форум "Российской газеты"

ИДЕЯ ДЛЯ РОССИИ

http://www.rg.ru/wwwboard/

СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ 2000 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Сентябрь
Предложение объявить гимном России стихотворение Евгения Евтушенко "Идут белые снеги";
Новый поэтический принцип - интонация (полемика по предложению);
Разочарование в России Андрея второго (небольшое недоразумение);
Русский национальный гимн (продолжение разговора Игорем);
Гимн России и гимн Москвы;
Реплика на вопрос Добровольского "Может ли идея России повлиять на развитие страны?";

Октябрь
О народности в гимне России (о русском снеге и о народной интонации);

 

СЕНТЯБРЬ 2000 г.

R: В разговоре о гимне России я имею свою позицию, которая наглядно была представлена на этом форуме. Данный материал почти полностью посвящен этой теме. Добавлю, что моя позиция не изменилась вплоть до сегодняшнего дня: нынешний вариант гимна (музыка и слова) на мой взгляд неадекватны глубинному строю души русского человека и государственной тональности России. Но это моя личная точка зрения, которому я естественно никому не навязываю.

 

Предлагаю объявить государственным гимном России знаменитое стихотворение Евгения Евтушенко "Идут белые снеги"

Отправлено Черепанов September 03, 2000 at 18:06:46:

Доводы в пользу этого соображения: вершина русского стихотворения - одинокий голос человека,
поднимающегося в своем чувстве, интонации речи по высот всечеловеческого переживания. Глубоко личное, предельно интонационное стихотворение Евгения Евтушенко в то же время достигает высот признания любви к России. Никто, как Евтушенко в этом стихотворении, не достиг поразительной русскости переживания, какого-то предельного обобщения чувства всех россиян к России. Это стихотворение, песня, а точнее, гимн одинаково сильно будут звучать в России и за рубежом, рождая глубочайшее душевное единение всех россиян в общей любви к Родине - РОССИИ!

Итак, подытоживаю: 1. Это стихотворение написано русским поэтическим принципом - интонацией как
единством образа и рифмы (эмоции и мысли), что подчеркивает силу и метод именно русского способа
стихотворения - народного, где стихотворение держится чувством и силой внутреннего переживания
человека; 2. Именно в этом стихотворении Евтушенко достигает поразительной русскости, нисколько не ущемляющей чувства и права людей других наций и народов, а наоборот, подчеркивает, что именно русскость переживания (интимность чувства) открывает перед человечеством новые пути к всемирному искусству и любви к нашей планете - матери-ЗЕМЛЕ! 3. Ни эмоциональная увлекающая сила гимна Глинки, ни размеренная твердая уверенность гимна Александрова, не могут сравниться с проникновенной силой строчек Евтушенко уже в себе содержащих мелодию! 4. Стихотворение несколько длинно для гимна, особенно для протокольного исполнения гимнов на правительственных встречах и спортивных соревнованиях, поэтому можно попросить Евгения Александровича несколько доработать его для гимна (сократить некоторые строфы и быть может - дополнить сокращенные).

Дополнительное, непринципиальное, но очень важное соображение: снег - это тоже национальный символ России! Известный русский писатель и поэт Дон Аминадо, написал, (цитирую и по памяти - могу ошибиться): "Но одна есть в мире нега ... Это русский зимний полдень, это русский запах снега!"

Итак, позволю себе напомнить это - всеми любимое и широко известное стихотворение-песню, а точнее ГИМН ЛЮБВИ К РОССИИ поэта Евгения ЕВТУШЕНКО:

ИДУТ БЕЛЫЕ СНЕГИ

* * *

Идут белые снеги,
как по нитке скользя...
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя.

Чьи-то души бесследно,
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.

Идут белые снеги...
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти
и бессмертья не жду.

Я не верую в чудо,
я не снег, не звезда,
и я больше не буду
никогда, никогда.

И я думаю, грешный,
ну, а кем же я был,
что я в жизни поспешной
больше жизни любил?

А любил я Россию
всею кровью, хребтом -
ее реки в разливе
и когда подо льдом,

дух ее пятистенок,
дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку
и ее стариков.

Если было несладко,
я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно,
для России я жил.

И надеждою маюсь,
(полный тайных тревог)
что хоть малую малость
я России помог.

Пусть она позабудет,
про меня без труда,
только пусть она будет,
навсегда, навсегда.

Идут белые снеги,
как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке
и как после меня,

Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои, и чужие
заметая следы.

Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.

1965

Cообщения

 

Re: Предлагаю объявить государственным гимном России знаменитое стихотворение Евгения Евтушенко "Идут белые снеги"

Отправлено Евдокимов Евгений Дмитриевич on October 23, 2000 at 04:14:36:В ответ на: Предлагаю объявить государственным гимном России знаменитое стихотворение Евгения Евтушенко "Идут белые снеги" отправлено Черепанов on September 03, 2000 at 18:06:46:

Здравствуйте.
Хочу предложить свой вариант текста к гимну России.
К сожалению, не знаю куда обратиться. Решил попробовать “ИНТЕРНЕТ”, своего рода на деревню дедушке. Если кто либо сможет мне помочь, буду весьма признателен.
Дело в том, что мне не безразлична судьба будущей России, как бы это громко не звучало. А вот сможем ли мы обеспечить преемственность поколений, это вопрос не простой. Я думаю гимн как раз должен сыграть в этом свою роль.
По поводу значения гимна можно говорить много и долго, но это лучше в живом общении.

Возможный текст гимна России к музыке Глинка

I
Простор морей,
Высоты поднебесья,
Степная ширь,
Суровость древних гор,
Снега лесов,
Соединившись в песню,
Рождают
дух
России и Отцов.


Припев :

Храни, Господь,
Любовь мою и веру,
Храни, Господь,
Отчизну Русь.
Храни народ,
Что свято миру предан.
На благо всех
Пусть будет наш союз.

II
Пусть вера даст
Нам преданность завету.
Любовь пусть даст
Нам творчества полет.
И это все
Соединившись песней
Пускай
в веках
Потомкам перейдет.

Припев:


Если кого то заинтересует моя работа, со мной можно связаться по телефону:
(812) 295-31-20 Евгений Дмитриевич (лучше вечером до 24.00)
Могу также выслать файл с озвученным текстом, но он в WAV. формате и занимает 14.143К.

PS Возможны еще куплеты, но надо ли.



Эта поэзия непосредственно об отношении Евтушенко к России, а не о ней самой

Отправлено Нина (Киев) May 06, 2001 at 19:50:15:

В ответ на: Re: Предлагаю объявить государственным гимном России знаменитое стихотворение Евгения Евтушенко "Идут белые снеги" отправлено Андрей on September 03, 2000 at 21:43:35:

В данном произведении высвечивается тема лишь личного отношения поэта к Родине, но никак не о ней самой. Ведь гимн должен отражать не субъективные чувства одного ее, пусть даже самого сознательного,гражданина. Более относящимися непосредственно к Росии считаю произведения (но не предлагаю их на роль гимна) : "Танки идут по Праге", "Казнь Стеньки Разина" (отображает реальное , где-то халатное и равнодушное, отношение самих граждан к болрьбе за свободу),"Бабий Яр","Что я скажу тебе, Россия?"( хотя здесь тоже выражено весьма субъективное мнение и для всего народа не покатит),"Наследники Сталина".

 

Re: Предлагаю объявить государственным гимном России знаменитое стихотворение Евгения Евтушенко "Идут белые снеги"

Отправлено Андрей on September 03, 2000 at 21:43:35:

В ответ на: Предлагаю объявить государственным гимном России знаменитое стихотворение Евгения Евтушенко "Идут белые снеги" отправлено Черепанов on September 03, 2000 at 18:06:46:

Я не против. И очень люблю стихи Евтушенко. Даже лично с ним знаком.

