О НАРОДНОСТИ В ГИМНЕ РОССИИ
(О русском снеге и о народной интонации)
В своем заявлении "Гимн любви к России" (о стихотворении Евтушенко "Идут белые
снеги") я вскользь упомянул о снеге как символе России, вспомнив слова из
стихотворения Дон-Аминадо. Сегодня я позволю себе развить эту точку зрения, и в
частности, снова продолжить разговор об интонации, к чему способствует и
приводимое мной ниже (полностью) прекрасное стихотворение Дон-Аминадо "Города и
годы". Подытожу что из эмиграции, тем более дворянской, послереволюционной,
Россия видится особо ностальгически, целостно, чувственно - ее природа,
пространство, равнина, снег.
Дон-Аминадо
ГОРОДА И ГОДЫ
Старый Лондон пахнет ромом,
Жестью, дымом и туманом.
Но и этот запах может
Стать единственно желанным.Ослепительный Неаполь,
Весь пронизанный закатом,
Пахнет мулями и слизью,
Тухлой рыбой и канатом.Город Гамбург пахнет снедью,
Лесом, бочками и жиром,
И гнетущим, вездесущим,
Знаменитым добрым сыром.А Севилья пахнет кожей,
Кипарисом и вервеной,
И прекрасной чайной розой,
Несравнимой, несравненной.Вечных запахов Парижа
Только два. Они все те же:
Запах жареных каштанов
И фиалок запах свежий.Есть чем вспомнить в поздний вечер,
Когда мало жить осталось,
То, чем в жизни этой бренной
Сердце жадно надышалось!..Но один есть в мире запах
И одна есть в мире нега:
Это русский зимний полдень,
Это русский запах снега.Лишь его не может вспомнить
Сердце, помнящее много.
И уже толпятся тени
У последнего порога.
1927 г.(Цитируется по кн. Дон-Аминадо. Наша маленькая жизнь. - М. "ТЕРРА"-"TERRA", 1994, с. 89-90).
Я уверен, что два принципиальных совпадения в стихотворениях Евтушенко и
Дон-Аминадо - не случайны. Это - Россия, символически увиденная сквозь снег и
личная судьба, преломленная через судьбу России, когда человек пронзительно и
обостренно задумывается о своей судьбе и о своей жизни, т.е. о смерти. Если
сказать философским языком и даже построить фразу по-гегелевски, то Россия, как
третий этап мировой цивилизации, есть старость субъективного духа - его
социальная зрелость. Если сказать проще, то это - социальная зрелость философии
(ИДЕИ). А если перейти вообще на нормальный, человеческий язык, то мы не можем
не осознать того факта, что духовную силу России (через православие и ее
личностей) закладывали ее старцы. Социальная мудрость к человеку (и ко
всемирному человечеству) приходит именно на склоне жизни, на третьем ее этапе
(молодость, зрелость, старость). Вспомним историю России, особенно ее духовную,
православную историю, ее святых - личные и человеческие судьбы которых дали
России не только ореол мученичества, но и звание СВЯТОЙ РУСИ! Человек,
озабоченный судьбой своих близких и вообще людей как человечества, готовый
отдать свою жизнь, свой ум, свое тело служению людям - что это как не Христос. И
это Христос, с особенной душевной силой увиденный русскими людьми! Много бед
Россия перенесла и православие, его особенная духовная сила - это сила служения
людям. Христос и община - служение Христа общине, то есть служение человека -
людям, а общины (общества) - народу. Вот та сила - сила негромкой, но поистине
неразрывной связи людей: от сердца к сердцу, от человека к человеку, которой
держалась Россия в своей истории и которой держится вплоть до сегодняшнего дня.
