Глава восьмая

ТРОИЦА ИСТОРИЧЕСКАЯ

 В этом разделе нельзя вновь не обратиться к Гегелю. Прежде всего потому, что в своей "Философии истории" он создал гениальный образ, служащий как бы ключом к пониманию сущности человеческой истории:

"Солнце, свет, восходит на Востоке. Но свет есть простое отношение к себе: свет, общий в себе самом, является вместе с тем как субъект в солнце. Часто описывали сцену, как внезапно прозрел слепой и увидел рассвет, появляющийся свет и загорающееся солнце. Бесконечное самозабвение в этой чистой ясности есть первое совершенное удивление.Но когда солнце поднимается, тогда это удивление ослабевает; окружающие предметы становятся видимыми, и от них совершается восхождение к собственному внутреннему миру, а благодаря этому и переход к отношению между ними. Затем человек переходит от бездеятельного созерцания к деятельности, и к вечеру он построил здание, которое он образовал из своего внутреннего солнца; и когда он теперь взирает на него вечером, он ставит его выше, чем первое внешнее солнце, потому что теперь он находится в связи с своим духом, а следовательно в свободной связи. Если мы сохраним этот образ, то уже в нем содержится указание на ход всемирной истории, на великую работу духа.

Всемирная история направляется с Востока на Запад, так как Европа есть безусловно конец всемирной истории, а Азия ее начало."

(Гегель. "Лекции по философии истории". СПб, "Наука", 1993, с.147)

С гегелевской философией истории я имел возможность впервые познакомиться в 1994 году, но три года ранее мне удалось написать стихотворение "ПРАобраз", в котором, как я это понял только ныне, содержались сразу две, важные для меня, догадки о роли во всемирной истории Солнца и египтян. Что за догадка относительно солнца читателю уже ясно, что же касается догадки относительно египтян - придется потерпеть до конца этого раздела. Пока же приведу свое стихотворение со всеми, имеющимися при нем атрибутами: эпиграфом, постскриптумом и даже примечаниями.

ПРА-образ

"Бог египтян - бог Солнце, светоносный Ра"

Я ВИЖУ БОГА

- СОЛНЦЕ НА ВОСТОКЕ...

ПЕРЕД НИМ - В СИЯНИИ - ЗЕМЛЯ...

МОЩНЫЙ ГИМН - МЕЛОДИЯ ПРОРОКА...

Восход прошел.

Настала Т И Ш И Н А.

...То ПРАобраз силы, духа, Бога.

Светлой силы - силы божества.

...Мир - как старец гордый у порога. *

И перед ним - Вселенная. Одна.

Постскриптум:
"Религия есть познание Бога. Наука есть познание вселенной." (П. Я. Чаадаев) **


Примечания:
* - Образ Н. С. Гумилева. ** - П. Я. Чаадаев. Полн. собр. соч. в 2-тт., М.: "Наука", 1991, т.1 с.471.

Первоначало жизни, природы - солнце, первоначало сознания человечества - солнце, увиденное человеком. Человеком именно впервые увидевшем солнце, осознавшим его вне привычной среды. И человеком, впервые увидевшем Красоту и человеком, впервые взглянувшим в Космос с земли. Каждый из нас, миллиардов человеков, ныне живущих на земле, по-своему открывает его для себя: бессознательно в детстве, сознательно и поэтически в молодости, повторяя для себя путь жизни, уже проделанный человечеством То, что Гегель называет всемирным ДУХОМ человечества можно назвать и по-другому - СОЗНАНИЕМ, сознанием как человечества, так и отдельного человека. И именно как путь сознания мы попробуем тройственно (через Троицу) увидеть Историю, пользуясь как ключом - все той же корневой, философской Троицей - ПРИРОДА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

