Глава шестая

ТРОИЦА

 

1. Троица - это духовное оружие

Предыдущий раздел о триадах подвел нас к пониманию троицы, но даже определение, что троица - это триада триад, все же ничего не разъясняет. Поэтому опять необходимы некоторые эскурсы в прошлое философской мысли. Но в начале автор считает необходимым уточнить свою принципиальную позицию, ибо троица еще является и предметом веры, религиозным догматом христиан.

Слово "человек" объединяет всё без исключения человечество вне зависимости от идеологических пристрастий или религиозных верований. Это и есть принципиальная позиция автора, который по рождению, культуре и воспитанию является русским человеком, а значит и православным. Троица, к рассмотрению которой я приступаю, является для меня могучим духовным оружием, направленным на преодоление всемирной розни человечества в идеологии. Оружием, которое принято в качестве догмата и канона веры православной церковью. Но троица есть произведение и творение всемирной истории человечества и в этом плане она является предметом мысли, анализа и изучения и имеет свою историю. И именно в этом аспекте, как человек обращающийся к опыту истории человечества, я рассматриваю троицу, ничуть не желая здесь затрагивать вопросы религиозные, которые увели бы в сторону от сути разговора - троицы взятой самой по себе.

Еще раз: троица - это мощное духовное оружие для преодоления идеологической разобщенности человечества, и она же - средство для объединения человечества в одну общую семью.

Троица - как система мышления, понимания истории и действия.

 

2. Троица как конец истории

Троица - это также, в определенном смысле - конец истории. Т.е. конец истории цивилизации духовного аналитического типа, главной функцией которой было познание, понимание, вооруженное мыслью (формой, абстракцией). Сегодня эта цивилизация исчерпывает себя, движение мысли замыкает свой круг, сознание осознает себя, свои возможности и перед человечеством встает проблема ДЕЙСТВИЯ. Т.е. не познания (мышления), а действия. Для действия же необходима четкость в мыслях, их законченность, что чем-то напоминает периодическую систему элементов Менделеева. Иными словами, при завершении познания, все мысли, как имеющие количественную природу, должны занять в соответствии со своим удельным весом места во всеобщей иерархии мыслей. Именно этот процесс происходит и будет происходить в самое ближайшее время во всех современных науках при их все большем и большем взаимном синтезе, пока не приведет к этой всеобщей периодической таблице - ВЕЛИКОЙ ИЕРАРХИИ МЫСЛЕЙ.

Здесь позволю себе немножко перевести дух и вздохнуть: в такое вот время мы живем!

Но пойдем дальше. Итак, Троица - это уже не мышление, а действие. Но действие, которое стало возможным благодаря законченности мышления, исчерпанности всех сфер человеческого внимания. А проблема действия ставит в свою очередь проблему синтеза - объединения человеческих усилий. Вначале в рамках различных религий, а затем и в Общем деле всего человечества. Такова несложная история цивилизации библейского типа, увиденная сквозь призму Троицы. Но мы еще вернемся к истории человечества, пока же обратимся к истории мысли. Попробуем дать очень краткий генезис Троицы.

3. Единица, двойка, тройка... Десятка

Напомню цитату №1 из цитатника о Троице. Даже, более того, процитирую ее вновь: "Разум произвел единицу, единица произвела двойку, двойка произвела тройку, а тройка произвела мир" - такова сентенция хитроумного китайца Лао Цзы.

Попробуем пойти именно этим путем, хотя и сразу оговорим определенную схематичность нашей реконструкции. Как палеонтолог по кости восстанавливает облик невиданного ранее им животного, умершего миллионы лет назад, так и мы попробуем в чрезвычайно краткой главе воссоздать схему логики возникновения Троицы.

Итак, поскольку единица, двойка и тройка - это все цифры, то значит, следовательно, перед нами явление не природы, а абстракции, т.е. произведение человеческого ума. Не живое, а искусственное. Таким образом, если мы захотим схематически изобразить единицу, то нам нужно изобразить фигуру не конкретную, а опять же, абстрактную. Но любая абстракция есть следствие и потому вначале изобразим среду, где существует эта самая абстракция, т.е. круг как символ замкнутости живого, конкретного, тела, среды, но главным образом - Природы:

 

 Итак, круг - это природа, это Земля, и теперь уже внутри круга, внутри среды образуем абстракцию, т.е. ту самую первоначальную единицу - квадрат.

 

Квадрат есть фигура, символизирующая искусственное ,созданное человеком в природе, но вне природы и и тем самым символизирует начало человеческого мышления. Это значит, что квадрат есть образ. А образ есть мысль, даваемая чувственными органами человека, точнее сказать, внутренним ощущением. Т.е квадрат есть отражение круга природы, ибо сознание человека отражает живое и целостное произведение природы, но не может отразить его адекватно, а только через преломление. Так, например, мы видим свое отражение в зеркале, и оно удовлетворяет нас, но не обладает всеми, присущими нам характеристиками: не имеет объема, веса, запахов и т.д. Именно такой абстракцией является первоначальная попытка воспринять в сознании целостность природы. Такой была, по всей видимости, мысль греков. Родившаяся на лоне природы она уже была угловатой, наивной, и делала первые робкие попытки проникнуть во внутрь организма Природы, постичь суть вещей и явлений. Конструкция, которую мы составили, также напоминает задачу о квадратуре круга, которую мы понимаем как проблему совмещения конкретного и абстрактным, т.е. проблему синтеза. Но эту тему мы временно отставим в сторону, ибо нас интересует развитие мысли внутренней, где новорожденная единица из себя порождает двойку, разделяя целостность квадрата:

Образ порождает идею, мысль конкретная порождает мысль абстрактную. Поскольку дело происходит внутри живого организма, который, как известно, не терпит пустоты, то единица и двойка (мысль конкретная и мысль абстрактная) устанавливают межлу собой три отношения, к уже установленному - по диагонали, добавляются отношения по горизонтали и вертикали, т.е три измерения. Таким образом, новое и окончательное изображение внутренней системы новорожденного организма будет таково:

 
Норвый организм тут же начинает жить самостоятельной жизнью и создает свою логику. Четыре клетки являются вполне законными произведениями родовой двойки. В этом четырехчастном логическом (кстати, знаменитом логическом квадрате, который изложен во всех учебниках логики) полностью торжествует двойка: она по двум горизонталям, она по двум вертикалям и она же по двум диагоналям, в том числе и по классической, родовой, принявшей сейчас числовое выражение 1 - 4.

Это уже торжество во всех отношениях мысли абстрактной, которая своей ЛОГИКОЙ (тезис - антитезис - тезис) попрала весь мир и все человечество, все сделав средством для ВЫГОДЫ. Если мысль как образ (конкретная) обращена к Красоте, то мысль, данная как мысль двойки, противоположности, мысль отрицания (абстрактная), обращена к Истине.

