Из выборгского заявления автора от 4 марта 2000 г.:

О ПОЭЗИИ:
И в поэзии Россия являет третий (троичный, гармоничный) принцип: где поэтический ОБРАЗ как средство поэта Востока, влюбленного в природу и в жизнь; и принцип механической РИФМЫ как средства поэта-ремесленника Запада, аналитически познающего природу и саму СМЕРТЬ; сменяет принцип ИНТОНАЦИИ как являющего миру средство поэтической гармонии двух миров (природного и искусственного) и создающего мир третий - мир гармонии ЛИЧНОСТИ.
ИНТОНАЦИЯ, соединяя внешнюю целостность образа и внутреннюю аналитичность рифмы, являет третье качество: единство эмоции (утверждение) и мысли (отрицание) в РЕАЛЬНОСТИ поэтического мира - ЛИЧНОСТЬ (гармонию).

Из статьи: "Рейнское без брожения или Рейн без Бродского"
(август 2004 г.)

"Позиция автора этих строк достаточно проста: мысль – это отрицание эмоции, а профессионализм в поэзии проистекает из отрицания поэзии, или, по-другому, из отрицания лирики".
 

Из работы "Русская идея как философская и логическая формула"
(сентябрь 2005 г.)

Coda: проявление русской идеи в поэзии
Исходя из русской идеи как философского и логического метода можно сделать вывод о том, что всего в поэзии имеются три принципа связи поэтического материала в произведении:
Образ (качество) – звук протяженный, отражающий природную и зримую реальность;
Рифма (количество) – звук унифицированный, лишенный протяженности и конкретности для удобства манипуляции и решения профессиональных задач;
Интонация (мера) – звук акцентированный, на стыке протяженности и унифицированности, выражающий личность поэта.

 

ГОСТИНАЯ
(темы: постоянные и временные)

ГОСТИНУЮ я открываю 26 августа 2000 г. Ее тема: смена принципа рифмы принципом интонации - третьим краеугольным камнем поэзии (образ, рифма, интонация). Поскольку вся тяжесть принципиального спора падает на философский раздел - сюда, в гостиную я буду приходить для отдыха, в те немногие редкие минуты отдыха...
Тема Бродского для гостиной также принципиальна, ибо именно Иосиф Бродский обозначил тупик и конец технологии в поэзии или технологической (городской, формальной) поэзии..
Заходите в гости, господа! И отдыхайте в этом небольшом храме поэзии... Итак, начинаем отсчет.

В сентябре 2007 года "Гостиная" подверглась новой и коренной переделке. Добавлены фон, оформление названий, изменена концепция. Но прежняя задумка осталась и она проста: разговоры о поэзии...