Отмечу лишь, что для большого круга Русской интеллигенции Евтушенко стал звучать по другому, после того как гуманитарии в силу предоставленной им власти “зарезали” русскую космическую программу. Многие из моих друзей, наверное к сожалению, перестали его читать, а некоторые по другому относиться к его творчеству и преподаванию в Американском университете.

Я лично в него верю. Несомненно талант, несомненно русский… У всякого бывают ошибки…

 

Re: "Чудаки! Поэтов разве учат!"

Отправлено Черепанов on September 07, 2000 at 19:46:06:

В ответ на: Re: Предлагаю объявить государственным гимном России знаменитое стихотворение Евгения Евтушенко "Идут белые снеги" отправлено Андрей on September 03, 2000 at 21:43:35:

Да, Андрей, можно с Вами поспорить относительно оценки роли Евтушенко в том, что была "зарезана" русская космическая программа... Но - это не главное, что Вы и отметили... О человеке нужно судить по его вершинам, и одна из них - это стихотворение "Идут белые снеги"...
Преподавание Евтушенко в американском университете - это его личное дело, каждый выживает как может, а поэты к тому же обнаженно чувствительны к отрицанию, в том числе и к тому, которое прозвучало в
связи с космической программой. Мне вспомнилась здесь строчка Павла Васильева: "Чудаки! Поэтов разве учат!" В известном смысле можно сказать, что поэт - как и женщина, всегда прав! Ибо он обращен к Богу, к божественному глаголу!
Кстати, Андрей, Вы не дали
Вашу оценку моему предложению. Молчание на данную тему - это что: согласие или же нежелание заострять вопрос?
Всего доброго!
Черепанов

Скорее нет...

Отправлено Андрей on September 08, 2000 at 14:27:35:

В ответ на: Re: "Чудаки! Поэтов разве учат!" отправлено Черепанов on September 07, 2000 at 19:46:06:

К сожалению людей оценивают не только по вершинам, но и наоборот по “низинам”. У каждого и первое, и второе разные. Для Евтушенко был момент, когда он Евтушенко был ВЛАСТЬ и на него люди смотрели не только как на поэта… Думаю, что Вы напрасно идеализируете. Непризнание ошибок гораздо хуже. Я категорически против выпадов типа “погрелся у кормушки”, которые присутствуют в других спорах, но например и в уме по себя оцениваю, что и в России есть люди которые с удовольствием получили бы образование у Евтушенко. Между тем ничего плохого в преподавании в Америке я тоже не вижу.

По сути:

Гимном можно сделать практически любое стихотворение. По моему мнению почему это стихотворение не может подходить для гимна, во первых потому что оно написано в явном миноре (гимн хотелось бы видеть более жизнеутверждающим), во вторых строчки пестрят отрицаниями, что отчасти и создает минор. Кроме того: стихотворение написано от первого лица, причем без труда можно увидеть “взгляд назад”. Думаю, что стихотворение очень личное и наверное автор вряд ли захотел бы его видеть гимном, в нем есть тайна… секрет, которые не нужно подгонять под лозунг или транспарант… И в этом нужно уметь себя защищать.

 

Re: Новый поэтический принцип - интонация

Отправлено Черепанов on September 10, 2000 at 12:01:33:

В ответ на: Скорее нет... отправлено Андрей on September 08, 2000 at 14:27:35:

Андрей, уточняю "по сути": стихотворение Евтушенко как раз не минорное, а написанное с той особой, негромкой и даже незаметной силой, которую можно назвать интонацией. Именно в этом стихотворении Евтушенко достигает поразительной силы интонационного звучания, когда суетное и личное уходит в сторону, а в личности с силой звучит общее. По философски это третий тип выражения общего в частном (обобщения) - особенное (то есть конкретное, абстрактное и особенное). Поэтически это выражается в связке образ (мажор - пользуясь Вашей, Андрей, терминологией), рифма (явный минор - пример Бродский) и интонация. Интонация синтезирует мажор и минор (я опять же пользуюсь Вашими определениями) в третье качество, когда уже нет ни явного мажора (Глинка), ни размеренного минора (Александров - чтобы понятно было почему минор - сравните с мелодией Интернационала, и, наконец, минор - это отсутствие мажора).
Даже Пастернак только в некоторых своих последних стихотворениях приходит к этой поразительной силе интонационного звучания. Если дать еще одно определение интонации, то это "человек сбрасывает форму и начинает говорить своим голосом, быть самим собой" - это сила человека, который выражает в себе весь народ, как своего рода Илья Муромец. И именно в этом стихотворении, именно интонационном (сколько поразительных интонаций в народном творчестве и поговорках) и именно русском (!!) проявляется настоящая сила Евтушенко. Его голосом в этом стихотворении заговорила сама Россия. Но эту негромкую силу не все способны видеть и потому я и говорю, что это истинно русское стихотворение.
Андрей, Вы показали себя достаточно тонким человеком, и меня удивило Ваше заявление, что гимном можно сделать ЛЮБОЕ стихотворение. Распевать можно действительно любое ритмическое сочетание, но речь идет о о другом.
И последнее, опять же об интонации: каждая интонация - музыкальна (пример, стихи Анчарова, Окуджавы, бардов). Это - следствие гармонии слов.
Объявив своим гимном ИНТОНАЦИОННОЕ стихотворение - Россия утвердит тем самым ИНОЙ тип гимна, и иную СИЛУ слова - ЛИЧНУЮ!
Таким образом, Андрей, все гораздо глубже. Но оговариваю, что это моя личная точка зрения и может быть я единственный во всем мире человек, который отстаивает существование интонации как третьего поэтического принципа. Могу сказать, что для меня здесь все очевидно как 2 х 2 = 4!
Спасибо за внимание!

 

Re: Новый поэтический принцип - интонация

Отправлено Андрей on September 11, 2000 at 17:26:28:

В ответ на: Re: Новый поэтический принцип - интонация отправлено Черепанов on September 10, 2000 at 12:01:33:

1. Минор вовсе не означает отсутствие силы. Минор это скорее настроение.
2. “Его голосом в этом стихотворении заговорила сама Россия.” – вполне может быть и я даже с ваших слов готов это утверждение принять на веру.
3. Совершенно не спорю о том, что это чисто русское стихотворение.
4. По поводу ЛЮБОГО… это наверное более расширенный аспект обсуждения. К сожалению не всегда бывает так, что государство провозглашает гимн именно тот, который всем нравиться. Чаше бывает наоборот. Как ни крути государство – аппарат насилия… До коммунизма, извините, нам дожить не удалось, хотя идея была. Опыт показывает, что призрак демократии для России тоже не работает… Поэтому вопрос идеи и актуален. Кто ее сможет обозначить, тот и “будет всем”. И все понимают, самое смешное, что она, идея, уже есть… Ловите Жар-птицу за хвост!
5. Также не спорю что все не так просто и наверняка гораздо глубже.
6. Не льстите себе… вы не один.

Все таки: я не отрицаю возможности издания этого стихотворения как гимна. Но внутренне, как я уже и писал, я против. На мой взгляд, честнее было бы попросить Евтушенко написать “Гимн России” и я думаю, что он согласился бы…

 

Re: Вроде бы Евтушенко уже написал текст нового гимна, но мне он неизвестен...

Отправлено Черепанов on September 11, 2000 at 20:14:53:

В ответ на: Re: Новый поэтический принцип - интонация отправлено Андрей on September 11, 2000 at 17:26:28:

Буду рад, если кто-нибудь прояснит ситуацию с текстом Евтушенко для гимна...

 

Re: Вроде бы Евтушенко уже написал текст нового гимна, но мне он неизвестен...

