Глава восьмая
ТРОИЦА ИСТОРИЧЕСКАЯ
В этом разделе нельзя вновь не обратиться к Гегелю. Прежде всего потому, что в своей "Философии истории" он создал гениальный образ, служащий как бы ключом к пониманию сущности человеческой истории:
"Солнце, свет, восходит на Востоке. Но свет есть простое отношение к себе: свет, общий в себе самом, является вместе с тем как субъект в солнце. Часто описывали сцену, как внезапно прозрел слепой и увидел рассвет, появляющийся свет и загорающееся солнце. Бесконечное самозабвение в этой чистой ясности есть первое совершенное удивление.Но когда солнце поднимается, тогда это удивление ослабевает; окружающие предметы становятся видимыми, и от них совершается восхождение к собственному внутреннему миру, а благодаря этому и переход к отношению между ними. Затем человек переходит от бездеятельного созерцания к деятельности, и к вечеру он построил здание, которое он образовал из своего внутреннего солнца; и когда он теперь взирает на него вечером, он ставит его выше, чем первое внешнее солнце, потому что теперь он находится в связи с своим духом, а следовательно в свободной связи. Если мы сохраним этот образ, то уже в нем содержится указание на ход всемирной истории, на великую работу духа.
Всемирная история направляется с Востока на Запад, так как Европа есть безусловно конец всемирной истории, а Азия ее начало."
(Гегель. "Лекции по философии истории". СПб, "Наука", 1993, с.147)
С гегелевской философией истории я имел возможность впервые познакомиться в 1994 году, но три года ранее мне удалось написать стихотворение "ПРАобраз", в котором, как я это понял только ныне, содержались сразу две, важные для меня, догадки о роли во всемирной истории Солнца и египтян. Что за догадка относительно солнца читателю уже ясно, что же касается догадки относительно египтян - придется потерпеть до конца этого раздела. Пока же приведу свое стихотворение со всеми, имеющимися при нем
атрибутами: эпиграфом, постскриптумом и даже примечаниями.ПРА
-образ"Бог египтян - бог Солнце,
светоносный Ра"Я ВИЖУ БОГА
- СОЛНЦЕ НА ВОСТОКЕ...
ПЕРЕД НИМ - В СИЯНИИ - ЗЕМЛЯ...
МОЩНЫЙ ГИМН - МЕЛОДИЯ ПРОРОКА...
Восход прошел.
Настала Т И Ш И Н А.
...То ПРАобраз силы, духа, Бога.
Светлой силы - силы божества.
...Мир - как старец гордый у порога. *
И перед ним - Вселенная. Одна.
Постскриптум:
Первоначало жизни, природы - солнце, первоначало сознания человечества - солнце, увиденное человеком. Человеком именно впервые увидевшем солнце, осознавшим его вне привычной среды. И человеком, впервые увидевшем Красоту и человеком, впервые взглянувшим в Космос с земли. Каждый из нас, миллиардов человеков, ныне живущих на земле, по-своему открывает его для себя: бессознательно в детстве, сознательно и поэтически в молодости, повторяя для себя путь жизни, уже проделанный человечеством То, что Гегель называет всемирным ДУХОМ человечества можно назвать и по-другому - СОЗНАНИЕМ, сознанием как человечества, так и отдельного человека. И именно как путь сознания мы попробуем тройственно (через Троицу) увидеть Историю, пользуясь как ключом - все той же корневой, философской Троицей - ПРИРОДА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.
