Глава первая

ЦИТАТЫ О ТРОИЦЕ

1. "Разум произвел единицу, единица произвела двойку, двойка произвела тройку, тройка произвела мир."
Лао Цзы "Дао дэ цзин"
(Цитируется по кн. Г.В.Ф. Гегель. Лекции по истории философии. Кн.1, СПб "Наука", 1993, с.166)

2. "Троица признавалась пифагорейцами очень важным числом, так как в ней единица достигает своей реальности и своего завершения. Единица проходит через двоицу, и, связанная снова в единство вместе с этим неопределенно множественным, она есть троица. ...Троицу пифагорейцы признают, в общем, первым совершенным. Аристотель говорит это совершенно определенно: "Телесное не имеет никакой другой величины, кроме трех, поэтому пифагорейцы говорят, что вселенная и все вещи определены троицей", т.е. имеют абсолютную природу."
Гегель ("Лекции по истории философии. Кн.1, СПб, "Наука", 1993, с.240-241).

3. "Для Православной Церкви Пресвятая Троица - непоколебимое основание всякой религиозной мысли, всякого благочестия, всякой духовной жизни, всякого духовного опыта. Именно Её мы ищем, когда ищем Бога, когда ищем полноту бытия, смысл и цель своего существования. Пресвятая Троица для нашего религиозного сознания есть изначальное откровение, источник всяческого откровения и всяческого бытия. Ее нужно воспринимать как факт, достоверность и необходимость которого могут основываться только им самим. По мысли современного русского философа о.П.Флоренского для того, чтобы человеческая мысль обрела абсолютную устойчивость, нет для нее другого выхода, как принять троичную антиномию. Уклоняясь от Троицы, как единственного обоснования всякой реальности, всякой мысли, мы обрекаем себя на путь безысходный, мы приходим к апории, безумию, разрыву нашего существа, к духовной смерти. Между Троицей и адом - нет никакого выбора. Это поистине вопрос крестный в буквальном смысле слова: Троичный догмат есть крест для человеческой мысли. Апофатическое восхождение есть восхождение на Голгофу. Поэтому никакая спекулятивная философия никогда не смогла подняться до тайны Пресвятой Троицы. Поэтому также и человеческие умы смогли во всей полноте получить откровение Божества только после креста Христова, восторжествовавшего над смертью и адом. Поэтому, наконец. и сияет в Церкви откровение о Пресвятой Троице как данность чисто религиозная, как истина преимущественно кафолическая."
Вл. Лосский. "Очерк мистического богословия Восточной церкви." (Цитируется по кн. "Мистическое богословие", Киев, 1991, с.137-138)

4. "Мы же, христиане всех стран, где веруют во святую Троицу, во единое крещение и исповедуют единую веру, имеем единый закон, поскольку мы крестились во Христа..."
("Повесть временных лет")

5. "...христиане искали и нашли в этой троичности свое триединство. Это поверхностно считалось некоторыми их недостатком; иногда говорят, что триединство, мысль о котором мы встречаем у древних, превосходит силу человеческого разумения, представляет собой тайну, - значит, слишком возвышенно; иногда же говорили, что оно слишком безвкусно; на том или другом основании его не хотели сделать более понятным для разума. Однако, если в этом триединстве есть смысл, мы должны его понимать. Дело обстояло бы очень плохо, если бы не было никакого смысла в том, что на продолжении двух тысячелетий было священным представлением христиан; было бы очень плохо, если бы это триединство было бы слишком священным, чтобы быть низведенным на ступень разума, или уже настолько устарелым, что было бы неприлично желать отыскивать в нем смысл. Речь, разумеется, может идти лишь о понятии этой троичности, а не о представлениях об Отце, Сыне, ибо такие отношения, заимствованные из области природы, нас не касаются."
Гегель. (Там же, с.241.)

