SpyLOG Русская философия

Изображение философа Сократа

 


Заставка "Философия"

от Сократа до Канта, далее - пустота (филодоксия)...

(вопрос современности: философия - любовь к мудрости или филодоксия - любовь к мнениям)


РУССКАЯ ИДЕЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ И ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА


“Синтез (реализм) является наряду с объектом (материализм) и субъектом (идеализм), третьей и самостоятельной философской и логической категорией, обозначающей сферу философского (авторского) и логического (творческого) согласования (гармонии Троицы)

 

Изображение Иммануила Канта

Сократ
"Мудрость или знание и есть благополучие"

 

Иммануил Кант
"Имей мужество пользоваться собственным умом"

 

"Восток для русского сознания слишком широк
 (безмерен), Запад - слишком узок (размерен)"
(Из статьи "Прагматичны ли русские").

О РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
(из работы "О квадратуре круга", 2002 г.)

Старинная задача о квадратуре круга есть старинная философская задача. Ее проблема - это "...проблема метода. Метод ИЗМЕРЕНИЯ объекта - положительное решение, метод ИСЧИСЛЕНИЯ вне объекта - отрицательное решение и метод ИЗМЕНЕНИЯ (синтеза) объекта и субъекта (метода) означает проблему РЕАЛЬНОСТИ, а точнее, применения метода к реальности - СОЦИАЛЬНОЙ реальности, а НАУКИ К ЖИЗНИ. Наука, пытающаяся применять метод вне объекта всегда находится в замкнутом кругу сотворенных ею же абстракций, и более того все далее и далее удаляется от реальной жизни. Породив искусственный мир цивилизации наука своим же дальнейшим развитием - уходом в абстракции порождает крупнейший (глобальный) кризис человечества. Решение - создание третьей реальности (социально-творческой) на путях синтеза первых двух реальностей - естественной (природной) и искусственной (техногенной). Такое решение немыслимо вне ЛИЧНОСТИ или АВТОРА МЕТОДА, того, кто достигает РЕЗУЛЬТАТА, осуществляя синтез чувственности и интеллектуальности в творчестве.

Этот способ подготовлен всем ходом развития ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ, многообразной, мощной и поразительно смелой. Попытки измерить русскую философию многообразными мерками и шаблонами приводили только к тому, к чему и могли привести: "русской философии нет", ибо она не дается и не давалась мелким людям и мелким же попыткам ее понять в полном соответствии с формулой Тютчева "Умом Россию не понять". То есть НЕ ПОНЯТЬ С ПОМОЩЬЮ ШАБЛОНОВ, ибо большое и великое видится ИЗДАЛЕКА.

Но и поныне многочисленные критики и ораторы продолжают отрицать значение русской философии, подытоживая, что она неспособна достигнуть тех методических результатов, которые были достигнуты немецкой философией и в частности в философии Гегеля, которая напрямую занималась проблемами метода и методичности (профессионализма). Русских философов упрекали в том, что являлось их СИЛОЙ: художественности (по-философски - это понятие КАЧЕСТВА) философских разработок, что заслоняло силу методичности и четкости логического языка и разработок (по-философски - КОЛИЧЕСТВА). Но видя пресловутую художественность русской философии критики не замечали - НЕ ЗАМЕЧАЛИ В УПОР - великую силу русского метода - СИЛУ АВТОРСКОГО СИНТЕЗА (по-философски - это понятие МЕРЫ). Каждый русский философ явил силу русского метода мышления - СИЛУ ТВОРЧЕСТВА. И настоящее значение русской философии, ее сила и мощь, значение сделанного ею будут осознаны только тогда, когда мир и мировое сообщество ученых промоет глаза от многочисленных соринок догм и шаблонов, закрывших богосотворенный мир от прямого и честного взгляда. Того взгляда, которым смотрели на мир русские философы и поныне смотрят дети планеты, постигая мир предельно открыто и самостоятельно". (2002 г.)

ОТКРЫТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Русская философия смогла сделать решающий шаг вперед, когда было осмыслено основное противоречие нашего времени - противоречие между двумя родовыми формами жизни и деятельности человечества - естественной (природной): Восток (сельская цивилизация) и искусственной (отрицанием природной): Запад (городская цивилизация). Эти две родовые формы отразились в философском противоречии (поставленном Иммануилом Кантом) - противоречии между феноменом (материализмом) и ноуменом (идеализмом) и логическом - противоречии между объектом и субъектом, поставленной Гегелем, который подверг критике формальную логику Аристотеля.
Русская философия произвела философское и логическое осмысление православного догмата о животворящей Троице - задача поставленная перед ней, соответственно, русским философом и священником отцом Павлом Флоренским ("...бесчисленные попытки дедуцировать Три-ипостасность Божества мы не можем признать удачными"… ) и Гегелем (“если в этом триединстве есть смысл, мы должны его понимать”).

ФИЛОСОФСКОЕ РЕШЕНИЕ: Разрешение философского противоречия произошло на основе решения старинной философской задачи о квадратуре круга:

"Есть три способа решения задачи о квадратуре круга:
- естественный (материальный) - зависящий от объекта измерения;
- искусственный (идеальный) - зависящий от метода исчисления;
- индифферентный (реальный) - зависящий от результата изменения".

Таким образом, мы имеем природную меру (этническую), абстрактную (идеальную) и личную (творческую).
("О квадратуре круга", 2002 г.)

ЛОГИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ: Разрешение логического противоречия произошло на основе выявления внутренней логики таблицы троичных категорий, в которых выдержан принцип Троицы нераздельной, неслиянной и триединой. Аналогом послужила таблица троичных категорий философа Вл. Соловьева (см. работу "Русская идея как философская и логическая формула").
 

  (+) (-) (=)
(+) Объект как объект
(++)
Объект как субъект
(+-)
Объект как синтез
(+=)
(-) Субъект как объект
(-+)
Субъект как субъект
(--)
Субъект как синтез
(-=)
(=) Синтез как объект (=+) Синтез как субъект
(=-)
Синтез как синтез
(==)
Каждое звено таблицы является неслиянным - самостоятельно, в то же время существует в связи с другими (нераздельно), являя при этом третье качество - триединство: единство нераздельности и неслиянности. Одновременно таблица являет синтез вертикали и горизонтали в диагонали, которая выявляет принципиальные звенья логического синтеза: объект (++) - субъект (--) - синтез (==).

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

1. РУССКАЯ ИДЕЯ разработана автором в трех формах - конкретной, философской и логической:
a) конкретная форма - "Россия является, наряду с Востоком и Западом, третьим и самостоятельным духовным материком, на территории которого действует духовный закон Троицы";
b) философская форма - "Реализм является, наряду с материализмом и идеализмом, третьей и самостоятельной философской и логической категорией, обозначающей сферу философского (авторского) согласования (гармонии Троицы)";
c) логическая форма -
"Синтез является, наряду с объектом и субъектом, третьей и самостоятельной логической категорией, обозначающей сферу логического (творческого) согласования (гармонии Троицы)";

2. Конкретная форма утверждает третью родовую форму существования человечества:
a)
Восток - первая родовая форма (природная),
b) Запад - вторая родовая форма (искусственная),
c) Россия - третья родовая форма (социальная) как синтез первой и второй (природной и искусственной).

3. Философская форма утверждает третий философский способ обобщения: принцип личности (критика разделенности).
a) Восток - по материи природы (материализм, общность, община),
b) Запад - по отрицанию материи (иде
ализм, индивидность, индивид),
c) Россия - по человеку (реализм как синтез материализма и идеализма, социальность как синтез общности и индивидности, личность как синтез общины и индивида).

4. Логическая форма утверждает третий способ мышления:
принцип творчества (синтез гармонии).
a) Восток - по объекту природы (мысль) - ЦЕЛОЕ (утверждение, классификация),
b) Запад - по субъекту движения (идея) - МНОЖЕСТВЕННОЕ (отрицание, систематизация),
c) Россия - по синтезу действия (поступок или акт творчества) - ЕДИНОЕ (согласование, гармонизация).

5. Вывод: на основе осмысления православного догмата о животворящей Троице произошло обозначение ТРЕТЬЕГО качества:
a) в родовом человечестве - третьей родовой формы (социальной),
b) в философии - третьего способа обобщения (реализм),
c) в логике - третьего способа связи частей (принцип творчества или гармонии (синтез).

6. Соответственно, происходит изменение способа доказательства:
a) объект - связь частей по ЦЕЛОМУ - классификация (конкретика, убедительность);
b) субъект - связь частей по ЧАСТИ - систематизация (абстракция, логичность);
c) синтез - связь частей по СИНТЕЗУ ЦЕЛОГО И ЧАСТИ - гармонизация (реалия как синтез конкретики и абстракции, гармоничность как синтез убедительности и логичности).

7. СОЦИАЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ:
a)
Восток - сельская цивилизация (положительный социум, общность - особь, этнос, власть);
b) Запад - городская цивилизация (отрицательный социум, индивидность - индивид, нация, закон);
c) Россия - социальная цивилизация как единство сельской и городской цивилизаций (творческий социум - человек, коллектив, личность, где понятие личность есть способ единства человека и коллектива).

8. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ:
a) Восток - подсознание, культура чувств, традиция (эмоция, рассудок, религия);
b) Запад - сознание, культура мышления, новация (мысль, интеллект, наука);
c) Россия - действие (синтез подсознания и сознания), культура критики или творчества (поступок или акт, способность критики или творчества, жизнедеятельность или социум), реальность.