Читатель помнит и цитату Лао Цзы, о тройке, создавшей весь этот мир, и помнит, вероятно, заключительную идеальную таблицу развертывания тройки - девять девяток. Эти девять девяток троек можно изобразить в форме таблиц с пустыми, пока незаполненными клеточками. К сожалению, автор не обладает энциклопедическими знаниями, позволяющими заполнить эти три девятки Природы, такие же три девятки, соответственно, цивилизации и человечества. Это задача ученых, специалистов в своих областях, которые получив данные формы и логику Троицы, надеюсь, смогут проставить нужные категории, благодаря чему мы увидим весь ход мировой истории и роль
каждой страны или нации и народа во всемирном движении человечества как в прошлом, так в настоящем и будущем. Каждая страна, каждая нация, каждый народ несет свое бесценное содержание в общую лепту человечества. Употреблю здесь любимое выражение своего двенадцатилетнего сына: "Лепота!" - в смысле "Красота". Да, эта гармония всего человечества, объединившегося в едином синтезе, едином, сотканном всеми народами ковре, есть КРАСОТА, которая спасет мир. И старинное архаическое русское слово ЛЕПОТА имеет два смысла, которые не просто подчеркивают слово "красота", но и дополняют его. В народном значении это больше глагол, имеющий смысл "лепить", "составлять из кусочков", "собирать из частей", в церковном же, старославянском значении, это больше "благообразие", т. е. лепное, уже составленное. То же - объединенное и синтезированное. Как видно из этого краткого этимологического анализа синтез глубоко свойственен русскому народу, а Красота в понимании русских носит именно синтетический, лепной характер. Красота как гармония, как Лепота!Итак, Троица дает возможность всемирного и всемерного синтеза, позволяя выдерживать принцип всеединства всего и вся, и кто знает быть может и самого загадочного и непостижимого для нас, сегодняшних, земных, прикованных земной тяжестью к нашей планете, Его Величества КОСМОСА.
Ремарка: Если мы включим в триаду Космос, то тогда в развертывании тело - дух - душа получим природа - человечество - космос или, если быть, предельно точным: земля - человечество - космос, где земля - это микромир, из которого мы произошли, космос оказывается макромиром, в который мы, если верить писателям-фантастам, должны уйти. Тогда земля оказывается телом, человечество - духом, а космос - душой, или, как мы выражаемся в нашей книге, синтезом. Или же вышеприведенное логическое рассуждение является всего лишь следствием и издержкой того метода, которым мы пользуемся - методом словесного (логического, формального, абстрактного) рассуждения. Или же, данная триада составлена неправильно, и человечество является СИНТЕЗОМ земли и космоса, иначе говоря ДУШОЙ между своим телом(землей) и своим духом (космосом). Последнее, в свете логики Троицы мне представляется самым убедительным. Но кто знает, в свое время может быть и первый вариант получит законное право на существование. (27.3.97). |
ЧЕЛОВЕК (т.е. как человечество) |
|||
В ПРИРОДЕ |
В ЦИВИЛИЗАЦИИ |
В ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ |
|
(+) |
Тело во внешнем |
Сознание во внешнем |
Действие во внешнем |
(-) |
Тело во внутреннем |
Сознание во внутреннем |
Действие во внутреннем |
(=) |
Тело как синтетическое |
Сознание как синтетическое |
Действие как синтетическое |
Это и есть три девятки, или схема троицы исторической. Но поскольку мы в данном разделе не занимаемся абстрактными рассуждениями, попробуем конкретизировать, так сказать УВИДЕТЬ историю. Поэтому возьмем то, что нам уже известно хотя бы относительно, иными словами, раздел средний - "Сознание", т.е. "человек в цивилизации". Теперь мы с вами рассматриваем одну девятую часть истории - пятую девятку, или, иными словами, времена не столь давние и сравнительно хорошо нам известные. Итак.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ (ДУХ) |
|
(+) |
Сознание во внешнем (человек в природе)Начало цивилизации (объективный дух) |
(-) |
Сознание во внутреннем (человек в цивилизации, вне природы)Цивилизация сама по себе (субъективный дух) |
(=) |
Сознание как синтетическое (Человек в человечестве, синтез с природой)Конец цивилизации (возвращение человека к природе, абсолютный дух) |
Объективный ДУХ (+) |
|
(+) |
Формирование среды |
(-) |
Дифференциация среды |
(=) |
Синтез среды |
Т.е речь идет о среде уже отрицательной - уже человеческой, хотя и находящейся в природе, на ее лоне. Человек еще в природе, но уже вне ее, имея специфическую, преображенную среду.
Субъективный ДУХ (-) |
|
(+) |
Формирование сферы |
(-) |
Дифференциация сферы |
(=) |
Синтез сферы |
В сфере человек (вернее, сознание человека) почти уже полностью вне природы. Природа - фон, сон, иллюстрация к сознанию, погруженному в себя, в свое проблемы, в свое внутреннее существование.