Но, пойдем дальше: "двойка произвела тройку" - мозг, замыкая себя, свой путь познания, обращается к Добру, к сердцу, т.е., в конечном счете, к синтезу.


Опять же, поскольку организм не терпит пустоты, дадим окончательную картину:

В этом новом организме уже повсюду торжествует тройка: по горизонталям пространства, вертикалям времени и диагоналям реальности. Тройка, взятая в единстве, т.е. умноженная на саму себя образует девятку, на которой мы и остановимся, ибо "тройка произвела весь мир". Это и есть искомая нами формула триединого синтеза - новый логический квадрат, который не знаком ни логике формальной, ни логике диалектической, но который подчиняется законам логики синтеза - синтетической, или воображаемой, или творческой.

Ремарка: Возможно, что вышеприведенная таблица возникновения троицы и девяти ее внутренних отношений покажется некоторым читателям неубедительной или недостаточно ясной. Поэтому рискну привести еще одну схему возникновения троицы и девяти ее отношений, заменив на сей раз цифры символами и перефразировав цитату китайца Лао Цзы, которая в новом виде будет звучать так: "Плюс породил минус, минус породил равенство, а равенство создало весь мир." Итак. (см. таблицу ниже данной ремарки).

Напоминаю, что все это действие происходит внутри круга, внутри целого, и отражает внутреннее развитие организма, отражение взаимоотношений трех его составляющих. Данная схема подчеркивает, что настоящее единство организма достигается именно на третьей, завершающей стадии. (17.5.97).

1)

+

2)

+

-

3)

+

-

=

-

-

-

-

=

=

=

=

 

 

Таблица Троицы - это человек в триединстве Красоты (единица), Истины (двойка) и Добра (тройка), в гармонии чувства, мысли и дела. И потому данная девятка образует десятку, т.е. все девять категорий как единое целое, как единство личности.

"Ну это вы тут все наплели! - разочарованно скажет иной читатель. - Так философствовать можно о чем угодно и как угодно!"

Ну не скажите!

4. От Пифагора к Аристотелю

Давайте обратимся к истории, сделаем краткий экскурс, например, к древним грекам, аж к самому Пифагору, автору бессмертной пифагоровой теоремы, математику, который первоначалом всего сущего объявил число:

"Пифагорейцы говорят, что первым простым понятием является единица; не дискретная, множественная, арифметическая единица, а тождество как непрерывность и положительность, совершенно всеобщая сущность."

(Гегель. Лекции по истории философии. Кн. 1, СПб, "Наука", 1993, с.234).

Т.е. речь идет здесь о том, что единица как первоначало есть образ, конкретное, о чем мы и говорили выше. Правда, ни Пифагор, ни пифагорейцы не проникают в чрезвычайно важный вопрос: что же послужило образом для единицы? Точка? Но может ли точка создать образ? Но опустим пока этот момент и пойдем дальше:

"Все числа сами попадают под понятие одного, ибо двоица есть одна двоица и троица есть также некое одно; число же десять есть единая глава чисел."

(Гегель. Там же, с.234)

Т.е. здесь налицо, на мой взгляд, целостное рассмотрение каждой стадии развертывания чисел, а восприятие десятки как единой главы чисел означает единство личности, совмещающей в себе всю девятку как триаду триад. Пифагор, сей древний пластический грек, воспринимал мир чисел не абстрактно, оторванно ото всего, как мы сегодня, а также пластично, как и весь зримый природный мир гармонии, развертывавшийся перед его взором. Для него числа были отражением связи вещей в природе, выражением гармонии живого:

"Троица признавалась пифагорейцами очень важным числом, так как в ней единица достигает своей реальности и своего завершения. ...Троицу пифагорейцы признают, в общем, первым совершенным. Аристотель говорит это совершенно определенно: "Телесное не имеет никакой другой величины, кроме трех, поэтому пифагорейцы говорят, что вселенная и все вещи определены троицей", т.е. имеют абсолютную форму."

(Гегель, там же, с.240-241).

И далее, обратите внимание на логику:

"Поэтому мы, заимствуя из природы это определение, употребляем его также в культе, так что мы считаем, что только тогда мы сполна обратились к богам с молитвой, когда призвали их в последней трижды. Два мы называем "оба", а не "все"; лишь говоря о трех, мы употребляем выражение "все". Лишь то, что определено тремя, есть целостность; то, что существует в троякой форме, разделено вполне, кое-что содержится лишь в одном, другое - лишь в числе "два", но лишь "три" содержит в себе все."

(Гегель. Там же, с.241)

На этом я заканчиваю цитирование Гегеля о системе Пифагора, ибо в мои планы входит знакомство читателя не с системой, а сутью системы Пифагора: личностным пониманием взаимоотношений чисел. Т.е. даже математика Пифагора несет отражение человека как меры всех вещей. И потому число - это уже не просто число, а гармония - гармония человеческой души. С этим утверждением перекликается и определение числа как меры, а всех его отношений как гармонии.

Позднее и другой "древний пластический грек" - Аристотель, разрабатывая логику, также уделил глубокое внимание учению о мере, не обойдясь в своих категориях без троицы. Особенно любопытны его триады о растительной - животной - человеческой душе и о науках: теоретические - практические - творческие. Выведенные им девять* логических категорий уже можно уложить в таблицу с более или менее определенным смыслом:

Сущность

Количество

Качество

Отношение

Место

Время

Положение

Обладание

Страдание


Эти категории уже можно рассмотреть и горизонтально (пространственно), и вертикально (во времени) и по диагонали (по главной, "реальной" - сущность-место-страдание).

Возможно, что даже Аристотель не рассматривал их так, но дело не в этом, а в том, что категорий этих девять и они имеют органическое единство, что позволяет их вполне логично сочетать.

Обращение к столь далеким пластическим временам не натяжка, а необходимое следствие. Ибо греки - это первоначало разложения природы через призму человеческой души - меры. Это исток человеческой мысли, ее прекрасного гармонического единства, которое в дальнейшем было утрачено, когда мысль стала доходить до голого принципа, оставшегося без всякой связи со временем и пространством.

 

5. Вл.Соловьев: к всеединству через троицу

И именно русский философ всеединства - Владимир Соловьев, когда ему потребовалось достигнуть определенного единства мыслей, их гармонии - нашел способ выразить его через троицу, сконструировав таблицу своих категорий:

 

Сущее
(абсолютное)

Бытие
(логос)

Сущность
(идея)

Абсолютное

Дух

Воля

Благо

Логос

Ум

Представление

Истина

Идея

Душа

Чувство

Красота

И хотя в данном примере важна не сама таблица, а способ достижения философом проблемы гармонии мыслей, все же приведу комментарий к данной таблице патриарха русской философии Алексея Федоровича Лосева:

"Чтобы понять логику предложенной Вл. Соловьевым таблицы категорий, нужно помнить три обстоятельства.

