РУССКАЯ ИДЕЯ. RUSSIAN IDEA

 

 

 

 

Авторский сайт Константина Черепанова

 

 

Россия является, наряду с Востоком и Западом, третьим и самостоятельным духовным материком, на территории которого действует духовный закон Троицы.

 

 

РУССКАЯ ИДЕЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ И ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА:

 

Синтез (реализм) является, наряду с объектом (материализм) и субъектом (идеализм), третьей и самостоятельной философской и логической категорией, обозначающей сферу философского (авторского) и логического (творческого) согласования (гармонии Троицы)

 

Другими словами, современный мир человечества, а также его отражение в философии и логике, до открытия русской идеи имел двоичный характер: отношения человечества к природе - утверждение власти народа над природой (Восток) и отрицание природы (Запад) – главенство общества над народом. Россия привносит третье отношение человечества к природе и к самому себе: согласование(миродействие) человечества с природой (мировоззрение) и общества с народом (миропонимание), т. е. синтез мировоззрения и миропонимания в миродействии человечества как рода (достижение внешней и внутренней гармонии: с природой и в человечестве и синтез двух гармоний в третью, единую, т.е. триединую гармонию).

 

Осмысление религиозного догмата о православной – животворящей Троице (иными словами, перевод из области веры и интуиции на язык сознательной логики) привело к открытию русской идеи как нового

- философского (обобщение)

- и логического (мышление)

научного метода в истории человечества. Все другие толкования и формулировки есть различные способы проявления и интерпретации этого единственно верного понимания русской идеи, то есть понимания русской идеи как нового теоретического (философия) и практического (логика) метода мышления и действия (гармонизации социальной действительности).

 

 

 

 

I. ФИЛОСОФСКАЯ ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ИДЕИ

 

 

"Лишь то, что определено тремя, есть целостность; то, что существует в троякой форме, разделено вполне"

(Пифагор)

 

Философски задача была поставлена в свое время немецким философом Г. В. Ф. Гегелем: «…если в этом триединстве есть смысл, мы должны понимать его»

 

Гегель:

"...христиане искали и нашли в этой троичности свое триединство. Это поверхностно считалось некоторыми их недостатком; иногда говорят, что триединство, мысль о котором мы встречаем у древних, превосходит силу человеческого разумения, представляет собой тайну, - значит, слишком возвышенно; иногда же говорили, что оно слишком безвкусно; на том или другом основании его не хотели сделать более понятным для разума. Однако, если в этом триединстве есть смысл, мы должны его понимать. Дело обстояло бы очень плохо, если бы не было никакого смысла в том, что на продолжении двух тысячелетий было священным представлением христиан; было бы очень плохо, если бы это триединство было бы слишком священным, чтобы быть низведенным на ступень разума, или уже настолько устарелым, что было бы неприлично желать отыскивать в нем смысл. Речь, разумеется, может идти лишь о понятии этой троичности, а не о представлениях об Отце, Сыне, ибо такие отношения, заимствованные из области природы, нас не касаются."

("Лекции по истории философии. Кн.1, СПб, "Наука", 1993, с. 241).

 

 

Но именно как основную задачу для русской философии данную проблему четко, ясно и недвусмысленно сформулировал русский священник и философ о.Павел Флоренский: ДЕДУЦИРОВАТЬ ТРОИЦУ

 

Флоренский:

Итак, никто не сказал, почему Божественных Ипостасей Три, а не иное число. Не-случайность этого числа, внутренняя разумность его чувствуется в душе, но нет слов, чтобы выразить свое чувство. Во всяком случае, бесчисленные попытки дедуцировать Т р и - ипостасность Божества мы не можем признать удачными. Утешением и назиданием философам да послужит же то, что числа измерений пространства, подразделений времени, лиц грамматики, членов первичной семьи, слоев жизнедеятельности человеческой, координат психики и т.д., и т.д. они не дедуцировали и даже не объяснили его смысла. Мало того. Чувствуется, что есть какая-то глубокая связь между всеми этими троичностями, но какая - это вечно бежит от понимания, именно в тот момент, когда хочешь почти найденную связь пригвоздить словом.

Подавляющее большинство философов и тех из свв. отцов, которые вроде бл. А в г у с т и н а, были причастны к философскому мышлению, занимались этим вопросом. Но что дали они все? - Аналогии, - за которыми опять таки лишь ч у в с т в у е т с я более глубокое средство, - лишь подобие, - одним слово, вместо объяснения того, что хотели объяснить, многократно увеличили объясняемое, ибо показали, что та же трудность содержится еще в бесчисленном множестве предметов мысли."