Читатель помнит и цитату Лао Цзы, о тройке, создавшей весь этот мир, и помнит, вероятно, заключительную идеальную таблицу развертывания тройки - девять девяток. Эти девять девяток троек можно изобразить в форме таблиц с пустыми, пока незаполненными клеточками. К сожалению, автор не обладает энциклопедическими знаниями, позволяющими заполнить эти три девятки Природы, такие же три девятки, соответственно, цивилизации и человечества. Это задача ученых, специалистов в своих областях, которые получив данные формы и логику Троицы, надеюсь, смогут проставить нужные категории, благодаря чему мы увидим весь ход мировой истории и роль каждой страны или нации и народа во всемирном движении человечества как в прошлом, так в настоящем и будущем. Каждая страна, каждая нация, каждый народ несет свое бесценное содержание в общую лепту человечества. Употреблю здесь любимое выражение своего двенадцатилетнего сына: "Лепота!" - в смысле "Красота". Да, эта гармония всего человечества, объединившегося в едином синтезе, едином, сотканном всеми народами ковре, есть КРАСОТА, которая спасет мир. И старинное архаическое русское слово ЛЕПОТА имеет два смысла, которые не просто подчеркивают слово "красота", но и дополняют его. В народном значении это больше глагол, имеющий смысл "лепить", "составлять из кусочков", "собирать из частей", в церковном же, старославянском значении, это больше "благообразие", т. е. лепное, уже составленное. То же - объединенное и синтезированное. Как видно из этого краткого этимологического анализа синтез глубоко свойственен русскому народу, а Красота в понимании русских носит именно синтетический, лепной характер. Красота как гармония, как Лепота!

Итак, Троица дает возможность всемирного и всемерного синтеза, позволяя выдерживать принцип всеединства всего и вся, и кто знает быть может и самого загадочного и непостижимого для нас, сегодняшних, земных, прикованных земной тяжестью к нашей планете, Его Величества КОСМОСА.

Ремарка: Если мы включим в триаду Космос, то тогда в развертывании тело - дух - душа получим природа - человечество - космос или, если быть, предельно точным: земля - человечество - космос, где земля - это микромир, из которого мы произошли, космос оказывается макромиром, в который мы, если верить писателям-фантастам, должны уйти. Тогда земля оказывается телом, человечество - духом, а космос - душой, или, как мы выражаемся в нашей книге, синтезом. Или же вышеприведенное логическое рассуждение является всего лишь следствием и издержкой того метода, которым мы пользуемся - методом словесного (логического, формального, абстрактного) рассуждения. Или же, данная триада составлена неправильно, и человечество является СИНТЕЗОМ земли и космоса, иначе говоря ДУШОЙ между своим телом(землей) и своим духом (космосом). Последнее, в свете логики Троицы мне представляется самым убедительным. Но кто знает, в свое время может быть и первый вариант получит законное право на существование. (27.3.97).


Читатель помнит, что по логике Троицы, каждая категория в свою очередь распадается на очередные три. Поэтому для полноты картины я приведу таблицу с полным развертыванием в три девятки, не заполняя пустых клеток.

ЧЕЛОВЕК (т.е. как человечество)

В ПРИРОДЕ
(тело, +)
(Существование в природе, развитие тела)

В ЦИВИЛИЗАЦИИ
(дух, -)
(Осознание себя вне природы, развитие мозга)

В ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ
(душа, =)
(Сознательное преображение мира, развитие души)

(+)

Тело во внешнем
+
-
=

Сознание во внешнем
+
-
=

Действие во внешнем
+
-
=

(-)

Тело во внутреннем
+
-
=

Сознание во внутреннем
+
-
=

Действие во внутреннем
+
-
=

(=)

Тело как синтетическое
+
-
=

Сознание как синтетическое
+
-
=

Действие как синтетическое
=
-
=

 

Это и есть три девятки, или схема троицы исторической. Но поскольку мы в данном разделе не занимаемся абстрактными рассуждениями, попробуем конкретизировать, так сказать УВИДЕТЬ историю. Поэтому возьмем то, что нам уже известно хотя бы относительно, иными словами, раздел средний - "Сознание", т.е. "человек в цивилизации". Теперь мы с вами рассматриваем одну девятую часть истории - пятую девятку, или, иными словами, времена не столь давние и сравнительно хорошо нам известные. Итак.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (ДУХ)

(+)

Сознание во внешнем (человек в природе)
Начало цивилизации
(объективный дух)

(-)

Сознание во внутреннем (человек в цивилизации, вне природы)
Цивилизация сама по себе (субъективный дух)

(=)

Сознание как синтетическое (Человек в человечестве, синтез с природой)
Конец цивилизации
(возвращение человека к природе, абсолютный дух)


Расшифруем эту троицу опять же теоретически, чтобы была полная ясность, прежде чем на место абстрактных категорий проставить конкретные.

Объективный ДУХ (+)
(Сознание во внешнем, человек в природе, СРЕДА)

(+)

Формирование среды

(-)

Дифференциация среды

(=)

Синтез среды

 

Т.е речь идет о среде уже отрицательной - уже человеческой, хотя и находящейся в природе, на ее лоне. Человек еще в природе, но уже вне ее, имея специфическую, преображенную среду.