Первое - это наличие трех основных категорий: сущее, бытие и сущность. В таблице они расположены сверху по горизонтальной линии. Второе - эти три основные категории находятся во взаимном соотношении, а именно так, что каждая категория существует сама по себе, далее, она отражает на себе вторую и потом третью категорию. Таким образом, эти три категории отражая друг друга, превращаются уже в девять категорий. А если эти три категории не будут превращены в девять, тогда нарушится основной принцип всеединства, а именно что все находится во всем. Без учета этого обстоятельства нечего и думать разобраться в таблице Вл. Соловьева."
(А. Лосев. Вл. Соловьев. М.: "Мысль", 1983, с.112-113).

Таблица Вл. Соловьева далеко не идеальна, но главное она сделала: с ее помощью русский философ достиг определенного единства своих мыслей. И хотя Вл. Соловьев прошел достаточно сложный философский путь развития своих взглядов, многое пересмотрев в конце жизни, даже оставив впечатление определенной незавершенности, тем не менее попытка создания единства мыслей весьма и весьма характерна. Намерение синтезировать мысли, примирить их антагонистическую природу в нечто целое, есть попытка свидетельствующая о силе внутреннего духовного зрения Вл. Соловьева, о силе его личности, оставившей в этой системе категорий отпечаток своего образа.

И хотя данная попытка впервые была предпринята Кантом, который свел три свои "Критики" как достигнутые результаты своей философской системы в гармонию, сделав эпохальнейшее открытие - открыв синтез как самостоятельную категорию, т.е. как знак равенства ("="). Синтезировав "природу" и "нравственность" ("свободу"), "рассудок" и "разум" (т.е. иными словами, точнее - знаками "+" и "-") Кант создал третье качество - "искусство" и "способность суждения" (т.е. опять же - знак "="). Иными словами, Кант пришел к результату, который не удовлетворял ни материалистов, ни идеалистов. Он пришел к РЕАЛИЗМУ (т.е. к человеку, т.е. к человечеству).

Ремарка: Сегодня путь к реализму выглядит очень просто, но как непросто далась эта простота: подчиненность человека материи (природе), отказ (свобода) человека от материи и, наконец, человек (т.е. и материя, и дух). (5.5.97).

 

Таким образом, кантовская троица несет в себе чисто изобразительную функцию, и синтез у него расположен в таблице посередине, что не совсем правильно, для последовательного изображения движения человеческой мысли (по вертикали, горизонтали и диагонали, где синтез занимает третьи места). Кант дал зримое и лаконичное выражение достигнутых результатов своей философии, но он еще не заметил, что данная таблица, при правильном расположении синтеза, может к изобразительной функции добавить и логическую (движение мысли).

Троица, данная Вл. Соловьевым, потому совершенно оригинальна и более того выражает третье, неназванное мной ранее качество - помимо "изображения", и "движения" она удивительно показывает "гармонию", то самое ВСЕЕДИНСТВО.

Кантовскую троицу можно разглядывать, приведенную нами таблицу (об этом читайте ниже) можно изучать - отслеживая взаимосвязи категорий и их движение, но таблица Вл. Соловьева удивительно гармонична, целостна, и, если так можно выразиться, ДЫШИТ. Думаю, что философы, сохранившие в себе поэтическое чувство, меня поймут.

Но таблица Вл. Соловьева оригинальна не только потому, что "дышит", но и потому, что синтез у русского философа находится на "законном" месте. Так, например, синтез "души" и "чувства" есть "красота". Завершение своей троицы "красотой" также знакомо перекликается с формулой Достоевского "Мир спасет красота", т.е. система категорий Вл. Соловьева выражает духовную высоту русской общественной мысли и тоже несет в себе родовой отпечаток.

В то же время попытка Соловьева свидетельствует о стремлении русской философии к синтезу, возвращению к природе (к материи), к истокам философской мысли, когда-то взявшей свое начало в древней Греции. Но между Кантом и Соловьевым в истории философии был не менее мощный мыслитель, более того, специалист по философской логике, по диалектике, перескочить через которого мы никак не можем. И потому совсем не риторический вопрос правомерен:

 

6. А что же Гегель?

Вернемся к троице и зададимся вопросом: а что же Гегель? Почему этот мастер философских триад, пекший их свободно как пекарь блины, рассмотревший весь мир через призму тройственного развертывания духа и более того, знавший о существовании христианской троицы, все же не пришел к ней, не понял и не сформулировал ее сущность? Лично для меня ответ прост: метод Гегеля - используемый им метод диалектики мысли оказался настолько силен и всесилен, что Гегель, как человек, впервые прикоснувшийся к столь мощному оружию, увлекся самим процессом проникающего движения мысли - этой философской триады. Дух, взятый сам по себе есть метод, взятый вне его творца, вне владеющего им мастера. Иными словами, пекарь увлекся самим процессом испекания блинов, самозабвенно наслаждаясь им и забыв о существовании мира за пределами кухни и даже о существовании самого себя. Реален был только сам процесс: ни мир, в котором этот процесс существовал, ни пекарь, этот процесс производящий.

Попробуем мы сами расположить ключевые гегелевские триады в уже знакомую на троичную таблицу. Из "Науки логики" возьмем девять (так!) категорий, и подобно тому, как мы уже это проделали с аристотелевскими определениями, расположим их в таблице.

Учение о бытии:

Качество

Количество

Мера

Учение о сущности:

Сущность

Явление

Действительность

Учение о понятии:

Субъективное понятие

Объект

Идея


Вновь получаются три горизонтали: качество-количество-мера, сущность-явление-действительность, субъективное понятие-объект-идея. Три вертикали: качество-сущность-субъективное понятие (мысль как внутреннее), количество-явление-объект (мысль как внешнее), мера-действительность-идея (мысль как синтез внутреннего и внешнего). И, одна диагональ как сущность данной троицы: качество-явление-идея (суть мысли, соответственно, в чувствовании, в мышлении и в действии).

Я думаю, что философы согласятся со мной, что данные категории в подобной трактовке имеют глубокий смысл. Не исключаю, что и Гегель приходил к подобной таблице, и подобному рассмотрению, но суть троицы он не осознал - это я утверждаю со всей определенностью. На мой взгляд, Гегель рассматривал категории только абстрактно (т.е. ни положительно, ни синтетично, а только отрицательно), т.е. в процессе их последовательного развертывания, где движение начинается с "качества" и минуя по очереди следующие семь, заканчивается "идеей".

 

7. Аристотель или Гегель?

Поставим новый вопрос: не опроверг ли Гегель Аристотеля, ибо его система категорий не совпадает с аристотелевской? И не надумал ли автор (то есть я, печатающий эти строки) все эти таблицы и всю логику рассуждений из воздуха? И не есть ли все подобное рассуждение чистой воды шарлатанство? На такое сомнение отвечу просто: автор волен приводить любые мысли и рассуждения, но их следствием должна быть, во-первых, четкая логика связи различных, пусть даже противоречивых понятий, во-вторых, обязательна гармония, стройность всего изложенного. При соблюдении этих правил, любой автор выполняет основное условие: он говорит на языке понятном людям и оставляет возможность критики, точно также как проявленные им самим логика и стройность являются критикой других, ранее высказанных другими авторами мыслей. Согласны? Тогда вернемся к таблицам категорий Аристотеля и Гегеля и попробуем их логически увязать, не вникая в философские дебри и тонкости.