9. Философское противоречие разрешается КРИТИКОЙ разделенности Востока и Запада, естественного и искусственного, родовой ЖИЗНИ в природе и родовой ДЕЯТЕЛЬНОСТИ вне природы, требуя родового единства человечества (особи и индивида в личности, этноса и нации в социуме) и человечества с природой, ставя проблему ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

10. Логическое противоречие разрешается внесением в логику третьего качества - СИНТЕЗА как самостоятельной категории, наряду с ОБЪЕКТОМ и СУБЪЕКТОМ. Таким образом, три стадии логического мышления характеризуют: конкретное мышление - МЫСЛЬ (объект), абстрактное мышление - ПРОЦЕСС, МЫШЛЕНИЕ (субъект), синтетическое мышление (или творческое) - МЫСЛЯЩЕГО (синтез). Всего можно говорить о трех способах человеческого мышления: рассудка (мысль), интеллекта (идея), способности суждения (реалия как синтез мысли и идеи).

11. У человечества возможны три философских способа взгляда на мироздание и определения формы религии: история (взгляд назад) - вера в целостность мира; логика - взгляд вперед (вера в множественность мира), и критика как единство истории и логики - взгляд реальный (вера в единство мира).

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ АВТОРА

"ТРОИЦА КАК МЕТОД" (1997)

Неизданная книга. Написана методом сознательной интуиции. Является основой для последующих кратких формул и обобщений, в частности, синтезисов №1 (о русской идее) и №2 (об идеологии), а также работы "Русская идея как философская и логическая формула". Рекомендуется в основном молодым читателям, тем кто способен воспринимать интуитивное содержание, противопоказана ортодоксам и филодоксам.

"СИНТЕЗИС №1 О РУССКОЙ ИДЕЕ" (Двенадцать тезисов, 1998)

Первые и главные философские тезисы о русской идее, классификационное изложение (качественное).

"СИНТЕЗИС №2 ОБ ИДЕОЛОГИИ" (Пятнадцать тезисов, 1999)

Систематическое изложение.

"ФИЛОСОФСКАЯ КВИНТЭССЕНЦИЯ РУССКОЙ ИДЕИ" (2002) 

Сжатое изложение принципиальных моментов русской идеи с последующей разработкой.

"О КВАДРАТУРЕ КРУГА" (2002)

Аксиоматическое решение старинной философской задачи, считающейся принципиально не решаемой.

"КОНСПЕКТЫ" (2002)

Раздел не сколько реализованный, а сколько потенциальный. Пока содержит один-единственный конспект, в дальнейшем будет расширен.

"РУССКАЯ ИДЕЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ И ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА" (2005)

Принципиальная работа, разрубившая современные противоречия: философское - между материализмом и идеализмом и логическое - между объектом и субъектом. На конкурсе "Идеи для России", несмотря на свою философскую ясность и логичность, оказалась слишком сложна для судейской коллегии, включившей в себя представителей интеллектуальной элиты России.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
(применение философии к реальности или философская критика)

"СПАРТАК КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ ИДЕИ" (2000) и "Примечания к статье"Применение русской идеи к футболу дало весьма показательный эффект: в троичной системе был осмыслен огромный фактический материал, объяснены многие проблемные и критические узлы русского и мирового футбола.
ПОЭТИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ (2000-2007) Философская проблематика раскрыта на конкретном поэтическом материале, что делает это раздел незаменимым для усвоения философии русской идеи.
"КАК Я ЗАЩИЩАЛ ПОЭТА БЛОКА ОТ ...ФИЛОСОФА ФЛОРЕНСКОГО" (2002, 2007)Наиболее актуальная и злободневная работа, особенно в свете обострившегося современного противоречия между церковью и обществом, религией и наукой.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ О ФИЛОСОФИИ
1. Каково сегодня современное состояние философии? Сегодня философии как самостоятельной дисциплины не существует ни на Востоке, где она является следствием богословия (то есть носит подчиненный характер), отделяя рациональные моменты от нерациональных, ни на Западе, где она является следствием логики (отделяя нерациональные моменты от рациональных) и утверждая процесс искусственного отчуждения человечества от природы: формальная логика Аристотеля, устанавливая первое отчуждение от жизни - объект и создавая классификацию, породила западную науку сословием УЧЕНЫХ, а диалектическая логика Гегеля критикой основного закона формальной логики (закона тождества) окончательно заменила объективную мысль (следствие природного) субъективной идеей (основанием неприродного, то есть искусственного), произведя второе отчуждение от жизни - субъект и создав тем самым систематизацию, породила сословие ПРОФЕССИОНАЛОВ и идеальный профессионализм как явление, где естественное понимание материи (природного) заменено искусственным (физическим).

Философия - это обобщение. На Востоке философия является следствием богословия как нерационального  и потому осуществляя обобщение по природному (живому, Богосотворенному) страдает ДОГМАТИЧНОСТЬЮ, на Западе философия являясь следствием (рационального, не божественного) и потому осуществляя обобщение по отрицанию природного, то есть искусственного, идеального) страдает РЕЛЯТИВИЗМОМ (субъективизмом, то есть необъективностью). Иными словами, на Востоке философия безмерна (слишком широка для измерения), на Западе слишком размеренна (слишком мелка для измерения) для человека и человечества. Это противоречие снимает русская философия, которая осуществляя синтез безмерного и размеренного, создает третью меру социальную (принцип  личности и принцип творчества).
Таким образом, философия сбрасывает с себя богословскую и логическую форму, обосновываясь в пространстве между этими двумя крайностями (границами), становясь средством для миропонимания как отдельного человека, так и всемирного человечества.
2. Почему сегодня не упоминается основной вопрос философии: противоречие между материализмом и идеализмом? Либеральная идеология сняла с повестки дня вопрос о восточном материализме, а современная славянофильская (религиозная и патриотическая) интеллигенция слаба в философии, которая сегодня носит логический (западный) характер. Именно поэтому либералам не нужна русская идея, а ура-патриотам просто недоступно ее понимание вследствие эмоциональной ненависти ко всему западному. Между тем русская идея понимая под материей ЖИВОЕ (природное), утверждает в сознании (философии и логике) родового человечества религиозное понимание природы и Богосотворенного мира. На Западе материальное - синоним не природного, а искусственного, где природа есть следствие идеи, средство. Иными словами, на Востоке нет философии, ибо там богословие, а на Западе тоже нет философии, ибо там логика. Поэтому данная постановка вопроса - ФИЛОСОФСКАЯ - актуальна именно для России, которая фиксируя противоречие Восток - Запад в философии приходит к противоречию материализм (живое) - идеализм (искусственное).

Этот вопрос был актуальным в советское время, когда это противоречие было правильно нащупано (интуитивно), но неправильно поставлено (философски). Современное состояние философии знает две практики: восточную (богословскую) и западную (логическую). В обеих случаях философия (обобщение) имеет служебный или подчиненный характер. В сфере богословия она отделяет нерациональное (богоцентрическое) от рационального (человекоцентрического) - обобщение по материи (богосотворенному); в сфере логики она утверждает процесс отчуждения искусственного от естественного, то есть опять же - рационального (человекоцентрического) от нерационального (богоцентрического) - обобщение по идеальному (движению). Этот вопрос сегодня снова ставит русская философия, которая не сводит человека и человечество к природе (как Восток) или к отрицанию природы, то есть духу (как Запад). Обе крайности богословская и логическая были одинаково губительны для философии, которая только с утверждением Троицы (то есть третьего качества), ставит вопрос философски: противоречие между материализмом и идеализмом есть противоречие между богословием (нерациональным, живое знание) и логикой (рациональным, искусственное знание).

