Глава десятая

ТРОИЦА И РОССИЯ (части 1-4)

"В белом венчике из роз -
Впереди Исус Христос"
Александр БЛОК

"Самосознание Христа как совершенного Бога и совершенного Человека возносит Человека на головокружительную высоту, поднимает
его до Св. Троицы. Через Христа человек делается причастным природе Св. Троицы..."
Николай БЕРДЯЕВ

 

Часть 1. ВЕСЬ ПРОСТОР - НЕБЕСНЫЙ И ЗЕМНОЙ...

Прежде чем приступить к изложению этой, очень важной темы, позволю себе немного лирики. Я уже приводил в предыдущем разделе цитату из вдохновенного стихотворения русского поэта Николая Рубцова, здесь же приведу его целиком. И приведу без комментария, ибо оно говорит само за себя.

Николай РУБЦОВ

ПРИВЕТ, РОССИЯ...

Привет, Россия, - родина моя!
Как под твоей мне сладостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое...

Как будто ветер гнал меня по ней,
По всей земле - по селам и столицам!
Я сильный был, но ветер был сильней,
И я нигде не мог остановиться.

Привет, Россия - родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем...
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!

Как весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославной веял стариной,
И ликовал под ливнями и зноем!..
(1969)

Россия - это особая, своеобразная страна! Не в том смысле, что лучше или хуже других стран, а принципиально особая. Иная. Огромной необъятной равниной раскинулась она в беспредельной дали:

"За снегами, лесами. Степями
Твоего мне не видно лица.
Только страшный простор пред очами,
Непонятная ширь без конца?"
(Александр Блок. "Новая Америка")

Непонятная, таинственная, даже самой себе неведомая, непознанная страна. Пережившая периодические поражающие интервенции Запада, и испытывающая всемерное магнетическое влияние Востока, Россия в то же время ни Запад, ни Восток. Она совершенное, своеобразное иное. Иное, которому нет пока названия, но которое отчетливо, ясно осознается и чувствуется всеми. И вновь сами собой вспоминаются меткие, пророческие, ставшие крылатыми, слова Тютчева:

"Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить
."

Россия - страна особой логики, иного миропонимания, со своей особой неповторимой атмосферой, которую в России создало православие. Россия - это территория души, и это, осмелюсь сказать четко, страна Христа. Страна, которую определило и сформировало не сколько даже учение Христа, а сколько сама его личность.

"Шел господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: "Вишь, какой убогой, -
Знать, от голода качается болезный".

Подошел господь, скрывая скорбь и муку:
"Видно, мол, сердца их не разбудишь...
И сказал старик, протягивая руку:
"На, пожуй... Маленько крепче будешь".
(1914)

Это, удивительно интимное, доверительное стихотворение девятнадцатилетнего Сергея Есенина в то же время очень русское. Православное. Всемирно известное русское качество как душевность, человечность есть отзывчивость, сострадание к другому человеку. Русская культура, христианская по сути, и потому общечеловеческая, является культурой всемирной, способной синтезировать любые национальные явления. Этот факт отмечал еще Федор Михайлович Достоевский в своей знаменитой Пушкинской речи. И именно об этом Сергей Есенин в своем стихотворении, которое я назвал интимным. Ибо это явление любви и жалости, душевного отклика, сочувствия к живущим рядом людям. И даже природу, русскую природу, Есенин воспринимает через душу, т.е. через образ человека, Христа:

"Не ветры осыпают пуши,
Не листопад златит холмы.
С голубизны незримой кущи
Струятся звездные псалмы.

Я вижу - в просиничном плате,
На легкокрылых облаках,
Идет возлюбленная мати
С пречистым сыном на руках.

Она несет для мира снова
Распять воскресшего Христа:
"Ходи, мой сын, живи без крова,
Зорюй и полднюй у куста".

И в каждом страннике убогом
Я вызнавать пойду с тоской,
Не помазуемый ли богом
Стучит берестяной клюкой.

И может быть, пройду я мимо
И не замечу в тайный час,
Что в елях - крылья херувима,
А под пеньком - голодный Спас."
(1914)

В ранних стихах Есенина очень ощутимо, по-русски, явлены религиозные, а, точнее, православные мотивы:

"...Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу."