Отправлено Андрей on September 13, 2000 at 23:39:41:

В ответ на: Re: Вроде бы Евтушенко уже написал текст нового гимна, но мне он неизвестен... отправлено Черепанов on September 11, 2000 at 20:14:53:

Обратите внимание на последний выпуск "Литературной Газеты" от 30 августа - 5 сентября. По моему номер 34-36.

P.S. Но к сожалению информации о гимне у меня нет.

 

 

Где же хоть одна идея возрождения?

Отправлено Андрей September 17, 2000 at 08:07:06:

Я лично долго надеялся и ждал когда хоть что-то разумное и положительное появится в России, идея которая действительно будет вести из тупика к свету, даст людям надежду и гордость что они русские, россияне. Но кто что предлагает? Власть - да она же и привела Россию в это дерьмо и обогатилась при этом...
Но чорт с ней с властью - вы то сами господа писатели в целом чем лучше - одна ненависть да глупость, да поиск врагов.
У меня два сына - так я просто
увез их из этого безумия - по крайней мере здесь на западе им не надо будет идти в бессмысленную мясорубку, чтобы умирать за интересы всяких подонков с трибун рассуждающих о морали...
И сам я России был совершенно не нужен - (разве что как тоже пушечное мясо или дешевая рабсила для новых господ). И для себя могу сделать только один вывод по поводу возрождения - помочь по возможности своим родным прожить.
Впрочем возродиться Россия сможет только тогда когда человеческое достоинство, уважение к личности, бережное отношение к своему гражданину будут стоять на первом месте - а интересы государства (то есть бюрократов, воров и бывших доносчиков) на последнем.
Государство провозгласившее принцип обогащайтесь! не может быть здоровым. Пока главной духовной ценностью в России будут являться деньги и власть, а не справедливость и культура! (но не та культура которая прославляет "хорошую братву" и помогающих своим родителям проституток) то все бесполезно...
А остальное это уже следствие - рассуждение о всяких якобы высоких материях , а в душе мысль - у меня мало денег - куда делись? - наверно евреи украли или еще кто...
Прощайте...
Дай Бог вам счастья

Cообщения

 

Re: Где же хоть одна идея возрождения?

Отправлено Черепанов September 17, 2000 at 13:00:21:

В ответ на: Где же хоть одна идея возрождения? отправлено Андрей on September 17, 2000 at 08:07:06:

Андрей, означает ли Ваше "прощайте", что Вы собрались уезжать из России?..
Удивительно, но как раз вчера я выставил на своем сайте, прямо на затронутую Вами тему, статью "Подмена тезиса" (в разделе "Против экономистов"). Приглашаю ознакомиться и прокомментировать прямо в связи с затронутой Вами темой.
И еще совет: если готовитесь принять принципиальное решение - никогда не торопитесь, оно должно созреть.
Наши тяжелейшие кризисы - это путь к скорому возрождению, ибо не может это продолжаться бесконечно. У людей промываются глаза и прозревают все, вплоть до нашего общества и власти. Народ уже все давно понял.
Черепанов

 

Re: Где же хоть одна идея возрождения?

Отправлено Александр Мазин October 15, 2000 at 12:39:59:

В ответ на: Где же хоть одна идея возрождения? отправлено Андрей on September 17, 2000 at 08:07:06:

Андрей. Если Вас это действительно интересует и волнует, можете зайти на адрес: http://corvett.pikenet.ru/~sandman.
Здесь Вы найдете ответы на все интересующие Вас вопросы. При этом следует иметь в виду, что книга "Русская идея" является базой для построения государства, а Проект "Союз" (там представлены только его характеристики и аннотация) - "чертежами" самого государства. То есть, при ЖЕЛАНИИ, Россия может уже хоть завтра брать его в работу, и создавать новое государство. Разумеется, если ей это позволят.

 

ОПРОВЕРЖЕНИЕ

Отправлено Андрей I on September 17, 2000 at 20:49:20:

В ответ на: Re: Где же хоть одна идея возрождения? отправлено Черепанов on September 17, 2000 at 13:00:21:

Прошу обратить внимание, что приведенное выше сообщение не является моим. Кто-то так же как и я представился как "Андрей".

 

Русский национальный гимн

Отправлено Игорь September 27, 2000 at 17:35:48:

О русском национальном гимне
Некоторое время назад г.Черепанов затронул очень важную тему, напрямую связанную с обсуждаемой на этом форуме идее (http://www.rg.ru/wwwboard/messages/898.html). Сколько лет дерьмократической России, столько же нет у нас национального гимна. Почему? Да потому, что гимн является поэтической квинтэссенцией национальной идеи. Увы нам, свою идею мы так и не сформулировали. Пока мы их не родили, мы являемся не нацией, а народом.
Можно проанализировать посление российские гимны.
1.“Боже, царя храни”. Уже по первым словам можно понять, что это гимн православных монархистов. С распространением атеизма, разрушилась бывшая русская государственность. “Сильный, державный”. Была сильная держава, была… Умерла сила державы, истратилась на внутренние усубицы – умерла и сама держава и ее гимн.
2. “Вставай, проклятьем заклейменный” - действительно, для творцов революции самый подходящий эпитет “проклятьем заклейменные”. “Весь мир голодных и рабов” -революцию сделали голодные, но, пожелав стать свободными, они так и не перестали быть рабами. “Кипит наш разум возмущенный” - здравому рассудку это не пришло бы в голову. “И смертный бой вести готов” - за время революции численность населения России уменьшилась на 12 миллионов человек, около 1 миллиона эмигрировало, сколько-то миллионов погибло от голода, из-за разрушения экономики мы оказались не готовы к следующей войне – 27 миллионов, плюс уничтоженные репрессями, умершие от голода и болезней, неродившиеся… 100 миллионов человек, при всей моей нелюбви к Солженицыну, является реальной цифрой. По счастью, бред перманентной революции не мог быть реализован и, поэтому наступила следующая фаза.
3. “Славься, Отечество наше свободное” - необходимость возвратиться к идее патриотизма, как единственно созидательной, а следовательно, жизненно необходимой любому мало-мальски разумному режиму. “Дружбы народов надежный оплот” - возможен ли был надежный оплот при существовании Союза – образования, в котором изначально была заложена возможность распада на национальные образования (при неугодном развитии событий). “Партия Ленина – сила народная” - пока коммунисты не оторвались от народа, они могли черпать в нем свою силу; когда они почувствовали свою элитарность – кончилась их власть. “Нас к торжеству коммунизма ведет” - вопрос даже не в утопичности коммунизма (торжество Царствия Христова не менее утопично, но церковь ведет за собой уже 2 тысячи лет), а в том, кто ведет, и с какими целями.
4. Музыка Глинки замечательна, но найдет отклик лишь в среде русской музыкальной интеллигенции, слов-то нет, то есть нашему государству и нашей политической псевдоэлите нечего нам сказать.
5. Будущий гимн.
· Гимн поэтически формулирует цель и задачи народа.
· Гимн может исполнять в любой среде и при любых обстоятельствах (праздники, парады, олимпиады…)
· Гимн является мирской “молитвой” нации
· Должен быть созданием национального поэта
· Добавляйте, что каждому по душе.
P.S. Слышал я одну песню, не самую подходящую для гимна, но отражающую суть необходимости. Если не трудно, сообщите, кто ее исполняет и где взять дополнительную информацию.


РУССКИЕ ИДУТ

(весело, зло, маршем)
Русская земля – Божия обитель.
Льется на заре несказанный свет.
Русская земля, кто тебя обидел?
Недругам твоим прощенья нет!
Припев:
Мы русские, с нами Бог.
Мы русские – руссие не продают.
За Родину последний вздох.
Мы русские, русские идут.


Помнят сыновья матери молитвы,
Зори над рекой, даль весенних рек.
За твою любовь мы пройдем все битвы.
Русская земля, цвети вовек.
Припев.