Абсолютный ДУХ (=) |
|
(+) |
Формирование союза |
(-) |
Дифференциация союза |
(=) |
Синтез союза |
Место абсолютного духа - планета Земля и с последующей стадии - синтеза союза, иными словами, синтеза синтезов - начинается космический этап существования нашей планеты и, естественно, человечества. Здесь понятие "человек", "человеческая душа" переходит, в полном соответствии с кантовским пониманием, в понятие "разумное существо". И именно такое человечество совершает прорыв во Вселенную и к Богу. Мне скажут - утопия, но разве не стали мы свидетелями реализации уже при нашей жизни самых невероятных утопий: так ли, например, давно был изобретен телевизор? Главное в том, что логика Троицы, позволяющая понять прошлое, позволяет нам и заглянуть в будущее. Увидев историю, поняв ее логику, мы можем предвидеть и будущее. Но вернемся опять к прошлому и попробуем на место абстрактных понятий подставить конкретные.
Итак,
Сознание во внешнем (человек конкретный) - Египетская КРАСОТА;
Сознание во внутреннем (человек абстрактный) - Иудейская ИСТИНА;
Сознание абсолютное, синтетическое (человек синтетический) -Русское ДОБРО.
Ремарка: Точнее, наверное, говорить о добре Христа (христианском). Но кульминационный поворот хода истории приходится сегодня именно на Россию. Кроме того, сутью поворота является православие, ставшее в России народной религией. (23.5.97). |
Человек в природе (Создание в ней своей автономной среды) |
||
(+) |
||
Человек в цивилизации (Существование в автономной среде - в сфере) Субъективный ДУХ - ИУДЕЙСКАЯ ИСТИНА (библейская цивилизация) |
||
(+) |
Греческая КРАСОТА (философия ЭСТЕТИКИ) |
|
Человек в человечестве (Преображение сферы существования в место ПРЕОБРАЖЕНИЯ, творчества) Абсолютный ДУХ - РУССКОЕ ДОБРО ("Постбиблейская цивилизация") |
||
(+) |
Японская КРАСОТА (?)Китайская ИСТИНА (?) Американское ДОБРО (?) * |
Вот такая выстроилась у автора картина движения всемирной и всемерной истории. К первым двум разделам данной таблицы я еще вернусь. А пока небольшой комментарий про поводу третьей ее части, о "русском добре", "японской красоте" и "китайской истине".
Так называемая "русская идея" имеет два аспекта: отрицательный и синтетический. В отрицательном (идеологическом) контексте - библейской цивилизации - она служит преодолению человеческой розни в общем деле всего человечества (это можно увидеть в иконе или образе Георгия Победоносца, пронзающего копьем дракона как символ всемирного зла), а в синтетическом контексте русское добро (или "идею") выражает удивительная икона Андрея Рублева или образ Троицы, как удивительной гармонии - единства всех любящих и любимых. Поэтому противоречия здесь нет, или, точнее, оно снято (синтезировано).
