ФИЛОСОФСКАЯ КВИНТЭССЕНЦИЯ

РУССКОЙ ИДЕИ

 

ВОСТОК - 1-я родовая форма существования человечества как рода - ЭМОЦИЯ (утверждение);

ЗАПАД - 2-я родовая форма существования человечества как рода - МЫСЛЬ (отрицание);

РОССИЯ - 3-я родовая форма существования человечества как рода - ДЕЙСТВИЕ (согласование).

 

ФИЛОСОФСКАЯ ПОЗИЦИЯ

 

РОССИЯ является, 
наряду с ВОСТОКОМ и ЗАПАДОМ, 
третьим и самостоятельным духовным материком, на территории которого действует духовный закон Троицы

 

 

Троица неслиянная и нераздельная как религиозный догмат православной веры сегодня осмыслена как философский метод ГАРМОНИИ мышления (Троица неслиянная, нераздельная и единая). Как третий духовный материк Россия имеет и только сегодня обозначает:

ТРЕТИЙ ТИП МЫСЛИ (КАЧЕСТВО):
Восток - мысль конкретная (материя, объект, утверждение);
Запад - мысль абстрактная (движение, субъект, отрицание);
Россия - мысль синтетическая (действие, синтез, согласование).

ТРЕТЬЮ ЛОГИКУ (КОЛИЧЕСТВО):
Восток - формальная логика Аристотеля (утверждение как отрицание - качественная связка категорий - по различию при целостном единстве, т.е. вера в единичность мира);
Запад - диалектическая логика Гегеля (отрицание как отрицание - количественная связка категорий - по сходству при отрицании целостности, т.е. вера в множественность мира);
Россия - синтетическая логика (Н. Васильев* и Вл. Соловьев) - (согласование как отрицание - синтетическая связка категорий - по единству различия и сходства, т.е. вера в единство мира).

ТРЕТИЙ ФИЛОСОФСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ (МЕРУ):
Восток - материальное единство разделенного (классификация материи объекта - чувственный опыт как мера утверждения);
Запад - идеальное единство разделенного (систематизация движения субъекта - интеллектуальный опыт как мера отрицания);
Россия - реальное единство разделенного (гармония действия синтеза - творческий опыт как мера согласования: синтез чувственного и интеллектуального)

ГЛАВНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ:
это СИНТЕЗ всех вышеприведенных категорий (трех форм мысли, трех форм логики и трех форм результата в

ФИЛОСОФСКОЙ ТАБЛИЦЕ ВСЕЕДИНСТВА

абсолютно равнозначной знаменитой периодической таблице элементов, разработанной Д. И. Менделеевым (которая также явилась порождением синтетического русского ума).

 

(+)

(-)

(=)

(+)

ОБЪЕКТ как
объект (++)

ОБЪЕКТ как
субъект (+-)

ОБЪЕКТ как
синтез (+=)

(-)

СУБЪЕКТ как
объект (-+)

СУБЪЕКТ как
субъект (--)

СУБЪЕКТ как
синтез (-=)

(=)

СИНТЕЗ как
объект (=+)

СИНТЕЗ как
субъект (=-)

СИНТЕЗ как
синтез (==)

 

СИНТЕЗ всех трех категорий (достигнутый в философии всеединства Вл. Соловьева**) позволяет обозначить ФИЛОСОФСКУЮ ТАБЛИЦУ СИНТЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, в которой достигается синтез материализма (слиянность категорий) и идеализма (раздельность категорий) в реализме (единство или гармония категорий). В результате человечество получает в руки заветный ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ, прикосновение которым к любому предмету мысли позволяет получить мгновенный и точный результат (ответ).***

Дополнительное примечание:

Данная таблица позволяет по иному подойти к традиционному пониманию математики, ибо привносит в нее ТРЕТЬЕ ИСЧИСЛЕНИЕ - в дополнение к качественному и количественному исчислению (надеюсь математики простят автору его философскую терминологию):

 

(+)

(-)

(=)

(+)

1(++)

2(+-)

3(+=)

(-)

4(-+)

5(--)

6(-=)

(=)

7(=+)

8(=-)

9(==)

 

При третьем исчислении каждая единица измерения рассматривается синтетически: конкретно (положительно) и абстрактно (отрицательно), т.е. как личность ЕДИНСТВА! Т.е. КАЖДОЕ ЧИСЛО ЕСТЬ ЛИЧНОСТЬ! И их единство - тоже личность!

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД:

СИНТЕЗ ЧУВСТВЕННОСТИ И МЫШЛЕНИЯ, КОТОРЫЙ ПРИВОДИТ К ИНТУИТИВНОМУ МЫШЛЕНИЮ ПОСТЕПЕННО ПО МЕРЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (ТВОРЧЕСТВА) ПРИВЕДЕТ К ПОЯВЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА ПРИНЦИПИАЛЬНО ИНОГО ТИПА: ТВОРЧЕСКИ ДЕЙСТВЕННОГО, ДЛЯ КОТОРОГО ТВОРЧЕСТВО (КАК МГНОВЕННЫЙ СИНТЕЗ ЧУВСТВЕННОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО В ТВОРЧЕСКОМ АКТЕ ) БУДЕТ СТОЛЬ ЖЕ ЕСТЕСТВЕННЫМ, КАК ДЛЯ НАС ДЫХАНИЕ!

И В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ВСЕЕДИНСТВО (ТРИЕДИНСТВО КАК СИНТЕЗ ЧУВСТВЕННОСТИ, МЫШЛЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ) ЗАВЕРШАЕТ ВНУТРЕННЮЮ ЭВОЛЮЦИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ЛИЧНОСТИ, СОЗДАВАЯ ПЛАНЕТАРНОЕ ЕДИНСТВО НАШЕЙ МАТЕРИ-ЗЕМЛИ!
 
 

ПРИМЕЧАНИЯ к философскому разделу:
* По терминологии создателя синтетической логики Николая Александровича Васильева она названа “воображаемой”, ибо ее идейной основой послужила воображаемая геометрия другого Николая - Лобачевского. Более подробно о логике Васильева см. в кн. К.Черепанов. Синтезис о русской идее. Авторское издание, СПб, 1998г.

Васильев и русский философ Вл. Соловьев объединены автором потому, что они хотя и работали совершенно независимо, но их разработки (логическая и философская) прекрасно дополняют друг друга. Органическая логика (по терминологии Вл. Соловьева) и есть воображаемая (т.е. обе они - синтетические).

** В основе содержания русской философии (миропонимания) лежит проблема ЕДИНСТВА, осознанная и разработанная Вл. Соловьевым как логический принцип ВСЕЕДИНСТВА.

 

Сущее 
(абсолютное)

Бытие
(логос)

Сущность
(идея)

Абсолютное

Дух

Воля

Благо

Логос

Ум

Представление

Истина

Идея

Душа

Чувство

Красота

 

Вот что написал об этой таблице другой русский философ А.Ф. Лосев: “Чтобы понять логику предложенной Вл. Соловьевым таблицы категорий, нужно помнить три обстоятельства.

Первое - это наличие трех основных категорий: сущее, бытие, сущность. В таблице они расположены сверху по горизонтальной линии. Второе - эти три основные категории находятся во взаимном соотношении, а именно так, что каждая категория существует сама по себе, далее, она отражает на себе вторую и потом третью категорию. Таким образом, эти три категории, отражая друг друга, превращаются уже в девять категорий. А если эти три категории не будут превращены в девять, тогда нарушится основной принцип всеединства, а именно что все находится во всем. Без учета этого обстоятельства нечего и думать разобраться в таблице Вл. Соловьева” (А.Ф.Лосев. Вл. Соловьев. М.: “Мысль”, 1983, с. 112-113).

Таблица философской гармонии разработана Вл. Соловьевым, понятийное содержание и логика трех категорий (логика Троицы как синтез положительного “+”, отрицательного “-” и индифферентного или синтетического “=”) разработаны автором (хотя должен подчеркнуть, что есть и принципиальное различие между двумя таблицами, но для понимания идеи всеединства или синтеза оно не принципиально).

 

(+)

(-)

(=)

(+)

++

+-

+=

(-)

-+

--

-=

(=)

=+

=-

==

 

Перед нами зримое выражение отрицательной гармонии (единства разделенного - частей ОРГАНИЗМА), но само единство есть одновременно всеединство, ибо все части являют цифру 9 (внутреннее единство), но взятые вместе (в таблице) составляют 10 (внешнее единство - сотворенное ТЕЛО). Т.е. таблица выражает единство внешнего и внутреннего по формуле русского логика Н.Васильева: “...основным логическим отношением будет отношение между целым и частями целого. К этому понятию сводится всецело и отношение между основанием и следствием. Основание есть целое, а следствие - его части”.