PP.S. Ну не нарвится мне Евтушенко, не считаю я его русским национальным поэтом.
Игорь


Cообщения

 

Re: Русский национальный гимн

Отправлено AAA on September 28, 2000 at 00:53:14:

В ответ на: Русский национальный гимн отправлено Игорь on September 27, 2000 at 17:35:48:

А КУДА “русские идут”?

Re: Русский национальный гимн

Отправлено Сергей on September 28, 2000 at 17:19:28:

В ответ на: Русский национальный гимн отправлено Игорь on September 27, 2000 at 17:35:48:

Игорь, твой вариант Гимна неплох, но будущее России - православное монархическое государство. Все новое - хорошо забытое старое и гимн России скорее всего "Боже, Царя храни!"

 

Re: Гимн России и гимн Москвы

Отправлено Черепанов on October 01, 2000 at 16:03:48:

В ответ на: Русский национальный гимн отправлено Игорь on September 27, 2000 at 17:35:48:

Уважаемый Игорь!
Благодарю Вас, что за внимание к этой действительно серьезной проблеме. Меня удивляет однако то, что отношение к поэту (Евгению Евтушенко) переносится на его незаурядное произведение, пронизанное высоким патриотическим чувством и по мироощущению - исконно русским.

Еще раз подчеркну, что русский гимн должен нести в себе отличительные черты специфически русского мировосприятия: в поэзии это - ИНТОНАЦИЯ как третий поэтический принцип (Восток - эмоция, ее сила и утонченность, Запад - мысль, стройность и логичность, размеренность, Россия - интонация как сила чувства и мысли в личностном переживании поэта, в его глубоком личном мироощущении!
В качестве примера я хочу напомнить прекрасную песню Дунаевского на слова Лисянского и Аграняна
"Моя Москва", ставшую гимном Москвы. Обратите внимание, что и здесь звучит ИНТОНАЦИЯ (то есть общее передается через личное чувствование):

 

Текст гимна города Москвы:

"Я по свету немало хаживал.
Жил в землянке, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.

Но Москвою привык я гордиться
И везде повторял я слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой.
Я люблю твою Красную площадь
И кремлевских курантов бой.

В городах и далеких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!  

Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
Навсегда будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов".


Поэтому я считаю, что "Идут белые снеги" ничуть не менее сильное произведение, а при переработке (только самим автором) может стать и вполне гимном России. Естественно, что это моя личная точка зрения, но, считаю что настоящие действительные глубокие основания пока не всем очевидны. Непонятно, что такое интонация и почему это русский тип стихосложения и т.д. Время все прояснит.

Итак, Игорь, Ваше стихотворение: "Русские идут" само по себе неплохое, но немного наивное. Эффект толпы. "То Кемпбелы идут" (Шотландия), "Если бы парни всей земли..." и т.д.
Сила русских в единстве, но не восточного типа, а творчески созидательного - социальной гармонии. Поэтому "Русские идут", "ух, как идут!" (вариант, маршируют). Подобное самолюбование строем чем-то напоминает рассказ Куприна о молодом офицере, который залюбовался собой и строем и сбился с шага на параде. Поэтому здесь для меня есть элемент самолюбования,
почему я считаю этот лозунг немного наивным, хотя стихи сами по себе неплохие. То есть наивна идея, и она в прошлом.

Да, кстати, совершенно не приемлю слово "национальный", ибо для меня Россия - это не нация, а целый духовный материк. Быть нацией ей тесновато!

 

Может ли "идея для России" повлиять на развитие страны?

Отправлено С.Добровольский September 28, 2000 at 18:38:10:

Проблема развития такой большой страны, как Россия и ее народа, чрезвычайно сложна. Для того, чтобы составить адекватное представление об этой проблеме, необходимо разобраться в таких старых и сложных вопросах, как “движущиеся силы истории”, причины исторических событий, “роль личности в истории” и т.п. В свою очередь, в отношении этих вопросов в головах как “простых людей”, так и “специалистов”, царит страшная путаница и мешанина. Складывается впечатление, что наше общество и наука в решении этих вопросов ни на миллиметр не продвинулись со времен написания Львом Толстым своей знаменитой второй части эпилога к “Войне и миру” (раскритикованной в свое время сторонниками совершенно различных общественных сил и течений - от либерала Тургенева до большевика Ленина и от сторонника кадетов Набокова вплоть до “шестидесятника” Лакшина).

Здесь мы подходим к вопросу дискуссии на этом сайте - об “идее для возрождения России”. Прежде чем обсуждать этот вопрос, надо выяснить, может ли вообще существовать некая общенациональная идея, которая определит развитие страны. Такие большие знатоки России и ее истории, как Лев Толстой, Николай Ник. Страхов, Лев Гумилев и ряд других видели основную причину изменений происходящих в России, не в “идеях” и не в каких-то “целях”, которые якобы знают обществоведы и народы, а скорее, как сказали бы сейчас, в сознательных и подсознательных психологических установках больших масс населения страны (и я полностью согласен с этим). Приведу высказывания Толстого, объясняющего, почему абстрактные, теоретические понятия и “идеи” часто выдаются за цель и причину поведения целых народов:

“К такому заключению историков могли привести только следующие соображения: 1) ... история пишется учеными, и потому им естественно и приятно думать, что деятельность их сословия есть основание движения всего человечества, точно так же, как это естественно и приятно думать купцам, земледельцам, солдатам (это не высказывается только потому, что купцы и солдаты не пишут истории), и 2) ... духовная деятельность, просвещение, цивилизация, культура, идея - все эти понятия неясные, неопределенные, под знаменем которых весьма удобно употреблять слова, имеющие еще менее ясного значения и потому легко подставляемые под всякие теории ... историки придумывают самое неясное, неосязаемое и общее отвлечение <абстрактную идею - С.Д.>, под которое возможно подвести наибольшее число событий, и говорят, что в этом отвлечении состоит цель движения человечества. Самые обыкновенные, принимаемые почти всеми историками общие отвлечения суть: свобода, равенство, просвещение, прогресс, цивилизация, культура. Поставив за цель движения человечества какое-либо отвлечение, историки изучают людей, оставивших по себе наибольшее число памятников, - царей, министров. Полководцев, сочинителей, реформаторов, пап, журналистов, - по мере того, как все эти лица, по их мнению, содействовали или противодействовали известному отвлечению. Но ... ничем не доказано, чтобы цель человечества состояла в свободе, равенстве, просвещении ли цивилизации”.

Мне кажется, что несмотря на то, что после опубликования этих строк прошло больше 130 лет, ничто во взглядах наших “ученых” и политиков на Россию не изменилось. Что участники дискуссии могут сказать по этому поводу?

Cообщения

 

Всегда влияла, но общенародной никогда не была

Отправлено Бабай on September 30, 2000 at 17:41:27:

В ответ на: Может ли "идея для России" повлиять на развитие страны? отправлено С.Добровольский on September 28, 2000 at 18:38:10:

> может ли вообще существовать некая >общенациональная идея, которая определит >развитие страны.
Если Вы имеете идею которую пытаются навязать всему народу, то она было и при царях и при коммунистах и они определяли развитие страны. А если говорить о идее которую мог бы принять весь народ, то это практически невозможная вещь. Слишком мы все разные и в этом источник бед при неправидных правителях хотя бы это могло быть источником прогресса при правительстве контролируемом народом.

Голос Свободной Евразии

 

Re: Может ли "идея для России" повлиять на развитие страны?