И весьма характерен тот факт, что уже в ранних стихах Есенина, молоденького парнишки, столь явственна нота печали, сострадания. Не тоски, темной и беспросветной, а именно сокровенной любви, отзывчивости. Русской печали. Христос был распят, но любовь жива, сохраняя не только веру, но и память обо всех ушедших людях. Позволю себе привести и свое стихотворение, посвященное памяти человека, который по-человечески отнесся ко мне, по сути дела, мальчишке, вчерашнему школьнику. Я помню и Алешу Калинина, и других людей, чья бескорыстная помощь и сочувствие помогли мне сделать первые самостоятельные шаги по жизни:

РУССКОЕ...

Алексею Калинину

Есть светлая печаль: мы поминаем павших.
Березы часовых спускают по листку.
О сколько на Земле ушедших и пропавших,
Как в легкий день осенний слетевших по ветру.

Есть светлая печаль, что никогда не гаснет,
Пусть наша жизнь как сон - тревожна и легка,
Но листопад идет, и солнце не угаснет,
А память как печаль: безмолвна и светла!
(22 февраля 1994 г.)

Русская печаль, русская ностальгия!.. Как много в них противоречивого. С одной стороны в собственной стране мы живем неухоженно, сложно, а с другой, русские люди в чужедальней стороне чувствуют себя неуютно, непривычно. С одной стороны, мы отзывчивы к чужой боли, страданию, а с другой, как же все-таки плохо бережем друг друга, сохраняем самих себя и свою страну. Являемся ли мы, русские, нацией? Ответ неоднозначен: и да, и нет. Вобравшая в себя многие народы и народности, Россия все же сохраняет национальную целостность за счет русского языка, синтетической русской культуры. Русский человек - это больше чем человек национальный, замкнутый в своем кругу. Мера Христа, отношение души к душе, человека к человеку сделало Россию больше чем нацией: нацией, несущей в себе общечеловеческое содержание. Православная вера, в отличие от других религий, более ориентирована не на букву, а дух, или даже душу Христа. Не учение Христа, взятое само по себе, а сам Христос, его личность, сострадание к его жертве стало содержанием православия. И именно православие легло в основу столь загадочной русской души и столь творческой синтетической русской культуры. И только сегодня в полной мере раскрывается богатейшее содержание России, когда она выходит на арену мировой истории и привносит совершенно новое миропонимание. Конец истории, конец второго тысячелетия, страшный суд Апокалипсиса - предугаданные, предвиденные, предсказанные, сегодня преображаются новой верой, надеждой на спасение человечества. История не кончается, она будет продолжена, но продолжена полным переворотом в сознании человечества, которое должно объединиться в единый союз. Православие указывает, или более того, уже указало выход, который поможет объединить все религиозные концессии и мировые религии в единую общую семью человечества. Слово "человек" затрагивает каждого живущего на нашей планете человека, в рамках какой бы идеологии он ни мыслил и какой бы религии не придерживался. Замена "эпохи истины", "логики, противостояния" на "эпоху добра", "союза, синтеза" позволяет решить все общечеловеческие проблемы, достигнув планетарного согласия. Решающее слово здесь принадлежит православию - религии души, и историческая роль - России как стране терпимой ко всем религиозным конфессиям и религиям, но именно потому глубоко православной. Стране сделавшей православие своим духовным оружием, оружием синтеза, любви, объединения людей.

Русские не ставили, и до сих пор не ставят себе планетарных задач. Православие - религия негромкой любви, смирения, служения. Но их поставила сегодня сама любовь к Христу, к людям. Христос дал людям свою меру, дал идею взаимного союза, служения друг другу, зажег огонь веры и надежды всемирного человечества, преодоления смерти любовью и творчеством в общем деле. Союз людей, где лидер равен каждому, где преодолена всемирная рознь и логика индивидуальной выгоды, где основой человеческих отношений является взаимная любовь - это и есть ОТКРОВЕНИЕ НОВОГО ЗАВЕТА.

Ремарка: То есть откровение ЛИЧНОСТИ как нового человека - Иисуса Христа, и откровение ОБЩИНЫ, как организации жизни людей на принципе взаимной любви и уважения. Личность - защита общины от идеологии, как духа абстрактного, разобщающего людей, а община - реализация в мире трансцендентном,( т.е. все том же идеологическом), начал новой жизни. (29.7.97.)

Россия - по своему глубинному строю страна общинная, хранящая завет своего Учителя. Своего рода это как бы община, союз апостолов, находящаяся в ожидании ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ ХРИСТА. Страна, где все, сам строй жизни, уклад, мышление пронизано этим ожиданием, этой неистребимой верой в Христа, в его новое пришествие (бессмертие). Эта православная вера, эта, несмотря ни на какие испытания и препятствия, сохраняемая в России вера в людей, любовь, душевность, человечность и есть тот самый неистребимый русский дух. "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!" Святая Русь, православная Русь!