("Заметки о троичности" в кн. "Столп и утверждение истины", М.:"Правда", 1990, т.1, с.593-599).

 

 

Автору удалось решить эту задачу, о которой говорил Гегель (сделать Троицу предметом философского понимания) и которую столь четко поставил Флоренский (логически дедуцировать понятие Троицы, т. е. сделать основой и методом мышления).

 

 

(+)

(-)

(=)

(+)

ОБЪЕКТ КАК ОБЪЕКТ

(++)

ОБЪЕКТ КАК СУБЪЕКТ

(+-)

ОБЪЕКТ КАК СИНТЕЗ

(+=)

(-)

СУБЪЕКТ КАК ОБЪЕКТ

(-+)

СУБЪЕКТ КАК СУБЪЕКТ

(--)

СУБЪЕКТ КАК СИНТЕЗ

(-=)

(=)

СИНТЕЗ КАК ОБЪЕКТ

(=+)

СИНТЕЗ КАК СУБЪЕКТ

(=-)

СИНТЕЗ КАК СИНТЕЗ

(==)

 

Перед нами искомая таблица - философское выражение Троицы. Знаменитую икону Андрея Рублева как икону зримой гармонии данная таблица выражает философски и логически: каждое лицо Троицы одновременно нераздельно (находится в единичности, т.е. целостно) и неслиянно (находится во множестве, т.е. разделено или структурировано), т.е. существует в новом синтетическом качестве - триединстве гармонии.

 

 

 

ИЛЛЮСТРАЦИОННО-ЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

перехода категорий (взаимосвязи), т.е. перевода религиозного догмата в философскую и логическую формулу

(В своей основе имеет доработанную автором таблицу всеединства Вл. Соловьева и троичную логику синтеза Н. Васильева)

ВОСТОК

+

ЗАПАД

-

РОССИЯ

=

 

РЕЛИГИОЗНЫЕ КАТЕГОРИИ

 

Бог Отец

Бог Сын

Бог Святой дух

Троица неслиянная

Троица нераздельная

Троица единая

Вера в видимое (жизнь)

Вера в невидимое (смерть)

Вера в реальное (бессмертие)

 

ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ

 

Утверждение природы
(чувственность)

Отрицание природы
(мышление)

Гармония с природой
(действие)

Материализм (тело)

Идеализм (дух)

Реализм (душа)

Внешнее (объект)

Внутреннее (субъект)

Реальное (синтез)

 

ЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

 

Утверждение
(материя)

Отрицание
(движение)

Согласование
(действие)

Целое
(различие)

Множественное
(сходство или противоположность)

Единое
(отношение)

Классификация
(мысль)

Систематизация
(мышление)

Гармонизация
(мыслящий)

 

СОЦИАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ (РОДОВЫЕ)

 

Подсознание
(память)

Сознание
(внимание)

Человек
(фантазия)

Особь
(этнос)

Индивид
(общество)

Личность
(человечество)

Мировоззрение
(жизнь)

Миропонимание
(имущество)

Миродействие
(честь)

 

Дедуцирование Троицы, по Флоренскому, то есть «пригвождение найденной троичности словом» есть слово ЧЕЛОВЕК! И выясняется, что ни Запад, ни Восток не знают ни человека, ни человечества. Для естественного Востока человек есть ВНЕШНЕЕ - ТЕЛО, и потому здесь существенно понимание человека как биологической особи, а их единства – как положительно-материального единства этноса, отражающего природное и этнографическое своеобразие региона; для искусственного Запада человек есть ВНУТРЕННЕЕ - ОРГАНИЗМ, и потому здесь существенно понимание человека как интеллектуального индивида, а их единства - как отрицательно-идеального единства общества (нации), отражающего своеобразие производственных и идеологических особенностей региона. И только Россия к положительному единству Востока (ПРИРОДНОМУ или ЕСТЕСТВЕННОМУ) и отрицательному единству Запада (ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ или ИСКУССТВЕННОМУ) добавляет третье родовое единство – СОЦИАЛЬНОЕ, где человек рассматривается как уникальная личность, а единство человеков есть коллектив. Иными словами, соединение ТЕЛА и ОРГАНИЗМА являет ЧЕЛОВЕКА, а соединение восточной СИЛЫ ВЛАСТИ (сельская цивилизация – природная общность) и западного ЗАКОНА ОБЩЕСТВА (городская цивилизация – искусственная общность) создает единство на основе ЛИЧНОСТИ и СОЦИУМА - ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (социальная цивилизация как синтез природной и искусственной общности).

