Запись 14. О ЧЕМ СКАЗАЛИ ЭКСПЕРТЫ? (PF).

Вновь решил вернуться к теме, затронутой мной в записи девятой "О чем не сказали эксперты?": обозрению ответов экспертов на анкету "Независимой газеты" в канун нового тысячелетия. Вернуться для того, чтобы обозреть те же самые ответы тех же самых экспертов под новым углом зрения: в отличие от того, о чем они не сказали, да и не могли сказать в силу своего метода мышления - идеально-абстрактного, обратить на сей раз внимание на то, что они сказали. Здесь необходимо немного уточнить понятия.

На мой взгляд (подобные столь четко и лаконично сформулированные взгляды мне неизвестны) существует всего два типа мышления, отражающие две формы родового сознания - восточный и западный. В основе первого - захват материи (утверждение природы), в основе второго - отказ от материи (отрицание природы). Это суть: одно и то же сознание, решающее две разные задачи: взгляд назад в начало движения своего сознания, страх оторваться от родных корней, и взгляд вперед, сознание порвавшее со своим прошлым и решительно (отчаянно!) рванувшееся вперед… В основе первого сознания - принцип конкретности истины (материальность), в основе второго -принцип идеальности истины (духовность, т.е. отказ от какой-либо материальности). В этом плане можно уточнить, что Восток - основоположник естественно-научного подхода к изучению жизни (в основе которого - формальная логика Аристотеля), а Запад - изобретатель математического (идеального) подхода к жизни (настоящее развитие которому дала диалектическая логика Гегеля). Таким образом, логика ОСНОВАНИЯ (начала) и логика СЛЕДСТВИЯ (конца)… Соответственно, из всего вышесказанного очевидны достоинства и недостатки этих двух методов мышления: первое твердо стоит на земле, но в тоже время боится от нее оторваться, второе - уверенно мыслит, хорошо ориентируется в сложных вопросах, но лишено основания и принципиально боится конкретности… Одним словом, перед нами две крайности: восточная и западная… Но мы-то с вами находимся в России!

Итак, принципиально (то есть рассуждая строго философски) перед человечеством всего на сегодняшний день - две формы родового сознания: чувственная и интеллектуальная… Две формы мышления: конкретное и абстрактное… Два взгляда на историю и теорию, и соответственно, на жизнь и на подход к жизни…

Именно эти два подхода - конкретный и абстрактный - жестко и непримиримо столкнулись сегодня в России… Восточное сознание раскручивает в России центростремительные тенденции, заставляя людей России в час серьезных испытаний объединяться в единое сообщество и государство, а западное сознание призывает к внутренней активности людей, пробуждению их самосознания в качестве индивидов, что раскручивает тенденции противоположные - центробежные, разрушая тем самым единство людей и государства… В мышлении (то есть в восприятии действительности и ее анализе и соответственно выработке практических решений) это проявляется в том, что конкретное мышление (эта задача в основном стоит перед властью), обращает внимание на внутренние ресурсы страны и государство как бы замыкается, сосредоточивается, аккумулируется, чтобы собравшись с силами стремительным броском выйти из ситуации - это и есть конкретное управление; и наоборот - абстрактное мышление как бы отрицает внутренние ресурсы (признает своего рода поражение), отказывается от опоры на свои внутренние силы и обращается к внешним условиям и начинает к ним приспосабливаться, чтобы просто элементарно выжить, взяв то, что можно взять в существующей ситуации… Это противостояние также очевидно в нынешней России как противостояние между ура-патриотами (националистами) и экономистами (западниками)…

При первом обозрении мнения экспертов, которые почти все принадлежат к интеллектуальному сословию, то есть сословию идеалистов, я отметил, что коренной изъян абстрактного мышления не преодолен - эксперты настроены чрезвычайно благодушно, не видят в России необычайной остроты социального кризиса и полагают, (все как один!), что у России есть на реформы еще 10 лет спокойной и прогнозируемой жизни… В нынешнем обозрении я ставлю совсем иную задачу - сформулировать общую для этих экспертов (несмотря на разность их идеологических взглядов) - абстрактную ДОГМУ (иллюзию), то есть то, к чему нас ведет российская интеллигенция…

