СИНТЕЗИС №2
ПЯТНАДЦАТЬ ТЕЗИСОВ ОБ ИДЕОЛОГИИ
 
“Мы должны научиться думать
по-новому,
Помните о вашей
принадлежности к роду человеческому и
забудьте об остальном.
Если вам это удастся, то перед
вами откроется путь
в новый рай.
Если не удастся, вы окажетесь
на пороге всеобщей гибели”
(“Манифест Рассела - Эйнштейна”, 1955 г.*)
(* ПРИМЕЧАНИЕ: Манифест Рассела-Эйнштейна был объявлен 9 июля 1955 г. в Лондоне. Подписанты: Бертран Рассел, Альберт Эйнштейн, Макс Борн, Перси Бриджмен, Леопольд Инфельд, Фредерик Жолио-Кюри, Герман Мюллер, Лайнус Полинг, Сесил Пауэр, Хидэки Юкава, Джозеф Ротблат).

“Искусственному замкнутость нужна.
Природному вселенная тесна”
(Гете. “Фауст”, в пер. Б.Пастернака)
 

Тезис первый. Что такое идеология?
Всемирная история человечества знает два этапа существования: внутри природы (центростремительный, который завершился в Древнем Египте рождением ИДЕИ цивилизации - идеи БЕССМЕРТИЯ) и вне природы - внутри цивилизации (центробежный, который продолжается и поныне) - это ИДЕОЛОГИЯ объединения человечества в единый род (в борьбе со смертью). С завершением библейского этапа (достижения внутриродового единства) начнется третий этап - централизации планетарного единства человечества с природой.

Тезис второй. История идеологии
есть три последовательные родовые тенденции человечества внутри формы цивилизации (как глобально центробежной): освобождения от природы (центростремительная в центробежной - идея ВЛАСТИ), существования вне природы (центробежная в центробежной - идея ЗАКОНА) и союза с природой (централизация в центробежной - идея ЛИЧНОСТИ).

Тезис третий. Теория идеологии
есть три способа внутриродового восприятия действительности: вера в единичность мира (материализм), вера в множественность мира (идеализм)** и вера в единство мира (реализм).  Соответственно существуют три логики познания: формальная логика ЦЕЛОГО (утверждение: целое и его части как целые) - принцип классификации, диалектическая логика ЧАСТИ (отрицание: часть и ее части как разделенные) - принцип систематизации и синтетическая логика ЕДИНОГО (согласование целого и части: единое и его части как единые, т.е. живые) - принцип гармонии.
(** ПРИМЕЧАНИЕ: Множественное познается через двоичное, т.е. процесс РАЗДЕЛЕНИЯ)

Тезис четвертый. Практика идеологии
допускает три родовые реальности внутри цивилизации: природную (Восток) - сельская (внешняя) как объединение людей в общей жизни в материи природы, искусственную (Запад) - городская (внутренняя) как дифференциация людей в общем движении (производстве) вне природы и социальную (Россия) - земская (региональная) как синтез сельского и городского производства в единый цикл жизни (достижение единства людей в общем действии) в союзе с природой.

Тезис пятый. Кризис идеологии
Человечество переживает планетарный кризис оторванности производства от природы (движения Запада от материи Востока). Произошла поляризация мира на две системы: природную (единичные государства в общем пространстве - принцип власти) и техногенную (государства как нации в общем движении экономики - принцип закона). Разделенность природы и цивилизации в человечестве, чувственности и мышления в отдельном человеке достигают сегодня своей высшей точки, а скорость технологии внутри экономики Запада (центробежное в центробежном) обнажает неуправляемость происходящих техногенных процессов и их угрозу существованию природы и жизни человечества.

Тезис шестой. Конец истории? (Ответ Фрэнсису Фукуяме)
Интеллектуальным лидером цивилизации оказался японец Фрэнсис Фукуяма, опубликовавший летом 1989 года в американском журнале “Нэншл интерест” статью “Конец истории?”, которая получила всемирную известность, и, в частности, принципиально была воспринята в России.
Тезис был обозначен Фукуямой на основании гегелевской философии и ее формулы “отрицания отрицания”: “И это именно гегелевская идея - а не собственно марксистская - овладеть естественной средой и преобразовать ее с помощью науки и техники” и далее “Гегель полагал, что в некий абсолютный момент история достигает кульминации - в тот момент, когда побеждает окончательная, разумная форма общества и государства”.

