Глава седьмая

ТАБЛИЦЫ

Напомню читателям, что данная книга является авторской, а не научной, и автор посему не стремится к теоретической широте обозрения и полноте исследования. Первым условием авторской книги является полная свобода автора в выборе тем, способов их изложения и сочетания идей. Иными словами, автор находится у себя дома и вы пришли к нему в гости. Автор волен, более того, обязан, быть самим собой, высказывать свои точки зрения и предпочтения, а вы также вольны, соответственно, соглашаться или не соглашаться с автором. В случае раздражения вы очень легко можете разрешить затруднение - выйдя из дома, т.е., иными словами, закрыть книгу. Но хозяин, т.е. автор, уважая себя, соответственно, уважает и вас и ваше мнение, и потому надеется, что общение примет форму диалога, взаимного уважительного разговора. И именно своеобразие авторского изложения вполне может вам помочь прийти к новым мыслям, уточнить некоторые понятия, увидеть знакомые вещи с иной стороны и мы можем продолжить наше общение, когда вы сформулировав уточнения или возражения, в свою очередь пригласите автора в гости: т.е. напишите свою книгу. Напомню также, что в моем понимании истина конкретна, т.е. носит личную форму и потому суть ее не в утверждении или в изложении, а в самом человеке. И данная книга представляет собой не научный трактат как монолог всезнающего специалиста, а форму общения двух или нескольких людей, автора и читателя или читателей.

Это развернутое отступление понадобилось автору, чтобы подчеркнуть, что приводимые мной в данном разделе таблицы Троицы носят не исчерпывающий характер как в научном труде, а отражают авторскую манеру мышления и предпочтений. Главная задача данного раздела: окончательно прояснить тему Троицы в авторском ее понимании и относительным разнообразием вариантов таблиц Троицы дать читателю возможность для самостоятельного выбора и исследования. Иными словами, я надеюсь оказаться для вас максимально полезным и потому даю по возможности более или менее полную картину. Буду только рад, если новое мышление будет усвоено молодыми читателями и пригодится людям уже сложившимся.

Для начала, в развертывании "троица-четверица-десятка", приведу, так названные автором философскую (Таблица №1) и психологическую (Таблица №2) Троицы, что означает рассмотрение внешнее - картину движения философской мысли человечества и рассмотрение внутреннее - картину движения развития человека. Итак.

ТАБЛИЦА №1 (Философская троица)

1)

 

Красота (+)

Истина (-)

Добро (=)

2)

(+)

Конкретная красота

Абстрактная красота

Абсолютная красота

 

(-)

Конкретная истина

Абстрактная истина

Абсолютная истина

 

(=)

Конкретное добро

Абстрактное добро

Абсолютное добро

3)

 

(+)

(-)

(=)

 

(+)

Объективная конкретная красота

Объективная конкретная истина

Объективное конкретное добро

 

 

Объективная абстрактная красота

Объективная абстрактная истина

Объективное абстрактное добро

 

 

Объективная абсолютная красота

Объективная абсолютная истина

Объективное абсолютное добро

 

(-)

Субъективная конкретная красота

Субъективная конкретная истина

Субъективное конкретное добро

 

 

Субъективная абстрактная красота

Субъективная абстрактная истина

Субъективное абстрактное добро

 

 

Субъективная абсолютная красота

Субъективная абсолютная истина

Субъективное абсолютное добро

 

(=)

Реальная конкретная красота

Реальная конкретная истина

Реальное конкретное добро

 

 

Реальная абстрактная красота

Реальная абстрактная истина

Реальное абстрактное добро

 

 

Реальная абсолютная красота

Реальная абсолютная истина

Реальное абсолютное добро

Не удержусь от небольшого комментария. Данная таблица наглядно осуществляет принцип всеединства и постепенного развертывания категорий. Приведу два примера в качестве дополнения к данной таблице.

Таблица №1а.

