Глава пятая
ТРИАДЫ
Тему о. Павла Флоренского о троичности мира (см. главу 1 "Цитаты о Троице", №6) продолжу дальнейшей иллюстрацией богатства примеров - триад. Триады - это еще не троица, но ее проявление. Недостаток триад - их линейность, что является линейностью логики, достоинство - их синтетичность, они снимают напряжение противоположностей, давая ответ - синтез.
Триады, с философской точки зрения, содержат в себе движение, но не дают всю целостную его картину, как это позволяет сделать применение Троицы.
Чтобы не томить читателей, сразу дам четкое определение троицы и ее отличия от триады. ТРОИЦА - ЭТО ТРИАДА ТРИАД, т.е. единство, целостность, и даже, если хотите, образность.Приводимый ниже список триад условно, с достаточной степенью оговоренности, разбит на 4 раздела: основные и, так сказать, - "теоретические", "психологические" и дополнительные. Автор не претендует на полноту обозрения всех триад, это просто невозможно, но надеется, что приведенный список даст четкое представление о сущности синтетического метода и подготовит к пониманию троицы. Автор не готовил приводимый список триад специально к данной книге, а просто отобрал и отсортировал из уже собранных им, преследуя указанную выше цель. Как собирались триады? Большинство выведены самим автором, остальные почерпнуты из самой разнообразной литературы, не исключая и художественную.
Как пользоваться данной таблицей? Естественно, что центр внимания - третье звено, где дается синтез (то же: вывод, заключение и т.д.). Здесь интерес к каждой триаде в отдельности. Но возможно и иное рассмотрение - вертикальное, где обозначено принципиальное единство категорий, их родство: так категории первого столбца в принципе родственны друг другу, точно так же категории второго и, наиболее важного из всех, третьего столбцов. Но при вертикальном рассмотрении проявляется условность, схематичность данной таблицы, ибо она, как я уже говорил, не дает принципиального понимания, а является подготовительной к троичному рассмотрению.
ТАБЛИЦА ТРИАД |
|||
№№ |
+ |
- |
= |
ОСНОВНЫЕ ТРИАДЫ |
|||
1. |
ТЕЛО |
ДУХ |
ДУША |
2. |
КРАСОТА |
ИСТИНА |
ДОБРО |
3. |
ЖИЗНЬ |
СМЕРТЬ |
РЕАЛЬНОСТЬ |
4. |
+ (ПЛЮС) |
- (МИНУС) |
= (РАВЕНСТВО) |
5. |
ПРОШЛОЕ |
БУДУЩЕЕ |
НАСТОЯЩЕЕ |
6. |
МАТЕРИАЛИЗМ |
ИДЕАЛИЗМ |
РЕАЛИЗМ |
7. |
ПРИРОДА |
ЦИВИЛИЗАЦИЯ |
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО |
8. |
СТАТИКА |
ДИНАМИКА |
КИНЕТИКА |
9. |
МИРОВОЗЗРЕНИЕ |
МИРОПОНИМАНИЕ |
МИРОВОЗДЕЙСТВИЕ |
10. |
СРЕДА |
СФЕРА |
МЕСТО |
11. |
ПРОСТРАНСТВО |
ВРЕМЯ |
РЕАЛЬНОСТЬ |
12. |
КОНКРЕТНОЕ |
АБСТРАКТНОЕ |
АБСОЛЮТНОЕ |
13. |
ТЕРРИТОРИЯ |
СТАТУС |
ПОЗИЦИЯ |
14. |
КАЧЕСТВО |
КОЛИЧЕСТВО |
МЕРА |
15. |
ЖАР |
ХОЛОД |
ТЕПЛО |
16. |
ЖЕЛУДОК |
МОЗГ |
СЕРДЦЕ |
17. |
МАГНЕТИЗМ |
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО |
ХИМИЗМ |
18. |
ОЩУЩЕНИЕ |
ЧУВСТВО |
КОНТАКТ |
19. |
МАТЕРИЯ |
ДВИЖЕНИЕ |
ИНЕРЦИЯ |
20. |
МАССА |
СКОРОСТЬ |
ЭНЕРГИЯ |
21. |
ЭСТЕТИКА |
ЭТИКА |
ЭНЕРГЕТИКА |
ТРИАДЫ "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ" |
|||
22. |
Теория |
Практика |
Реальность |
23. |
Органическое |
Искусственное |
Синтетическое |
24. |
Тезис |
Антитезис |
Синтез |