*** В качестве дополнительных материалов к разделу о философской позиции приведу четыре таблицы и таблицу о логике из авторской книги “Синтезис о русской идее”.
 
 

 

Таблица №1. ИСТОРИЯ

 

Чувственность
(+)

Мышление
(-)

Поведение
(=)

Восток
(+)

Восприятие
природы

Осознание
природы

Действие в
природе

Запад
(-)

Восприятие
цивилизации

Осознание
цивилизации

Действие в
цивилизации

Россия
(=)

Восприятие
человечества

Осознание
человечества

Действие в
человечестве

 

Таблица №2. ФИЛОСОФИЯ

 

Теория
(+)

Практика
(-)

Реальность
(=)

Материя
(+)

Теория
материи

Практика
материи

Реальность
материи

Движение
(-)

Теория
движения

Практика
движения

Реальность
движения

Действие
(=)

Теория
действия

Практика
действия

Реальность
действия

 

Таблица №3. МЕТОД

 

Теория
(+)

Практика
(-)

Реальность
(=)

Материя
(+)

Объект

Логика формальная

Классификация

Движение
(-)

Субъект

Логика диалектическая

Систематизация

Действие
(=)

Синтез

Логика синтетическая

Гармония

 

Таблица №4. ЛОГИКА

 

(+)

(-)

(=)

(+)

Утверждение
утверждения

Утверждение
отрицания

Утверждение
согласования

(-)

Отрицание
утверждения

Отрицание
отрицания

Отрицание
согласования

(=)

Согласование
утверждения

Согласование
отрицания

Согласование
согласования

 

 
 
 

 

ТРИАДЫ О ЛОГИКЕ

1.

Объект

Субъект

Синтез

2.

Материя

Движение

Действие

3.

Мысль

Мышление

Мыслящий

4.

Конкретное

Абстрактное

Особенное

5.

Формальная
логика

Диалектическая
логика

Воображаемая логика

6.

Различие

Противоположность

Отношение

7.

Качество

Количество

Мера

8.

Отражение

Приспособление

Воздействие

9.

Материальная часть

Функции

Применение

10.

Суждение по
аналогии

Суждение по
принципу

Суждение по
поступку

11.

Утверждение

Отрицание

Согласование

12.

Эмпиризм

Рационализм

Критицизм

13.

Биологическое

Искусственное

Социальное

14.

Классификация теории

Систематизация практики

Гармония
реальности

15.

Жизнь

Имущество

Честь

 

Теперь остается добавить еще одну, последнюю таблицу, подытоживающую все остальные:

 

Восприятие
(+)

Понимание
(-)

Действие
(=)

Пространство 
(+)

Конкретное восприятие

Конкретное мышление

Конкретное действие

Время
(-)

Абстрактное восприятие

Абстрактное мышление

Абстрактное действие

Реальность
(=)

Абсолютное восприятие

Абсолютное мышление

Абсолютное действие

 

 

"О ДИАГОНАЛИ"

(ДОБАВЛЕНИЕ  к примечаниям в раздел "Философская позиция")

Принципиально важно в понимании новой философской таблицы роль, которую играет третья линия (третья логика, т.е. в сочетании горизонталь - вертикаль - диагональ). В самом деле в таблице периодических элементов Д. И. Менделеева осуществлен синтез горизонтали и вертикали ( который собственно говоря и образовал таблицу), но еще нет диагонали. Даже в частично процитированном нами аналитическом высказывании А. Ф. Лосева о таблице Вл. Соловьева, автор упоминая о горизонталях, ни слова не говорит о диагонали. Продолжаю цитату:

"Но очень важно еще и третье обстоятельство. Дело в том, что в полученной девятке категорий мы имеем три горизонтальные линии, параллельные основной горизонтальной тройке: сущее, бытие, сущность. Каждое из этих трех горизонтальных направлений Вл. Соловьев также обозначает отдельным термином, в результате чего вся девятка категорий оказывается ориентированной не только на основную горизонталь (сущее, бытие, сущность), но еще и тройным образом горизонтально, причем три получающиеся горизонтали именуются как абсолютное, логос и идея".
(А.Ф.Лосев, там же, стр. 113)

В сущности говоря Лосев только положил начало анализу таблицы Вл. Соловьева и вообще возможностей троичной таблицы категорий. Но продолжим разговор о диагонали: в приведенной таблице Вл. Соловьева диагональ дает нам такую связку категорий: дух - представление - красота.
Каково же реальное значение диагонали? Если абстрагироваться от истории (например, от учения Пифагора и других древних мыслителей) и от чисто геометрических мотивов и дать наше толкование, то:

- горизонталь и ее длина есть выражение степени продвижения по пространству (качественно-количественное выражение);
- вертикаль и ее высота есть выражение степени высоты обозрения над пространством как движение во времени (количественно-качественное выражение);
- диагональ и равносторонность (срединность) есть выражение степени связки как соединения горизонтали и вертикали (связки движения в пространстве и во времени) в МЕРЕ синтеза,
т.е. она может быть абсолютной (т.е. пропорционально соединяющей крайние вертикальную и горизонтальную точки, может быть относительной, соединяя различные точки на верхних и нижних прямых. Разная степень синтеза может создавать позиции с преобладанием вертикального или горизонтального измерений, но действительно синтетической является единство горизонтальных и вертикальных точек , соответствующих друг другу: от связки (диагонали) на нижнем уровне до верхних (здесь речь идет не о таблице, а об условном треугольнике).


Этим примечанием я подчеркиваю значение диагонали, которого нет в таблице Менделеева и которое недооценено Лосевым  в таблице Вл. Соловьева. Но дело конечно не в диагонали, и не в приписывании ей каких-то магических или мистических черт, а в том очевидном обстоятельстве, что и в геометрии являет свою силу синтетический подход как синтез двух в третье - новое и самостоятельно качество. Я думаю, что многие читатели уже убедились в том, как в вышеприведенных таблицах "работает" диагональ 1(++) - 5(--) - 9(==). Любопытно еще одно замечание, что диагональ подчеркивает как ни странно геометрию Лобачевского и кривизну мира. Вот еще одно мистическое или творческое наблюдение. В таблице девяти категорий мы наблюдаем: "+" (объект) - 1 раз, "-" (субъект) - 3 раза и "=" (синтез) - 5 раз. Если синтез поставить в центр таблицы, то мы получаем (смотрите сами):
 

 

 (+)

(=)

(-)

(+)

+

=

-

(=)

=

=

=

(-)

-

=

-

 

Итак, как вы видите - синтез образует крест. Крест связующий. И синтетическое понятие меры обретает просто мистическое выражение в кресте как меры личности нашего Спасителя. Это и есть выражение содержания русской философии и ее синтетического метода как веры в социальное единство мира и его сотворенность. Если же уйти от мистического выражения и вернуться к логическому, то здесь замечание будет простым: если раньше мир поддавался количественному (двоичному) пониманию, то теперь являет свою силу синтетическое. И происходит это отчасти и благодаря обозначенной перед вами в этом философском приложении таблице троичных категорий и сущностной диагонали.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Восток сыграл свою историческую роль в родовом развитии человечества заложив основу родового пространства, создав сельскую цивилизацию (НАЧАЛО рода); Запад на ее основе создал цивилизацию городскую, которая характеризуется искусственным типом производства и образа жизни как временного процесса (КОНЕЦ рода), И ТОЛЬКО РОССИЯ СЕГОДНЯ СОХРАНИЛА РАВНОВЕСИЕ МЕЖДУ ГОРОДСКИМ И СЕЛЬСКИМ ОБРАЗАМИ ЖИЗНИ И ПРОИЗВОДСТВА. Только Россия, благодаря своим необъятным пространствам, может создать ГАРМОНИЮ между сельским и городским образами жизни и производства в ТРЕТЬЕМ родовом типе существования человечества как рода - РЕГИОНАЛЬНОМ - гармонии между пространством и временем в родовой РЕАЛЬНОСТИ. Для того, чтобы РОССИЯ смогла наконец приступить к строительству своей новой жизни и указать человечеству путь к выходу из тупика между противостоянием Востока и Запада, между утверждением родовой силы и отрицанием родового интеллекта нужно признать РУССКУЮ ИДЕЮ и право России на свой путь развития, на то, чтобы Россия стала РОССИЕЙ, начав тем самым ТРЕТИЙ РОДОВОЙ ЭТАП В РОДОВОЙ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

 

Coda

 (Из книги Константин ЧЕРЕПАНОВ "СИНТЕЗИС О РУССКОЙ ИДЕЕ", Авторское издание, 1998, с. 111, переработано и дополнено 26.01.2002):

Современный мир знает на уровне логики и практики (сознательного применения) два типа мышления: утверждение (объекта) и отрицание (субъектом).