(+) КРАСОТА

+ (++) Конкретная красота
(в созерцании)

+ (+++) Объективная конкретная красота

 

 

- (+-+) Объективная абстрактная красота

 

 

= (+=+) Объективная абсолютная красота

 

- (+-) Конкретная истина красоты
(в мышлении)

+ (-++) Субъективная конкретная красота

 

 

- (--+) Субъективная абстрактная красота

 

 

= (-=+) Субъективная абсолютная красота

 

= (+=) Конкретное добро красоты
(в действии)

+ (=++) Реальная конкретная красота

 

 

- (=-+) Реальная абстрактная красота

 

 

= (==+) Реальная абсолютная красота

 

Необходимо пояснить, почему красота распадается на конкретные красоту, истину и добро. Под красотой понимается человек в природе (можно сказать, один из древних пластических греков"). Такой человек воспринимает природу непосредственно, т.е. своими органами чувств воспринимает чувственные объекты природы. Отсюда понятие конкретной красоты (т.е. данной нам в ощущении). Далее, неоднократно воспринимая один и тот же уже знакомый ему объект (например, закат солнца) он приходит к его абстрагированию, привыкает к нему и тот же самый закат солнца становится для этого грека конкретной истиной ("А-а, уже закат - пора ложиться спать, завтра трудный день"). И далее закат становится для него конкретным добром, когда он приглашает своих друзей или любимую, посидеть и полюбоваться закатом. Понятно, что в данном случае распадение красоты на абстрактную и абсолютную (т.е. взамен истины и добра) просто неадекватно самой среде и самым первым чувственным реакциям человека в природе, ибо понятие абстракции предполагает не среду, а сферу - цивилизацию, а абсолютное - совсем новую реальность. Напоминаю еще раз, что мы имеем дело с принципом всеединства "все во всем", и потому красота распадается на саму себя, истину и добро, а те, в аналитическом изучении, также осознают свою связь и связь тесную друг с другом. Меня спросят дотошные читатели: как, например, конкретное добро древнего грека: "Друзья, пойдем. полюбуемся этим замечательным закатом" может быть трансформировано в очередные три понятия? Отвечаю: "реальная конкретная красота" - то, что воспринято данной компанией древних греков непосредственно в данном закате, его красота, которая именно в этом закате поразила неравнодушного грека и его друзей. "Реальная абстрактная красота" - то, что в этих закатах постоянно привлекает греков и составляет особенность данных мест или данных людей; и, наконец, "реальная абсолютная красота" - воздействие заката на греков и греков на закат, т.е. чуть ли не молитвенное отношение к каждому закатному вечеру, своего рода культ. Иными словами. отношение к закату как к Богу. Хотя здесь возможны и иные и возможно более точные толкования, надеюсь, что я исчерпывающе ответил на вопрос, показав главное, что за этими неуклюжими с точки зрения нормального человеческого языка определениями стоят совершенно логичные и точные понятия, имеющие свою направленность и свое единство. Кстати, данное нами развертывание красоты, мы можем безо всякого ущерба для логики, свести в единую таблицу.

Вот, пожалуйста:

Таблица 1б КРАСОТА

Конкретная красота (+)

Конкретная истина (-)

Конкретное добро (=)

(+)

Объективная конкретная красота

Субъективная конкретная красота

Реальная конкретная красота

(-)

Объективная абстрактная красота

Субъективная абстрактная красота

Реальная абстрактная красота

(=)

Объективная абсолютная красота

Субъективная абсолютная красота

Реальная абсолютная красота

 

Точно такое же развертывание мы можем осуществить с понятиями истины и добра, но думаю, достаточно для примера. Те же из читателей, которые заинтересуются этим, могут проделать расчеты самостоятельно. Но вернемся к прерванному нами изложению таблиц. Итак.

  

 ТАБЛИЦА №2. (Психологическая троица)

1)

 

Ощущение (+)

Чувство (-)

Контакт (=)

2)

(+)

Конкретное ощущение

Абстрактное ощущение

Абсолютное ощущение

 

(-)

Конкретное чувство

Абстрактное чувство

Абсолютное чувство

 

(=)

Конкретный контакт

Абстрактный контакт

Абсолютный контакт

3)

 

(+)

(-)

(=)

 

(+)

Человек в природе (ЭСТЕТИКА)
Пассивное восприятие

 

 

Конкретный образ ощущения

Абстрактный образ ощущения

Абсолютный образ ощущения

 

 

Конкретная идея ощущения

Абстрактная идея ощущения

Абсолютная идея ощущения

 

 

Конкретное действие ощущения

Абстрактное действие ощущения

Абсолютное действие ощущения

 

(-)

Человек в цивилизации (ЭТИКА)
Активное мышление

 