Но Гегель произошел от Канта и его понимание государства и группы государств есть отрицательное (частный случай кантовской философии - ноуменальное как отказ от феноменального): как индивида и группы индивидов (иерархии), которая тоже есть отрицающий индивид. Кант же, будучи первым реалистом (его называли дуалистом), понимал государство как личность, а союз государств как союз личностей.***
(*** ПРИМЕЧАНИЕ: Приведу иллюстрирующую цитату: "Так, Кант предлагал создать союз правителей в задачу которого входило бы улаживать споры между государствами, и Священный союз имел намерение стать чем-то вроде подобного института. Однако государство - это индивид, а в индивидуальности существенно отрицание. Поэтому если известное число государств и сольется в одну семью, то этот союз в качестве индивидуальности должен будет сотворить противоположность и породить врага" (Гегель. Философия права. Прибавление к параграфу 324). Это - образец абстрактного (сегодняшнего) мышления цивилизации, как построенного на отрицании (или, если точнее, отрицании отрицания).

Таким образом, “конец истории” есть на самом деле конец двоичного этапа (центробежного в центробежном, т.е. определенного типа мышления - диалектического), а на арене всемирной истории появляется новая форма проявления активности человечества синтетическое мышление и новый тип государства - государство-личность, и единого союза государств как личностей! Т.е. ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ и взамен предсказанного Апокалипсиса (духовного тупика) человечество обретает концепцию оптимизма - творческого преображения мира (Завета третьего - творимого завета Святого Духа)!

Тезис седьмой. Критика идеологии
есть критика социальная как внутриродовой разобщенности человечества и разделенности его внешнего существования с природой (внутри цивилизации). Цивилизация имеет родовой признак - ЧАСТЬ и внутри ее все часть (иерархия, средство), в том числе и природа, и человечество (социум). МАТЕРИЯ есть собирательное понятие единичного (внешнее единство), ДВИЖЕНИЕ - множественного (внутреннее единство), точно также ДЕЙСТВИЕ - собирательное понятие единого (синтетическое или живое единство), которое обнажает суть происходящих процессов как РОДОВЫХ, т.е. последовательная внутриродовая дифференциация материи природы (мировоззрение), движения цивилизации (миропонимание) и действия человечества (миродействие). Таким образом, ЗЛО ЕСТЬ РАЗДЕЛЕНИЕ (т.е. средство для синтеза). Отсюда новое сознание и новый метод личности: критика (синтетическое мышление) есть процесс преодоления разделенности идей (мыслей) в обществе, а действие - общенародный процесс преодоления разобщенности людей.

Тезис восьмой. Идеология и Россия
Россия исторически пережила духовную экспансию обоих материков - соседей. Центростремительной власти Востока и центробежному закону Запада был противопоставлен принцип личности (вера в человека), выраженный в религиозном символе веры - Троице неслиянной и нераздельной. Внешней власти Востока была противопоставлена своя власть (Московская Русь как западный Восток), а внутреннему закону Запада - свой закон (Петербургская Россия и СССР как восточный Запад). Т.е. до осознания своего метода гармонии Россия противопоставляла Востоку Запад (целому - часть), а Западу - Восток (части - целое), т.е. слиянию - разделение, а разделению - слияние.

Глобализация мировой экономики привела к тому, что Запад осуществил духовную экспансию на отдельные регионы Востока, по существу сделав мир единым экономическим целым. После развала СССР центробежные процессы обозначились как неудержимые, что и вызвало тезис о конце истории. Именно идеологический тупик цивилизации привел к открытию метода гармонии Троицы**** (вера в единство мира) как синтез ЦЕЛОГО и ЧАСТИ в гармонию ЕДИНОГО, а России как самостоятельного духовного материка (социального), синтезирующего материю Востока и движение Запада в действие РОДА.
На историческую арену цивилизации вышли процессы родовой ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ.
(****ПРИМЕЧАНИЕ: Подробнее об этом см. в кн. Константин Черепанов "Синтезис о русской идее" (Авторское издание), СПб, 1998 г., 116 с.)

