Монолог первый "Моя идеология"
Примечание: Данный короткий очерк был написан примерно в 2000 году, представлял собой приложение к информации "О себе" и для данного времени несколько устарел. Поэтому имеет смысл сравнить его со вторым монологом "О русской идее", который был написан в связи с готовящейся первой публикацией в прессе, то есть в январе 2005 г. Любопытно сравнить насколько разнятся эти монологи, а ведь прошло всего пять лет: Интернет и общение не прошли для автора даром и позволили намного раскрыть содержание русской идеи. Но с другой стороны, удивительно насколько время подтвердило то, что было сказано и сказано четко, ясно и недвусмысленно пять лет назад.
МОЯ ИДЕОЛОГИЯ
(короткий и свободный очерк)
а) Отрицание - основная проблема нашего времени
В данную историческую эпоху творческому человеку приходится иметь дело просто с
невероятным количеством профессиональных и общественных штампов, мертвым грузом
нависающих над сознанием даже лучших из лучших людей общества. Абстракции -
разделение идей и людей на сферы сегодня торжествуют (объединение людей в одно
глобальное общество на самом деле есть разделение на индивидов), синтез внутри
абстракций есть абстрактный (количественный) синтез, который из нескольких
индивидов образует одного глобального, отрицающего индивида: одно общественное
образование отрицает другое, общество отрицает народ, народ - природу, Запад
отрицает Восток. Поэтому сегодня творческому человеку приходится иметь дело с
отрицанием и преодолевать его творчески - за счет личного синтеза различных идей
и догм в единую картину! Т.е. преодолевать отрицание не более глобальным
отрицанием (т.е. количество - количеством), а за счет связки утверждения и
отрицания в третье - согласование.
b) Критика: новая жизнь старого метода
Этот метод называется критикой, которая впервые становится самостоятельно
творческим жанром! Вспомним, когда был последний и решающий расцвет критики:
правильно в середине ХIХ века, в творчестве творцов немецкой идеологии - Маркса
и Энгельса и главное - вот он мой исток, от которого я начинаю мою
идеологическую биографию - в русской философской критике со святыми для меня
именами Виссариона Белинского, Александра Герцена, Дмитрия Писарева, Николая
Добролюбова и Николая Чернышевского. Будучи совсем зеленым молодым человеком,
которого коровы могли запросто съесть вместо травы, я задался вопросом: почему в
истории нашей страны был такой период, когда Россия вдруг породила критиков?! Ни
до, ни после не было ничего подобного!
Теперь я знаю ответ: к нам пришел Гегель! К нам пришла немецкая философия,
немецкий идеализм, немецкая диалектика - к нам пришел этот дух немецкого
филистерства, прагматизма. В наше, доныне по-восточному дремавшее сознание
пришло и властно вторглось ОТРИЦАНИЕ!
с) Исток русской идеологии: литературная критика ХIХ века
Как мучительно и тяжело боролся с этим чужеземным духом - духом логики и
прагматизма - Виссарион Белинский. Неистовый Виссарион, давший образцы
потрясающе яркой и остро пламенной публицистики, по-монашески аскетически смирил
свой дух: все в мире логично, все познаваемо, все есть дух (движение) и каждый
человек должен лечь костьми под это неумолимое колесо истории! Что немцу
здорово, то русскому смерть!
Этот знаменитый период "ПРИМИРЕНИЯ С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ" тяжело дался Виссариону
- от него отвернулись друзья, общество, недоумевали честные люди и ликовали
враги! Но недолго торжествовал филистерский дух! Именно Белинский пришел к идее
отрицания: ОТРИЦАНИЕ БЫЛО ПРЕОДОЛЕНО ОТРИЦАНИЕМ ЖЕ! И потому другой русский
критик Николай Чернышевский уже имел в руках сильное и грозное оружие -
отрицание немецкой диалектики!
d) СССР: отрицание материализмом! (тавтология: отрицание отрицания
утверждением)
Россия вновь противопоставила Западу Восток, а идеализму - материализм!
Чернышевский имел на вооружении, по его выражению "простенькую истину" -
материализм, которой аккуратно поверял все идеалистические построения! Таким
образом, возникло новое оружие - социальное отрицание (т.е. отрицание части
целым), из которого впоследствии возникло ни много мало - целое государство
СССР, а советские философы стали разрабатывать гегелевский метод восхождения от
абстрактного к конкретному (от части к целому), укажу здесь имена Зиновьева и
Ильенкова, который стал называться диалектическим материазмом [иными словами,
отрицающим материализмом (!) или отрицающим утверждением(!)].
е) Ленин - ученик и последователь Чернышевского
Основатель советского государства - В. И. Ленин ученик не Маркса, а именно
Чернышевского, который "глубоко его всего перепахал"! (Т.е. уже из этого
вытекает оригинальная особенность русского социализма). Отрицающий материализм -
"воинствующий материализм", по выражению Ленина, стал философским корнем
Советского Союза. С одной стороны Советский Союз был противопоставлением
западному миру индивидуализма, а с другой - соревнование двух систем происходило
на территории Запада, т.е. в экономической и производственной мощи двух систем,
где вся социальная сфера была подчинена одной стороне - производству!
f) Распад СССР: вследствие поражения или победы?
И здесь мы подходим к критической точке: развал СССР - это поражение или это
победа! С духовной стороны - это безусловно победа СССР и победа социализма!
Вспомним, что СССР развалился именно тогда, когда исчезло противостояние двух
систем, когда СССР и его борьба за мир во всем мире был признан всем мировым
сообществом, тогда и началась конвергенция и распад формы! Но с другой,
материальной точки зрения - это стало поражением СССР, ибо в организации
экономической жизни мы потерпели тяжелейшее поражение: исчерпаны были все
природные и социальные ресурсы страны! А постсоветская экономика была
ориентирована на внешнее производство: на производство пушек вместо масла, на
противостояние!
g) Постсоветский кризис (выбор внутри замкнутого круга - внутри Запада):
экономика или экономика (государственная или общественная)
Здесь настала пора экономистов и в 1992 году Гайдар решительно сломал этот
монстр - государственную экономику положив начало общественным процессам
дифференциации (отрицания, разделения), что привело в конечном счете в резкому
разделению в России сегодня двух процессов - государственного (целостного,
центростремительного) и общественного (частичного, центробежного)! Эпоха Ельцина
- это борьба с экономической целостностью государства (КПСС), достижение
демократии, ускорение общественных процессов. Но нужно отметить, что
принципиальной разницы между коммунистами и либералами (экономистами,
демократами) нет - все это одно и то же - существование государства за счет
производства: укрупнения или раздробления (замедления центробежных процессов или
их ускорения). Вспомним, гегелевское отрицание было преодолено отрицанием же в
виде утверждения!
Таким образом, сегодня мы имеем противостояние между государственниками и
либералами (открытое и очевидное), а на самом деле налицо более глобальное
противоречие - между Востоком и Западом (скрытое и неочевидное). Наши
общественные лидеры думают что перед нами расщелина, которую можно преодолеть
при определенном усилии, на самом деле - это обман зрения и перед нами зияющая
всемирная пропасть: между силой и законом, между властью и обществом!
Противоречие России - это мировое противоречие, это кризис цивилизации и взоры
людей всего мира сегодня устремлены к России!
h) Глобальное противоречие: Восток или Запад? Россия!
Сегодня невозможно образовать ни советское государство, ни тем более
самодержавное как при Иване Грозном, с другой стороны, всемирная экономика
сегодня, с распадом СССР заходит в тупик и попытка решать проблемы России
экономическими средствами есть просто-напросто элементарная близорукость, игра
по надуманным и общепринятым правилам Нечто вроде составления готовой картинки
из кубиков, когда рушится общемировое устройство и речь идет о выживании как
России, так и всего мира! 2000-тысячный год - это не просто рубеж, а последнее
предупреждение всему человечеству!
i) Неуправляемая (рыночная) экономика или управляемое хозяйство (жизнь для
производства или производство для жизни)?
Наши общественные лидеры старательно подражают Западу, когда всемирная
цивилизация начинает испытывать первые признаки мирового кризиса и предвестие
будущего Апокалипсиса! Социальное единство - таково сегодня веяние времени,
глобализация экономических процессов (принципиально неуправляемых - рынок!)
приводит к социально управляемому хозяйству, сначала в государстве России, а
затем и во всем мире! Не жизнь людей для производства или на основе производства
(Запад, рынок), а производство как средство для налаживания целостной социальной
жизни (Россия, хозяйство).
Таким образом, созданное в СССР социальное государство (механизм сам по себе)
становится управляемым государством в интересах народа (Россия)!
j) Россия: принцип личности (синтетический этап демократии)
И достигнуть управляемости законом (государством, механизмом, машиной,
обществом) можно только поставив во главе российского государства принцип
личности, ЛИЧНО выбираемой людьми (народом), и ЛИЧНО перед ними ответственной!
Ответственность не перед законом, а перед людьми! Это и есть принцип личности!
Его время наступило и выдвигает его именно Россия!
Еще дополнение: профессионализм, именно потому что он основан на законе
(традиции, опыте - обобщенном, превращенном в принцип) имеет в своей основе
мертвую природу, принцип личности позволяет разбудить творческую мотивацию
людей, наполнить мир принципиально новым содержанием! И это не разрушение опыта
профессионалов, а претворение его в действие! В действие на благо людей! На
благо всего человечества! Таким образом, общество начинает не отрицать народ и
природу, а служить ему, наполняясь новым содержанием и новой исторической силой,
достигая просто поразительной результативности своих профессиональных знаний!
(Примечание: данный очерк является коротким и свободным, т.е. не претендует на исчерпывающую глубину и полноту авторских воззрений и определений. Но первоначальное представление Вы получили: будем знакомы!)
Поделиться своим впечатлением или мнением о материале Вы можете в гостевой книге "Авторского сайта Константина Черепанова", а задать автору вопрос или вступить с ним в полемику или дискуссию на форуме.