Субъективный ДУХ (-)
(Сознание во внутреннем, человек в цивилизации, СФЕРА)

(+)

Формирование сферы

(-)

Дифференциация сферы

(=)

Синтез сферы

 

В сфере человек (вернее, сознание человека) почти уже полностью вне природы. Природа - фон, сон, иллюстрация к сознанию, погруженному в себя, в свое проблемы, в свое внутреннее существование.

Абсолютный ДУХ (=)
(Сознание в синтезе, контакте с природой. Человек на своем МЕСТЕ -планете Земля
, в человечестве)

(+)

Формирование союза

(-)

Дифференциация союза

(=)

Синтез союза

 

Место абсолютного духа - планета Земля и с последующей стадии - синтеза союза, иными словами, синтеза синтезов - начинается космический этап существования нашей планеты и, естественно, человечества. Здесь понятие "человек", "человеческая душа" переходит, в полном соответствии с кантовским пониманием, в понятие "разумное существо". И именно такое человечество совершает прорыв во Вселенную и к Богу. Мне скажут - утопия, но разве не стали мы свидетелями реализации уже при нашей жизни самых невероятных утопий: так ли, например, давно был изобретен телевизор? Главное в том, что логика Троицы, позволяющая понять прошлое, позволяет нам и заглянуть в будущее. Увидев историю, поняв ее логику, мы можем предвидеть и будущее. Но вернемся опять к прошлому и попробуем на место абстрактных понятий подставить конкретные.

Итак,
Сознание во внешнем (человек конкретный) - Египетская КРАСОТА;
Сознание во внутреннем (человек абстрактный) - Иудейская ИСТИНА;
Сознание абсолютное, синтетическое (человек синтетический) -Русское ДОБРО.

Ремарка: Точнее, наверное, говорить о добре Христа (христианском). Но кульминационный поворот хода истории приходится сегодня именно на Россию. Кроме того, сутью поворота является православие, ставшее в России народной религией. (23.5.97).


Относительно первых двух утверждений: Египта и Иудее я уверен совершенно и могу развернуть определенное доказательство, относительно России - предположение, которое вытекает из самого хода истории и ее нынешнего поворота. Предположение, которое для автора является аксиомой, не требующей доказательств (хотя доказательства, конечно же, будут приведены), но для других это всего лишь предположение. Но давайте развернем таблицу полностью и начнем ее доказывать, проставив на место абстрактных категорий, там, где это мы можем сделать, конкретные.

Человек в природе (Создание в ней своей автономной среды)
Объективный ДУХ - ЕГИПЕТСКАЯ КРАСОТА

(+)
(-)
(=)

Человек в цивилизации (Существование в автономной среде - в сфере)
Субъективный ДУХ - ИУДЕЙСКАЯ ИСТИНА (библейская цивилизация)

(+)
(-)
(=)

Греческая КРАСОТА (философия ЭСТЕТИКИ)
Германская ИСТИНА (Философия ЭТИКИ)
Русское ДОБРО (Философия ЭНЕРГЕТИКИ - "исихазм")

Человек в человечестве (Преображение сферы существования в место ПРЕОБРАЖЕНИЯ, творчества)
Абсолютный ДУХ - РУССКОЕ ДОБРО ("Постбиблейская цивилизация")

(+)
(-)
(=)

Японская КРАСОТА (?)
Китайская ИСТИНА (?)
Американское ДОБРО (?) *


Вот такая выстроилась у автора картина движения всемирной и всемерной истории. К первым двум разделам данной таблицы я еще вернусь. А пока небольшой комментарий про поводу третьей ее части, о "русском добре", "японской красоте" и "китайской истине".

Так называемая "русская идея" имеет два аспекта: отрицательный и синтетический. В отрицательном (идеологическом) контексте - библейской цивилизации - она служит преодолению человеческой розни в общем деле всего человечества (это можно увидеть в иконе или образе Георгия Победоносца, пронзающего копьем дракона как символ всемирного зла), а в синтетическом контексте русское добро (или "идею") выражает удивительная икона Андрея Рублева или образ Троицы, как удивительной гармонии - единства всех любящих и любимых. Поэтому противоречия здесь нет, или, точнее, оно снято (синтезировано).