3. Какова же тогда была ошибка советской философии? Советская философия повторила ошибку западной субъективной философии, из которой она и произошла (выслав русскую философскую и религиозную традицию из страны на философском пароходе). Родовой признак субъекта есть отрицание и советская философия отрицанием же преодолевая западный логицизм, и испытывая влияние восточной религиозности, утвердила понятие объекта (материализм) и соответственно, противоречие материализм - идеализм (диалектический материализм).
Родовой признак Востока есть ЖИЗНЬ (качество), советская философия попыталась установить это противоречие между объектом и субъектом как между двумя противоположными качествами (интуитивно нащупала противоречие), но способ мышления - западное отрицание - фактически свел философское противоречие к логическому как между двумя количественными понятиями (то есть однородными).
Преодолев западный субъективизм (логицизм), советская философия сделала количественный шаг вперед по сравнению с западной философией - к осознанию противоречия между природным и искусственным (Востоком и Западом), но не смогла совершить качественный рывок (то есть выйти из сферы количественного мышления). Это проявилось в том, что Советский Союз успешно решил задачи становления государства и развития советского общества (индустриализация, победа в Великой отечественной войне, прорыв в Космос), но не смог перейти к качественно новым отношениям как внутри страны, так и за ее пределами. Западный логицизм проявил себя в советской идеологичности подхода к жизни, резко ограничив возможности государства и советского общества в творчестве. Идеология научного коммунизма грешила именно логицизмом (субъективизмом) и отсутствием творчества как связи с жизнью.
Советская философия правильно поставила философское противоречие между материализмом и идеализмом, но подошла к нему логически. Иными словами, восточная (интуитивная) постановка проблемы (апелляция Востока к Западу), но западный (интеллектуальный) метод некачественного (количественного) решения. Из вышесказанного следует тот простой вывод, что советская философия поставила проблему для всего человечества, СССР был идеологической вершиной западной идеологии и его распад явился откатом назад. Откат на нынешние либеральные времена вызван проблемой интеллектуального вызревания русского общества и осознания идеологического тупика либерализма (логицизма). Для того, чтобы выйти из кризиса русское общество (в лице прежде всего интеллектуалов Москвы и Петербурга) должно осознать тупик нынешнего пути и вернуться к не взятому советской философией противоречию материализм - идеализм. Только тогда русское общество дозреет до осознания уже давным-давно открытой и разработанной философски и логически русской идеи.
4. Имела ли советская философия отличительный признак от марксизма - официально признанного идеологического теоретического учения в Советском Союзе? Безусловно. Как между философским и логическим уровнем теории. Как известно, Маркс улучшил Гегеля, перевернув диалектику с головы на ноги, и придав ей объект в виде материализма. Но логический метод Гегеля остался без изменений - "тезис -антитезис - синтез", что в переводе на философский уровень означает субъективную триаду "субъект - субъект - субъект" и несет на себе гегелевскую печать: "Рожденное от духа есть дух", то есть не имеет ни материи в виде объекта, ни реализма в виде синтеза (философски-логический уровень триады: объект - субъект - синтез). Марксовский материализм остался логическим, то есть идеалистическим, ибо вырос он из отрицания капитализма. Феномен марксизма как теоретического учения в том, что он не поднимается до кантовских антиномий (противоречия Восток - Запад) и всецело остается в русле немецкой классической философии. Маркс синтезировал фейербаховский материализм (род) и гегелевскую логику (диалектику), но этот род берется вне природы (Богосотворенного, живого, материального) и представляет собой не сколько народ (этнос), а сколько общество (нацию).
Советская философия на интуитивном уровне (несознательном) утвердила другой материализм, имевший на себе отпечаток русской религиозной и философской мысли - качественно отличный от идеализма. Но советская философия не смогла создать адекватный противоречию Восток - Запад метод его разрешения и использовала западный метод - гегелевскую диалектику, то есть пыталась разрешить философское противоречие на логическом уровне, что привело к резкому (некачественному) столкновению материализма и с идеализмом и их взаимному переплетению в историческом (истмате - рассмотрению истории посредством логики) и диалектическом материализме (диамате - рассмотрению логики посредством истории).
Другими словами, советская философия неосознанно понимала под материализмом природное (религиозное, положительное), выходя на философский уровень, марксизм - не природное (физическое, отрицательное), оставаясь на логическом уровне. Как известно в истории становления и развития СССР огромную играло крестьянство и сельское население, которое однако не осознавалось на философском уровне. Таким образом, советская философия и марксизм решали разные задачи, но одним средством - гегелевской диалектикой.
5. В чем современная русская философия преодолевает эту ошибку советской философии?Современная русская философия определяет материю не как ОБЪЕКТ (мертвое), то есть логически, а именно философски - как ЖИВОЕ, утверждая тем самым философское противоречие материализм - идеализм и третий способ философского отношения - реализм. Реализм преодолевает односторонность восточного материализма (сводить человека и человечество к природе) и западного идеализма (сведение человека и человечества к отрицанию природы - духовности). Человек и человечество есть единство материи и духа, что означает третье качество - реализм и постановку проблемы единства человечества как рода и гармонии с природой.
Если советская философия утверждала познаваемость природы, то русская философия утверждает принципиальную непознаваемость природы (ЖИВОГО, Богосотворенного), придавая понятию материи качественный характер (не мертвое, а живое) и возвращаясь к религиозному пониманию жизни и природного (не объект для человечества и цивилизации, а живое, т. е. имеющее право на самостоятельное значение и сосуществование с человечеством).
Русская философия в отличие от советской:
1) Сознательно обозначает материю не как объект (логически), а философски - как имеющее принципиальное качество (жизнь).
2) К разрешению основного вопроса философии подходит не логически (идеально), сочетая материализм с идеализмом (диалектический материализм) , а философски - на основе русской идеи, вводя третье логическое понятие синтез и третье философское течение - реализм.
6. Отличительный признак русской философии? Именно русская философия является настоящей философией, преодолевающей крайности восточного богословия и западной логики. Богословие отразило этап существования человечества с единстве с природой и с Жизнью (Восток как сельская цивилизация), логика есть следующий этап, когда человечество оборвало свои связи с природой и погрузилось в автономное существование (Запад как городская цивилизация). Русская философия отражает третий этап существования человечества, когда ставится проблема родового единства человечества (преодоления противостояния сельского Востока и городского Запада) и достижения гармонии человечества с природой.
Иными словами, если в богословии очевидно природное (естественное) начало, в логике - искусственное (как противоположность природному), то именно русская философия ставя проблему синтеза природного и искусственного выходит на социальный уровень, приобретая человеческую меру.
Отличительный признак русской философии - мера человека, восточной - природное качество, западной - количество искусственного (то есть отрицания качества и разложение его на количество).
Отличительный признак русской философии: введение к природному качеству (конкретному) и искусственному количеству  (абстракции) меры личности, что позволяет мыслить человека и человечество вне материального (природы) и идеального (Космоса), т. е. РЕАЛЬНО.
7. Почему западная философия является субъективной (логической)? Восток и Запад - это две родовые формы жизни и деятельности человечества: первая в природе - естественная и вторая вне природы - искусственная. Это обстоятельство - родовой разрыв между пространством и временем - точно уловлено в философии Канта, который в своих антиномиях провел резкую грань между феноменом (естественным) и ноуменом (искусственным). Это противоречие - вершина западной философии. Кант смог подняться на эту высоту, потому что он соприкоснулся с русским духом (как известно пять лет Кант был подданным русской империи). Однако для западного сознания понятен и близок оказался именно субъективизм Гегеля, который резко вывел из своей философии природное и замкнул западное сознание в сфере искусственного, где природное стало производным от духа, что, например, отражено в его знаменитом произведении "Феноменология духа". Устранив из сферы философии объективность (материю, объект, качество) Гегель получил возможность произвольно сочетать все понятия, достигая системности мышления и рассматривая природу как строительный материал для духа, породив ПРОФЕССИОНАЛИЗМ как явление. Именно отсюда знаменитый 11-й тезис Маркса о Фейербахе, который поставил задачу не объяснения мира, а его изменения. Этот родовой признак некачественного (нерелигиозного и потребительского) отношения Запада к Богосотворенному миру и живой природе виден в советской идеологии "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим: кто был ничем, тот станет всем". Именно этот субъективизм привел к тому, что западное сознание полностью исключило все нерациональные (божественные) моменты из своей сферы, утвердив иное понимание материального, которое стало следствием искусственной деятельности. Материальное на Западе перевернуто, то есть не субъект является следствием объекта, а наоборот, материя есть следствие субъекта. Иными словами, вся западная цивилизация, вся ее материальная конструкция есть следствие идеального (умозрительного, созданного в воображении), то есть весь Запад - это искусственное как городская цивилизация, резко противопоставившая себя Востоку, субъект - объекту, идею (идеальное) - мысли (материальное), мышление - чувственности, интеллект - рассудку, логичность - целесообразности.
Отсюда тот факт, что на Западе собственно говоря нет понятия философии, она заменена логикой (идеальной связью частей) и профессиональной практикой (манипулированием природным и народным). А советская постановка основного вопроса философии как противоречия между материализмом и идеализмом просто непонятна, ибо материя для Запада - это искусственное, а не естественное как для Востока. Эта западная принципиальная неспособность количеством понимать качество приводит к тому, что все непонятное (качественное, естественное, природное) объявляется несовершенным и подлежащим искусственной переделке (Так США всюду насаждают демократию, объявляя реальность, в том числе и Востока несовершенной (не идеальной) и утверждая глобализацию мира по западному образцу).
Совершенно очевидно, что западный способ жизни и деятельности есть следствие веры в логику, то есть тоже является религией (вера в множественность мира - см. заявление от 4 марта 2000 г.). Все логические доказательства Запада являются субъективными, то есть недостоверными (существующими для данных условий), а вся материальная конструкция мощной западной цивилизации - есть временное, фикция, существующая по закону велосипеда (устойчива пока движется).
8. Ошибкой Советского Союза была объявлена идеологичность подхода к жизни? Не усиливает ли русская идея эту тенденцию? Идеологичность - это абстрактность, отчужденность идеи от каких-либо связей с природной и живой реальностью. В этом плане надо понимать, что русская идея имеет не конкретную (восточную) и не абстрактную (западную) форму, а русскую, то есть ЛИЧНУЮ. Советский Союз был частично абстрактным образованием, так как имел народное содержание (положительное) и общественную форму (отрицательную), русская идея синтезирует содержание и форму в третье качество - личное, то есть воплощена в живом человеке, в котором соединяются восточная традиция общности и западная новация индивидности. Близость к народу, то что мы назвали ЖИВЫМ ЗНАНИЕМ и владение общественной методологией, то что мы определили как МЕРТВОЕ ЗНАНИЕ, позволяет достигать третьего качества - способности суждения.
Причем нужно отчетливо понимать, что как раз либеральные времена являются самыми идеологичными, ибо власть на Западе принадлежит не президенту, который является главой исполнительной власти, а парламенту как законодательному органу. Именно законодательная, она же идеологическая, ветвь власти является определяющей для понимания событий происходящих на Западе и его агрессии на Восток и на Россию. Суть Запада - жить на основе законов, жить вперед, на новациях и идеях, залезая в долги: как личные, так и государственные (сегодня США настолько должны всему миру, что не расплатятся уже никогда и все это понимают, но не могут изменить порядок вещей, ожидая неизбежного финансового краха и грядущего Апокалипсиса всего западного мира, как мира, основанного на пустоте, на филодоксии, на идее отрицания, на насилии над народами и природой планеты.
В этом плане русская идея возвращает всему миру и человечеству личную меру человека, противопоставляя абстрактной идее личность и внося в голую экономическую и финансовую деятельность требование не расчета, коммерции и прибыли, а социальной ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Но это мы говорили на принципиальном уровне - философском, теперь коснемся логического, где русская идея создает третий логический символ - "синтез", наряду с традиционными "объектом" и "субъектом". Абстрактность, она же логика - есть сфера мертвого знания (манипуляционного, компьютерного), но ввод третьего звена, ставит вопрос не просто о результате и логичности (доказательстве), но и меняет и результат и доказательство. Во-первых, итоговое решение должно быть человечным или социальным, то есть иметь триединую структуру: целостность внешнего, системность внутреннего и личность как единство внешнего и внутреннего. То есть, должен быть человеком или на худой конец, разумным существом, равным человеку. В мифологической литературе такое создание называется гомункулюсом (искусственным человеком), которое обладает тем, чем не обладает ни один робот - способностью к самостоятельной жизни и деятельности(говорил же Кант о разумном существе). Отличие человека (личности) от гомункулюса понятно: каждый человек несет в себе тайну замысла Творца и является частью Богосотворенного мира: природы и человечества, гомункулюс (если таковой будет создан) явится частью чисто человеческой деятельности. Обобщая человека и гомункулюса, подчеркну, что для логики в плане результата это означает требование творчества и его адекватности социальной реальности - человеку и человечеству. Вопрос о доказательстве также решается достаточно просто, триединство есть гармония: не только убедительность целого (внешнего), не только функциональность частей (внутреннего), но и гармония внешнего и внутреннего. Таким образом, здесь вспоминается знаменитое, приписываемое Достоевскому: "Красота спасет мир!". Именно сотворенная гармония, ее очевидность и логичность, заменяет традиционное доказательство на основе логичности частей. Гармония одновременно и очевидна, и логична, но являет собой третье качество - гармонию (единство). Не случайно, сегодня так широко распространился и прижился выработанный нами термин "гармонизация", которое  было употреблено в связи с "классификацией" (доказательством по целому), и систематизацией (доказательством по части или связи частей). Если бы русская идея продолжала идеологичность Советского Союза вряд ли бы термин "гармонизация" был бы востребован столь широко.
9. Не является ли евразийство русской идеей? Когда я говорил, что религиозная и патриотическая интеллигенция слаба в философии, которая носит западный (логический) характер я отчасти имел ввиду и евразийство. Евразийство как течение лежит в сфере конкретной мысли и является идеологическим ответом на западную абстракцию. Это старый русский метод обороны: вместе с Западом против Востока, но вместе с Востоком против Запада - последнее и есть евразийство.
Евразийцы пытались противопоставить абстракции конкретику, а временному началу Запада - пространство Востока. Но евразийцы, даже осуществляя синтез восточного и западного начал в России все же не поднимаются до осознания России как третьего и самостоятельного духовного материка, приходя к формулированию третьей родовой формы и открытию русской идеи как метода философии и логики. Их недостаток в том, что по сути дела их метод - это метод идеологической и пассивной обороны, ибо невозможно противопоставить идее мысль, абстракции конкретику, субъекту объект, а отрицанию утверждение. Таким образом евразийство не только не приподнимается на качественный уровень осмысления России, но и бессильно противостоять Западу в его идеологической экспансии. Кроме того, можно сослаться и на недавний опыт СССР, где как раз имело место противопоставление русской конкретики и западной абстракции, что привело к истреблению природы и народа и главное разрушило сам Советский Союз, который в свете употребленных нами примеров, выглядел "колоссом на глиняных ногах". Справедливость сказанного подтверждает и то обстоятельство, что будучи старым и подробно разработанным идеологическим учением, евразийство сегодня выглядит просто историческим анахронизмом: оно не дает понимания происходящих процессов, не выявляет места России в мире, а главное, не может противостоять экспансии идеологического либерализма под видом прогрессивного демократического течения: продолжается вымирание русского народа и хищническое истребление природных богатств России.
10. Почему русская идея, несмотря на философскую и логическую форму, то есть доходчивость и убедительность, замалчивается с 1997 г. (когда она была сформулирована) и с 2000 г. (когда в интернете появился данный сайт)? Современное русское общество испытывает сильнейшее влияние либерализма, которое в контексте данного ответа, определим как главенство идеи над жизнью. Тот же либеральный и законодательный Запад устами своих лидеров, назову здесь известного ученого и деятеля Альберта Швейцера, сформулировавшего тезис "Благоговения перед жизнью" и знаменитый "Манифест Рассела - Эйнштейна", поставившего проблему нового мышления, призвал к уважению к жизни - природы и народа. Но вместо внимательного изучения жизни и потребностей народа  российские интеллигенция и общество стремятся к власти, чему способствует западная структура современного русского государства - законодательная функция парламента. И хотя русская действительность сильнейшим образом повлияла на устройство и функцию государства: выявила главенствующую роль личности - президента, который в России больше чем просто глава исполнительной ветви власти и исполнительную (подчеркиваю, не законодательную, а исполнительную) функцию Государственной думы (парламента), которая законодательно оформляет все инициативы президента, положение дел носит не формальный характер. Формально в России главенствует западный порядок, и президент Путин, отказываясь изменять Конституцию, призывая всех к конкуренции, называя себя нанятым на временную работу менеджером, а поиск русской идеи национальной забавой, не осознает реальности, а вместе с ним эту реальность не осознает и правящая партия "Единая Россия", которая в 2005 году сделала все чтобы замолчать русскую идею на конкурсе "Идеи для России". Так что философский тезис этой страницы: "Филодоксия на марше!", полностью подтверждается уровнем политической и идеологической жизни современного Российского государства и общества. Полностью подтверждается тезис, выдвинутый автором в заявлении от 4 марта 2000 г. на вечере в Выборге:

