ПРИНЦИП ЯВЛИНСКОГО

На интересные мысли натолкнула меня публикация “Общей газеты” “План Маршалла для посткоммунистической Европы” (№48 от 30 ноября – 6 декабря 2000 г.), содержащая сжатое изложение доклада лидера партии “Яблоко” Григория Явлинского на VI европейском форуме “Европа в XXI веке”.

Этот доклад вызвал на форуме бурную реакцию участников и является на мой взгляд весьма выразительным и показательным в плане идеологии наших экономистов или точнее западников.

Но начну с того, что выскажу похвалу Явлинскому. Все-таки он – молодец. Из экономистов нового поколения он по сути дела единственный кто пытается активно влиять на общество, формулировать основные проблемы и предлагать свои собственные пути решения. Если Гайдар к примеру экономический тяжеловес и более углублен в науку и теорию, то Чубайс – практик и ему некогда заниматься общественной деятельностью, он активно вкручивает везде где только может свои “лампочки Чубайса”, Немцов – явный политик и т. д. Явлинский занял специфическую нишу – общественную и весьма активно предлагает решение ряда вопросов, используя при этом общую для всех названных идеологическую платформу – экономизм.

И что интересно, у всех названных можно заметить общую родовую черту: экономизм у всех – советский, или, говоря по другому, системный. Европейцы и американцы мыслят тоже экономически, но по-другому . Они мыслят прагматически: один человек – один прагматизм, два – два прагматизма соединенные воедино, но все же сохраняющие каждый свою автономность. Т. е. Количество не утрачивается и остается количеством, по сути дела никогда не переходящим в новое качество. Усиление воздействия достигается за счет элементарной прибавки к счету. В этом и есть смысл прагматизма: после достижения цели происходит распад на составляющие для новой прагматической кооперации – новой цели.

Но наши молодые экономисты мыслят не так. Для них количественное соединение – это новое качество. Поэтому Гайдар фундаментально исследует западную экономическую науку, поэтому Чубайс прагматически создает одну систему за другой, занявшись в последние годы РАО ЕЭС, поэтому Немцов проповедует идеи общности политических и экономических усилий, а Явлинский потрясает европейских политиков-прагматиков до самой печенки предлагая Европе кооперацию с восточной Европой (постсоветской и посткоммунистической). Мало того, что саму Европу (это с ее-то внутренними эгоистическими интересами отдельных наций и государств) он рассматривает как единое целое, так еще и предлагает создать новую Европу (единую!), в которой утратят автономность как западоевропейцы, так и восточные, более того где-то там внутри системы растворится и Россия с ее морозами, медведями и коррупцией. Лихой мальчик! Навел он шороху в рядах степенных и невозмутимых профессионалов экономической и политической мысли!

А между тем, если без юмора, то перед нами очень важное событие! Российская экономическая мысль, ничтоже сумняшеся, пересекла внутренние границы России и сабельным ударом вторглась в Европу! Если ранее эта прерогатива – общественные инициативы на уровне государств и наций принадлежала только советскому государству и КПСС, а ныне – по преемственной традиции – президенту России, то впервые идею затрагивающую самые основы Европы выдвигает молодая экономическая мысль России. Да-да, в лице Григорий Лексеевича!

Этот момент я хотел бы оговорить отдельно. Во-первых, новизна нового российского экономизма – все та же старая – советская. Ее суть (если Вы читали перед этим невнимательно, то повторю) – целостность системы (новое качество). Но если от лица СССР идеи внутрисистемной кооперации были ПОЛИТИЧЕСКИМИ, то о лица российских экономистов сегодня эти инициативы стали ЭКОНОМИЧЕСКИМИ. Если прежняя общественная формация УКРУПНЯЛАСЬ, то нынешняя – постсоветская, российская – РАЗУКРУПНЯЕТСЯ, кооперируется, дифференцируется. Это, на мой взгляд, подчеркивает то обстоятельство, что СССР был западным образованием, что нынешняя постсоветская общественность (от экономистов до политиков) неспособна ЗАЩИТИТЬ РОССИЮ от западной экспансии, ибо содержит в себе родовой признак западной мысли – ОТРИЦАНИЕ, т.е. процесс разделения на части, разукрупнения, распада или, как гововрили в советское время про Запад – загнивания. Наше общество (как волки в лес) смотрит на Запад. Вот именно об этом и наша доморощенная баба ЯГА (Явлинский Григорий Алексеевич):

