КАК Я ЗАЩИЩАЛ ПОЭТА БЛОКА ОТ... ФИЛОСОФА ФЛОРЕНСКОГО
(дискуссия сетевого журнала "Русский переплет" по докладу Флоренского "О Блоке")

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Критика тезисов Флоренского.
2. Комментарий к дискуссии, часть первая: К ПРОТИВОРЕЧИЮ
3. -------"----------------, часть вторая: ПРОТИВОРЕЧИЕ
4. -------"----------------, часть третья: СИНТЕЗ ПРОТИВОРЕЧИЯ
5. Заключение: О ДНЕ СЕГОДНЯШНЕМ

Полный текст доклада Флоренского и обрезанная редакцией "Русского переплета" дискуссия находятся по адресу: http://www.pereplet.ru/text/florenskiy25ynv02.html

 Философ о. Павел Флоренский

Поэт Александр Блок

«Над нами сумрак неминучий иль ясность Божьего лица»
                                                          (Александр Блок)

"Никто моей не знает тайны, а я раскрыть ее хочу.
Хоть не за тайной, а за тканью ко мне приходите, к ткачу.
Для вас, читающих пураны, значенье бытия темно,
А мне, ткачу, весь мир понятен, раскинутый как полотно.
Луна и солнце в ткани мира основой стали и утком,
Вот почему земля и небо мне ткацким кажутся станком.
В своей душе я слышу бога, когда пою напев простой, -
Так вот где отыскал я бога: он в бедной ткацкой мастерской!
Станок сломается? Ну что же, его не надобно чинить:
Сама с прозрачной тканью мира моя соединится нить!"

                                               (Кабир, древнеиндийский поэт)

 КРИТИКА ТЕЗИСОВ

 Основание моей критики: позиция Флоренского – это позиция русской церкви, которая находится в плену восточной целостности, позиционируя себя с властью, ибо «всякая власть от Бога есть», утверждая тем самым Богоцентричность мира (по философски – традицию). Это позиция еще не чисто русская, что и обозначает западная идеология, которая с именем Христа и Папы Римского (камень церкви Христовой) утвердила мир человекоцентричный (по философски – новацию). Разделение Бога и Христа, а по сути дела двоичность (противоречие) между мировоззрением и миропониманием есть в жизни противоречие между ОБЩНОСТЬЮ человеческого рода (со всем живым на планете – Богосотворенным) и ИНДИВИДНОСТЬЮ человеческого рода (автономным существованием человечества вне природы в мире цивилизации). На деле это противоречие между двумя мирами Востоком и Западом есть противоречие между ОБЩИНОЙ и ЛИЧНОСТЬЮ. Восточная позиция – личность, выделяясь из общины, совершает грех разрыва целостного мира; западная позиция: общность – это диктатура, свобода достигается только с освобождением личности от общности. Данное противоречие остается актуальным до наших дней и его разрешает только русская идея, которая утверждает единство общины и личности. Таким образом, Флоренский совершил исторически-логическую ошибку православной церкви, идеологически находящейся в сфере Востока и отрицающей Запад. Сегодня это привело к тому, что утверждая единство со властью РПЦ по существу встала на западную позицию, ибо власть ныне в России духовно подчинена западным центробежным процессам разделения России, провозгласив торжество золотого тельца или желтого Дьявола. Вместо того, чтобы идеологически влиять на власть (духовно охранять ее) и защищать русский народ РПЦ заняла позицию автономного существования: развивая храмы, создавая православные телевизионные каналы, то есть преуспевая в бизнесе на фоне гибнущего и развращающегося русского народа. Корень проблемы: именно в отрицании Христа и в невольно-идеологическом отрицании Троицы: Бог-Отец поставлен над Богом-Сыном, а Бог-Святой Дух вообще не вспоминается. Статья Флоренского о поэте Блоке и о его поэзии является в этом смысле уникально показательной и двоичной в основе: церковная позиция противопоставляется общественной, община – личности, традиция – новации, центростремительность – центробежности, а богоцетрический мир – человекоцентрическому.

 

 

ТЕЗИС ФЛОРЕНСКОГО

 

 

МОЯ КРИТИКА

 

1. Блок - подлинно великий русский поэт лермонтовского масштаба и стиля, - представляет отстоявшуюся (и ныне отставленную) ценность русской культуры

 

Флоренский уже в самом начале своего выступления, совершает весьма характерную и показательную ошибку, сравнивая Блока с Лермонтовым. Как религиозный мыслитель он объединяет их по нецерковному творчеству, то есть выводя за рамки православной традиции в сферу ДЕМОНИЧЕСКОГО НАЧАЛА – падший ангел, отрицающий Бога. То есть это очень грубое противопоставление, сразу обнаруживающее методическую ошибку Флоренского: церковными догмами (православной философией) оценивается сфера сугубо ОбЩЕСТВЕННОГО или ЛИЧНО-ТВОРЧЕСКОГО явления, которое имеет право на автономную (или имманентную) оценку. Иными словами, мерками богоцентричного мира оценивается мир человекоцентричный, а мерками целостного (естественного) мира оценивается мир разделенный или принципиально отрицающий целостность (искусственный), где свобода, в том числе и свобода творчества объявлена самостоятельной ценностью. Что может в таких случаях православная философия, только одно: указать на это разделение, на противоречие, но отнюдь не на адекватную оценку явлений культуры. Таким образом, отнеся Блока к Лермонтову, и ОБЪЕДИНЯЯ их Флоренский проводит настолько ГРУБУЮ ОЦЕНКУ, что фактически все сказанное им о Блоке можно отнести к Лермонтову (подобрав лишь другие примеры, уже из творчества Лермонтова). Между тем, это поэты из настолько разных эпох, что они просто несравнимы. Как масштаб Лермонтов имеет своей антитезой талант Пушкина: творчество ЛИЧНО-положительное и ЛИЧНО-отрицательное, Блок же есть явление уже принципиально другого исторического периода – Серебряного века русской поэзии, того периода, который ознаменовался развитым ОБЩЕСТВЕННЫМ и потому идеологическим содержанием. Блок есть явление русского символизма (общественно-положительное), которое в своем творчестве оказалось (на мой взгляд) противопоставлено акмеизму и его личный идеологический оппонент – Николай Гумилев (общественно-отрицательное). Дело не в том, что Блок как поэт мельче Лермонтова, а в том, что он ОБЩЕСТВЕННО крупнее Лермонтова, то есть в нем больше чисто поэтического и общественного содержания.