Синтез в этих двух типах мышления играет подчиненную роль, являясь либо конкретным (объективным) синтезом (согласуя утверждение с утверждением), либо абстрактным (субъективным) синтезом (согласуя отрицание с отрицанием).

Сегодня синтез (согласование утверждения и отрицания) становится самостоятельной категорией, утверждая в мышлении (на уровне логики и практики) принцип сознательной троичности.

Объект есть принцип единичного (начального, первичного, созерцательного, конкретного) мышления теории - ПРИНЦИП МЫСЛИ. Субъект есть принцип двоичного (конечного, следственного, выводного, абстрактного) мышления практики - ПРИНЦИП МЫШЛЕНИЯ. Синтез, таким образом, есть принцип согласования теории и практики, или, иными словами, принцип создаваемой реальности, ее творчества и преображения - принцип действия или ПРИНЦИП МЫСЛЯЩЕГО (АВТОРСТВА).

Принцип сознательной троичности в мышлении есть принцип сознательного творчества - построения новой жизненной реальности.

РЕАЛЬНОСТИ ГАРМОНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

 26 января 2002 г.
Санкт-Петербург

 Добавление от 10.05.2002 (Формулировки уточнены 21.05.02).

Приведу здесь философски-аксиоматическое решение задачи о квадратуре круга, безусловно являющуюся старинной философской задачей:

Есть три способа решения задачи о квадратуре круга:

- естественный (материальный) - зависящий от объекта измерения
(положительное или конкретное доказательство);
- искусственный (идеальный) - зависящий от метода исчисления
(отрицательное или научное доказательство);
- индифферентный (реальный) - зависящий от результата изменения
(творческое или авторское доказательство).

Определение о необходимости авторского доказательства: конкретное доказательство содержит допущение (материальное или интуитивное), идеальное доказательство - строго логично и научно (именно вследствие устранения материальности или интуитивности), но не конкретно (то есть неприменимо вне научной или искусственной реальности); реальное или авторское доказательство содержит недоказуемое и доказуемое (конкретное и идеальное), то есть являет результат синтеза (действия, творчества). Необходимость авторского доказательства в том, что оно помогает устранить дефекты первых двух - конкретность (нелогичность) первого и абстрактность (неприменимость идеального в конкретном) второго путем создания третьей реальности - социальной как содержащей и природную (материальную) среду, и производственно-технологическую (идеальную) сферу. Социальная реальность является творимой. Принципиальная особенность авторского доказательства - привнесение в научное доказательство элемента недоказуемости или интуитивности (то есть по сути дела ВЕРЫ) и потому оно принимается к социальной практике не потому, что ДОКАЗЫВАЕТСЯ (как это осуществляетсяч в научной практике), а потому что ДЕЙСТВУЕТ (то есть приносит РЕЗУЛЬТАТ, разрешает проблему). В этом плане АВТОРСКОЕ доказательство является следствием НАУЧНОГО и КОНКРЕТНОГО, как первых двух - предшествующих ему.

Подробности (другие определения) можно посмотреть в разделе "Философия" "О квадратуре круга". Такой способ решения старинной задачи является философским, то есть методом троичного мышления. Приведу здесь пример такого рассуждения:

О МАТЕМАТИКЕ

Данный способ рассуждения и в частности решение задачи о квадратуре круга позволяет сделать частное определение относительно метода математики, которая по сути дела состоит (с философской точки зрения) всего из двух чисел: НУЛЯ (целое) и ЕДИНИЦЫ (часть). Способ производства числа ДЕВЯТЬ (1, 2, 3 и 3х3) смотри у Пифагора и у Гегеля (о Пифагоре). Двоичность математики с философской точки русской идеи очевидна: НУЛЬ для математики дала Индия (Восток), а ЕДИНИЦА (как ЧАСТЬ вместо ЦЕЛОГО) есть изобретение Запада (древних греков, в лице Пифагора: "Все есть число"). Таким образом, Троица - это не математическое (абстрактное) выражение (как, например, 1, 2, 3 или 3х3 = 9), а СИНТЕЗ 0 (НУЛЯ) и 1 (ЕДИНИЦЫ), то есть ЦЕЛОГО (ВНЕШНЕГО) и ЧАСТИ (ВНУТРЕННЕГО). Иными словами, СИНТЕЗ ОСНОВАНИЯ И СЛЕДСТВИЯ (живого и мертвого, целого и части, или по-другому, целого и его частей, где понятие “часть” есть определение мертвого, то есть поддающегося анализу: разложению на части, расщеплению).

Таким образом, современная математика как и наука работает на стыке живого и мертвого, то есть анализируя живое средствами мертвецкой, а точнее, работает в внутри лабораторно-научной реальности (вне живого), пытаясь решать проблему бессмертия внутри морга (искусственной реальности, то есть городской, цивилизационной, глобальной).

10 мая 2002 г.
Санкт-Петербург

 

Добавление от 23.06.2002

О ТРЕХ СПОСОБАХ ОТНОШЕНИЯ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ: ИСТОРИЯ (старое) - ЛОГИКА (новое) - КРИТИКА (иное)

Из книги “Троица как метод”, глава седьмая “Таблицы”

 

ТАБЛИЦА №5

ТАБЛИЦА №5

КАЧЕСТВО (+)
среда

КОЛИЧЕСТВО
сфера (-)

МЕРА (=)
место

ЧУВСТВО (+)
территория

Знание

Знания

Знающий

МЫШЛЕНИЕ (-)
статус

Навык

Навыки

Опытный

ДЕЙСТВИЕ (=)
позиция

Умение

Умения

Умеющий

 

ТАБЛИЦА №6

ТАБЛИЦА №6

СРЕДА (+)

СФЕРА (-)

МЕСТО (=)

ТЕРРИТОРИЯ (+)

Толпа*

Общество

Коллектив* (Союз)

СТАТУС (-)

Особь

Индивидуум

Человек

ПОЗИЦИЯ (=)

Вожак

Лидер

Личность

 

 

Любое соединение людей (от временных до более или менее постоянных, вплоть до государства) определяет СПОСОБНОСТЬ образовывать это соединение и дифференцировывать это социальное единство в совместной деятельности. Родовая тенденция (цивилизация) создала три вида единения: ПРИРОДНОЕ (эмоция, утверждение), ИСКУССТВЕННОЕ (мысль, отрицание) и РЕАЛЬНОЕ (действие, согласование). Из этого следует: картина родового существования:

 

ХАОС - СИЛА (КРУГ) - ЗАКОН (КВАДРАТ) - ЛИЧНОСТЬ (КВАДРАТУРА)

 

Отсюда следуют три способа родового рассмотрения: ИСТОРИЯ (единичных фактов) - ЛОГИКА (множественных связей) - КРИТИКА (единства созданного). Отсюда следует, что история - это взгляд назад (СТАРОЕ), логика - это взгляд вперед (НОВОЕ) и критика - это взгляд реальный (ИНОЕ). Таким образом, понятие старое-новое-иное являются идеологическими понятиями. Вновь уточним, что история дает - конкретику (единичное), логика - абстракции (множественное, связи), а критика - реалии (единство, сотворенное).

 

ИСТОРИЯ (P): Ь (PЬ (PЬ (PЬ (PЬ (PЬ (PЬ (PЬ (PЬ (P - традиция (объект, объекты, единичное или начало, начала, начальник)

ЛОГИКА (S): S)Ю S)Ю S)Ю S)Ю S)Ю S)Ю S)Ю S)Ю S)Ю - цель (субъект, субъекты, множественное или конец, концы, лидер)

КРИТИКА (M): (MЫ (M)Ы (M)Ы (M)Ы (M)Ы (M)Ы (M)Ы (M)Ы (M)Ы M) - результат (модус или отношение, модусы или отношения, единое или середина(связка), середины (связки), связующий (личность)).