25. |
Объект |
Субъект |
Связка |
26. |
Целое |
Часть |
Живое (Личное) |
27. |
Дедукция |
Индукция |
Синтез |
28. |
Утверждение |
Отрицание |
Согласование |
29. |
Постановка |
Поиск |
Решение |
30. |
Подчинение |
Управление |
Воздействие |
31. |
Объяснение |
Доказательство |
Применение |
32. |
Образы |
Мысли |
Реалии |
33. |
Монолог |
Диалог |
Пауза |
34. |
Сбор |
Отбор |
Выбор (Синтез) |
35. |
Созерцание |
Мышление |
Действие |
36. |
Знания |
Навыки |
Умения (Поступки) |
37. |
Информация |
Обработка |
Поведение |
38. |
Сила |
Выносливость |
Гибкость |
39. |
Увязка |
Неувязка |
Связка |
40. |
Знать |
Понимать |
Уметь |
41. |
Рассмотрение |
Умозрение |
Определение |
42. |
Природа |
Вещи |
Мир |
43. |
Вопросы без ответов |
Ответы без вопросов |
Знание |
44. |
Понятие |
Суждение |
Умозаключение |
45. |
Вещи |
Обстоятельства |
Лица |
46. |
Сохранение |
Разрушение |
Созидание |
47. |
Начало |
Конец |
Середина |
48. |
Идеал |
Эталон |
Образец |
49. |
Круглое |
Прямое |
Сферичное |
50. |
Круг |
Квадрат |
Сфера |
51. |
Вид |
Тип |
Род |
52. |
Классификация |
Систематизация |
Композиция (Гармония) |
53. |
Существование |
Движение |
Взаимодействие |
54. |
Длина |
Высота |
Ширина |
55. |
Эмпиризм |
Рационализм |
Критицизм |
56. |
Активность |
Воля |
Творчество |
ТРИАДЫ "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ" |
|||
57. |
Память |
Внимание |
Фантазия |
58. |
Ощущение |
Пять чувств |
Шестое чувство |
59. |
Инстинкт |
Интеллект |
Интуиция |
60. |
Чувствительность |
Раздражительность |
Воспроизведение |
61. |
Правое полушарие |
Левое полушарие |
Мозг |
62. |
Любовь |
Ненависть |
Спокойствие |
63. |
Видеть |
Предвидеть |
Действовать |
64. |
Да |
Нет |
Молчание |
65. |
Мягкость |
Твердость |
Гибкость |
66. |
Расслабленность |
Напряжение |
Спокойствие |
67. |
Особь |
Индивидуум |
Личность |
68. |
Неуверенность |
Самоуверенность |
Уверенность |
69. |
Факт |
Акт |
Такт |
70. |
Знать |
Уметь |
Быть |
71. |
Возбуждение |
Торможение |
Равновесие |
72. |
Воздействие |
Движение |
Действие |
73. |
Природное |
Рациональное |
Мистическое |
74. |
Расслабленность |
Твердость |
Мягкость |
75. |
Зависимость |
Независимость |
Взаимозависимость |
76. |
Привязанность |
Уважение |
Преклонение |
77. |
Эгоист (на себе) |
Эгоцентрист (на деле) |
Центр (людей) |
78. |
Видеть |
Слышать |
Говорить |
79. |
Ценность |
Стоимость |
Реликвия |
80. |
Во внешнем: |
||
|
Пассивность |
Активность |
Адекватность |
81. |
Во внутреннем: |
||
|
Активность |
Пассивность |
Уравновешенность |
ТРИАДЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ |
|||
82. |
Женщина |
Мужчина |
Семья (ребенок) |
83. |
Закон |
Право |
Суд (указ) |
84. |
Прокурор |
Адвокат |
Судья |
85. |
Эстетика |
Этика |
Искусство |
86. |
Прекрасное |
Трагическое |
Комическое |
87. |
Государство |
Общество |
Церковь |
88. |
Село |
Город |
Земство |
89. |
Монолог |
Диалог |
Молчание |
90. |
Правые |
Левые |
Центр |
91. |
Толпа |
Общество |
Коллектив (союз) |
92. |
Несвобода от жизни |
Свобода от жизни |
Жизнь |
93. |
Живое, но не жизнь |
Жизнь, но не живая |
Живая жизнь |
94. |
Горизонталь |
Вертикаль |
Диагональ |
95. |
Прямая |
Плоскость |