Тезис девятый. СССР как высшая (социальная) форма западного закона
Прорубив “окно в Европу”, Петр Великий ввел Россию в духовное пространство западного Закона (центробежное), что, во-первых, лишило русскую власть восточной самодержавности, а, во-вторых, положило начало процессу, который в конце концов привел к гибели монархии Николая I I и образованию СССР - совершенно нового и высшего типа западного закона - его социальной формы. Так Россия нашла свою национальную идею и стала нацией, т.е. страной городского типа (в движении), что привело к планомерной индустриализации страны и к оттоку населения в города.
Это подтверждается и в теории: марксистская философия и философия специфически советская есть материалистическое понимание гегелевской диалектики. Метод восхождения от абстрактного к конкретному есть реализация (материализация) идеи на практике (внутри техногенной сферы): общественно-индивидуальной (Маркс), общественно-социальной (СССР).
Противопоставив разделяющему закону Запада общее единство власти Востока Россия получила уникальный абстрактный гибрид - ОБЩЕЕ (Восток) ДВИЖЕНИЕ (Запад), что было названо демократическим централизмом.

Положительный опыт СССР в том, что была сделана уникальная попытка родового управления центробежными процессами, создано социальное (родовое) государство, отрицательный - что это социальное единство людей не может быть средством ни для внешнего принуждения (Восток) как отрицания природы, ни для внутреннего (Запад) - как отрицания рода (т.е. других людей). Так впервые процессы родовой централизации вышли на поверхность. Поэтому отрицание (непонимание) опыта СССР есть шаг назад.
Таким образом, очевидно, что нерв мировых перемен проходит в России!

Тезис десятый. Сегодняшний день России
Распад СССР привел к идеологической растерянности российского общества, которое оказалось в центробежном пространстве Запада перед выбором из двух зол: политика или экономика (закон или право). Первое (взгляд назад - к опыту истории) - попытка найти себя как единичность (т.е. национальную идею и стать нацией - повторение уже пройденного СССР) - временное замедление процессов распада, второе (взгляд вперед - к опыту логики) - ускорение центробежности, дальнейшая утрата государственности, открытие экономических границ, что обеспечило бы временный всплеск процветания и в дальнейшем полное растворение автономии России. Ни коммунисты (государственники), ни демократы (экономисты) не способны вывести страну из кризиса, так как, в принципе, представляют собой однородное явление внутри Запада: коммунисты замедляют процессы распада, что в дальнейшем приводит к резкому краху государственности, демократы - ускоряют, что делает эти процессы органичными и безнадежными (лидерами в сфере экономики стать невозможно, ибо Запад исторически обречен, как уже сложившаяся и внутренне исчерпавшая себя социальная система). Синтез в этой сфере уже невозможен.

На самом деле кризис еще глобальнее: Восток или Запад (сила или закон). Но существование в центростремительной тенденции Востока (Московская Русь) и центробежной тенденции Запада (Петербургская Россия и СССР) остались в историческом прошлом. Россия перестала быть нацией и оказалась духовно беззащитной, раздираемая на части притяжением двух мощных материков. Обе существующие формы (природная и техногенная) не дают России возможности обрести духовную опору: либо быть единичной (Восток), но отстать в развитии; либо вместе со всеми (Запад), но войти в иерархию и утратить самоценность. С другой стороны, очевидны признаки мирового идеологического кризиса: технологическая отсталость природного Востока и логический тупик техногенного Запада.

Открытие своего метода духовной практики - логики гармонии Троицы позволяет России осознать себя как третий духовный материк и обозначить выход из кризиса цивилизации: родовое единство человечества в общем деле. Если СССР было государством западного типа (общественным) - общее ДВИЖЕНИЕ, то Россия через принцип личности выводит на арену мировой истории новую форму социального единства - государство-личность - народное, как единство в общем ДЕЙСТВИИ, добавляя к двум доныне существовавшим реальностям: природной и техногенной реальность третью - социальную!

Тезис одиннадцатый. О русском государстве
Власть Востока единична, но не разделена (внешняя форма), тогда как власть Запада разделена, но не единична (внутренняя форма). Соответственно, Россия должна достигнуть синтеза единичности (целостности внешнего) и множества (разделенности внутреннего), т.е. сохраняя внешнюю целостность (материальную самодостаточность власти), обрести способность к внутренней дифференциации (функциональному единству движения общества).