 

Таким образом, явление РУССКОЙ ИДЕИ есть явление третьего этапа РОДОВОГО существования человечества.

 

 

Автору удалось открыть русскую идею как новый философский и логический метод на основе русского способа мышления - АВТОРСКОГО СИНТЕЗА трех положений: философов

- Николая Федорова (о Троице неслиянной и нераздельной как методе духовной обороны от Востока и Запада),

- Владимира Соловьева (понятие органической логики и таблицы всеединства или гармонии трех категорий)

- и русского логика Николая Васильева (об основном логическом отношении между целым и частями целого, где основание есть целое, а следствие – его части).

Но здесь речь идет о ЛОГИЧЕСКИХ предпосылках, хотя на самом деле, многообразие факторов, особенно ИНТУИТИВНЫХ, приведших к открытию достаточно велико, например, поэзия и проза, главное – личность Михаила Анчарова, ставшего основоположником авторской песни и смею утверждать авторской поэзии, тщательное изучение русской общественной мысли в творчестве русских критиков и публицистов В. Белинского, А. Герцена, Н. Добролюбова, Д. Писарева и Н. Чернышевского, недооцененного периода в истории России, когда именно в критике и именно критикой русские ответили на вторжение в Россию немецкой классической философии, и особенно немецкого субъективизма в виде философии и диалектики Г. В. Ф. Гегеля. Преодоление ПРОТИВОРЕЧИЯ (ОТРИЦАНИЯ или двоичности, или расщепленности мира) и достижение ЕДИНСТВА (СИНТЕЗА или троичности, гармонии мышления) и есть основа нового русского метода ГАРМОНИИ или ГАРМОНИЗАЦИИ социальной действительности.

Гармонизация есть строго логичный и совершенно определенный метод преодоления абстрактности современного научного мышления профессионалов как преодоление ПРОТИВОРЕЧИЯ. Диалектическая или гегелевская логика не устраняет противоречие, а наоборот, переводит его в еще более глобальную форму, приводя к полному идеологическому расщеплению мира на две части: мира ЦЕЛОГО (естественного) и мира ЧАСТИ (искусственного) или, по-другому, мира ЕДИНИЧНОГО (Восток, конкретная мысль) и мира МНОЖЕСТВЕННОГО (Запад, абстрактная мысль). И только РУССКАЯ МЫСЛЬ оказывается способна достичь ГАРМОНИИ или ЕДИНСТВА МИРА! Задача абстрактного мышления (оно же – научное): постановка ПРОБЛЕМЫ (ОСОЗНАНИЕ), задача русской мысли – разрешение проблемы или достижение РЕЗУЛЬТАТА как единства объекта и субъекта в синтезе, или проблемы и метода ее разрешения в третьем типе единства – ЛИЧНОСТНОМ!

 

 

Открытие России как третьего духовного материка в истории и развитии человечества приводит именно к третьему философскому отношению человечества к действительности: Восток – материализм как власть над природой, Запад – идеализм как отрицание природы, Россия – реализм как гармония с природой и третьему способу связи идей: Восток – интуиция как материальная классификация (подсознание как вход в логику), Запад – мышление (логика) как идеальная систематизация (сознание как существование в логике), Россия – действие как реальная гармонизация (творческий или личностный синтез подсознания и сознания, интуиции и логики как выход из чисто логического или идеологического существования).

 


 

II. ФИЛОСОФИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

 

С дедуцированием догмата о православной Троице как нового философского и логического метода ГАРМОНИИ Россия вносит свое интеллектуальное содержание в сокровищницу мирового опыта! А богатейшее наследие русской религиозной философии обретает свое строгое и четкое очертание становясь ФИЛОСОФИЕЙ ЛИЧНОСТИ И СОЦИУМА, всесторонне и многосторонне разработанной русскими философами!

 

 

 

 

РУССКАЯ ИДЕЯ – ЭТО ИДЕЯ ГАРМОНИИ КАК ТРЕТИЙ ФИЛОСОФСКИЙ И ЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
(ЦЕЛОЕ-РАЗДЕЛЕННОЕ-ЕДИНОЕ, где единое есть гармония частей)!

Именно метод гармонии (реализации) позволяет по настоящему поставить науку и производство на службу людям, но для этого научная и политическая общественность должны отказаться от своей претензии на определяющую и руководящую роль и занять, наряду с властью, исполнительное место в структуре государства!