Здесь я прошу читателей набраться терпения и внимательно прочесть следующую выдержку, данную в значительном сокращении из книги "Столп и утверждение истины" по главе "Заметки о троичности" отца Павла Флоренского. Здесь, по сути дела, научная постановка проблемы о троичности мышления, своего рода очерк темы. Цитируется с сохранением авторской манеры изложения.

6. "Было говорено ранее о существенной невозможности дедуцировать троичное число Божественных Ипостасей; но, вместе с тем, была сделана как бы некая попытка на эту дедукцию в строгом смысле слова. Мы же вовсе не намеревались доказывать, что Ипостасей может быть только т р и, - ни больше, ни меньше. Это число - "бесконечный факт", постигаемый в присно-сущем умном свете, но не выводимый л о г и ч е с к и, ибо Бог - выше логики. Надо твердо помнить, что число "три" есть н е с л е д с т в и е нашего п о н я т и я о Божестве, выводимое оттуда приемами умозаключения, а содержание самого переживания Божества, в Его превыше-разумной действительности. Из п о н я т и я о Божестве нельзя вывести числа "три", в переживании же сердцем нашим Божества это число просто дается, как момент, как сторона бесконечного факта. (...)

...не вдаваясь в ...сложные и тонкие вопросы, мы скажем только, что число т р и, в нашем разуме характеризующее безусловность Божества свойственно всему тому, что обладает относительной само-заключенностью, присуще заключенным в себе видам бытия. Положительно, число т р и являет себя всюду, как какая-то основная категория жизни и мышления.

В пространстве, заключающем в себе все внешнее, и потому все внешнее своей природе подчиняющем, мы различаем т р и измерения. (...)

Пространственная реальность, с которою имеем мы дело, т р е х - мерна и все, что в пространстве, тоже т р е х - мерно. Но, добавим, все попытки, - попытки многочисленные и упорные -, де д у ц и р о в а т ь трех-мерность нашего пространства, ни к чему не привели и, даже при беглом их обзоре, нетрудно убедиться, что оне доказывают т р е х - мерность нашего пространства не иначе, как в п р е д п о л о ж е н и и этой трехмерности.

То же самое - и о времени. Прошедшее, настоящее, будущее - вот опять выявление т р о и ч н о й природы времени. И эта троичность для времени настолько существенна, что даже отвлеченно-логически никто не пытался придумывать времени с большим или каким-либо иным числом подразделений... Однако и тут, для времени, попытки на дедукцию его троичной природы, не достигают своей цели, и троичность времени остается простой данностью. Во всяком случае она имеет первостепенное значение. Не только мир физический, а и мир психический содержится в форме в р е м е н и и следовательно, как тот, так и другой получает от времени его троичность. Если-так, то чрез пространство и время, все ознаменовано числом "три", и т р о и ч н о с т ь е с т ь н а и б о л е е о б щ а я х а р а к т е р и с т и к а б ы т и я.

Но не одно только общее наименование троичностью свойственно бытию. К а ж д ы й слой его, к а ж д ы й род его имеет еще свою особливую троичность. Не входя тут в подробности, отметим лишь то, что представляется нам наиболее глубоким онтологически. Т р и грамматических лица не более и не менее,- явление общее всем языкам разнороднейшим, и оно служит выражением основного факта социологии. Может быть, в основе его лежит факт биологический, ибо т р о и ч н о й представляется мне всякая простейшая семья: отец, мать, ребенок. (...) ...в чистейшем своем виде, семья ограничена лицами отца, матери и ребенка. И язык и общество, таким образом, в к о р н я х своих носят начало троичности.

