Глава десятая

ТРОИЦА И РОССИЯ (части 1-4)

 

Часть 3. ПРОРОКИ И АПОСТОЛЫ
(ОБЩЕСТВО И НАРОД, ИЗРАИЛЬ И РОССИЯ)

"...отвержение Христа есть еврейское отвержение. ...без еврейства христианство было бы невозможно и невозможна была бы христианская история. Без еврейства, не принявшего тайны Голгофы, не было бы Голгофы."
Николай Бердяев
("Смысл истории". М. "Мысль", 1990, с.82)

"Нет вражды вечной, устранение же вражды временной составляет нашу задачу."
Николай Федоров
(Сочинения. М. "Мысль", 1982, с.332)

Итак, еще раз подытожим полученный итог. Троичное рассмотрение истории в плане основополагающих, поворотных идей человечества, дало три принципиальные идеи:

Идею власти - объединение по качеству, на основе владения материей (Принцип красоты, силы);

Идею общества (закона) - объединение по количеству, на основе отказа от материи, движения (принцип истины);

Идею народа - объединение на основе синтеза материи и движения как меры качества и количества, т.е. на основе личности.

Еще раз:

Сила (+) - на основе ПРИНУЖДЕНИЯ (т.е. физического);

Закон (-) - на основе УБЕЖДЕНИЯ (т.е. интеллектуального);

Личность (=) - на основе СЛУЖЕНИЯ (т.е. сердечного).

Т.е. принуждение людей силой, убеждение людей истиной и, наконец, служение личности людям. Таковы три поворотные идеи в истории человеческой мысли. (Читатели, желающие освежить в памяти логику и смысл этих поворотных моментов, могут вновь ознакомиться с разделами "8. Троица историческая" и "9. Троица как метод").

Идея всемирной власти возникла в Египте и зафиксирована в вечном КОНКРЕТНОМ знаке - пирамиде фараона. Идея всемирного общества, как людей, находящихся в вечном движении, возникла при исходе иудеев из Египта, из безжалостной власти фараона и зафиксирована в не менее вечном АБСТРАКТНОМ знаке - СЛОВЕ Библии, как не имеющем ни конкретного основания, ни личного автора, а внушенном с небес, свыше самим Богом. И, наконец, идея всемирного народа - общины апостолов, объединенных ЛИЧНОСТЬЮ, возникла из жизни Христа и его Голгофы и последующего его чудесного воскрешения, зафиксирована в СИНТЕТИЧЕСКОМ знаке - символе Христа и евангелиях, по разному, с четырех сторон фиксирующих жизнь Иисуса.

Конкретный знак (зримый, материальный) - египетская Пирамида -воздействие на чувственную систему человека, подавление его чувства материальной силой своей мощи;

Абстрактный знак (незримый голос Бога) - слово иудейской Библии - воздействие на интеллектуальную систему человека, убеждение его силой логики всей библейской Истории;

Синтетический знак (искупительная жертва Христа как сочетающая силу видимости и убедительности новой логики - воскрешения) - призыв к поведенческой системе человека самим фактом (поступком).

Все эти три поворотные идеи являются ВСЕМИРНЫМИ И ВСЕМЕРНЫМИ, т.е. принадлежат ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ, а не только египтянам, иудеям или русским. Можно сказать и так, что:

Идея власти - это ЖИЗНЬ человечества,

Идея общества - его СМЕРТЬ,

а Идея народа - его БЕССМЕРТИЕ.

Это, также, три стадии всемирного человечества: существования в природе (чувствования), мышления в цивилизации (движения в условном пространстве, сфере, во времени) и, наконец, действия в человечестве (творчество, синтез, возрождение). Все три стадии следует воспринимать и самостоятельно, в отдельности, и вместе как ЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС человечества - единое движение его ДУХА как, соответственно, объективного, субъективного и абсолютного.

Поэтому, при подобном взгляде на историю оказывается, что людям незачем и не из-за чего враждовать, все перемены исторически обусловлены и вражда людей есть близорукость, недальновидность, ограниченность кругозора. Все проблемы можно решить синтетически, то есть творчески, найдя компромисс, устраивающий любые две и более сторон.

