первоосновы Вселенной - пифагоровской ТОЧКИ, а астроном Андрей Финкельштейн заговорил о "дизайне Вселенной", о плане, о задумано и точно подметил, что Вселенная сотворена не Богом. Уважаемый Андрей, осмелюсь по-швейковски заметить Вам, что небритая физиономия в зеркале - это Ваше собственное лицо, так что отойдите же наконец от зеркала и пойдемте в ближайший трактирчик попить пивка! И Бог с ней, этой вселенной!

Для современной науки справедлива, и более того, весьма практична бессмертная пифагоровская фраза: "Все есть ЧИСЛО!". Именно в Древней Греции произошло РАСЩЕПЛЕНИЕ ЖИЗНИ И НАУКИ (то есть чувственности и мышления), а точнее, Востока и Запада. И не зря древние римляне обожествляли двуликого Януса: одна голова которого глядела (скажем по-своему) НАЗАД (ибо чувственность всегда обращена к памяти) на Восток, а другая голова - ВПЕРЕД (ибо интеллект всегда обращен к идеальным формам ВНИМАНИЯ) на Запад. Восток смотрит НАЗАД, а ЗАПАД вперед, и как справедливо заметил мудрый Киплинг, "не встретиться им никогда"!! Так ЖИЗНЬ оказалась без НАУКИ, а НАУКА оказалась без ЖИЗНИ!

Коснемся здесь еще одного принципиального положения. РАСЩЕПЛЕНИЕ жизни и науки привело к тому, что именно в Древней Греции на заре зарождения философии и науки, появилась впервые особая категория людей, которые своей доблестью стали считать отстраненность от ПРАКТИЧЕСКИХ И ЖИТЕЙСКИХ ДЕЛ. Это - МЫСЛИТЕЛИ! Они не пахали, не сеяли, не убирали. Они - МЫСЛИЛИ! Признав за собой право вмешиваться в естественный ход вещей природы (египтяне), человечество признало право попирать себе подобных и делать их рабами (греки). Поэтическая древняя Греция на самом деле страна с примитивным рабовладельчеством: греки занимались спортом, развивались в искусствах и науках, а пропитание им обеспечивали рабы. Но любопытно не это, а то, что даже среди самих греков, живущих активной общей жизнью, выделялись отдельные индивиды, которые вообще ушли от какой-либо общей деятельности. Именно в Древней Греции впервые в истории человечества особым достоинством человека была признана способность заниматься абстрактными рассуждениями, не заботясь о хлебе насущном.

С этой точки зрения весьма показательно потрясение великого завоевателя, царей царей Александра Македонского, обошедшего весь свет и завоевавшего весь мир, который в удивлении остановился перед глиняной бочкой философа Диогена, полностью отказавшегося от мира внешнего. К чести Александра, учителем которого был знаменитый Аристотель, он в полной мере оценил и фигуру чудаковатого грека и его ответ: "Не заслоняй мне солнце": "Если бы я не был Александром, то хотел бы быть Диогеном". Поистине историческая встреча: ЛИДЕР МИРА ВНЕШНЕГО и ЛИДЕР МИРА ВНУТРЕННЕГО! ЦАРЬ И ФИЛОСОФ!! СИЛА И МЫСЛЬ!! К услугам одного все чувственные радости и достижения мира внешнего, он ПОТРЕБИТЕЛЬ и он же - ДЕЯТЕЛЬ, ВЕРШИТЕЛЬ, а с другой стороны, человек не от мира сего, отказавшийся от всех чувственных радостей и наслаждений, ради интеллектуальной деятельности. Поставим вопрос: кто из них более ПРАГМАТИЧЕН? Александр Великий или Диоген? Человек, который своей деятельностью избрал мир ВНЕШНИЙ или тот, который избрал мир ВНУТРЕННИЙ?

Внутренняя деятельность - внутри ли египетской пирамиды (то есть цивилизации) или внутри бочки Диогена (то есть мыслительная) есть деятельность КОЛИЧЕСТВЕННАЯ. Практичность ее отражают потому ДЕНЬГИ, которые пришли на смену СИЛЕ, все еще царившей во времена Александра Македонского. С Древней Греции западная цивилизация начала свою историю, а расщепление жизни и науки, продолжалось как процесс, приводя ко все более и более общности людей, выражением которой стали деньги. Деньги действуют во внутреннем пространстве и являются следствием общественного договора. Понятие практичности изменилось со времен древних и сегодня, в эпоху глобализации западной идеологии, очевидно ПРАКТИЧНОЙ как раз стала интеллектуальная деятельность, хотя бы и в форме бизнеса.