История Россия богата примерами, судьбами, личностями, но я вспомню сегодня Сергия Радонежского - основателя духовного возрождения России, от которого традиция приводит к нынешнему церковному лидеру России - патриарху Алексию. Из сегодняшних наших духовных "старцев" можно назвать и общественных лидеров, от сравнительно недавно ушедших Андрея Дмитриевича Сахарова и Дмитрия Сергеевича Лихачева до ныне живущих Александра Исаевича Солженицына и Виктора Петровича Астафьева. Духовную силу России создавали ее старики. В этом особенность духовной атмосферы России и ее социальной общности. Поэтому когда речь заходит о смерти, то именно здесь проявляется родовая особенность русского духа. Человек задумывается не только о себе, о своей судьбе, но и о РОССИИ.
Самое время здесь четко поставить "детский" вопрос: что же такое РОССИЯ? Территория? То есть необъятное равнинное пространство? Да, но не только. Государство? То есть общность социально-производственных связей, взаимосвязанность водных, воздушных, автомобильных и особенно железнодорожных путей? Да, но не только!
Что же спаяло, соединило, сплотило общностью языка и культуры - эту безусловно единую социальную единицу, столь непохожую и столь отличную от других стран. Религия? Да, но не только. Сплотила и объединила людей - РОССИЯ! То есть то, что не является ни территорией, ни государством, ни религией, ибо все это - средства для выживания (физическое, интеллектуальное, духовное - но средства). Да, прав был другой великий русский старец - философ Николай Федорович Федоров (современник других великих мыслителей России - Федора Михайловича Достоевского и Льва Николаевича Толстого) , когда назвал Россию - ОБЩИМ ДЕЛОМ! Общим делом не только чисто русских людей и русского народа, а всего человечества! ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ - ЕДИНСТВО ЛЮДЕЙ В ОБЩЕМ ДЕЛЕ БОРЬБЫ ЗА ВЫЖИВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА! Русский народ выжил в своей тяжелейшей истории только тем, что люди берегли друг друга, тем что в самые трудные времена в русском народе всегда находились люди, которые могли взять на себя силу ответственности за других, за народ и просто-спокойно сделать свое дело! Сегодня духовный метод единства людей в общем деле становится духовным методом всего человечества! На уровне организации жизни людей и жизнедеятельности государства он зарождается в России как метод. И именно поэтому столь принципиален оказался вопрос о гимне России - нет ИДЕИ России - нет понимания, нет и духовного гимна, ибо какой бы ни был принят вариант - фальшь безыдейного гимна будет чувствоваться не только народом, но и обществом и властью.
Но вернемся к стихотворению Дон-Аминадо и подытожим, что "дворянское" ощущение России еще более или менее близко к народному, крестьянскому. Зимняя Россия - это особая Россия! Весна, лето, осень - время работ, особенно летняя страда, а зима - народные забавы, гуляния, потешки, время отдыха, бешено мчащихся русских троек и даже - русских философских размышлений - ибо Россия - страна философов. Именно зима создавала особую общность русских и именно зима поражала иностранцев приезжавших в Россию и эта странная зимняя жизнь русских. Снежная Россия! Попомнили ее тевтонцы, попомнили ее войска Наполеона, как впрочем и позднее - гитлеровские дивизии. Снежная Россия. Снег России. Русский снег! И совсем не странно, что именно его вспомнил на чужбине русский писатель Дон-Аминадо! И совсем не странно, что именно через снегопад, через БЕЛЫЕ СНЕГИ (!!), почувствовал Евгений Евтушенко, сибиряк по рождению,(как и автор этих строк), то особое состояние духовной общности своей судьбы с судьбой России! С ОБЩИМ ДЕЛОМ всех времен и поколений русских людей! Итак, СНЕГ - это не просто символ России, это символ - НАРОДНОЙ России! РУССКОЙ ОБЩНОСТИ! Поэтому многие строчки из этого стихотворения Евтушенко мне покажутся просто поразительными по созвучности русскому духу:
Идут белые снеги,
как по нитке скользя...
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя.Чьи-то души бесследно,
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.Идут белые снеги...
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти
и бессмертья не жду. ...
А о чем, как не о России - общем деле всех россиян последние строфы:
... Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои, и чужие
заметая следы.Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.