ТЕМА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА СОДЕРЖАНИЕ
О Бродском (К 60-летию поэта)
- Вместо эпитафии: "В целом мире я не вижу для себя уж лестной правды"
- Улыбка поэта Бродского (репортаж с фотовыставки)
- Чужбина также свойственна отчизне, как тупику предшествует пространство
(Мини-антология "Пять стихотворений"
)
Эта публикация была предпринята в газете "Выборгские ведомости" 1 декабря 1995 г. Просто поразительно, как психологически выразительны эти первые стихотворения Бродского, в которых по сути дела выражена идеологическая программа в дальнейшем последовательно осуществленная: всей его жизнью признанного, но одинокого и никем не понятого поэта.
Осмелюсь назвать Бродского именно непонятым поэтом, ибо Бродский как поэт оказался на вершине глобального противоречия: разрыва между природной чувственностью и искусственной формальностью интеллекта. Мыслящий поэт - это противоречие, ибо мыслить пристало философам. Это значит, что поэт пришел в прямое противоречие со своим ремеслом, вернее, поэзия стала ремеслом, превратилась в мастерство, в умение работать с поэтическим словом. Поэт-певец радостей жизни стал поэтом-ремесленником, как ни странно применить это понятие к Бродскому и его принципиальной судьбе одинокого поэта.
Использованы стихи Иосифа БРОДСКОГО: "Поющие рыбки", "Бегство в Египет", "Прощай, позабудь...", "Вальсок", "Инструкция опечаленным", "Затем, чтоб пустым разговорцем...", "Мои слова, я думаю, умрут..."
Из книги "Троица как метод", осень 1997 г. Поэтическая мини-антология: КАБИР (введение) "Кабир оказался не просто близок, а единомышленником. И хотя я в то время был уже совершенно сложившимся человеком, со своей позицией, и Кабир не открыл мне ничего нового, до меня через пятьсот или сколько там с точностью до года лет, донесся голос человека, очень близкого мне, почти современника... Особенность этих строк еще и в том, что когда бы они к тебе ни пришли они всегда вовремя, оказывая столь нужную нашей душе поддержку".
История знакомства с поэзией Кабира и избранная антология его стихотворений (перевод С. Липкина)
Поэтическая мини-антология: Михаил АНЧАРОВ (отрывок из 2 главы: "Как я пришел к Троице") "...Человек-творец, человек, обогащенный любовью к людям, верящий в себя, в свою творческую фантазию - этот человек становится хозяином своей судьбы, венцом творения нашей цивилизации. Цивилизации библейского типа, начавшейся с создания Богом человека и изгнанием его из Рая. Человек-творец есть начало возврата, начала творчества человечеством своей судьбы и возвращения в Рай".
Отрывок из стихотворения Павла ВАСИЛЬЕВА "Сердце", мини-антология Михаила АНЧАРОВА: "Песня про деда-игрушечника с Благуши", "Песня о красоте", "Песня о России".
Философская мысль и поэтический образ (отрывок из 4 главы: "Красота спасет мир") "Кант исчез для профессионального понимания и остался только "Олимп многохолмный", иными словами, исчез живой философ и осталась только мертвая система, взятая в своей разъятости анатомического препарирования. И мышление, одно только мышление вне чувственности, вне интуиции, привело к железной логике..."
В качестве иллюстрации мысли использовано стихотворение Валерия Брюсова "Тайна деда".
Троица и Россия (1 часть из 10 главы: "Троица и Россия") "И весьма характерен тот факт, что уже в ранних стихах Есенина, молоденького парнишки, столь явственна нота печали, сострадания. Не тоски, темной и беспросветной, а именно сокровенной любви, отзывчивости. Русской печали. Христос был распят, но любовь жива, сохраняя не только веру, но и память обо всех ушедших людях... Любовь к России - это любовь выстраданная, умудренная житейским опытом и тяжелейшими испытаниями. И мы, русские люди, находим именно в России, именно во Христе ту опору, которая составляет смысл жизни и ту веру, которая дает надежду преодолеть грядущий Апокалипсис человечества"...