Таким образом, всего мы имеем ТРИ СПОСОБА РОДОВОГО РАССМОТРЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ: ИСТОРИЯ (начало, старое) - ЛОГИКА (конец, новое) - КРИТИКА (середина, иное). Из этого следует вывод, что понятия "старое", "новое" и "иное" являются идеологическими понятиями, то есть СПОСОБАМИ РОДОВОГО ОТНОШЕНИЯ К СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ. Таким образом, ИСТОРИЯ дает традицию или старое, ЛОГИКА - цель или новое. КРИТИКА - результат или иное.

 

* Примечание к таблице №6. Данная триада (Толпа - общество - коллектив или союз) справедлива все же для городской (отрицательной) реальности. Сегодня я ее привел бы в другом виде: ЭТНОС (территория, село) - ОБЩЕСТВО (время, город) - СОЦИУМ (реальность, регион = село + город).

Июнь 2002 г. Выборг

 

ДОБАВЛЕНИЕ ОТ 26.06.02
"О ТРЕХ ПАРАДИГМАХ" И О НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЕ В ЧАСТНОСТИ

В свете русской идеи видны ТРИ ПАРАДИГМЫ (три способа выведения СЛЕДСТВИЯ):

УЧЕНАЯ ПАРАДИГМА - P (объект)-S (субъект) - парадигма ФОРМАЛИЗАЦИИ (перевода ЧУВСТВЕННОГО впечатления в СЛОВО, форму, то есть ЭМОЦИЯ - МЫСЛЬ);

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА - S (субъект) - S (субъект) - парадигма СИСТЕМАТИЗАЦИИ (переход от конкретного значения слова к абстрактному, то есть перевод слова в контекст, систему форм, то есть МЫСЛЬ - МЫСЛЬ);

КРИТИЧЕСКАЯ или АВТОРСКАЯ (ТВОРЧЕСКАЯ) ПАРАДИГМА - S (субъект) - M (модус или синтез) - парадигма РЕАЛИЗАЦИИ (выход за ФОРМУ, СЛОВО, применение идеи к реальности, к ЖИЗНИ, то есть МЫСЛЬ - ДЕЙСТВИЕ);

Здесь необходимы определенные уточнения, что каждая парадигма существует в своей реальности (напомню формулировку русской идеи в авторской разработке "Россия является, наряду с Востоком и Западом, третьим и самостоятельным духовным материком, на территории которого действует духоввный закон Троицы"): ученая парадигма в ПРИРОДНОЙ (Восток), профессиональная парадигма в ИСКУССТВЕННОЙ (Запад), критическая парадигма - в СОЦИАЛЬНОЙ (РОССИЯ). Но справедливо будет и утверждение, что все три парадигмы (как научные понятия) существуют в рамках ЗАПАДА и при этом: ученая парадигма отражает появление Запада как второго духовного материка (отношение Восток Ю Запад) и зарождение науки, профессиональная парадигма отражает замкнутое существование Запада вне Востока, а науки вне жизни (отношение Запад как объект Ю Запад как субъект), критическая парадигма означает появление России как третьего духовного материка (отношение Запад Ю Россия) и применение науки к жизни (к социальной реальности). То есть история ЗАПАДА означает процесс РОДОВОГО САМОПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В РАМКАХ ЗАМКНУТОЙ ФОРМЫ (СЛОВА, ЦИВИЛИЗАЦИИ): уход из природы (жизни) - Восток, процесс существования вне природы (жизни) - Запад и синтез с природой (жизнью) - Россия. Напомню триаду: мировоззрение (Восток) - миропонимание (Запад) и миродействие (Россия) и о трех родовых формах существования человечества внутри цивилизации: эмоция - мысль - действие.

Отход России от духовной зависимости Запада происходит путем КРИТИКИ (привнесение в слово авторства) - парадигма реализации (субъект - синтез), но внутри самой России (как территории Троицы) действует третий родовой принцип - ДЕЙСТВИЕ (то есть внутри социальной реальности).

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ*, и о физике в частности

В логическом изложении все три парадигмы выглядят так:
научная или объективная (P-S): утверждение - отрицание;
профессиональная или субъективная (S-S): отрицание (как утверждение) - отрицание (как отрицание);
критическая или синтетическая (S-M): отрицание - согласование.

Но при этом нужно иметь ввиду, что современная парадигма выглядит несколько иначе: S (субъект) - P (объект). А целостная картина (в принципиальном изложении двух логик - формальной и диалектической) выглядит так: P-S и S-P. Если под S мы будем понимать Запад и его научную историю, то окончательная картина будет иметь такой вид P (Восток) - S (Запад или P-S и S-P) - M (Россия). Здесь видно, что в этом изложении традиционное или научное понимание парадигмы S-P нисколько не противоречит нашему S-S, что означает S (P-S) - S (S-P).

Автор профессиональной парадигмы - Гегель, философия которого определяется одним словом: ДВИЖЕНИЕ (ФУНКЦИЯ). Феноменализация духа есть МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ДУХА (или МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ), что позволяет понять, что научная МАТЕРИЯ не имеет ничего общего с реальной природной материей, ибо (опять вспомним Гегеля) "рожденное от духа есть дух". То есть природная материя имеет КАЧЕСТВО (ЖИЗНЬ, целостность), но искусственная материя (несмотря на все гегелевские триады) качества не имеет и является КОЛИЧЕСТВОМ, что и подтверждается историей ФИЗИКИ (и всей историей НАУКИ). Все физические первоначала являются ЕДИНИЦЕЙ (атом электрон, квант, кварк), которая и СОЗДАЕТ МАТЕРИЮ (систему функций или движений). Но эта материя не имеет того, что имеет материя природная: качества (то есть ЖИЗНИ). Иными словами, НАУКА СМОТРИТ НА ЖИЗНЬ МЕРТВЫМИ ГЛАЗАМИ**, а физика и в частности, теории Эйнштейна (например, СТО И ОТО) есть остроумие интеллекта внутри искусственного (идеального) пространства ("Рожденное от духа есть дух", а от идеи - идея). Поэтому нужно принципиально различать ту разницу, которая существует между философским пониманием понятий "пространство" и "время" (например, у Канта) и физическим пониманием, которое на самом деле является ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНСТРУКЦИЕЙ (физика), где точка (идеальное понятие) воспринята как КАЧЕСТВО (пространство, геометрия) и как КОЛИЧЕСТВО (время, математика). Именно это понимание (физическое) полностью соответствует идеальной или практической философии Гегеля - ДВИЖЕНИЕ или ФУНКЦИЯ (дух, то есть в гегелевском смысле - СЛОВО). Именно Гегель является родоначальником профессионального подхода к жизни или профессиональной парадигмы, которая в современном виде выглядит так: S-P и означает МАТЕРИАЛИЗАЦИЮ ИДЕИ (ЗАПАД). Россия попала в ловушку идеализма в 1917 году, но и поныне пребывает духовно несвободной и зависимой, не решаясь принять русскую идею как ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ СВОЕГО ГОСУДАРСТВА И ЖИЗНИ. Профессиональная парадигма - парадигма функции или технической исполнительности сегодня определяет жизнь России, которая потерпела духовное поражение. Освобождение может прийти только одним путем - аргументированной и доказательной критики Запада и науки на всех уровнях научной и общественной жизни России. У России есть своя научная парадигма - ПАРАДИГМА РЕАЛИЗАЦИИ (мысль - критика или авторство) .

26.06.2002 г. Санкт-Петербург

Примечания от 13.07.02 (добавление от 20.07.02)

* Таким образом, так называемая ученая парадигма (P-S) на самом деле является профессиональной (S-P), то есть, если сказать другими словами, объективная научная парадигма стала субъективной. Здесь необходимо уточнить, что мы понимаем под профессионализмом: если очень просто, то это - научная практика, взятая в отрыве от объекта. Поскольку объект берется органами чувств, то таким образом, есть еще одно промежуточное звено - ТЕОРИЯ, в связке: ОБЪЕКТ - научная теория - научная практика. Здесь очевидно, что практика связана не с объектом исследования, а с научной теорией, то есть является двойным отрицанием (отрицанием отрицания). Поэтому объектами для профессионального мышления являются факты не природной или народно-этнической реальности, а уже обобщенные (абстрагированные от конкретики) факты науки, как самостоятельного специфического процесса. То есть произошла малозаметная подмена с действительно научной парадигмы (P-S) на профессиональную (S-P), то есть теория науки (объективный процесс) сменилась ее практикой (субъективный процесс) и наука как самозамкнутый процесс подошла к границе своих возможностей, ставя проблему своей реализации в социуме (то есть синтеза теории и практики. Третий (иной) этап требует от ученого социальности (реальности) своих знаний и навыков окружающему миру.

