Глава пятая

ТРИАДЫ

  

Тему о. Павла Флоренского о троичности мира (см. главу 1 "Цитаты о Троице", №6) продолжу дальнейшей иллюстрацией богатства примеров - триад. Триады - это еще не троица, но ее проявление. Недостаток триад - их линейность, что является линейностью логики, достоинство - их синтетичность, они снимают напряжение противоположностей, давая ответ - синтез.

Триады, с философской точки зрения, содержат в себе движение, но не дают всю целостную его картину, как это позволяет сделать применение Троицы. Чтобы не томить читателей, сразу дам четкое определение троицы и ее отличия от триады. ТРОИЦА - ЭТО ТРИАДА ТРИАД, т.е. единство, целостность, и даже, если хотите, образность.

Приводимый ниже список триад условно, с достаточной степенью оговоренности, разбит на 4 раздела: основные и, так сказать, - "теоретические", "психологические" и дополнительные. Автор не претендует на полноту обозрения всех триад, это просто невозможно, но надеется, что приведенный список даст четкое представление о сущности синтетического метода и подготовит к пониманию троицы. Автор не готовил приводимый список триад специально к данной книге, а просто отобрал и отсортировал из уже собранных им, преследуя указанную выше цель. Как собирались триады? Большинство выведены самим автором, остальные почерпнуты из самой разнообразной литературы, не исключая и художественную.

Как пользоваться данной таблицей? Естественно, что центр внимания - третье звено, где дается синтез (то же: вывод, заключение и т.д.). Здесь интерес к каждой триаде в отдельности. Но возможно и иное рассмотрение - вертикальное, где обозначено принципиальное единство категорий, их родство: так категории первого столбца в принципе родственны друг другу, точно так же категории второго и, наиболее важного из всех, третьего столбцов. Но при вертикальном рассмотрении проявляется условность, схематичность данной таблицы, ибо она, как я уже говорил, не дает принципиального понимания, а является подготовительной к троичному рассмотрению.

ТАБЛИЦА ТРИАД

№№

+

-

=

ОСНОВНЫЕ ТРИАДЫ

1.

ТЕЛО

ДУХ

ДУША

2.

КРАСОТА

ИСТИНА

ДОБРО

3.

ЖИЗНЬ

СМЕРТЬ

РЕАЛЬНОСТЬ

4.

+ (ПЛЮС)

- (МИНУС)

= (РАВЕНСТВО)

5.

ПРОШЛОЕ

БУДУЩЕЕ

НАСТОЯЩЕЕ

6.

МАТЕРИАЛИЗМ

ИДЕАЛИЗМ

РЕАЛИЗМ

7.

ПРИРОДА

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

8.

СТАТИКА

ДИНАМИКА

КИНЕТИКА

9.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

МИРОПОНИМАНИЕ

МИРОВОЗДЕЙСТВИЕ

10.

СРЕДА

СФЕРА

МЕСТО

11.

ПРОСТРАНСТВО

ВРЕМЯ

РЕАЛЬНОСТЬ

12.

КОНКРЕТНОЕ

АБСТРАКТНОЕ

АБСОЛЮТНОЕ

13.

ТЕРРИТОРИЯ

СТАТУС

ПОЗИЦИЯ

14.

КАЧЕСТВО

КОЛИЧЕСТВО

МЕРА

15.

ЖАР

ХОЛОД

ТЕПЛО

16.

ЖЕЛУДОК

МОЗГ

СЕРДЦЕ

17.

МАГНЕТИЗМ

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

ХИМИЗМ

18.

ОЩУЩЕНИЕ

ЧУВСТВО

КОНТАКТ

19.

МАТЕРИЯ

ДВИЖЕНИЕ

ИНЕРЦИЯ

20.

МАССА

СКОРОСТЬ

ЭНЕРГИЯ

21.

ЭСТЕТИКА

ЭТИКА

ЭНЕРГЕТИКА

ТРИАДЫ "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ"

22.

Теория

Практика

Реальность

23.

Органическое

Искусственное

Синтетическое

24.

Тезис

Антитезис

Синтез

25.

Объект

Субъект

Связка

26.