Для иллюстрации темы использованы стихи "Привет, Россия!" Николая РУБЦОВА, "Шел господь пытать людей в любови", "Не ветры осыпают кущи..." Сергея ЕСЕНИНА, "Хочешь знать, что такое Россия..." Дмитрия КЕДРИНА, "Осенняя любовь" Александра БЛОКА, стихотворение автора "РУССКОЕ", использованы отрывки из стихотворений Александра БЛОКА, Федора Тютчева, Сергея ЕСЕНИНА.
Предлагаю объявить государственным гимном России стихотворение Евгения Евтушенко "Идут белые снеги" Мое предложение учредить гимном России всемирно известное стихотворение Евгения Евтушенко "Идут белые снеги", 3 сентября 2000 г. Доводы в пользу этого соображения: вершина русского стихотворения - одинокий голос человека, поднимающегося в своем чувстве, интонации речи по высот всечеловеческого переживания. Глубоко личное, предельно интонационное стихотворение Евгения Евтушенко в то же время достигает высот признания любви к России. Никто, как Евтушенко в этом стихотворении, не достиг поразительной русскости переживания, какого-то предельного обобщения чувства всех россиян к России.
Использовано стихотворение Евгения ЕВТУШЕНКО "Идут белые снеги"
О гимне России и гимне Москвы Разговор о гимне России и гимне Москвы на форуме "Идея для России" "Российской газеты" (www.rg.ru), ныне форум не существует. Сентябрь 2000 г. "...обращение к гимну Москвы является меня косвенным подтверждением высказанной ранее точки зрения, то есть то обстоятельство, что русский способ поэтического мировосприятия и выражения общественного через личное (а не через индивидуальное) как принцип интонации уже реализован в гимне Москвы. Особенно выразительно и по-человечески сильно звучат на мой взгляд две строчки: "Дорогая моя столица, золотая моя Москва!" Это и есть выражение интонации - усиление звучание, подчеркивания, авторского голоса".
Текст марша "Русские идут!", стихотворение ЛИСЯНСКОГО и АГРАНЯНА "Моя Москва" (гимн Москвы).
О народности в гимне России (О русском снеге и об интонации) Подробная статья, иллюстрирующая авторскую позицию о гимне России, народности и интонации на примерах из творчества поэтов, 21 октября 2001 г. "Зимняя Россия - это особая Россия! Весна, лето, осень - время работ, особенно летняя страда, а зима - народные забавы, гуляния, потешки, время отдыха, бешено мчащихся русских троек и даже - русских философских размышлений - ибо Россия - страна философов. Именно зима создавала особую общность русских и именно зима поражала иностранцев приезжавших в Россию и эта странная зимняя жизнь русских. Снежная Россия! Попомнили ее тевтонцы, попомнили ее войска Наполеона, как впрочем и позднее - гитлеровские дивизии. Снежная Россия. Снег России. Русский снег!"
Авторы и их стихотворения: Дон АМИНАДО "Города и годы", В. БРЮСОВ "Снежная Россия", Н. РУБЦОВ "Выпал снег", "Русский огонёк", С. ЕСЕНИН "Сани, сани, конский бег...", "Снежная замять дробится и колется...", "Сний туман.. Снеговое раздолье...", Д. КЕДРИН "Жилье", "Глухота", "Не печалься", "Бог", "Я", "Распутин", "Я не знаю, что на свете проще", "Хочешь знать, что такое Россия...".
Небольшое обсуждение заметки о Бродском Разговор о Бродском в сетевом журнале "Русский переплет" (www.pereplet.ru),
октябрь 2001 г.
"И странная вещь получается: Гегель дает тонкое наслаждение мысли, Бродский - поэтической формой (в принципе, то же самое), но при этом ДАВАЯ ВСЕ ОТВЕТЫ (Гегель) и УГОЖДАЯ САМЫМ ТОНКИМ ВКУСАМ (Бродский), они в тоже время создают поразительнейшую ИЛЛЮЗИЮ! Иллюзию философии и иллюзию поэзии! Когда проходит этот момент ОБЩЕНИЯ, выясняется, что Гегель дав ответы на все вопросы в то же время ни на что не ответил, ибо ничего не прояснилось, а Бродский, дав тонкое и интеллектуальное наслаждение в то же время оставил ощущение какой-то поэтической неудовлетворенности. НЕТ СОДЕРЖАНИЯ!!! И выясняется, что философия оказывается всего лишь МЕТОДОМ интеллектуальной эквилибристики, а поэзия методом многообразия и гибкости форм (хотите под Баратынского, хотите под Пушкина, хотите под Тютчева и т.д., НЕТ ПРОБЛЕМ)... То есть ФИЛОСОФ оказывается ВНЕ ФИЛОСОФИИ, А ПОЭТ - ВНЕ ПОЭЗИИ... Иными словами, ПРОФЕССИОНАЛЫ оказываются ВНЕ ЖИЗНИ!!!"
Разговор о прозе и поэзии Иосифа БРОДСКОГО.
- Как я защищал поэта Блока от ...философа Флоренского