Основное противоречие возьмем хотя бы на примере очень важного понятия "качество". Можно ли говорить, что оба философа вкладывают в него одинаковый смысл? Конечно же нет, но при разнице их понимания этого философского термина здесь нет также и противоречия. И логика этого противоречия объясняется очень просто. Своей системой категорий Аристотель обозначил движение (точнее, существование) человеческой мысли в природе (так сказать, в пространстве), где мысль объективна, работает с конкретным объектом. Т.е это движение КОНКРЕТНОЙ мысли. Гегель же дает движение мысли взятое само по себе, в абстракции, вне природы, в условном пространстве - созданном, кстати, самой же мыслью (так сказать, во времени). И такая мысль будет называться - АБСТРАКТНОЙ. Поэтому конкретный человек Аристотеля уходит из природы (сущность-место-страдание), а абстрактный человек Гегеля приходит к пониманию, осознанию самого себя вне природы (качество-явление-идея). Поэтому у Аристотеля логика существования человека в пространстве, у Гегеля - во времени, т.е. пространстве цивилизации, т.е..временном и потому - "во времени".

Остается свести их в одну таблицу:

Аристотель
(пространство):

Сущность

Место

Страдание

Гегель
(время):

Качество

Явление

Идея

?**
(реальность):

?

?

?


То есть перед нами движение человеческой мысли, дошедшее, так сказать, до "шестерки" (Аристотель 1-3, Гегель 4-6). Напомню, что в начале раздела я приводил изображения единицы (пространства) и двойки (времени), иными словами, теперь очевидно, что несмотря на девятку категорий, ни Аристотель, ни Гегель не подошли к троице - напомню: триаде триад. Аристотель своей логикой замкнул пространство природы (прекрасные пластические греки!), а Гегель своей логикой замкнул время цивилизации (ах, эта упрямая немецкая мысль!).

Таким образом, вывод (напомню, что третье звено всегда синтетично) человеческой (философской) мысли таков: СТРАДАНИЕ (из природы, из материи) - ИДЕЯ (осознание себя в цивилизации). Т.е. человек в среде до определенного предела развивается, далее среда становится сдерживающим фактором - возникает страдание, пробуждающее дух, движение, уход из среды. После среды человек попадает в сферу, обретает движение, становится субстанцией (животным!) и постепенно приобретая опыт, приходит к осознанию своей цели как субстанции - ИДЕЕ, т.е. обретает в доныне автоматичном (несвободном) движении свободу, ибо своя цель - это свобода выбора движения. Таким образом, вывод Аристотеля конкретен, Гегеля - абстрактен. Что же дальше: а дальше Троица - реальность человечества.

Итак, Аристотель дал нам единицу (девятку категорий) в природе, Гегель дал нам двойку - девятку категорий в цивилизации. Теперь необходима заключительная тройка - девятка категорий в реальности человечества и будет замкнута целая цивилизация, которую я называю библейской - цивилизация субъективного духа, т.е САМОПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

 

8. Троица как синтез конкретной мысли Аристотеля и абстрактной мысли Гегеля

"У вас тут не троица, а прямо какая-то мистика." - вновь подаст реплику недоверчивый читатель. - "Вы можете просто и конкретно объяснить в чем суть троицы?" К этому я как раз веду и наконец-то, приступаю. Итак. Противоречие между единицей и двойкой, или методом мышления Аристотеля и методом мышления Гегеля, выразим как противоречие между образом и мыслью. Образ - зрительная мысль, обращенная на конкретное, природное тело, имеет целостность обозрения, единство выражения, т.е объективная мысль имеет зримую, очевидную (буквально - ОЧЕвидную, очей вид) природу. Так мысль человека в природе всегда обращена на конкретное. Именно в силу этой прикованности к объекту зрения (внимания) данная человеческая мысль обладает очевидным и изъяном - она не имеет ДВИЖЕНИЯ. Внимание приковано только к одному объекту. Лицезреть два объекта одновременно - невозможно (можно видеть кучу объектов, но внимание, т.е. работа мозга, может быть приковано только к одному объекту).

Этот недостаток устранила мысль (точнее, идея) - как отражение реального объекта в сознании, во внутреннем восприятии (в памяти) человека. Таким образом, цивилизация возникла из идеи конкретного - из идеи образа, что сформировало мысль АБСТРАКТНУЮ. Абстрактная человеческая мысль утратила зримость конкретного в природе, но зато получила возможность свободного сочетания - столкновения образов в сознании, т.е. МЫСЛЬ ОБРЕЛА ДВИЖЕНИЕ. Таким образом, конкретная мысль (мысль Аристотеля) - обладает зримостью, но не имеет движения, а абстрактная мысль (мысль Гегеля) обладает движением, но не имеет конкретного прототипа, т.е. оторвана от реальности, существует в абстрактном пространстве - черепной коробке конкретного человека или в условной памяти человечества: книгах, библиотеках или сегодня уже в компьютерах, где и получила абсолютную свободу. Свободу, которая сегодня временами доходит до шизофрении, т.е. полной оторванности от реальности природы. Это и есть неуправляемая никем цивилизация, которая когда-то обрела движение, а теперь, утратив свое начало, потеряв в тумане столетий свой исток (природу) автоматически движется, ведомая внутренней логикой к концу - страшному суду, крушению мира. Такая мысль, существующая сама по себе, неминуемо кончает самоубийством - эсхатологией.

Итак, ОБРАЗ - ЭТО МЫСЛЬ ВИДЯЩАЯ, НО НЕ ИМЕЮЩАЯ ДВИЖЕНИЕ; ИДЕЯ - ЭТО МЫСЛЬ, ИМЕЮЩАЯ ДВИЖЕНИЕ, НО ПОТОМУ УЖЕ НЕ ВИДЯЩАЯ. Либо-либо. Либо видишь конкретное, но не мыслишь, либо мыслишь, но тогда уже нужно разорвать свою связь с конкретным.