Года четыре назад, в 1993 году, я написал стихотворение "Земная печаль", в ходе которого поставил вопрос и обратился за его разрешением к Библии. Хотя полученный ответ меня не удовлетворил - он оказался весьма характерен. Но, впрочем, пусть читатель судит сам:

ЗЕМНАЯ ПЕЧАЛЬ

Уже написан был Апокалипсис...
И мир рождённый должен был погибнуть,
И уж давно Адам ушёл из Рая,
И был распят Иисус на кресте.

Мир словно вещь ненужная исчезнет,
Мир растворится в прах, небытие.
Из ничего, из праха, что воскреснет?
И для чего же имя мне моё?

Мир словно сон под бледною луною.
Мир словно яркий солнечный закат.
Мир как туман, погасший надо мною,
Мир предо мной ни в чем не виноват.

И я прошёл, прошёл сквозь эти годы,
Свою судьбу предвидя в толще лет.
Как надо мной сдвигались неба своды,
И раздвигал их солнечный рассвет.

И вот сегодня: сон ли это явью -
Грусть как веков пришедший долгий груз...
Туман - туман развеется печалью
И в небе вновь проляжет Млечный Путь.

К чему вопросы? Ведь ясна дорога,
Земля легла пред нами как звезда,
И ты идёшь, и славишь сердцем Бога
За то, что жизнь была... Всегда была...

Уже написан был Апокалипсис...
И мир рождённый должен был погибнуть.
И уж давно Адам ушел из Рая,
И был распят Иисус на кресте.

Мир словно вещь ненужная исчезнет,
Мир растворится в прах, небытие,
Из ничего, из праха что воскреснет?
И для чего же имя мне моё?

Ответ Иоанна Богослова (22,11):
"Неправедный пусть еще делает неправду;
Нечистый пусть еще сквернится;
Праведный да творит правду ещё,
И святый да освящается ещё".

Самая последняя глава Откровения Иоанна Богослова, завершающая мудрость НОВОГО ЗАВЕТА указала на решающее разделение людей на два мира, на два всемирных лагеря: на признающих Иисуса как Бога, как человека, указавшего выход из мира СМЕРТИ, и не признающих ЧЕЛОВЕКА, не признающих Иисуса Христа, и потому устремленных к абстрактной Истине, к автоматическому движению, которое окончательно разрушает, исчерпывает Землю как источник энергии для жизни и в своем последнем судорожном рывке устремляется в Космос, навстречу СМЕРТИ.

Этот момент решающего разделения человечества в нашей таблице категорий можно назвать моментом перехода субъективного духа в дух абсолютный, который совершается посредством синтеза объективного духа с субъективным. Иными словами, мысль НЕЗРИМАЯ встречается с мыслью ЗРИМОЙ и происходит синтез в новое качество: зримая мысль обретает движение, а незримая мысль обретает материю. Возникает ЕДИНСТВО, т.е. абсолютность МАТЕРИИ И ДУХА В ЛИЧНОСТИ (ТЕЛА И ОРГАНИЗМА В ЧЕЛОВЕКЕ).