"Пока Россия официально не признает себя третьим духовным материком и не утвердит свой тип мышления и государства мы обречены на неуклонное движение к новому социальному кризису и мощному потрясению российского государства из-за не преодоленного до сих пор противоречия между двумя типами власти: конкретной (президент) и абстрактной (Дума). Сшибка между двумя противоположными образами жизни и производства (сельским и городским) неминуема! Именно это противоречие и развалило столь мощный колосс на глиняных ногах каким был СССР и грозит сегодня государству нынешнему!",

правда сегодня я бы сформулировал эту проблему еще более жестче, так как это было сделано в конкурсной работе "Русская идея как философская и логическая формула"

"Два этих принципа организации родовой общности людей - центростремительный (власть) и центробежный (закон) сегодня жестко и непримиримо сошлись в России, создавая острейший социальный кризис: власть не может управлять идеологически-экономической инфраструктурой государства, а общество бессильно сохранить территориальную целостность страны».

К сожалению люди не слушают предостережений и только сильнейший кризис способен видимо повлиять на сознание президента и современного российского общества. В философском смысле, происходящие сегодня идеологические процессы стремятся по прежнему поставить ИДЕЮ НАД ЖИЗНЬЮ: религиозная и патриотическая интеллигенция на Всемирном русском народном соборе утверждают вместо русской идеи так называемую "РУССКУЮ ДОКТРИНУ", и либеральная интеллигенция, в лице кремлевского идеолога Суркова утвердила на почти официальном уровне идею "СУВЕРЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ", которую сегодня уже преподают в школах. Восторженные идеологи уже называют себя "МЫСЛЯЩЕЙ КОРПОРАЦИЕЙ", приводя дело к тому, что уже было в СССР и КПСС, то есть главенству ДОГМЫ (ИДЕИ) над жизнью: как природа, так и народ для них средство! В этом плане принципиального различия между религиозно-патриотической и либеральной идеологией уже не существует и та, и другая порабощены Западом и его абстрактной идеологией. И здесь есть любопытный момент: в философском смысле суть Запада есть отрицание (как Востока - утверждение, а России - согласование), потому даже отрицая Запад в виде русской доктрины и идеей суверенной демократии наше общество на самом деле покорно следует в его русле - русле абстракции, ибо невозможно победить отрицание отрицанием, абстракцию - абстракцией, голую идею - голой идеей. На эти грабли уже наступил Советский Союз. И сегодня повторяется эта старая история.
Спрашивается нужна ли русская идея тем, чье сознание покорено Западом? Ответ ясен. Филодоксия на марше, причем торжественном: прислушайтесь к рукоплесканиям Русского Собора русской доктрине и почти установившемуся государственному статусу идеи суверенной демократии!

11. Не приведет ли "русская идея" к попранию интересов других коренных наций и народностей, проживающих на территории России? Нет, не приведет, ибо русская идея преодолевает односторонности этнического и национального подходов в формулировании проблем современности и их решения, приходя к третьей родовой форме существования человечества: социальной. Власть, принцип на котором основан Восток, является центростремительным началом, тщательно сохраняющим целостность территории и стремящимся к расширению за счет растворения уже имеющихся частей и поглощения других территорий, что приводит к вечной борьбе этносов и их борьбе за пространство. Закон, принцип на котором основан Запад, является второй формой сосуществования человечества и центробежным началом, которое разрушает целостность власти и территорий образованием все новых и новых частей, образуя демократическое единство частей (процесс глобализации). Эти два процесса: центростремительный власти и центробежный закона, находятся в вечном и непримиримом антагонизме двух родовых форм существования человечества: природной и искусственной, напомню гениальную формулировку из "Фауста" Гёте: "Искусственному замкнутость нужна, природному вселенная тесна".
Этот всемирный кризис сегодня в России достигает своего пика (см. предыдущий тезис), причем господствующая в умах нашей власти и приближенной интеллигенции либеральная идеология, не позволяет даже осознать остроту набирающего всемирную силу противоречия. Двойные стандарты либерализма маневрируют между двумя демократическими принципами: "нерушимости границ" и "права наций на самоопределение", которые одинаково направлены против этнического начала человечества (Востока). "Принцип нерушимости границ" направлен против расширения этносов путем захвата территорий - укрепления целостности, а "принцип права на отделение" направлен на разрушение этноса, путем выделения в его составе более мелких наций. Заметьте, не этносов, а наций, то есть происходит разрушение самостоятельности этносов и включение их под видом наций в общий процесс искусственного существования человечества. Различие этноса и нации в том, в первом случае это народ имеющий право на собственную территорию и власть, во втором - это народ, отказавшийся от собственной власти и права на землю (путем ввода частной собственности на землю) и включивший свою территорию в обобщенный процесс производства и обмена. Современное состояние идеологии таково, что либо целое (этнос), либо нация (часть). Невыгодно и первое, и второе: в первом случае - самостоятельность развития оплачивается отсталостью в науке и технике, во втором - включенность в обобщенный процесс развития, приводит к утрате собственной судьбы и уникальности народа. Это спор между селом и городом и есть конфликт Востока и Запада.
Россия именно в русской идее как третьей родовой форме (социальной), создает единство власти и закона в личности, приходя к социуму как единству села и города. Русский народ, создавая свое государство - Россию, одновременно сохраняет право на территорию, а с другой, сохраняет взаимосвязанность с другими нациями и всем миром. Внутри России, при сохранении принципа целостности, все этносы и народности получат право на дифференциацию - свою территорию. То есть подчеркну: образование новых частей страны будет происходить без разрушения ее целостности. Каждый регион (этнос) в этом случае оказывается самостоятельным органом в единстве личности России, сохраняя триединый принцип: власть (территория), собственное производство (включенность в процесс обмена и производства) и личность руководителя избираемого всем народом (этносом). Для того, чтобы осуществить эту реформу нужно заложить в Конституции триединство Российского государство, а власть передать от общества (городского населения), всей стране, путем: 1) Введения фигуры президента как личности, избираемой всем народом; 2) Отменить всенародные выборы в Государственную думу, предоставив выборы в ее состав специалистам страны и изменив принцип законодательности Думы принципом профессионализма, что заставит общество профессионалов России не диктовать народу свои надуманные правила и принципы, а исполнять все инициативы президента и служить своему народу; 3) Утвердить в России и в ее регионах принцип триединства и ответственности: власть (за территорию), закон или общество профессионалов (за производство), президент (за людей страны - социум). Таким образом, русский народ осуществляясь сам через русскую идею, только укрепляет и обеспечивает единство и самостоятельность других этносов, так как это было всегда в истории России. Просто то, что существовало ранее как исторически сложившийся порядок, будет закреплено законодательно и логически в Конституции страны. А также будет закреплено современное положение внутри России, когда Путин сегодня является более чем главой исполнительной власти - фактически личностью, избираемой народом, а Государственная Дума из законодательного органа сегодня также стала исполнительным органом, законодательно оформляющей все инициативы Путина.