Налицо противоречие, которое сегодня стало критическим и здесь на помощь приходит, кто бы вы думали? Троица! Во-первых, Троица, как и образ, обладает зримой природой, ибо она целостна, конкретна как образ, во-вторых, она выражает движение абстрактной мысли, показывая его не просто полностью, от начала до конца, а в ЕДИНСТВЕ - точнее, всеединстве организма, где все находится во всем и в то же время имеет самостоятельное выражение. Образ - это одна мысль, где другие мысли не выражены; идея - это связка мыслей, где все мысли обозначены, но они связаны в иерархию, подчинены главной, единственной, и потому имея индивидуальную обозначенность, не имеют самостоятельности, существуя в подчиненном логическом пространстве - Истории. Истории как прошлой, так и творящейся. Тезис порождает тезис и становится подчиненным, уступая первенствующую роль новому тезису. В Троице - синтезе - это движение исчерпывается (хотя бы в рамках прошлой Истории). Поэтому в Троице все мысли обозначены самостоятельно - имея и образ, и движение, в то же время приобретается новое, третье качество - ЕДИНСТВО всех мыслей. Повторим еще раз: образ выражает целое - тело (т.е. внешнее), без выражения внутреннего - организма; идея - показывает организм, но при этом утрачивает телесность. И лишь троица - в этом действительно ее чудо - показывает и ТЕЛО, и ОРГАНИЗМ, создавая третье качество - ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕКА - гармонию человеческой души.

 

9. Итак, Троица

Возможно, что кто-то из читателей с богатым воображением уже разочарован. Предсказанная, чуть ли не волшебная, Троица оказалась каким-то невзрачным логическим квадратом. Квадратом, который от традиционного четырехклеточного отличается только количеством клеток - девять. Все же панегирические слова автора можно пропустить мимо ушей: "всяк кулик свое болото хвалит". Спорить не буду, всякий кулик имеет право иметь свое мнение и даже его высказывать. Потому, воспользовавшись этим правом кулика, перейду я, наконец, к конкретному изложению Троицы и затем ее возможностей.

Итак, Троица, как я уже говорил, завершает этап развития человечества, его так называемого библейского периода. Троица фиксирует конец познавательного процесса, переход человечества от анализа к синтезу, от СЛОВ к ДЕЛУ, от философии к религии, от поисков Истины к осуществлению Добра. Троица - это также начало объединения человечества через единение религий как различных форм деяний человеческих сообществ к общему делу всего человечества. Т.е. Троица - это начало окончательного объединения человечества в единый род. К тому объединению в общее дело, которое поможет окончательно преодолеть родовой кокон СМЕРТИ, избежать предсказанного АПОКАЛИПСИСА, и творчески соединиться с нашей матушкой Землей, которая только именно с этого момента станет самой молодой ПЛАНЕТОЙ нашей вселенной.

Итак, Троица. Но прежде чем начать приводить таблицы нужно обязательно ответить совсем не на риторический вопрос: почему же Троица не была открыта ранее? Ведь синтез был известен еще Аристотелю, а древние пифагорейцы во главе с самим Пифагором познали фантастические возможности Троицы? А что же Кант, так проницательно заглянувший в БЕССМЕРТИЕ? А что же тройных дел мастер - Гегель? А что же философ всеединства Вл. Соловьев? А что же проницательнейший Николай Федоров? И что же, наконец, многочисленные идеологи и философы православия, которым сам Бог казалось велел знать Троицу назубок как молитву "Отче наш"?

Я низко-низко склоняюсь перед этими святыми для меня именами. Их труд, как труд и многих безвестных людей, как незаметный труд их близких, матерей и жен, труд их современников, их окружения не пропал даром. Ни одно слово, ни одно деяние не исчезло бесследно в глубине времен, не осталось вне общего дела. В тяжелых, поистине родовых муках, человечество осознало себя, и свою личную ответственность перед планетой и загадочным, непостижимым КОСМОСОМ. Ответ к нам пришел из глубины времени и на переломе тысячелетий: истекает тысячелетие второе и начинается третье. Еще древние египтяне предвидели, что цепь перерождений души происходит в течение трех тысячелетий: и сегодня мне это предсказание не кажется беспочвенной выдумкой. Они многое знали о природе и о человеке эти мудрые египтяне. И что видели, пронзая вселенную в звездные египетские ночи, глаза фараонов, людей, вознесенных на самую высоту мира?

Но оставим это прошлое, где во тьме столетий начался наш исток. Мы еще вернемся к нему и осознаем, что нам повезло. Нам повезло жить в эту переломную для человечества эпоху и осознать свое предназначение: увидев начало как наше прошлое, мы увидели и наше будущее, и главное, наконец-то, осознали себя в НАСТОЯЩЕМ. Ответ к нам пришел как почтовое послание из глубины времен, пришел не раньше и не позже, а именно тогда, когда второе тысячелетие сдает эстафету третьему. Груз был послан и дошел по назначению, минуя многочисленные станции, полустанки и тупики человеческой мысли.

Итак, почему не была раньше осознана Троица? Ответ простой: только сегодня мы осознали себя как единое человечество. Т.е. встали перед проблемой ОБЩЕГО ДЕЛА, общего деяния. Распад Советского Союза, распад идеологического противостояния двух групп наций, которые своей враждой грозили всей планете, всему человечеству, изменил ось самой эпохи. Точнее, идеологическая ось исчезла.

Почему ни философы, ни религиозные идеологи не додумались до логической Троицы, до синтетического квадрата? Такой, казалось бы, простенькой вещи? Да потому, что исчезновение идеологического противостояния привело к появлению ТРЕТЬЕЙ РЕАЛЬНОСТИ, к ранее существовавшим двум - природе и цивилизации. Реальность эта - ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, что вызвало к жизни совсем иную логику, совсем иные отношения между людьми, совсем другие задачи. Легко ли было разрешить основной вопрос философии: кто ты - материалист или идеалист, эту железную двоичность человеческой мысли? Легко ли было признать право человека на свою жизнь на своей планете? Иными словами, совсем не просто было осознать, скажем так, синтез как самостоятельную философскую категорию - синтез синтезов. И хотя именно философы - Николай Федоров и Людвиг Фейербах дерзновенно прорвались к понятию БЕССМЕРТИЯ, как ранее Кант не менее, а то и более дерзновенно, отстоял перед Богом право на самостоятельность человека - легко ли было осознать, что корень всего - простой человек. Тот самый простой, простенький человечек Чарли Чаплина, беззащитный и трогательный со своими простенькими чувствами?

И как следствие -11-й тезис Маркса о Фейербахе: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его". Здесь и ответ, почему ни философы, знавшие о Троице теоретически, ни религиозные лидеры, пользовавшиеся учением о Троице практически, не пришли к ее синтезу. ФИЛОСОФЫ ЗНАЛИ (т.е. мыслили), НО НЕ ДЕЛАЛИ; СВЯЩЕНОСЛУЖИТЕЛИ ДЕЛАЛИ, НО НЕ ЗНАЛИ.