Ремарка: Чисто философски вышесказанное можно попытаться выразить такими определениями. Русская идея определяется понятием имманентности. Поэтому в отрицательном, во внешнем контексте, имманентное существует внутри трансцендентного, а в синтетическом контексте имманентное включает в себя бывшее трансцендентное, но существуют они на равных, т. е. синтетически. Это и есть чудо, сотворенное Христом, примирение непримиримых противоположностей имманентного и трансцендентного, или внутреннего и внешнего. Поэтому "русское добро" здесь вернее было бы назвать "добром Христа", но это резко бы выпадало из употребляемой здесь автором "национальной" терминологии: египтяне, иудеи, греки, немцы, русские и вдруг Христос. Но эту особенность синтеза, что он всегда имеет личное имя автора, Творца, следует запомнить. Итак, Христос был первым и возглавил новое царство человечества, а Россию можно назвать страной Христа или еще, апостольской. Смотрите главу десятую "Троица и Россия". (12.6.97).


Но новая эпоха на взгляд автора начинается с уникального опыта японцев. Именно их удивительное слияние с природой подходит под определение красоты нового человечества. Нужно выделить два основных фактора: многовековая замкнутость этой страны привела к уникальному ее внутреннему единству, во-вторых, ограниченность ее территории, ее внутренняя духовная и внешняя территориальная замкнутость, создали особое отношение к природе и к земле. Это как бы модель мини-человечества, которое прорвавшись к Космосу первым делом обратится именно к опыту Японии. Можно добавить и третье соображение, японцы пережили, именно вследствие своего особого психологического склада, национальную трагедию - поражение в мировой войне и атомный АПОКАЛИПСИС (бомбардировку городов Хиросима и Нагасаки). И хотя современная Япония многое вкусила от плодов цивилизации, я убежден, что в основе страна Восходящего Солнца сохраняет свои национальные корни и историческую память. Можно поэтому предсказать и влияние японцев на цивилизацию, придание ее (цивилизации) бездушному движению конкретных реальных черт, иными словами, устремление этого неуправляемого индивидуального движения к целям национальным, человеческим, и, следовательно, общечеловеческим. Данная нация как бы обладает мини-планетарным мышлением и весьма характерен тот факт, что именно японцу - Фрэнсису Фукуяме удалось подметить наиболее глубокое современное противоречие - идеологический КОНЕЦ ИСТОРИИ.

Наряду с опытом Японии можно указать как на "-" (абсолютную истину) и на опыт Китая: "китайская истина", что может помочь человечеству в борьбе с перенаселенностью нашей планеты и выживания перед лицом планетарной катастрофы. Одним словом, каждая нация имеет свою национальную идею и идея эта не ущемляет другие нации и народы, а наоборот, помогает осознать свою цель и предназначение в общей семье народов Земли. Для правильного осознания этого нужно было именно увидеть всю историю через призму Троицы и выйти на уровень синтеза - планетарно-космического мышления. Думаю, что вышеизложенная моя гипотеза достаточно убедительна, но вернемся все же к истокам цивилизации - египетской красоте. Как видите, последовательное троичное деление мной сохранено: Красота - Истина - Добро. И, на мой взгляд, оно подтверждено самим ходом Истории, в чем я предлагаю читателю убедиться полностью, т. е. дочитать данный раздел до конца.

Египетская красота. Это уже вызов природе, и тем самым, если хотите, Богу, сотворившему эту природу. Красота есть прямое следствие природы, ее конкретный и непосредственный признак. Красота - зримое явление силы и могущества Творца. Человечество в природе не смело вмешиваться в ход природы, ее Законы и послушно следуя им, имело только одну реакцию - пассивную, приспособления. Но египтяне, а точнее, верховные властелины - фараоны, дерзнули вмешаться в ход природы, круговорота ее ЖИЗНИ и создали свою Красоту (свой ЗАКОН) - КРАСОТУ СМЕРТИ, красоту цивилизации. Сооружение всем египетским народом усыпательницы фараона - ПИРАМИДЫ есть вызов к ЖИЗНИ. БОГУ-ТВОРЦУ. ПРИРОДЕ и построение пространства вне природы - пространства ДУХА, пространства СМЕРТИ, пространства абстрактного - ВРЕМЕНИ. С сооружения пирамиды началось время цивилизации, ибо впервые возник искусственный ЗНАК, принадлежащий человеку. И пусть этот человек был сыном Бога, и даже самим непосредственным земным Богом - сыном Неба Фараоном, все же знак этот был ВНЕ ПРИРОДЫ, вне ее кругооборота всего живого, ВНЕ СРЕДЫ ЖИЗНИ, где все исчезало во всем, чтобы снова возродиться и снова исчезнуть в единственно ЖИВОМ - ТЕЛЕ ПРИРОДЫ - вне истории, вне памяти. Итак, впервые ПОЯВИЛСЯ ЗНАК ПРИНАДЛЕЖАЩИЙ ЧЕЛОВЕКУ И ЧЕЛОВЕКА ВЫРАЖАЮЩИЙ. Все знаки, которые были раньше - имели собой природное основание - ПЛАСТИКУ живой природы и ее созданий: растений, животных, рыб, птиц и т.д. И только ПИРАМИДА была ПЕРВОЙ АБСТРАКЦИЕЙ - вне природы, вне жизни. Египтяне совершили ПРОРЫВ К ВРЕМЕНИ, прорыв к НЕБУ, к КОСМОСУ. Сыны Неба - фараоны искренне верили в легенду своего происхождения, и в ясные звездные ночи их глаза, величайших властителей и потому самых одиноких людей на всей земле, устремлялись в безмолвное НЕБО, ища отклика и ответа. И вызовом к кругообороту ПРИРОДЫ, но мольбой к ВРЕМЕНИ. к преодолению смерти, возникли эти невероятные, и поныне нас поражающие ПИРАМИДЫ.

