НЕБОЛЬШИЕ ДИАЛОГИ НА ФОРУМЕ "ИДЕЯ ДЛЯ РОССИИ" (www.rg.ru)

Re: Предлагаю объявить государственным гимном России знаменитое стихотворение Евгения Евтушенко "Идут белые снеги"

Отправлено Андрей on September 03, 2000 at 21:43:35:

Я не против. И очень люблю стихи Евтушенко. Даже лично с ним знаком.
Отмечу лишь, что для большого круга Русской интеллигенции Евтушенко стал звучать по другому, после того как гуманитарии в силу предоставленной им власти “зарезали” русскую космическую программу. Многие из моих друзей, наверное к сожалению, перестали его читать, а некоторые по другому относиться к его творчеству и преподаванию в Американском университете.
Я лично в него верю. Несомненно талант, несомненно русский…
У всякого бывают ошибки…

 

Cообщения
 

Re: "Чудаки! Поэтов разве учат!"

Отправлено Черепанов on September 07, 2000 at 19:46:06:

Да, Андрей, можно с Вами поспорить относительно оценки роли Евтушенко в том, что была "зарезана" русская космическая программа... Но - это не главное, что Вы и отметили... О человеке нужно судить по его вершинам, и одна из них - это стихотворение "Идут белые снеги"...
Преподавание Евтушенко в американском университете - это его личное дело, каждый выживает как может, а поэты к тому же обнаженно чувствительны к отрицанию, в том числе и к тому, которое прозвучало в связи с космической программой. Мне вспомнилась здесь строчка Павла Васильева: "Чудаки! Поэтов разве учат!" В известном смысле можно сказать, что поэт - как и женщина, всегда прав! Ибо он обращен к Богу, к божественному глаголу!
Кстати, Андрей, Вы не дали Вашу оценку моему предложению. Молчание на данную тему - это что: согласие или же нежелание заострять вопрос?
Всего доброго!
Черепанов

 

Скорее нет...

Отправлено Андрей on September 08, 2000 at 14:27:35:

К сожалению людей оценивают не только по вершинам, но и наоборот по “низинам”. У каждого и первое, и второе разные. Для Евтушенко был момент, когда он Евтушенко был ВЛАСТЬ и на него люди смотрели не только как на поэта… Думаю, что Вы напрасно идеализируете. Непризнание ошибок гораздо хуже. Я категорически против выпадов типа “погрелся у кормушки”, которые присутствуют в других спорах, но например и в уме по себя оцениваю, что и в России есть люди которые с удовольствием получили бы образование у Евтушенко. Между тем ничего плохого в преподавании в Америке я тоже не вижу.
По сути:
Гимном можно сделать практически любое стихотворение. По моему мнению почему это стихотворение не может подходить для гимна, во первых потому что оно написано в явном миноре (гимн хотелось бы видеть более жизнеутверждающим), во вторых строчки пестрят отрицаниями, что отчасти и создает минор. Кроме того: стихотворение написано от первого лица, причем без труда можно увидеть “взгляд назад”. Думаю, что стихотворение очень личное и наверное автор вряд ли захотел бы его видеть гимном, в нем есть тайна… секрет, которые не нужно подгонять под лозунг или транспарант… И в этом нужно уметь себя защищать.

 

Re: Новый поэтический принцип - интонация

Отправлено Черепанов on September 10, 2000 at 12:01:33:

Андрей, уточняю "по сути": стихотворение Евтушенко как раз не минорное, а написанное с той особой, негромкой и даже незаметной силой, которую можно назвать интонацией. Именно в этом стихотворении Евтушенко достигает поразительной силы интонационного звучания, когда суетное и личное уходит в сторону, а в личности с силой звучит общее. По философски это третий тип выражения общего в частном (обобщения) - особенное (то есть конкретное, абстрактное и особенное). Поэтически это выражается в связке образ (мажор - пользуясь Вашей, Андрей, терминологией), рифма (явный минор - пример Бродский) и интонация. Интонация синтезирует мажор и минор (я опять же пользуюсь Вашими определениями) в третье качество, когда уже нет ни явного мажора (Глинка), ни размеренного минора (Александров - чтобы понятно было почему минор - сравните с мелодией Интернационала, и, наконец, минор - это отсутствие мажора).
Даже Пастернак только в некоторых своих последних стихотворениях приходит к этой поразительной силе интонационного звучания. Если дать еще одно определение интонации, то это "человек сбрасывает форму и начинает говорить своим голосом, быть самим собой" - это сила человека, который выражает в себе весь народ, как своего рода Илья Муромец. И именно в этом стихотворении, именно интонационном (сколько поразительных интонаций в народном творчестве и поговорках) и именно русском (!!) проявляется настоящая сила Евтушенко. Его голосом в этом стихотворении заговорила сама Россия. Но эту негромкую силу не все способны видеть и потому я и говорю, что это истинно русское стихотворение.
Андрей, Вы показали себя достаточно тонким человеком, и меня удивило Ваше заявление, что гимном можно сделать ЛЮБОЕ стихотворение. Распевать можно действительно любое ритмическое сочетание, но речь идет о о другом.
И последнее, опять же об интонации: каждая интонация - музыкальна (пример, стихи Анчарова, Окуджавы, бардов). Это - следствие гармонии слов.
Объявив своим гимном ИНТОНАЦИОННОЕ стихотворение - Россия утвердит тем самым ИНОЙ тип гимна, и иную СИЛУ слова - ЛИЧНУЮ!
Таким образом, Андрей, все гораздо глубже. Но оговариваю, что это моя
личная точка зрения и может быть я единственный во всем мире человек, который отстаивает существование интонации как третьего поэтического принципа. Могу сказать, что для меня здесь все очевидно как 2 х 2 = 4!
Спасибо за внимание!

 

Re: Новый поэтический принцип - интонация

Отправлено Андрей on September 11, 2000 at 17:26:28:

1. Минор вовсе не означает отсутствие силы. Минор это скорее настроение.
2. “Его голосом в этом стихотворении заговорила сама Россия.” – вполне может быть и я даже с ваших слов готов это утверждение принять на веру.
3. Совершенно не спорю о том, что это чисто русское стихотворение.
4. По поводу ЛЮБОГО
это наверное более расширенный аспект обсуждения. К сожалению не всегда бывает так, что государство провозглашает гимн именно тот, который всем нравиться. Чаше бывает наоборот. Как ни крути государство – аппарат насилия… До коммунизма, извините, нам дожить не удалось, хотя идея была. Опыт показывает, что призрак демократии для России тоже не работает… Поэтому вопрос идеи и актуален. Кто ее сможет обозначить, тот и “будет всем”. И все понимают, самое смешное, что она, идея, уже есть… Ловите Жар-птицу за хвост!
5. Также не спорю что все не так просто и наверняка гораздо глубже.
6. Не льстите себе… вы не один.

Все таки: я не отрицаю возможности издания этого стихотворения как гимна. Но внутренне, как я уже и писал, я против. На мой взгляд, честнее было бы попросить Евтушенко написать “Гимн России” и я думаю, что он согласился бы…
 

Re: Вроде бы Евтушенко уже написал текст нового гимна, но мне он неизвестен...

Отправлено Черепанов on September 11, 2000 at 20:14:53:

Буду рад, если кто-нибудь прояснит ситуацию с текстом Евтушенко для гимна...
 

 

Re: Вроде бы Евтушенко уже написал текст нового гимна, но мне он неизвестен...

Отправлено Андрей on September 13, 2000 at 23:39:41:

Обратите внимание на последний выпуск "Литературной Газеты" от 30 августа - 5 сентября. По моему номер 34-36.
P.S. Но к сожалению информации о гимне у меня нет.