С точки зрения идеологии, верности русской идее, я не знаю и не видел в нашей русской поэзии столь точных и интонационно верных строк. Евгений Евтушенко сумел в своем поразительнейшем поэтическом прозрении верно прочувствовать и передать РУССКУЮ ИДЕЮ - родовой общности людей в общем деле - единстве людей России и всего мира!
Я продолжу разговор о снеге как символе России еще несколькими примерами, не претендуя впрочем на полное исчерпывание темы. Любопытно символическое (несколько абстрагированное) изображение России в стихотворении Валерия Брюсова "Снежная Россия":
За полем снежным - поле снежное,
Безмерно-белые луга;
Везде - молчанье неизбежное,
Снега, снега, снега, снега...Деревни кое-где расставлены,
Как пятна в безднах белизны:
Дома сугробами задавлены,
Плетни под снегом не видны.Леса вдали чернеют голые, -
Ветвей запутанная сеть.
Лишь ветер песни невеселые
В них, иней вея, смеет петь.Змеится путь в снегах затерянный;
По белизне - две борозды...
Лошадка рысью неуверенной
Новит чуть зримые следы.Но скрылись санки - словно, белая,
Их поглотила пустота;
И вновь равнина опустелая
Нема, беззвучна и чиста.И лишь вороны, стаей бдительной,
Порой над пустотой кружат,
Да вечером, в тиши томительной,
Горит оранжевый закат.Огни лимонно-апельсинные
На небе бледно-голубом
Дрожат... Но быстро тени длинные
Закутывают все кругом.
(1917)(Цит. по кн. Валерий Брюсов. Стихотворения, Уфа, 1973, с. 237-238)
Не раз, и не два, и даже более того - неоднократно, Россия воспринимается поэтами как бы с высоты птичьего полета, и даже - с полета над ней. Здесь можно вспомнить и "Новую Америку" Александра Блока, и многие другие, но здесь речь о другом... СНЕГ - это обобщение... И как обобщение - это русский символ! То есть снег не только в России, но именно Россия вспоминается, например, иностранцу, когда говорится "снежная страна". Но и нам самим, русским, свойственно СНЕЖНОЕ ОЩУЩЕНИЕ, как в уже приводимом стихотворении Дон-Аминадо. Вот еще одно стихотворение советского, но русского по мироощущению, поэта Николая Рубцова:
ВЫПАЛ СНЕГ...
Выпал снег -
и все забылось,
Чем душа была полна!
Сердце проще вдруг забилось,
Словно выпил я вина.Вдоль по улице по узкой
Чистый мчится ветерок,
Красотою древнерусской,
Обновился городок.Снег летит на храм Софии,
На детей, а их не счесть.
Снег летит по всей России,
Словно радостная весть.Снег летит - гляди и слушай!
Так вот, просто и хитро,
Жизнь порой врачует душу...
Ну и ладно! И добро.
(1969)
(Николай Рубцов. Посвящение другу. - Лениздат, 1984, с.126)
Итак, снег - это поэтическое обобщение России! Поэтический символ именно
народной России! И в то же время, снег - это символ родовой общности, времени
испытаний, тяжелейших духовных переживаний личности.
Так, например, Сергей Есенин - самый народный поэт России, для меня явно
летний поэт (но в том смысле, что не зимний). Но последняя осень 1925 года,
когда поэт уже предчувствовал свою смерть, дала ряд глубоких, именно
символически зимних и философски глубоких стихотворений.
"Сани. Сани. Конский бег.
Поле. Петухи да ветер.
Полюбил я русский снег
Тем, что чист и светел.Сам я русский и далек,
Никогда не скрою.
Та звезда, что дал мне рок,
Пропадет со мною."
(Октябрь 1925)(С.А.Есенин. Сочинения. М."Худ. лит-ра", 1988, с. 319)
Теперь я позволю себе привести сразу два подряд стихотворения Есенина (курсивом мной выделена интонация). Поразительно и неслучайно здесь сочетание зимнего фона и теплоты интонации, обращенной к людям.