РАСЩЕПЛЕНИЕ ЖИЗНИ И НАУКИ привело к тому, что западная цивилизация как феномен абстрактного подхода к жизни привела, в постепенном саморазвитии, к внутреннему существованию человечества, к преобладанию ВНУТРЕННИХ (формальных, интеллектуальных) мотивов над мотивами ВНЕШНИМИ (чувственными). Это привело к доминированию общественных (научных) идеалов и формированию целой системы ОБЩЕЙ жизни. Возникла целая цивилизация людей, занятых абстрактной деятельностью и ее обеспечивающей. Деньги как система внутренних взаимосвязей привели к тому, что ВЫГОДНО стало заниматься внутренней (абстрактной) деятельностью (то есть интеллектуальной). Именно в Древней Греции было положено начало формированию цивилизации как ГОРОДСКОЙ (внутренней) по своему типу: развитие и становление городов привело к появлению стран, объединенных своей промышленностью и даже единства стран и штатов - Европы и США, которые в свою очередь образовали Запад как городскую цивилизацию всей своей тяжестью нависшую над самобеспечивающей биосферой ЖИЗНИ планеты. Но ПРОЦЕСС САМОПОЗНАНИЯ НАУЧНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ПРОДОЛЖАЕТСЯ, а точка и количественные расчеты на ее основе (идеальные построения) продолжают превалировать над здравым смыслом. Планетарная ОБЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛОВ, то есть ЛЮДЕЙ СЛЕПО СВЯЗАННЫХ ДРУГ С ДРУГОМ на основе внутренней общности и на основе внутренних интересов, напрямую угрожает существованию жизни самого человечества. Идеологическое ОТРИЦАНИЕ ЖИЗНИ продолжает двигать вперед науку и ее процесс научного (слепого) вторжения уже в саму человеческую природу. Признаки вырождения человечества и разлада между людьми на основе ОТРИЦАТЕЛЬНОГО (или НАУЧНОГО) подхода к жизни стали настолько очевидны, что нужно быть поистине СЛЕПЫМ, чтобы упорствовать в утверждении так называемой ПОБЕДЫ ИДЕАЛОВ ДЕМОКРАТИИ И СВОБОДЫ.

Я не знаю, задумывался ли кто-нибудь из ученых над такой простой мыслью, вытекающей из всего вышесказанного:

ЧТО ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ, НАУЧНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРЕДСКАЗУЕМЫ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОТОМУ, ЧТО ЭТО ПРОЦЕССЫ РАСПАДА.

Вымиранием населения и разрушением установившегося уклада жизни платит и Россия за это покорное и СЛЕПОЕ следование западным "научным" и идеологическим стандартам. Современная западная цивилизация имеет в своей основе точку Пифагора, начало математического и идеального постижения КОЛИЧЕСТВЕННОЙ стороны мироздания, но отнюдь не качественной его стороны. Вряд ли кто задумывался, что полная идеальность (МИР КАК ЧИСЛО) есть разложенность ЦЕЛОГО НА СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЕГО ЧАСТИ, то есть СМЕРТЬ. Сколько смертей, сколько вражды и ненависти еще надо еще испытать человечеству, чтобы понять простую истину, что за свое существование и за свою цивилизацию оно отвечает само. Разделенность родового человечества с природой и людей внутри цивилизации ставят проблему нового подхода к жизни: СОЗДАНИЮ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.

Российское государство сегодня производит ДЕНЬГИ, тогда как оно должно подать всему миру пример ПРОИЗВОДСТВА ЖИЗНИ. Нужно таким образом организовать внутрироссийскую жизнь людей и государственную деятельность, чтобы государство (а в его лице все интеллектуалы и общества России) перестало быть механическим Молохом, пожирающим природные ресурсы и усилия людей, а стало средством, помогающим людям выживать и налаживать нормальную жизнь в России и на всей планете.

Научная общественность России достаточна близка к официальному признанию тупика НАУЧНОЙ организации жизни. Но общественные усилия и гражданская активность российской общественности явно недостаточны, особенно пассивны именно чистые теоретики и практики науки. Но мне близки заключительные слова из интервью Андрея Финкельштейна:

"Но вот стандартное религиозное мировоззрение также предполагает уникальность нашего бытия. И, в принципе, мне лично эта концепция нашей уникальности нравится, потому что она ответственна. Это значит, что никто нам не поможет и все зависит от нас самих".

Может быть это и есть положительный результат современного научного состояния умов. Может быть ученые осознают наконец свою ответственность за мир, за природу, за существование человечества. Хотя прошло почти полвека со времени Манифеста Рассела-Эйнштейна, где была поставлена проблема реформы мышления человечества и личной ответственности каждого ученого за жизнь на земле, сегодня эта проблема актуальна как никогда. И наша Россия оказалась на самом острие современного идеологического кризиса. И научный ответ, и спасение, и выход могут прийти только из России. Больше просто неоткуда: Восток создал цивилизацию, Запад обеспечил ее развитие и ее интеллектуальное самоосознание, деятельность остается на долю России как примиряющей противоречия восточного и западного пути человечества.

Суть движения западной цивилизации в обострении родовых проблем. Отделенность человечества от природы и существование в искусственном пространстве СМЕРТИ (времени и истории родового самопознания) порождают ПРОБЛЕМЫ. Проблемы порождают вопросы, а последние - научные ответы. Так движется наука и именно для этого - самопознания человечества как рода существует цивилизация. Именно поэтому ответ на вопрос: научна ли наука позволю себе сформулировать так:

когда же наконец проснутся российские ученые? Это не вопрос, это - ответ. Ибо мы все упорно ждем, когда же прозреют слепые. И что же вы думаете - это будет чудо? Бросьте, жизнь проще.

(16, 26 августа 2001 г.)



Сайт создан в системе uCoz