Целое

Часть

Живое (Личное)

27.

Дедукция

Индукция

Синтез

28.

Утверждение

Отрицание

Согласование

29.

Постановка

Поиск

Решение

30.

Подчинение

Управление

Воздействие

31.

Объяснение

Доказательство

Применение

32.

Образы

Мысли

Реалии

33.

Монолог

Диалог

Пауза

34.

Сбор

Отбор

Выбор (Синтез)

35.

Созерцание

Мышление

Действие

36.

Знания

Навыки

Умения (Поступки)

37.

Информация

Обработка

Поведение

38.

Сила

Выносливость

Гибкость

39.

Увязка

Неувязка

Связка

40.

Знать

Понимать

Уметь

41.

Рассмотрение

Умозрение

Определение

42.

Природа

Вещи

Мир

43.

Вопросы без ответов

Ответы без вопросов

Знание

44.

Понятие

Суждение

Умозаключение

45.

Вещи

Обстоятельства

Лица

46.

Сохранение

Разрушение

Созидание

47.

Начало

Конец

Середина

48.

Идеал

Эталон

Образец

49.

Круглое

Прямое

Сферичное

50.

Круг

Квадрат

Сфера

51.

Вид

Тип

Род

52.

Классификация

Систематизация

Композиция (Гармония)

53.

Существование

Движение

Взаимодействие

54.

Длина

Высота

Ширина

55.

Эмпиризм

Рационализм

Критицизм

56.

Активность

Воля

Творчество

ТРИАДЫ "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ"

57.

Память

Внимание

Фантазия

58.

Ощущение

Пять чувств

Шестое чувство

59.

Инстинкт

Интеллект

Интуиция

60.

Чувствительность

Раздражительность

Воспроизведение

61.

Правое полушарие

Левое полушарие

Мозг

62.

Любовь

Ненависть

Спокойствие

63.

Видеть

Предвидеть

Действовать

64.

Да

Нет

Молчание

65.

Мягкость

Твердость

Гибкость

66.

Расслабленность

Напряжение

Спокойствие

67.

Особь

Индивидуум

Личность

68.

Неуверенность

Самоуверенность

Уверенность

69.

Факт

Акт

Такт

70.

Знать

Уметь

Быть

71.

Возбуждение

Торможение

Равновесие

72.

Воздействие

Движение

Действие

73.

Природное

Рациональное

Мистическое

74.

Расслабленность

Твердость

Мягкость

75.

Зависимость

Независимость

Взаимозависимость

76.

Привязанность

Уважение

Преклонение

77.

Эгоист (на себе)

Эгоцентрист (на деле)

Центр (людей)

78.

Видеть

Слышать

Говорить

79.

Ценность

Стоимость

Реликвия

80.

Во внешнем:

 

Пассивность

Активность

Адекватность

81.

Во внутреннем:

 

Активность

Пассивность

Уравновешенность

ТРИАДЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ

82.

Женщина

Мужчина

Семья (ребенок)

83.

Закон

Право

Суд (указ)

84.

Прокурор

Адвокат

Судья

85.

Эстетика

Этика

Искусство

86.

Прекрасное

Трагическое

Комическое

87.

Государство

Общество

Церковь

88.

Село

Город

Земство

89.

Монолог

Диалог

Молчание

90.

Правые

Левые

Центр

91.

Толпа

Общество

Коллектив (союз)

92.

Несвобода от жизни

Свобода от жизни

Жизнь

93.

Живое, но не жизнь

Жизнь, но не живая

Живая жизнь

94.

Горизонталь

Вертикаль

Диагональ

95.

Прямая

Плоскость

Пространство

96.

Длина

Площадь

Объем

97.

ЛОГИКА:

 

Формальная

Диалектическая

Синтетическая

98.

ЛОГИКА:

 

Различия

Противоположности

Отношения

99.

СИСТЕМА:

 

Отражения

Приспособления

Воздействия

100.

ПРЕДМЕТ

 

Материальная часть

Функции

Применение

101.

СУЖДЕНИЕ:

 

По аналогии

По принципу

По поступку

102.