Человек создал знак и стал жить сознанием внутри этого знака, отгородившись им от БЕССЛЕДНО ПОЖИРАЮЩЕГО ЛЮДЕЙ КРУГОВОРОТА ПРИРОДЫ. Человечество, благодаря человеку-фараону и египетской цивилизации, стало активным. Освободившись от природы человек стал преображать природу, создавая в ней свое собственное пространство. И хотя оно было искусственным, абстрактным, в нем стала жить человеческая МЫСЛЬ (форма, движение). Началось превращение человека естественного (человека как отражение тех или иных свойств и особенностей природы) в человека абстрактного (человека со все более и более пробуждающимся самосознанием), все более и более вторгающегося в природу и разрушающего ее, в ЧЕЛОВЕКА, ИМЕЮЩЕГО ПРАВО НА НАСИЛИЕ (над природой, над собой, над себе подобными).

Ремарка: Именно отсюда возникла идея власти - принуждения людей, права над их жизнью. (23.5.97)


В тяжелых родовых муках миллионы и миллионы поколений людей отвоевывали у природы новое абстрактное пространство - ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЕНИ (и оно же - пространство СМЕРТИ, ибо это абстрактное пространство не обладало самодостаточной живой силой воспроизведения, но в отличие от биологической силы природы обладало искусственной силой иерархической структуры, где каждое последующее звено было связано с предыдущим, т.е. хотя было мертвым, но сохраняло ПАМЯТЬ о первоначале и продолжало его, начатое им движение). Эта, созданная абстрактная Красота, красота, созданная человеческим умом уже ушедшим от природы, но еще сохранившим в основе мышления ее ОБРАЗ, была ВЕЧНА ВО ВРЕМЕНИ, ибо несла в себе ИСТИНУ ПРИРОДЫ. КРАСОТА стала ИСТИНОЙ. Были созданы основополагающие для дальнейшего движения цивилизации вещи, и в том числе даже Троица, троичность логики. Осмелюсь обратить ваше внимание, что ПИРАМИДА фараона есть третья составляющая часть КУБА (КУБ есть ИСТИНА КРАСОТЫ, т. е. КРУГА природы, планеты). Двигаясь из основания пирамиды к ее вершине проведите мысленно линии, обозначающие как бы пирамиду, перевернутую вверх основанием, а потому совместите их навстречу друг другу и вы получите КУБ. Кстати, девять девяток троек есть тот же куб и таким образом, пирамида послужила основанием для ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ОТ ПРИРОДЫ, но такого движения, которое неминуемо должно вернуться обратно, к своему ОСНОВАНИЮ - египетской пирамиде. Таким образом, помимо ДВИЖЕНИЯ пирамида несет в себе и ИНФОРМАЦИЮ, ПОСЛАНИЕ. ДИАЛОГ, направленное сквозь пространство и время к человечеству, состоящему из личностей равных фараону - первой личности вне природы.

Ремарка: Пирамида - это послание фараона к людям будущего, людям, победившим смерть. Послание сквозь ВРЕМЯ, сквозь ИСТОРИЮ. Послание в БЕССМЕРТИЕ. (11.4.97).