Отдельная личность опять таки построена троично, ибо у нея т р и, а не иное какое число, направлений жизнедеятельности, - телесная, душевная и духовная -, и каждое психологическое ея движение трояко по качеству, так что содержит отношение к у м у, к в о л е и к ч у в с т в у. Что бы ни говорили психологи против теории трех психических с п о с о б н о с т е й или трех с и л, беспорным остается тот факт, что всеми усматривается существенная разница между умом, волей и чувством и несводимость их друг на друга. Вероятно, наиболее подходящим к делу пониманием их будет понимание, как трех к о о р д и н а т процессов психики, причем каждый реальный процесс непременно имеет характеристику во всех т р е х направлениях. Но, если бы было и не так, то все таки остается в устроении психической жизни что-то т р о я к о е; и этот коренной факт т р о я к о с т и психики, хотя и не подлежит, несмотря на все старания, дедуцированию, остается, однако, непременным и непререкаемым.

Вникая глубже в устроение человека мы всюду находим, опять таки троичное начало, - как в устройстве его тела, так и в жизни его души. Жизнь разума, в своем диалектическом движении, пульсирует ритмом т е з и с а, а н т и т е з и с а и с и н т е з и с а, и закон т р е х м о м е н т о в диалектического развития относится не только к разуму, но и к чувству и к воле. Отсюда понятно, что всякое произведение разума, чувства и воли человеческой, в котором не изглажен искусственно диалектический ритм его возникновения, само неизбежно запечатлено т р о и ч н ы м д е л е н и е м. Т р и х о т о м и я, как прием аргументации, как манера классификации, как начало системы - слишком распространена, чтобы можно было считать её за нечто случайное; нужно полагать, что в ней мы имеем перед собою опять таки выявление какой-то присущей душе троичности, хотя и тут мы не способны дедуцировать эту трочиность. Но наиболее существенно число "три" в религии, как в догме, так и в культе и даже в суеверных обрядах быта. Трудно найти достаточно сильные выражения, чтобы достойно выразить широту распространения начала троичности в мире древней религии. (...) Но. при всей бесспорной доказанности и при всем подавляющем количестве фактов, утверждающих всечеловеческое религиозное значение числа "т р и", ...попытки дедуцировать это значение из общих начал познания, или хотя бы объяснить их культурно-исторически ни к чему решительно не приводят. (...)

Итак, никто не сказал, почему Божественных Ипостасей Три, а не иное число. Не-случайность этого числа, внутренняя разумность его чувствуется в душе, но нет слов, чтобы выразить свое чувство. Во всяком случае, бесчисленные попытки дедуцировать Т р и - ипостасность Божества мы не можем признать удачными. Утешением и назиданием философам да послужит же то, что числа измерений пространства, подразделений времени, лиц грамматики, членов первичной семьи, слоев жизнедеятельности человеческой, координат психики и т.д., и т.д. они не дедуцировали и даже не объяснили его смысла. Мало того. Чувствуется, что есть какая-то глубокая связь между всеми этими троичностями, но какая - это вечно бежит от понимания, именно в тот момент, когда хочешь почти найденную связь пригвоздить словом.

Подавляющее большинство философов и тех из свв. отцов, которые вроде бл. А в г у с т и н а, были причастны к философскому мышлению, занимались этим вопросом. Но что дали они все? - Аналогии, - за которыми опять таки лишь ч у в с т в у е т с я более глубокое средство, - лишь подобие, - одним слово, вместо объяснения того, что хотели объяснить, многократно увеличили объясняемое, ибо показали, что та же трудность содержится еще в бесчисленном множестве предметов мысли."
П.А.Флоренский. "Заметки о троичности" ("Столп и утверждение истины", М.:"Правда", 1990, т.1, с.593-599).