Тогда, в 1993 году, меня не устроила сама логика противопоставления одной группы людей другой - та же двоичность мысли, та же претензия на абсолютную истину, то же противопоставление слова слову, истину истине. Да, Иоанн Богослов прав, истина во Христе, в человеке, но можно ли объявлять неправыми тех, кто не видит эту истину или не согласен с ней, и тем самым доводит мир до Апокалипсиса, до взрыва, до силового разрешения, до новых человеческих жертв? Убеждение рождает только новое убеждение, истина может породить только новую истину, объявление неправого человека неправым рождает только новую неправоту (истину). Истина Христа убеждает не логикой, не доказательствами, а самой очевидностью ЧУДА. И чудо это - СОЮЗ ЛЮДЕЙ, творческий союз людей, объединенных единой радостью, любовью, доверием, творчеством. Это чудо - ОБЩИНА. ЦЕРКОВЬ ХРИСТА, АПОСТОЛОВ, творящих мир, радость и любовь. И метод христовой церкви не претензия на истину и противопоставление ее всем другим истинам, не идеологическая борьба и противостояние, а ДЕЯНИЕ, ДЕЛАНИЕ ДОБРА, ТВОРЕНИЕ. Но деяние не слепое, а творческое, созидающее, решающее все мировые проблемы путем СИНТЕЗА. НЕ ОТРИЦАНИЕ ЗЛА, А ЕГО ПРЕОБРАЖЕНИЕ! ДОБРО - ЭТО НЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ЗЛУ, А ЕГО ПРЕОБРАЖЕНИЕ! Это отказ от логики противостояния: которая считает зло злом, а добро добром и утверждение логики синтеза, которая считает зло неузнанной разновидностью добра, его неразвернутым состоянием.

Ремарка: В этом смысле, зло есть стремление к контакту, происходящее в несвободной форме. Стремление вследствие сильной внутренней боли возвестить миру о страдании человека или группы людей в идеологическом (моровом, мертвом для живой человеческой души) пространстве. Но когда страдают все, у всех своя боль и кто-то лучше других притерпелся, приспособился к этой боли, заморозил в себе живую человеческую душу, такая попытка есть нарушение ЗАКОНА ВЕЛИКОГО ТЕРПЕНИЯ и сурово наказывается обществом БЕГУЩИХ ОТ БОЛИ. И только ЛИЧНОСТЬ способна подняться над собственными страданиями и согреть людей, взять на себя ответственность за их спасение, т.е. установить с людьми ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КОНТАКТ, ПОНЯТЬ ИХ и тем самым СОВЕРШИТЬ ЧУДО ПРЕОБРАЖЕНИЯ ЗЛА В ДОБРО. (1.8.97.)

Зло - проявление человеческой слабости, а слаб сегодня весь человеческий мир Закона, и добро должно помочь человеческой душе, практически любой человеческой душе, перейти от этого тяжелейшего для самого человека состояния индивидуальной разобщенности с людьми к состоянию радостному - творчеству, любви. От зла страдает прежде всего сам носитель зла. И в мире человеческом зло есть результат неразвитости человечества, несение на себе каиновой печати братоубийства.

Ремарка: Зло - это вещь, которая находится не на своем месте. (21.7.97)

Первый человек на Земле, библейский человек - Адам, есть человек искусственный. Он не рожден от матери природы, а создан ОТЦОМ, сотворен, слеплен, сконструирован, сделан. Это человек по образу и подобию которого стала существовать наша ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Адам пришел в мир СОТВОРЕННЫЙ, и сам продолжал создавать его по своим собственным законам, давая посредством СЛОВА названия растениям и животным (миру растительному и миру животному). Адам изначально был задуман как ЦЕНТР мира, как ИСКУССТВЕННЫЙ центр мира и потому НАЧАЛ НОВУЮ ИСТОРИЮ, СВОЮ ИСТОРИЮ. Иными словами, ИСТОРИЮ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ВНЕ ПРИРОДЫ, ВНЕ ЗЕМЛИ или, если точнее, СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НА ЗЕМЛЕ. Уход Адама из Рая был запрограммирован самим фактом его искусственного создания, и по сути дела, по своему повторяет (или отражает) историю ухода иудеев из-под власти фараона. Первый человек, обладающий самосознанием себя на Земле есть фараон, который осознав себя сыном Бога ВЗГЛЯНУЛ НА КОСМОС. Иудеи уже начали существовать в этом искусственном пространстве - во времени СЛОВА. И сегодня, эта зафиксированная в Библии история зарождения человеческого СОЗНАНИЯ исчерпывается, разделив человечество на два лагеря: праведных и неправедных, обострив до предела противостояние Востока и Запада (конкретного и абстрактного), Запада и России (абстрактного и синтетического). Я говорю не о силовом или зримом противостоянии, а об идеологическом, острота которого не всегда осознается отчетливо и конкретно, но которое определяет все современные противоречия. Прежде чем затронуть тему Запада и России, отмечу коренное противоречие Запада и Востока, хотя о последнем (на уровне принципа), я говорю на протяжении почти всей книги, как о столкновении конкретного (качественного) принципа с абстрактным (количественным). Скажем здесь немного по-другому.