 

Так был создан ЗНАК - человечество обозначило себя. Но этот знак обладал могущественной и всесильной властью. Освобождая человека от природы, он не освобождал человека от человека. Люди задыхались под не менее безжалостной властью человека: один человек был богом для остальных и потому богом безжалостным, ибо все остальные люди были средством. История человечества в природе тоже может быть обозначена через Троицу, поэтому я просто приведу движение ЗНАКА в уже знакомой вам таблице, оставляя задачу конкретного заполнения ее на недалекое будущее. Сегодня полностью охватить всю перспективу не берусь, отмечу только три стадии существования знака: знак - слово - символ. Итак.

Египетская КРАСОТА (человек в природе)

(+)

(-)

(=)

(+)
(-)
(=)

1
4
7

2
5
8

3
6
9

Ремарка: Знак как качество есть знак, знак как количество есть слово, знак как мера есть символ, т. е. знак в чувственности, в мышлении, в поведении. Знак в данном случае выступает в качестве единицы, которая произвела двойку и тройку. (13.6.97).


Трансформация знака от конкретного (принадлежащего фараону) до абстрактного (слова) и далее синтетическому (символу), есть совершенно определенная ЭПОХА и в истории она отражена. Но эта история полностью происходит в сфере так названной нами "египетской красоты" и потому не выходит за рамки ЗНАКА КАК КАЧЕСТВА. (Т.е. здесь речь идет о том, что в вышеприведенной таблице зафиксировано самостоятельное существование знака без перехода его в количество (слово) и в меру (символ), т.е. в добиблейский период. Иными словами, это история египетской цивилизации с девятью внутренними этапами ее самостоятельного существования в добиблейский период или, еще, история фараонов). Другой поворотный момент истории ознаменовал переход знака как качества (т.е. единственного и конкретного как пирамиды, как принадлежащего лично фараону) в ЗНАК КАК КОЛИЧЕСТВО. Иными словами, конкретная абстракция ("+-") стала абстракцией абстрактной ("--"), знак перестал выражать только фараона, а стал разнообразным и выражать стал людей (точнее. людей как единство). Здесь мы вступаем в область уже более или менее хорошо известной нам истории. КОЛИЧЕСТВО (люди) произошло от КАЧЕСТВА, иными словами, от фараона.

Этот момент зафиксирован в Библии, и более того, от этого момента произошла сама Библия, ибо знак как количество есть СЛОВО или слова. Исход евреев из Египта и 40-летнее странствие их по пустыне привело к утрате всякой памяти человека о чувственно воспринимаемой природе, и вообще, к утрате чувственной ДОСТОВЕРНОСТИ и обретению достоверности абстрактной, т.е. СЛОВА. т.е. замена ДОСТОВЕРНОСТИ ВНЕШНЕЙ НА ДОСТОВЕРНОСТЬ ВНУТРЕННЮЮ - внутри слова, внутри родственного знака. Евреи в своем сорокатилетнем странствии стали НАРОДОМ-СУБСТАНЦИЕЙ, в отличие от всех других народов, привязанных к земле, конкретных. Все народы жили и существовали в пространстве природы, конкретном, на земле, тогда как евреи уже начали существовать ВНЕ ПРОСТРАНСТВА - ВО ВРЕМЕНИ. Первые

Ремарка: Евреи начали первыми существовать в абстрактном пространстве фараона, пирамиды, знака - пространстве смерти. Т.е. евреи первыми начали существовать в родовом пространстве человечества - цивилизации.(11.4.97)

руководствовались чувством, конкретной мыслью; вторые - абстракцией, мыслью как ФОРМОЙ, лишенной каких-либо конкретных признаков. ЧЕЛОВЕК ЧУВСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ СМЕНИЛСЯ ЧЕЛОВЕКОМ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, человек, руководствующийся внешними побуждениями (страстный) сменился человеком, руководствующимся внутренними побуждениями (бесстрастным), хорошо владеющим собой и способным из страстности первого извлекать ВЫГОДУ. КРАСОТА ВНОВЬСМЕНИЛАСЬ ИСТИНОЙ, знак фараона сменился священными знаками иудейства, из которых позднее возникла Библия. Сотворение Богом человека (Адама) есть сотворение совершенно особого человека - человека абстрактного, руководствующегося в своих действиях мотивами внутренними, неприродными, внутричеловеческими (человек внешний, ТЕЛА - сменился человеком внутренним, ОРГАНИЗМА). ПРОИЗОШЛО НЕ МЕНЕЕ ЭПОХАЛЬНОЕ ОТКРЫТИЕ, НЕЖЕЛИ ОТКРЫТИЕ ПИРАМИДЫ КАК ЗНАКА ВНЕ ПРИРОДЫ. ОДИН-ЕДИНСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ - СЫН БОГА - ФАРАОН СМЕНИЛСЯ ЦЕЛЫМ БОГОИЗБРАННЫМ НАРОДОМ - ИУДЕЯМИ, иными словами, ПЕРВЫЙ ЧЕЛОВЕК - ПЕРВЫМИ ЛЮДЬМИ БУДУЩЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Так возникло СЛОВО как количественное выражение знака, как средство общения и информации, как средство связи человека с человеком, и, главное, слово как знак обладало той самой способностью - проникать сквозь время. Т.е. человек умирает, но голос его живет и звучит для всех читающих этот текст, сколько бы веков или тысячелетий бы ни прошло.