** Точнее было бы сказать, что "наука смотрит на жизнь не мертвыми, а все более и более МЕРТВЕЮЩИМИ глазами", то есть научная точность достигается тем, что наука (сегодняшняя, ставшая профессиональной) обращает внимание на процессы не жизненные, а процессы распада (целого на части, части на части) благодаря чему и достигается так называемая НАУЧНАЯ (ИДЕАЛЬНАЯ) точность (например, атом, электрон, квант, кварк). Однородность научного процесса (распад тела на части и частей на дальнейшие части - например, в математике исчисление бесконечно малых) есть процесс разложения (омертвления), где все воспринимается КОЛИЧЕСТВЕННО как набор элементов (разлагающихся). Научная истина здесь есть МЁРТВАЯ форма совершенно лишенная содержания - технология (процесс сам по себе, природный процесс Ю научная технология, функция) или процесс, воплощенный в приборе (материализованный, природное ТЕЛО Ю научный ПРИБОР, РОБОТ).

Именно научная практика (профессионализм) приводит к истине прагматизма - наука утратила самостоятельное значение (в момент отрыва от объекта) и стала средством. Именно в неспособности науки (как объективного и субъективного процесса) поставить самоценную цель и усматривается коренная слабость технологического и экономического существования человечества (в основном - западного), о которой предупреждали еще в середине ХХ века лидеры западной науки Бертран Рассел и Альберт Эйнштейн, инициировавшие "Манифест Рассела-Эйнштейна", подписанный кроме них, виднейшими учеными мира.

(Добавление от 20.07.02) Если сказать еще проще, то три научные стадии: теория - практика - реальность соответствуют трем научным результатам: классификация (P-S) - систематизация (S-P) - гармонизация или гармония (S-M) причем гармония есть следствие соприкосновения науки с социальной (природно-народной) реальностью. Т. е. гармония есть результат решения социальной проблемы, которая и ставится наукой. Подытожу этот вывод еще раз: наука ставит в первую очередь не научные (внутренние), а социальные (внешние) проблемы. Именно поэтому открытие ядерного деления привело в конечном счете к предупреждению ученых (Манифест Рассела-Эйнштейна) о смертельной опасности для человечества, которая сегодня оказалась не устранена, а загнана вглубь. Еще более опасным является, на мой взгляд, существование никем не управляемой и все более и более глобализирующейся цивилизации... С этой точки зрения, идеологическая война Запада с Востоком (борьба с терроризмом) есть борьба следствия со своей собственной причиной, то есть идеологическое противостояние сельского (Восток) и городского(Запад) населения планеты...

 

Санкт-Петербург

ДОБАВЛЕНИЕ ОТ 24.08.2002

В связи с тем, что в ряде авторских утверждений встречаются положения, основанные на троичной логике (логике ГАРМОНИИ или гармонизации) считаю необходимым вновь вернуться к ТАБЛИЦЕ, ранее названной "Философской таблицей всеединства" или "Таблице троичных категорий", только на этот раз применив традиционные логические категории мышления: понятие - суждение - умозаключение. Вот эта таблица:

ТАБЛИЦА ГАРМОНИИ МЫШЛЕНИЯ

(+)

(-)

(=)

(+)

Понятие
(++)

Суждение
понятия

Умозаключение
понятия

(-)

Понятие
суждения

Суждение
(--)

Умозаключениесуждения

(=)

Понятие умозаключения

Суждение
умозаключения

Умозаключение
(==)

Данная таблица (и в других модификациях) давно уже является альфой и омегой авторского метода мышления. Что касается традиционных логических категорий, которые являются основой каждого современного учебника логики, то здесь есть ряд моментов, о которых нужно сказать особо. Критическими точками являются категории "понятие" и "умозаключение", иное понимание процесса суждения (можно сказать, что в кантовском смысле), которое являясь центром всей таблицы, включает в себя стадию предшествовавшую и стадию последующую, а главное, данная таблица дает на мой взгляд, исчерпывающую картину мышления (в смысле развертывания традиционных логических категорий).

Принципиальное отличие от традиционного понимания логических категорий в том значении, которое приобретает ТРЕТЬЯ ФИГУРА - УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ (в полном соответствии с философской формулой русской идеи - логики гармонии Троицы). Подытожим это значение небольшой таблицей:

 

(+)

(-)

(=)

(+)

1 (++)

2 (-)

3 (=)

(-)

2 (-)

2 (--)

3 (=)

(=)

3 (=)

3 (=)

3 (==)

Здесь четко показано, что троичная таблица добавила в традиционную логическую таблицу из четырех фигур силлогизма (то есть четрехклеточную) ТРЕТЬЕ КАЧЕСТВО, в связи с чем и произошло качественно-смысловое изменение категорий "понятие" и умозаключение" и расширено значение категории "суждение".

Современные учебники логики дают "обрубленную" фигуру процесса мышления (понятие - суждение - умозаключение), где наиболее формализованными оказались первая и третья фигуры. Если след обрубления понятия еще можно найти в каноническом учебнике "Логики" (АН СССР, институт философии, 1956), где проводится различие между "представлением" и "понятием" и недвусмысленно подытоживается, что "понятие всегда выступает в мышлении как член некоторой логической связи" (то есть читай - ОПЫТА, общества, уже сделанного обобщения, то есть ПОНЯТИЕ СТАЛО УЧАСТНИКОМ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ И УТРАТИЛО КОНКРЕТНОСТЬ, то есть ПОНЯТИЕ СТАЛО ДВОИЧНЫМ ИЛИ МНОЖЕСТВЕННЫМ и перестало принадлежать КОНКРЕТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ!!), то в последующих учебниках логики речи о категории "представление" или о том, что понятие несет на себе след представления (эестетики, искусства, ЖИЗНИ, природной реальности) уже не заходит. Приведенная нами таблица Троицы устраняет этот недостаток, подытоживая процесс ЧУВСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ (или внутри природной реальности): ПОНЯТИЕ - СУЖДЕНИЕ ПОНЯТИЯ (то есть расщепление, раздвоение, противоречие на чувственном уровне или конкретное противоречие) - УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ (достижение синтеза, отражение чувственного в целостной, конкретной картине).

Обрубленной, но уже с конца оказалась и третья фигура процесса мышления - УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, которая по сути дела была формализована настолько, что стала НОВОЙ ФОРМОЙ ВТОРОЙ ФИГУРЫ - то есть СУЖДЕНИЯ! В самом деле, возьмем определение из учебника логики для юристов (под ред. В. И. Кириллова, А. А Старченко, М, 1987 г.): "Умозаключение - это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение". То есть подытожим, что умозаключение здесь понимается как НОВОЕ знание выводимое СТРОГО ЛОГИЧЕСКИ из заданных предпосылок. Подчеркнем, что такое понимание умозаключения начисто отрицает то, что ранее оказалось обрублено в понятии, то есть ЖИВОЕ происхождение понятия от конкретного человека (иными словами - жизнь), в умозаключении это приняло форму отрицания АВТОРСТВА (то есть ПРАВА НА ТВОРЧЕСТВО В МЫШЛЕНИИ), ибо выведенное из ФОРМАЛЬНО ПОНИМАЕМЫХ ПОНЯТИЙ должно быть в итоге СТОЛЬ ЖЕ ФОРМАЛЬНО УМОЗАКЛЮЧЕНО (то есть человек должен сам себя арестовать в мышлении и ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕ ВИДЕТЬ ЖИВУЮ РЕАЛЬНОСТЬ). Восприятие реальности через формально-судебные рамки и догмы - это, что говорится, нынешняя жизнь мира и России и добавлю, именно через подобно-юридический тип мышления США присваивает себе право силового насилия над странами, не соответствующими нормам и критериям западно-ученого мира.