7. "Ничто так не чуждо православию, как героические деяния и эффектные подвиги."
П.А.Флоренский.
(Сочинения в 4-тт., т.1, М.: "Мысль", 1994, с.657)

8. "Люди, которые верят только в единоличного Бога, представляют Его нередко суровым и деспотическим. Действительно, если Бог был бы одиноким, откуда зародилась бы в Нем любовь? Любовь там, где есть кому любить и кого любить. И любовь тем более совершенна, чем совершеннее те, кто любит и кого любят. А в Пресвятой Троице, как Любящие, так и Любимые есть само совершенство, так как каждое лицо Пресвятой Троицы есть Бог. И Отец - Бог, и Сын - Бог, и Дух Святой - Бог. Пресвятую Троицу можно назвать самым совершенным единством в любви, или союзом любви, потому что совершенны Любящие и совершенна Их любовь."
Епископ Александр Семенов -Тян-Шанский
(Православный катехизис. Ч.1,3)

9. "...самим догматом Троицы нераздельной и неслиянной понятым как заповедь, ибо объединение земли, освобождение ее от татарского ига и оборона от Запада были в том же самом смысле христианскими, в каком и заключавшиеся во имя Троицы нераздельной мирные и союзные трактаты: в учении о Троице неслиянной заключалось обвинение магометанского ига, а в учении Троицы нераздельной - обличение розни, которая была следствием отделения Запада от Востока."
Н.Федоров
(Сочинения. М.: 2Мысль", 1982. с.182-183)

10. "Догмат Пресвятой Троицы - догмат о вечно осуществляемом и осуществленном торжестве любви - дает нам твердое основание верить, что, стремясь к единству всех на земле, мы, христиане,гонимся не за утопической мечтой, а стремимся к тому, что от века существует и что есть самый принцип подлинной жизни. Зная, что сам Бог есть высшее единство в любви, бояться ли нам кого-либо, кто ненавидит, кто разъединяет, кто хочет убить или разлучить? Таково жизненное значение для нас догмата о троичности Бога.
"Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней."
Епископ Александр Семенов-Тян-Шанский
(Православный катехизис, ч.1,4)

11. "Россия, вступая в союз с протестантскою и свободомыслящею Европой, с которою только союз и был для нас возможен, усваивала по преимуществу критицизм; но вера и критика могут найти свое примирение только в проекте, так как для проекта бессмертие хотя и нефакт, как для веры, но также и не мысль, как для критики; в проекте бессмертие является предположением, осуществляемым в воскрешении. ...В возможной же полноте содержание проекта может быть выражено в учении о Троице, как образце для человечества, и в учении об искуплении, только не отвлеченном, а конкретном, т.е. в учении о всеобщем воскрешении или воссоздании. (...)
Проект, имеющий своим содержанием учение о Троице как образце, заключающее в себе и учение о воскрешении, будет состоять из следующих частей: 1) предмет действия, т.е. земной шар и его отношение к солнцу и вообще природа; 2) способ действия, т.е. различные профессии, и особенно земледелие, превращаемое в опыт, в исследующие действия; 3) согласование этих действий, направленных к общей цели, т.е. центр."
Н.Федоров
(Сочинения. М.:"Мысль", 1982, с.297-299)

12. "Под утро в маленькой комнате гостиницы я записал: "Все дело в людях". Не помню, почему имено тогда я написал слова, которые подходят к любому дню любой жизни."
Илья Эренбург
("Люди, годы, жизнь", книга шестая)

13. "Не добро быть человеку одному". То же можно сказать и о всякой нации. Девятьсот лет тому назад мы были крещены Святым Владимиром во имя животворящей Троицы, а не во имя бесплодного единства. Русская идея не может заключаться в отречении от нашего крещения. Русская идея, исторический долг России требует от нас признания нашей неразрывной связи с вселенским семейством Христа и обращения всех наших национальных дарований, всей мощи нашей империи на окончательное осуществление социальной троицы, где каждое из трех главных органических единств, церковь, государство и общество, безусловно свободно и державно, не в отъединении от двух других, поглощая или истребляя их, но в утверждении безусловной внутренней связи с ними. Восстановить на земле этот верный образ божественной Троицы - вот в чем русская идея. И в том. что эта идея не имеет в себе ничего исключительного и партикуляристического, что она представляет лишь новый аспект самой христианской идеи, что для осуществления этого национального призвания нам не нужно действовать против других наций, но с ними и для них, - в этом лежит великое доказательство, что эта идея есть идея истинная. Ибо истина есть лишь форма добра, а Добру неведома зависть."
Вл.Соловьев. "Русская идея"
(В кн. "Россия глазами русского", СПб, "Наука", 1991, с.338-339).