Столкновение этих двух государственных форм (Востока и Запада) в России привело к вопиющему противоречию в конструкции государственной машины. С одной стороны, заложен принцип закона (множества) - парламент (Дума), а с другой - принцип президентской власти (единичности), т.е. налицо две выборные и потому политические ветви власти. Две политические ветви власти, как это несложно понять, означает ДВОЕВЛАСТИЕ. А двоевластие в свою очередь означает отсутствие власти (политической воли) и государства (инструмента для осуществления этой воли). Таким образом, Россия имеет государство, в конструкции которого заложено политическое противоречие (между внешним и внутренним), что и привело к систематическим государственным кризисам (борьбе за власть) в 1991 и 1993 годах и к неоднократной смене правительства. Сегодня это противостояние двух ветвей власти довело Россию до полного паралича государственной машины.

Корень проблемы в понимании фигуры президента: либо это самодержец (Восток), либо функция управления (Запад), либо личность, избранная народом (Россия). Попытка централизовать фигуру президента, сделать его более, чем функцией, привела к президентской конституции, в которой роль президента стала более централизованной, чем в западных государствах, где президент есть по сути дела глава исполнительной власти. Принцип разделения властей есть принцип организации общественной жизни (городской, техногенной), на основе закона, где все ветви власти, включая и фигуру президента, понимаются функционально: как части машины закона со своими функциями. Их единство обеспечено механически. Централизация фигуры президента, предпринятая в России, привела к нарушению принципа механического единства, но в то же время оказалась полумерой: президентская власть не была до конца централизована, то есть выделена из государственной машины на основе принципа личности. Закон есть принцип организации общественной жизни (государство интеллигенции, занятой функционально-профессиональной деятельностью), личность есть принцип организации народной жизни. Таким образом, очевидно, что Россия сегодня уже не является ни городской страной (принцип закона, как в СССР), ни тем более сельской (принцип власти), и уж тем более не является до сегодняшнего дня народной (принцип личности).

Вывод очевиден, для того чтобы России стать народной страной, необходимо: отказаться от принципа закона и перейти к принципу личности. На практике это означает лишение Думы (парламента) политической силы и передача всей полноты власти личности президента, окончательно выделив его из структуры государственной машины. Таким образом, две взаимоисключающие тенденции: власть (центростремительная) и закон (центробежная) оказываются уравновешены, а принцип личности (централизация) позволяет в зависимости от потребностей народа сознательно управлять ими, достигая гармонии и единства жизни. Если некогда общество поставило власть себе на службу, то сегодня народ должен поставить власть и общество в мирное сотрудничество на благо народа.

Именно с обозначением принципа личности Россия обретает свой тип государства как народного государства-личности, перестает быть ОБЩЕСТВЕННОЙ страной и становится страной НАРОДНОЙ, достигая ЕДИНСТВА государственной власти в гармоничном синтезе всех трех принципов.

Тезис двенадцатый. Россия: синтетическая (народная) идеология
Синтетический принцип личности есть все же - формальный принцип*****, ибо существует внутри формы (цивилизации), т.е. как троичное (Восток как выражение природы, Запад как цивилизация, Россия как человечество) в двоичном (цивилизация вне природы). Принцип личности берет свое начало от личности Иисуса Христа и исторически означает существование общины без Христа - т.е. принцип организации внутренней родовой жизни на основе выборности главы. В этом понимании личность есть понятие формальное - идея СЛУЖЕНИЯ общине (народу). В случае несоответствия личности своим обязанностям община избирает себе другого - но не лидера, а именно личность. Ибо лидер есть понятие общественное (общины, находящейся в движении), а личность - понятие народное (общины, находящейся в действии).
(*****Примечание: Чисто философски принцип личности как синтетическое мышление есть то, что Кант назвал способностью суждения, т.е. умение мыслить особенное как подчиненное общему. (См. И.Кант. Критика способности суждения). Иными словами, это третья или синтетическая форма обобщения: конкретное обобщение - часть как целое, абстрактное - часть как часть, синтетическое - часть как целое и часть. Или, если сказать проще: часть как принадлежность старого (история) - часть сама по себе (логика) и часть как новое).

В этом плане очевидно, что синтетическая идеология (принцип личности и вера в единство мира) есть религия построения организованной жизни (родовой быт). В этом главная особенность православия, что организация жизни - ДВИЖЕНИЕ ЖИЗНИ есть родовое ДЕЙСТВИЕ цивилизации. И здесь Россия осуществляет синтез конкретной идеологии Востока (как естественной ЖИЗНИ в материи природы) и абстрактной идеологии Запада (как организации искусственного ДВИЖЕНИЯ вне материи природы). ДВИЖЕНИЕ ЖИЗНИ - не просто жизнь, а нацеленная! - организация быта как родового процесса в борьбе со смертью (внутриродовой разделенностью людей и человечества с природой) за БЕССМЕРТИЕ всего человечества. Именно родовое понимание хода всемирной цивилизации явил миру русский философ Николай Федоров, низкий ему поклон, когда выдвинул идею воскрешения всех живших на земле людей. С этой идеей можно соглашаться, можно не соглашаться, но нельзя не признать, что в ней явлено новое миропонимание и именно РУССКОЕ родовое миропонимание как единства всех людей человечества. И Россия в этом плане есть не нация, и собственно не государство, а третий духовный материк - предвестие будущего всемирного человечества.