Таким образом, подведем итоги. Этнос - народ для себя, нация - народ для других, а социум - народ для себя и для других. Далее, русская идея заменяя идею личностью, требует закрепление этого порядка в Конституции страны: 1) Меняя статус президента как главы исполнительной власти на статус личности, избираемой народом и народу же подотчетной; 2) Лишая интеллигенцию (общество мыслящих) власти над народом, меняя статус Государственной Думы как законодательного органа на орган исполнительной (избираются в нее не политики, а профессии); 3) Устанавливая внутри России триединство власти, закона и личности проводит этот принцип в каждом регионе страны; 4. Утверждая религиозное отношение к природе и закрепляя новое философское понимание материализма, отменяет частную собственность на землю.
Самый же главный итог русской идеи - разоблачение демократического устройства как устройства искусственной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Запад), разрушающей естественную ЖИЗНЬ (Восток) - связь  с землей, природой и народом и потому требующей от социума организации ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: как отдельного человека, так и всего человечества.

"Всякий человек, который более прав, чем его
соседи, составляет большинство в один голос"
(Генри Торо)

"Слово правды весь мир перетянет"
(русская народная пословица)

"...должно понимать, что исповедание и молитва
 и дело суть ничто сами по себе, но разве как
внешнее проявление внутреннего духа. Поэтому
еще неугоден Богу ни молящийся, ни творящий дела,
ни исповедающий исповедание Церкви, но тот, кто
творит и исповедует и молится по живущему в нем
духу Христову. ...ибо не сохранится вера там, где
оскудела любовь".
(А. С . Хомяков)

По определению самого первого философа - Сократа: есть философия - любовь к мудрости, а есть филодоксия - любовь к мнениям. От себя уточним, что первое - это то, что связано с личностью философа и есть живое учение, неотделимое от личности, от человека, от социальной среды и потому реально ЖИВОЕ (МАТЕРИАЛЬНОЕ). Второе - это то, что отделено от жизни, от среды, от живого человека и есть потому учение, всячески отделенное от какой либо жизненности, и потому реально МЕРТВОЕ (ИДЕАЛЬНОЕ). Современная философия стала филодоксией: профессиональной и очень тщательной работой с мнениями,  а, точнее, с историей философией, с системами философов. Работа с текстами сменила работу с жизнью. Из человека проводящего жизнь с людьми (Сократ) философ стал человеком проводящим жизнь на кладбище и с такими же как он - гробокопателями. Соответственно он перестал что-либо понимать в жизни и потому сегодня, когда Россия как никогда нуждается в живом и метком слове, анализе происходящего, философы, а точнее, филодоксы, безмолствуют. Их филодокский язык и такие же проблемы непонятны массам - живым людям, а проблемы живых людей - им, засушенным схизматикам, чужды.

Я не сомневаюсь, что объявляя свои противоречивые и головодробительные антиномии, другой настоящий философ - Иммануил Кант смеялся. Смеялся, ибо знал как своих соотечественников - филодоксов, так и современную ему схизматику. Перестав быть любителями мудрости и став любителями мнений философы перестали быть дилетантами и стали профессионалами мысли. Живую и непосредственную интуицию (вечносократовское: "Познай самого себя!") заменили холодной и бесчувственной логикой. Соответственно, в философии перестали видеть жизнь (дух) и стали видеть систему (букву). Интерес к философам сменился интересом к системам. И потому смеялся кенигсбергский мудрец, поистине последний из философов, что знал, насколько бессилен в своих потугах схоластический ум филодоксов и доктринеров. В своих антиномиях Кант провел резкую границу между пространством и временем, ЖИЗНЬЮ и СМЕРТЬЮ, живым и мертвым, между естественным Востоком и искусственным Западом.

Русские философы, даже лучшие из них, не избежали этой стези. Произведенный Кантом разрыв между естественным и искусственным оказался настолько резким, что русские оставаясь в сфере ЖИЗНИ не смогли принять его СИСТЕМУ. Вовсю ругает Канта и его построения Николай Федоров, только под конец жизни примиряется с ним такой тонкий и острый ум, как Владимир Соловьев, а методичнейший и умнейший, но и все же религиозно догматичнейший,  Павел Флоренский прямо и простодушно недоумевает:

"Нет системы более уклончивой, скользской, более "лицемерной", более "лукавой", нежели философия Канта: всякое положение ее, всякий термин ее, всякий ход мысли есть ни да, ни нет. (...) Кантовская система есть воистину система гениальная - гениальнейшее, что было, есть и будет... по части лукавства. Кант - великий лукавец. Его феномены - явления, в которых ничего не является, его умопостигаемые ноумены - которые именно умом-то и не постигаются и вообще никак не постижимы; его вещи в себе, которые именно оказываются отнюдь не в себе и не вещами, а лишь в разуме и понятиями, к тому же ложными, предельными понятиями, то есть особыми способами рассмотрения чувственного; его чистые интуиции - пространство и время, которые именно чистыми не могут быть созерцаемы...(...) ...все эти скользские движения между "да" и "нет" делали бы лукавейшего из философов неуязвимым, и мы, вероятно, так и не узнали бы об истинном смысле его системы, если бы не вынужден он был высказаться в единственном месте недвусмысленно - в термине автономии..."

Русские оказались правы в своем первом впечатлении от Канта и его системы. Резко проведенная Кантом линия между жизнью и смертью оказалась поистине предельной для философии: живой человек и живая жизнь перестали быть предметом философии. ЖИВАЯ ЖИЗНЬ ушла из философии, которая вступила в этап своего искусственного и потому системного существования - филодоксии. Не видя Канта как человека филодоксы соответственно ничего не могли понять и в его системе, которая, как лук Одиссея, была послушна только своему хозяину или человеку, сохранившему в себе живую интуицию - способность видеть жизнь и мыслить непосредственно.

На своей олимпийской высоте Кант смеялся, но люди, сделав философию филодоксией вознесли на всемирный пьедестал почета филодокса всех времен и народов - Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и его Систему, вершиной которой он сам же объявил прусское государство Фридриха II. Интуиция была подчинена логике, а прусское государство стало выковывать людей-роботов: немцы - прямые авторы первой и второй МИРОВЫХ войн.

А сегодня немецкая философия в лице немецкой идеологии властвует миром и непосредственно Россией. После семидесяти лет существования СССР и двух десятков лет новейшей истории, все же не преодолено идеологическое наследство марксизма и его немецких родоначальников Карла Маркса и Фридриха Энгельса, которое господствует над российскими коммунистами и социал-демократами... Все тем же идеологическим духом немецкой идеологии, ориентацией на внешнее,  захвачен бывший разведчик КГБ в Германской демократической республике, а ныне президент России Владимир Вольдемарович Путин, идеологом перестройки постсоветского государства на либеральные рельсы является прямой немец по потомственной линии и по идеологической сути Герман Оскарович Греф... Современный идеологический спор противопоставляет немецкому духу социальности немецкий же дух индивидуализма, то есть социализму в его немецком выражении капитализм все в том же немецком духе... Иными словами, этот якобы идеологический спор идет внутри замкнутой системы общественной мысли: корпоративной, общественной, государственной.  Государство социалистов или же государство индивидуалистов. Русский народ по этому поводу высказался в свое время лаконично и выразительно: "Что немцу здорово, то русскому смерть...". Теперь же,  когда русская интеллигенция до сих пор обуяна немецким духом филистерства, бюргерства и корпоративности,  русский народ просто вымирает.

Старик Кант смеялся, но именно он решил проблему основного вопроса философии - этого спора между жизнью и смертью, между материализмом и идеализмом, приподнявшись над ним и разобщенным миром родового человечества - чувственным Востоком и рационалистичным Западом,  став, пусть всего лишь на на несколько лет, подданным российской империи, когда Пруссия подчинилась русской царице Елизавете, дочери Петра I и Великого. Официально Кант был признан родоначальником немецкой классической философии и предтечей немецкого субъективизма в лице философии и диалектики Гегеля, а неофициально стал родоначальником русской философской мысли - пробудив к жизни великий тезис русского писателя Федора Михайловича Достоевского о РУССКОЙ ИДЕЕ, где отчетливо видны кантовские "феномен " - в определении "русское" и "ноумен" - в понятии "идея".