Корень этого логического мышления опять же в немецкой философии и апологете профессионализма - Г. В. Ф. Гегеле. Понятие для Гегеля двоично, то есть расщеплено и потому оно есть СУЖДЕНИЕ, умозаключение же есть заключение СУЖДЕНИЯ. Иными словами, гегелевская фигура являет нам вторую строчку таблицы гармонии: 1(2) - 2(2) - 3(2) или ПОНЯТИЕ СУЖДЕНИЯ (-+) - СУЖДЕНИЕ (--или суждение суждения) - УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ СУЖДЕНИЯ. В понятии проявляется двоичность, далее в суждении происходит раскрытие содержания понятия (именно как двоичного, то есть субъективного) и наконец, в умозаключении происходит синтез двоичного в понятии и двоичного в суждении в результате чего достигается новое знание - двоичное в троичном. Подытожу, что именно у Гегеля НЕТ НАЧАЛА (понятия) и НЕТ КОНЦА (умозаключения), которое реализовано в современном понимании логики и преподносится как истина в последней инстанции всем молодым людям мира и России (философия процесса, движения или функциональности, профессионализма).

Данная таблица гармонии Троицы (всеединства) восстанавливает за понятием его ЕДИНИЧНУЮ (конкретную) природу, и потому понятие ("+" или "1") всегда КАЧЕСТВЕННО. Суждение ("-" или "2") всегда является ДВОИЧНЫМ (или МНОЖЕСТВЕННЫМ), тогда как УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ("=" или "3") всегда ТРОИЧНО или по-другому ГАРМОНИЧНО или ЕДИНО (единичное - множественное - единое) или по-другому всегда имеет в себе социальную - творческую природу. То есть данная таблица 1) восстанавливает за понятием его конкретность (единичность, природность, качественность); 2) подчеркивает творческий (авторский) характер умозаключения, вводя принципиально новую триаду категорий (социальное мышление) в формуле ПОНЯТИЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ (=+) - СУЖДЕНИЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ (-=) - УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ (=), из чего следует что то, что понималось ранее как "умозаключение" на самом деле было формой суждения; 3) возвращает современную теорию к кантовскому пониманию способности суждения (см. незаслуженно забытую "Критику способности суждения"), где суждение есть процесс возникновения - развития и завершения ОПЫТА (то есть ВХОД В ЦИВИЛИЗАЦИЮ и ВЫХОД ИЗ НЕЕ, или сказать по-другому, замкнутому существованию человечества вне природы).

Именно троичная таблица зримо показывает это качественное движение всех девяти категорий:

 

(+)

(-)

(=)

(+)

1 (1)
++

2 (2)
+-

3 (3)
+=

(-)

4 (2)
-+

5 (2)
--

6 (3)
-=

(=)

7 (3)
=+

8 (3)
-=

9 (3)
==

Не лишне добавить, что внутри ТРОИЧНОЙ таблицы (3х3=9) выражена двоичность связи категорий (ЦЕЛОСТНОСТЬ ПРОЦЕССА), что по-другому это можно назвать завершенностью самопознания человечества (науки). Также здесь осуществлена квадратура круга: единичность (тело) - круг + двоичность или множественность таблицы - квадрат, что в сумме дает квадратуру: переход от эстетики к этике, от созерцания к мышлению и обратно. По Пифагору, из единицы была произведена десятка, где единица (тело, круг), процесс (двоичность) - девятка (организм), а единство тела и организма дает синтез - третье, то есть сотворенное тело (десятку). Круг (единичное) + квадрат (двоичное или множественное) = квадратура (единое). Напомню, что в "Синтезисе №2 об идеологии" я уже упоминал, что категория "множественное" образуется посредством расщепления или отрицания, то есть является субъективным или двоичным процессом.

Остается подытожить, что в таблице дан синтез трех способов мышления: в природной реальности (конкретного, см. 1-3), в искусственной (абстрактного, см. 4-6) и в социальной (синтетического, см. 7-9). Но все три способа в единстве образуют ЕДИНЫЙ МЕТОД МЫШЛЕНИЯ - ГАРМОНИЮ ТРОИЧНОГО МЫШЛЕНИЯ.

Для полноты иллюстрации всего вышесказанного позволю себе предложить вниманию интересующихся русской идеей как новым методом мышления и логики целую серию НАГЛЯДНЫХ таблиц, где показано развертывание троичных категорий. Эти таблицы ничего не добавляя к сути метода, тем не менее являются прекрасным иллюстративным материалом.

Приложение к добавлению от 24.08.02 (Таблицы №№1-15)

№1 ЦЕЛОЕ - ЧАСТЬ - ЕДИНОЕ

 

(+)

(-)

(=)

(+)

ЦЕЛОЕ

ЧАСТЬ ЦЕЛОГО

ЕДИНОЕ ЦЕЛОГО

(-)

ЦЕЛОЕ ЧАСТИ

ЧАСТЬ

ЕДИНОЕ ЧАСТИ

(=)

ЦЕЛОЕ ЕДИНОГО

ЧАСТЬ ЕДИНОГО

ЕДИНОЕ

 

№2 КАЧЕСТВО - КОЛИЧЕСТВО - МЕРА

 

(+)

(-)

(=)

(+)

КАЧЕСТВО

КОЛИЧЕСТВО КАЧЕСТВА

МЕРА КАЧЕСТВА

(-)

КАЧЕСТВО КОЛИЧЕСТВА

КОЛИЧЕСТВО

МЕРА КОЛИЧЕСТВА

(=)

КАЧЕСТВО МЕРЫ

КОЛИЧЕСТВО МЕРЫ

МЕРА

 

№3 ОБЪЕКТ - СУБЪЕКТ - СИНТЕЗ

 

(+)

(-)

(=)

(+)

ОБЪЕКТ

СУБЪЕКТ ОБЪЕКТА

СИНТЕЗ ОБЪЕКТА

(-)

ОБЪЕКТ СУБЪЕКТА

СУБЪЕКТ

СИНТЕЗ СУБЪЕКТА

(=)

ОБЪЕКТ СИНТЕЗА

СУБЪЕКТ СИНТЕЗА

СИНТЕЗ

 

№4 КРУГ - КВАДРАТ - КВАДРАТУРА

 

(+)

(-)

(=)

(+)

КРУГ

КВАДРАТ КРУГА

КВАДРАТУРА КРУГА

(-)

КРУГ КВАДРАТА

КВАДРАТ

КВАДРАТУРА КВАДРАТА

(=)

КРУГ КВАДРАТУРЫ

КВАДРАТ КВАДРАТУРЫ

КВАДРАТУРА

 

№5 ТЕОРИЯ - ПРАКТИКА - РЕАЛЬНОСТЬ

 

(+)

(-)

(=)

(+)

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА ТЕОРИИ

РЕАЛЬНОСТЬ ТЕОРИИ

(-)

ТЕОРИЯ ПРАКТИКИ

ПРАКТИКА

РЕАЛЬНОСТЬ ПРАКТИКИ

(=)

ТЕОРИЯ РЕАЛЬНОСТИ

ПРАКТИКА РЕАЛЬНОСТИ

РЕАЛЬНОСТЬ

 

№6 ИСТОРИЯ - ЛОГИКА - КРИТИКА

 

(+)

(-)

(=)

(+)

ИСТОРИЯ

ЛОГИКА ИСТОРИИ

КРИТИКА ИСТОРИИ

(-)

ИСТОРИЯ ЛОГИКИ

ЛОГИКА

КРИТИКА ЛОГИКИ

(=)

ИСТОРИЯ КРИТИКИ

ЛОГИКА КРИТИКИ

КРИТИКА

 

№7 ВНЕШНЕЕ - ВНУТРЕННЕЕ - РЕАЛЬНОЕ

 

(+)

(-)

(=)

(+)

ВНЕШНЕЕ

ВНУТРЕННЕЕ ВНЕШНЕГО

РЕАЛЬНОЕ ВНЕШНЕГО

(-)

ВНЕШНЕЕ ВНУТРЕННЕГО

ВНУТРЕННЕЕ

РЕАЛЬНОЕ ВНУТРЕННЕГО

(=)

ВНЕШНЕЕ РЕАЛЬНОГО

ВНУТРЕННЕЕ РЕАЛЬНОГО

РЕАЛЬНОЕ

 

№8 ИНСТИНКТ - ИНТЕЛЛЕКТ - ИНТУИЦИЯ

 

(+)

(-)

(=)

(+)

ИНСТИНКТ

ИНТЕЛЛЕКТ ИНСТИНКТА

ИНТУИЦИЯ ИНСТИНКТА

(-)

ИНСТИНКТ ИНТЕЛЛЕКТА

ИНТЕЛЛЕКТ

ИНТУИЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

(=)

ИНСТИНКТ ИНТУИЦИИ

ИНТЕЛЛЕКТ ИНТУИЦИИ

ИНТУИЦИЯ

 