Русская философия, философское значение которой многими, ничтоже сумняшеся, отрицается, есть русская религиозная философия как синтетическая идеология родового процесса******, есть явление цельное, где каждый из философов по-своему отразил ту или иную сторону внутреннего единства рода: достаточно указать на “Философию хозяйства” Булгакова или “Смысл творчества” Бердяева, не говоря уже о других многочисленных примерах.
(******ПРИМЕЧАНИЕ: Приведу весьма и весьма выразительное высказывание русского философа: "Синтетическое зрение, необходимое, чтобы видеть целость даже такого сравнительно простого предмета, как живое человеческое лицо, слабо развито у нас. Еще менее развито оно в отношении к предметам высшего порядка, таким как Народ, Нация, Человечество. Для нашего трехмерного ума идея человека есть только общее понятие, только класс, и наш трехмерный глаз видит лишь разрозненные экземпляры этого класса. Между тем Человек, как идея, есть живое целое, в котором отдельные люди суть органы. Это - "Небесный человек", как он дан в религиозном созерцании мистиков, "Тело Христово"..." (Н. Лосский. Идея конкретности в русской философии.)

Объединение всех людей в ОБЩЕМ ДЕЛЕ (достижение внутриродового единства) - вновь являя синтез ОБЩЕГО (Восток) и ДЕЛА (Запад), заканчивает центробежную тенденцию цивилизации (существование вне природы) и являет собой начало нового процесса - достижения космического единства человечества и природы - земля становится единым целым - планетой в нашей вселенной. Это и есть прорыв родового кокона идеологии, осуществление заветной мечты всего человечества - достижение БЕССМЕРТИЯ!

Тезис тринадцатый. Главный вывод: государство-личность и союз государств!
Явление России как третьего духовного материка ясно и зримо открывает единство мировой истории как внутриродовой истории человечества! Становится очевидно, что центробежные процессы есть следствие более ранних центростремительных, точно также совершенно естественными и логичными становятся процессы централизации.

Идея владения материей природы (Восток) и идея управления движением вне природы (Запад) сменяются идеей служения действием (Россия). Т.е. это три последовательные духовные формы существования человечества внутри цивилизации: природная (центростремительная), искусственная (центробежная) и социальная (централизация), которые приводят к родовому единству человечества внутри библейской цивилизации. Таким образом, цивилизация оказывается временем его глобального существования вне природы. Этот центробежный процесс должен завершиться победой над смертью (разрывом родового кокона) - достижением родового БЕССМЕРТИЯ и явлением НОВОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Сегодня мы, как никогда ранее, осознали, что ни власть (внешняя форма), ни закон (внутренняя форма) не знают ни человека, ни народа. Восток (принцип внешнего духовного принуждения) знает этносы, образующие свое пространство и форму его защиты - государство, где единство людей - толпа особей, а глава - чувственный вожак; Запад (принцип внутреннего духовного убеждения) знает нации, сосуществующие в искусственном ремесленном и профессиональном производстве во времени, где единство людей - общество мыслящих (производящих) индивидов, а их глава - общественный лидер. Только сегодня становится возможным создать новое социальное единство - народов, главами которых становятся личности - люди, способные синтезировать чувственность и мышление в действие на благо людей! В этом новом, народном единстве, каждый человек есть личность, и каждое единство людей тоже есть личность, сосуществующие друг с другом в равноправном контакте и совместном творчестве, во взаимном служении!

Принцип личности не отрицает власть и закон, а, наоборот, синтезирует их непримиримую противоположность, внося управление центростремительным и центробежным процессами, регулируя их централизованное движение в интересах рода. Внешне это может выглядеть как планетарное единство трех духовных материков, а внутренне как родовое единство всего человечества в деятельности единого мирового хозяйства. Восток породил ВОЛЮ человечества (личность властителя), Запад создал МЕХАНИЗМ для осуществления этой воли (государство как единство воль), Россия, синтезируя волю и механизм, начинает родовое ДЕЙСТВИЕ по достижению БЕССМЕРТИЯ.