Восток до сих пор привержен идее власти, хотя и незаметно покорен Западом, его незримым Богом. Человечество в природе, в богатейших восточных землях привержено идее власти, ибо оно щедро и в избытке одарено плодами и дарами земли и не нуждается в ДВИЖЕНИИ, в поиске пропитания. Восток не знает проблем в питании и пребывает потому в ЧУВСТВЕННОСТИ, ПАССИВНОСТИ МЫШЛЕНИЯ. Идея власти помогает вносить порядок в это многообразие форм и явлений материально богатого мира. Но Запад проник на Восток через ту самую идею власти, внося в многообразие форм и явлений ЕДИНОБОЖИЕ (все того же незримого Бога) как главенствующее начало. Многобожие сумела сохранить может быть только Индия, сохранив тем самым девственность природного начала, но расплачиваясь за эту свою первородность (природность), отсутствием НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ, невыявленности себя в цивилизации.

Ремарка: Здесь сразу вспоминается великий глава индийского народа Махатма Ганди с его стремлением: придать национальной политике Индии черты непротивления злу насилием. Ганди как никто понимал чуждость и опасность для чрезвычайно живой и многообразной Индии западной механической идеологии с ее эталоном искусственного (товарного) производства - Законом. (22.7.97.)

Запад, возникший в местах суровых, лишенных той богатейшей материальной флоры и фауны Востока, обречен был на идею существования в качестве ДВИЖЕНИЯ. (Вспомним, хотя бы места библейские, суровые, по которым Моисей сорок лет водил свой народ). Над этими местами невозможно было властвовать, и в них так очевидна была власть неземного, неприродного начала, что человек здесь не чувствовал себя сыном Природы, щедро одаренным материнским изобилием, а сыном сурового и деспотичного ОТЦА, требующего беспрекословного подчинения. Так возникла идея ОБЩЕСТВА - Закона, принципа нахождения в вечном ДВИЖЕНИИ, порядок в котором поддерживается непреклонным Законом, Законом и еще раз Законом. Т.е. непреклонным движением к цели. (Как ни странно, но движение племени Моисеева по пустыне здесь перекликается с суровой мерной поступью римских легионов, ибо в основе их один и тот же принцип - Закон, принцип движения).

Ремарка: Как не вспомнить здесь древнеримское выражение: "Суров закон, но зато он - закон". (22.7.97.)

Идея власти и идея общества, с одной стороны, разделяют Восток и Запад, а с другой, принцип единобожия указывает на их общность, на первородность иудейства, на первородность БОГА ИЗРАИЛЯ, который есть отец всем религиям и идеологиям, исповедующим принцип СЛОВА, принцип абстрактности, незримости своего начала (можно сказать и принцип отцовства, как противоположный принципу матери - природы).

Человечество, жившее в природе и осознававшее небо не как Космос, а как фон, как часть природы - имело своими богами многочисленные конкретные и богатейшие разнообразные формы. Боги этого человечества были ЗРИМЫ. Человечество, осознавшее себя на Земле, и увидевшее Космос, признало своим Богом Отца, отказавшись от многообразия Матери-природы. Бог стал ЕДИН, но незрим. И Бог этот ИУДЕЙСКИЙ. БОГ ИЗРАИЛЯ, сотворивший Адама, как первого искусственного человека цивилизации.