Пространство |
96. |
Длина |
Площадь |
Объем |
97. |
ЛОГИКА: |
||
|
Формальная |
Диалектическая |
Синтетическая |
98. |
ЛОГИКА: |
||
|
Различия |
Противоположности |
Отношения |
99. |
СИСТЕМА: |
||
|
Отражения |
Приспособления |
Воздействия |
100. |
ПРЕДМЕТ |
||
|
Материальная часть |
Функции |
Применение |
101. |
СУЖДЕНИЕ: |
||
|
По аналогии |
По принципу |
По поступку |
102. |
ЖИВОПИСЬ: |
||
|
Колорит (цвет) |
Рисунок (линия) |
Композиция |
103. |
МУЗЫКА, ПОЭЗИЯ: |
||
|
Мелодия (звук) |
Ритм (количество звуков) |
Интонация ( пауза, связь) |
104. |
МИР: |
|
|
|
Растительный |
Животный |
Человеческий |
105. |
ПОЗИЦИЯ: |
||
|
Сверху |
Внизу |
Вровень |
106. |
СПОСОБНОСТЬ: |
||
|
Чувствования |
Мышления |
Действия |
107. |
ПОВЕДЕНИЕ: |
||
|
Активное |
Волевое |
Творческое |
108. |
СИСТЕМА: |
||
|
Визуальная |
Аудиальная |
Кинетическая |
109. |
ВЛАСТЬ: |
||
|
Законодательная |
Исполнительная |
Судебная |
110. |
МИР: |
||
|
Физический |
Психический |
Душевный |
111. |
ГЕОМЕТРИЯ: |
||
|
Плосткостная |
Отрицательная |
Положительная |
112. |
ГОСУДАРСТВО: |
||
|
Жизни |
Имущества |
Чести |
КОММЕНТАРИЙ к отдельным триадам
Триада №1. Корень понимания нового подхода, нового измерения жизни - не дух, но душа. Ибо только человеческая душа способна на синтез, на вмещение и переработку всех противоречий нынешнего времени. Триада №2, в принципе, обозначает суть новой цивилизации как цивилизации человеческой души - Добро. Провозглашение красоты, истины и добра за всю историю человеческой мысли стало философской банальностью, но именно сегодня смешается (или точнее, уже сместился) центр тяжести с духа на душу, с Истины на Добро. С точки зрения Добра истина одна, но многогранна, что позволяет примирить (синтезировать) все идеологические противоречия нашего времени. Триада №3. Природа знает жизнь, но не знает смерти, как смерти индивидуального сознания, ибо она есть целое. Человеческое сознание обрело понимание своего индивидуального существования вне природы, а значит и осознание смерти - своей смерти вне природы, вне связи с историей своего происхождения, и, следовательно, без веры в будущее. Таким образом, смерть - факт человеческого сознания, абстрагирования, удаления человека от жизни. Но осознание отдельным человеком своей связи со всемирным человечеством, а главное, с матерью-природой, лишает смерть ее силы, сознание отдельного человека становится СОЗНАНИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА и оно обретает третью реальность - реальность рода, людей живших до нас, живущих вместе с нами в одно время, и, наконец, людей будущих. Смерти мог испугаться только человек, оторванный от земли, природы и потому не имеющий будущего. Возвращение к земле своих предков - это реальность человечества, и преодоление конца истории, т.е. преображение, воскрешение. И проект философа Николая Федорова в этом плане уже не выглядит утопическим. Если сказать еще проще: то, человек или группа людей вне человечества смертны, в человечестве они бессмертны. А если сказать еще проще: то люди, и уже ушедшие, и ныне живущие, ставшие для нас фактом нашего сознания, для нас реальнее нашей жизни и смерти.