Ремарка: Чисто философски вышесказанное можно попытаться выразить такими определениями. Русская идея определяется понятием имманентности. Поэтому в отрицательном, во внешнем контексте, имманентное существует внутри трансцендентного, а в синтетическом контексте имманентное включает в себя бывшее трансцендентное, но существуют они на равных, т. е. синтетически. Это и есть чудо, сотворенное Христом, примирение непримиримых противоположностей имманентного и трансцендентного, или внутреннего и внешнего. Поэтому "русское добро" здесь вернее было бы назвать "добром Христа", но это резко бы выпадало из употребляемой здесь автором "национальной" терминологии: египтяне, иудеи, греки, немцы, русские и вдруг Христос. Но эту особенность синтеза, что он всегда имеет личное имя автора, Творца, следует запомнить. Итак, Христос был первым и возглавил новое царство человечества, а Россию можно назвать страной Христа или еще, апостольской. Смотрите главу десятую "Троица и Россия". (12.6.97). |
Но новая эпоха на взгляд автора начинается с уникального опыта японцев. Именно их удивительное слияние с природой подходит под определение красоты нового человечества. Нужно выделить два основных фактора: многовековая замкнутость этой страны привела к уникальному ее внутреннему единству, во-вторых, ограниченность ее территории, ее внутренняя духовная и внешняя территориальная замкнутость, создали особое отношение к природе и к земле. Это как бы модель мини-человечества, которое прорвавшись к Космосу первым делом обратится именно к опыту Японии. Можно добавить и третье соображение, японцы пережили, именно вследствие своего особого психологического склада, национальную трагедию - поражение в мировой войне и атомный АПОКАЛИПСИС (бомбардировку городов Хиросима и Нагасаки). И хотя современная Япония многое вкусила от плодов цивилизации, я убежден, что в основе страна Восходящего Солнца сохраняет свои национальные корни и историческую память. Можно поэтому предсказать и влияние японцев на цивилизацию, придание ее (цивилизации) бездушному движению конкретных реальных черт, иными словами, устремление этого неуправляемого индивидуального движения к целям национальным, человеческим, и, следовательно, общечеловеческим. Данная нация как бы обладает мини-планетарным мышлением и весьма характерен тот факт, что именно японцу - Фрэнсису Фукуяме удалось подметить наиболее глубокое современное противоречие - идеологический КОНЕЦ ИСТОРИИ.
Наряду с опытом Японии можно указать как на "-" (абсолютную истину) и на опыт Китая: "китайская истина", что может помочь человечеству в борьбе с перенаселенностью нашей планеты и выживания перед лицом планетарной катастрофы. Одним словом, каждая нация имеет свою национальную идею и идея эта не ущемляет другие нации и народы, а наоборот, помогает осознать свою цель и предназначение в общей семье народов Земли. Для правильного осознания этого нужно было именно увидеть всю историю через призму Троицы и выйти на уровень синтеза - планетарно-космического мышления. Думаю, что вышеизложенная моя гипотеза достаточно убедительна, но вернемся все же к истокам цивилизации - египетской красоте. Как видите, последовательное троичное деление мной сохранено: Красота - Истина - Добро. И, на мой взгляд, оно подтверждено самим ходом Истории, в чем я предлагаю читателю убедиться полностью, т. е. дочитать данный раздел до конца.
Египетская красота. Это уже вызов природе, и тем самым, если хотите, Богу, сотворившему эту природу. Красота есть прямое следствие природы, ее конкретный и непосредственный признак. Красота - зримое явление силы и могущества Творца. Человечество в природе не смело вмешиваться в ход природы, ее Законы и послушно следуя им, имело только одну реакцию - пассивную, приспособления. Но египтяне, а точнее, верховные властелины - фараоны, дерзнули вмешаться в ход природы, круговорота ее ЖИЗНИ и создали свою Красоту (свой ЗАКОН) - КРАСОТУ СМЕРТИ, красоту цивилизации. Сооружение всем египетским народом усыпательницы фараона - ПИРАМИДЫ есть вызов к ЖИЗНИ. БОГУ-ТВОРЦУ. ПРИРОДЕ и построение пространства вне природы - пространства ДУХА, пространства СМЕРТИ, пространства абстрактного - ВРЕМЕНИ. С сооружения пирамиды началось время цивилизации, ибо впервые возник искусственный ЗНАК, принадлежащий человеку. И пусть этот человек был сыном Бога, и даже самим непосредственным земным Богом - сыном Неба Фараоном, все же знак этот был ВНЕ ПРИРОДЫ, вне ее кругооборота всего живого, ВНЕ СРЕДЫ ЖИЗНИ, где все исчезало во всем, чтобы снова возродиться и снова исчезнуть в единственно ЖИВОМ - ТЕЛЕ ПРИРОДЫ - вне истории, вне памяти. Итак, впервые ПОЯВИЛСЯ ЗНАК ПРИНАДЛЕЖАЩИЙ ЧЕЛОВЕКУ И ЧЕЛОВЕКА ВЫРАЖАЮЩИЙ. Все знаки, которые были раньше - имели собой природное основание - ПЛАСТИКУ живой природы и ее созданий: растений, животных, рыб, птиц и т.д. И только ПИРАМИДА была ПЕРВОЙ АБСТРАКЦИЕЙ - вне природы, вне жизни. Египтяне совершили ПРОРЫВ К ВРЕМЕНИ, прорыв к НЕБУ, к КОСМОСУ. Сыны Неба - фараоны искренне верили в легенду своего происхождения, и в ясные звездные ночи их глаза, величайших властителей и потому самых одиноких людей на всей земле, устремлялись в безмолвное НЕБО, ища отклика и ответа. И вызовом к кругообороту ПРИРОДЫ, но мольбой к ВРЕМЕНИ. к преодолению смерти, возникли эти невероятные, и поныне нас поражающие ПИРАМИДЫ.