ЖИВОПИСЬ:

 

Колорит (цвет)

Рисунок (линия)

Композиция

103.

МУЗЫКА, ПОЭЗИЯ:

 

Мелодия (звук)

Ритм (количество звуков)

Интонация ( пауза, связь)

104.

МИР:

 

 

 

Растительный

Животный

Человеческий

105.

ПОЗИЦИЯ:

 

Сверху

Внизу

Вровень

106.

СПОСОБНОСТЬ:

 

Чувствования

Мышления

Действия

107.

ПОВЕДЕНИЕ:

 

Активное
(грехопадение)

Волевое
(искупление)

Творческое
(спасение)

108.

СИСТЕМА:

 

Визуальная

Аудиальная

Кинетическая

109.

ВЛАСТЬ:

 

Законодательная

Исполнительная

Судебная

110.

МИР:

 

Физический

Психический

Душевный

111.

ГЕОМЕТРИЯ:

 

Плосткостная
(Эвклида)

Отрицательная
(Лобачевского)

Положительная
(Римана)

112.

ГОСУДАРСТВО:

 

Жизни

Имущества

Чести

 

КОММЕНТАРИЙ к отдельным триадам

Триада №1. Корень понимания нового подхода, нового измерения жизни - не дух, но душа. Ибо только человеческая душа способна на синтез, на вмещение и переработку всех противоречий нынешнего времени. Триада №2, в принципе, обозначает суть новой цивилизации как цивилизации человеческой души - Добро. Провозглашение красоты, истины и добра за всю историю человеческой мысли стало философской банальностью, но именно сегодня смешается (или точнее, уже сместился) центр тяжести с духа на душу, с Истины на Добро. С точки зрения Добра истина одна, но многогранна, что позволяет примирить (синтезировать) все идеологические противоречия нашего времени. Триада №3. Природа знает жизнь, но не знает смерти, как смерти индивидуального сознания, ибо она есть целое. Человеческое сознание обрело понимание своего индивидуального существования вне природы, а значит и осознание смерти - своей смерти вне природы, вне связи с историей своего происхождения, и, следовательно, без веры в будущее. Таким образом, смерть - факт человеческого сознания, абстрагирования, удаления человека от жизни. Но осознание отдельным человеком своей связи со всемирным человечеством, а главное, с матерью-природой, лишает смерть ее силы, сознание отдельного человека становится СОЗНАНИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА и оно обретает третью реальность - реальность рода, людей живших до нас, живущих вместе с нами в одно время, и, наконец, людей будущих. Смерти мог испугаться только человек, оторванный от земли, природы и потому не имеющий будущего. Возвращение к земле своих предков - это реальность человечества, и преодоление конца истории, т.е. преображение, воскрешение. И проект философа Николая Федорова в этом плане уже не выглядит утопическим. Если сказать еще проще: то, человек или группа людей вне человечества смертны, в человечестве они бессмертны. А если сказать еще проще: то люди, и уже ушедшие, и ныне живущие, ставшие для нас фактом нашего сознания, для нас реальнее нашей жизни и смерти.

Ремарка: "Когда перепечатывал примечание к триаде №3 задался вопросом: неужели природа не знает смерти? Понял, что не совсем так. Мир растительный знает только жизнь, но миру животному дано осознавать свою гибель: точнее - или свою, или своего врага. Из этой короткой вспышки сознания: миг торжества или миг гибели - возникло сознание человечества: родовое. Растительный мир не осознает свою гибель, животное осознает только свою гибель и гибель своего семейства (рода), но человеку дано осознать гибель и других, своих близких и - главное! - вообще каждого человека. Увидеть в убитом сопернике - человека, это и есть осознание тайны рода. Именно из этого сочувствия и возникла человечность!