Ремарка: Это и есть передача качества фараоновского знака как несущего информацию сверху вниз до своих подданных: "Я - фараон!", как знака сообщения в свойство слова. Знак стал словом, сохранив способность движения сквозь время, пронесения информации от человека к человеку. (11.4.97).


Абстрактный Бог Израиля получил вследствие своей формальной абстрактности, невидимости, преимущество перед всеми конкретными богами всех других народов. История сохранила случай с одним всесильным римским военачальником, закаленным и суровым воином. который, войдя в еврейский храм, упал в обморок от нервного перенапряжения. Воистину страшен невидимый и потому всесильный Бог Израиля, которого невозможно
ни увидеть, ни почувствовать. И римский воин, привыкший к конкретной и реальной опасности, оказался бессилен перед невидимым и нечувственным. Так началась новая эра в ИСТОРИИ человечества, ЭРА ОБОБЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ПРОСТРАНСТВЕ ФАРАОНА ЧЕРЕЗ ВРЕМЯ ИУДЕЙСТВА. Загадка фараоновской пирамиды поистине удивительна: устремленная вверх в небо она имеет три стадии развертывания (о чем мы уже говорили) - трансформируясь логически в куб. О том, что египтяне предсказывали трехтысячелетнее странствие души, мы уже говорили. Пирамида, воспринятая с одной стороны, образует чистый треугольник (ту же Троицу). Из этого треугольника Пифагор вывел свою знаменитую теорему: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. То есть два одинаковых квадрата образуют третью часть куба, т.е. двух из шести его плоскостей (сторон). Наконец, пирамида, изображенная мысленно вверх основанием (что напоминает песочные часы) синтезируясь с нижней создает МАГЕНДАВИД - шестиконечную звезду царя Давида, национальный знак евреев. Это и есть то, что мы назвали субъективным духом - нашей цивилизацией, в которой мы с вами, дорогой читатель, имеем честь проживать в сие время. Ее суть - ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ ОТКАЗ ОТ ПРИРОДЫ (недоверие к природе, к своему телу, и даже к людям вне своей сферы - народу и личностям). Эту цивилизацию можно также назвать ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ СМЕРТИ - ибо она существует внутри фараоновской пирамиды как первопричины, также ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ ПРИЧИННОСТИ, ЛОГИКИ, ИСТОРИИ. Но давайте будем ее называть цивилизацией ИДЕОЛОГИИ (т.е. СЛОВА). Это великая цивилизация, ибо она объединяет все человечество в единое целое, в общей деятельности, в общем устремлении КАК РОД, но происходит это жестокой ценой ЧЕРЕЗ ПРИБЛИЖЕНИЕ К СМЕРТИ как вследствие ОТКАЗА ОТ ПРИРОДЫ. Отказ от конкретного и замена его абстрактным дорого обошлось человечеству, ибо восприятие человека стало происходить через посредство обобщения, что сильно ударило по народу и ЛИЧНОСТЯМ. Осознание людьми истинной величины личностей происходило после их смерти, и потому в основании почти каждой мировой религии лежит СЛОВО - книга, сборник святых заповедей. Таковы Библия - самая первая книга, таковы Новый завет, Коран. Иными словами, это восприятие через КОЛИЧЕСТВО. Мы уже говорили о мысли ВИДЯЩЕЙ, но не имеющей движения, и о мысли, имеющей движение, но уже не видящей. Так и здесь: вместо человека ВИДЯЩЕГО, НО НЕ МЫСЛЯЩЕГО, появился ЧЕЛОВЕК МЫСЛЯЩИЙ, НО НЕ ВИДЯЩИЙ. Объединение человечества достигнуто слишком дорогой ценой, всеобщим абстрагированием всех людей, гибелью личностей в КОЛИЧЕСТВО, в СЛОВО, хотя и с последующим их увековечиванием. Итак, выразим эту эпоху в таблице:

Библейская цивилизация (Иудейская ИСТИНА)

(+)

(-)

(=)

(+)

Греческая красота

(?)