Отправлено Черепанов on October 01, 2000 at 14:55:34:

В ответ на: Может ли "идея для России" повлиять на развитие страны? отправлено С.Добровольский on September 28, 2000 at 18:38:10:

Уважаемый г-н Добровольский!
Насадить идею искусственным путем невозможно, ибо идея - это средство выведения страны из кризиса. Прежде чем зайдет речь об идее должны созреть предпосылки для ее появления. Это:
1. Острый социальный кризис народа - вымирание людей (по разным причинам, но вследствие общей тенденции) - СОЦИАЛЬНАЯ БОЛЬ СТРАНЫ.
2. Острый обшественный (идеологический) кризис - раздрай мнений и голосов, который в конце концов завершается формулированием главной проблемы России (причем, формулирование именно самим обществом) - ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА СТРАНЫ.
3. И здесь приходит время ИДЕИ как средства разрешения проблемы.
Подобное уже происходило в 1991-92 году, когда четко сформулировать ИДЕЮ непосредственного ДЕЙСТВИЯ смог только Гайдар.
Итак, БОЛЬ - ПРОБЛЕМА - ИДЕЯ.
Сейчас мы переживаем второй этап, ибо основная ПРОБЛЕМА страны не сформулирована - существует программа Грефа, которая принята за основу действия. То есть мы переживаем этап ОБЩЕСТВЕННОГО (идеологического) брожения, который должен завершиться четким осознанием проблемы. Речь причем идет не об формулировании проблемы отдельными индивидами, а об осознании ее ВСЕМ ОБЩЕСТВОМ - то есть достижения единодушия в отрицании всех старых идей и всех старых мессий.

Для России основная проблема есть именно противоречие между городским и сельским образами жизни и производства, то есть между Востоком и Западом. Если Вы, г-н Добровольский, не знакомы с этой точкой зрения, то приглашаю посетить мой сайт (www.kcherepanov.narod.ru)

Итак, резюмирую: общество должно созреть для осознания основной проблемы, после чего и возникнет проблема идеи, как средства выхода из кризиса. Идея - это основной принцип социальной организации жизни граждан и государства. В Конституции, в полном соответствии с ведущим принципом, закладывается структура государственной машины.

ОКТЯБРЬ 2000г.

 R: После небольшого перерыва в дискуссии я выступил со сравнительно большой и подробной статьей, максимально проясняющей мою позицию о гимне и интонации как русском типе стихосложения.

О народности в гимне России

Отправлено Черепанов October 21, 2000 at 17:27:29:

О НАРОДНОСТИ В ГИМНЕ РОССИИ
(О русском снеге и о народной интонации)

В своем заявлении "Гимн любви к России" (о стихотворении Евтушенко "Идут белые снеги"), которое было выставлено на данном форуме 3 сентября 2000 г., я вскользь упомянул о снеге как символе России, вспомнив слова из стихотворения Дон-Аминадо. Сегодня я позволю себе развить эту точку зрения, и в частности, снова продолжить разговор об интонации, к чему способствует и приводимое мной ниже (полностью) прекрасное стихотворение Дон-Аминадо "Города и годы". Подытожу что из эмиграции, тем более дворянской, послереволюционной, Россия видится особо ностальгически, целостно, чувственно - ее природа, пространство, равнина, снег.

Дон-Аминадо


ГОРОДА И ГОДЫ


Старый Лондон пахнет ромом,
Жестью, дымом и туманом.
Но и этот запах может
Стать единственно желанным.


Ослепительный Неаполь,
Весь пронизанный закатом,
Пахнет мулями и слизью,
Тухлой рыбой и канатом.


Город Гамбург пахнет снедью,
Лесом, бочками и жиром,
И гнетущим, вездесущим,
Знаменитым добрым сыром.


А Севилья пахнет кожей,
Кипарисом и вервеной,
И прекрасной чайной розой,
Несравнимой, несравненной.


Вечных запахов Парижа
Только два. Они все те же:
Запах жареных каштанов
И фиалок запах свежий.


Есть чем вспомнить в поздний вечер,
Когда мало жить осталось,
То, чем в жизни этой бренной
Сердце жадно надышалось!..


Но один есть в мире запах
И одна есть в мире нега:
Это русский зимний полдень,
Это русский запах снега.


Лишь его не может вспомнить
Сердце, помнящее много.
И уже толпятся тени
У последнего порога.
1927 г.
(Цитируется по кн. Дон-Аминадо. Наша маленькая жизнь. - М. "ТЕРРА"-"TERRA", 1994, с. 89-90).

Я уверен, что два принципиальных совпадения в стихотворениях Евтушенко и Дон-Аминадо - не случайны. Это - Россия, символически увиденная сквозь снег и личная судьба, преломленная через судьбу России, когда человек пронзительно и обостренно задумывается о своей судьбе и о своей жизни, т.е. о смерти. Если сказать философским языком и даже построить фразу по-гегелевски, то Россия, как третий этап мировой цивилизации, есть старость субъективного духа - его социальная зрелость. Если сказать проще, то это - социальная зрелость философии (ИДЕИ). А если перейти вообще на нормальный, человеческий язык, то мы не можем не осознать того факта, что духовную силу России (через православие и ее личностей) закладывали ее старцы. Социальная мудрость к человеку (и ко всемирному человечеству) приходит именно на склоне жизни, на третьем ее этапе (молодость, зрелость, старость). Вспомним историю России, особенно ее духовную, православную историю, ее святых - личные и человеческие судьбы которых дали России не только ореол мученичества, но и звание СВЯТОЙ РУСИ! Человек, озабоченный судьбой своих близких и вообще людей как человечества, готовый отдать свою жизнь, свой ум, свое тело служению людям - что это как не Христос. И это Христос, с особенной душевной силой увиденный русскими людьми! Много бед Россия перенесла и православие, его особенная духовная сила - это сила служения людям. Христос и община - служение Христа общине, то есть служение человека - людям, а общины (общества) - народу. Вот та сила - сила негромкой, но поистине неразрывной связи людей: от сердца к сердцу, от человека к человеку, которой держалась Россия в своей истории и которой держится вплоть до сегодняшнего дня.

История Россия богата примерами, судьбами, личностями, но я вспомню сегодня Сергия Радонежского - основателя духовного возрождения России, от которого традиция приводит к нынешнему церковному лидеру России - патриарху Алексию. Из сегодняшних наших духовных "старцев" можно назвать и общественных лидеров, от сравнительно недавно ушедших Андрея Дмитриевича Сахарова и Дмитрия Сергеевича Лихачева до ныне живущих Александра Исаевича Солженицына и Виктора Петровича Астафьева. Духовную силу России создавали ее старики. В этом особенность духовной атмосферы России и ее социальной общности. Поэтому когда речь заходит о смерти, то именно здесь проявляется родовая особенность русского духа. Человек задумывается не только о себе, о своей судьбе, но и о РОССИИ.

Самое время здесь четко поставить "детский" вопрос: что же такое РОССИЯ? Территория? То есть необъятное равнинное пространство? Да, но не только. Государство? То есть общность социально-производственных связей, взаимосвязанность водных, воздушных, автомобильных и особенно железнодорожных путей? Да, но не только!

Что же спаяло, соединило, сплотило общностью языка и культуры - это безусловно единую социальную единицу, столь непохожую и столь отличную от других стран. Религия? Да, но не только. Сплотила и объединила людей - РОССИЯ! То есть то, что не является ни территорией, ни государством, ни религией, ибо все это - средства для выживания (физическое, интеллектуальное, духовное - но средства). Да, прав был другой великий русский старец - философ Николай Федорович Федоров (современник других великих мыслителей России - Федора Михайловича Достоевского и Льва Николаевича Толстого) , когда назвал Россию - ОБЩИМ ДЕЛОМ! Общим делом не только чисто русских людей и русского народа, а всего человечества! ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ - ЕДИНСТВО ЛЮДЕЙ В ОБЩЕМ ДЕЛЕ БОРЬБЫ ЗА ВЫЖИВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА! Русский народ выжил в своей тяжелейшей истории только тем, что люди берегли друг друга, тем что в самые трудные времена в русском народе всегда находились люди, которые могли взять на себя силу ответственности за других, за народ и просто-спокойно сделать свое дело! Сегодня духовный метод единства людей в общем деле становится духовным методом всего человечества! На уровне организации жизни людей и жизнедеятельности государства он зарождается в России как метод. И именно поэтому столь принципиален оказался вопрос о гимне России - нет ИДЕИ России - нет понимания, нет и духовного гимна, ибо какой бы ни был принят вариант - фальшь безыдейного гимна будет чувствоваться не только народом, но и обществом и властью.