Дискуссия на основе неопубликованного доклада Флоренского "О Блоке" в сетевом журнале "Русский переплет" (www.pereplet.ru), январь - март 2002 г.

Полный текст доклада Флоренского "О Блоке" и обрезанная редакцией "Русского переплета" дискуссия, находятся по адресу http://www.pereplet.ru/text/florenskiy25ynv02.html

Критика тезисов Флоренского о Блоке, август 2007 г. "Корень проблемы: именно в отрицании Христа и в невольно-идеологическом отрицании Троицы: Бог-Отец поставлен над Богом-Сыном, а Бог-Святой Дух вообще не вспоминается. Статья Флоренского о поэте Блоке и о его поэзии является в этом смысле уникально показательной и двоичной в основе: церковная позиция противопоставляется общественной, община – личности, традиция – новации, центростремительность – центробежности, а богоцетрический мир – человекоцентрическому".
Разговор о жизни и поэзии Александра БЛОКА, отрывки из стихов БЛОКА,  Булата ОКУДЖАВЫ, автора, стихотворения КАБИРА "Никто моей не знает тайны"Николая ЗИНОВЬЕВА "Меня печалит вид твой грустный...", Константина ЧЕРЕПАНОВА (автора) "Женщинам России".
Комментарий к дискуссии, часть I: К противоречию, август-сентябрь 2007 г. "Приступая к комментированию дискуссии, должен оговорить, что в силу глубины и принципиальности затронутого предмета обсуждения – коренного противоречия между церковью и обществом, а также Востоком и Западом, с преодоления которого начинается русская идея как метод философии и логики, я делаю к этой дискуссии не совсем типичные комментарии. Выделяю три принципиальных пласта:
1) комментирование самой дискуссии;
2) комментарий о русской идее как методе философии и логике;
3) отступления и обобщения, связанные с тем или иным аспектом русской идеи как метода
и даже дополнительный аспект: характеристики участников дискуссии как определенных типов мышления".
Разговор о жизни и поэзии Александра БЛОКА, стихотворение "Голос в тучах", стихотворение Дмитрия КЕДРИНА "Да и такой, моя Россия...", отрывки из стихотворений Александра БЛОКА, Ольги ГАРПЕНКО.
Комментарий к дискуссии, часть  II: Противоречие, август-сентябрь 2007 г. "Вот эта, выведенная мной в данном тексте, формула «Личность, движимая любовью!», полностью опровергает позицию Флоренского о Блоке. Ибо основой поэзии Блока была любовь – и даже не столь в данном случае важно, к Прекрасной Даме, Гармонии, Христу. Личность, взявшая из общины то, что делает ее общиной - любовь и отправившаяся в крестный путь".
"Разница между Есениным, последним поэтом деревни и Бродским, которого я назвал последним поэтом города, именно в этом, в том, что считать основой поэзии: звук или букву, то есть дух или опять же букву. Но есть разница между Есениным, Бродским и Блоком: первый – это естественный звук, Бродский – искусственный звук (обрубленный до метрической единицы и именно потому буква), Блок и вообще символисты (учился я у Брюсова и Блока) – звук интонированный, акцентированный, нарушающий метрическую систему рифмы и привносящий в стихотворение дыхание автора. Именно последнее самое сложное в стихотворной технике".
Разговор о жизни и поэзии Александра БЛОКА, стихотворения Валентина СИДОРОВА "В душе твоей проснулась высота...", Константина ЧЕРЕПАНОВА (автор) "Попурри-экспромти на темы стихов Блока" отрывки из стихов и поэм Николая НЕКРАСОВА, Александра БЛОКА, Александра ПУШКИНА, автора, КАБИРА.
часть III: Синтез противоречия, август-сентябрь 2007 г. "...декларируя единство, и единство с Богом Отцом, отвергать однако жертву Иисуса Христа, право ЛИЧНОСТИ на действие во имя общины. Я уже употреблял формулировку в тексте примечания к беседе: «Отрицание зла есть бессилие», сейчас ее продолжу: «...ибо необходимо личное действие». Именно на личные действия неспособны ни священнослужители, ни сами церковные иерархи, ни их паства. Я уже неоднократно цитировал и процитирую вновь прекрасно выражающее эту мысль короткое стихотворение поэта Николая Зиновьева:
«Меня печалит вид твой грустный.
Какой бедою ты тесним?
А человек сказал: я - русский.
И Бог заплакал вместе с ним".
Вспоминая известную евангельскую притчу о хозяине и  работниках, подытожу, что сегодня Господь не заплачет вместе с русским человеком, а скажет: «Я дал тебе талант, а ты зарыл его в землю и не преумножил!»