Восток - тело мира (внешнее единство власти - духовный материк чувствующих), Запад - ум мира (внутреннее единство общества - духовный материк мыслящих), Россия - сердце мира (синтез внешнего и внутреннего единства - живое единство действующих)! Централизация есть созидание: “Наш дом - Россия!” - лозунг русского народа и “Наш дом - Земля!” - лозунг всего человечества, в том числе и России, ибо именно в России сегодня начинается строительство нашего общего дома человечества!

Тезис четырнадцатый. Некоторые выводы о переходе от общественного государства к народному.

1. ОБ ОСНОВНОЙ ПРОБЛЕМЕ НА ИСХОДЕ ХХ ВЕКА:
Самый сильный вред, который мы наносим природе и самим себе- это разделение людей между собой. Человечество должно действовать согласованно.
Общество (профессиональный принцип) неспособно выйти из логического тупика, ибо абстрактное мышление есть мышление отрицающее целостность (функциональное как познание внутренней связи частей процесса), т.е. вне ЦЕЛОГО (вне природы, внутреннее как отрицание внешнего). Поэтому профессионалы убежденно отрицают само понятие ГАРМОНИИ, ибо оно недостижимо для абстрактного (количественного) мышления, которое способно устранять противоречие только созданием нового, ещё более глобального противоречия.
Все проблемы в ХХI в. будут наваливаться на человечество одновременно и решать их профессионально (поочередно, методом разделения) будет невозможно - только комплексно. Уже отсюда очевидно, что нужно новое мышление - синтетическое (т.е. способное быть одновременно и целостным - внешним, и частичным - внутренним).

2. О НОВОМ МЕТОДЕ ТРОИЦЫ
Последовательное рассмотрение внешнего ЦЕЛОГО (истории единичного), обнаружение и познание его внутреннего противоречия - в разделенности ЧАСТЕЙ процесса (логики двоичности, множественности) и ее синтетическое (творческое) преодоление (синтез в третье качество - ЕДИНСТВО). Эти три этапа последовательно выражены в трех идеологиях, трех формах мысли (логики) и в трех формах знака:

2.1. Три идеологии (родовые формы):
Конкретная - в природной реальности (ЦЕЛОЕ как объект - взятый сам по себе), абстрактная - в искусственной (ЧАСТЬ как субъект - в связи с другими), синтетическая - в социальной (ЕДИНОЕ как синтез - в единстве гармонии).

2.2. Три формы мысли: метод Востока - конкретная мысль (зримая), Запада - абстрактная (незримая), России - синтетическая (зримая и незримая одновременно).

3.3. Три формы знака: ЗНАК (связь материальных объектов, т.е. форм материи) - внешняя форма, исторически выводимая из природного объекта (Восток, род как ТЕЛО), СЛОВО (связь идеальных субъектов, т.е. форм движения) - внутренняя (логическая) форма вне природного объекта (т.е. формальная форма - Запад, род как ОРГАНИЗМ), СИМВОЛ (связь материальных объектов и идеальных субъектов, т.е. форм действий) - синтетическая форма как синтез внешнего и внутреннего, выраженная в личности (Россия, род как ЧЕЛОВЕК).

3. О ГОСУДАРСТВЕ:
3.1. В диалоге с человеком государство само должно стать человеком и говорить с ним как личность с личностью.

3.2. Принцип личности рассматривает внутреннее единство страны как социальное единство людей, где каждая часть государства, являясь личностью (и имея во главе государства всенародно избранную личность), в то же время есть самостоятельная социальная единица (принцип Востока), состоящая в связи с другими (принцип Запада) в общем действии (гармонии единства личностей - принцип России).

3.3. Принцип личности - это синтетическая связка частей в единое целое, где каждая часть самоценна и в то же время участвует в общем целом, и без него не звучит. Т.е. личностью оказывается каждая часть, от главной до мельчайшей. Государство - личность (не целое, и не часть) и состоит из личностей, и само является личностью и находится в союзе с природой, которая также рассматривается как личность. Это и есть принцип гармонии.

