Глава седьмая
ТАБЛИЦЫ
Напомню читателям, что данная книга является авторской, а не научной, и автор посему не стремится к теоретической широте обозрения и полноте исследования. Первым условием авторской книги является полная свобода автора в выборе тем, способов их изложения и сочетания идей. Иными словами, автор находится у себя дома и вы пришли к нему в гости. Автор волен, более того, обязан, быть самим собой, высказывать свои точки зрения и предпочтения, а вы также вольны, соответственно, соглашаться
или не соглашаться с автором. В случае раздражения вы очень легко можете разрешить затруднение - выйдя из дома, т.е., иными словами, закрыть книгу. Но хозяин, т.е. автор, уважая себя, соответственно, уважает и вас и ваше мнение, и потому надеется, что общение примет форму диалога, взаимного уважительного разговора. И именно своеобразие авторского изложения вполне может вам помочь прийти к новым мыслям, уточнить некоторые понятия, увидеть знакомые вещи с иной стороны и мы можем продолжить наше общение, когда вы сформулировав уточнения или возражения, в свою очередь пригласите автора в гости: т.е. напишите свою книгу. Напомню также, что в моем понимании истина конкретна, т.е. носит личную форму и потому суть ее не в утверждении или в изложении, а в самом человеке. И данная книга представляет собой не научный трактат как монолог всезнающего специалиста, а форму общения двух или нескольких людей, автора и читателя или читателей.Это развернутое отступление понадобилось автору, чтобы подчеркнуть, что приводимые мной в данном разделе таблицы Троицы носят не исчерпывающий характер как в научном труде, а отражают авторскую манеру мышления и предпочтений. Главная задача данного раздела: окончательно прояснить тему Троицы в авторском ее понимании и относительным разнообразием вариантов таблиц Троицы дать читателю возможность для самостоятельного выбора и исследования. Иными словами, я надеюсь оказаться для вас максимально полезным и потому даю по возможности более или менее полную картину. Буду только рад, если новое мышление будет усвоено молодыми читателями и пригодится людям уже сложившимся.
Для начала, в развертывании "троица-четверица-десятка", приведу, так названные автором философскую (Таблица №1) и психологическую (Таблица №2) Троицы, что означает рассмотрение внешнее - картину движения философской мысли человечества и рассмотрение внутреннее - картину движения развития человека. Итак.
ТАБЛИЦА №1 (Философская троица) |
||||
1) |
|
Красота (+) |
Истина (-) |
Добро (=) |
2) |
(+) |
Конкретная красота |
Абстрактная красота |
Абсолютная красота |
|
(-) |
Конкретная истина |
Абстрактная истина |
Абсолютная истина |
|
(=) |
Конкретное добро |
Абстрактное добро |
Абсолютное добро |
3) |
|
(+) |
(-) |
(=) |
|
(+) |
Объективная конкретная красота |
Объективная конкретная истина |
Объективное конкретное добро |
|
|
Объективная абстрактная красота |
Объективная абстрактная истина |
Объективное абстрактное добро |
|
|
Объективная абсолютная красота |
Объективная абсолютная истина |
Объективное абсолютное добро |
|
(-) |
Субъективная конкретная красота |
Субъективная конкретная истина |
Субъективное конкретное добро |
|
|
Субъективная абстрактная красота |
Субъективная абстрактная истина |
Субъективное абстрактное добро |
|
|
Субъективная абсолютная красота |
Субъективная абсолютная истина |
Субъективное абсолютное добро |
|
(=) |
Реальная конкретная красота |
Реальная конкретная истина |
Реальное конкретное добро |
|
|
Реальная абстрактная красота |
Реальная абстрактная истина |
Реальное абстрактное добро |
|
|
Реальная абсолютная красота |
Реальная абсолютная истина |
Реальное абсолютное добро |
Не удержусь от небольшого комментария. Данная таблица наглядно осуществляет принцип всеединства и постепенного развертывания категорий. Приведу два примера в качестве дополнения к данной таблице.