Человек создал знак и стал жить сознанием внутри этого знака, отгородившись им от БЕССЛЕДНО ПОЖИРАЮЩЕГО ЛЮДЕЙ КРУГОВОРОТА ПРИРОДЫ. Человечество, благодаря человеку-фараону и египетской цивилизации, стало активным. Освободившись от природы человек стал преображать природу, создавая в ней свое собственное пространство. И хотя оно было искусственным, абстрактным, в нем стала жить человеческая МЫСЛЬ (форма, движение). Началось превращение человека естественного (человека как отражение тех или иных свойств и особенностей природы) в человека абстрактного (человека со все более и более пробуждающимся самосознанием), все более и более вторгающегося в природу и разрушающего ее, в ЧЕЛОВЕКА, ИМЕЮЩЕГО ПРАВО НА НАСИЛИЕ (над природой, над собой, над себе подобными).
Ремарка: Именно отсюда возникла идея власти - принуждения людей, права над их жизнью. (23.5.97) |
Ремарка: Пирамида - это послание фараона к людям будущего, людям, победившим смерть. Послание сквозь ВРЕМЯ, сквозь ИСТОРИЮ. Послание в БЕССМЕРТИЕ. (11.4.97). |
Так был создан ЗНАК - человечество обозначило себя. Но этот знак обладал могущественной и всесильной властью. Освобождая человека от природы, он не освобождал человека от человека. Люди задыхались под не менее безжалостной властью человека: один человек был богом для остальных и потому богом безжалостным, ибо все остальные люди были средством. История человечества в природе тоже может быть обозначена через Троицу, поэтому я просто приведу движение ЗНАКА в уже знакомой вам таблице, оставляя задачу конкретного заполнения ее на недалекое будущее. Сегодня полностью охватить всю перспективу не берусь, отмечу только три стадии существования знака: знак - слово - символ. Итак.
Египетская КРАСОТА (человек в природе) |
|||
(+) |
(-) |
(=) |
|
(+) |
1 |
2 |
3 |
Ремарка: Знак как качество есть знак, знак как количество есть слово, знак как мера есть символ, т. е. знак в чувственности, в мышлении, в поведении. Знак в данном случае выступает в качестве единицы, которая произвела двойку и тройку. (13.6.97). |
Трансформация знака от конкретного (принадлежащего фараону) до абстрактного (слова) и далее синтетическому (символу), есть совершенно определенная ЭПОХА и в истории она отражена. Но эта история полностью происходит в сфере так названной нами "египетской красоты" и потому не выходит за рамки ЗНАКА КАК КАЧЕСТВА. (Т.е. здесь речь идет о том, что в вышеприведенной таблице зафиксировано самостоятельное существование знака без перехода его в количество (слово) и в меру (символ), т.е. в добиблейский период. Иными словами, это история египетской цивилизации с девятью внутренними этапами ее самостоятельного существования в добиблейский период или, еще, история фараонов). Другой поворотный момент истории ознаменовал переход знака как качества (т.е. единственного и конкретного как пирамиды, как принадлежащего лично фараону) в ЗНАК КАК КОЛИЧЕСТВО. Иными словами, конкретная абстракция ("+-") стала абстракцией абстрактной ("--"), знак перестал выражать только фараона, а стал разнообразным и выражать стал людей (точнее. людей как единство). Здесь мы вступаем в область уже более или менее хорошо известной нам истории. КОЛИЧЕСТВО (люди) произошло от КАЧЕСТВА, иными словами, от фараона.