* * *
Снежная замять дробится и колется,
Сверху озябшая светит луна.
Снова я вижу родную околицу,
Через метель огонек у окна.Все мы бездомники, много ли нужно нам.
То, что далось мне, про то и пою.
Вот я опять за родительским ужином,
Снова я вижу старушку мою.Смотрит, а очи слезятся, слезятся.
Тихо, безмолвно, как будто без мук,
Хочет за чайную чашку взяться -
Чайная чашка скользит из рук.Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись,
Слушай - под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь.Много я видел, и много я странствовал,
Много любил я и много страдал,
И оттого хулиганил и пьянствовал,
Что лучше тебя никого не видал.Вот и опять у лежанки я греюсь,
Сбросил ботинки, пиджак свой раздел.
Снова я ожил и снова надеюсь
Так же, как в детстве, на лучший удел.И за окном под метельные всхлипы,
В диком и шумном метельном чаду,
Кажется мне - осыпаются липы,
Белые липы в нашем саду.
(20 сентября 1925 г.)
(Там же, с.314-315)* * *
Синий туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный лунный свет.
Сердцу приятно с тихой болью
Что-нибудь вспомнить из ранних лет.Снег у крыльца как песок зыбучий.
Вот при такой же луне без слов,
Шапку из кошки на лоб нахлобучив,
Тайно покинул я отчий кров.Снова вернулся я в край родимый.
Кто меня помнит? Кто позабыл?
Грустно стою я, как странник гонимый, -
Старый хозяин своей избы.Молча я комкаю новую шапку,
Не по душе мне соболий мех.
Вспомнил я дедушку, вспомнил я бабку,
Вспомнил кладбищенский рыхлый снег.Все успокоились, все там будем,
Как в этой жизни радей не радей, -
Вот почему так тянусь я к людям,
Вот почему так люблю людей.Вот отчего я чуть-чуть не заплакал
И, улыбаясь, душой погас, -
Эту избу на крыльце с собакой
Словно я вижу в последний раз.
(24 сентября 1925 г.)
(Там же, с. 315-316)
Вот и символическая картина России: снег, снежное пространство и деревня, теплота людей, родина, интонация человеческой речи. Речь не пророков, не телевизионных дикторов или народных вождей и трибунов, а просто людей и их негромкого задушевного разговора: от души к душе, от сердца к сердцу. Эту тему о снеге как символе России и русского родового обобщения закончу еще одним стихотворением уже цитировавшегося поэта Николая Рубцова. После этого речь пойдет об интонации как русском поэтическом принципе. В этом стихотворении снег и интонация слились воедино в названии "Русский огонек", поэтому это стихотворение заканчивает одну тему (о снеге) и начинает другую (об интонации):
Погружены
в томительный мороз,
Вокруг меня снега оцепенели.
Оцепенели маленькие ели,
И было небо темное, без звезд.
Какая глушь! Я был один живой.
Один живой в бескрайнем мертвом поле!Вдруг тихий свет (пригрезившийся, что ли?)
Мелькнул в пустыне, как сторожевой...Я был совсем как снежный человек,
Входя в избу (последняя надежда!),
И услыхал, отряхивая снег:
- Вот печь для васв и теплая одежда...-
Потом хозяйка слушала меня,
Но в тусклом взгляде
Жизни было мало,
И, неподвижно сидя у огня,
Она совсем, казалось, задремала...Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне
И поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:Огнем, враждой
Земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет...
- Скажи, родимый,
Будет ли война? -
И я сказал: - Наверное, не будет.- Дай бог, дай бог...
Ведь всем не угодишь,
А от раздора пользы не прибудет...-
И вдруг опять:
- Не будет, говоришь?
- Нет, - говорю, - наверное, не будет.
- Дай бог, дай бог...И долго на меня
Она смотрела, как глухонемая,
И, головы седой не поднимая,
Опять сидела тихо у огня.