Таблица №1а. |
||
(+) КРАСОТА |
+ (++) Конкретная красота(в созерцании) |
+ (+++) Объективная конкретная красота |
|
|
- (+-+) Объективная абстрактная красота |
|
|
= (+=+) Объективная абсолютная красота |
|
- (+-) Конкретная истина красоты (в мышлении) |
+ (-++) Субъективная конкретная красота |
|
|
- (--+) Субъективная абстрактная красота |
|
|
= (-=+) Субъективная абсолютная красота |
|
= (+=) Конкретное добро красоты (в действии) |
+ (=++) Реальная конкретная красота |
|
|
- (=-+) Реальная абстрактная красота |
|
|
= (==+) Реальная абсолютная красота |
Необходимо пояснить, почему красота распадается на конкретные красоту, истину и добро. Под красотой понимается человек в природе (можно сказать, один из древних пластических греков"). Такой человек воспринимает природу непосредственно, т.е. своими органами чувств воспринимает чувственные объекты природы. Отсюда понятие конкретной красоты (т.е. данной нам в ощущении). Далее, неоднократно воспринимая один и тот же уже знакомый ему объект (например, закат солнца) он приходит к его абстрагированию, привыкает к нему и тот же самый закат
солнца становится для этого грека конкретной истиной ("А-а, уже закат - пора ложиться спать, завтра трудный день"). И далее закат становится для него конкретным добром, когда он приглашает своих друзей или любимую, посидеть и полюбоваться закатом. Понятно, что в данном случае распадение красоты на абстрактную и абсолютную (т.е. взамен истины и добра) просто неадекватно самой среде и самым первым чувственным реакциям человека в природе, ибо понятие абстракции предполагает не среду, а сферу - цивилизацию, а абсолютное - совсем новую реальность. Напоминаю еще раз, что мы имеем дело с принципом всеединства "все во всем", и потому красота распадается на саму себя, истину и добро, а те, в аналитическом изучении, также осознают свою связь и связь тесную друг с другом. Меня спросят дотошные читатели: как, например, конкретное добро древнего грека: "Друзья, пойдем. полюбуемся этим замечательным закатом" может быть трансформировано в очередные три понятия? Отвечаю: "реальная конкретная красота" - то, что воспринято данной компанией древних греков непосредственно в данном закате, его красота, которая именно в этом закате поразила неравнодушного грека и его друзей. "Реальная абстрактная красота" - то, что в этих закатах постоянно привлекает греков и составляет особенность данных мест или данных людей; и, наконец, "реальная абсолютная красота" - воздействие заката на греков и греков на закат, т.е. чуть ли не молитвенное отношение к каждому закатному вечеру, своего рода культ. Иными словами. отношение к закату как к Богу. Хотя здесь возможны и иные и возможно более точные толкования, надеюсь, что я исчерпывающе ответил на вопрос, показав главное, что за этими неуклюжими с точки зрения нормального человеческого языка определениями стоят совершенно логичные и точные понятия, имеющие свою направленность и свое единство. Кстати, данное нами развертывание красоты, мы можем безо всякого ущерба для логики, свести в единую таблицу.Вот, пожалуйста:
Таблица 1б КРАСОТА |
Конкретная красота (+) |
Конкретная истина (-) |
Конкретное добро (=) |
(+) |
Объективная конкретная красота |
Субъективная конкретная красота |
Реальная конкретная красота |
(-) |
Объективная абстрактная красота |
Субъективная абстрактная красота |
Реальная абстрактная красота |
(=) |
Объективная абсолютная красота |
Субъективная абсолютная красота |
Реальная абсолютная красота |
Точно такое же развертывание мы можем осуществить с понятиями истины и добра, но думаю, достаточно для примера. Те же из читателей, которые заинтересуются этим, могут проделать расчеты самостоятельно. Но вернемся к прерванному нами изложению таблиц. Итак.
ТАБЛИЦА №2. (Психологическая троица) |
||||
1) |
|
Ощущение (+) |
Чувство (-) |
Контакт (=) |
2) |
(+) |
Конкретное ощущение |
Абстрактное ощущение |
Абсолютное ощущение |
|
(-) |
Конкретное чувство |
Абстрактное чувство |
Абсолютное чувство |
|
(=) |
Конкретный контакт |
Абстрактный контакт |
Абсолютный контакт |
3) |
|
(+) |
(-) |
(=) |
|
(+) |
Человек в природе (ЭСТЕТИКА) |
||
|
|
Конкретный образ ощущения |
Абстрактный образ ощущения |
Абсолютный образ ощущения |
|
|
Конкретная идея ощущения |
Абстрактная идея ощущения |
Абсолютная идея ощущения |
|
|
Конкретное действие ощущения |
Абстрактное действие ощущения |
Абсолютное действие ощущения |
|
(-) |
Человек в цивилизации (ЭТИКА) Активное мышление |
||
|
|
Конкретный образ чувства |
Абстрактный образ чувства |
Абсолютный образ чувства |
|
|
Конкретная идея чувства |
Абстрактная идея чувства |
Абсолютная идея чувства |
|
|
Конкретное действие чувства |
Абстрактное действие чувства |
Абсолютное действие чувства |
|
(=) |
Человек в реальности (ЭНЕРГЕТИКА) |
||
|
|
Конкретный образ контакта |
Абстрактный образ контакта |
Абсолютный образ контакта |
|
|
Конкретная идея контакта |
Абстрактная идея контакта |
Абсолютная идея контакта |
|
|
Конкретное действие контакта |
Абстрактное действие контакта |
Абсолютное действие контакта |
Попробую теперь проделать тот же фокус, что и с таблицей №1 и получить итоговую таблицу Красоты, увиденную так сказать, с внутренней психологической точки зрения (в отличие от Красоты с внешней, философской точки зрения, см. таблицу №1б.) Предварительные стадии мы опускаем и даем таблицу сразу:
Таблица 2а. КРАСОТА |
Конкретное ощущение(+) |
Конкретное чувство(-) |
Конкретный контакт(=) |
(+) |
Конкретный образ ощущения |
Конкретный образ |
Конкретный образ контакта |
(-) |
Конкретная идея ощущения |
Конкретная идея |
Конкретная идея контакта |
(=) |
Конкретное действие ощущения |
Конкретное действие чувства |
Конкретное действие контакта |
Теперь, подставляя под категории философской таблицы Красоты (Таблица 1б) категории психологической таблицы Ощущения (Таблица 2а.), мы узнаем, что за "объективной конкретной красотой" стоит "конкретный образ ощущения", а за "субъективной абстрактной красотой" - "конкретный образ чувства" и т.д. Слово "конкретный", которое присутствует во всех клетках таблицы означает суть ощущения и красоты - оно и она могут быть только конкретны, т.е. воспринимаются ТОЛЬКО ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ и имеют своим основанием органы чувств, т.е. тело одного только человека!