Разговор о жизни и поэзии Александра БЛОКА, стихотворения Алексея ТОЛСТОГО "Господь меня готовя к бою...", "В монастыре пустынном близ Кордовы...", "Про подвиг слышал я Кротонского бойца...", Константина ЧЕРЕПАНОВА (автора) "Есть тихий свет - негромкий, негасимый...", "Правда от атлантах", Николая ЗИНОВЬЕВА "Меня печалит вид твой грустный...", КАБИРА "Добудь свою воду хотя бы из ада...", Александра БЛОКА "Осенняя любовь", отрывки из стихов Александра БЛОКА, Алексея ТОЛСТОГО, Александра ПУШКИНА.
Заключение: О дне сегодняшнем, сентябрь 2007 г. "Как это ни странно, позиция Русского Собора, признавшего «Русскую доктрину» как концепцию объединения религиозного и мирского и позиция патриарха Алексия II, разделяющего сферы церкви и государства – это одна и та же позиция, две стороны двоичности или непреодоленного противоречия. Позиция без русской идеи – позиция без ТРОИЦЫ, ибо третьего звена нет ни в «Русской доктрине», пытающейся эклектично соединить несоединимое и вписать в доктрину религиозные цели и мирские средства, ни в позиции патриарха с высоты церковного воззрения разделяющего религиозное и мирское, церковь и государство. Иными словами, ни церковь (патриарх Алексий II), ни общество (Русский собор) не нашли синтеза ОБЩНОСТИ и ИНДИВИДНОСТИ, оставшись на традиционных позициях и не разрешив самого основного для России вопроса – противоречия между Востоком и Западом".
Контроверза: Рейнское без брожения или Рейн без Бродского?, август 2004 г. Попытка принять участие в дискуссии "Литературной газеты" "Век новый. А поэзия?", август 2004 г.  "...делаю вывод, что "Литературная газета" призывая всех читателей к активному участию в своих дискуссиях и полемиках просто лжет: страницы газеты не для всех, а узкой когорты "избранных" и "удобных". "Позиция автора этих строк достаточно проста: мысль – это отрицание эмоции, а профессионализм в поэзии проистекает из отрицания поэзии, или, по-другому, из отрицания лирики".
"Поэт как представитель общества есть не личность, не лирик и даже не поэт, а представитель общества, единица некоего унифицированного количества. Профессионал, ремесленник, исполнитель. И для того, чтобы воспринимать поэзию как мир вещей он должен прежде всего убить свое “Я”, низвести себя из пророка, из голоса Бога в состояние ремесленника".
"...Не лишне именно здесь, где говорится о переводе живого в неживое, подытожить еще один момент. А именно то обстоятельство, что поэзия без лирики – это по сути дела поэзия переводчиков. То есть перевода с языка чувств на язык мысли. Даже наедине с самим собой такой поэт, то есть, напомню, поэт – не лирик, не может избавиться от этой раздвоенности чувства и мысли. Даже самого себя он вынужден обобщать, переводить на язык вещей, унифицировать, реестрировать".
Разговор о направлении в поэзии, связываемом с именами Иосифа Бродского и Евгения Рейна,  два стихотворения Владимира Сидорова "Точно лугом хуторским...", "День рождения".
Ура-патриотизм - отрыв земли от неба, либерализм - отрыв неба от земли"
 
ОТРЫВОК из разговора на форуме "kcherepanov" с женщиной Lipa, 26 ноября 2005 г. "...для человека знакомого с русским искусством очевидно, что для нас, русских, первостепенна была не библия как словесное изложение, а икона как синтез зримого и незримого мира. Икона ставит в центр событий именно человека - Иисуса, и показывает вокруг него ряд событий. Икона всегда о человеке и адресована именно человеку и показывает моменты чисто человеческого переживания. Запад - это прежде всего словесное, и потому абстрактное в своей природе искусство, в России - синтез конкретного и абстрактного".
"...Наши «патриоты», под видом защиты земли, отказывают России в небе - отрицают ее общеродовое значение, а наши либералы, имея ввиду небо, пытаются оторвать Россию от земли, отрицая ее самостоятельность".
Примеры из финского эпоса "Калевала", стихотворение Павла Васильева "В степях немятый снег дымится...", примеры из творчества Е. Евтушенко, П. Васильева, Саши Черного, А. Твардовского, былины "Вольга и Микула Селянинович", сказки "Колобок", стихотворение Н. Рубцова "В горнице моей светло".
Земля и планета Велимира Хлебникова Публикация в живом журнале "Самосознание России и русская идея" http://kcherepanov.livejournal.com/ "Предупреждение Маяковского, что Хлебников – поэт для производителей, означает по сути дела, то обстоятельство, что Хлебников – не поэт. То есть не поэт, а поэтический мыслитель, мастер, каким позднее сделался Иосиф Бродский, который был скорее переводчиком стихов, нежели поэтом. Разница в том, что Хлебников познавал слово, бился над его познанием, тогда Бродский поставил поэтическое мастерство на службу поэтическому познанию мира, его анализу и расщеплению. Что означает, это определение «не поэт». Только то обстоятельство, что творческое наследие Хлебникова надо воспринимать как работу в поэтической мастерской: Хлебников – не творец, не певец, не создатель, а поэтический Базаров, препарирующий слова как лягушки. Великая тайна в самой личности Велимира – Велик мир, объявившего себя первым председателем Земного Шара".
Стихи Велимира Хлебникова "Сегодня снова я пойду...", "Я ведал ненарекаемость Возничего...", "Усадьба ночью чингизхань...",  "В тебе любимый город...", "Точит деревья и тихо течет...", "Сыновеет ночей синева..." отрывки из стихотворений "Походы мрачные пехот...", "Эй, молодчики-купчики...", "Мы желаем звездам тыкать...", примеры из творчества Николая Глазкова, Николая Гумилева, высказывания Владимира Маяковского, Осипа Мандельштама, Александра Блока, самого Хлебникова.
     
     
     
     


Сайт создан в системе uCoz