Этот момент зафиксирован в Библии, и более того, от этого момента произошла сама Библия, ибо знак как количество есть СЛОВО или слова. Исход евреев из Египта и 40-летнее странствие их по пустыне привело к утрате всякой памяти человека о чувственно воспринимаемой природе, и вообще, к утрате чувственной ДОСТОВЕРНОСТИ и обретению достоверности абстрактной, т.е. СЛОВА. т.е. замена ДОСТОВЕРНОСТИ ВНЕШНЕЙ НА ДОСТОВЕРНОСТЬ ВНУТРЕННЮЮ - внутри слова, внутри родственного знака. Евреи в своем сорокатилетнем странствии стали НАРОДОМ-СУБСТАНЦИЕЙ, в отличие от всех других народов, привязанных к земле, конкретных. Все народы жили и существовали в пространстве природы, конкретном, на земле, тогда как евреи уже начали существовать ВНЕ ПРОСТРАНСТВА - ВО ВРЕМЕНИ. Первые
Ремарка: Евреи начали первыми существовать в абстрактном пространстве фараона, пирамиды, знака - пространстве смерти. Т.е. евреи первыми начали существовать в родовом пространстве человечества - цивилизации.(11.4.97) |
руководствовались чувством, конкретной мыслью; вторые - абстракцией, мыслью как ФОРМОЙ, лишенной каких-либо конкретных признаков. ЧЕЛОВЕК ЧУВСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ СМЕНИЛСЯ ЧЕЛОВЕКОМ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, человек, руководствующийся внешними побуждениями (страстный) сменился человеком, руководствующимся внутренними побуждениями (бесстрастным), хорошо владеющим собой и способным из страстности первого извлекать ВЫГОДУ. КРАСОТА ВНОВЬСМЕНИЛАСЬ ИСТИНОЙ, знак фараона сменился священными знаками иудейства, из которых позднее возникла Библия. Сотворение Богом человека (Адама) есть сотворение совершенно особого человека - человека абстрактного, руководствующегося в своих действиях мотивами внутренними, неприродными, внутричеловеческими (человек внешний, ТЕЛА - сменился человеком внутренним, ОРГАНИЗМА). ПРОИЗОШЛО НЕ МЕНЕЕ ЭПОХАЛЬНОЕ ОТКРЫТИЕ, НЕЖЕЛИ ОТКРЫТИЕ ПИРАМИДЫ КАК ЗНАКА ВНЕ ПРИРОДЫ. ОДИН-ЕДИНСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ - СЫН БОГА - ФАРАОН СМЕНИЛСЯ ЦЕЛЫМ БОГОИЗБРАННЫМ НАРОДОМ - ИУДЕЯМИ, иными словами, ПЕРВЫЙ ЧЕЛОВЕК - ПЕРВЫМИ ЛЮДЬМИ БУДУЩЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Так возникло СЛОВО как
количественное выражение знака, как средство общения и информации, как средство связи человека с человеком, и, главное, слово как знак обладало той самой способностью - проникать сквозь время. Т.е. человек умирает, но голос его живет и звучит для всех читающих этот текст, сколько бы веков или тысячелетий бы ни прошло.
Ремарка: Это и есть передача качества фараоновского знака как несущего информацию сверху вниз до своих подданных: "Я - фараон!", как знака сообщения в свойство слова. Знак стал словом, сохранив способность движения сквозь время, пронесения информации от человека к человеку. (11.4.97). |
Абстрактный Бог Израиля получил вследствие своей формальной абстрактности, невидимости, преимущество перед всеми конкретными богами всех других народов. История сохранила случай с одним всесильным римским военачальником, закаленным и суровым воином. который, войдя в еврейский храм, упал в обморок от нервного перенапряжения. Воистину страшен невидимый и потому всесильный Бог Израиля, которого невозможно
Библейская цивилизация (Иудейская ИСТИНА) |
|||
(+) |
(-) |
(=) |
|
(+) |
Греческая красота |
(?) |
(?) |
(-) |
(?) |
Германская истина |
(?) |
(=) |
( ?) |
(?) |
Русское добро |
Читатель, думается. все еще помнит тройственное развертывание 1-5-9? Иными словами, в отрицательном (идеологическом) существовании человечества, при царстве Слова три момента автор отмечает как принципиально поворотные: греки создали поприще для абстрактной мысли - воспринимали природу, что сформировало философию как ЭСТЕТИКУ. Следующий шаг суждено было сделать германцам - действие в отрицательном пространстве (во времени) есть этика, свобода достигается через НРАВСТВЕННОСТЬ, т. е. полное освобождение человека от каких-либо внешних принуждений (т. е. свобода от количества!).