Но вернемся к стихотворению Дон-Аминадо и подытожим, что "дворянское" ощущение России еще более или менее близко к народному, крестьянскому. Зимняя Россия - это особая Россия! Весна, лето, осень - время работ, особенно летняя страда, а зима - народные забавы, гуляния, потешки, время отдыха, бешено мчащихся русских троек и даже - русских философских размышлений - ибо Россия - страна философов. Именно зима создавала особую общность русских и именно зима поражала иностранцев приезжавших в Россию и эта странная зимняя жизнь русских. Снежная Россия! Попомнили ее тевтонцы, попомнили ее войска Наполеона, как впрочем и позднее - гитлеровские дивизии. Снежная Россия. Снег России. Русский снег! И совсем не странно, что именно его вспомнил на чужбине русский писатель Дон-Аминадо! И совсем не странно, что именно через снегопад, через БЕЛЫЕ СНЕГИ (!!), почувствовал Евгений Евтушенко, сибиряк по рождению,(как и автор этих строк), то особое состояние духовной общности своей судьбы с судьбой России! С ОБЩИМ ДЕЛОМ всех времен и поколений русских людей! Итак, СНЕГ - это не просто символ России, это символ - НАРОДНОЙ России! РУССКОЙ ОБЩНОСТИ! Поэтому многие строчки из этого стихотворения Евтушенко мне покажутся просто поразительными по созвучности русскому духу:

Идут белые снеги,
как по нитке скользя...
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя.

Чьи-то души бесследно,
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.

Идут белые снеги...
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти
и бессмертья не жду. ...

А о чем, как не о России - общем деле всех россиян последние строфы:

... Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои, и чужие
заметая следы.

Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.

С точки зрения идеологии, верности русской идее, я не знаю и не видел в нашей русской поэзии столь точных и интонационно верных строк. Евгений Евтушенко сумел в своем поразительнейшем поэтическом прозрении верно прочувствовать и передать РУССКУЮ ИДЕЮ - родовой общности людей в общем деле - единстве людей России и всего мира!


Я продолжу разговор о снеге как символе России еще несколькими примерами, не претендуя впрочем на полное исчерпывание темы. Любопытно символическое (несколько абстрагированное) изображение России в стихотворении Валерия Брюсова "Снежная Россия"
:

За полем снежным - поле снежное,
Безмерно-белые луга;
Везде - молчанье неизбежное,
Снега, снега, снега, снега...

Деревни кое-где расставлены,
Как пятна в безднах белизны:
Дома сугробами задавлены,
Плетни под снегом не видны.

Леса вдали чернеют голые, -
Ветвей запутанная сеть.
Лишь ветер песни невеселые
В них, иней вея, смеет петь.

Змеится путь в снегах затерянный;
По белизне - две борозды...
Лошадка рысью неуверенной
Новит чуть зримые следы.

Но скрылись санки - словно, белая,
Их поглотила пустота;
И вновь равнина опустелая
Нема, беззвучна и чиста.

И лишь вороны, стаей бдительной,
Порой над пустотой кружат,
Да вечером, в тиши томительной,
Горит оранжевый закат.

Огни лимонно-апельсинные
На небе бледно-голубом
Дрожат... Но быстро тени длинные
Закутывают все кругом.

(1917)
(Цит. по кн. Валерий Брюсов. Стихотворения, Уфа, 1973, с. 237-238)

Не раз, и не два, и даже более того - неоднократно, Россия воспринимается поэтами как бы с высоты птичьего полета, и даже - с полета над ней. Здесь можно вспомнить и "Новую Америку" Александра Блока, и многие другие, но здесь речь о другом... СНЕГ - это обобщение... И как обобщение - это русский символ! То есть снег не только в России, но именно Россия вспоминается, например, иностранцу, когда говорится "снежная страна". Но и нам самим, русским, свойственно СНЕЖНОЕ ОЩУЩЕНИЕ, как в уже приводимом стихотворении Дон-Аминадо. Вот еще одно стихотворение советского, но русского по мироощущению, поэта Николая Рубцова:

ВЫПАЛ СНЕГ...


Выпал снег -
и все забылось,
Чем душа была полна!
Сердце проще вдруг забилось,
Словно выпил я вина.

Вдоль по улице по узкой
Чистый мчится ветерок,
Красотою древнерусской,
Обновился городок.

Снег летит на храм Софии,
На детей, а их не счесть.
Снег летит по всей России,
Словно радостная весть.

Снег летит - гляди и слушай!
Так вот, просто и хитро,
Жизнь порой врачует душу...
Ну и ладно! И добро.
(1969)
(Николай Рубцов. Посвящение другу. - Лениздат, 1984, с.126)

Итак, снег - это поэтическое обобщение России! Поэтический символ именно народной России! И в то же время, снег - это символ родовой общности, времени испытаний, тяжелейших духовных переживаний личности.


Так, например, Сергей Есенин - самый народный поэт России, для меня явно летний поэт (но в том смысле, что не зимний). Но последняя осень 1925 года, когда поэт уже предчувствовал свою смерть, дала ряд глубоких, именно символически зимних и философски глубоких стихотворений.

"Сани. Сани. Конский бег.
Поле. Петухи да ветер.
Полюбил я русский снег
Тем, что чист и светел.

Сам я русский и далек,
Никогда не скрою.
Та звезда, что дал мне рок,
Пропадет со мною."
(Октябрь 1925)
(С.А.Есенин. Сочинения. М."Худ. лит-ра", 1988, с. 319)

Теперь я позволю себе привести сразу два подряд стихотворения Есенина (курсивом мной выделена интонация). Поразительно и неслучайно здесь сочетание зимнего фона и теплоты интонации, обращенной к людям.

* * *
Снежная замять дробится и колется,
Сверху озябшая светит луна.
Снова я вижу родную околицу,
Через метель огонек у окна.

Все мы бездомники, много ли нужно нам.
То, что далось мне, про то и пою.
Вот я опять за родительским ужином,
Снова я вижу старушку мою.

Смотрит, а очи слезятся, слезятся.
Тихо, безмолвно, как будто без мук,
Хочет за чайную чашку взяться -
Чайная чашка скользит из рук.

Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись,
Слушай - под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь.

Много я видел, и много я странствовал,
Много любил я и много страдал,
И оттого хулиганил и пьянствовал,
Что лучше тебя никого не видал.

Вот и опять у лежанки я греюсь,
Сбросил ботинки, пиджак свой раздел.
Снова я ожил и снова надеюсь
Так же, как в детстве, на лучший удел.

И за окном под метельные всхлипы,
В диком и шумном метельном,
Кажется мне - осыпаются липы,
Белые липы в нашем саду.
(20 сентября 1925 г.)
(Там же, с.314-315)

 

* * *
Синий туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный лунный свет.
Сердцу приятно с тихой болью
Что-нибудь вспомнить из ранних лет.

Снег у крыльца как песок зыбучий.
Вот при такой же луне без слов,
Шапку из кошки на лоб нахлобучив,
Тайно покинул я отчий кров.

Снова вернулся я в край родимый.
Кто меня помнит? Кто позабыл?
Грустно стою я, как странник гонимый, -
Старый хозяин своей избы.

Молча я комкаю новую шапку,
Не по душе мне соболий мех.
Вспомнил я дедушку, вспомнил я бабку,
Вспомнил кладбищенский рыхлый снег.