И любовь русских к России, к ее тайне, совмещается с беспощадной трезвостью, суровостью родового мировосприятия, где смертью приходится платить за любовь, но где, также, сама смерть средство для победы над нею, для общего дела, для будущего обновленного союза во имя грядущего царства Божьего во главе с Христом. И потому, на мой взгляд, нет ничего противоречивого в столкновении двух, казалось бы таких разных, выдержек из стихотворений все того же Александра Блока:

"Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю - и за дремотой тайна,
И в тайне - ты почиешь, Русь."
("Русь", 24 сентября 1906 года)

И через восемь лет, теперь уже в сентябре 1914 года:

"...Есть немота - то гул набата,
Заставил заградить уста.
В сердцах восторженных когда-то,
Есть роковая пустота.

И пусть над нашим смертным ложем
Взовьется с криком вороньё,-
Те, кто достойней, боже, боже,
Да узрят царствие твое!"
("Рожденные в года глухие...")

В промежутке между этими двумя поэтическими образами России революция и первая мировая война. Но эта тема - тема любви к Родине и личной смерти была продолжена уже другим русским поэтом в не менее суровом 1942 году, когда Дмитрий Кедрин, почти буквально продолжил Александра Блока, более того, даже взяв эпиграфом строку из его стихотворения:

 

Дмитрий КЕДРИН

"Да, и такой, моя Россия..."
А.Блок

Хочешь знать, что такое Россия -
Наша первая в жизни любовь?
Милый друг! Это ребра косые
Полосатых шлагбаумных столбов.
Это щебет в рябиннике горьком,
Пар от резвых коней на бегу,
Это желтая заячья зорька,
След на сахарном синем снегу.
Это пахарь в портах полотняных,
Пес, что воет в ночи на луну,
Это слезы псковских полонянок,
Поседевших в татарском плену.
Это горькие всхлипы гармоник,
Свет далеких пожаров ночных,
Это - кашка, татарка и донник
На высоких могилах степных.
Это - эхо от песни усталой,
Облаков перелетных тоска,
Это свист за далекой заставой
Да лучина в окне кабака.
Это хлеб в узелке новобранцев,
Это туз, что нашит на плечо,
Это дудка в руке Самозванца,
Это клетка, где жил Пугачев...
Да, страна наша не была раем:
Нас к земле прибивало дождем.
Но когда мы ее потеряем,
Мы милей ничего не найдем!
(18 сентября 1942 года)

Напомню продолжение эпиграфа из стихотворения Блока, взятого Дмитрием Кедриным в качестве эпиграфа: "Да и такой моя Россия, ты всех краев дороже мне."

Любовь к России - это любовь выстраданная, умудренная житейским опытом и тяжелейшими испытаниями. И мы, русские люди, находим именно в России, именно во Христе ту опору, которая составляет смысл жизни и ту веру, которая дает надежду преодолеть грядущий Апокалипсис человечества. Позволю себе закончить этот раздел еще одним стихотворением Блока:

  

" ОСЕННЯЯ ЛЮБОВЬ

(1 часть)

Когда в листве сырой и ржавой
Рябины заалеет гроздь, -
Когда палач рукой костлявой
Вобьет в ладонь последний гвоздь,-

Когда над рябью рек свинцовой,
В сырой и серой высоте,
Пред ликом родины суровой
Я закачаюсь на кресте,-

Тогда - просторно и далеко
Смотрю сквозь кровь предсмертных слез,
И вижу: по реке широкой
Ко мне плывет в челне Христос.

В глазах - такие же надежды,
И то же рубище на нем.
И жалко смотрит из одежды
Ладонь, пробитая гвоздем.

Христос! Родной простор печален!
Изнемогаю на кресте!
И челн твой - будет ли причален
К моей распятой высоте?
(3 октября 1907)"

Думаю, что духовное родство всех процитированных мной в данном разделе поэтических отрывков и стихотворений очевидно, вплоть почти до прямой переклички поэтических образов Есенина и Блока.

Эту тему можно развивать до бесконечности, цитируя почти всю русскую поэзию. Но надо ли? Есть же вещи очевидные, в том числе и такая, как связь между этими понятиями: Христос. Православие. Россия.

"Да. страна наша не была раем:
Нас к земле прибивало дождем.
Но когда мы ее потеряем,
Мы милей ничего не найдем!"

 



Сайт создан в системе uCoz