 

Конкретный образ чувства

Абстрактный образ чувства

Абсолютный образ чувства

 

 

Конкретная идея чувства

Абстрактная идея чувства

Абсолютная идея чувства

 

 

Конкретное действие чувства

Абстрактное действие чувства

Абсолютное действие чувства

 

(=)

Человек в реальности (ЭНЕРГЕТИКА)
Синтетическое поведение

 

 

Конкретный образ контакта

Абстрактный образ контакта

Абсолютный образ контакта

 

 

Конкретная идея контакта

Абстрактная идея контакта

Абсолютная идея контакта

 

 

Конкретное действие контакта

Абстрактное действие контакта

Абсолютное действие контакта


Предвижу, что опять меня спросят пытливые читатели: чем же ощущение отличается от чувства, а оно, в свою очередь, от контакта. "Элементарно, Ватсон!" Ощущение присуще человеку находящемуся в среде, и оно по своей природе является пассивной реакцией и направлено на расшифровку сигналов из внешнего мира во внутренний, чувство же присуще человеку, находящемуся в искусственной среде, где не работают системы ощущения и такой человек есть по сути дела субстанция, обладающая свободой передвижения, активностью и обязательно - навыками, за счет которых он активен: внимание из внутреннего мира (так в ощущении) переключено теперь уже во внешний. Здесь, для понимания нам очень может помочь триада Аристотеля, о которой мы уже говорили, правда, вскользь: душа растительная - душа животная, и, наконец, душа человеческая. Последнее проясняет идею контакта - синтетическое общение - человека с человеком, души с душой, сердца с сердцем, т.е. тот самый СИНТЕЗ, который является сутью нашего разговора, нашей книги. Контакт - это жизнь человека в человечестве, среди родных людей , где род - весь мир.

Попробую теперь проделать тот же фокус, что и с таблицей №1 и получить итоговую таблицу Красоты, увиденную так сказать, с внутренней психологической точки зрения (в отличие от Красоты с внешней, философской точки зрения, см. таблицу №1б.) Предварительные стадии мы опускаем и даем таблицу сразу:

Таблица 2а. КРАСОТА
(ощущение)

Конкретное ощущение(+)

Конкретное чувство(-)

Конкретный контакт(=)

(+)

Конкретный образ ощущения

Конкретный образ
чувства

Конкретный образ контакта

(-)

Конкретная идея ощущения

Конкретная идея
чувства

Конкретная идея контакта

(=)

Конкретное действие ощущения

Конкретное действие чувства

Конкретное действие контакта

Теперь, подставляя под категории философской таблицы Красоты (Таблица 1б) категории психологической таблицы Ощущения (Таблица 2а.), мы узнаем, что за "объективной конкретной красотой" стоит "конкретный образ ощущения", а за "субъективной абстрактной красотой" - "конкретный образ чувства" и т.д. Слово "конкретный", которое присутствует во всех клетках таблицы означает суть ощущения и красоты - оно и она могут быть только конкретны, т.е. воспринимаются ТОЛЬКО ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ и имеют своим основанием органы чувств, т.е. тело одного только человека!

Ремарка: Красота конкретна, истина абстрактна, а добро - синтетично! Т.е. речь идет о природе красоты, истины и добра. (20.3.97)


Иными словами, нас людей - миллиарды, триллионы, даже можно сказать, несчетное количество за всю историю человечества, но каждый человек конкретен, т.е. неповторим! И каждый новорожденный человечек являясь на свет смотрит на сотворенный Богом и изрядно подпорченный нами мир как в первый день после сотворения. Все это, конечно, давно известно, банально и старо, но мы постоянно забываем, что нет оптимальной, идеальной красоты, что красота у каждого своя! Нужно только пронести ее сквозь жизнь, защитить от чужих влияний и воздействий, и тогда мир действительно спасет красота - красота утвержденной и самостоятельной личности! Молодому человеку - читателю моей книги на этом месте даю совет: обязательно своими глазами увидеть, непосредственно ощутить конкретную красоту природы, т.е. непосредственно соприкоснуться с нашей древней и прекрасной Планетой, во-вторых, познать абстрактную красоту искусства - обогатить свое представление о мире чувствами и ощущениями других людей, от древних времен и до наших дней, но при этом веря своему ощущению, и в столкновении его с другими - развивать и оттачивать свое видение мира, свою красоту. Наконец, главное, познав красоту природы и мира, научись видеть красоту абсолютную - красоту людей и прежде всего людей, живущих рядом с тобой. Когда ты постигнешь все три стадии красоты - ты будешь готов, читатель, к трудному и тернистому пути во внешнем мире и в нашей сегодняшней еще нелегкой жизни. И красота спасет тебя, а ты, и твоя красота, - и это, кстати, вполне может быть, спасешь мир и людей, которые будут рядом с тобой. Да будет так!