Именно смерть определяет личную меру человека. Человек биологический - своего рода растительная особь - сострадает только себе, и умирает потому в одиночку как физическое тело, не заботясь сознанием о своих близких. Человек индивидуального сознания, живущий внешними мыслями и побуждениями, оставляет после себя дело и своих близких, единомышленников. Для такого человека смерть досадная помеха на пути к завершению своей цели, своего дела. И, наконец, человек-личность, сочувствующий всем людям и живущий для людей, вызывает отклик и сочувствие всех, соприкоснувшихся с этой личностью, их искреннее сожаление об его уходе. Это и есть смерть человека, обидная и несправедливая для сознания оставшихся жить. Итак, три смерти человека - растительная(телесная), биологическая (духовная) и личностная (душевная). (28.2.97)

Триада №4 подчеркивает новую логику - логику равенства между людьми, где каждый человек есть душа, равноправная единица человеческого рода. Т.е. факт не природы, не цивилизации, а человечества (см. триады №14-17). Приведение триады №17 подчеркивает специфический характер объединения: не антропофагический магнетизм, подчиняющий слабых сильному; не поражающий сознание электрический удар мысли как удар тока, выстраивающий сознание в иерархию, а своего рода химическая реакция, где тела и сознание индивидуумов остаются не подчиненными и не пораженными, а в совместном творчестве, во взаимной любви они создают единое целое - союз. Будущее человечество будет единым целым, где каждая личность, сохраняя свободу своего тела и сознания, будет единой душой со всем миром. Это и можно назвать СЧАСТЬЕМ всего человечества. Триада №6 философски принципиальна. Нас еще в школе учили железной логике: либо жизнь - либо смерть, где третьего не дано. Но выясняется, что железная логика проржавела, ибо дано-то как раз третье. Именно реализм совмещает в себе все противоположности, в том числе и главнейшую - противоположность между природой и цивилизацией (триада №7) - в человечестве. Человечество в природе (триада №8) статично, оно живо, но не оно диктует законы и вынуждено приспосабливаться, в цивилизации человечество обретает сферу свободы - динамику, но оказывается вне среды, вне природы, попадая в пространство, которое имеет временное измерение - абстракцию (смерть). Развитие цивилизации по всему земному шару (отрыв человечества от земли - человечество как одна большая животная особь - СУБСТАНЦИЯ) с одной стороны приближает все человечество к смерти, но, с другой, создает все предпосылки для управления природой, где средство - объединение всего человечества в едином процессе - управления своей жизнью.

Триада №18 принципиальна для психологии, которая имеет два измерения: ощущение и пять чувств. Но преображение человека, развитие его души ставит во главу угла третью способность - КОНТАКТ, активность человека среди людей. Отсюда и триада №13, подчеркивающая человека как выражение либо территории (местности, обычая, среды), либо абстрактного статуса (профессии или общества), либо как личной позиции, т.е. личности - как человека самореализующегося в деятельности среди людей. И, соответственно, корень такой деятельности не сытость желудка, не амбиции мозга, а доброта сердца (триада №16).

Триада №19, где наиболее важной является категория "инерция", дополняется триадой №15, которая подчеркивает, что родовым качеством человека является не жар сердца или его холод, а тепло (точнее, магнетизм тела - холодное электричество мозга - тепло сердца). Все это имеет глубочайшую аналогию в глубинных законах природы, ибо еще Эйнштейн интересовался явлением инерции, отмечая, что его особенностью является большое выделение энергии в форме теплоты. Именно это подчеркивает триада №21, решающая философскую проблему - синтез эстетики и этики. Человечество вступает в стадию инерции цивилизации, и это явление будет сопровождаться выделением большого количества энергии. На первый план выйдут проблемы ЭНЕРГЕТИКИ, но не естественной магнитной, и не искусственной электрической, а синтетической - общечеловеческой.

И настоящее существование человечества (триада №5) впереди. Мы же сегодня можем в меру наших сил, способностей и возможностей стремиться к этому идеалу, этой настоящей жизни, осуществляя его либо для себя, либо для своих близких, стремясь к удовлетворению своего сердца, своей души. И может быть тогда осознаем в полной мере глубину призыва человеколюбца доктора Гааза: "Спешите делать добро!"

Поскольку для людей, неготовых к обозначенной автором логике, многое в данном комментарии покажется надуманным и нелогичным, подчеркну, что главное для автора не доказать, а обозначить основные тезисы. И это я сделал.

 

 



Сайт создан в системе uCoz