 

КОММЕНТАРИЙ К ЦИТАТНИКУ О ТРОИЦЕ,

с той целью, чтобы подчеркнуть принципиальные моменты

МОМЕНТ ПЕРВЫЙ: "...чтобы человеческая мысль обрела абсолютную устойчивость, нет для нее другого выхода, как принять троичную антиномию." (цитата №3)

МОМЕНТ ВТОРОЙ: "... Мы же, христиане всех стран, где веруют во святую Троицу..." (цитата №4)

МОМЕНТ ТРЕТИЙ: "...христиане искали и нашли в этой троичности свое триединство. (...) Однако, если в этом триединстве есть смысл, мы должны его понимать. Дело обстояло бы очень плохо, если бы не было никакого смысла в том, что на протяжении двух тысячелетий было священнейшим представлением христиан..."(цитата №5)

Третье звено в любом логическом рассуждении - синтез. Это общеизвестно давно, чуть ли не с древних греков. Термин "троица" был обозначен философами, православной церковью даже сделан догматом, опорой религии, но СОДЕРЖАНИЕ его никак не давалось. Процесс наполнения пустой формы содержанием - это и есть процесс познания, движения Истории человеческой мысли, который сегодня, в наше время, наконец-то исчерпывается, освобождая человечество от власти ПУСТОЙ ФОРМЫ. Доныне Троица была догматом, постулатом веры, не требующим доказательств, чудо действенным средством раскрепощающим человеческую душу для верующих в нее. Но сегодня этого недостаточно, ибо Троица - это также могучее духовное оружие, которое сегодня требует СОЗНАТЕЛЬНОГО им владения. Развитие цивилизации сформировало недоверчивое человечество, которое наподобие Фомы Неверующего прежде чем поверить, должно вложить персты в раны Христовы. Иными словами, только сегодня мы можем разговаривать с идеологами на языке идеологии, с философами на их птичьем философском языке и т.д., потому что пустая форма наполнилась наконец-то, содержанием. Последствия этого глобальны, мы сможем теперь, освободившись от управлявшей нами автоматической воли пустой формы, сделать нашу мысль управляемой нашей же душой, сделать мир уютным и удобным для жизни, сгладив и разрешив творческой силой Троицы, все противоречия. И хотя процесс этот достаточно длителен, главное в том, что с помощью Троицы человечество начинает управлять своей мыслью, этим механическим, неконтролируемым движением машины цивилизации.

МОМЕНТ ЧЕТВЕРТЫЙ: "Из понятия о Божестве нельзя вывести числа "три", в переживании же сердцем нашим Божества это число просто д а е т с я, как момент, как сторона бесконечного факта..." (цитата№6)

Троица не дается и никогда не дастся навсегда ограниченной форме человеческой мысли. Мысль формальна и потому неспособна постичь ОБРАЗ. Именно об этом говорит о.Флоренский, что из понятия (т.е. мысли) нельзя вывести ОБРАЗ. Мысль рождает только мысль. И только человек верующий, влюбленный, способен глубиной своей любви прикоснуться, увидеть откровение. То, что двигало вперед философов, ученых и богословов называлось научной или иной интуицией. Но именно форма их мышления, их сферы деятельности (т.е. философии, науки и богословия) ограничивала их возможности, и они узревали только часть Божественного Образа, что давало им движение вперед, решало конкретную проблему, они видели Истину, но не видели Образ.

Так Фома Неверующий уверовал в раны христовы, но не веруя изначально в Христа, он не смог подняться до лицезрения всего лучезарного облика учителя. Он, имея перед своим взором истину - раны, не смог увидеть образ - личность. Образ, убеждающий без доказательств, образ, являющий действительную и действенную силу Божества.