В заключение приведу несколько, сравнительно простеньких, таблиц с небольшими комментариями.

ТАБЛИЦА №3

Восприятие
(+)

Понимание
(-)

Действие
(=)

Пространство(+)

Конкретное восприятие

Конкретное мышление

Конкретное поведение

Время (-)

Абстрактное восприятие

Абстрактное мышление

Абстрактное поведение

Реальность(=)

Абсолютное восприятие

Абсолютное мышление

Абсолютное поведение

Данная таблица приведена с целью лишний раз напомнить о трех сигнальных системах человека и их сочетании в различных условиях. Привожу ее без особых комментарий, рассчитывая на уже подготовленного (в том числе и мной!) читателя. 

 

ТАБЛИЦА №4

Качество (+)

Количество (-)

Мера (=)

Чувство (+)

Предмет

Предметы

Классификация

Мышление (-)

Мысль

Мысли

Систематизация

Поведение (=)

Человек

Люди

Гармония


Чувственная память человека предполагает классификацию своих ощущений, этот тип мышления (дедукция) более свойственен женщинам в силу более сильной чувственной природы. Особенно глубокую и причем очень оригинальную классификацию продемонстрировала в одной из телепередач известная писательница Виктория Токарева. Мысль же абстрактная, лишенная конкретных чувственных ориентиров, основана не на памяти, а на внимании, концентрации мышления. Она сводится в систему, т.е. иерархию опыта, определенный набор принципов. Принципы имеют количественную, обобщающую природу и представляют собой по сути дела набор целей. Стандартных целей и не менее стандартный набор приемов их достижения (что, кстати, свойственно всем профессионалам). В основе такого мышления, более свойственного мужчинам, лежит индукция - т.е. обобщение конкретного. Еще можно сказать и так: это мышление субстанции. Прямым дополнением к вышеприведенной таблице будет следующая, представляющая собой, в какой-то степени, простейшую классификацию
стадий учебного процесса, за пределами которой, пройдя последовательно через все стадии, человек становится ТВОРЦОМ. Это также, можно назвать классификацией ОПЫТА.

ТАБЛИЦА №5

Качество (+) (среда)

Количество (-) (сфера)

Мера (=)
(место)

Чувство (+)

Знание

Знания

Знающий

Мышление (-)

Навык

Навыки

Опытный

Действие (=)

Умение

Умения

Умеющий

 

Воздействие устойчивой среды (например, жизни в деревне) приводит к определенному качеству человека, его значению в данной местности, формирует основное знание жизни, навык проживания в ней и умение как обращение с людьми. Жизнь в сфере, например, в городе своим формальным многообразием сфер, контактов и людей создает определенную активную систему знаний, навыков и умений, которые и определяют положение человека в обществе. Умение совмещать (синтезировать) первоначальные и потому основные знания жизни с приобретенными в сфере навыками, которые требуют от человека приспособления, отказа от первоначальных, базисных, создает личность, т.е. человека, не поддающегося давлению абстрактных мотивов (как оторванных от реальной жизни), и сохранившего свои корни (чувственную память), или, как мы уже говорили, свою красоту.

Данное рассуждение хорошо иллюстрирует таблица №6 (заключительная), показывающая три состояния человеческих сообществ и положение человека в ней:

ТАБЛИЦА №6

Среда (+)

Сфера (-)

Место (-)

Территория (+)

Толпа

Общество

Коллектив
(союз)

Статус (-)

Особь

Индивидуум

Человек

Позиция (=)

Вожак

Лидер

Личность


На этом данную тему (таблиц Троицы) считаю временно исчерпанной. Что же касается самой Троицы, то наше исследование продолжается. Идем дальше!

 



Сайт создан в системе uCoz