“Лет пять назад один из ведущих европейских политиков спросил меня о глобальной цели партии “Яблоко”. Эта цель в том, ответил я, чтобы через 20-25 лет Россия стала европейской страной”.

Когда собеседник Явлинского ужаснулся этой перспективе, наш Гриша тут же понял: “…с процессом объединения Европы что-то не в порядке”.

Скажу прямо ии честно, Григорий – хороший, добрый и честный мальчик, он убежденно любит Россию, но он – профессионал, он мыслит экономически, у него – железная логическая хватка и потому с болью в сердце он не видит России места в будущей картине мира, кроме как растворенной в Европе, а еще лучше – вместе с западной и восточной Европой:

“Совершенно очевидно, что в следующем веке в мире будет два центра экономической силы – США и Азия. Если Европа хочет с ними конкурировать и стать третьим центром, у нее есть только один путь: интеграция возможностей России в европейский экономический механизм”.

США и Азия – это то, что мы привыкли называть Западом и Востоком. Очевидно, что наша ЯГА, которую мы воспитали в собственном коллективе – не русское образование, а западная идеологическая интервенция. России – нет, где она: растворилась внутри Европы, которая совместно с мировым гегемоном – США образует общее понятие – Запад. Здесь зрители могут поаплодировать Явлинскому за блестящий, классический идеологический трюк достойный истинного западника – огромная территория со своим духовным принципом – православием, со своим типом мышления, хорошо и уютно упрятана в качестве части внутри Европы. Европа теперь простерлась аж до Владивостока, а китайцы и японцы кусают себе локти и с горечью говорят друг-другу: ах если бы Гриша был восточником!

Мне еще любопытно, как это Явлинский собирается разделить единый некогда Запад, ибо Европа и США – это по сути дела сиамские близнецы и разность их интересов, это разность двух голов на одном теле (идеологии). Это значит, что мы отделим одного брата от другого, объединимся вместе с ним и заживем припеваючи, всячески воюя с братом-2.

Ну да ладно, это уже мелочи. Главное в том, что Явлинский – типичный западник, искренне, по-западному, радеющий об интересах России. Лечение он назначает соответствующее, после которого на мировой арене остаются два духовных материка – Запад и Восток, а Россия как матрешка (как это по-русски!) упрятана в Европу, Европа упрятана в США, а США в еще более глобальное понятие – Запад. Публика хоть и в шоке, но может аплодировать: система создана, Россия (что кролик в шляпу) – упрятана.

На этом изложение можно было бы закончить, если бы не заключительный идеологический штрих нашего экономического мышления. Здесь Явлинский столь же выразителен, вновь демонстрируя свое неистребимое западничество и отсутствие веры в Россию – свой (нет, не побоюсь я этого слова!) – ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!!

“Пессимизм мысли и оптимизм воли – вот принцип, по которому нужно в этих направлениях действовать”. (Григорий Алексеевич ЯВЛИНСКИЙ – “Общая газета”, №48 (382) от 30 ноября - 6 декабря 2000 г., страница 8, колонка 8, правая, 60-63 строчки сверху вниз или 28-31 снизу вверх).