Что снилось ей?
Весь этот белый свет,
Быть может, встал пред нею в то мгновенье?
Но я глухим бренчанием монет
Прервал ее старинные виденья...
- Господь с тобой! Мы денег не берем!
- Что ж, - говорю, - желаю вам здоровья!
За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью...Спасибо, скромный русский огонек,
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех людей отчаянно далек,
За то, что с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь, как добрая душа,
Горишь во мгле и нет тебе покоя...
(1965)
Эти слова не устарели, а даже с особой силой звучат сегодня, на переломе тысячелетий, в годину тяжелейших испытаний России.
Так что же такое интонация? В поэзии и для поэта? В поэзии - это смысловое ударение стихотворения, который в лучших образцах народной поэзии и некоторых общественных доходит до формообразующего или формодержащего принципа, каким исторически были первые два: образ и рифма. Интонация соединяя выразительность образа и логичность (четкость) рифмы образует третье качество - гармонию (стихотворения). Для поэта интонация - это выразительность его человеческой и социальной зрелости, то есть первый признак личности, мастера, который ставит поэзию (жреческое служение, ремесло, профессию) на службу людям. Поэт прямо может разговаривать со своим народом и форма (третья - синтетическая) здесь является средством для выразительности и доходчивости разговора. Для примера интонации я позволю себе привести творчество советского, а точнее, русского поэта Дмитрия Кедрина. Лично я не знаю в мировой и особенно в русской поэзии столь человечески естественного и интонационно выразительного поэта, хотя и оговорюсь, что таковым Кедрин является в своих лучших произведениях, большинство из которых были написаны в первые годы Великой Отечественной войны. Кстати, именно в эти годы были написаны многие поразительные стихи как например, "Жди, меня" Константина Симонова, "Бьется в тесной печурке огонь" Алексея Суркова и другие. Именно война всколыхнула народное самосознание, пробудила человеческую общность страны и именно тогда проявилась русская поэтическая традиция, корнями уходящая в народное творчество. Социальность в поэзии - это и есть интонация.
ДМИТРИЙ КЕДРИН
ЖИЛЬЕ
Ты заскучал по дому? Что с тобою?
Еще вчера, гуляка из гуляк,
Ты проклинал дырявые обои
И эти стены с музыкой в щелях!Здесь слышно все, что делают соседи:
Вот - грош упал, а вот скрипит диван.
Здесь даже в самой искренней беседе
Словца не скажешь - разве если пьян!Давно ль ты врал, что угол этот нищий
Осточертел тебе до тошноты?
Давно ль на это мрачное жилище
Ты громы звал?.. А что, брат, скажешь ты,Когда, смешавшись с беженскою голью,
Забыв и чин и звание свое,
Ты вдруг с холодной бесприютной болью
Припомнишь это бедное жилье?
(1941, 23 сентября)
(Здесь и далее все стихотворения Дм. Кедрина цитируются по сборнику: Дмитрий Кедрин. И минуло время. - М.:Молодая гвардия, 1989 г.)
ГЛУХОТА
Война бетховенским пером
Чудовищные ноты пишет.
Ее октав железный гром
Мертвец в гробу - и тот услышит!Но что за уши мне даны?
Оглохший в громе этих схваток,
Из сей симфонии войны
Я слышу только плач солдаток.
(1941, 2 сентября)
НЕ ПЕЧАЛЬСЯ
Не печалься! Скоро, очень скоро
Возвратится мирное житье:
Из Уфы вернутся паникеры
И тотчас забудут про нее.Наводя на жизнь привычный глянец,
Возвратят им старые права,
Полноту, солидность и румянец
Им вернет ожившая Москва.Засияют окна в каждом доме,
Патефон послышится вдали...
Не печалься: все вернется - кроме
Тех солдат, что в смертный бой пошли.