№9 ЗНАНИЕ - ОПЫТ - ТВОРЧЕСТВО

 

(+)

(-)

(=)

(+)

ЗНАНИЕ

ОПЫТ ЗНАНИЯ

ТВОРЧЕСТВО ЗНАНИЯ

(-)

ЗНАНИЕ ОПЫТА

ОПЫТ

ТВОРЧЕСТВО ОПЫТА

(=)

ЗНАНИЕ ТВОРЧЕСТВА

ОПЫТ ТВОРЧЕСТВА

ТВОРЧЕСТВО

 

№10 ЕДИНИЧНОЕ - МНОЖЕСТВЕННОЕ - ЕДИНОЕ

 

(+)

(-)

(=)

(+)

ЕДИНИЧНОЕ

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЕДИНИЧНОГО

ЕДИНОЕ ЕДИНИЧНОГО

(-)

ЕДИНИЧНОЕ МНОЖЕСТВЕННОГО

МНОЖЕСТВЕННОЕ

ЕДИНОЕ МНОЖЕСТВЕННОГО

(=)

ЕДИНИЧНОЕ ЕДИНОГО

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЕДИНОГО

ЕДИНОЕ

 

№11 ВЛАСТЬ - ЗАКОН - ЛИЧНОСТЬ

 

(+)

(-)

(=)

(+)

ВЛАСТЬ

ЗАКОН ВЛАСТИ

ЛИЧНОСТЬ ВЛАСТИ

(-)

ВЛАСТЬ ЗАКОНА

ЗАКОН

ЛИЧНОСТЬ ЗАКОНА

(=)

ВЛАСТЬ ЛИЧНОСТИ

ЗАКОН ЛИЧНОСТИ

ЛИЧНОСТЬ

 

№12 ВЛАДЕНИЕ - УПРАВЛЕНИЕ - СЛУЖЕНИЕ

 

(+)

(-)

(=)

(+)

ВЛАДЕНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ ВЛАДЕНИЯ

СЛУЖЕНИЕ ВЛАДЕНИЯ

(-)

ВЛАДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

УПРАВЛЕНИЕ

СЛУЖЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

(=)

ВЛАДЕНИЕ СЛУЖЕНИЯ

УПРАВЛЕНИЕ СЛУЖЕНИЯ

СЛУЖЕНИЕ

 

№13 МАТЕРИЯ - ДВИЖЕНИЕ - ДЕЙСТВИЕ

 

(+)

(-)

(=)

(+)

МАТЕРИЯ

ДВИЖЕНИЕ МАТЕРИИ

ДЕЙСТВИЕ МАТЕРИИ

(-)

МАТЕРИЯ ДВИЖЕНИЯ

ДВИЖЕНИЕ

ДЕЙСТВИЕ ДВИЖЕНИЯ

(=)

МАТЕРИЯ ДЕЙСТВИЯ

ДВИЖЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ

ДЕЙСТВИЕ

 

№14 ПРИРОДА - ПРОИЗВОДСТВО - СОЦИУМ

 

(+)

(-)

(=)

(+)

ПРИРОДА

ПРОИЗВОДСТВО ПРИРОДЫ

СОЦИУМ ПРИРОДЫ

(-)

ПРИРОДА ПРОИЗВОДСТВА

ПРОИЗВОДСТВО

СОЦИУМ ПРОИВЗОДСТВА

(=)

ПРИРОДА СОЦИУМА

ПРОИЗВОДСТВО СОЦИУМА

СОЦИУМ

 

№15 МЫСЛЬ - МЫШЛЕНИЕ - МЫСЛЯЩИЙ

 

(+)

(-)

(=)

(+)

МЫСЛЬ

МЫШЛЕНИЕ МЫСЛИ

МЫСЛЯЩИЙ МЫСЛИ

(-)

МЫСЛЬ МЫШЛЕНИЯ

МЫШЛЕНИЕ

МЫСЛЯЩИЙ МЫШЛЕНИЯ

(=)

МЫСЛЬ МЫСЛЯЩЕГО

МЫШЛЕНИЕ МЫСЛЯЩЕГО

МЫСЛЯЩИЙ

 

На этом заканчиваю, но позволю себе обратить внимание знакомящихся с троичной логикой и вспомогательными таблицами, что здесь нет бессмысленных категорий, ибо все категории являются философскими понятиями, то есть для своего применения нуждаются в переводе на "человеческий" (социальный) язык и адекватного применения к ситуации. Также добавлю, что приведенными триадами таблицы разумеется не исчерпываются и любой ученый или человек, заинтересованный в понимании русской идеи может использовать все приведенные мной триады (см. выше по тексту "Квинтэссенции" или книги "Синтезис о русской идее" (1998) и "Троица как метод" (1997), раздел "Триады") подставив их на нужные поля таблицы. Единственно, только предостерегаю лиц неискушенных в философии, от использования неавторских триад (то есть триад, не указанных мной), ибо в этих триадах может быть нарушена логика триады ("+ " - "-" - "="). За триады, приведенные в моих книгах я отвечаю тем, что готов раскрыть логику любой триады в более понятных, логичных и даже - не философских категориях.

Санкт-Петербург

 

ДОБАВЛЕНИЕ ОТ 5.10.2002. О ДЕВЯТИ ПАРАДИГМАХ КАК ДЕВЯТИ СТАДИЯХ ОДНОГО ПРОЦЕССА (ГАРМОНИИ)

Прошлый раз (26.06.02) мы говорили о трех научных парадигмах:
- ученой
P-S (или парадигме формализации, классификации),
- профессиональной
S-P (S-S или парадигме систематизации)
- и авторской
S-M (творческой, критической или парадигме гармонизации).

Три эти парадигмы обозначены как три способа МЫШЛЕНИЯ (или процесса) или, как мы определили, три способа выведения следствия. Но будучи сведены в триединую таблицу гармонии (всеединства) эти три процесса образуют девять отношений между собой и являют ЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС, который, как опять же ранее заметили, имеет под собой ДВОИЧНУЮ природу (процессность, функциональность). То есть в этой системе категорий даже понятие ОБЪЕКТ (качественное, единичное) является все же двоичным, как и СИНТЕЗ (мера, единое), то есть это, повторю, снова ТРИ СТАДИИ единого процесса (то есть ТРИ СПОСОБА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ сведенные воедино). Из всего вышесказанного следует, что если есть ТРИ парадигмы процесса, то всего парадигм ДЕВЯТЬ (то есть девять состояний ОДНОГО И ОДНОВРЕМЕННО ТРИЕДИНОГО ПРОЦЕССА). Взгляните на уже знакомую вам таблицу, правда чуть модифицированную.

 

(+)

(-)

(=)

(+)

PP (++)

PS (+-)

PM (+=)

(-)

SP (-+)

SS (--)

SM (-=)

(=)

MP (=+)

MS (=-)

MM (==)

 

Таким образом, мы имеем:

++ или PP - объект, данный чувственности и еще не отчужденный;
+- или
PS - объект, отчужденный от чувственности;
+= или
PM - объект, синтезированный воедино через чувственность (чувственный + отчужденный);
-+ или
SP - субъект, отчужденный от объекта (начало абстрактного мышления) или субъект, поставленный на место объекта;
-- или
SS - субъективный субъект (мышление в чистом виде, идеальный процесс);
-= или
SM - синтезированный субъект или философская критика;
=+ или
MP - синтез, поставленный на место объекта (или связь конкретного объекта и конкретного субъекта);
=- или MS - синтез, поставленный на место субъекта (или связь абстрактного объекта и абстрактного субъекта);
== или MM - синтетический синтез (синтез всех трех видов синтеза);

Здесь не лишне заметить (в свете решения задачи о квадратуре круга), что все определения понятия "парадигма" подчеркивают именно ее двоичность (следственность, множественность, выводность). Эта двоичность есть осмысленная или выведенная логическим путем единичность (круг как единица во внешнем есть двоичность во внутреннем, или другими словами, круг есть как ЦЕЛОЕ или ЦЕЛАЯ ФИГУРА единичность, но рассмотренный как внутреннее, т. е. состоящий ИЗ ЧАСТЕЙ он есть ДВОИЧНОСТЬ, то есть МНОЖЕСТВЕННОСТЬ, ибо все части круга гармоничны. То есть с философской точки зрения КРУГ как ВНЕШНЕЕ есть ЕДИНИЦА, КРУГ как ВНУТРЕННЕЕ есть ДВОИЧНОСТЬ (МНОЖЕСТВЕННОЕ или РАЗДЕЛЕННОЕ НА ЧАСТИ). Напомню, что круг является ИДЕАЛЬНОЙ ФИГУРОЙ, которая разделенная на равные части является гармоничной. Далее, КВАДРАТ есть следствие КРУГА, а квадрат триединый (состоящий из трех категорий круг-квадрат-квадратура или девяти парадигм-двоичностей) образует ГАРМОНИЮ ПРОЦЕССА. КРУГ не является процессом, но есть вход в процесс, точно также КВАДРАТУРА также не является процессом, но есть выход из процесса. Таким образом, правомочно говорить о трех стадиях двоичности (или множественности или внутреннего процесса) или девяти парадигмах , которые есть результат количественного (идеального) рассмотрения.