Сегодня абстрактный принцип почти всюду победил принцип конкретный, Запад восторжествовал над Востоком, но великодушно не травит раны последнего. Иными словами, ИДЕОЛОГИЯ сегодня торжествует во всем мире и почти все нации и народы так или иначе подчинены ЗАКОНУ, признав Библию в качестве основополагающего документа, общечеловеческого договора, признав ЛОГИКУ (целеполагание, движение, закон, выгоду) целью и средством мирового искусственного ПОРЯДКА. Но абстрактный принцип, восторжествовав свою победу над уязвимым конкретным, сегодня все более и более раздражается, наталкиваясь на неочевидное, но непреклонное сопротивление принципа синтетического (или абсолютного), исходящего из казалось, раздавленной, причисленной чуть ли не к странам третьего мира, беззащитной России. Россия являет свой принцип, принцип Христа, мощь его, именно в момент своего исторического поражения. Из развалин бывшего СССР все явственнее и явственнее начинает струиться какое-то незримое свечение, сила и мощь которого явлены в его спокойной и уверенной силе. Дух или Вечный Жид безраздельно перелетающий по всему миру, из страны в страну, со страхом и изумлением глядит на это все усиливающееся свечение, на явление миру не духа, но ДУШИ. Души Христа, свет которой возвещает миру явление нового невиданного ГРАДА - ЦАРСТВА ХРИСТОВА. На обломках града рухнувшего растет, прорастает как трава после пожарища, ГРАД НОВЫЙ, который объединит все человечество - РОССИЯ.

Новое царство прорастает внутри всемирного царства духа, и хотя на уровне людей и стран это противоречие выражается в столкновениях идеологических и даже, скажем так, физических, принципиального противоречия между ними нет, как нет противоречия между двумя сторонами одной медали и самой медалью в целом (я говорю здесь обобщенно, о всех трех принципах).

Принцип абстрактный торжествует над принципом конкретным, но строит свое существование на основе последнего и потому они взаимно зависимы друг от друга и друг другу необходимы. Точно также принцип синтетический (абсолютный) столь же логически вытекает из первых двух и столь же зависит от них и столь же им логически необходим. Это значит, что духу еврейскому необходим Христос, точно также как без евреев не существовал бы и сам ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ. В современном отношении, какое бы принципиальное различие не существовало бы между иудаизмом и православием, обе эти религии взаимно нужны и взаимно дополняют друг друга, точно также как очевидно и взаимное противостояние и необходимость друг другу католицизма и православия. СИНТЕЗ - ЭТО ВЕЯНИЕ ВРЕМЕНИ, ЗНАМЕНИЕ ВРЕМЕНИ, в эпоху которого мы, люди ХХ столетия, начинаем жить.

Итак, самое обостренное идеологическое противоречие сегодня между ДУХОМ иудаизма, распространившего свою власть над всем миром и ДУШОЙ христианского мира - православием, излучающим свой свет из России. Это противоречие можно сформулировать как противоречие между ПРОРОКАМИ И АПОСТОЛАМИ.

Пророки присущи народу находящемуся в движении, народу-субстанции, сорванному с места своего обитания и находящемуся в ДВИЖЕНИИ, в поиске земли обетованной. Материальной опоры это сообщество людей не имеет и потому они стремятся накапливать житейский опыт, как ОПЫТ ДВИЖЕНИЯ, формулируя его в скрижали опыта, в книги, осмысливая, обрабатывая аналитически все препятствия и опыт движения в практические навыки. Пророки - это самые опытные люди сообщества, жрецы, хранящие завет предыдущих жрецов и хранилище опыта - КНИГУ. Вобравшие в себя многовековую мудрость преследований и дорожных мытарств, эти люди принципиально НЕДОВЕРЧИВЫ и профессионально обязаны во всем находить опасность, спасая племя или сообщество от разных соблазнительных, но гибельных мест. Любой материальный объект внимания такими жрецами анализируется, разлагается на части и вновь их влечет дорога, ибо нет и не может быть ОСНОВАНИЯ для спокойствия: все тлен, все опасность и СПОКОЙСТВИЕ ТОЛЬКО В ДОРОГЕ, ТОЛЬКО В ВЕЧНОМ БЕГСТВЕ ИЗ РАЯ. ДОРОГА НЕ ОБМАНЕТ И НЕ ПРЕДАСТ. А если устают старые и опытные жрецы, притупляется их чувство опасности, и находит это усталое и измученное сообщество людей где-то привал и покой, то находятся новые, чуткие и бдительные, вечно тревожные пророки, которые с готовностью подхватывают эстафету недоверия, предостерегают об опасности и снова люди влекомые тревогой нового пророка - нового ЛИДЕРА, срываются с места. Движение это бесконечно, а племя или сообщество, обрастает новыми людьми, оставляет в проходящих селениях свое заразительное чувство тревоги, и новые и новые люди срываются со своих мест, гонимые страхом и бесчувственной усталостью, пока, наконец, это движение изгнанников из Рая не станет планетарным, не утратит последние источники энергии, разрушив все конкретное(всю природу) на своей планете и не устремится в пустоту Космоса, в последнем отчаянном радостном и гибельном прыжке.