(1942, 3 марта)
Негромкость и даже кажущаяся для неискушенного уха "минорность" интонации не должна обманывать. Это не минорность (тоска, скулеж), а грусть, и даже особая сила человека, который в нечеловеческих условиях остается самим собой - человеком. Именно потому что он не ожесточается, не превращается в зверя ослепленного ненавистью, а остается Человеком, он переживает войну и все с ней связанное с особой силой. Потому в грусти, грусти Человека, особая сила и даже проявление родовой силы человечества - единства людей, которая позднее позволит нам избежать всемирного катаклизма крушения природы. Именно об этом (о человечности) следующие два стихотворения Кедрина:
БОГ
Скоро-скоро, в желтый час заката,
Лишь погаснет неба бирюза,
Я закрою жадные когда-то,
А теперь - усталые глаза.И когда я стану перед богом,
Я скажу без трепета ему:
"Знаешь, боже, зла я сделал много,
А добра, должно быть, никому.Но смешно попасть мне к черту в руки,
Чтобы он сварил меня в котле:
Нет в аду такой кромешной муки,
Чтоб не знал я горше - на земле!"
(1942, 10 июля)Я
Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Все имевший, все потерявший
И опять все нашедший вновь.Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Все стремящийся потерять.
(1945, июнь)
Сила интонации проявляется в частности и в том, что поэт может естественно и непринужденно разговаривать с народом, с конкретным человеком почти что на его языке, нисколько не поступаясь однако ни выразительностью речи, ни ее логичностью. Основатель советского государства В. И. Ленин как-то сказал о Толстом, что до этого графа русского мужика в литературе не было. Я позволю себе сказать, что до Дмитрия Кедрина, никто и никогда так не разговаривал с русским мужиком, тем более таким как Григорий Распутин. И это возможно прежде всего потому, что интонация - это поэтическая НАРОДНАЯ традиция!
РАСПУТИН
В камнях вылуща, в омутах вымоча,
Стылый труп отрыгнула вода.
Осталась от Григорий Ефимыча
Много-много - одна борода!
Дух пошел. Раки вклещились в бороду,
Примерзает калоша ко льду.
Два жандарма проводят по городу
Лошадь с прахом твоим в поводу.
И бредут за санями вдовицами
Мать-царица и трое княжон...
Помнишь: баба твоя белолицая
Говорила: "Не лезть на рожон!"
Нет! Поплелся под арки Растрельины
С посошком за горючей мечтой!..
Слушай, травленый, топленый, стреляный,
Это кто ж тебя так и за что?
Не за то ли, что кликал ты милкою
Ту, что даже графьям не ровня?
Что царицу с мужицкой ухмылкою
Ты увел, как из стойла коня?..
Слизни с харями ряженых святочных!
С их толпою равняться тебе ль?
Всей Империи ты первый взяточник,
Первый пьяница, первый кобель!..
Помнишь, думал ты зорькою тающей:
"Не в свою я округу забрел!"
Гришка-Гришка! Высоко летаешь ты,
Да куда-то ты сядешь, орел?
Лучше б травы косить.
Лучше б в девичьей
Щупать баб да петрушку валять,
Чем под нож дураков Пуришкевичей
Бычье горло свое подставлять!
Эх, пройтиться б теперь с песней громкою
В заливные луга, где косьба!..
Хоть и в царских палатах - да фомкою
Укокошили божья раба!
(1935)
Это стихотворение не для тонких эстетов или резонирующих критиков. Это поэзия, которая ставит и решает перед собой совсем другие задачи, а вернее, поэзия ставшая средством для личности в ее разговоре-общении (ОБОБЩЕНИИ) с людьми. Точно таким же средством становятся и все другие общественные науки и искусства, исчерпавшие в своем формальном (абстрактном) развитии все мыслимые и немыслимые формы. На исходе второго тысячелетия абстракция (общество) выродилась (выродилось). Наступает этап социальности наук и искусств, то есть проблема их действенности (реализации). И реализации не самой по себе, а в человеке (личности), в котором все эти средства становятся одним рещающим средством - в решении социальных проблем как народа, так и всемирного сообщества людей. Еще два негромких стихотворения Дмитрия Кедрина о России:
* * *
Я не знаю, что на свете проще?