Троица никогда не дастся интеллекту, но откроется только человеческому сердцу, чистой и влюбленной в жизнь душе.

МОМЕНТ ПЯТЫЙ: "В пространстве, заключающем в себе все внешнее, и потому все внешнее своей природе подчиняющем, мы различаем три измерения." (цитата №6)

МОМЕНТ ШЕСТОЙ: "Что бы ни говорили психологи против теории трех психических способностей или трех сил, беспорным остается тот факт, что всеми усматривается существенная разница между умом, волею и чувством и несводимость их друг на друга. Вероятно, наиболее подходящим к делу пониманием их будет понимание, как трех координат процессов психики, причем каждый реальный процесс непременно имеет характеристику во всех трех направлениях." (цитата№6)

Итак, подытожим. В пятом моменте отмечено внешнее проявление троичности (среди тел), а в шестом - внутреннее (в организме). Трехмерное пространство требует единство его измерения, т.е. меру, а во внутреннем существовании ,т.е. во времени) говорится о трех процессах, способных протекать одновременно и несводимых друг на друга. Т.е. в первом случае это единство меры, и поскольку речь идет здесь о внешнем, следовательно о внешнем единстве, т.е. о ТЕЛЕ. Во-втором, об единстве процессов, одновременных и несводимых, т.е. об ОРГАНИЗМЕ. Организм - это тело как внутреннее, а тело - это организм как внешнее. Одним словом. разгадка близка.

МОМЕНТ СЕДЬМОЙ: "Чувствуется, что есть какая-то глубокая связь между всеми этими троичностями, но какая - это вечно бежит от понимания, именно в тот момент, когда хочешь почти найденную связь пригвоздить словом." (цитата №6)

И слово это находится - человек! "Человек есть мера всех вещей!" Слово "человек" - ключ ко всем процессам и ко всей человеческой истории. Именно тело человека, его способность к определенной деятельности служило средством для измерения пространства, его восприятия и отношения к нему, и именно организм человека явился ключом к пониманию времени - измерению различных процессов и единства их протекания и осуществления в организме. Человек в природе - тело как средство измерения, человек в цивилизации - организм человека как средство понимания. Но сам человек есть не только тело в ряду других природных тел, ни только организм, взятый сам по себе. Человек есть третье, как синтез тела и организма, как синтез внешнего и внутреннего, как синтез пространства и времени.

Открытие, которое переворачивает весь ныне существующий порядок вещей, было сделано, когда для него настало время. И оказалось оно очень просто, чуть ли не лежащим на поверхности - слово "человек", человек как мера всех вещей!

И здесь мы сделаем переход к православию и к догмату о Животворящей (синтетичной!) Троице. Именно догмат о Троице помог человеческой мысли выйти из внутреннего существования и осознать саму себя.

МОМЕНТ ВОСЬМОЙ: "Люди, которые верят только в единоличного Бога, представляют Его нередко суровым и деспотическим. Действительно, если Бог был бы одиноким, откуда зародилась бы в Нем любовь? Любовь там, где есть кому любить и кого любить." (цитата №8)

Этот момент помогает нам уяснить принципиальное различие между традиционным мышлением, вооруженным мыслью суровой, единственной и отрицающей во имя Истины и мышлением синтетическим, во главу угла поставившим Любовь, т.е. мысль любящую, стремящуюся к союзу, синтезу, не единственности Истины, но единству Любви.

Это мышление, подчеркну еще раз, мышление синтетическое, действует не среди тел Природы, не в организме Цивилизации, а среди людей, взятых как сами по себе. Человек среди людей, любящий среди любящих и любимых. Таково значение Догмата о Животворящей Троице, что он дал в руки православия и, в частности, России, иную меру, иной подход, иное понимание сложнейших проблем Истории.