 

Русская идея только сегодня становясь РЕАЛЬНОЙ (очевидным и действенным методом) в своей истории выделяет три стадии:

Русская идея как внешнее ( т.е. как Восток) – синтетическое единство народов и земель (то есть как ТЕРРИТОРИЯ РОССИИ) – Московская Русь;

Русская идея как внутреннее (т.е. как Запад) – синтетическое единство знаний и навыков (то есть как ПРОИЗВОДСТВО РОССИИ) – Петербургская Россия и СССР;

Русская идея как реальное ( т.е. как Россия) – синтетическое единство людей (то есть как СОЦИУМ РОССИИ) – Россия как региональное явление единства человечества;

 

ЛОЗУНГ ДНЯ:

Есть три способа родовой организации жизнедеятельности:
- ТЕРРИТОРИЯ (Восток, сила – личность над общиной, принцип внутренний),
- ПРОИЗВОДСТВО (Запад, закон – община над личностью, принцип внешний),
- СОЦИУМ (Россия, личность – гармония личности и общины, принцип реальный).

 

 

Россия должна на основе русской идеи как идеи гармонии вывести свою землю (территорию) и свое население (социум) из-под власти частной собственности, оставив сферой денег (свободы рынка и либеральной идеологии) ТОЛЬКО производство.

 

Для этого необходимо: отменить право частной собственности на землю и изменить законодательную функцию парламента (Государственной Думы) на исполнительную – передав право принятия реальных решений избираемому всем населением президенту. Выборность президента и глав регионов народом на принципе личной, а не персональной ответственности (то есть ответственности перед народом, а не перед обществом) позволяет создать внутри России СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО (взамен положительно-силового пространства Востока и отрицательно-общественного пространства Запада).

 

Социальное пространство есть третий тип образования государства на основе социума, который, однако, включает в себя и первые два пространства: положительное – на основе принципа территориальной целостности каждого региона (как России в целом, так и каждого ее региона) и отрицательное – на основе права каждого индивида на либеральную свободу перемещения по всему миру и работы в любом из регионов мира. Повторю, что ГОСУДАРСТВООБРАЗУЮЩИМ ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ТЕРРИТОРИЯ, И НЕ ИДЕЯ (ПРОИЗВОДСТВО), А СОЦИУМ. Именно социальное единство избегает крайностей первых двух: замкнутости естественного государства Востока (силовое принуждение) и безземельности искусственного государства Запада (идео-логическое принуждение), в то же время сохраняя их преимущества: сохранение народно-естественных природных и этнических особенностей населения (Восток) и включенность во всемирный процесс развития и взаимообмена достижений науки и техники (Запад).

 

 

 

III. ИСТОРИЯ: ПОЧЕМУ ОКАЗАЛАСЬ НУЖНА РУССКАЯ ИДЕЯ

 

В идео-логическое пространство Запада Россию ввел Петр Великий, начав процесс разрушения восточной власти (принципа территории), который в конце концов привел к решающему ослаблению самодержавной власти в начале ХХ в. и гибели последнего российского самодержца – Николая II. В этом отношении Россия повторила историю западной Европы – революция, отменив непосредственную власть человека над человеком, создала власть другую (не столь очевидную) - идеи (общества, закона, конституции). СССР в этом отношении есть совершенно западное образование – идеология была поставлена во главу угла: Россия нашла свою национальную идею (существование за счет производства) и стала нацией (страной не восточного, а западного типа) страной, существующей на основе принципа идеи (Конституции). Живое управление Востока (власть человека над человеком) сменилось мертвым управлением Запада (власть закона – опыта – над человеком).

 

В истории России у последней черты существования самодержавия был неочевидный идеологический поединок между Столыпиным (аграрный путь развития России – решение крестьянского вопроса, т.е. то что мы называем ТЕРРИТОРИЕЙ как сила власти Востока, сельский способ существования) и Лениным (производственный путь развития России – решение общественного пути развития с последующей индустриализацией страны, т.е. то что мы называем ПРОИЗВОДСТВОМ как закон общества Запада, городской способ существования). Вопрос об УКРЕПЛЕНИИ самодержавия или его РАЗРУШЕНИЯ.

 

Они оба пытались развязать основной узел России – РУССКУЮ ОБЩИНУ (или русскую форму общности – коллективную). Причем Столыпин невольно избрал западный способ – индивидуализм как создание крестьянина-единоличника, Ленин – восточный способ – коллективизм как создание партии-государства. Столыпин хотел выделить из общины личность (крестьянина) – развитие восточного типа существования России, Ленин – хотел устранить личность во имя общины (партии) – развитие западного пути существования России. Путь Столыпина привел к тому, что Россия стремительно и быстро развивалась как сельская страна, становясь одной из богатейших в мире, но путь Ленина показал, что в условиях стремительного развития городского производства, особенно военно-промышленного (страны Запада и особенно Германия), столыпинско-аграрная Россия была обречена в будущем на поражение и на распад территории (т.е. принцип территории оказывался бессилен перед принципом производства, а принцип власти - силы перед принципом общества - законом). В начале ХХ века Россия уже была несвободна от родовых и потому всемирных тенденций ОТРИЦАНИЯ, т.е. быстрого развития Запада по всему миру – процесса, который позднее стали называть глобализацией.