В России этот посыл великого старца был услышан не сразу. Интервенция немецкой идеологии - победоносное шествие по России немецкой диалектики и субъективной философии, провозгласившей отказ от традиции Сократа, отказ от радостной и веселой чувственности, от самоутверждения, от природы, от людей, от жизни, от природного Востока во имя профессионального и всеотрицающего искусственного Запада... Филодоксия победоносно шествовала по миру, по Западу и начала свою поистине наполеоновскую по размаху интервенцию в Россию. Первая и вторая мировые войны вызваны немецким духом, пытавшимся, в частности, захватить и покорить Россию.

Лишь на короткое историческое мгновение пробудилась русская мысль. В лице непонятого и не признанного до сих пор лидера общественности России, демократа и разночинца Николая Чернышевского, который прямо вел свою историческую параллель от Петра Великого, первого творческого преобразователя немецкой государственности в России. От Петра Великого до Николая Чернышевского - период начала и осознания оригинальной русской общественной и государственной традиции, развития и становления оригинальной русской мысли. Историческое значение магистерской диссертации Чернышевского: "Эстетические отношения искусства к действительности" и философской работы "Антропологический принцип в философии" не было осознано ни современниками, ни советской общественной мыслью. Традиция Сократа и Канта была восстановлена и активно жизнеутверждающе прозвучала в основном философском тезисе диссертации: "Прекрасное есть жизнь!" Увы! Немецкая наукообразная идеология царствовала над сознанием либералов, а в виде марксистской идеологии захватывала сознание другого крыла общества - наших революционеров. Даже лучший ученик Чернышевского - Владимир Ильич Ленин утверждал марксистскую идеологию в качестве основы для действия революционеров и развития российского государства, но сделал шаг назад от наследия своего великого учителя, и вместо познания самого себя провозгласил идеологическое познание внешней общественной действительности. Но Ленин интуитивно стал великим практиком, продолжив дело Петра Великого и Николая Чернышевского, утверждая ЖИВОЕ, а не мертвое отношение к действительности. В СССР столкнулись лицом к лицу Восток и Запад, ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ, где русское живое народно-патриотическое содержание натолкнулось на немецкую общественно-либеральную мертвую форму в лице политико-экономического учения марксизма. СССР есть порождение не немецкого духа, а русского, есть создание мысли не доктринерской, а живой - самобытно русской, где множество представителей русского народа умирали и погибали в непримиримо жестких оковах государственной идеологии. Но умирая, не достигая осознания русской самобытности, они погибали не зря - расширяя пространство государства, создавая величайшее завоевание Октября - СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО, физически и идеологически защитившее советский народ от западной экспансии и защитившее весь мир и западную Европу от европейской чумы фашизма, в том числе от римского (итальянского) и германского (немецкого)...

Основной вопрос нашей сегодняшней действительности есть вопрос о государстве, где спор между почвенниками и западниками, славянофилами и либералами сегодня происходит внутри немецкой идеологии - государство социальное (народное), ориентированное на собственные силы или государство индивидуальное (общественное), ориентирование на существование во внешнем, без опоры на собственные силы и свой народ. И в том и в другом

Изображение книги "Синтезис о русской идее"

Единственная пока философская книга автора, изданная с помощью друзей и знакомых в 1998 г. Продается в Доме книги на Невском:напротив Дворца пионеров (отдел философии). (Карманный формат, цена 60 руб.)

случае русская мысль не осознана, а русская идея не становится выходом из внутреннего интеллектуального тупика. Идея (Конституция) поставлена выше жизни,  профессионал (идеологический советский или технологический либеральный) - выше живого человека, а общество - выше народа. Советское государство было обращено к народу, но вместе с тем - сделало этот народ средством для становления советского общества: развития производства, индустрии и государственной машины. Сегодняшнее либерально-индивидуальное государство, процессом монетизации социальных льгот, совершило подлог, и сделало государство общественным, выбросив русский народ на историческую свалку, а территорию России подвергнув процессам рынка - неуправляемо-центробежным процессам распада. Величайшее завоевание Октября - социальное государство, где интеллигенция была защитницей русского народа, процессом монетизации льгот подменено государством для индивидов - борьбой всех против всех - процессам индивидуального выживания и рассеяния русского народа и русского общества по всему миру. Полное торжество людей, лишенных исторической памяти и веры в свою Отчизну.

Суть подмены в том, что сегодняшнее государство вывело из-под сферы своей интеллектуальной защиты территорию государства и сельское население. Конструкция нынешнего либерального государства и все реформы (в сфере здравоохранения, образования, жилищной сферы и т.д. и т. п.) ориентированы и рассчитаны прежде всего на городское население. Во имя создания общественно-государственной сферы уничтожается СРЕДА ОБИТАНИЯ русского общества - территория и народ. И само русское общество, утратившее память и связь с русским народом реформами обрекается на космополитическое существование, на зависимость от более развитых в техногенной организации жизни государств Европы и прежде всего лидера капиталистического мира - Соединенных Штатов Америки. Либералы поистине не ведают, что творят - слепые сами, они обрекают на слепоту все русское общество. Если же они ведают и понимают, то тогда совершают преступление перед русским народом и всем миром родового человечества, лишая мир выхода из смертельного противостояния Востока и Запада, двух родовых форм существования человечества.

Однако сегодня ситуация в России становится сложнее: не только либералы, но и патриотическая и религиозная интеллигенция не осознавая остроты идеологического противостояния, раздирающего мир и Россию на две части, выдвигают на место РУССКОЙ ИДЕИ идеологические подмены. Либералы, находящиеся у власти, устами кремлевского идеолога Суркова выдвинули концепцию СУВЕРЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ, а вторые, на собрании ВСЕМИРНОГО РУССКОГО НАРОДНОГО СОБОРА, выдвинули не менее абстрактную РУССКУЮ ДОКТРИНУ. Годы Советской власти и идеологического правления КПСС ничему не научили русскую интеллигенцию, она снова стремится к власти абстрактных теорий над живой жизнью и русским народом, планируя в конечном счете утвердить власть МЫСЛЯЩЕЙ КОРПОРАЦИИ, то есть избранных жрецов. Филодоксия, что говорится, на марше!

Люди, будьте бдительны!

Совет молодому человеку (или студенту) приступающему к изучению философии

Требование Сократа "Познай самого себя!" означает, что если мы сами не будем жить чувствами, мы не сможем философствовать - обобщать и тем более оживлять философские идеи и формулы для применения их к живой жизни свИзображение автора_Рисунок художника Ростислава Ивановаоей страны и мира. Нужно понимать, что Сократ говорит о живом знании (когда подчеркивает, что "Мудрость или знание и есть благополучие"). Именно поэтому сегодня нам так понятна озабоченность Сократа, когда он узнал, что развитие письменности в Греции приводит к отчуждению людей от живого общения. Сам он целыми днями проводя философские беседы с современниками, так и не создал ни одного философского труда. Его речь для нас сохранил его ученик и последователь Платон, который и создал знаменитые "Диалоги Сократа".

Из сказанного следует, что иного пути изучения философии, кроме как самостоятельного, не существует. Приступая к философии, молодой человек должен ощущать себя РАВНЫМ Сократу и Канту и всем другим великим философам и мыслителям человечества. Для изучения мудрости у нас есть три наработанных человечеством способности: ЖИВОЕ знание (рассудок), МЕРТВОЕ знание (интеллект) и синтез живого и мертвого знания (способность суждения).

Сократ явил яркий пример ЖИВОГО ЗНАНИЯ - самостоятельно соприкоснувшись с жизнью, природой и с людьми, он выработал собственный сократовский способ мышления - выявления МЫСЛИ (первого обобщения). Не случайно он называл свой способ общения майевтикой - повивальным искусством. Поэтому необходимо впитывать в молодые годы жизнь во всех ее проявлениях и потому так важны любовь к собственной стране, культуре и народу, что они многочисленными чистыми родниками подпитывают ЖИВОЕ ЗНАНИЕ - умение выявлять СВОЕ, родное и отделять его от чужого. Огромную роль здесь играет РЕЛИГИЯ, которая своими догматами и традицией мысли служит первоначальным способом мышления и защитой ЖИВОГО от чужого. Главная способность для ЖИВОГО знания - это ЛЮБОВЬ: способность впитывать в себя окружающий мир и узнавать его через слово. Догматизм здесь на своем месте - по закону тождества - он словом определяет эмоцию, закрепляя ее и обобщая.
Никто как Иммануил Кант не показал значение мертвого знания - слова отчужденного от эмоции и потому подвергнутому второму обобщению. Его знаменитый категорический императив "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству", в котором русский философ Николай Федоров видел ни большее, ни меньшее как принуждение к добру есть на самом деле личное правило и то самое мужество пользования собственным умом. Благодаря тому, что он вложил в свою систему свою личность его философские построения оказались благородны, изящны, сильны и как лук Одиссея сохранили на века его личную меру. И о каком принуждении человека к чему-либо можно обвинять Канта, когда он выдвинул положение за которое от кантовской философии решительно и бесповоротно отвернулись все церковники: "...человек (а с ним и всякое разумное существо) есть цель сама по себе, т.е. никогда никем (даже богом) не может быть использован как средство..."? А между тем, Кант здесь имел в виду не ЖИЗНЬ, а ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, не богоцентрический мир, а человекоцентрический, в котором любая личность должна нести свой крест, повторяя путь Иисуса Христа. Не случайно поэт Александр Блок, написав свою предсмертную поэму "Двенадцать", которую завершил словами: "В белом венчике из роз, впереди Исус Христос", воскликнул: "Я гений!". И он был прав, замечу, гений совершивший в поэзии подвиг равнозначный кантовской философии. Суть в том, что так называемое мертвое знание невозможно без любви и личной веры, которые и позволили постаревшему Одиссею вернуться в дом после долгих скитаний к верной Пенелопе и словно молодому легко и привычно взять в руки свой собственный лук, столь неподъемный для других, и совершить акт справедливости по отношению к насильникам.