Ремарка: Делающие философы уже не философы, ибо они выходят из формы, из абстракции по имени "философия", а знающие священнослужители уже не священнослужители, ибо они утрачивают абстрактную веру, т.е. общую и приходят к вере личной. Т.е. и философы, и священнослужители одинаково УТРАЧИВАЮТ ФОРМУ; первые - мышления, вторые - действия и становятся синтетическими мыслителями и деятелями. Иными словами, становятся просто людьми, но личностями. Люди среди людей, также как все - не лучше и не хуже: конкретными людьми по имени, фамилии и т.д. Но они знают свое ДЕЛО, и делают его ЗНАЯ. Эти люди уже принадлежат не абстракции, а человечеству. (20.3.97)

Ремарка: Т.е. личная вера - это уже не философ, и ни священнослужитель. Это - человек. (11.4.97)

 

Таким образом, синтетический квадрат - Троица как интеллектуальный метод и форма действия есть переход от мысли к делу. Точнее, соединение знающей, но не могущей что-либо изменить мысли с незнающей, но деятельной верой. Т.е. свободу человека от ИДЕОЛОГИИ во всех ее формах. Как же сложно нам всем было осознать такую простенькую третью составляющую философской формулы Троицы: ПРИРОДА - ЦИВИЛИЗАЦИЯ - ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Как в свое время было сложно изменить знак, под которым существовало человечество, с "+" на "-", так и теперь, невероятно сложно остановить набравшую чудовищную скорость машину цивилизации и переправить авторучкой знак с "-" на "=". Т.е. равенства всех людей как единого общечеловеческого рода. И той же авторучкой мы исправим лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", зачеркнув "Пролетарии" и написав сверху "Люди". И хотя нам предстоит последнее принуждение, последнее напряжение всех наших личных и общих сил в ОБЩЕМ ДЕЛЕ всего человечества, нам будет легче: ибо мы теперь на нашей земле вместе!

Итак, Троица! Попробую еще раз перечислить основные вещи, открытые благодаря осознанию Троицы. Самое главное, сделанное благодаря именно Троице, это:

- Осознание человечества как единого РОДА (т.е. единого, хотя и замкнутого в своем существовании), откуда вытекает право на ОБЩЕЕ ДЕЛО, т.е. синтеза мировых религий или ПРАВА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НА БОРЬБУ ЗА СВОЕ БЕССМЕРТИЕ!!

Теперь нужно перечислить (пусть и не претендуя на всеобщность обозрения) открытия принципиальные, т.е. вытекающие из логики Троицы:


- Замена автоматического, количественного движения ДУХА как отрицательного, уходящего в гибельную бесконечность синтетическим движением ДУШИ (т.е. замена устремления в ВЫСОТУ движением СФЕРИЧЕСКИМ, т.е. в вширь);

- Прорыв к борьбе за БЕССМЕРТИЕ каждого и всех;

- Осознание права особой логики СЕРДЦА на существование и реализацию;

- Появление новой РЕАЛЬНОСТИ - человечества как синтеза движения цивилизации с материей природы;

- Появление человека СИНТЕТИЧЕСКОГО как синтеза естественного человека Природы и искусственного человека Цивилизации;

- ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНЦА ИСТОРИИ отрицательного движения и замена его движением равенства (синтетическим), иными словами, ПРЕОДОЛЕНИЕ АПОКАЛИПСИСА;

- Появление СИНТЕЗА как самостоятельного философского и исторического процесса;

- Появление особой логики - синтетического философского понятия МЕРА как логики мышления, понимания и действия взамен традиционного КОЛИЧЕСТВА, т.е. "мера" как синтез "качества" и "количества";

- Осознание КОНТАКТА как основной современной потребности человеческих взаимоотношений;

- Появление СПРОСА НА ФАНТАЗИЮ (как творчества и преодоление современных проблем), тогда как ранее основным был спрос на ПАМЯТЬ при "+" и ВНИМАНИЕ как концентрации мысли и воли при "-";


Этот, составленный мной, список можно продолжить и дальше, ибо открытие синтеза - это действительно прорыв в новую реальность, но достаточно. Перейдем, наконец, непосредственно к синтетическому квадрату и его возможностям.

10. Технология Троицы (немного скучноватый, но необходимый раздел)

Используем корневые понятия - уже названную нами философскую формулу Троицы: ПРИРОДА - ЦИВИЛИЗАЦИЯ - ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (иными словами, человек в природе, в цивилизации и в человечестве) и составим принципиальную Троицу, которая выразит точки соприкосновения этих трех понятий и точки их автономности. Для этого нам придется расположить их в пространстве (ПРИРОДА) и во времени (ЦИВИЛИЗАЦИЯ), чтобы получить как синтез реальность (ЧЕЛОВЕЧЕСТВО). Итак:

 

Природа
(+)

Цивилизация
(-)

Человечество
(=)

Природа (+)

( ++)

+-

+=

Цивилизация (-)

-+

( - -)

-=

Человечество (=)

=+

=-

( = = )

 

Внимательный читатель вероятно помнит, что в данной таблице горизонтали выражают движение в пространстве (т.е. во внешнем, в природе), вертикали - движение во времени (т.е. во внутреннем, в цивилизации). Есть еще сущностная диагональ, благодаря которой мы и вывели данную таблицу Троицы (цифры 1, 5, 9 здесь заменены знаками "++", "--" и "==". Здесь мы отчетливо видим, что первый диагональный квадрат, названный нами "единицей" (знак "++") является автономной зоной "природы" (т.е. и природы вообще, и природы человека, ибо человек воспринимает природу своей же природой - телом). У Аристотеля эта единица названа сущностью.

"Единица порождает двойку" (знак "++" порождает "--", а цифра в девятке цифр есть "5") - автономную зону цивилизации, зону духа, где обозначенное Гегелем "явление" воспринимается адекватным органом человека - мозгом. И, наконец, диагональ, продолженная дальше - приводит к "тройке" - знак "--" порождает знак "==" и цифра данная в девятке есть "9") - автономии человечества - сердце как орган объединения.

 

Ремарка: Чувствую, что вновь необходимо привести для справочных целей логическую таблицу Троицы, совместив ней несколько вариантов. Иначе читатель запутается на ровном месте так, что уже самостоятельно не распутается. Итак. (см. таблицу - ниже данной ремарки).
Первый и второй ряды наглядно показывают структуру выражения "единица создала двойку, та - тройку, а последняя - мир", третий ряд напоминает о последовательности движения, который присваивает каждой клеточке свой порядковый номер. Данная таблица является справочной, так что - запомните либо ее, либо страницу, на которой она находится. (9.6.97.)

1
ОБЪЕКТ(+)
(1)

2
СУБЪЕКТ(-)
(2)

3
СИНТЕЗ(=)
(3)

2
СУБЪЕКТ(-)
(4)

2
СУБЪЕКТ(-)
(5)

3
СИНТЕЗ(=)
(6)

3
СИНТЕЗ(=)
(7)

3
СИНТЕЗ(=)
(8)

3
СИНТЕЗ(=)
(9)

 

  

Ремарка: Поистине нет предела все более и более последовательному упрощению, возможности чуть иначе, но доходчивее объяснить то, что уже было объяснено. Может быть читатель сочтет нижеприводимую таблицу более для себя понятной? Мне во всяком случае так кажется (см. таблицу ниже данной ремарки). (1.9.97.) 