 

Русская община – это не понято до сих пор современным обществом, является ПОЛИТИЧЕСКОЙ формой общности, т.е. принципом ОБОРОНЫ. Если кратко, то это община без Христа, то есть вера в возвращение Христа, община, находящаяся в обороне, где на место лидера избирается наиболее достойнейший для служения общине. Социальное единство русских крестьян с их верой в личность есть форма ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ обороны от утверждающей СИЛЫ ВОСТОКА (ОБЩНОСТЬ) и отрицающего ЗАКОНА ЗАПАДА (ИНДИВИДНОСТЬ). Русская общность есть вера в человека (Христа) и человечество (общину), т.е. своего рода СИНТЕЗ ОБЩНОСТИ И ИНДИВИДНОСТИ. Именно поэтому русские удивляют весь мир тем, что неспособны к самоорганизации единства по этническому образу, как это легко делают восточные народы, а с другой стороны, русские неохотно тянутся к индивидуальной деятельности по предпринимательскому образцу как это свойственно западным народам. Происходит подсознательное сопротивление русского менталитета тому, что в первом случае нарушается принцип личности, во втором – принцип общины, а точнее, принцип единства общины и личности.

 

До открытия русской идеи Россия противостояла Востоку и Западу на основе крайностей: противопоставляя Востоку Запад (утверждению – отрицание) – Московская Русь; Западу – Восток (отрицанию – утверждение) – Петербургская Россия и СССР. Особенность советского идеологизма в том, что капитализму общественному был противопоставлен капитализм государственный, т. е. индивидуализму частному – индивидуализм общественный (противопоставлению индивида индивиду – противопоставление общества обществу) – социализм. Но это противопоставление, повторю, было сделано в восточной форме утверждения – т.е. городской уклад и инфраструктура государства (производство) создавались в России единством сельского типа – ОБЩИМ. Это привело к целостности идеологии (партии – коммунистической партии Советского Союза), государства, армии, производства, науки и всего советского уклада.

 

СССР есть не ошибка истории родового развития человечества, а идеологический ответ России на кризис всемирного человечества. Явление социума подготовлено всем ходом развития западной истории и идеологии и сила СССР и советской науки, в том числе и советской философии и идеологии, в выходе из этого отрицательного тупика, что проявилось в сильной и точной критике западного пути развития. Критика (отрицание Запада) была точной, но инструментарий западного мышления – научный способ идеалистического восприятия мира и мышления (абстрактное мышление) – оказался бессилен перед загадкой социума. Материализм СССР и диалектики (диалектического материализма) оказался в итоге идеализмом и привел к интеллектуальному поражению и развалу советского государства.

 

 

IV. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ СИНТЕЗА (ЗАПАД И СССР)

 


Диалектический материализм в теории оказался вполне адекватной разработкой западной философской традиции. Классический советский материализм в итоге оказался совершенно идеальной категорией. Например, три классических закона материалистической диалектики:

- закон единства и борьбы противоположностей;

- закон перехода количественных изменений в качественные;

- закон отрицания отрицания

полностью соответствуют всем трем стадиям существования субъекта в двоичной системе (см. ниже усеченную таблицу Троицы без третьего измерения – синтеза):

 

 

+

-

+

Р (объект) как Р (объект)
(++)

Р (объект) как S (субъект)
(+-)

-

S (субъект) как Р (объект)
(-+)

S (субъект)как S (субъект)
(--)

 

 

Р (объект) как S (субъект) – установление противоречия (закон единства и борьбы противоположностей, т.е. качественно-количественный ряд – процесс производства мысли);

S (субъект) как Р (объект) – осуществление противоречия в качестве меры исчисления, т.е. субъект ставится на место объекта (закон перехода количественных изменений в качественные);

S (субъект) - S (субъект) – процесс осуществления противоречия (абстрактного мышления – закон отрицания отрицания, т.е. количественно-качественный ряд – процесс мышления);

 

Здесь совершенно очевидна тождественность советского и западного метода, то есть полный идеализм (субъективизм). Логика восхождения от абстрактного к конкретному есть материализация идеи на практике, то есть, во-первых, совершенно гегелевское положение (феноменализация духа), во-вторых, метод, осуществленный Марксом в «Капитале» (феноменализация научной мысли или научного способа мышления), в-третьих, метод советского научного подхода к социальной действительности (преображение территории с помощью производства, а сельского населения с помощью городского). Во всех трех случаях материализм имеет в основе идеальную природу – идею, то есть является феноменом идеального (количественного) порядка. В результате на свет являются: диалектическая логика (Гегель), научное исследование или диалектический метод (Маркс) и государственная инфраструктура-производство или государство-социум (СССР).