Ремарка: Красота конкретна, истина абстрактна, а добро - синтетично! Т.е. речь идет о природе красоты, истины и добра. (20.3.97) |
В заключение приведу несколько, сравнительно простеньких, таблиц с небольшими комментариями.
ТАБЛИЦА №3 |
Восприятие |
Понимание |
Действие |
Пространство(+) |
Конкретное восприятие |
Конкретное мышление |
Конкретное поведение |
Время (-) |
Абстрактное восприятие |
Абстрактное мышление |
Абстрактное поведение |
Реальность(=) |
Абсолютное восприятие |
Абсолютное мышление |
Абсолютное поведение |
Данная таблица приведена с целью лишний раз напомнить о трех сигнальных системах человека и их сочетании в различных условиях. Привожу ее без особых комментарий, рассчитывая на уже подготовленного (в том числе и мной!) читателя.
ТАБЛИЦА №4 |
Качество (+) |
Количество (-) |
Мера (=) |
Чувство (+) |
Предмет |
Предметы |
Классификация |
Мышление (-) |
Мысль |
Мысли |
Систематизация |
Поведение (=) |
Человек |
Люди |
Гармония |
Чувственная память человека предполагает классификацию своих ощущений, этот тип мышления (дедукция) более свойственен женщинам в силу более сильной чувственной природы. Особенно глубокую и причем очень оригинальную классификацию продемонстрировала в одной из телепередач известная писательница Виктория Токарева. Мысль же абстрактная, лишенная конкретных чувственных ориентиров, основана не на памяти, а на внимании, концентрации мышления. Она сводится в систему, т.е. иерархию опыта, определенный набор принципов. Принципы имеют количественную, обобщающую природу и представляют собой по сути дела набор целей. Стандартных целей и не менее стандартный набор приемов их достижения (что, кстати, свойственно всем профессионалам). В основе такого мышления, более свойственного мужчинам, лежит индукция - т.е. обобщение конкретного. Еще можно сказать и так: это мышление субстанции. Прямым дополнением к вышеприведенной таблице будет следующая, представляющая собой, в какой-то степени, простейшую классификацию
ТАБЛИЦА №5 |
Качество (+) (среда) |
Количество (-) (сфера) |
Мера (=) |
Чувство ( +) |
Знание |
Знания |
Знающий |
Мышление (-) |
Навык |
Навыки |
Опытный |
Действие (=) |
Умение |
Умения |
Умеющий |
Воздействие устойчивой среды (например, жизни в деревне) приводит к определенному качеству человека, его значению в данной местности, формирует основное знание жизни, навык проживания в ней и умение как обращение с людьми. Жизнь в сфере, например, в городе своим формальным многообразием сфер, контактов и людей создает определенную активную систему знаний, навыков и умений, которые и определяют положение человека в обществе. Умение совмещать (синтезировать) первоначальные и потому основные знания жизни с приобретенными в сфере навыками, которые требуют от человека приспособления, отказа от первоначальных, базисных, создает личность, т.е. человека, не поддающегося давлению абстрактных мотивов (как оторванных от реальной жизни), и сохранившего свои корни (чувственную память), или, как мы уже говорили, свою красоту.
Данное рассуждение хорошо иллюстрирует таблица №6 (заключительная), показывающая три состояния человеческих сообществ и положение человека в ней:
ТАБЛИЦА №6 |
Среда (+) |
Сфера (-) |
Место (-) |
Территория (+) |
Толпа |
Общество |
Коллектив (союз) |
Статус (-) |
Особь |
Индивидуум |
Человек |
Позиция (=) |
Вожак |
Лидер |
Личность |