Напомню, что всего мы имели дело с двенадцатью экспертами… Если при первом обозрении я анализируя различие их взглядов, обозначил сходство (общность) интеллектуальной позиции, то ныне анализируя сходство взглядов, я ставлю задачу выявить различие - то есть развернуть общую ПРОБЛЕМУ изнутри в развитии точек зрения. Дело в том, что каждый специалист-профессионал имеет на своем вооружении догму (идею, кочку зрения), через которую и преломляет окружающий мир и происходящие в нем события. Столкновение этой догмы (идеи, лишенной конкретности - своего рода идеального шаблона) с реальностью высекает ПРОБЛЕМУ - то есть угол зрения на реальность: несоответствия ЖИЗНИ этой идеальной мерке… То есть каждый специалист ставит ПРОБЛЕМУ и это особенность абстрактного метода метода мышления… Поэтому абстрактное мышление, давая огромный информационный материал о реальности, тем не менее не может ничего изменить в жизни… Поскольку абстрактное мышление (осознание СВОЕГО собственного движения) имеет западную природу (отрицание материальности, конкретности), то это значит, что проблемы России нашими экспертами воспринимаются сквозь призму ЗАПАДА… И эту задачу: сформулировать видение России Западом (в ответах экспертов) я ставлю перед этим обозрением. Итак, начнем пожалуй…

В той, девятой записи, я разделил экспертов на три группы со системе: 5+3+3+1, где "вратарем" оказался Алексей Салмин, сумевший наиболее близко подойти к реальной жизни. Здесь сохраняя прежнюю "расстановку игроков", позволю себе дать обобщенные характеристики группам.

Первая группа - идеальные западники (Шевцова, Бунин, Никонов, Клямкин, Третьяков), стремящиеся к четкому, точному и потому формальному мышлению, как бы они хорошо ни относились к России - суть их мышления - ОТРИЦАНИЕ. Чем более такой эксперт стремится ПОНЯТЬ РОССИЮ (предупреждал же Тютчев, что "умом Россию не понять"!) с помощью идеальных (математических или логических) форм мышления, тем более он видит НЕДОСТАТКИ России (несоответствие идеальным формам),тем жестче и принципиальнее он в своей позиции, не останавливаясь даже в решимости произвести над Россией хирургическую операцию. Неспособность видеть конкретику приводит к тому, что когда эта самая конкретика все более реальнее вторгается в его умозрительные схемы, тем неуклоннее и тверже его решимость довести свое дело до конца, не останавливаясь даже перед прямым физическим насилием - нечто подобное мы наблюдаем сегодня, когда внешне мягкий и интеллигентный главный редактор НТВ Евгений Киселев, в своей непримиримости затвержевает прямо на глазах, вызывая прямую оторопопь даже у ближайших соратников (например, у Леонида Парфенова, который как известно вышел из состава руководства НТВ).

Вторая группа - эксперты, которые чувственно тяготеют к России, к ее утверждению, но их мышление заставляет жестко делать нелицеприятные для нее выводы (Рыжков, Урнов, Марков). Они и рады бы пособить стране, но Россия поступает неправильно и ее надо поправить.

Третья группа - эксперты, которые по тем или иным причинам, не согласны с идеализмом и потому оказываются между конкретикой и абстракциями (Кара-Мурза, Мигранян, Ципко), туда же можно отнести Салмина, который не преодолел присущей экспертам идеальности мышления, но все же сумел каким-то парадоксальным образом (видимо, паралогичным) хотя бы мельком увидеть живую реальность.

Итак, первая группа (почти что прокуроры) отрицает конкретику России и по их мнению основная ее проблема в том, что она стоит на месте, не движется, не набирает скорость, бесцельно тратит время; вторая группа - своего рода адвокаты России, они говорят о ее проблемах, о ее особенностях, так Марков вообще поднимается до чуть ли не ОСОБОГО пути России, но в целом они согласны с прокуратурой (обвинением) - Россия ОТСТАЕТ… Третья группа - те, кто отмечает, что не все гладко с западным путем и в принципе готовых ответов нет. Они видят, что России в традиционном смысле места нет ни на Западе, ни на Востоке, но коварный Запад (вездесущий Вельзевул) проявляется в них в том, что они не видят России. И только Салмину удалось как говорится, "приподнять веки" абстракции (Почти как в гоголевском "Вие": "Подымите мне веки - не вижу!"…).

Посмотрим динамику развертывания проблем внутри групп.