Все успокоились, все там будем,
Как в этой жизни радей не радей, -
Вот почему так тянусь я к людям,
Вот почему так люблю людей.

Вот отчего я чуть-чуть не заплакал
И, улыбаясь, душой погас, -
Эту избу на крыльце с собакой
Словно я вижу в последний раз.
(24 сентября 1925 г.)
(Там же, с. 315-316)

Вот и символическая картина России: снег, снежное пространство и деревня, теплота людей, родина, интонация человеческой речи. Речь не пророков, не телевизионных дикторов или народных вождей и трибунов, а просто людей и их негромкого задушевного разговора: от души к душе, от сердца к сердцу. Эту тему о снеге как символе России и русского родового обобщения закончу еще одним стихотворением уже цитировавшегося поэта Николая Рубцова. После этого речь пойдет об интонации как русском поэтическом принципе. В этом стихотворении снег и интонация слились воедино в названии "Русский огонек", поэтому это стихотворение заканчивает одну тему (о снеге) и начинает другую (об интонации):

Погружены
в томительный мороз,
Вокруг меня снега оцепенели.
Оцепенели маленькие ели,
И было небо темное, без звезд.
Какая глушь! Я был один живой.
Один живой в бескрайнем мертвом поле!

Вдруг тихий свет (пригрезившийся, что ли?)
Мелькнул в пустыне, как сторожевой...


Я был совсем как снежный человек,
Входя в избу (последняя надежда!),
И услыхал, отряхивая снег:
- Вот печь для вас и теплая одежда...-
Потом хозяйка слушала меня,
Но в тусклом взгляде
Жизни было мало,
И, неподвижно сидя у огня,
Она совсем, казалось, задремала...

Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне
И поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнем, враждой
Земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет...


- Скажи, родимый,
Будет ли война? -
И я сказал: - Наверное, не будет.

Дай бог, дай бог...
Ведь всем не угодишь,
А от раздора пользы не прибудет...-
И вдруг опять:
- Не будет, говоришь?
- Нет, - говорю, - наверное, не будет.
- Дай бог, дай бог...

И долго на меня
Она смотрела, как глухонемая,
И, головы седой не поднимая,
Опять сидела тихо у огня.

Что снилось ей?
Весь этот белый свет,
Быть может, встал пред нею в то мгновенье?
Но я глухим бренчанием монет
Прервал ее старинные виденья...


- Господь с тобой! Мы денег не берем!
- Что ж, - говорю, - желаю вам здоровья!
За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью...

Спасибо, скромный русский огонек,
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех людей отчаянно далек,
За то, что с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь, как добрая душа,
Горишь во мгле и нет тебе покоя...
(1965)

Эти слова не устарели, а даже с особой силой звучат сегодня, на переломе тысячелетий, в годину тяжелейших испытаний России.


Так что же такое интонация? В поэзии и для поэта? В поэзии - это смысловое ударение стихотворения, который в лучших образцах народной поэзии и некоторых общественных доходит до формообразующего или формодержащего принципа, каким исторически были первые два: образ и рифма. Интонация соединяя выразительность образа и логичность (четкость) рифмы образует третье качество - гармонию (стихотворения). Для поэта интонация - это выразительность его человеческой и социальной зрелости, то есть первый признак личности, мастера, который ставит поэзию (жреческое служение, ремесло, профессию) на службу людям. Поэт прямо может разговаривать со своим народом и форма (третья - синтетическая) здесь является средством для выразительности и доходчивости разговора. Для примера интонации я позволю себе привести творчество советского, а точнее, русского поэта Дмитрия Кедрина. Лично я не знаю в мировой и особенно
в русской поэзии столь человечески естественного и интонационно выразительного поэта, хотя и оговорюсь, что таковым Кедрин является в своих лучших произведениях, большинство из которых были написаны в первые годы Великой Отечественной войны. Кстати, именно в эти годы были написаны многие поразительные стихи как например, "Жди, меня" Константина Симонова, "Бьется в тесной печурке огонь" Алексея Суркова и другие. Именно война всколыхнула народное самосознание, пробудила человеческую общность страны и именно тогда проявилась русская поэтическая традиция, корнями уходящая в народное творчество. Социальность в поэзии - это и есть интонация.

ДМИТРИЙ КЕДРИН


ЖИЛЬЕ


Ты заскучал по дому? Что с тобою?
Еще вчера, гуляка из гуляк,
Ты проклинал дырявые обои
И эти стены с музыкой в щелях!

Здесь слышно все, что делают соседи:
Вот - грош упал, а вот скрипит диван.
Здесь даже в самой искренней беседе
Словца не скажешь - разве если пьян!

Давно ль ты врал, что угол этот нищий
Осточертел тебе до тошноты?
Давно ль на это мрачное жилище
Ты громы звал?.. А что, брат, скажешь ты,

Когда, смешавшись с беженскою голью,
Забыв и чин и звание свое,
Ты вдруг с холодной бесприютной болью
Припомнишь это бедное жилье?

(1941, 23 сентября)
(Здесь и далее все стихотворения Дм. Кедрина цитируются по сборнику: Дмитрий Кедрин. И минуло время. - М.:Молодая гвардия, 1989 г.)

ГЛУХОТА


Война бетховенским пером
Чудовищные ноты пишет.
Ее октав железный гром
Мертвец в гробу - и тот услышит!

Но что за уши мне даны?
Оглохший в громе этих схваток,
Из сей симфонии войны
Я слышу только плач солдаток.
(1941, 2 сентября)

НЕ ПЕЧАЛЬСЯ


Не печалься! Скоро, очень скоро
Возвратится мирное житье:
Из Уфы вернутся паникеры
И тотчас забудут про нее.

Наводя на жизнь привычный глянец,
Возвратят им старые права,
Полноту, солидность и румянец
Им вернет ожившая Москва.

Засияют окна в каждом доме,
Патефон послышится вдали...
Не печалься: все вернется - кроме
Тех солдат, что в смертный бой пошли.
(1942, 3 марта)

Негромкость и даже кажущаяся для неискушенного уха "минорность" интонации не должна обманывать. Это не минорность (тоска, скулеж), а грусть, и даже особая сила человека, который в нечеловеческих условиях остается самим собой - человеком. Именно потому что он не ожесточается, не превращается в зверя ослепненного ненавистью, а остается Человеком, он переживает войну и все с ней связанное с особой силой. Потому в грусти, грусти Человека, особая сила и даже проявление родовой силы человечества - единства людей, которая позднее позволит нам избежать всемирного катаклизма крушения природы. Именно об этом (о человечности) следующие два стихотворения Кедрина:

БОГ


Скоро-скоро, в желтый час заката,
Лишь погаснет неба бирюза,
Я закрою жадные когда-то,
А теперь - усталые глаза.

И когда я стану перед богом,
Я скажу без трепета ему:
"Знаешь, боже, зла я сделал много,
А добра, должно быть, никому.

Но смешно попасть мне к черту в руки,
Чтобы он сварил меня в котле:
Нет в аду такой кромешной муки,
Чтоб не знал я горше - на земле!"
(1942, 10 июля)


Я


Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Все имевший, все потерявший
И опять все нашедший вновь.

Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Все стремящийся потерять.
(1945, июнь)

Сила интонации проявляется в частности и в том, что поэт может естественно и непринужденно разговаривать с народом, с конкретным человеком почти что на его языке, нисколько не поступаясь однако ни выразительностью речи, ни ее логичностью. Основатель советского государства В. И. Ленин как-то сказал о Толстом, что до этого графа русского мужика в литературе не было. Я позволю себе сказать, что до Дмитрия Кедрина, никто и никогда так не разговаривал с русским мужиком, тем более с таким как Григорий Распутин. И это возможно прежде всего потому, что интонация - это поэтическая НАРОДНАЯ традиция!