 

Проблема синтеза материализма и идеализма, поставленная в научной практике в СССР (применение логики в истории – исторический материализм и истории в логике – диалектический материализм), была поставлена, но не разрешена (несмотря на теоретическую разработку научного коммунизма). Логичное развитие западной и советской абстрактной мысли (она же – количественная, она же – идеальная, она же – научная) произошло в теории относительности Эйнштейна, где материя и движение оказываются взаимопереходящими друг в друга категориями.

 

В той или иной степени в СССР был осуществлен отдельными личностями АБСТРАКТНЫЙ СИНТЕЗ (четвертая стадия существования субъекта – субъект как синтез; см. троичную таблицу), например, в диалектической логике – Э. Ильенков, в логической и социальной практике научной мысли – А. Зиновьев. Абстрактный синтез есть растворение материализма и идеализма (или классификации и систематизации) друг в друге, что на практике означает авторскую теорию, но без явления третьего логического начала (то есть оперирование двумя категориями, где в роли третьей категории (открытого русской идеей - синтеза) выступает либо первая категория, либо – вторая (но никак не третья, т.е. синтез оказывается либо конкретным, либо абстрактным, но не действительно синтетическим, авторским. Уточним еще раз – НЕ ЖИВЫМ).

 

Иными словами, идеальный синтез (точнее – абстрактный синтез, который прошу отличать от синтетического синтеза) оказывается возможным только в форме авторской теории, но, настоящий синтез материи (материализма) и движения (идеализма) может быть осуществлен только в АВТОРСКОЙ (личной) форме – философской и логической форме ДЕЙСТВИЯ (реализм). Это и есть достижение, осуществленное РУССКОЙ ИДЕЕЙ, которая привнесла в проблему взаимоотношения объекта (единица материи) и субъекта (единица движения) третье измерение – синтез (единица действия или АВТОР).

 

Подытоживаю: вершина западной и советской научной мысли - авторская теория (абстрактный синтез), но если западная традиция акцентирует внимание на понятии «теория», то советская – на критике теории (то есть абстрактном авторстве). Но настоящий синтез теории и практики в реальности, а материализма и идеализма в реализме возможен только в русской идее благодаря принципу АВТОРСТВА. То есть Восток порождает мысль, Запад – мышление, но Россия – мыслящего (автора). Суть принципа авторства в ЖИВОМ СИНТЕЗЕ или в применении науки (идеальное или мертвое знание) к жизни социума (синтез истории и логики в критике).

 

Советский материализм – это то, что не осмыслено в теории, ибо западная и советская теоретическая традиция пошла по субъективному пути. Иными словами, советская философия не смогла взять свою же собственную вершину – социализм (проблему синтеза материализма и идеализма). Был сделан переход от логики к социологии (социуму) – это то, что я называю попыткой синтеза материализма и идеализма, но научный коммунизм оказался в итоге логической и научной утопией, не выдерживающей критики. Это невольный парадокс истории: оказавшись превосходной критикой Запада научный коммунизм сам не выдержал критики, ибо оказался средством отрицания (то есть методом все того же Запада). И только с открытием собственного метода мышления и логики в русской идее Россия получает возможность построения своего типа государства и своей собственной жизни. Советский материализм оказался идеальной категорией, но материализм российский выводит это понятие из сферы интеллекта, возвращая его в сферу эмоции, а значит Востока. Проблема синтеза материализма и идеализма – это не проблема идеальных философских категорий (Запад), или истории и логики (СССР), а синтеза эмоции и мысли, чувственности и мышления, народа и общества, общности и индивидности или, как это звучит в формулировке русской идеи – синтеза Востока и Запада как двух родовых форм восприятия реальности – синтеза пространства и времени существования человечества как рода – в третьем: реальности.