Глушь да топь, коряги да пеньки.
Старая березовая роща,
Редкий лес на берегу реки.Капельки осеннего тумана
По стволам текут ручьями слез.
Серый волк царевича Ивана
По таким местам, видать, и вез.Ты родись тут Муромцем Илюшей,
Ляг на мох и тридцать лет лежи.
Песни пой, грибы ищи да слушай,
Как в сухой траве шуршат ужи.На сто верст кругом одно и то же:
Глушь да топь, чижи да дикий хмель...
Отчего нам этот край дороже
Всех заморских сказочных земель?
(1942, 20 сентября)
* * *
Да, и такой моя Россия...
А. Б л о кХочешь знать, что такое Россия -
Наша первая в жизни любовь?
Милый друг! Это ребра косые
Полосатых шлагбаумных столбов.
Это щебет в рябиннике горьком,
Пар от резвых коней на бегу,
Это желтая заячья зорька,
След на сахарном синем снегу.
Это пахарь в портах полотняных,
Пес, что воет в ночи на луну,
Это слезы псковских полонянок
В безутешном ливонском плену,
Это горькие всхлипы гармоник,
Свет далеких пожаров ночных,
Это - кашка, татарка и донник
На высоких могилах степных.
Это - эхо от песни усталой,
Облаков перелетных тоска,
Это свист за далекой заставой
Да лучина в окне кабака.
Это хлеб в узелке новобранца,
Это туз, что нашит на плечо,
Это дудка в руке Самозванца,
Это клетка, где жил Пугачев.
Да, страна наша не была раем:
Нас к земле прибивало дождем.
Но когда мы ее потеряем,
Мы милей ничего не найдем.
(1942, 18 сентября)
Именно эта негромкая сила ИНТОНАЦИИ, предельно ЛИЧНОГО выражения идеи, негромкость и сила чувства должны быть, на мой взгляд, выражены в РУССКОМ ГИМНЕ как гимне НАРОДНОМ! Сегодня в России наиболее активны две тенденции - центростремительная восточная (ВЛАСТЬ) и центробежная западная (ОБЩЕСТВО). Но Россия является ни Востоком, ни Западом, а Россией, потому в ней по-настоящему реальны, действенны процессы НАРОДНЫЕ. Власть пытается утвердить в гимне ПАТЕТИКУ (силы), общество - НАЦИОНАЛЬНУЮ идею (устремление интеллекта) - столкновение этих двух крайностей сегодня доходит до решающего ВЗАИМОПАРАЛИЗУЮЩЕГО противостояния. Ни власть, ни общество - не ведут разговор с народом, и во взаимном противоборстве игнорируют его интересы. Пока это процесс будет продолжаться у нас не будет ни адекватного России гимна, ни государственного устройства, а Россия будет все также методично вымирать и опускаться в мировой табели о рангах все ниже и ниже.
Итак, я по прежнему считаю, что стихотворение Евгения Евтушенко "Идут белые снеги" является поразительным ПРОЗРЕНИЕМ, удивительно точным ИНТОНАЦИОННО и безукоризненным по ИДЕЕ. То есть это по настоящему русское, а значит, народное стихотворение. Итак, Россия - это общее дело всех россиян и всего человечества. Поэтому еще раз повторю гениальные строчки Евгения Евтушенко:
Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои, и чужие
заметая следы.Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.
Лучше этих строчек невозможно ни придумать, ни сказать. Они объединяют всех когда-либо живших россиян, тех, кто ныне рассеян по всему миру и тех, кто переживает нелегкие времена в самой России. Россия - это наша боль, наша общность, наше призвание, наше единство. Я верю в творческую силу русских людей и горжусь тем, что я - русский человек.
Но к черту патетику!
Давайте просто работать и делать свое дело!
Константин Черепанов
21 октября 2000г. Санкт-Петербург