Идеалисты (обвинение) об основной проблеме России:
Шевцова
- "Всевластие лидера - это и есть основная проблема нынешней власти";
Бунин - "…выбор дальнейшего пути политического развития" при "…соответствии политики власти запросам общества";
Никонов
- "Авторитаризма… уже не получится… Полноценной демократии тоже не будет……нужна частная собственность на землю";
Клямкин
- "…речь идет о принципах и правилах игры, в соответствии с которыми действует государственная власть и соблюдение которых она обеспечивает";
Третьяков - "Сделать процесс становления гражданского общества в России необратимым, не принеся его в жертву экономической модернизации страны".

Можно много и долго спорить о формулировках, тем более, что я не претендую на абсолютность приведенных определений. Моя задача - выбрать фразы наиболее точно (по-моему мнению) выражающие позицию эксперта и дать их сопоставление в динамике. Итак, мы имеем: предельно крайнюю позицию западников (Шевцова) - обвинение России предъявлено: в ней обнаружено восточное начало (принцип власти и ее всевластие), то есть зафиксировано, что Россия - это НЕ ЗАПАД, ибо на Западе власть поставлена на службу ЗАКОНУ (обществу). Именно об этом говорит следующий эксперт (Бунин): власть действует не в интересах общества (то есть необходимо заменить центростремительную тенденцию центробежной); третий эксперт (Никонов), подытоживая отставание России (ни авторитаризм, ни демокоратия уже невозможны), указывает на средство экономического возрождения (частная собственность на землю), следующий эксперт (Клямкин) ведет речь о правилах игры (по которым, вероятно, будет продаваться земля), а завершающий идеалист (им оказался Третьяков), фиксирует чисто русскую особенность идеализма: экономически мы уже не поднимемся, но нам нужно становление гражданского общества в России. То есть (подытожу все позиции): власть действует ошибочно, не в интересах общества, нужно поскорее принять частную собственность на землю, соблюдать правила и начать в России становление гражданского общества. Иными словами, надо распродавать последнее, что у России осталось - землю, чтобы русское общество стало гражданским (всемирным). Поэтому заключительной точкой программы Третьякова является требование "депопуляции": то есть жесткости власти по отношению к населению, которое окажется несогласно со "становлением" гражданского общества в России.

Посмотрим, что нам даст сопоставление проблем, поставленных "адвокатами" России, которые согласны с обвинением, но надеются на смягчение ее участи:

Рыжков (чуть не плача) - "У власти нет ясной стратегии повышения общей конкурентоспособности России…";
Урнов (с надеждой сквозь слезы): "…единой мощной команды у президента пока нет… …успеет ли он сформировать сильную и единую команду";
Марков (со словами "Сами мы не местные"): "Россия должна стать Европой, но сохранить русскую душу".

Хор адвокатов убедителен и выразителен. Рыжков отмечает, что нам нечего противопоставить западной идеологии: "Земля наша велика и уже не обильна, а порядка в ней как не было и так нет", т.е. конкуренции с Западом нам не выдержать. Урнов надеется на команду единомышленников нашего президента, которая очень напоминает прежнюю коммунистическую партию. Разница только в том, что сегодня нужна экономическая деятельность и таким образом, выходит что единая команда - это группа одинаково (то есть экономически или идеально) мыслящих управленцев. То есть насилие над жизнью должно осуществляться в массовом масштабе и одновременно. Совершенно западный почерк очень хорошо нам знакомый по советской практике. Марков рассчитывает, что Россия все-таки войдет в Европу, а поскольку ей нечего с собой привзносить, то следовательно, адвокатская команда тоже рассчитывает на последнее средство России, которое может быть заложено в западном ломбарде - землю. То есть речь снова идет о земле и гражданском обществе. Упаси нас, боже, от таких адвокатов-защитников.

А что скажут судьи, то есть те, кто стоит вне позиций прокурорского обвинения и адвокатской защиты России? Какие проблемы России видны взгляду судейских:

Кара-Мурза - "Соединив безответственность власти с безответственностью демократии, власть утратила оба механизма легитимации";
Мигранян
- "Без адекватного механизма власти невозможно решить ничего";
Ципко - "…чем быстрее наступление на идеологических и политических фронтах, тем острее проблема экономического и социального тыла".

Судейский взгляд снова приводит нас к проблеме гражданского общества и продаже российской земли иностранцам. В самом деле: Кара-Мурза фиксирует идеологический тупик власти (утрачены оба механизма легитимации), Мигранян надеется на некий механизм, который так родственен правилам игры (о которых говорил прокурор Клямкин) и единой команде управленцев (на которых с надеждой уповал адвокат Урнов), а Ципко возвращает нас к экономике, подытоживая, что центростремительная деятельность власти утыкает ее во все те же экономические проблемы, то есть приводит к центробежности. Диалектика!