Но всего этого Флоренский видеть видеть просто не мог: ни методически, ни исторически, ибо был слишком близок к эпохе Блока. Отсюда ошибка не только в масштабе, но и в стиле обоих поэтов. Если у Лермонтова, несмотря на его рационализм и цинизм, содержание было лично-чувственным, то Блок уже явил, несмотря на глубоко личную лирику, общественно-философскую позицию, ибо символизм имел под собой философскую основу, а символизм поэтического мира (прекрасная дама Блока, карлик Белого и т.д.) являл четкую и интеллектуальную систему координат.

Отсюда и следующая ошибка Флоренского, когда он считает, что творчество Блока есть «отстоявшаяся (и ныне отставленная) ценность русской культуры», тогда как Блок настолько далеко опередил свое и наше сегодняшнее (начала третьего тысячелетия) время, что только сегодня его творчество раскрывает свои тайны и содержание: с одной стороны, Блок явил тайну поэтического феномена – звуковой ГАРМОНИИ русской поэзии, а с другой, его идеологическое содержание оказалось адекватно содержанию русской идеи (см. последнюю статью дискуссии «Высокий ум Блока»).

2. Надлежащую, то есть единственно-содержательную формулу этой ценности можно найти, лишь вставив изучаемый феномен (творчество поэта) внутрь какой-либо строго-монистической системы, правомочной оценивать самое культуру.

Современность Российская, императивностью марксизма, принудительно наталкивает (в этом ее добро) на необходимость ВЫБОРА монистической системы мировоззрения, внутри которой надлежит " расставить на свои места " накопленные ценности культуры.

Все в мире четко, потому что четно.

С е й ч а с  н е п о с р е д с т в е н н о о щ у т и м о, что мир расколот религиозным принципом: антитезис марксизму - только христианство (т.е. православие), религия человекобожия - религия богочеловечества. Наше время обнаружило природу спора: tentium nondatur . Или - или. Но для последовательного немарксиста "nondatur" и "secundum"

Все сказанное мной выше подтверждается самим Флоренским в этом тезисе. Это и 1) указание на строго-монистическую систему; 2) противопоставление философии православия – общественному злу в виде атеистического марксизма; иными словами, богоцентрического (целостного) – человекоцентрическому (разделенному); 3) Тезис о четности мира, где говорится о четкости (читай выбора православного человека перед очевидностью зла: «антитезис - марксизму только христианство); 4) Указание на то, что третьего не дано: «Наше время обнаружило природу спора: tentium nondatur . Или – или».

 Удивительно, что православный философ даже не понимает, что следуя моностической системе (а по сути дела – идеологической метафизике, возникшей из православных догматов) он отрицает по-первых, крестный путь Бога-Сына (Иисуса Христа), что является неочевидной правдой Запада, то есть родовую ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (право человека и человечества на собственную деятельность по спасению в человекоцентрическом мире). а во-вторых, не верит в ТРОИЦУ и в торжество третьего Завета – Завета Святого Духа, когда произойдет соединение Богоцентрического мира (ЖИЗНИ) и человекоцентрического (ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).

 Флоренский внутренне безусловно верит, но я употребляю термин «не понимает». То есть снова видна его основная проблема: противоречие между верой и мыслью, а также тот непреложный факт, что «монистическая система православной философии» выполняет совсем иную функцию, нежели та, которая ей определяется термином «философия». То есть ее задача «не понять», а «разделить» или даже «отделить» - отделить зерна от плевел, свое от чужого. «Свое» в смысле веры, «чужое» - в смысле мышления. Это противоречие между верой и мыслью снимает только русская идея.

3. Монистической системой, правомочной оценивать самое культуру и отдельно феномены, берется философия Православия.

 

С одной стороны Флоренский объявляет философию православия – монистической системой, а с другой – неверно, двойственно понимает самую природу философии. Философия – служанка Богословия в «монистической системе православия», то есть следствие принципиально нерационального. Являясь служанкой Богословия философия выполняет чисто подчиненную функцию, распутывает рациональные аргументы, отделяя зерна от плевел, нерациональное от рационального, противопоставляя Божественное – человеческому.

Философия же в западном мире является по сути дела абстракцией, то есть явлением мира человекоцентрического и всецело подчинена задачам внутриродового понимания и мышления, то есть МЕТОДОМ рационального мышления. И если Богословие противопоставляет Богоцентрическое – человекоцентрическому, то философия со своей стороны утверждает атеизм, противопоставляя сферу человекоцентрического (внутриродового) – богоцентрическому, искусственный мир  - естественному, а новацию – традиции. В этом перевернутом мире действует, кстати, другая четность, которую также не осознавал Флоренский: если богоцентрический мир отрицает человекоцентрический по схеме: утверждение – отрицание, то в внутри второго действует другое противоречие: отрицание – утверждение, иными словами, утверждение есть следствие отрицания. По другому это называется глобализацией, когда тотальный принцип ОТРИЦАНИЯ является ключом к СОЕДИНЕНИЮ ЧАСТЕЙ В МНОЖЕСТВО. Тотальная установка на отрицание внутри западного мира как принципиально небожественного, привела к исключению нерациональных моментов из сферы мышления и торжеству логики и логицизма. Таким образом, возникает парадоксальный момент: в сфере богословия философии нет, ибо она – следствие нерационального (то есть следствие без основания); а в сфере логического философии так же нет, ибо она есть основание рационального (то есть основание без следствия). Таким образом, выясняется что именно русская идея выводит философию в сферу ТРЕТЬЕГО мира, где начала (нерациональные моменты) сводятся с концами (рациональными моментами). В последней статье дискуссии «Высокий ум Блока» обозначено, что Блок на интуитивно-логическом уровне гениально осознавал и это противоречие и возможность третьего пути.

4. Генетическая зависимость культуры от культа заставляет искать тем культуры в тематике культа, т.е. в богослужении.

В нем начала и концы, исчерпывающие совокупность общечеловеческих тем в их чистоте и отчетливости.

Культура же, от культа оторвавшись, обречено их варьирует, обречено искажая. Так служанка, оставшись одна, повторяет, как свое, фразы и жесты госпожи. Творчество культуры, от культа оторвавшееся, по существу - ПАРОДИЙНО.

Пародийность предполагает перемену знака, при тождестве тем.

 

Снова во всей очевидности проявляется метод религиозного мышления, где указание на разделение (на противоречие: культ - культура) является достаточным основанием для вынесения вердикта: плохо!

В этом плане очень ценно в дискуссии замечание Василия Дворцова:

«Моё личное мнение в том, что между богословием и религиозной философией нет точек сближения. Первая немыслима без откровения Божественной Волей во времени всегда настоящем, вторая суть обобщение человеческого опыта всегда от прошлого. Присоединив Украину с Киевской академией, мы только в инокописании разом рухнули за все границы, очерченные и Шестым Вселенским собором, и писаниями св. Иоанна Дамаскина, и в наших русских – 1666 года и Стоглавого соборов. А о новых “богословских” текстах и говорить нечего – “метод аналогии” вместо созерцания!!! Старчество монастырей было не только безмолвно, но и “на подозрении”. Был ли Флоренский “обмирщён” или приспосабливался? Обмирщена была вся академическая среда, в которой он был своим естественно, без излишнего старания. О. Павел, может быть, даже и завернул эту псевдо (почти) православную традицию любомудрия к её финалу – хвала ему за это. В чём и был виноват, так принял мученичество. После него ведь ни одной работы такого масштаба по “измерению” неизмеримого и не было. И Советская власть тут особо не виновата: в эмиграции религиозная мысль тоже всё более искала социального или политического приложения к земному. А владыко Иоанн (Максимович) созерцал и молчал».

Несмотря на то, что Дворцов очень точно уточняет, -

что «между богословием и религиозной философией нет точек сближения»,

-  что «присоединив Украину с Киевской академией, мы только в иконописании разом рухнули за все границы, очерченные и Шестым Вселенским собором, и писаниями Иоанна Дмаскина», - что «о новых богословских текстах и говорить нечего» - метод аналогии» вместо созерцания»,

а  также гениально указывет,

- что Флоренский «был обмирщен, как и вся академическая среда»,

- что он «даже и завернул эту псевдо (почти) православную традицию любомудрия к ее финалу – хвала ему за это»,

- что «после него ведь ни одной работы такого масштаба по «Измерению» неизмеримого и не было»

он также как и Флоренский пользуется методом указания на противоречие религиозное – общественное (мирское) считая это достаточным основанием. Понимания роли и значения общественного и его единства с религиозным в плане развития человеческого рода (единства положительного и отрицательного опыта как единства живой и мертвой воды) нет ни у Флоренского, ни у Василия Дворцова. Указание на разделение является для них достаточным основанием для вынесения вердикта. Любопытно, что в этом же сообщении Василий Дворцов отверг и русскую идею, подвергнув обструкции ее автора, то есть автора этих строк.

То, что церковный метод (указания на разделение) по сути дела недостаточен для понимания чего-либо и заводит человека в тупик гениально подытожил в своем коротком четверостишии поэт Николай Зиновьев:

«Меня печалит лик твой грустный,
Какой бедою ты тесним?
А человек сказал: «Я – русский!»
И Бог заплакал вместе с ним».

Так что, подытожим, ошибкой является как восточное отрицание разделения (стремление изо всех сил сохранять целостность), что приводит к отрицанию жертвы и крестного пути Иисуса Христа, так и западное стремление к разделению, что противопоставляет Бога-Отца и Бога-Сына. Русский путь в следовании Троице и в синтезе Бога-Отца и Бога-Сына в Боге-Святом Духе. Поэтому православный священник Флоренский отнес Блока к демоническому началу, а православный человек Василий Дворцов автора этих  строк послал туда же, к общему хозяину: «в Ваших текстах звучит отчаянье, это от того, что Вас мучает тот же демон, или из того же легиона. Если честно, то Вы ведь защищаете не Блока, а вашего общего с ним хозяина».

Я думаю, что любому непредвзятому читателю очевидно, что в моих «текстах» звучит не отчаянье, а страстность, возникающая из несправедливости отношения к Блоку, к тому что человека просто-напросто оболгали из самых добрых побуждений и кто: любители его поэзии. И откуда спрашивается взяться «отчаянию», если за моими текстами стоит ясное и четкое понимание происходящего, философия русской идеи, которая дает, я думаю, что это тоже любому читателю очевидно, ясную и логичную картину как ошибочности подхода Флоренского, так и творческого подвига, совершенного поэтом и мыслителем Александром Блоком.

5. Познание - определение чего-либо per genus proximus et differentiam specificat.

Тематика культа differentiam specifica - привилегия литературы - ..... - proximus genus для нее - направление искажения той или иной пародирующей темы.

Отсюда - методологическая презумпция в отношении литературы, единственно подлинное изучение ее единого материала - выражение его " в терминах " тематики культа.

Отсюда же и критерии " ценности ", " значительности " литературного явления: значительно то, что значимо в терминах тематики культа. Степень " ценности " соответствует легкости соотношения феномена литературного с ноуменом культовым, легкости усмотрения в тематике литературной глубинности религиозной.

Эта ценность, разумеется, относительная, вытекающая из отношений двух областей и потому не являющаяся еще ценностью внутри каждой из них. Необходимо учитывать перемену знака, т.е. несовпадения пародии с пародируемым.

Но всякая ценность относительна по природе, как очевидно, критерия ценности литературных явлений внутри самой литературы, как замкнутой системы, быть не может. Понятие ценности предполагает ...... выход в другую систему, - систему ....

Не соглашусь со Флоренским, что «методологическая презумпция в отношении литературы, единственно подлинное изучение ее единого материала – выражение его в «терминах» тематики культа». Культ поддерживает общность чувствования и целостности рода, литература же развивает чувства и мысли, создает новую индивидность. Эта мысль была у меня выражена в стихотворении, написанном по мотивам строчки Булата Окуджавы «Живописцы, окуните ваши кисти,  в суету дворов арбатских и зарю...».  

«Изобразите нам, поэты, красоту!
Вы нам дайте ваши чувства, ощущенья
И мы увидим, мы поймем, нам по плечу
Тех небес высокое волненье»

И в последней строфе:

 «Ну, скорее же, поэты, смело в бой,
Мы осыплем вас цветами и деньгами,
Ну, а если кто пожертвует собой
Мы распнем его высоко - над домами!»
 

Вновь очевидно, что за творчеством, за правом человека на собственные переживания и судьбу стоит жертва Иисуса Христа, указавшего человечеству путь ко спасению. Уподобляя литературу культу, и отрицая за последней право на самостоятельность, Флоренский вновь противопоставляет Бога-Отца и Бога-Сына, религиозное и мирское.

Флоренский верно видит перемену знака (с положительного на отрицательное), но неверно определяет литературу как пародию на культ, подытоживая: «Но всякая ценность относительна по природе, как очевидно, критерия ценности литературных явлений внутри самой литературы, как замкнутой системы, быть не может. Понятие ценности предполагает ...... выход в другую систему...», то есть снова очевидно, что Флоренский во имя целостности отрицает автономию.

6. Значительность поэзии Блока в указанном смысле бесспорна, ибо бесспорна, подлина его мистика.

Мистические предпосылки символизма могут быть поняты и оценены только в предпосылках религии, т.е. православия.

Любой неправославный подход к поэзии Блока должен считаться недостаточным для ее понимания, а позивистические подходы к символизму без веры в причастность символа той реальности, которую он символизирует, должно считать оскорбительными, как смердяковское " про неправду все написано " . Блок или великий поэт, потому что говорит о подлинной реальности, или - если реальности нет - симулянт, " только литератор модный " без будущего, как всякая мода.

Но и " слов кощунственных творец " есть уже поэт значительный, ибо кощунственные слова - неправда, сказанная о Правде; " кощунство всерьез " обязывает быть причастным глубине, предполагает укорененность в глубинах сатанинских.

 

Бывает же так: говоря о православном подходе к поэзии к Блока, на самом деле утверждает не православно подлинный взгляд, а его первично восточную – историческую форму, религиозную, которую мы определили как целостную и потому отрицающую разделение. Всякая власть от Бога, а между тем царская власть пала в России с гибелью самодержца Николая II и его семьи, воцарилось атеистически – советское государство, а с разрушением оного – власть стала утверждать не центростремительные, а центробежные тенденции, ибо центростремительные существовали не самостоятельно, а в рамках  или даже внутри центробежных. Здесь даже не надо подчеркивать, что роль Путина – роль наемника, нанятого менеджера, который целью и смыслом существования страны и ее государства провозгласил конкуренцию за деньги, природное сырье и источники. То есть целью стала не ЖИЗНЬ, а ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, а целью людей на государственном уровне провозглашено личное обогащение. Поклонение Золотому Тельцу в это время разделила вместе с государством, то бишь властью, и русская православная церковь, которая оказалась ближе к власти, а не к народу. Вот оно – отрицание противоречия, и тем самым – отрицание Троицы.

Причем опыт общения с петербургской духовной Академией убедил автора этих строк, что церковники отнюдь не пришли в восторг от открытия русской идеи как философского и логического метода, от того, что осуществлен духовный завет Флоренского – поставившего перед русской философией задачу – дедуцировать Троицу, то есть сделать ее методом мышления и понимания происходящих в стране событий.

Как это ни странно, но глубокое понимание поэтом Александром Блоком (вновь приглашаю ознакомиться с моей записью «Высокий ум Блока» в дискуссии) русской идеи, на самом деле приводит к тому, что православным подходом больше оказывается творчество Блока, чем Флоренского. Парадоксально, что бесспорный авторитет Флоренского как священника и философа, выступающего с православным подходом оказывается исторически нивелирован, и получается что Флоренский выступает с неправославным подходом. И его же собственные слова «Блок или великий поэт, потому что говорит о подлинной реальности или симулянт...», подтверждаются в первой части: Блок – великий поэт, которого даже Флоренский не смог оценить адекватно.

7. Мистика Блока подлинна, но - по терминалогии Православия - это иногда его " прелесть " , иногда же явные бесовидения.

Видения его подлинны, но это видения от скудости, а не от полноты.

В отчетливости демонизма у Блока " выходит прогресс даже супротив Лермонтова ".

Как ни спорно прозрение Блока в «Двенадцати»: «В белом венчике из роз, впереди Иисус Христос...» назвать это видением от скудости, наверное не решился бы даже Флоренский. А на мой взгляд, это и есть высота поэзии, жизни и деятельности, предсмертно взятая Александром Блоком. Именно реальность: жестокая, циничная и беспощадная продиктовала Блоку, ранее бывшему поэтом Прекрасной Дамы и всяческих туманных видений, поэму «Двенадцать» и явление Христа.

И как поверхностен здесь оказывается Флоренский со своим ничего не понимающим выводом: «В отчетливости демонизма у Блока " выходит прогресс даже супротив Лермонтова».

8. Одна из основных тем Блока - о видении Прекрасной Дамы - восходящая по тематике к литературному Пушкинскому романсу " Жил на свете рыцарь бедный " и к " Трем видениям " Соловьева (впрочем, источникам, сливающимся в своем потоке), а по тематике культовой - католическому средневековому культу Богоматери - представляет искажение (пародию) подлинного восприятия " Честнейшей Херувим " , в видениях являющейся святым (примечательно - это тема русской агиологии: преп. Сергий, Серафим - избранник, возлюбленный Божия Матери).

Культовый, а именно этот - исток блоковской темы совершенно несомненен: одновременно у Блока надписанно на тетради стихов о Прекрасной Даме эпиграфом:

"Он имел одно виденье
Непостижное уму
" -
(Пушкин)

и проект писать кандидатское сочинение о чудотворных иконах Божией Матери (Письма Блока. Воспоминания С. Соловьева с. 12).

Терминология его стихов данного цикла определенно пародирует церковную.

"Он за Матерью Христа
Непристойно волочился".

Это основной у него отдел его творчества, представляющий отчетливейшую в русской художественной литературе пародию 9-ой песни Утреннего канона, прославляющей " Честнейшую Херувим " , подобно тому, как Лермонтовский космизм пародирует мотив полиелейных псалмов, символизирующих в суточном богослужебном круге, вообще воспроизводящем собою шестоднев, - творческий акт 4-го дня - творение светил под ликование ангелов.

Примечательно, что у Блока соседство книг " А.... " и стихи о Прекрасной Даме - 9-ая песнь в утрене - " Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим " - предшествуют великому славословию, встречающему рассвет.

Здесь я не могу сделать никаких конкретных возражений, ибо многое мне неизвестно и я не являюсь специалистом ни по церковным текстам, ни даже по самому Блоку. Сделаю возражение неконкретное: за символом Прекрасной Дамы у Блока по сути дела (об этом свидетельствует все его творчество) стоит понятие гармонии. Гармония сгущается в мире и являет себя в символе Прекрасной Дамы.

В дискуссии  я уже проводил аналогию с творчеством Блока другого русского поэтичнейшего и музыкальнейшего русского лирика – Алексея Толстого, причем привел ряд неоспоримых примеров того, как поэзия Блока явилась ответом на проблемы, поставленные Толстым. Очевидно другое, а именно то обстоятельство, поэзия Блока, при всем его символизме и философском первородстве Владимира Соловьева, явила любому любящему Россию и русскую поэзию человеку – чудо звуковой гармонии.

А празднование юбилея Блока явило настоящий взрыв всеобщей массовой любви русской интеллигенции и народа к нему самому и его поэзии. Характерно, что в любви Блоку признаются и те, кто подвергает его распятию (кощунственному обвинению в демонизме): сам Флоренский и художник Василий Дворцов, который и прислал в «Русский переплет» запись выступления Форенского.

По моему очевидно, что обвинение Блока в демонизме зачеркивает крестный путь Александра Блока как человека и все его творчество как поэта. Христос ведь тоже был объявлен разбойником, и распят на Голгофе вместе с другими. Не случайно же в свое время и Маяковский с горечью повторил: «Сегодня мне, голговнику оплеванному, предпочитают Варавву...».

Но все же свидетельства Флоренского, особенно поэтические цитирования, выглядят убедительно и потому скажу: не судите и судимы не будете! Мне сложно во всем этом разобраться (в церковной терминологии и цитатах Флоренского из Блока), но уверен – обозначенная ошибочность подхода Флоренского к Блоку, даст возможность специалистам отвести все и другие обвинения, предъявленные Блоку, особенно в кощунстве по отношению к матери Христа и к тезису Василия Дворцова, об отношении Блока к России как к жене, цитирую: «Он, кроме прочего, окрылил формулу политической непримиримости – эдипов комплекс гражданской войны: “О, Русь моя, жена моя”. Русь – нам всем (демократам, большевикам, монархистам и сочувствующим) – всегда МАТЬ. Россию-Русь-Мать-Сыру землю мы все должны понять, а не поять»

. Вероятно за словами Блоками:

«О Русь, жена моя, до боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь – стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь...»

Стоят не интимные отношения супругов в браке, а чувство Блока как воина, защищающего Россию. Как у человека мыслящего, а не чувствующего – у него налицо определенное чувство своего «Я», индивидности, не будем также забывать о теме вечной женственности природы, России и гармонии. У Дворцова чувствуется определенный заскок на теме секса: так меня, не знаю почему, он отнес к сексуальным меньшинствам, тогда как любому человеку знакомому с моими стихами, очевидна моя ориентация, не нужно забывать также, что я родом из Сибири, а не из Москвы или Питера. Процитирую свое стихотворение «Женщинам России», где образ России одновременно видится в образе и матери, и любимой женщины:

 ЖЕНЩИНАМ РОССИИ

"Так окрыленно, так напевно
царевна пела о весне"
Александр БЛОК

 В её глазах давно усталых
Я видел, видел много раз,
Как жизнь мгновенно пробуждалась,
Затем огонь бессильно гас..

 Прости меня, моя царевна,
За грусть твою и тишину...
Твой образ древний, светло-древний,
Как облик сердцем удержу.

 Ты помнишь звуки жесткой сечи,
На град нашествие татар?
Как тихо шли мы к ним навстречу,
Как нам в лицо пылал пожар?

 Ты помнишь годы ли лихие?
И глад, и мор, и вороньё?
Града и сёла - всё пустые,
Над Русью стон - лицо твоё.

 Во мне твой образ - мать-Россия -
Её спокойный строгий лик.
Во мне зарницы огневые
И душу рвущий женский крик.

 Прости меня, моя царевна,
За боль твою и тишину.
Твой образ русский, светло-древний,
Я с болью в памяти держу.

 Я вижу боль твою и радость,
Я вижу грусть и тишину,
И я прошу тебя: - Не надо
Терять и веру, и весну!
         10 октября 1991 г.

9. Выше упомянуто о взаимной сводимости тем пушкинского " Жил на свете рыцарь бедный " и " Трех видений " В. Соловьева. Первое - определенно от культа Богоматери, второе восходит к философствованию о Софии.

Остро интересна разработка проблемы об отношении философии о Софии к догматико-богословскому учению о Личности Богоматери. Проблема ждет исследования: не предрешая выводов, кажется возможным, однако, глубинное единство темы принять за предпосылку. Обломки софийных философем, попадающие в " низовые потоки культуры " - к романтикам в формуле " вечная женственность " , ассоциацией сходства возводят мысль горе, туда, где молятся Бого-Родице-Присно-Деве. Решающий же аргумент правомочности сближения тем о Софии и Марии дает Церковь, установившая чтение " законоположных для всякого софиста отрывков о Премудрости " (Притч. 9, 1-2) в качестве паремии именно в богородичные праздники (а в Благовещение - Притчи 8, 23-30) .

Ветхозаветный символ, по свойству всякого символа, должен мыслиться и быть причастным символизируемой ему реальности, как причастен субстанции модус.

Христианское учение о Софии не есть ли вскрытие одного из модусов субстанции - Новозаветное богословие, в котором раскидываются модусы другие; София - не есть ли вершина ветхозаветных предчувствий о " Честнейше Херувим "?

Не вникая глубоко в изыскания Флоренского, сделаю все же свое замечание. Как противоречие Восток – Запад, жизнь – деятельность так вероятно меняется назначение женщины. Так в жизни для женщины более характерна роль матери, хранительницы очага, так в деятельности на первый план выступает роль жены, помощницы, спутницы.

Любопытна духовная эволюция Владимира Соловьева, который будучи православным философом, однако остро интересовавшимся и разрабатывавшим тему деятельности, в том числе и родственную тему – тему вечной женственности, постепенно, к закату жизни, пришел к  католичеству. Ту же эволюцию проделывали многие и многие русские мыслители, как например, кинорежиссер Андрей Тарковский. Причина все та же: стремление уйти от целостности к разделенности, от жизни к деятельности приводило к католицизму. Без русской идеи любой русский мыслитель, если он мыслил честно, попадал в ловушку отрицания - деятельности самой по себе, как сегодня попал президент Владимир Путин, который назвал поиск русской идеи национальной забавой русских. Выбор между статикой и динамикой при необходимости действовать, безусловно происходил в пользу второго. Но синтез первого и второго в кинетике – личном действии, это уже русская идея. Здесь очевидно, что пока русская идея не будет признана на государственном уровне – Россия обречена на деятельность саму по себе: делание денег и национальные проекты, которые ничего не меняют в основе. Пока в стране целью будет производство денег, будет происходить дальнейшее разрастание глобального противоречия по схеме Восток – Запад, село – город, жизнь – деятельность, центростремительное – центробежное.

10. Характерная особенность блоковских тем о Прекрасной Даме - изменчивость ее лика, встреча с нею не в храме только, но и в " кабаках, переулках, извивах " , перевоплощаемость Ее, Святой, в блудницу, " Владычицы вселенной, красоты неизреченной, Девы Зари Купины " - в ресторанную девку, - изобличает у Блока хлыстовский строй мыслей, допускающий возможность и даже требующей воплощения Богородицы в любую женщину.

Стихи утонченнейшего русского поэта и домыслы грубейшей русской секты соприкоснулись в своем глубинном. И " культура " и " некультурность " - от культа оторвавшись - одинаково его исказили, заменив культовую хвалу Владычице непристойной на Нее хулой.

Хула на Богоматерь - существенный признак блоковского демонизма. Литературно это от " Гаврилиады ".

Прекрасная Дама – ресторанная девка? Ведь даже Маяковский, юморно перевиравший знаменитую блоковскую строчку: «Всегда без спутников, одна...» на «Среди беспутников, одна...», не решился на такое кощунство, которое в запале религиозного обличения, решился любитель блоковской поэзии Флоренский.

Дело в том, что если для Блока, для его туманно-невыразимого мира, Незнакомка является частью мира, в котором даже «пьяницы с глазами кроликов» являют тайну ЖИЗНИ, ее волшебно-сказочного единства, ибо Блок был прежде всего ПОЭТОМ, то Маяковский видел жизнь трезвее и жестче: «Вы представляете себе парижских женщин, с шеей разжемчуженной, с разблиантенной рукой, бросьте представлять себе – жизнь жестче, у моей парижанки вид другой» (цитирую по памяти), что и вызвало у него шутливую, но принципиальную пародию «Среди беспутников, одна...». Однако, Флоренский видит жизнь вообще не поэтически, чуть ли не в стиле обличений неистового протопопа Аввакума: ресторан, разгул, непотребное пьянство, потерявший себя поэт и ресторанная девка-проститутка... Именно над этим противоречием между поэтическим и трезвым взглядом в свое время смеялся Венедикт Ерофеев: «Пышнотелая блядь истомившая сердце поэта».

Флоренский не понимает ни Блока, ни его поэзию и это при всем при том, что возможно обличитель а-ля-Аввакум прав: прототипом прекрасной Незнакомки вполне могла послужить ресторанная женщина легкого поведения. Но ведь мы говорим о поэзии и более того, о поэзии Блока. Здесь как нигде очевидно, что поэт имеет право на имманентную (внутреннюю) оценку, а поэзия является миром культуры – иными словами, воспользуемся термином Канта – «вещью в себе» Вспомним здесь к месту и Анну Ахматову: «Если б знали вы с какого сора, растут стихи не ведая стыда...»)...

Точно также совершенно, ну, совершенно не звучат в данном контексте – контексте блоковкой поэзии и лирики такие слова Флоренского как «хлыстовский строй мыслей»...

О ком или о чем Вы это, отец Павел?..

Следующий пассаж Флоренского также нелогичен: «Хула на Богоматерь - существенный признак блоковского демонизма. Литературно это от "Гаврилиады"». Помилуйте, о. Павел, либо Блок поэт лермонтовского стиля, либо пушкинского. В первом случае, это трезвость сознания, демонизм намерения, кощунство, то есть ВЗРОСЛОСТЬ, во втором – игра недозревшего молодого пиита, шалость, то есть ДЕТСТВО. В первом случае поэт понимает что делает и зачем это делает, а во втором – не понимает, шалит, играет с огнем... Так что же Блок – взрослый или дитя?.. Одним словом, неточности Флоренского в оценке поэзии Блока следуют одни за другими...

11. Дальнейшее изложение сводится к документированию тезисов блоковскими стихами на некоторые из них (использованы три первых тома изд. Алконост, Берлин, 1923г.; из 4-го тома взято "12" . Прмечания к этим поэмам в тезисе 12-ом).

Это собственно говоря не тезис, а примечание (хотя бы под одиннадцатым нумером) и комментировать здесь нечего...

12. Поэма "12" предел и завершение блоковского демонизма и ....... метафизическое, над ним, - ему показана предельная подмена, - и хронологическое, им самим в своем, хотя и обреченном творчестве - больше ничего не писал.

«Больше ничего не писал...». Видение Блока о Христе – по Флоренскому падение, а по-моему Блок гениально и поэтически увидел реальность, ибо двенадцать красноармейцев шли по пути Христа – деятельного изменения мира. В этом суть советского взлета и падения: двенадцать – это община, таким образом, Россия, ставшая Советским Союзом, выдвинула на место индивидуального (капиталистического) изменения мира, его социальную форму (социалистическую) – принцип деятельной общины... На место деятельной личности – мотив западного христианства был поставлен принцип деятельной общины... При этом эти двенадцать апостолов-красноармейцев вполне могли и стрелять в спину Христу (факт о намерении Блока, сообщенный в дискуссии С. С. Гречишниковым, специалистом по поэту) , отвергая его лидерство... Но утверждая Христа или отрицая его, они все же шли за ним. И хотя в советское время уже эти двенадцать превратились в «Сто пятьдесят миллионов» советских граждан, что и подытожил своей поэмой Владимир Маяковский, гениальное блоковское упоминание о Христе, и его первородстве исчезло. И хотя Маяковский восторгался советской общиной, здесь виден западный принцип, торжество абстрактной идеи, хотя бы и сменившей свою индивидуальную форму на коллективно-общинную:

«Партия - это миллионов плечи
Друг к другу прижатые туго.
Партией стройки в небо взмечем
Держа и вздымая друг друга..."

Этим словом все сказано – партия...И пусть на Западе было множество индивидуальных партий или всего две, как в Великобритании и в США, а в России – одна, но коллективно-общинная, суть была таже – мертвый принцип отрицающей деятельности, деятельности, взятой самой по себе, а главное – автономная  деятельности группы людей - западная ИНДИВИДНОСТЬ,  отрицающей восточную ОБЩНОСТЬ. Именно в этом определении слова «партия» - деятельность группы людей, отрицающей общность и видна западная форма существования СССР... И неважно какой принцип объединения этой группы людей – единство на основе индивидности или единство на основе общинности...Запад – это автономия людей от родового человечества и природы планеты, и неважно какую форму она имеет: индивидуальную (капиталистическую) или общинную (социалистическую).

Таким образом, то что Блок «ничего больше не писал» я вижу не обреченное и зашедшее в тупик творчество, а верность поэта реальности, которую он выражал в своем творчестве и которой был верен до конца  как никто и никто в России и во всем мире. В записи седьмой моего «Дневника критика» я выразил это мужество поэта и человека Александра Блока таким образом:

  «Итак, Гумилев и Блок. Два поэта, два мира, две человеческие судьбы, две реакции на трагизм и обреченность мира, в котором они оба выросли и сформировались, в котором прошли их счастливые детство и юность. Гумилев обреченно и стоически рванулся навстречу своей гибели, навстречу миру столь же прекрасному, как и яростному, а Блок сгорел на медленном огне, столь же стоически и спокойно встречая лицом к лицу мир реальный и беспощадный. Причем, любопытно, что живущий в реальном мире Гумилев все более и более уходил в экзотичность мира, некоторым образом предвосхитив позднейшую журналистскую экзотичность Хемингуэя, а живущий в мире символическом, Блок прозревал как с   Прекрасной Дамы спадали ее символические одежды, она становилась телесной женщиной, его женой, жила с ним, изменяла ему, но процесс прозрения на этом не останавливался и продолжался дальше: истлевало ее прекрасное тело, обнажая кости и скелет мрачной и костлявой старухи-смерти с беспощадной косою в руках. Об этом его трагическая поэма "Двенадцать"».

 На этом месте я могу только преклониться перед светлой памятью Александра Александровича Блока и повторить сказанное мной ранее, несколько лет назад в дискуссии: «...Он дал нам в поэзии свою МЕРУ... Меру своей ЛЮБВИ, КРАСОТЫ И ГАРМОНИИ... Он умер на кресте...
Вечная ему память, люди русские!».

Преклоняюсь и люблю!

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Как это может показаться ни странным, после столь жесткого неприятия почти всего сказанного Флоренским о Блоке, я очень высоко ценю Флоренского как философа и считаю, что без него не было ни меня как философа, ни открытия русской идеи как метода философии и логики. Дело в том, что Флоренский гениальный постановщик проблем: именно он поставил проблему дедуцирования Троицы и он заставил меня напрячь все духовные и интеллектуальные силы и выйти на новый уровень понимания ключевого противоречия нашего времени религиозное – мирское (точнее, общественное, а еще точнее, научное).
В данной дискуссии на мой взгляд отчетливо проявилось то обстоятельство, что религиозная мысль бессильна в понимании общественного или научного. Мысль, которая стремится отделить божественное от человеческого, которая будучи в мире богоцентрическом, обращается к миру человекоцентрическому, обречена как говорится на победу, ибо во всем видно это разделение-противоречие. Это правда, которая помогает верующему человеку отделять божественное от мирского, но которая ничего не дает человеку, который вынужден жить и действовать в мире законов, условностей и главное – отрицания общности, единства, целостности, где человек – человеку конкурент или как полушутливо говорится, волк, товарищ и брат. А главное – эта диктатура мысли, мысли оценки, не дает видеть истинное мужество – мужество борьбы, противостояния. Ведь когда татарские орды накатывались на русские монастыри, монахи пусть и с молитвой, но брали в руки оружие, вспомним и то, как Преподобный Сергий Радонежский благословил на битву с Мамаем двух монахов – Пересвета и Ослябю. Главная задача религиозной мысли: выявление противоречия богоцентрическое – человекоцентрическое, отделение божественного от мирского (дьявольского), но отнюдь не понимание мирского и его оценка. Флоренский с блеском выполнил первую задачу, и столь же бесплодно: вторую. Однако Троица еще не была открыта как метод мышления и потому данные проблемы, обозначенные Флоренским при оценке поэзии Александра Блока, столь же актуальны сегодня для Русской православной церкви (РПЦ), которая не желает признавать русскую идею как метод настоящей РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ И ЛОГИКИ.

Снова остановлюсь на этом ключевом моменте в оценке Блока и такой противоречивой вершины его творчества как поэмы «Двенадцать», где поэтическое прозрение достигло своей вершины и сменилось мыслью, столь глубокой, что даже сам поэт оказался в тупике. Вот как пишет об этом моменте Флоренский:

 «Характер прелестного видения, пародийность лика являющегося в конце поэмы " Исуса " (отметим разрушение спасительного имени) предельно убедительно доказывает состояние страха, тоски и беспричинной тревоги " удостоившихся " такого видения. Этот " Исус Христос " появляется как разрешение чудовищного страха, нарастание которого выражено девятикратным окриком на призрак и выстрелами, встреченными долгим смехом вьюги. Страх тоски и тревоги - существенный признак бесовидения, указываемый агиографической литературой. На вопрос по каким признакам можно распознать присутствие ангелов добрых и демонов, принявших вид ангелов, прп. Антоний Великий отвечал: " Явление св. Ангелов бывает невозмутительно. Являются они безмолвно и кротко, почему и в душе немедленно вселяется радость, веселие и дерзновение... Нашествие и видение злых духов бывает возмутительно, с шумом, гласами и воплями, подобно нашествию разбойников. От сего в душе происходят: болезнь, смятение, страх смертный... Поэтому, если увидев явившегося, приходите в страх, но страх ваш немедленно уничтожен, и вместо него в душу явилась неизгладимо неизглаголанная радость, то не теряйте упования и молитесь; а если чье явление сопровождается смятением, внешним шумом, мирской пышностью, то знайте, что это нашествие злых ангелов ".

Блок говорил (Чуковскому), что написав "12" , несколько дней подряд слышал непрекращающийся не то шум, не то гул, но потом все это смолкло.

Чуковский свидетельствует, что Блок " всегда говорил о своих стихах так, словно в них сказалась чья-то посторонняя воля, которой не мог не подчиниться, словно это были не просто стихи, а откровение свыше. Часто находил в них пророчества ".

А в конце "12" , когда Гумилев заметил, что место, где появился Христос, кажется ему искусственным, Блок сказал: " Мне тоже не нравится конец "12" . Я хотел бы, чтобы он был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но, чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда я записал у себя: к сожалению, Христос ".

Противоестественное сочетание последних слов уясняет природу видения. Параллель ему в агиографической литературе читаем в житии преп. Исаакия Печерского (14 февр.) ..... у нас на Руси, - " однажды при наступлении вечера преподобный, утомясь после молитвы, погасив свечу, сел на месте своем. Внезапно пещеру озарил великий свет, яркий, как солнечный, и к преподобному явились два беса в образе прекрасных юношей, лица их светились, как солнце; они сказали святому: " Исаакий, мы ангелы, а вот грядет к тебе Христос с небесными силами " . Поднявшись, Исаакий увидел множество бесов, лица их светились, как солнце; один же среди них сиял более всех, и от лица его исходили лучи; тогда бесы сказали Исаакию: " Исаакий, вот Христос, пади перед Ним и поклонись Ему " . Не поняв бесовской хитрости, и позабыв ознаменовать себя крестным знамением, преподобный поклонился тому бесу как Христу. Тотчас бесы подняли великий крик, возглашая: " Исаакий, теперь ты наш! " и заставили его плясать до изнеможения».

 Вышеприведенный отрывок показывает всю силу убедительности аргументации Флоренского и мощь его воздействия на обыденное сознание, неспособное за противоречием увидеть смысл и даже гармонию Троицы. Здесь и искажение имени Христа – Исус вместо Иисус, и свидетельство Блока в своем «Дневнике»: «К сожалению, Христос», и указание на то, что настоящие ангелы являются в тиши и умилении, в отличие от принимающих их облик бесов, и случай с преподобным Исаакием Печерским. Ответ у меня прост: видение Христа у Блока как правило дается в связи с реальностью: жестокой и беспощадной и потому это не умиление поэтического переживания, а скорее – напряженная мысль поэта, стремящегося найти выход и увидеть свет, ибо Блок всегда и во всем искал гармонию (называлась ли она Прекрасной Дамой или же – в жесткой картине «Двенадцати» Христом). Суть Троицы и метода гармонии в том, что в двоичном видится троичное: в противоречии положительное – отрицательное, религиозное – общественное, восточное – западное (здесь снова вспомним, что западное сознание увидело во Христе прежде всего индивидуальное сознание и отрицание Бога-Отца) Блок увидел именно противоречие в его единстве и записал: «К сожалению, Христос». Блок чувствовал Троицу как поэт, но осознавал противоречие интеллектуально, сознательно, как мыслитель на уровне сознания, почему и написал: «К сожалению...». Троица начинается именно с установления противоречия Восток – Запад или жизнь – деятельность после чего и только начинается проблема синтеза или Троицы. Западное сознание воспринимает противоречие односторонне: со стороны деятельности, где первичное (Бог-Отец или ЖИЗНЬ) воспринимаются как глубоко ошибочное, как диктатура, как то, что подлежит разрушению. У Блока же как у человека русского видно противоречие в его единстве, ибо «Двенадцать» - это двенадцать апостолов, то есть община, то есть общность, то есть Бог-Отец. Видеть во Христе беса это значит – разрушение, деятельность, направленную на уничтожение общности и мира Бога-Отца. Видеть Иисуса в конце его крестного пути, уже возрожденного и бессмертного, но еще носящего на себе следы смертных мук – это, на мой взгляд, видеть противоречие и предчувствовать Троицу как гармонию, как смысл этого крестного пути.

Повторю здесь вновь, что если западное сознание отрицает общность во имя индивидности, то русское сознание, находящееся между Востоком и Западом, оказывается в тисках  противоречия общность – индивидность, разрываясь между ними. И только с осознания этого противоречия как равенства общности и индивидности и начинается синтез во имя Троицы – достижение гармонии. Русская мысль проста: Христос пошел на смертные муки во имя общности человеческой, во имя общины, его деятельность не была оторвана от жизни, от Бога-Отца. Это и есть пророчески увиденная Блоком реальность жизни и интуитивно-поэтически, но не сознательно-интеллектуально отраженная им в «Двенадцати» как ПРОТИВОРЕЧИЕ ОБЩНОСТЬ – ИНДИВИДНОСТЬ данные в единстве. Русская мысль начинается с фиксации противоречия Восток – Запад и только с этого момента мы начинаем осознавать Троицу и видеть Россию.

 В своей первой книге «Троица как метод», я, в частности, отметил, связку знак – слово – символ, где знак (египетский) еще имеет природное содержание, но слово (иудейское и оно же - библейское) уже является полностью абстрактным и не имеет никаких связей с природным миром. Это противоречие преодолевается в символе, который уже выражает человеческое содержание, которое однако всегда имеет личную форму как, например, слова «крест», «распятие», «крестный путь» есть слова-символы, обозначающие Иисуса и ему принадлежащие. Символ примиряет знак и слово, так как одновременно является представителем двух миров, как и сам человек, как и Иисус – природного и идеального. Символ и есть суть символизма - поэтического и философского течения, которое в России достигло наивысшей своей вершины и расцвета именно в поэзии Александра Блока.

Я с уважением отношусь ко всему, что сделано о. Павлом, в частности, высоко ценю его работу «Столп и утверждение истины», статьи о России и считаю его гениальным именно в своей сфере – сфере конкретного интеллекта, который сделал все чтобы совместить воедино стратегию веры и тактику мысли. Гениально поставив проблему дедуцирования Троицы, Флоренский однако испытал все муки личного несовмещения веры и мысли. Его религиозная вера не была подкреплена мыслью (ибо русская идея еще не была открыта, и противоречие было непреодолимо), а выводы мысли, иногда подвергали веру серьезнейшему испытанию. Это были поистине муки измерения неизмеримого. Именно поэтому он не увидел в Блоке гармонию личной меры и подверг его интеллектуальному распятию: обвинив его в безверии и демоническом как священник, а как философ не увидел ни гармонию, ни личного крестного пути веры в Россию. Процитировав слова Александра Блока:

" ... Посмотрите на меня
Я стою среди пожарищ,
Обоженный языками
Преисподнего огня... "

Флоренский не увидел, что обжигаемый языками преисподнего огня, поэт в то же время видит Иисуса Христа «в белом венчике из роз» и простирает к нему свои руки:

«В глазах - такие же надежды,
И то же рубище на нем.
И жалко смотрит из одежды
Ладонь, пробитая гвоздем.
Христос! Родной простор печален!
Изнемогаю на кресте!
И челн твой - будет ли причален
К моей распятой высоте?»

Поэтому позволю себе закончить данную запись так: светлая память им обоим – философу о. Павлу Флоренскому и поэту Александру Блоку. Все мы, как люди русские, делаем одно общее дело и во имя одной нашей светлой цели – РОССИИ!

 Комментарии к тезисам Флоренского написаны мной в августе 2007 года. Выборг

Вернуться в ГОСТИНУЮ или читать дальше (комментарий к дискуссии, ч. 1)



Сайт создан в системе uCoz