 

Coda: Развитие цивилизации привело к постепенному устранению из научной реальности ЖИВОГО человека. Развитие научного (мертвого) опыта заставило исследователей, по мере усвоения теории и развития научной практики, умертвлять свои чувства, свой живой опыт во имя опыта профессионального (общественного), что породило профессионала (специалиста по мертвому знанию). Так между жизнью и наукой образовался непреходимый барьер, который и устраняется русской идеей. Возвращение на основе принципа авторства права конкретной личности принимать ЛИЧНЫЕ решения в общественной и профессиональной сфере означает возврат в сферу науки ЖИВОГО человека, а значит ЖИЗНИ и восстанавливает утерянную связь науки с реальностью.

 

 

V. ОТ СОВЕТСКОГО СОЮЗА К НЫНЕШНЕЙ РОССИИ

 

СССР был формой ЗАЩИТЫ ОТ ЗАПАДНОГО ОТРИЦАНИЯ. Защитой новой формы ОБЩНОСТИ (СОЦИУМА) от ИНДИВИДНОСТИ, или, точнее ИНДИВИДНОСТИ СОЦИУМА (общей) от ИНДИВИДНОСТИ ОБЩЕСТВА (частной). И это новое явление в истории человечества вынуждено было решать ВНЕШНЮЮ задачу – выживание в среде окружающих его капиталистических стран, которую и успешно разрешило одержав кровопролитную победу в гражданской войне, интервенции и позднее с фашизмом и утвердив социалистический лагерь. Именно признание СССР в мире и развалило социалистическое хозяйство, ибо система решала ВНЕШНИЕ, А НЕ ВНУТРЕННИЕ ЗАДАЧИ. То есть ВЫЖИВАНИЕ В ПРОТИВОСТОЯНИИ, но не смогла решить задачи внутреннего производства: выживания не в военно-политическом противостоянии, а в организации внутренней жизни населения.

 

Не осмыслив российскую загадку социума как третьего способа организации жизнедеятельности человечества, в дополнение к первым двум – территория (Восток) и производство (Запад), Советский Союз разрушился, ибо не смог приступить к внутренней ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ – т.е. внутреннему развитию системы. Переход от ВНЕШНЕГО реагирования к ВНУТРЕННЕМУ саморазвитию оказался невозможен вследствие того, что не была найдена русская идея (не советская, а русская; не национальная, а региональная) и феномен социума не был осознан философски и логически. Иными словами, западному ОТРИЦАНИЮ было противопоставлено ОТРИЦАНИЕ советское (западному обществу – общество советское), но не типично русский метод самообороны – ТРОИЦА как русский метод мышления (то есть идея СОГЛАСОВАНИЯ или СИНТЕЗА). И вместо русского способа внутреннего развития государства и страны был вынуждено избран западный – тот, от которого Россия ушла еще в 1917 году – капиталистический (производственный, индивидуалистический).

 

Подытоживаю, что СОЦИУМ как явление есть следствие СССР и социализма, которые остаются и доныне не преодоленной интеллектуальной вершиной родового человечества. Либералы и экономисты сдались перед этой загадкой, объявив СССР ошибкой и вывихом из хода истории. Это достигнутый постсоветским обществом интеллектуальный нынешний результат. Причем сдались даже коммунисты, которые и поныне на западное отрицание отвечают отрицанием советского типа – критикой (при этом отказавшись от советского позитива в виде теории научного коммунизма). Констатирую: современное общество интеллектуалов и мыслителей всех уровней, всех мастей и всех партий по-прежнему НЕ ВИДИТ РОССИЮ!

 

 

 

VI. РОССИЯ СЕГОДНЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПОРАЖЕНИЕ

 

То, что происходит сегодня в России последствия этого интеллектуального поражения советского СОЦИУМА. Вымирает население, разваливается государственная структура, национальные богатства страны и интеллект нации вывозятся за границу. Россия, как никогда в своей истории, оказалась в зависимости от ВНЕШНЕГО мира: необходимость от внешних вливаний в экономику (инвестиций) объявлена государственной добродетелью. Основа основ народа и государства – ЗЕМЛЯ (территория) выставлена на распродажу, МОЩНАЯ государственная система жизнеобеспечения страны (производство), обладавшая принципиальным качеством УПРАВЛЯЕМОСТИ – дробится на части, разрушается и приватизируется во имя рыночного типа хозяйствования (неуправляемого, стихийного). Налицо полный отказ от веры в свои силы, в свою судьбу, в свой народ. Налицо, повторю, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПОРАЖЕНИЕ РОССИИ.

 

СОЦИУМ и поныне является загадкой для абстрактного (научного) мышления. Сегодня, как никогда ранее, стало очевидно, что в социальных вопросах как вопросах творческих наука бессильна. Глобализация западного типа существования подводит человечество именно к социальным проблемам, а опыт СССР становится передовым и тщательно изучаемым западными учеными историческим опытом.