РАСПУТИН

В камнях вылуща, в омутах вымоча,
Стылый труп отрыгнула вода.
Осталась от Григорий Ефимыча
Много-много - одна борода!


Дух пошел. Раки вклещились в бороду,
Примерзает калоша ко льду.
Два жандарма проводят по городу
Лошадь с прахом твоим в поводу.


И бредут за санями вдовицами
Мать-царица и трое княжон...
Помнишь: баба твоя белолицая
Говорила: "Не лезть на рожон!"


Нет! Поплелся под арки Растрельины
С посошком за горючей мечтой!..
Слушай, травленый, топленый, стреляный,
Это кто ж тебя так и за что?


Не за то ли, что кликал ты милкою
Ту, что даже графьям не ровня?
Что царицу с мужицкой ухмылкою
Ты увел, как из стойла коня?..


Слизни с харями ряженых святочных!
С их толпою равняться тебе ль?
Всей Империи ты первый взяточник,
Первый пьяница, первый кобель!..


Помнишь, думал ты зорькою тающей:
"Не в свою я округу забрел!"
Гришка-Гришка! Высоко летаешь ты,
Да куда-то ты сядешь, орел?


Лучше б травы косить.
Лучше б в девичьей
Щупать баб да петрушку валять,
Чем под нож дураков Пуришкевичей
Бычье горло свое подставлять!


Эх, пройтиться б теперь с песней громкою
В заливные луга, где косьба!..
Хоть и в царских палатах - да фомкою
Укокошили божья раба!
(1935)

Это стихотворение не для тонких эстетов или резонирующих критиков. Это поэзия, которая ставит и решает перед собой совсем другие задачи, а вернее, поэзия ставшая средством для личности в ее разговоре-общении (ОБОБЩЕНИИ) с людьми. Точно таким же средством становятся и все другие общественные науки и искусства, исчерпавшие в своем формальном (абстрактном) развитии все мыслимые и немыслимые формы. На исходе второго тысячелетия абстракция (общество) выродилась (выродилось). Наступает этап социальности наук и искусств, то есть проблема их действенности (реализации). И реализации не самой по себе, а в человеке (личности), в котором все эти средства становятся одним рещающим средством - в решении социальных проблем как народа, так и всемирного сообщества людей. Еще два негромких стихотворения Дмитрия Кедрина о России:

* * *
Я не знаю, что на свете проще?
Глушь да топь, коряги да пеньки.
Старая березовая роща,
Редкий лес на берегу реки.

Капельки осеннего тумана
По стволам текут ручьями слез.
Серый волк царевича Ивана
По таким местам, видать, и вез.

Ты родись тут Муромцем Илюшей,
Ляг на мох и тридцать лет лежи.
Песни пой, грибы ищи да слушай,
Как в сухой траве шуршат ужи.

На сто верст кругом одно и то же:
Глушь да топь, чижи да дикий хмель...
Отчего нам этот край дороже
Всех заморских сказочных земель?
(1942, 20 сентября)

* * *
Да, и такой моя Россия...
А. Блок


Хочешь знать, что такое Россия -
Наша первая в жизни любовь?
Милый друг! Это ребра косые
Полосатых шлагбаумных столбов.


Это щебет в рябиннике горьком,
Пар от резвых коней на бегу,
Это желтая заячья зорька,
След на сахарном синем снегу.


Это пахарь в портах полотняных,
Пес, что воет в ночи на луну,
Это слезы псковских полонянок
В безутешном ливонском плену,


Это горькие всхлипы гармоник,
Свет далеких пожаров ночных,
Это - кашка, татарка и донник
На высоких могилах степных.


Это - эхо от песни усталой,
Облаков перелетных тоска,
Это свист за далекой заставой
Да лучина в окне кабака.


Это хлеб в узелке новобранца,
Это туз, что нашит на плечо,
Это дудка в руке Самозванца,
Это клетка, где жил Пугачев.


Да, страна наша не была раем:
Нас к земле прибивало дождем.
Но когда мы ее потеряем,
Мы милей ничего не найдем.
(1942, 18 сентября)

Именно эта негромкая сила ИНТОНАЦИИ, предельно ЛИЧНОГО выражения идеи, негромкость и сила чувства должны быть, на мой взгляд, выражены в РУССКОМ ГИМНЕ как гимне НАРОДНОМ! Сегодня в России наиболее активны две тенденции - центростремительная восточная (ВЛАСТЬ) и центробежная западная (ОБЩЕСТВО). Но Россия является ни Востоком, ни Западом, а Россией, потому в ней по-настоящему реальны, действенны процессы НАРОДНЫЕ. Власть пытается утвердить в гимне ПАТЕТИКУ (силы), общество - НАЦИОНАЛЬНУЮ идею (устремление интеллекта) - столкновение этих двух крайностей сегодня доходит до решающего ВЗАИМОПАРАЛИЗУЮЩЕГО противостояния. Ни власть, ни общество - не ведут разговор с народом, и во взаимном противоборстве игнорируют его интересы. Пока это процесс будет продолжаться у нас не будет ни адекватного России гимна, ни государственного устройства, а Россия будет все также методично вымирать и опускаться в мировой табели о рангах все ниже и ниже.

Итак, я по прежнему считаю, что стихотворение Евгения Евтушенко "Идут белые снеги" является поразительным ПРОЗРЕНИЕМ, удивительно точным ИНТОНАЦИОННО и безукоризненным по ИДЕЕ. То есть это по настоящему русское, а значит, народное стихотворение. Итак, Россия - это общее дело всех россиян и всего человечества. Поэтому еще раз повторю гениальные строчки Евгения Евтушенко:

Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои, и чужие
заметая следы.

Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.

Лучше этих строчек невозможно ни придумать, ни сказать. Они объединяют всех когда-либо живших россиян, тех, кто ныне рассеян по всему миру и тех, кто переживает нелегкие времена в самой России. Россия - это наша боль, наша общность, наше призвание, наше единство. Я верю в творческую силу русских людей и горжусь тем, что я - русский человек.

Но к черту патетику!
Давайте просто работать и делать свое дело!

Константин Черепанов
21 октября 2000г. Санкт-Петербург

Cообщения

 

Re: О народности в гимне России

Отправлено W-SF on October 22, 2000 at 05:04:49:

В ответ на: О народности в гимне России отправлено Черепанов on October 21, 2000 at 17:27:29:

K blagu stremlenie, V schast'e smirenie, V skorbi terpenie Day na semle!

 

Re: О народности в гимне России

Отправлено Киселев Евгений Петрович on November 27, 2000 at 13:38:27:

В ответ на: Re: О народности в гимне России отправлено W-SF on October 22, 2000 at 05:04:49:

Народу не все равно, каким будет гимн России. Музыка Александрова хороша, гимн Львова - прекрасный гимн, но нельзя в одну реку ходить дважды. Гимн не может писать кто угодно или бог знает кто, например, Пугачева. Народ при всей любви к этой даме обидится. Гимн должен писать человек безупречный, даже не просто уважаемый, а если хотите, святой. Где в наше время эти люди? Я думаю, что гимн России, написанный Твардовским и Свиридовым, гениальными русскими людьми, это то, что нужно сейчас России - измучанной, но пока не потерявшей надежды. Нет правда уверенности в том, что Путину хватит вкуса и ума понять это, а те, кто его окружают, навесят все что угодно, хоть Пугачеву, хоть масонский гимн Бортнянского. Я был на концерте в Новосибирске, где исполняли гимн России Свиридова-Твардовского. Люди не представляли, что у нас есть такой великий шанс - иметь этот гимн. Восторженно приняли эту музыку. Но в СМИ - только усатый сын Михалкова, а об этом не слова. Одна надежда на Путина, но относительно его вкусов и соответствующей культуры - большие сомнения.

 



Сайт создан в системе uCoz