Благодаря этому второму отчуждению - превращению конкретной мысли в абстрактную идею - Вы начинаете вырабатывать в себе способность мышления - умения оперировать понятиями, создавая собственную систему и собственную технологию работы в современных условиях. Человек, познавший сам себя должен сделать следующий шаг - создать собственную методику работы и жизни. Так, например, Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель, выработал собственную теорию и практику - непротивления злу насилием. Но она оказалась удобна только для него одного, последователи учения - толстовцы, пытавшиеся следовать методике великого человека, испытывали житейские неудобства, приносили страдания своим близким и многие кончали жизнь самоубийством. Толстовская мерка оказалась для них слишком велика. Именно отсюда совет великого старца Иммануила Канта "Имей мужество пользоваться собственным умом" - создавая собственную методику и технологию работы. Так могу привести пример из собственной практики: в годы учения в Ленинградском университете на факультете журналистики, я на каждом курсе делал самостоятельную работу-исследование. Например, на кафедре предлагалось для курсовой работы 100 тем - я предлагал 101, свою. И достоинством ЛГУ и преподавателей для меня было то, что мне всегда шли навстречу. Таким образом, на третьем курсе, подчеркиваю, факультета журналистики (!!) я писал работу "Идейно-философские искания Белинского в 30-х годах", на четвертом - на кафедре стилистики (!) "Логическое и эмоциональное в публицистике Дмитрия Писарева", на пятом  работу о Чернышевском и закончил дипломом, который логически и методически вырос из самостоятельного исследования "Материализм и диалектика - оружие Чернышевского-публициста", Причем реальное название работы должно было бы звучать так: "Становление материализма и диалектики в русском обществе первой половины XIX века и их реализация в творчестве Чернышевского-публициста". Подчеркну один момент, за плечами у меня был определенный житейский опыт (сразу после школы работа корреспондентом в редакции многотиражной газеты), да и в ЛГУ я поступил в возрасте 25 лет. Таким образом, университетские знания легли на ЖИВОЕ ЗНАНИЕ и ЖИТЕЙСКИЙ ОПЫТ, то есть абстрактные категории, усвоенные на университетском курсе наук оказались наполнены конкретным жизненным содержанием, а самостоятельное исследование привело к тому, что была создана своя собственная интеллектуальная система ПРАКТИКИ, которая позднее привела к открытию русской идеи как метода философии и логики.

Современная западная традиция подхода к жизни и деятельности, преимущественно идеологической и финансово-коммерческой готовит молодых людей к ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Западное недоверие к природе и жизненной конкретике приводит к тому, что молодым людям, искренне и честно, старательно обучающимся и во всем следующим своим профессорам, постепенно ОТРЕЗАЮТ ГОЛОВЫ ОТ ТЕЛА, то есть отделяют МЕРТВОЕ ЗНАНИЕ (интеллект) от ЖИВОГО ЗНАНИЯ (чувственности), с которым каждый молодой человек приходит в храм науки и профессии. Сознание молодого человека заключают в форму (скафандр и шлем космонавта) и он среди своего народа и живой жизни выглядит инопланетянином. Более того, форма - недоверие к конкретике, чувствам, эмоциям и людям приводит к тому, что жизнь выковывает настоящего холодного профессионала идеи, который считает себя вправе применять свои абстракции к жизни. Заметьте, не понимать с помощью интеллекта жизнь, а наоборот, на жизнь надевать свои профессиональные и интеллектуальные скрепы и методики умерщвления и обработки всего живого. Вам нужны примеры: посмотрите что сделали с Россией и с ее народом наши милые и воспитанные либералы, всего лишь ставящие идею выше жизни, посмотрите, что собирается сделать с Востоком просвещенный Запад в лице США и Европы, где аккуратные и университетски образованные люди, развязывают одну войну за другой, с помощью оружия и насилия неся демократию и просвещение в Афганистан, Сербию, Ирак и на очереди теперь видимо Иран. Посмотрите какое раздражение вызывает за Западе Россия, отстаивающая свои интересы и право жить собственным умом. Вам мало примеров или достаточно?

Подытожу, в наше либерально-интеллигентное время требование-пожелание Канта "жить собственным умом" выглядит действительно актом мужества. Поэтому повторю, или Вы приступаете к изучению философии и хотите быть полезным своей стране и миру и готовы мужественно мыслить самостоятельно или Вы стремитесь в общество избранных и обеспеченных филодоксов, профессионалов и хотите быть своим в этой сытой и самодовольной профессорской и профессиональной среде, обеспечив личный комфорт и благосостояние. Если второе то знайте, вся ваша жизнь будет подчинена не радостям жизни, а уничтожению всего живого, оригинального и самобытного. Видели как полиция, закованная в бронежилеты дубинками разгоняет население - вы станете таким же профессиональным убийцем-наемником, разница только что вашим оружием будет не оружие или дубинка, а слово или юридический закон. Таким образом, подытожу, что мертвое знание (профессиональное) есть не самоцель, а средство и оно работает лишь при сохранении своего ЖИВОГО ЗНАНИЯ - любви к своей стране, народу и отстаиванию ее самобытности.

Сделаю отступление на тему либерализма. Если недостатком ура-патриотизма я считаю голые эмоции и напор без каких-либо признаков интеллекта (Владимир Высоцкий: "В восторженных не верю..."), то другую крайность являет либерализм - интеллект без каких-либо признаков эмоции (любви). В это определение "интеллект без эмоции и любви", то есть без любви к собственному народу и стране, полностью без оговорок ложится либерализм (мертвое знание). Не случайно глубоко познавший жизнь и людей Достоевский был столь же краток в определении: "Либерал - враг народа". Поэтому для меня либерализм - это интеллектуальный фашизм. Но если традиционный фашизм, являясь кстати идеологическим европейским изобретением (ибо в его основе идеал, закон, норма, беспощадная ко всему конкретному), обращен на уничтожение других народов, то русский либерализм обращен на уничтожен самого великого и непокорного народа в мировой истории - русского. В России либерализм сегодня свил себе гнездо в головах почти всей элиты страны, не исключая и президента, и главенствующей партии в Государственной Думе - "Единой России". Но весьма характерно, что наряду с распространением либерализма, растет его осуждение, так все чаще и чаще либерализм называется "социальным дарвинизмом", то есть борьбой всех против всех, а конкуренция людей мало чем отличается от конкуренции животных: не случайно большое распространение получила грустная шутка: "Человек человеку - волк, товарищ и брат". А социальная агрессия Соединенных штатов Америки и двойные стандарты Европы (джентльменство снаружи и животное начало внутри) заставляют меня вспомнить гениальное стихотворение-прозрение советского поэта Владимира Кириллова, написанное еще в 30-е годы. О чем это он  -  как не о глобальной экспансии либерализма - глобализме. Привожу его полностью:

Владимир КИРИЛЛОВ

ЗВЕРЬ НЕ СПИТ

В колыбельках дремлют дети,
Над землею воет ветер,
Воет ветер, злобный вой
Мир тревожит в час ночной.

Погрузились в сон музеи,
Изваянья, галереи.
И тома тяжелых книг
Спят в хранилищах своих.

Пулемёты, пушки кротко
Спят, стальные спрятав глотки,
И в ночи, сокрыт от глаз,
Ядовитый дремлет газ.

Спит поэт, и спит учёный.
Спит философ утомлённый,
Воет ветер, злобный вой
Мир тревожит в час ночной.

И, внимая ветру вою,
Говорю я сам с собою:
Нет покоя, снам не верь, -
Слышишь, воет древний зверь...

Вижу дьявольскую морду,
Кто-то властный, кто-то гордый
В тишине ночной не спит,
У него огонь горит.

Волосатый и когтистый,
Но прилизанный и чистый,
В черном фраке, надушен,
Он в расчеты погружен.

И выстукивают счеты:
Сотни тысяч пулеметов,
Сотни грозных кораблей,
Миллионы костылей.

Миллионы погребенных,
Миллионы разоренных
Бесприютных вдов, сирот, -
Все растет безумца счет.

Набухает кровью смета,
Все учел он - жар поэтов
Красноречие попов,
И писак, и дураков.

Он доволен, он смеется,
И живот его трясется -
Все готово. Взмах руки -
Вот и двинулись полки.

Вырастает танк за танком,
Крепнет пушек перебранка.
Бомбовозы вдаль летят,
Города в окне горят...

Так, внимая ветра вою,
Говорю я сам с собою:
Нет покоя, снам не верь, -
Слышишь, воет древний зверь?

28 августа 1932 г.

Владимир Тимофеевич КИРИЛЛОВ (1890-1943). Цитируется по кн. "К огню вселенскому (Русская советская поэзия 1920-1930 гг.)". Сборник, составитель Е. В. Грекова, М.: "Правда", 1989 г., с.98-100.

Это стихотворение Кириллова оказалось гениальным предвидением сегодняшних дней и как никогда актуально для России. Если мы вернемся к определению либерализма как "мертвого знания", то увидим, что либерализм происходя из отрицания эмоции, ее запрета есть на самом деле отрицание любви, веры, личной инициативы. Инициатива возможна только общественная, коммерческая, только на путях индивидуального устремления, которое в условиях глобальной конкуренции (экономизма) выковывает холодное и жестокое общественное животное, привыкшее упорно, упрямо и методично идти к цели - личному обогащению. Ни о каких эмоциях в этом мире не может быть и речи: проявишь слабость - съедят. Сосуществуя среди таких же индивидов, играющих по общественным правилам, очень важно не "быть", а "казаться". Как это, кстати, подчеркнуто у Кириллова:

"Волосатый и когтистый,
Но прилизанный и чистый,
В черном фраке, надушен,
Он в расчеты погружен".