(?)

(-)

(?)

Германская истина

(?)

(=)

(?)

(?)

Русское добро


Читатель, думается. все еще помнит тройственное развертывание 1-5-9? Иными словами, в отрицательном (идеологическом) существовании человечества, при царстве Слова три момента автор отмечает как принципиально поворотные: греки создали поприще для абстрактной мысли - воспринимали природу, что сформировало философию как ЭСТЕТИКУ. Следующий шаг суждено было сделать германцам - действие в отрицательном пространстве (во времени) есть этика, свобода достигается через НРАВСТВЕННОСТЬ, т. е. полное освобождение человека от каких-либо внешних принуждений (т. е. свобода от количества!).

Но эта свобода от количества (слова) достигается опять же количеством (словом!). Поэтому данный недостаток устраняется действием, философия плавно переходит в религию как форму обобщенного действия (т.е действия, ограниченного формой слова и потому действия, существующего в абстрактном пространстве), и человечество начинает объединяться в единый РОД. Здесь и наступает черед русской идеи - объединения человечества в ОБЩЕЕ ДЕЛО для преодоления библейского проклятия и возвращения к ЖИЗНИ, к ПРИРОДЕ. Преодоление родового кокона как кокона смерти - абстрактного существования человечества в своих внутренних проблемах, разобщающей всех идеологии - и возвращения единого и сознательного человечества к ПРА-МАТЕРИ - ПРИРОДЕ. Это также ЗАМЕНА ЧЕЛОВЕКА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА ЧЕЛОВЕКА СЕРДЦА - ЧЕЛОВЕКА СИНТЕТИЧЕСКОГО.

Таким образом, триаду: природа - цивилизация - человечество можно выразить тремя типами человека: конкретного - абстрактного - синтетического. Когда человечество сделает автоматическое, неуправляемое движение цивилизации управляемым, оно сможет жить в гармонии с природой: не страдая от нее как человек конкретного типа, ни пренебрегая ею как человек абстрактного типа.

Вновь вспомним триаду Аристотеля о душе: растительной - животной - человеческой. Т. е. только после преодоления родового кокона - эгоцентризма ИДЕОЛОГИИ, человек сможет называться поистине человеком, т. е. человеком-Творцом.

Вернемся к изображенной нами выше таблице и уточним, что шесть из пустых ее клеток тоже можно заполнить названиями соответствующих наций, но автор пока не готов к данной работе, хотя безусловно, очевидна роль других стран. Данная таблица сделала главное: она отразила три поворотных момента в ИДЕОЛОГИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Остается ответить на вопрос: как будет развертываться цивилизация будущего - абсолютного духа, которая начинается вслед за библейской, после преодоления родового кокона и победы над смертью. Об японской красоте и китайской истине я уже говорил, об остальных нациях загадывать не буду. Но в смысловом отношении эта триада может выглядеть так:

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (Абсолютный ДУХ) КОНТАКТ(Синтез)

(+)
(-)
(=)

Человечество с природой (Японская красота)
Человечество с планетой
(Китайская истина)
Человечество с Космосом (Богом)
(?*Американское добро)

 

Я думаю, что читатели со мной согласятся, что в таком развертывании Троицы в истории есть совершенно четкий логический смысл. Если да, то обращаю ваше внимание на то обстоятельство, что мы проанализировали только вторую часть Троицы данной в полном развертывании - историю человеческой мысли и сознания: ВНЕ ПРИРОДЫ и ВНЕ КОСМОСА. Поскольку существует левая часть этой триады - долгое развитие человечества как ТЕЛА в природе, поскольку мы выразили вторую часть - развитие человечества самого по себе как ДУХА, как ОРГАНИЗМА (мозга или нервной системы), то существует и третья часть нашей истории - ЧЕЛОВЕЧЕСТВА КАК ДУШИ (т.е. в Космосе).Если абсолютный дух есть уже прорыв к бессмертию, то человечество в КОСМОСЕ есть уже едино с Богом, о котором мне, грешному, из нашего нынешнего времени и помыслить сложно. Единство в Космосе - любовь, гармония души - такова логика Троицы, которая, безусловно, имеет свое право на существование, как наиболее стройная и гармоничная система человеческой ДУШИ. Она есть и этим сказано все.

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

 



Сайт создан в системе uCoz