Пессимизм мысли – вот он принцип нашего современного западничества. Ну скажите о какой России: униженной, разваленной, раздробленной, нищей, полуголодной можно говорить в сравнении с сытым, богатым и снисходительным Западом. Поэтому пессимизм мысли, поэтому упрямство воли и вперед: Прощай, Россия! Мы тебя пристроим, мы тебя хорошо пристроим: будешь сыта, обута, одета, баре добрые о прислуге всегда позаботятся! Сначала конечно будешь качать нефть, газ, черные и цветные металлы, а затем помаленьку глядишь – оживет восточно-европейский рынок, наладится производство кое-каких товаров, а затем глядишь и сама в баре выйдешь и сама прислугу заведешь!

Но если отбросить эмоции, то Явлинский прав! Но прав правда со своей точки зрения, которую я лично органически не приемлю, ибо это, как говорится, не по-русски, не русское мышление! Восток мыслит оптимистически, то есть конкретно и его воля проявляется через оптимизм, поэтому психологически русским ближе Восток. Пессимизм мысли – отрицание, количественный принцип, восприятие жизни через искусственные мерки, шаблоны, идеи, Это – чистый принцип профессионального подхода к жизни, мышления и оно же – экономическое: взять свою ЧАСТЬ, взять только то, что можно взять – но взять это жестко, точно, твердо, наверняка. Не надо нам розовых мечт Востока, мы должны прагматически взять у Запада толику его сытости и мы это возьмем. И возьмут!

На этом можно было бы поставить точку, но вернемся к тому с чего мы начали данную статью. С того, что российские экономисты вносят сегодня на Запад новое идеологическое качество, доставшееся им в наследство от советской системы – системную целостность (качество, социальность). Это действительное, реальное предложение и оно будет и не может не быть востребовано Западом. В этом плане, повторю еще раз, Явлинский действительно молодец и сделал почин – проявив инициативу, которой российская наука (экономическая) может гордиться.

Гордитесь, господа, говорю я западникам! Вы будете жить одною жизнью с Европой, одними товарными рынками, но относиться к вам будут как к неотесанным дальним родственникам и пускать будут не дальше передней: как бы вы ни предлагали общесистемные интересы и рынки. Запад – структура линейная, то есть четко иерархическая и ваша системность (качество) приведет к тому, что внутри общей для всего мира системы возникнет иерархия качеств, систем. Это значит, что сначала будет рынок США, затем Европы, затем восточной Европы и затем быть может России.

Сколько времени вам понадобится, чтобы к пессимизму мысли добавить новое системное качество – пессимизм воли? Характерно, что доклад Явлинского прозвучал уже после того, как “…президент Литвы, премьер-министр Латвии, министр иностранных дел Украины, - как пишет “Общая газета”, - безуспешно пытались убедить собравшихся на форуме, что их страны надо принять в Европейский союз. “Мы уезжаем отсюда разочарованными”, - сказал один из них. После этого выступил Григорий Явлинский”.

Да, остроумно! Да, невозмутимые европейцы были задеты за живое, да – это реально, но. И это всё? Россия проявила в лице Явлинского остроумие, экономическую идейность, но суть остается та же: мы в компании бедных родственников, которых пустили за порог, но не дальше передней. Нас выслушали, нам поаплодировали, нами заинтересовались, но…
Такой ли судьбы ты желаешь себе, Россия?..

ЯГА – экономист, западник, то есть человек мыслящий по-западному и неоригинально, не по-российски, более того, в своем поклонении перед западной экономикой отрицающий Россию, ее своеобразие, ее оригинальность. Пессимизм мысли – это не русское качество. И потому единственное, что остается такому пессимисту, это только восклицать при столкновении с отечественной спецификой: “Здесь русский дух! Здесь Русью пахнет!” Пессимизм мысли – это признак старой, уже истлевающей традиции. И никакое тут молодильное “Яблоко” не поможет. Я думал, что это парадокс, но нет тут никакого парадокса: молодой преуспевающий экономист идеологически оказался старой и расчетливой бабой Ягой.

Вот тут и сказочка вся.



Сайт создан в системе uCoz