3.4. Синтез людей в единый род есть процесс дифференциации социума в коллектив (союз личностей) - т.е. каждая личность единства (как социальное действие) распадается на ряд других личностей (дифференциация по действию), становясь творцом своего дела, соединяясь с другими творцами не аналитически, а синтетически в общей жизнедеятельности!

3.5. Гармоническое единство позволяет совершить новый прорыв в творчестве, ибо повышает творческую и трудовую мотивацию людей, их раскованность: каждое лицо единства, каждый человек, являясь личностью, выступает, с одной стороны, как отдельное свободное лицо, а с другой, в единстве с другими.

3.6. Замена принципа разделения властей принципом их гармоничного единства в личности позволяет четко разделить сферы ответственности: власть отвечает за природные (материальные) ресурсы, общество (закон) за функционирование системы (технология, профессионализм), президент - за социум (жизнь народа).

3.7. Соответственно, законодательная власть (парламент, Дума) должна быть введена в конструкцию государственной машины, что означает лишение ее в народном государстве политической силы. Это позволяет вывести парламент из борьбы за власть и полностью посвятить его основной функции - мышлению как производству законов (т.е. созданию механизмов производства).

3.8. Во внешнем мире синтетическое единство России выступает как обеспечение всем государством юридической и экономической ответственности за действия каждой своей части и государства в целом!

3.9. Появление социальной реальности не отменяет природную и искусственную (техногенную), а гармонично синтезирует их в единое целое, и, более того, без них невозможно.

3.10. Принцип личности (социальной дифференциации), создавая социальную реальность государства, обеспечивает его внутреннюю автономность, при сохранении внешней открытости и включенности в мировой экономический (хозяйственный) процесс.

4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Рассмотрение государства как социального единства людей, первоочередное внимание к социальным проблемам и стремление к их гармоничному решению (замена общественной формы государства на народную, где не народ - средство для закона, а закон - средство для народа) позволяет:

4.1. Заменить принцип персональной ответственности перед законом (обществом) принципом личной ответственности перед людьми (народом), а экономический (общественный) принцип выгоды (нравственно то, что выгодно) - социальным (народным) принципом чести (нравственно то, что делается для людей).

4.2. Сделать экономику нравственной - т.е. управляемой. (Экономика понимается как преддверие хозяйства). Переход экономики (принципиально неуправляемой, рыночной - конец наций как экономических частей неуправляемой мировой экономики) в согласованное хозяйство (управляемое).

4.3. Ввести в состав парламента (Думы) не политиков, а истинных профессионалов с созданием профессиональных фракций: философов, психологов, социологов, писателей, журналистов, фермеров и т.д., т.е. людей, знающих жизнь и все ее формы профессионально.

4.4. В корне решить проблему преступности, в основе которой социальное отрицание одной группы людей другими (идеология отрицания).

4.5. Избавиться от коррупции, ибо передача политической власти одному (и то - выборному) лицу, лишает чиновников и бюрократию власти, а создание социального пространства - бесконтрольности управленческих действий, возникающего вследствие разрыва общества с народом.

4.6. Создать эффективное и недорогое государство, которое содержится на средства от отчислений из земств.

4.7. Осуществить развитие института судебной власти на основе принципа личности.

4.8. Развить ведущий принцип гармонии во всех сферах жизни народного государства, достигнув творческого согласования форм власти и закона, тем самым став социально творимой страной!

5. О РУССКОМ ЗЕМСТВЕ
5.1. Сегодня Россия освобождена (по сравнению с СССР) от идеологии противостояния (т.е. от отрицания!) и будучи также освобождена от экономического напряжения Запада, может посвятить себя ХОЗЯЙСТВУ.

5.2. Земство - социальное пространство: единство природы (село) и технологии (город). Село - единый цикл природы, город - единый цикл технологии, земство - единый цикл жизни.

5.3. Русское государство - синтетическое (т.е. земское). Земства - структурные центры народной жизни. Внутри - не экономические отношения, а человеческие, деятельные, инициативные, т.е. принцип ЧЕСТИ.

5.4. Региональная (земская) дифференциация России позволяет совместить в единое социальное целое сельское и городское производство, а также регионы в их совместном государственном производстве с использованием единой для страны государственной инфраструктуры: энергосистема, связь, транспорт и т.д.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Труд совместный и творческий позволяет чрезвычайно повысить мотивацию людей, раскрыть энергетический внутренний потенциал всего мирового человечества, обеспечив достойное начало третьего тысячелетия!