Как внутри круга образовался квадрат и как он был выведен и как вообще возникла множественность (парадигма)? Это на мой взгляд и есть проблема, которую пытался решить великий физик Альберт Эйнштейн - ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ПОЛЯ как синтез единичного (материи) и множественного (движения). Здесь стоит заметить, что физик бился над ФИЛОСОФСКОЙ проблемой, которую можно сформулировать как проблему синтеза ВНЕШНЕГО и ВНУТРЕННЕГО, МАТЕРИАЛЬНОГО и ИДЕАЛЬНОГО. Но решалась эта проблема методом абстрактного мышления и потому не могла быть решена принципиально в силу недостаточности самого метода, неспособного выйти ИЗ ЗАМКНУТОГО КРУГА (то есть из ВНУТРЕННЕГО, из процесса, из мышления)!

Двоичность есть разделенность и с этой точки зрения круг есть начало двоичности, которая выражается понятием ТОЖДЕСТВО или 1:1. Здесь принципиален вопрос: КАК ВНУТРИ ЦЕЛОГО ВОЗНИКЛО РАЗДЕЛЕННОЕ? Я позволю предложить здесь свою гипотезу, выведенную мной с философской точки зрения: изображение древними охотниками фигуры животного на скале или на стене пещеры для удачной охоты постепенно привело ко все менее реалистической (живописной) фигуре, выводимой уже не с прежней тщательностью, но все более и более схематичной и потому все более и более узнаваемой. Постепенно узнаваться в изображении стало не животное, а его дух (схема). Дальнейшее развитие человеческого общества привело к схематизации фигуры духа животного до круга, как идеальной фигуры или иными словами, изображение было схематизировано (выедено) до духа. Животное перестало быть божеством и божеством стал дух, владелец животного и живого мира вообще. Так изображение трансформировалось до идеальной фигуры, внутри которой оказалось духовное начало. Круг с этой точки зрения оказался ИДЕАЛЬНОЙ фигурой, которая ИДЕАЛЬНО РАЗМЕЩАЕТСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ. Когда ИЗОБРАЖЕНИЕ животного стало ИДЕАЛЬНОЙ (СХЕМАТИЧЕСКОЙ) фигурой процесс внешнего развития завершился, пространство фигуры оказалось исчерпано (идеализировано) и начался внутренний процесс сужения круга (уплотнения), который и привел к образованию ТОЧКИ (иными словами, сужение есть процесс идеализации, схематизации, теоретизации). Именно с изображением точки в центре круга (синтеза круга конкретного и круга абстрактного) круг перестает быть ВНЕШНЕЙ фигурой и становится фигурой ВНУТРЕННЕЙ (разделенной). Из точки как геометрической фигуры (часть как ЦЕЛОЕ) выводится линия, а линии образуют КВАДРАТ (двоичность), то есть ОТРАЖЕНИЕ ПРИРОДНОГО ПРОЦЕССА В ИДЕАЛЬНЫХ (множественных) ФОРМАХ. Далее, квадрат исчерпывается триединством (гармонией, осознанием) и наступает этап ВЫХОДА ИЗ ВНУТРЕННОГО или осознания того факта, что ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ПОЛЯ есть на самом деле ТЕОРИЯ ЕДИНОЙ ПУСТОТЫ (существования сознания во внутреннем) . Эйнштейн пытался создать единичное множественного (теорию процесса), тогда как на самом деле проблема решается через ТРЕТЬЕ - через ЕДИНСТВО единичного и множественного. Именно таблица гармонии успешно сохраняет и единичность (целостность, материальность, качественность) и множественность (разделенность, идеальность, количественность) в единстве (синтезированность, реальность, мера), попутно обозначая ВСЕ девять парадигм как этапы одного процесса. Точка является единичным понятием (идеальным), но в то же время она есть следствие понятия (КРУГА), которое несет на себе историю конкретного происхождения. Точно также понятие парадигмы претендуя на единичность (принципиальность, принцип) само по себе есть следствие более конкретного или происхождения из мира природы. КАК И ТОЧКА ПАРАДИГМА ЕСТЬ ДВОИЧНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ (ПРОЦЕСС) ВНУТРИ ЗАМКНУТОГО ПРОСТРАНСТВА.

Данное положение о ЗАМКНУТОМ ПРОСТРАНСТВЕ, которое Эйнштейн осознавал как проблему единой теории поля, является принципиальным положением, без понимания которого невозможно правильно понять и осознать РУССКУЮ ИДЕЮ, в основе которой выход за пределы замкнутого пространства (СМЕРТИ) и достижение бессмертия. Несмотря на то, что я уже указывал ("Синтезис №1 о русской идее"), что наше сознание (человечества) находится внутри замкнутого пространства (то есть ИСКУССТВЕННО СОЗДАННОГО или конкретно - ЕГИПЕТСКОЙ ПИРАМИДЫ как пространства смерти, где захоронена ИДЕЯ ОЖИВЛЕНИЯ ФАРАОНА) понимание этого положения многими и многими критиками русской идеи по прежнему далеко от философского. А между тем, только через СМЕРТЬ человечество смогло отделить себя от природы, выйти из ее естественно-материального круговорота и обособиться ВНУТРИ ИСКУССТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА (родового существования). Доныне человечество знало ДВА этапа отношения к природе: создание замкнутого пространства (власть, сила, Восток) и дифференциация этого замкнутого пространства (закон, интеллект, Запад). И только Россия являет сегодня ТРЕТИЙ этап РОДОВОГО отношения человечества к природе как синтез власти и закона, силы и интеллекта, Востока и Запада.

В свете всего вышеприведенного и свете именно родового подхода очевидно, что ВЕРА во ВНЕШНЕЕ есть ВЕРА В ЗРИМОЕ, которая однако выражалась через НЕВИДИМОЕ, тогда как ВЕРА ВО ВНУТРЕННЕЕ есть ВЕРА В НЕЗРИМОЕ, которая однако выражается (до сегодняшнего дня) через ВИДИМОЕ . Иными словами, в первом случае человечество выступало как ТЕЛО (положительное единство через власть), во втором случае как ОРГАНИЗМ (отрицательное единство через закон). Только Россия сегодня может синтезировать эти две родовые формы в третье единство, где ЕДИНСТВО ТЕЛА И ОРГАНИЗМА создает третье ЛИЧНОСТЬ ( то есть единство через человека посредством которого человечество достигает планетарного единства, то есть становится действительно ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ). Подытожу: Восток - вера в видимое (ТЕЛО, власть, сила, качество), Запад - вера в невидимое (ОРГАНИЗМ, закон, интеллект, количество), Россия - вера в реальное (ЛИЧНОСТЬ, человек, добро, мера).

Добавлю что вся МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ЗАПАДА и НАУКИ есть проявление именно ВЕРЫ В НЕВИДИМОЕ (точка есть ВИДИМОЕ, но сама она является идеальным и потому несуществующим понятием, то есть искусственным, созданным самими людьми). И ВЕРА В ЛОГИКУ есть на самом деле проявление ВЕРЫ В НЕВИДИМОЕ, то есть самоотражение ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В СЕБЕ САМОМ. Таким образом, с одной стороны мы имеем девять парадигм как девять стадий идеального процесса (самосознания и достижения гармонии в понятиях), а с другой стороны, мы стоим перед необходимостью наведения порядка в своих чрезвычайно разобщенных науках и перед необходимостью действовать во имя выживания человечества (достижения внутриродовой гармонии) и сохранения природы планеты (достижения гармонии с природой). Нужно выходить из замкнутого круга.

5.10.2002 Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

 

 



Сайт создан в системе uCoz