 

Вплоть до сегодняшнего дня продолжается
КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПОРАЖЕНИЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РОССИИ,
которая подменила РЕГИОНАЛЬНУЮ (СОЦИАЛЬНУЮ и ЛИЧНУЮ) дифференциацию на основе РУССКОЙ ИДЕИ КАК ИДЕИ ГАРМОНИИ!

 

 

Индивидуалистическая (западная) форма дифференциации государства, в итоге приводит к объединению городского населения в единое общество (без сельского населения), что и вызвало идею гражданского общества, которая характеризуется:
1) отрицанием опыта СССР (замену жизнеутверждения – жизнеотрицанием, социума - обществом);
2) введением частной собственности на землю (дальнейшей экспансией городского способа производства и жизни);
3) разрушением русского менталитета (общности людей в жизнедеятельности) в противостоянии (взаимоотрицании двух укладов жизни) городского и сельского населения России.

Западная форма идеологического (общественного) единства людей – единства индивидов, способна только к постановке проблемы (ОСОЗНАНИЮ своей самонедостаточности). Именно этот процесс продолжается сегодня в России – объединения общества как городского населения и формулирование национальной проблемы или, говоря иными словами, доведения России до решающего расщепления между народом и обществом – до решающего КРИЗИСА, которое снимет последние шоры в глазах интеллигенции и заставит ее признать свою самонедостаточность в выводе РОССИИ из кризиса!

 

 

VII. РУССКАЯ ИДЕЯ СЕГОДНЯ: ЭТАП ЗАМАЛЧИВАНИЯ

 

Замалчивание русской идеи, философски открытой автором еще в 1997 году и общественно объявленной в 1998 и 2000гг. российской властью (восточное образование: мышление как утверждение своей силы – упор на собственный опыт) и российским обществом (западное образование: мышление как отрицание своей силы – упор на чужой опыт) продолжается. Итогом этого являются страдания и гибель русского народа и живущих в России людей.

 

Современное противоречие: существование России между двумя духовными материками – Востоком и Западом (селом и городом) не преодолено, ибо русская идея (как творческий синтез своего и чужого опыта) не признана. Построение временных подпорок российского государства и торжественная демагогия во всех сферах власти и общественной жизни продолжаются. Существование и развитие России может быть обеспечено только социальной инициативой живущих в России людей, но отнюдь не силовыми мерами власти или денежной мотивацией общества. Земля и население России находятся под никем неуправляемой властью денег (частной собственности) и западной идеологии отрицания (конкуренции) людей, народов, стран и корпораций друг против друга.

 

Константин Черепанов

15 сентября 2003 г. Санкт-Петербург

 

P.S. Три года, за все время существования сайта в Интернете, я терпеливо ждал возможности честной прямой беседы или открытой научной и философской полемики по основным, затронутым мной, проблемам и прежде всего по философскому содержанию русской идеи. За это время я максимально подробно раскрыл все свои разработки. Однако ответом мне было молчание. Сегодня мои личные и общественные возможности исчерпаны и мне приходится уйти из общественной жизни и заняться обустройством жизни собственной и возврата огромнейшего долга перед своими близкими и теми людьми, кто искренне поверил мне. Но понимая огромное значение и важность сделанного мной открытия я все же перед уходом пробую последний шанс и делаю попытку предельно личного ОБРАЩЕНИЯ К РОССИИ (ознакомиться с текстом Обращения).

 

 “ЗАЩИЩАЮ РУССКУЮ ИДЕЮ!”
(Заявление от 4 марта 2000 г., Манифест “Региональная идея России”, Синтезисы №1 “О русской идее” и №2 “Об идеологии”, гражданское обращение к русской интеллигенции, философская квинтэссенция русской идеи, 1-й, 2-й и 3-й варианты главной страницы сайта)

МОЯ ПОЗИЦИЯ (ПОЗИЦИЯ, обозрение темы, критика других вариантов русских идей, дискуссия, полемика, дефиниции)

“ДНЕВНИК КРИТИКА

 

ПРОТИВ ЭКОНОМИСТОВ

 

ПОЭЗИЯ


ФИЛОСОФИЯ


НЕИЗДАННОЕ

 


ЛИЧНОЕ

 


ФОРУМ

 


ГОСТЕВАЯ КНИГА

 


ЖИЗНЬ САЙТА (О сайте, структура, новости, статистика, ссылки, хроника статуса, архив)

 

 

 

 

 

 

 

Rambler's Top100

Сайт создан в системе uCoz