Но эта свобода от количества (слова) достигается опять же количеством (словом!). Поэтому данный недостаток устраняется действием, философия плавно переходит в религию как форму обобщенного действия (т.е действия, ограниченного формой слова и потому действия, существующего в абстрактном пространстве), и человечество начинает объединяться в единый РОД. Здесь и наступает черед русской идеи - объединения человечества в ОБЩЕЕ ДЕЛО для преодоления библейского проклятия и возвращения к ЖИЗНИ, к ПРИРОДЕ. Преодоление родового кокона как кокона смерти - абстрактного существования человечества в своих внутренних проблемах, разобщающей всех идеологии - и возвращения единого и сознательного человечества к ПРА-МАТЕРИ - ПРИРОДЕ. Это также ЗАМЕНА ЧЕЛОВЕКА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА ЧЕЛОВЕКА СЕРДЦА - ЧЕЛОВЕКА СИНТЕТИЧЕСКОГО
.Таким образом, триаду: природа - цивилизация - человечество можно выразить тремя типами человека: конкретного - абстрактного - синтетического. Когда человечество сделает автоматическое, неуправляемое движение цивилизации управляемым, оно сможет жить в гармонии с природой: не страдая от нее как человек конкретного типа, ни пренебрегая ею как человек абстрактного типа.
Вновь вспомним триаду Аристотеля о душе: растительной - животной - человеческой. Т. е. только после преодоления родового кокона - эгоцентризма ИДЕОЛОГИИ, человек сможет называться поистине человеком, т. е. человеком-Творцом.
Вернемся к изображенной нами выше таблице и уточним, что шесть из пустых ее клеток тоже можно заполнить названиями соответствующих наций, но автор пока не готов к данной работе, хотя безусловно, очевидна роль других стран. Данная таблица сделала главное: она отразила три поворотных момента в ИДЕОЛОГИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Остается ответить на вопрос: как будет развертываться цивилизация будущего - абсолютного духа, которая начинается вслед за библейской, после преодоления родового кокона и победы над смертью. Об японской красоте и китайской истине я уже говорил, об остальных нациях загадывать не буду. Но в смысловом отношении эта триада может выглядеть так:
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (Абсолютный ДУХ) КОНТАКТ(Синтез) |
|
(+) |
Человечество с природой (Японская красота)Человечество с планетой (Китайская истина) Человечество с Космосом (Богом) (?*Американское добро) |
Я думаю, что читатели со мной согласятся, что в таком развертывании Троицы в истории есть совершенно четкий логический смысл. Если да, то обращаю ваше внимание на то обстоятельство, что мы проанализировали только вторую часть Троицы данной в полном развертывании - историю человеческой мысли и сознания: ВНЕ ПРИРОДЫ и ВНЕ КОСМОСА. Поскольку существует левая часть этой триады - долгое развитие человечества как ТЕЛА в природе, поскольку мы выразили вторую часть - развитие человечества самого по себе как ДУХА, как ОРГАНИЗМА (мозга или нервной системы), то существует и третья часть нашей истории - ЧЕЛОВЕЧЕСТВА КАК ДУШИ (т.е. в Космосе).Если абсолютный дух есть уже прорыв к бессмертию, то человечество в КОСМОСЕ есть уже едино с Богом, о котором мне, грешному, из нашего нынешнего времени и помыслить сложно. Единство в Космосе - любовь, гармония души - такова логика Троицы, которая, безусловно, имеет свое право на существование, как наиболее стройная и гармоничная система человеческой ДУШИ.
Она есть и этим сказано все.
ПРИМЕЧАНИЕ: