СИНТЕЗИС №1
ДВЕНАДЦАТЬ ТЕЗИСОВ О "РУССКОЙ ИДЕЕ"
 
Тезис 1. Россия - территория Троицы.
Тезисы 2-5. Троица как метод.
Тезисы 6-9. История сквозь призму Троицы.
Тезисы 10-12. Троица и Россия.
Россия имеет уникальный духовный метод - православную Троицу (наиболее зримо данную нам в иконе Андрея Рублева), которая будучи осознана как научный метод позволяет произвести коренной переворот в способе мышления человечества, в научной практике, по иному увидеть историю нашей цивилизации и не только предвидеть, но и творчески созидать будущее всемирного человечества.
Русская Троица есть явление общечеловеческое, а ее научное осознание позволяет России начать новую эру в Истории - творчество человечества на пути к новой созидаемой реальности (БЕССМЕРТИЮ).
   
"Разум произвел единицу, единица произвела двойку, двойка произвела тройку, тройка произвела мир."  (Лао Цзы)
Тезис первый. Россия - третий духовный материк
Россия является, наряду с Востоком и Западом, третьим и самостоятельным духовным материком, на территории которого действует духовный закон Троицы.

ТРОИЦА КАК МЕТОД (тезисы 2-5)

Тезис второй. Троица как духовное оружие самозащиты России
Православная Троица есть исторически духовное оружие России как Троица неслиянная и нераздельная. Догмат о Троице неслиянной помог ей защититься от поглощения Востоком (духа слияния), а Догмат о Троице нераздельной противостоять разделению ее Западом (духа разобщения).

Тезис третий. Осознание Троицы как новый творческий метод
До сегодняшнего дня Россия находилась в состоянии непрерывной духовной обороны от идеологии Востока (мысль единичная) и Запада (мысль двоичная). Осознание Троицы ЕДИНОЙ (мысль троичная - синтетическая, творческая) позволяет России только сегодня обозначить себя как третий духовный материк и приступить к строительству совершенно новой жизни.

Тезис четвертый. Троица как научный метод
Современная научная мысль имеет двоичную структуру: ОБЪЕКТ - СУБЪЕКТ (теория - практика).
Объективное мировоззрение цивилизации было сформировано в древней Греции, ее основой стала логика Аристотеля, положившая начало научной теории (идея материи). Второй кардинальный переворот произошел в немецкой классической философии, когда научная мысль освободилась от объекта и центром стало понятие субъекта (идея движения), что получило выражение в диалектической логике Гегеля как субъективное миропонимание.

Русской религиозной философией разработан и сегодня реализован третий тип научной мысли - логика СИНТЕЗА объекта и субъекта, где синтез (идея действия) является самостоятельной и равноправной логической категорией. Синтез материи и движения создает уникальные возможности для логики синтетической (или творческой) - синтетического миродействия.
К понятиям научной теории и практики русскими добавляется понятие творимой (созидаемой) реальности.

Тезис пятый. Проявление Троицы в триадах
Мир Востока есть мир единичной (объективной) мысли, мир Запада есть мир двоичной (субъективной) мысли (диалектики), мир России, накопившей уникальный исторический опыт есть совершенно иной мир, который не был осознан как самостоятельное целое, потому что не было адекватной ему логики и метода - троичной (синтетической) мысли.

Приведем в традиционные научные пары понятий понятия третьи, синтетические. Таким образом, приведем список ТРИАД. Итак

1. (+) - (-) - (=)
2. Жизнь - Смерть - БЕССМЕРТИЕ
3. Пространство - Время - РЕАЛЬНОСТЬ
4. Тело - Дух - ДУША
5. Красота - Истина - ДОБРО
6. Материализм - Идеализм - РЕАЛИЗМ
7. Природа - Цивилизация - ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
8. Материя - Движение - ИНЕРЦИЯ
9. Масса - Скорость - ЭНЕРГИЯ
10. Жар - Холод - ТЕПЛО
11. Органическое - Искусственное - СИНТЕТИЧЕСКОЕ
12. Прошлое - Будущее - НАСТОЯЩЕЕ
13. Мировоззрение - Миропонимание - МИРОДЕЙСТВИЕ
14. Эстетика - Этика - ЭНЕРГЕТИКА
15. Чувственность - Мышление - ДЕЙСТВИЕ
16. Память - Внимание - ФАНТАЗИЯ
17. Ощущение - Чувство - КОНТАКТ
18. Власть - Общество - НАРОД
19. Сила - Закон - ЛИЧНОСТЬ
20. Восток - Запад - РОССИЯ.


ИСТОРИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ТРОИЦЫ (тезисы 6-9)

Тезис шестой. О триедином рассмотрении истории
Триединое рассмотрение истории человечества дает исчерпывающую триаду: жизнь (природа) - смерть (цивилизация) - бессмертие (человечество).
Жизнь. Человечество внутри природы, но несвободно от ее биологического круговорота.
Смерть. Человечество вне природы, в искусственном пространстве цивилизации.
Бессмертие. Человечество творчески синтезирует пространство (природу) и время (цивилизацию), создавая новую реальность.

ТРИ ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ ЦИВИЛИЗАЦИИ (тезисы 7-9)
или ТРИ СТАДИИ ФОРМЫ: знак, слово, символ

Тезис седьмой. ЗНАК. Египетская пирамида - колыбель цивилизации (рождение всемирного сознания и уход из природы)
Начало цивилизации - создание искусственного пространства внутри природы, способного сохранять свою автономию от ее естественного биологического круговорота. Египетская пирамида - первая искусственная ФОРМА (идея) цивилизации, а фараон (Сын Неба) - первый человек вне причинности природы. Идея ВЛАСТИ как право человека вмешиваться в естественный ход вещей от имени Космоса. Пирамида - начало ИСТОРИИ и ВРЕМЕНИ духовного СОЗНАНИЯ (общности людей в цивилизации).
Пирамида - конкретный (зримый) ЗНАК власти духа над материей природы и идея власти как внешнего (телесного) единства людей.

Тезис восьмой. СЛОВО. Библия - человечество вне природы (в цивилизации)
Бегство иудеев из-под власти земного Бога - фараона и их последующее 40-летнее странствие по пустыне создало новое сознание - свободное от чувственности - страха перед природой и земной властью. ЗНАК власти сменился СЛОВОМ (законом) Бога. Знак еще можно было чувствовать, слово уже нужно понимать. Так возникло первое сообщество понимающих - иудеев - своего рода всемирных жрецов -хранителей Истины цивилизации (сегодня такими жрецами являются профессионалы в различных сферах искусственной деятельности). Сознание человечества замкнулось - человек стал принадлежать Космосу. Библия - сотворение ИСКУССТВЕННОГО мира и человека - стала всемирным общественным договором существования в ЛОГИКЕ ДВИЖЕНИЯ (Истории). Библия заменила конкретное единство ВЛАСТИ (по Матери-Природе) абстрактным единством по духу (Отцу-Космосу). Из слова (закона) возникла идея ОБЩЕСТВА.

Библия (слово Бога) - абстрактный (невидимый) ЗАКОН ОБЩЕСТВА, его конституция или идея общества (внутреннего, духовного единства людей - единства в движении). Все исторические и ныне существующие законы есть производные от Библии

Тезис девятый. СИМВОЛ. Христос - идея народа (возращение цивилизации к природе)
Две идеи сегодня правят миром: на Востоке - идея ВЛАСТИ (владение природой) и на Западе - идея ОБЩЕСТВА (свободы от природы). Но сегодня из России выходит и становится всемирной идея третья - идея НАРОДА (синтеза с природой), которая доселе в неосознанном состоянии пребывала в России. Ее суть ясна из вышеприведенного: ранее богоизбранным был один человек (фараон) - идея власти, затем группа людей (сообщество иудеев) - идея общества, и, наконец, идея верховного избранничества, через жертву Христа, стала доступна каждому человеку - идея народа.

Христос на Голгофе подвергся избиению физическому - оскорблению силой римской власти и унижению словесному - попранию духовного достоинства личности иудейскими жрецами. Таким образом, личность была предана распятию - смерти физической и духовной, попрана дважды - ВЛАСТЬЮ И ОБЩЕСТВОМ. Но Христос своим воскрешением доказал, что личность сильнее жизни и смерти, ибо она служит людям и потому способна достичь БЕССМЕРТИЯ.

Для власти - человек есть биологическая особь природы, а их собрание - толпа (объединение качественное - положительное единство);
Для закона - человек есть механическая функция цивилизации, индивидуум, а их объединение - общество (объединение количественное - отрицательное, абстрактное единство);
Для личности - человек есть ЧЕЛОВЕК, творец, а объединение людей - союз творцов, созидательный коллектив, народ (объединение синтетическое как единство в любви).

Таким образом, мы можем замкнуть триединое рассмотрение истории внутри цивилизации и подвести итог трем всемирным идеям:
Египетская красота - идея власти (принцип силы), знак чувственности (конкретная форма);
Иудейская истина - идея общества (принцип закона), слово сообщения (абстрактная форма);
Русское добро - идея народа (принцип личности), символ действия (синтетическая форма).

ТРОИЦА И РОССИЯ (тезисы 10-12)

Тезис десятый. Святая Русь - страна Святого Духа (Троицы)
Осознание России как третьего духовного материка возникло не на пустом месте. Еще в 16-м веке монах - старец Филофей зафиксировал тот факт, что Россия (после внутреннего падения Рима и внешнего разрушения Константинополя) осталась единственной православной страной и потому страной Христа: "Это покой Мой на веки, здесь вселюсь; ибо Я возжелал его" (Псалом, 131, 14)"

Именно вера в Христа помогла России устоять перед двумя могущественными духовными державами - Востоком и Западом. Принцип личности (вера в человека) как принцип духовной обороны был противопоставлен чувственной силе Востока и рационалистическому закону Запада. И потому сами эти идеи придя в Россию были неузнаваемо синтезированы на русской почве: Московская Русь стала западным Востоком, а Петербургская Россия - восточным Западом, т.е. Россия противопоставила объединяющей власти Востока свою власть (через внешнее разделение), а разделяющему закону Запада свой закон (через внутреннее единение). Иными словами, единству людей в силе власти (биологическому) или устремлению закона (механическому) Россия противопоставила единство людей в общей жизни (творческое).

Но третье начало - творческое - раскрывается только сейчас, когда Россия уже явила в своей истории силу материальную (Московская Русь), и силу духовную (Петербургская Россия и СССР), т.е. силу владения и силу устремления единства людей. И сегодня Россия переходит к третьему этапу своей истории - творческому, который одновременно является новым этапом в истории человечества.

Историческое название России как Руси Святой ясно просматривается в ее истории: синтетическое единство людей в личности есть единство Святого Духа, который есть Дух кроткий, как единство внутри царства Христа. Именно это единство есть та новая созидательная и творческая, поистине энергетическая сила, которую Россия явит всему остальному миру. Эта сила - народ, эта сила - люди, которым дана будет полная свобода творчества своей новой жизни (одновременно и общей как на Востоке, и индивидуальной как на Западе).

Тезис одиннадцатый. СССР как конец западной идеологии и преддверие новой России
Советский Союз - завершение истории существования России в общем духовном пространстве западного Закона, начатого энергичным порывом в Европу Петра Великого. Россия сменила идею власти (силы) на идею общества (закона). Именно Петр лишил русскую власть ее самодержавности, богоизбранности. Русский царь стал одним из владык Европы, стал внутри страны ЛИДЕРОМ общества, что позднее привело к падению дома Романовых в 1917-м году и возникновению СССР - совершенно нового СОЦИАЛЬНОГО ЗАКОНА. В России как народной стране закон стал социальным, а народ - СОЦИУМОМ (советским обществом). Иными словами, Россия стала НАЦИЕЙ.

СССР явил всему миру духовную силу единства людей в ОБЩЕМ ДЕЛЕ. Испытания, которые пришлось выдержать системе за 70 с лишним лет советской власти поражают: гражданская война, интервенция, разруха, развитие индустрии, Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства, ядерное противостояние и прорыв в Космос, гонка вооружений потребовали напряжения всех сил нации. Система развалилась в мирные годы так называемого развитого социализма, когда не стало военного противостояния и этого поистине нечеловеческого напряжения, на котором она держалась. Система одержала победу и именно ее-то она и не выдержала.

В полной мере оправдались пророческие слова Достоевского о том, что Россия живет не для себя, а для одной только Европы. Россия приняла на себя все порожденные на Западе духовные явления искусственного существования людей вне природы и разрешила их. Без СССР Запад и современный мир не имели бы сегодняшнего благополучия и спокойствия. СССР было средством разрешения западных и потому мировых противоречий.

Россия отказалась от национального существования в Законе и сбросила воинские доспехи СССР, ибо это не ее путь. Это и есть ответ России на цель и смысл западного существования: через СССР Россия довела западный принцип закона до его реализации и показала, что он не может быть ПРИНЦИПОМ ТВОРЧЕСКОЙ народной жизни. Закон - это общественный принцип и он противоречит принципу народному - творческому и потому - всемирному и человеческому, объединяющему народы и Востока, и Запада, и России.

Но все эти три всемирные идеи: власти (силы), общества (закона) и народа (личности) не существуют друг без друга и являются единым процессом внутреннего развития ИСТОРИИ или ВРЕМЕНИ цивилизации. Любое национальное явление в цивилизации является всемирным и сегодня эта честь выпала России - открыть новую ЭРУ ОБЩЕГО ДЕЛА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Тезис двенадцатый, и последний.  Национальный продукт России: творчество!
Идеология - это существование в Законе и законе отрицающем свободу личности! Идеология (Закон) - это существование в искусственном пространстве цивилизации, вне природы и для России она неприменима! Запад столетиями создавал свою внутреннюю искусственную сферу - свое юридическое и экономическое пространство, которое губительно для всего естественного, живого, непосредственно вышедшего из природы. Закон есть пространство деформации, в котором нет понятия личности, нет понятия творчества. Любой человек - индивидуум, любая деятельность - стандартна (профессиональна).

Интеллигенция (общество), которая ставит во главу угла мысль и главной своей функцией считает мышление, а вершиной деятельности безответственный профессионализм - несамостоятельна! Она неспособна ни изменить мир, ни привнести в него так необходимые миру добро и теплоту человеческой души! Мы сегодня все устали от профессионализма, заполнившего мир и почему-то бессильного предохранить нас от катастроф и трагедий, и идеологии равнодушного отношения друг к другу. Время холодных профессионалов - это время убийц! Человек - не шестеренка, не механизм и не орудие производства чего-либо, за что ему обеспечена высокая денежная плата. Общественный этап в истории цивилизации себя изжил и уступает место новому - народному, творческому, синтетическому! Отныне не человек для закона (идеологии), а закон (идеология) для человека! ЗАКОН СТАНОВИТСЯ УПРАВЛЯЕМЫМ И УПРАВЛЯЕМЫМ ЧЕЛОВЕКОМ (ЛИЧНОСТЬЮ)! Принцип личности - это не силовое принуждение Власти или логическое убеждение Закона, а СЛУЖЕНИЕ человека людям, общая жизнь со всем народом и со всем человечеством (принцип Христа)!

Цивилизация СЛОВА (Закона) отделила общество (интеллигенцию) от народа, а народ от земли, сделав его искусственным (идеологическим) народом (особенно это заметно в истории СССР). Русское государство (Закон) должно вернуться к народу и к земле.
Сохраняя свои политические и экономические обязательства перед всем миром Россия должна внести в него совершенно новое содержание на новых началах всемирной гармонии человечества. Весь мир - одна семья! - этот тезис близок душе русского человека.

Внутри России необходимо создать АТМОСФЕРУ ТЕПЛА И УВАЖЕНИЯ к каждому человеку, пробуждения народного творчества и активности, поддержки любых инициатив. Народное самоуправление и принцип личности, выбранной народом и лично ответственной перед людьми должен стать ведущим принципом организации жизни государства. Логика безответственной ВЫГОДЫ должна уступить место логике СОГЛАСИЯ и ГАРМОНИИ, которые будут достигнуты только тогда, когда Россия станет действительно народной страной. Понятие народного государства немыслимо без корневого решения земельного вопроса и Россия должна не утрачивая силы своей национальной промышленности, крепче корнями врасти в родную мать-землицу.

Народное государство - это государство творческое, синтез как метод мышления и действия есть метод творческий и гармоничный, в его основе доверие и уважение к личности каждого человека. Каждый человек есть творец, и именно творчество русских людей способно вывести Россию из идеологического тупика и поднять на новый уровень мирового лидера.

Россия - это мы должны помнить всегда: сильна единством народа! Тем историческим православным единством в Христе, которое нам так тяжело досталось и за которое мы так дорого заплатили. Призыв России к себе и ко всему миру: БЕРЕГИТЕ ЛЮДЕЙ!
 
 

1 октября 1997 г.
Выборг, Санкт-Петербург

 
 
 
 
 


Сайт создан в системе uCoz