R: На этом наша беседа с Андреем была окончена. Данная публикация в "ЛГ" была мне уже знакома. Там были приведены новые стихи Евтушенко, но ничего о гимне. Приводя сегодня эту беседу в "Поэтической гостиной" я надеюсь что она представит некоторый интерес в связи с моей новой публикацией на данную тему "О народности в гимне России".


7 октября 2000 г. О ГИМНЕ РОССИИ И ГИМНЕ МОСКВЫ

Затронутая мной тема о государственном гимне России получила продолжение на форуме "Российской газеты" ("Идея для России" - www.rg.ru.), когда разговор был продолжен корреспондентом по имени Игорь. Сегодня я привожу здесь его заметку, а затем свой ответ. Считаю необходимым подчеркнуть, что обращение к гимну Москвы является меня косвенным подтверждением высказанной ранее точки зрения, то есть то обстоятельство, что русский способ поэтического мировосприятия и выражения общественного через личное (а не через индивидуальное) как принцип интонации уже реализован в гимне Москвы. Особенно выразительно и по-человечески сильно звучат на мой взгляд две строчки: "Дорогая моя столица, золотая моя Москва!" Это и есть выражение интонации - усиление звучание, подчеркивания, авторского голоса.

 

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГИМН

Отправлено Игорь September 27, 2000 at 17:35:48:

О русском национальном гимне
Некоторое время назад г.Черепанов затронул очень важную тему, напрямую связанную с обсуждаемой на этом форуме идее (http://www.rg.ru/wwwboard/messages/898.html). Сколько лет дерьмократической России, столько же нет у нас национального гимна. Почему? Да потому, что гимн является поэтической квинтэссенцией национальной идеи. Увы нам, свою идею мы так и не сформулировали. Пока мы их не родили, мы являемся не нацией, а народом.
Можно проанализировать посление российские гимны.


1.“Боже, царя храни”. Уже по первым словам можно понять, что это гимн православных монархистов. С распространением атеизма, разрушилась бывшая русская государственность. “Сильный, державный”. Была сильная держава, была… Умерла сила державы, истратилась на внутренние усубицы – умерла и сама держава и ее гимн.


2. “Вставай, проклятьем заклейменный” - действительно, для творцов революции самый подходящий эпитет “проклятьем заклейменные”. “Весь мир голодных и рабов” -революцию сделали голодные, но, пожелав стать свободными, они так и не перестали быть рабами. “Кипит наш разум возмущенный” - здравому рассудку это не пришло бы в голову. “И смертный бой вести готов” - за время революции численность населения России уменьшилась на 12 миллионов человек, около 1 миллиона эмигрировало, сколько-то миллионов погибло от голода, из-за разрушения экономики мы оказались не готовы к следующей войне – 27 миллионов, плюс уничтоженные репрессями, умершие от голода и болезней, неродившиеся… 100 миллионов человек, при всей моей нелюбви к Солженицыну, является реальной цифрой. По счатью, бред перманентной революции не мог быть реализован и, поэтому наступила следуящая фаза.


3. “Славься, Отечество наше свободное” - необходимость возвратиться к идее патриотизма, как единственно созидаетльной, а следовательно, жизненно необходимой любому мало-мальски разумному режиму. “Дружбы народов надежный оплот” - возможен ли был надежный оплот при существовании Союза – образрования, в котором изначально была заложена возможность распада на национальные образования (при неугодном развитии событий). “Партия Ленина – сила народная” - пока коммунисты не оторвались от народа, они могли черпать в нем свою силу; когда они почувствовали свою элитарность – кончилась их власть. “Нас к торжеству коммунизма ведет” - вопрос даже не в утопичности коммунизма (торжество Царствия Христова не менее утопично, но церковь ведет за собой уже 2 тысячи лет), а в том, кто ведет, и с какими целями.


4. Музыка Глинки замечательна, но найдет отклик лишь в среде русской музыкальной интеллигенции, слов-то нет, то есть нашему государству и нашей политической псевдоэлите нечего нам сказать.


5. Будущий гимн.
· Гимн поэтически формулирует цель и задачи народа.
· Гимн может исполнять в любой среде и при любых обстоятельствах (празники, парады, олимпиады…)
· Гимн является мирской “молитвой” нации
· Должен быть созданием национального поэта
· Добавляйте, что каждому по душе.
P.S. Слышал я одну песню, не самую подходящую для гимна, но отражающую суть необходимости. Если не трудно, сообщите, кто ее исполняет и где взять дополнительную информацию.
 

РУССКИЕ ИДУТ (весело, зло, маршем)
 

Русская земля – Божия обитель.
Льется на заре несказанный свет.
Русская земля, кто тебя обидел?
Недругам твоим прощенья нет!
 

Припев:
Мы русские, с нами Бог.
Мы русские – руссие не продают.
За Родину последний вздох.
Мы русские, русские идут.
 

Помнят сыновья матери молитвы,
Зори над рекой, даль весенних рек.
За твою любовь мы пройдем все битвы.
Русская земля, цвети вовек.
Припев.
 

PP.S. Ну не нравится мне Евтушенко, не считаю я его русским национальным поэтом.
Игорь



 

ГИМН РОССИИ И ГИМН МОСКВЫ

Отправлено Черепанов on October 01, 2000 at 16:04:18:

В ответ на: Русский национальный гимн отправлено Игорь on September 27, 2000 at 17:35:48:

Уважаемый Игорь!
Благодарю Вас, за внимание к этой действительно серьезной проблеме. Меня удивляет однако то, что отношение к поэту (Евгению Евтушенко) переносится на его незаурядное произведение, пронизанное высоким патриотическим чувством и по мироощущению - исконно русским.

Еще раз подчеркну, что русский гимн должен нести в себе отличительные черты специфически русского мировосприятия: в поэзии это - ИНТОНАЦИЯ как третий поэтический принцип (Восток - эмоция, ее сила и утонченность, Запад - мысль, стройность и логичность, размеренность, Россия - интонация как сила чувства и мысли в личностном переживании поэта, в его глубоком личном мироощущении!
В качестве примера я хочу напомнить прекрасную песню Дунаевского на слова Лисянского и Аграняна
"Моя Москва", ставшую гимном Москвы. Обратите внимание, что и здесь звучит ИНТОНАЦИЯ (то есть общее передается через личное чувствование):

Текст гимна города Москвы:

"Я по свету немало хаживал.
Жил в землянке, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.

Но Москвою привык я гордиться
И везде повторял я слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой.
Я люблю твою Красную площадь
И кремлевских курантов бой.

В городах и далеких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
Навсегда будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов".


Поэтому я считаю, что "Идут белые снеги" ничуть не менее сильное произведение, а при переработке (только самим автором) может стать и вполне гимном России. Естественно, что это моя личная точка зрения, но, считаю что настоящие действительные глубокие основания пока не всем очевидны. Непонятно, что такое интонация и почему это русский тип стихосложения и т.д. Время все прояснит.

Итак, Игорь, Ваше стихотворение: "Русские идут" само по себе неплохое, но немного наивное. Эффект толпы. "То Кемпбелы идут" (Шотландия), "Если бы парни всей земли..." и т.д.
Сила русских в единстве, но не восточного типа, а творчески созидательного - социальной гармонии. Поэтому "Русские идут", "ух, как идут!" (вариант, маршируют). Подобное самолюбование строем чем-то напоминает рассказ Куприна о молодом офицере, который залюбовался собой и строем и сбился с шага на параде. Поэтому здесь для меня есть элемент самолюбования, почему я считаю этот лозунг немного наивным, хотя стихи сами по себе неплохие. То есть наивна идея, и она в прошлом.

Да, кстати, совершенно неприемлю слово "национальный", ибо для меня Россия - это не нация, а целый духовный материк. Быть нацией ей тесновато!
 



Сайт создан в системе uCoz