Последняя надежда осталась на единственного свидетеля (да и тот чуть ли не Вий):

Салмин- "Проблемы власти и проблемы страны - не одно и то же. Бесчисленные проблемы страны становятся проблемами власти в той мере, в какой от их решения или от неспособности их решить зависит судьба самой власти…"

Да, Салмин сумел, хотя бы на мгновение, вырваться из заколдованного круга абстракций, общественных понятий и увидеть иное измерение происходящих в России событий - социальное. Власть у нас является общественной, она защищает интересы определенного слоя населения - городского, в основе которого экономическое существование в замкнутом пространстве города. Запад - это громадный мегаполис мегаполисов - городское пространство, в котором объединены целые страны и континенты. Поэтому Восток как сельская цивилизация органически не вписывается в это механическое внутреннее существование, в основе которого идеально-механический принцип - ДЕНЕЖНАЯ ЕДИНИЦА. Доллар (рубль, фунт стерлингов, пиастр, иена) все это - не существующий идеал, следствие общественного договора. Поэтому наша российская интеллигенция никак не может вырваться из плена абстрактного мышления и увидеть реальную жизнь реальных людей и реальные проблемы. Именно поэтому добросовестное мышление специалистов-экспертов, на какой бы идеальной точке зрения они ни стояли, а также точка зрения экспертов президентской команды, а то и самого президента, неизбежно приводит (и не может не привести!) все к тому же тупику мысли - денежному измерению, оно же - количественное, оно же - абстрактное, оно же - идеальное, оно же - западное: У РОССИИ НЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БУДУЩЕГО… Поэтому мы должны закладывать в ломбард землю (последнее, что у нас осталось и имеющее хоть какую-то экономическую ценность) и развивать в России новое поколение экономически мыслящих людей-роботов, механически на калькуляторах подсчитывающих ВЫГОДУ: сколько ГАЕК куплено, сколько ВИНТИКОВ нужно заменить, сколько ШАРИКОВ в голове и в компьютерах нужно поменять, СКОЛЬКО БЕНЗИНА, КЕРОСИНА, а то и СОЛЯРКИ потрачено за истекший месячный период… Это и есть голубая мечта наших западников - ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, состоящее из механических и законопослушных исполнителей, людей-роботов…

Трагедия Запада и наших западников подытоживается одной формулой: ценность полученных данных не может быть выше ценности исходных данных… Если в начале движения истории была АБСТРАКЦИЯ, то на выходе тоже будет абстракция… Если Россия в начало своего прозападного движения кладет РУБЛЬ (пустоту), то это самый рубль она и получит на выходе

Итак, подытожу: идея гражданского общества в России имеет в основе своего существования следующие очевидные вещи (я говорю только о ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ вещах):

1.Кардинальное (или СЛЕПОЕ, то есть абстрактное или западное) отрицание российского исторического опыта (социализма и истории и теории СССР), между тем как на самом Западе социальные тенденции усиливаются и звучат все отчетливее);

2.Реализация идеологии индивидуализма в России и дальнейшее разрушение русского менталитета: идеологии коллективизма и чувства локтя, что получило выражение в идеологии ГРАЖДАНСКОГО общества (то есть идеологии городского населения);

3.Дальнейшая распродажа последнего оставшегося национального достояния России - земли.

Позволю себе эти три пункта сформулировать еще короче.

Итак, в основе ИДЕИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ лежат (как минимум) три непременных условия: 1. Отрицание опыта СССР; 2. Разрушение русского менталитета (чувства коллективизма); 3. Введение частной собственности на землю.

Итак, я закончил это обозрение наших экспертов, которые бросили свой куцый взгляд в новое тысячелетие. Если одним словом, они не увидели России. Именно это они и сказали, сказали четко, ясно и выразительно в своих ответах. И это то, на что способно абстрактное (идеальное) мышление - отрицание. Таким образом, главная проблема, поставленная экпертами заключается в том, что российская интеллигенция, то есть интеллигенция, получившая высшее образование в советских и западных университетах и ВУЗах в силу коренного изъяна научного метода неспособна увидеть и понять РОССИЮ.

А это значит, что она должна отказаться от претензии вывести Россию из кризиса.
(7 апреля 2001 г.)

 





Сайт создан в системе uCoz