Именно отсюда пресловутые европейские "двойные стандарты" - важно соответствовать общественным нормам и быть как все. Но бал правят не нормы, а скрытые цели и стремления. Подавление естественного, желаний и эмоций, подавление внутреннего во имя соответствия внешнему приводит к тому, что такие люди перестают чувствовать и видеть живую реальность, ежечасно и ежедневно творимая ложь, не проходит даром - они перестают что-либо самостоятельно понимать, утрачивая способность отличать правду от лжи. Лживые сами они во всем и во всех видят ту же ложь - поистине страшно становится жить на белом свете. Поэт Александр Блок точно заметил о таких людях: "Как тяжко мертвецу среди людей...". Не случайно именно из подавления самого себя, своего внутреннего, своих эмоций и желаний, возник знаменитый фрейдовский психоанализ - извлечение из подсознания загнанных туда страхом и запретом собственных эмоций и желаний. Знакомство с капиталистическим миром, но сохранившийся советский опыт, заставил нас по иному понять знаменитую и часто цитируемую фразу Антона Павловича Чехова: "По капле выдавливать из себя раба". Сегодня выясняется, что Чехов выдавил из себя не раба, а свой талант - юного и жизнерадостного Антошу Чехонте. Чехов не сумел сохранить и защитить себя от жестокого и безжалостного общества. Дилемма или проще, выбор, проста: либо ты преодолеваешь всю эту груду мертвого знания, и подчиняешь его себе, проходишь сквозь испытания, становясь личностью, человеком, приподнимающимся над профессией, либо оно задавливает тебя, превращая в общественную функцию, раба, боящегося на шаг в сторону отойти от теории, от затверженных формул и заученных технологий. Разве не об этом свидетельство поэта-профессионала, вознесенного западным миром на пьедестал Нобелевской премии - Иосифа Бродского:

"В писательском ремесле накапливается не опыт, а неуверенность. Которая по-другому и называется мастерством. В этой области, где опыт гибелен, представления о созревании и зрелости перемешаны, а паника - обычное состояние рассудка" ("Меньше, чем единица")?

То есть, позволю себе прокомментировать эту фразу Бродского, накапливается опыт не положительного мастерства - мастерства, основанного на эмоции, на опыте преодоления, на опыте творчества, а мастерства другого - профессионального, мастерства запрета, страха, растерянности, когда голый интеллект один на один сталкивается с жизнью, с явлением выходящим из привычных рамок и потому оказываясь в кругу противоречащих друг другу правил, не может найти точки опоры. Он привык уничтожать свои эмоции, откуда же ему в критический момент найти в себе опору, а внешнее такую опору не дает и никогда не даст.

Итак, мертвое знание - накопленный опыт общества, но взятое вне живого человека. Либо человек самостоятельно, на основе ЖИВОГО ЗНАНИЯ, овладевает этим мертвым знанием, связывая каждое абстрактное понятие с опытом жизни своего народа и с опытом чувственной культуры, либо это мертвое знание овладевает человеком, превращая его в своего жреца - Прокруста, обрубающего все живое и несоответствующее мертвой норме. По-моему я достаточно ясно обозначил проблему и молодой человек, читающий эти строки предостережен достаточно. Закрываю тему либерализма (профессионализма).

Наконец, на синтезе ЖИВОГО ЗНАНИЯ (рассудка) и МЕРТВОГО ЗНАНИЯ (интеллекта) возникает ЛИЧНАЯ СПОСОБНОСТЬ СУЖДЕНИЯ - произнести только то, что можете Вы сами и никто больше. Это даже не сколько РУССКАЯ ИДЕЯ, а сколько всемирно общечеловеческая, которая свидетельствует о том, что люди могут избежать родового Апокалипсиса и достигнуть единства человеческого рода и человечества с природой. На этом я умолкну и предоставлю слово моему старшему товарищу - Геннадию Осинкину, с которым я много дискутировал, когда работал в многотиражной газете корреспондентом. Осинкин - поклонник Гегеля, настоящий любитель мудрости и заядлый шахматист, но несомненно человек, обладающий живым и мертвым знанием. Об этом его стихотворение, которое он мне прислал, когда я уехал в Ленинград. Я не знаю даже жив ли он сейчас, живет ли в Барнауле, работает ли все также на заводском радио - я в шутку называл его "радиомужчиной". Но его стихи удивительны и в свете нашего разговора о философии сегодня актуальны как никогда.

Кстати, один момент из нашего с Осинкиным общения весьма любопытно проясняет вышеприведенный факт с Чеховым. Как-то Осинкин, основываясь на философии Гегеля, о переходе конкретности в свою противоположность, предсказал мне, что со временем я мол, стану отрицанием самого себя: мои положительные качества превратятся в качества отрицательные: был веселым - станешь злым, был доброжелательным - станешь завистником и т. д., почти в точности, как это произошло с Чеховым, хотя тогда в нашем разговоре его имя не всплывало, то есть живое знание превратится в мертвое. Однако, то ли потому, что я запомнил предсказание Осинкина, то ли по другим причинам - этого не произошло. Но интересно, что сам Осинкин в своем стихотворении опроверг собственную же теорию, точнее, гегелевскую. Вот это стихотворение, которое я восстановил по памяти.

Геннадий ОСИНКИН

Короче дни
И на исходе лето.
Все реже ливни.
Всё туманней даль.
Есть в возрасте
Особая примета:
Высокая
И светлая печаль.

Слабеет пульс.
И врач в его ударе
Заметит сбой.
Но не об этом речь.
Сумей в себе,
Как скрипка Страдивари,
Возвышенность
И чистоту сберечь.

И осторожно
Чутких струн касаясь,
Тот дивный звук
Исторгнуть не спеши.
Взрослеем мы,
С годами приобщаясь
К величественной зрелости
души.

И вот, когда в душе,
Что с миром слита,
Вдруг вспыхнет свет
И распахнется даль,
Рискни сказать
Перед людьми открыто:
Ко мне пришла
Высокая печаль.

Стихотворение Геннадия Осинкина из тех, которые продиктованы высоким поэтическим чувством, но прошедшим сквозь философию, сквозь испытание молчанием. Как Андрей Рублев, избравший обет молчания - сокровенной любви, проходящей сквозь испытания, сквозь обобщение, сквозь познание мира и мастерства, не спешил с собственным творчеством, так и в стихотворении Осинкина речь идет об органическом, естественном развитии, том развитии, которое накапливаясь, вызревает с течением времени в личное, испытанное, пережитое, выстраданное. Здесь мне вспоминаются писатель Викентий Вересаев, сказавший, что если бы молодость знала, какая возможна удивительная и спокойна старость, она бы меньше сжигала себя и совет другого русского мыслителя - философа Василия Розанова, который, однажды, подытожил: если можете не писать - не пишите, иначе получится длинно, много и никому не нужно. Насколько это не соответствует сегодняшнему мелкому, суетливому и спешащему быстро жить времени. Ну да, хватит о мелком, ведь мы говорим о философии - о настоящей философии, которая оказывается сродни поэзии.

В заключение нашего разговора, главный совет, а затем несколько принципов.
Главный совет: четко и жестко реши для себя самый принципиальный вопрос: зачем тебе философия или высшее образование? Хочешь ли ты быть представителем и защитником своего народа, в том числе и самого творческого и потому самого непокорного народа в мировой истории - русского или знание тебе нужно только для того, чтобы преуспеть в жизни сделать карьеру или получить высшее образование. То есть определи: нужна ли тебе философия или же филодоксия? Первый путь труден, но зато это настоящий путь, второй с виду легок и успешен, но оплачен внутренним дискомфортом. Если ты избираешь первый путь: люби свою страну, свой народ, изучай его культуру - формируй ЖИВОЕ ЗНАНИЕ - самый главный капитал, о котором Сократ сказал, что это и есть благополучие. Приступая к изучению высшего образования - так называемого МЕРТВОГО ЗНАНИЯ ты должен приготовиться к самостоятельному исследованию и формированию, когда тебе придется живое знание соединять с мертвым. Именно об этом совет Канта: "Имей мужество пользоваться собственным умом", ибо никто, кроме тебя самого не соединит народный опыт с общественно-профессиональным. Это путь личности! Если ты решил стать личностью, то здесь тебе несколько принципов, которые, однако, прошу рассматривать не как обязательные правила, а как совет: подойдет - хорошо, не подойдет - вырабатывай собственные, ничуть не хуже.
Несколько принципов:
1) Троица всегда присутствует в жизни: знание, интеллект и способность суждения даны нам всегда: просто сначала мы формируем собственное тело и чувственность, затем учимся жить с другими - сознание и опыт интеллекта, затем действуем среди людей с которыми живем - реализуем себя и способность суждения.
2) Конкретику надо обобщать: каждая эмоция по идее говоря должна быть уловлена и определена словом, иначе неназванная она уходит в подсознание и исчезает навсегда; но обобщать надо тогда, когда вы это можете, когда до этого созрели.
3) Абстракции надо конкретизировать, каждую форму надо наполнять конкретным содержанием, ибо другого просто нет. Но опыт выявления в абстракции содержания позволяет затем использовать эту абстракцию в других реалиях, то есть снова и снова ее конкретизировать.
4) Реалия, синтез, реализм, Троица - все это синоним человеческого, ибо человек не сводится ни к природе, ни к духу. Таким образом, нужно понимать человечество через себя самого и понимать себя самого через человечество!
5) Помните мудрые слова Канта, которые в свое время меня потрясли и оказали такое сильное влияние на дальнейшую жизнь: "Я и человек во мне": "...я не могу распоряжаться человеком в своем лице, калечить его, губить или убивать" (И. Кант "Основы метафизики нравственности", Сочинения в 6 тт., т.4, М.,1965, ч.1, с.270).
И последнее, не пытайтесь: читать все тома и всех философов, чтобы понять, вернее почувствовать суть иногда достаточно прочитать небольшой отрывок и даже совсем не главную работу философа. Ибо любой философ, которого мы читаем есть отражение нас самих и потому закончу древней как сам мир мудростью: "Тат твам аси!" - "Это ты сам!"На этом достаточно!

С уважением Константин ЧЕРЕПАНОВ
октябрь-ноябрь 2007 г., Выборг



Сайт создан в системе uCoz