ОБЪЕКТ КАК ОБЪЕКТ

ОБЪЕКТ КАК СУБЪЕКТ

ОБЪЕКТ КАК СИНТЕЗ

СУБЪЕКТ КАК ОБЪЕКТ

СУБЪЕКТ КАК СУБЪЕКТ

СУБЪЕКТ КАК СИНТЕЗ

СИНТЕЗ КАК ОБЪЕКТ

СИНТЕЗ КАК СУБЪЕКТ

СИНТЕЗ КАК СИНТЕЗ

 

Мне неизвестны какие-либо исследования данной таблицы, и допускаю, что в таком аспекте я ее рассматриваю чуть ли не впервые в истории. Поэтому, честно оговорю, что я не знаю всех ее возможностей, и являюсь в какой-то степени первобытным дикарем, вышедшим в море на корабле Колумба. Ясно, что корабль позволяет плыть и примерно ясно, как его направлять, но корабль и его возможности надо еще изучать и изучать. В частности, любопытно такое наблюдение, что диагональное прочтение всех девяти клеточек (сущностная диагональ) дает такие цифры на месте формулы 1-2-3 (т.е. "единица породила двойку, а та, не будь дура, тройку и т.д.) - 1, 5 и 9.

Т.е. перед нами три самостоятельные субстанции - 1, 4 и 4. Случайна ли цифра "четыре"? Нет, мы узнаем все у того же Гегеля, что:

"Четыре есть три, но развитое; и потому оно так высоко ставилось пифагорейцами. То, что "тетрада" считалась таким завершением, напоминает о четырех элементах - физических и химических - о четырех странах света и т.д.; в природе мы повсюду встречаем четыре, и отсюда известность, которой пользуется это число также и в современной натурфилософии. ...в "триаде" "тетрада" содержится постольку, поскольку первая есть единство... Отсюда пифагорейцы тотчас же переходят к десяти, другой форме этой тетрады. Как четыре есть завершенное три, так и эта четверица, до такой степени завершенная и развитая, что все ее моменты берутся как реальные различия, есть число десять, реальная тетрада."(Гегель. Лекции по истории философии. Кн.1. СПб. "Наука", 1993, с.241-242)

То есть речь идет о том, что четверица или "тетрада" является внутренней личностью, тогда как десятка является уже личностью завершенной, т.е. внешней. "Тетрады" (т.е. как внутренние личности, субстанции) у нас три - 1, т.е. природа (тело), 5 - т.е. цивилизация (дух), и 9 - т.е. человечество (душа). Внутри же организма человека эти цифры означают три субстанции "желудок, мозг и сердце", где внешняя тетрада (десятка) есть сам человек.

Если сущность аристотелевского человека есть 1(тело, желудок), то личность, как соединение всех трех отношений человека есть десятка, т.е аристотелевский человек есть человек в природе, у которого работает чувственная система,и где мозг и сердце (соответственно, тетрады 5 и 9) занимают второстепенное положение по отношению к единице. Человек Гегеля - как мы помним - человек абстрактный, т.е. он находится вне природы, и сутью его является мозг, и потому его целостность будет определена мотивами абстрактными, где 1 и 9 (т.е. мотивы желудка и сердца) являются подчиненными. Цивилизация заставляет людей удерживать естественные чувства и побуждения сердца. И, наконец, человек синтетический определен мотивацией сердца - "9", а мотивы желудка и мозга у него будут являться второстепенными. Человек десятки - человек Канта, на наш взгляд, будет уравновешен всеми тремя мотивами (1,5 и 9 или, как вы помните, "единицы, двойки и тройки").

Все вышеприведенное, может быть и скучноватое рассуждение, но необходимое, ибо оно показывает возможности и внутреннюю логику таблицы. Логику Троицы.

Любопытен еще один нюанс. Последовательное горизонтальное (пространственное) рассмотрение раскрывает логику движения категорий (1,2,3,4,5,6,7,8 и 9), а вертикальное (временное) - 1,4,7; 2,5,8; 3,6,9 позволяет рассматривать категории абстрактно, в отрыве от общей логики движения, но по той же схеме: тезис, антитезис, синтез. Так первая вертикаль - это рассмотрение внутри природы, вторая - внутри цивилизации и третья - внутри человечества, иными словами, первое рассмотрение есть внутреннее, второе - внешнее и третье - синтетичное.

Теперь, поскольку в вышеприведенной таблице принципиальной Троицы логика столкновения родственных категорий все же затуманена, попробуем ее прояснить и на место вертикальной триады проставим внутренние понятия "Красота", "Истина", "Добро", оставив верхнюю (горизонтальную) триаду (так названную нами "философскую Троицу") без изменений. И поскольку читатель более или менее уже знаком с логикой таблицы, посмотрим сразу, что у нас получилось: 

 

 

Природа
(+)

Цивилизация
(-)

Человечество
(=)

Красота(+)

Красота природы

Красота цивилизации

Красота человечества

Истина (-)

Истина природы

Истина цивилизации

Истина человечества

Добро (=)

Добро природы

Добро цивилизации

Добро человечества

А вот что у нас получится, если мы изменим движение с горизонтального на вертикальное. И хотя "от перестановки мест слагаемых сумма не изменяется" в словах в отличие от чисел смысл изменяется и весьма существенно. Думаю, что философы, бросив взгляд на новую таблицу, со мной согласятся.

 

Природа
(+)

Цивилизация
(-)

Человечество
(=)

Красота(+)

Природа красоты

Цивилизация красоты

Человечество красоты

Истина (-)

Природа истины

Цивилизация истины

Человечество истины

Добро (=)

Природа добра

Цивилизация добра

Человечество добра

Данные столкновения категорий специально даны мной в прямой, даже в грубоватой логической форме, чтобы тем самым максимально упростить ее синтетический смысл. На этом я закончу эту не совсем интересную (т.е. техническую) тему логических возможностей синтетического квадрата и обращу ваше внимание на то, что благоадря этим двум Троицам мы получили, хотели мы того или не хотели, наглядную картину движения человеческой мысли, логики. УВИДЕЛИ НАШУ ИСТОРИЮ. Увидели начало движения мысли, ее конец, увидели логику ее развертывания И. наконец, увидели всего ЧЕЛОВЕКА. Ибо развитие чувственной, мыслительной и поведенческой систем одного человека развивает все ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Формула: "Один человек шагнул вперед, все человечество сделало этот шаг" - верна, ибо пока человечество существует в родовом коконе, о чем мы уже не раз говорили. Теперь для окончательной полноты картины нам необходимо привести СХЕМУ РАЗВЕРТЫВАНИЯ ТРОИЦЫ, пояснить каким образом она создала весь мир. Об этом - следующий раздел.

11. Схема Троицы

"Тройка создала весь мир". Как, каким образом? Элементарно, своим развертыванием, сохранением во всем троичной (личностной) природы и того самого принципа всеединства, о котором говорил философ Вл.Соловьев. Итак, запустим это колесо перерождений, на конце которого из безобидной тройки возникает целый и гармоничный мир ДЕВЯТИ ДЕВЯТОК! Итак.