И это было, как я уже говорил, духовным оружием православия, что и подчеркивает момент девятый.

МОМЕНТ ДЕВЯТЫЙ: "...в учении о Троице неслиянной заключалось обвинение магометанского ига, а в учении Троицы нераздельной - обличение розни, которая была следствием отделения Запада от Востока." (цитата №9)

Т.е метод обозначен четко. Во внешнем рассмотрении МЕРУ помогало сохранять учение о Троице неслиянной, а во внутреннем - учение о Троице нераздельной, что создавало третье качество - синтез. Т.е. ни первое, ни второе, но и первое, и второе, а значит - третье. Это - метод, и это - сознательный и универсальный принцип. Об этом же следующий момент.

МОМЕНТ ДЕСЯТЫЙ: "...стремясь к единству всех на земле, мы, христиане, гонимся не за утопической мечтой, а стремимся к тому, что от века существует и что есть самый принцип подлинной любви." (цитата №10)

Единство всех на земле - это значит единство человеческого рода, и это значит, что в основу метода положен ЧЕЛОВЕК КАК РОДОВОЕ СУЩЕСТВО. Такой человек не может и не должен быть одиноким, ибо он стремится быть с людьми и для людей. Поэтому еще раз четко подчеркнем суть Троицы неслиянной и нераздельной:

МОМЕНТ ОДИННАДЦАТЫЙ: "Догмат Пресвятой Троицы - догмат о вечно осуществляемом и осуществленном торжестве любви..." (цитата №10)

Поэтому догмат о Троице, догмат о любви, органично подвел русского философа Николая Федорова к созданию проекта о победе над силой, разобщающей человечество, оставляющей человека один на один с самим собой, вне человечества. Сила эта - смерть. И Федоров выдвинул идею воскрешения человечества всепобеждающей силой любви:

МОМЕНТ ДВЕНАДЦАТЫЙ: "В возможной же полноте содержание проекта может быть выражено в учении о Троице, как образце для человечества..." (цитата№11)

Троица, как образ любви, есть образ для всего человечества, цель, к которой оно должно стремиться.
Эта мысль - вершина русской философии, ее цель и метод. Об этом ниже:

МОМЕНТ ТРИНАДЦАТЫЙ: "Не быть человеку одному." То же можно сказать и о всякой нации." (цитата №13)

МОМЕНТ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ: "Восстановить на земле этот верный образ божественной Троицы - вот в чем русская идея." (цитата №13)

Здесь же осуществляется переход от идеи к действию и не случайно, что если Николай Федоров выдвинул уже конкретно и четко сформулированный проект, то Владимир Соловьев признав Троицу как образ русской идеи, подчеркнул:

МОМЕНТ ПЯТНАДЦАТЫЙ, И ПОСЛЕДНИЙ:"...для осуществления этого национального призвания нам не нужно действовать п р о т и в других наций, но с ними и д л я них, - и в этом лежит великое доказательство, что эта идея есть идея истинная. Ибо Истина есть лишь форма Добра, а Добру неведома зависть." (цитата №13)

Итак, русская идея есть идея реализации Троицы как синтеза человечества в одну общую семью, а ее осознание помогает зафиксировать переход человечества от этапа мысли к действию, от эпохи Истины к эпохе новой - Добра.

Итак, конечная формула Троицы:

ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ РОДОВОЕ СУЩЕСТВО!

В этой корневой формуле и и суть христианства, и мера для понимания природы, и волшебный ключик, раскрывающий всю историю человечества, и строго научный метод синтетического мышления, и формула абсолютного единства как синтеза синтезов.

В заключение дадим наряду с формулой и вывод:

ТРОИЦА - ЭТО ОРГАНИЧНОЕ ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА или ЧЕЛОВЕЧЕСТВО КАК ЕДИНЫЙ ОРГАНИЗМ!



Сайт создан в системе uCoz