Торможение своей чувственной системы этим вечным пребыванием в дороге, этим вечным мышлением создает нового человека - человека нервной системы, всегда напряженного, всегда опасающегося, никогда не расслабляющегося, что иссушивает организм, лишая его живых соков. Рак - поистине библейская кара за это постоянное напряжение и вечный страх, когда организм перестает воспринимать материальную пищу и начинает поедать самого себя.

Вера в незримого и невидимого Бога, такова единственная и последняя надежда такого библейского человека. Вера в то, что этот исход из Рая, из матери-Природы, имеет смысл и что впереди замаячит желанная ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ, что данное сообщество людей ведет только им принадлежащий, их единственный Бог - такая вера неизбежный спутник движения. Но когда это движение становится планетарным, всеобщим, Бог данного сообщества становится Богом всей планеты и потому утрачивается вера в исключительность группы людей и их преимущества перед остальными людьми планеты. И тогда наиболее чуткий пророк осознает смысл автоматического, неуправляемого бегства и пытается на место незримого принципа поставить принцип зримый, объявляет себя вождем сообщества, призывает к строительству града обетованного - инерция мышления, инерция движения, ибо ДВИЖЕНИЕ - ЭТО ЖИЗНЬ приводит к тому, что племя растаптывает этого своего пророка, этого своего МЕССИЮ, своего царя. Но дело сделано: голос погибшего пророка услышан и все больше-больше молодых людей этого племени сообщества начинают осознавать неуправляемость своего движения, взывая к незримому Богу. Но Бог по-прежнему незрим, и тогда племя раскалывается: одни призывают к строительству града обетованного, другие сохраняют веру и завет своих отцов, продолжая движение.

Люди, продолжающие движение - ПРОРОКИ. Их слово принципиально ОТРИЦАТЕЛЬНО - ибо отрицает ОБЪЕКТЫ, но уязвимо при отрицании ЛИЧНОСТИ. Слово пророков всегда говорит об опасности и только об опасности и пророк всегда говорит не сам, а от лица Бога.

Люди, избравшие своим лидером Иисуса Христа, избирают объектом своей ВЕРЫ не сколько Бога, а сколько ЧЕЛОВЕКА, ЛИЧНОСТЬ. ХРИСТОС - ЭТО БОГ служащий людям, но служащий на основе равенства: от человека к человеку, от сердца к сердцу. Такие люди сегодня, т.е. люди, служащие человечеству через конкретных людей - АПОСТОЛЫ. Их вера деятельна, ибо ОНИ, как и Христос, СЛУЖАТ ЛЮДЯМ.