Ремарка: "Когда перепечатывал примечание к триаде №3 задался вопросом: неужели природа не знает смерти? Понял, что не совсем так. Мир растительный знает только жизнь, но миру животному дано осознавать свою гибель: точнее - или свою, или своего врага. Из этой короткой вспышки сознания: миг торжества или миг гибели - возникло сознание человечества: родовое. Растительный мир не осознает свою гибель, животное осознает только свою гибель и гибель своего семейства (рода), но человеку дано осознать гибель и других, своих близких и - главное! - вообще каждого человека. Увидеть в убитом сопернике - человека, это и есть осознание тайны рода. Именно из этого сочувствия и возникла человечность! Именно смерть определяет личную меру человека. Человек биологический - своего рода растительная особь - сострадает только себе, и умирает потому в одиночку как физическое тело, не заботясь сознанием о своих близких. Человек индивидуального сознания, живущий внешними мыслями и побуждениями, оставляет после себя дело и своих близких, единомышленников. Для такого человека смерть досадная помеха на пути к завершению своей цели, своего дела. И, наконец, человек-личность, сочувствующий всем людям и живущий для людей, вызывает отклик и сочувствие всех, соприкоснувшихся с этой личностью, их искреннее сожаление об его уходе. Это и есть смерть человека, обидная и несправедливая для сознания оставшихся жить. Итак, три смерти человека - растительная(телесная), биологическая (духовная) и личностная (душевная). (28.2.97) |
Триада №4
подчеркивает новую логику - логику равенства между людьми, где каждый человек есть душа, равноправная единица человеческого рода. Т.е. факт не природы, не цивилизации, а человечества (см. триады №14-17). Приведение триады №17 подчеркивает специфический характер объединения: не антропофагический магнетизм, подчиняющий слабых сильному; не поражающий сознание электрический удар мысли как удар тока, выстраивающий сознание в иерархию, а своего рода химическая реакция, где тела и сознание индивидуумов остаются не подчиненными и не пораженными, а в совместном творчестве, во взаимной любви они создают единое целое - союз. Будущее человечество будет единым целым, где каждая личность, сохраняя свободу своего тела и сознания, будет единой душой со всем миром. Это и можно назвать СЧАСТЬЕМ всего человечества. Триада №6 философски принципиальна. Нас еще в школе учили железной логике: либо жизнь - либо смерть, где третьего не дано. Но выясняется, что железная логика проржавела, ибо дано-то как раз третье. Именно реализм совмещает в себе все противоположности, в том числе и главнейшую - противоположность между природой и цивилизацией (триада №7) - в человечестве. Человечество в природе (триада №8) статично, оно живо, но не оно диктует законы и вынуждено приспосабливаться, в цивилизации человечество обретает сферу свободы - динамику, но оказывается вне среды, вне природы, попадая в пространство, которое имеет временное измерение - абстракцию (смерть). Развитие цивилизации по всему земному шару (отрыв человечества от земли - человечество как одна большая животная особь - СУБСТАНЦИЯ) с одной стороны приближает все человечество к смерти, но, с другой, создает все предпосылки для управления природой, где средство - объединение всего человечества в едином процессе - управления своей жизнью.Триада №18 принципиальна для психологии, которая имеет два измерения: ощущение и пять чувств. Но преображение человека, развитие его души ставит во главу угла третью способность - КОНТАКТ, активность человека среди людей. Отсюда и триада №13, подчеркивающая человека как выражение либо территории (местности, обычая, среды), либо абстрактного статуса (профессии или общества), либо как личной позиции, т.е. личности - как человека самореализующегося в деятельности среди людей. И, соответственно, корень такой деятельности не сытость желудка, не амбиции мозга, а доброта сердца (триада №16)
.Триада №19
, где наиболее важной является категория "инерция", дополняется триадой №15, которая подчеркивает, что родовым качеством человека является не жар сердца или его холод, а тепло (точнее, магнетизм тела - холодное электричество мозга - тепло сердца). Все это имеет глубочайшую аналогию в глубинных законах природы, ибо еще Эйнштейн интересовался явлением инерции, отмечая, что его особенностью является большое выделение энергии в форме теплоты. Именно это подчеркивает триада №21, решающая философскую проблему - синтез эстетики и этики. Человечество вступает в стадию инерции цивилизации, и это явление будет сопровождаться выделением большого количества энергии. На первый план выйдут проблемы ЭНЕРГЕТИКИ, но не естественной магнитной, и не искусственной электрической, а синтетической - общечеловеческой.И настоящее существование человечества (триада №5) впереди. Мы же сегодня можем в меру наших сил, способностей и возможностей стремиться к этому идеалу, этой настоящей жизни, осуществляя его либо для себя, либо для своих близких, стремясь к удовлетворению своего сердца, своей души. И может быть тогда осознаем в полной мере глубину призыва человеколюбца доктора Гааза: "Спешите делать добро!"
Поскольку для людей, неготовых к обозначенной автором логике, многое в данном комментарии покажется надуманным и нелогичным, подчеркну, что главное для автора не доказать, а обозначить основные тезисы. И это я сделал.