Тезис пятнадцатый, и последний. Время России!
Сегодня мы можем сказать, что “они были правы!”. Они - это те, кто верил в Россию и её предназначение во всемирной истории человечества. Это, безусловно, монах - старец Филофей, выдвинувший идею о Москве - третьем Риме, как о последнем, оставшемся на земле, после падения Рима и Константинополя, православном царстве: “...два Рима падоша ...третий стоит, а четвертому не быти”. Это - русский поэт Федор Тютчев, пророчески и гениально сказавший:

“Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
Действительно, Россию невозможно постичь на основании только опыта истории или логически вычислить умом. Необходимо нечто большее, нежели знание или интеллект, необходима вера в Россию, вера в её людей и просто вера в человека: в самого ли себя или в другого. Именно в этом была та непостижимая сила России, которая помогла ей выстоять в истории и в час мирового кризиса выйти с верой в творческое преображение мира.

Именно вера явилась движущим мотивом жизни русского человека - графа Уварова, выдвинувшего формулу русской идеи: “Самодержавие. Православие. Народность” и поставившего себе задачу, достойную каждого русского человека: “Укрепить отечество на твердых основаниях, на коих зиждется благоденствие, сила и жизнь народов; найти начала, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие”.

Сегодня формула, данная Уваровым, понимается очень просто: самодержавие - принцип внешней территориальной целостности России, православие - принцип внутреннего духовного единства ее общества (гармонии идей). Из сочетания своего внешнего пространства и внутреннего единства времени (духовного процесса) органично вытекает народность России - как целостная и взаимоорганизованная жизнь людей в союзе с природой.

До сегодняшнего дня злободневны великие слова Федора Достоевского, прозвучавшие в “Пушкинской речи”: “В народе русском... мы по-прежнему видим лишь косную массу, у которой нам нечему учиться, тормозящую, напротив, развитие России к прогрессивному лучшему, и которую всю надо пересоздать и переделать, - если уж невозможно и нельзя органически, то, по крайней мере, механически, то есть попросту заставив ее раз и навсегда слушаться, во веки веков. А чтобы достигнуть сего послушания, вот и необходимо усвоить себе гражданское устройство точь-в-точь как в европейских землях, о котором именно теперь пошла речь”.

Народность - таков ответ России Западу. Синтетическое единство земель, идей и, главное, - людей. О задаче русского метода хорошо сказал философ Владимир Соловьев, наиболее близко подошедший к синтетическому мышлению: “...синтез совершенно противоречит общему духу западного развития: та исключающая отрицательная сила, которая разделила и уединила различные сферы жизни и знания, не может сама по себе снова соединить их”.

Завет другого русского человека - Шувалова вспомнил и подытожил наш современник Александр Солженицын: “Минуло два с половиной столетия - а все так же высится перед нами, по наследству от П.И.Шувалова неисполненное Сбережение Народа.

Ничего нет для нас сегодня важней. И именно - в этом “русский вопрос” в конце ХХ века”.

Ведь именно русский народ сохранил в своем сердце и образ нашего Спасителя как человека, принявшего смерть за других людей и сохранил веру в Россию как народное и единое дело! Легенда о недостижимом врагам Граде Китеже, уходящего в глубокие озерные воды во времена вражеских нашествий, как в глубины души народной, но поднимающегося из вод в перекличке колоколов, в могущественной симфонии красоты и величия - есть символ народной веры в Россию, в ее будущую славу и могущество!

Русский народ - сердце нового творимого единства мира, центр единства по сердечной склонности и сотрудничеству. И очевидно, что Россия - это не нация. Россия - это народ, начинающий и продолжающий общее дело в истории всемирного человечества! Именно вера в предназначение России явилась смыслом всей подвижнической жизни русского мыслителя Николая Федорова, который пророчески увидел её путь: “Нет вражды вечной, устранение же вражды временной составляет нашу задачу”, подытожив, что перед Россией исторический выбор: “...или примирить Европу и Азию, Запад и Восток ... или же самой разложиться на Азию и Европу”.

И сегодня, когда Россия сделала этот свой исторический выбор, обозначив себя как третий духовный материк, связующий Запад и Восток, обозначив тем самым единство всемирного человечества, мы хотя и не можем вспомнить поименно всех людей, кто верил в Россию и создавал ее духовное богатство, но мы можем совершенно точно сказать: “Они были правы!”

Твой час настал, Россия!
 
 


1999 г.


 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



 













Сайт создан в системе uCoz