Сутью ПРОРОКОВ является мышление: анализ, анализ, бесконечный анализ при бесконечном движении. Мысль не может остановиться, как не может остановиться и движение, остановка мышления есть закоснение опыта, которое неизбежно приводит к утрате чувства дороги. (Создался порочный круг, когда дорога вызывает мышление, мышление вызывает дорогу). Острота же восприятия может быть сохранена только при постоянном напряжении нервной системы - вечном страхе, вечном бегстве-движении. АПОСТОЛЫ же приходят к людям, оседают в определенном месте, создают общину и начинают строить град обетованный, заниматься ХОЗЯЙСТВОМ, строительством, созиданием, творчеством. СУТЬЮ АПОСТОЛОВ является ДЕЙСТВИЕ, они творят и творят ЧУДО, являя усталым и измученным людям ЧУДО СОЗИДАНИЯ СВОЕЙ ЖИЗНИ, САМИХ СЕБЯ. Не беспечного потребления даров ПРИРОДЫ, и не напряженного приспособления к ЗАКОНУ ЦИВИЛИЗАЦИИ, а созидание нового ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Человек на Востоке (человек власти) занят потреблением богатства произведенного природой. Он по сути дела ничего не производит, а только обрабатывает богатства природы, делая их удобными для потребления, строя для себя сооружения долговечные и капитальные, рассчитанные на долговременное потребление в этом райском уголке.

Человек Запада (человек общества), находящийся в движении, уже начинает конструировать, создавать для себя те или иные приспособления, облегчающие ему движение и жизнь в походных условиях. Но он не заботится о сохранности вещей, и принципиально не создает ничего ДОЛГОВЕЧНОГО - ибо движение, с одной стороны, ограничивает долговременность вещей (все временно и все преходяще!), а с другой - новизна мест и условий требует все новых навыков, нового приспособления. Ускорение скорости движения приводит к измельчанию и разнообразию продуктов, что создает искусственные отходы и губит саму природу, не успевающую естественным образом реагировать на эту быстро движущуюся искусственную жизнь.

Человек синтетический (человек народа) как закончивший это вечное движение-бегство оседает в определенном месте и чувствуя себя хозяином этого места Земли начинает его обустраивать, занимаясь ХОЗЯЙСТВОМ. Он не приспособленец-потребитель как человек природы, и не потребитель-приспособленец как человек цивилизации. Избравший своим ведущим принципом не силу, и не закон, а личность, такой человек спокойно и творчески строит свою жизнь, уподобляясь в этом самому Богу. Чувство равенства, уважения и доверия внутри общины является гарантом того, что данный человек может спокойно заниматься своим строительством, не пав жертвой чувственного потребления власти или принудительной повинности закона. Это и есть общинная жизнь, как апостольская по сути своей организации, где апостол есть лидер-слуга людей, помогающий им своим служением. Такой лидер сочетает в себе функции власти и закона, но из его сердца исходит любовь.

Итак, апостол - это личность, человек служащий людям, тогда как пророк - лидер, уводящий людей от опасности. Пророк ведет людей, апостол помогает им строить свою жизнь. Пророк верит в незримого Бога, апостол в искупительную жертву Иисуса Христа и потому в ЧЕЛОВЕКА. И потому заключительный вывод: нет принципиального противоречия (и это притом, что принципиальное противоречие налицо) между ПРОРОКАМИ И АПОСТОЛАМИ. Первые - это люди до Христа, вторые - после чуда явления Христа. Людей же, понимающих суть искупительной жертвы Христа и не признающих ни его, ни эту жертву я ПРОРОКАМИ назвать не могу, ибо СЛОВО ИХ УЖЕ НЕ ИМЕЕТ СИЛЫ. Люди, продолжающие мыслить разобщающе, когда эпоха властно требует ДЕЙСТВИЯ, синтеза, объединения всех людей, обречены на отход от ИСТОРИИ и даже на отрицание этой новой Истории, как Истории нового действия человечества, преображающего грядущий Апокалипсис.

Итак, русским (как апостольской стране) незачем отвергать иудеев (страну пророков), но для Израиля отношение к России будет ключевым вопросом своей РЕАЛЬНОСТИ современной жизни, где водоразделом станет вдруг подступившая из древности к нашим дням фигура Спасителя на кресте.

Итак, Христос разделяет пророков и апостолов, но соединяет их, и весь мир тем, что тело на кресте оказывается телом ЧЕЛОВЕКА.



Сайт создан в системе uCoz