1) (троица)

+

-

=

 


2) (четверица)

+)

+

-

=

-)

+

-

=

=)

+

-

=



3) (десятка)

+)

+ - =

-)

+ - =

=)

+ - =

+ - =

+ - =

+ - =

+ - =

+ - =

+ - =

 

4) (три десятки или тысяча)

+)

+-=

+-=

+-=

-)

+-=

+-=

+-=

=)

+-=

+-=

+-=

+-=

+-=

+-=

+-=

+-=

+-=

+-=

+-=

+-=

+-=

+-=

+-=

+-=

+-=

+-=

+-=

+-=

+-=

 

Здесь дано первое и предельно упрощенное развертывание. Главное достоинство этой таблицы в том, что она прекрасно иллюстрирует уже ставшую классической в нашей работе цитату Лао Цзы о тройке, сотворившей мир. В этой таблице не отражено вращение категорий, к которому я пока не решаюсь приступиться, ибо и так раздел, посвященный Троице, в этой книге вырос очень уж непомерно по сравнению с первоначальным замыслом. Но, в качестве гипотезы, приведу вращение на третьей стадии. Достоинство этой гипотезы в том, что здесь движение тройки самоисчерпывается. Каждой тройке (тетраде) дам условное название формул. Итак.

Гипотеза:

ФОРМУЛА

Восприятия
(пространство)

Анализа
(время)

Синтеза
(реальность)

+)

+ - =
+ - =
+ - =

-)

+ + +
- - -
= = =

=)

= - +
= - +
= - +


Читатели, располагающие временем и желанием, могут сами поэкспериментировать с данной схемой, подставляя и сочетания различные триады (см. предыдущий раздел).

Но необходимо сделать еще одно открытие: мысль не просто имеет движение, она имеет движение цикличное, но не спиралевидное, как это принято считать, а замкнутое, т.е. она неминуемо возвращается к своему первоистоку, как блудный сын к своему отцу. И именно троица, своей периодической таблицей мыслей, движения философской мысли по этапам, показывает его более чем очевидно (см.вышеприведенную таблицу). Но данную фразу надо правильно понять, заканчивается то, что имеет начало, т.е. история. Но движение не заканчивается, оно просто переходит в другие формы и начинается или продолжается, как говорится, другая история. Можно начать отсчет времени с Адама, а можно с бронтозавра, еще можно и с кораллов, а то и вообще с какой-то таинственной и расширяющейся точки. Мысль, именно мысль, как определенная историческая форма, когда-то начавшись, когда-то и должна закончиться, пройдя свой земной путь и вернувшись, именно вернувшись к своему основанию.

Закончу этот раздел общей картиной странствия души (ее трехтысячелетнего странствия-перерождения), как это и предвидели мудрые египтяне. В то же время - это девять девяток троек - идеальное развертывание "тройки, которая породила весь мир". Иными словами, перед нами абстрактная и очень гармоничная картина сотворенного мира.

5) девять девяток (или три тысячи)

 

+)

-)

=)

+)

+-= +-= +-=
+-= +-= +-=
+-= +-= +-=

+-= +-= +-=
+-= +-= +-=
+-= +-= +-=

+-= +-= +-=
+-= +-= +-=
+-= +-= +-=

-)

+-= +-= +-=
+-= +-= +-=
+-= +-= +-=

+-= +-= +-=
+-= +-= +-=
+-= +-= +-=

+-= +-= +-=
+-= +-= +-=
+-= +-= +-=

=)

+-= +-= +-=
+-= +-= +-=
+-= +-= +-=

+-= +-= +-=
+-= +-= +-=
+-= +-= +-=

+-= +-= +-=
+-= +-= +-=
+-= +-= +-=


Еще раз подчеркну суть данной, хотя бы и не слишком разнообразной таблицы в том, что она представляет собой иллюстративное и идеальное развертывание троицы (своего рода таблицу Менделеева - периодическую систему слов, триад и т.д.).  

Ремарка: Данная таблица, как и таблица Менделеева. наглядно показывает ведущий принцип. Преимущество таблицы элементов в том, что она почти заполнена конкретными понятиями в отличие от данной. Но суть их обеих - простота. Простота принципа. (4.11.97.)

Другое дело что стоит - какие слова и понятия - за этими простенькими значками. И хотя можно было бы вторые и третьи ряды развернуть по схеме "формулы анализа" и "формулы синтеза" - в данном случае это не принципиально, ибо это развертывание обозначено знаками, находящимися за скобкой. Главное достигнуто: найдена исчерпывающая и предельно иллюстративная форма выражения новой формулы мышления, т.е. синтеза синтезов. Я убежден, что она позволяет нам заглянуть в историю природы и человечества (за соответствующими триадами отсылаю к "Философии природы" и "Философии истории" Гегеля и даже заглянуть в будущее. Принцип всеединства "все во всем" и формула Троицы позволяет заглянуть в будущее (о ближайшем будущем смотрите нижеприведенный раздел "Троица историческая"), хотя бы по такой "космической" троице: "Планета Земля - наша Вселенная - Космос". Можно составить и другую космическую Троицу (о, привет тебе мудрый старик Кант!): "разумное существо Земли - разумное существо нашей Вселенной - разумное существо (Бог) Космоса".

И в заключение ответ на недоуменный вопрос читателя, который все-таки ничего не понял, но имеет право на свой голос:

- Зачем же все-таки нужна Троица?

- А затем, мой милый, чтобы жить в реальном пространстве, двигаться в реальном времени и жить с реальными людьми. Иначе говоря, быть реальным самому. Быть Творцом, быть ЧЕЛОВЕКОМ.

Не так ли?

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

* - В системе Аристотеля чувствуется определенное противоречие, которое стало для меня предметом отдельного исследования (естественно, в рамках данной книги). Однако я не рискую приводить его в электронном варианте книги, ибо эта тема немного уводит в сторону. Девять категорий взяты мной из учебника А. Н. Чанышева. Курс лекций по древней философии. М. "Высшая школа", 1981 г., с. 344. По этой теме можно также посмотреть Аристотель. Сочинения в 4-х тт., М. "Мысль" 1976-1978 гг., т. 2, с. 51-90. Добавлю, что в данных категориях у Аристотеля чувствуется определенное колебание, поэтому я твердо решил остановиться на 9 категориях Чанышева, что, кстати, не зачеркивает, а подчеркивает десятку категорий Аристотеля.

** - Здесь в принципе уже можно проставить категории Вл. Соловьева из разработанной им таблицы. Но опять же оговорюсь, что электронная публикация имеет свои ограничения. По сути дела Вы имеете дело с рукописью (оригинал-макетом) книги, который однако имеет все права на доработку при подготовке к изданию. Настоящая доработка книги будет осуществлена именно при издании, что представляется естественным, ибо прошло уже почти 4 года и мы уже живем в другом (!!) тысячелетии.



Сайт создан в системе uCoz