РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ

Форум "РУССКАЯ ИДЕЯ"
http://www.pereplet.ru/cgi/gbook.cgi?guestbook=idea&command=view

R: Данный форум в сетевом журнале "Русский переплет" я обнаружил совершенно случайно. Поисковая система на словосочетание "Русская идея" выдала несколько одноименных форумов. Я разместил на большинстве из них гражданский манифест "Региональная идея России" и на этом мое участие ограничилось. Я ожидал принципиальной критики или возражений, но таковых не последовало. Скорее всего и здесь итогом было бы молчание, если бы не некоторая полемика с одним из авторов сетевого журнала Максимом Солохиным. Максим, как я понял, является прихожанином одного из православных храмов и по сути дела выразил, в той или иной степени, точку зрения православной церкви. Именно поэтому данная беседа (именно беседа, а не полемика) представляет определенный интерес. В то же время Максим Солохин не богослов и не ритор (и тем более не философ) поэтому итог нашей беседы не может рассматриваться как окончательный, тем более, что завершения не последовало: после моего сообщения, максимально четко проясняющего разницу между нашими позициями, он замолчал без объяснения причин, продолжая, однако, выставлять свои сообщения на форуме...

""

Fri Jan 5 20:55:38 2001

Черепанов

www.kcherepanov.narod.ru

- РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ
(Идея России является не этнической и не национальной, а региональной)

Доныне всемирная история человечества не знала настоящей России. Мы находились под мощным давлением двух духовных материков - Востока и Запада, двух форм родового единства человечества - властью и законом. Восток тщательно выдавливал из русских личностное начало (ответственность за других), а Запад нанес жесткий удар по общинному единству русских (социальной общности и согласованности совместных действий). Но в наследство от Востока (через Московскую Русь) мы получили огромную территорию и власть, способную её защитить, от Запада (через Петербургскую Россию и СССР) нам досталась, хоть и полуразрушенная им же Западом, огромная единая социальная инфраструктура - государство и постсоветское общество, способное управлять им и работать в единстве и многообразии идей - социальном.

Два этих принципа организации родовой общности людей - центростремительный (власть) и центробежный (закон) сегодня жестко и непримиримо сошлись в России, создавая острейший социальный кризис: власть не может управлять идеологически-экономической инфраструктурой государства, а общество бессильно сохранить территориальную целостность страны. Настало время России позаботиться о своем социальном мироустройстве и совместить огромную территорию и мощное единое централизованное хозяйство на благо жизни людей. Объявление на государственном уровне своей региональной идеи позволит России избавиться от двоевластия (развести центростремительную власть и центробежное общество от взаимного жесткого противостояния), добиться целостности совместной жизни (по территориально-этническому Востоку) в разнообразии и единстве инфраструктуры своего государства (по производственно-национальному Западу) в общем жизнедействии регионов (Россия).

Регион - это принципиально новая форма СОЦИАЛЬНОГО единства жизни людей (основанная на принципе личности), которую выдвигает время, а исторически она возникает в России: с одной стороны это открытость миру, ибо это ЧАСТЬ мира (общественная идея Запада), а с другой - это самостоятельность внутренней жизни - ЦЕЛОЕ (этническая идея Востока). РЕГИОН - это новая форма государственного устройства, имеющая триединую структуру (единство или гармонию ВЛАСТЕЙ), которая повторяется в каждой части государства: власть (территория), общество (производство) и социум (народ, который управляет своей жизнью на основе избранной личности). Регион (как синтез части и целого в единое) - это часть всемирного и разноцветного ковра человечества, но часть без которой не существует и сам ковер. Россия является самостоятельным регионом мира, и сама состоит из самостоятельных регионов.

Таким образом, Россия создает третий тип родового единства людей и третий тип государства - ТВОРЧЕСКИЙ или СОГЛАСОВАНИЯ (по сути дела - сверхгосударство), не природно-этнического (Восток: принцип единичной власти), не национально-экономического (Запад: принцип закона - множественный, разделения властей), а регионально-социального (принцип личности - единства властей). Российское государство, созданное на основе принципа личности, создает гармоничное и согласованное жизнедействие своих частей - регионов, где такими же регионами, со своими функциями в общем единстве страны, являются Москва и Санкт-Петербург (Москва может стать лидером территориального пространства страны, Санкт-Петербург - лидером общественно-производственного, а взаимодествие двух столиц и регионов создает СОЦИАЛЬНОЕ пространство страны - РОССИЮ).

История родового человечества на переломе тысячелетий вступила в свой третий этап - СОЦИАЛЬНЫЙ и явление региональной идеи России есть явление всемирное: рождается иной тип государственного единства и жизнедействия людей - социально-региональный и принципиально иной человек - социально-творческая личность: человек, живущий на своей земле и создающий вместе со всеми людьми мира новое единство Земли - ПЛАНЕТАРНОЕ. В новом тысячелетии с новой Россией!

Поздравляю всех, кто читает эти строки, с рождеством!
Черепанов


""

Fri Jan 12 18:48:54 2001

Василий Пригодич

http://prigodich.8m.com/

- Суждения и постулаты господина Черепанова чрезвычайно интересны и содержательны...

 R: Ни на это, ни на нижеприводимое сообщение я не ответил, потому что редко посещал данный форум... Но с другой стороны и сказать-то особенно нечего. Приятна была поддержка (нечастая) Василия Пригодича, как я узнал, позже, известного петербургского литератора, а анонимное сообщение ответа в принципе не требовало, ибо это скорее крик души нежели рациональное сообщение.


""

Sun Jan 14 04:50:24 2001

********

 

- ВАСИЛИЮ ПРИГОДИЧУ,г-ну ЧЕРЕПАНОВУ с уважением. Беда!Беда русской нации не в религиозности или в нерилигиозности нашей интелигенции,или всего народа,и не в других философских факторах.Нас как нации уже фактически -в действии,нет.В реальной жизни мы как факт отсутствуем напроч!А причина-у нас нет элементарной семейственности,клановости если хотите.Мы не умеем воспитывать наших детей жить семьей.Семьей-это не только папа мама,а братья,сестры и т.д.Мы не знаем и НЕ ХОТИМ ЗНАТЬ своих ближайших родственников,не выделяем их для себя.А какой национальной идее может идти речь когда твоя семья заканчивается стенами твоей квартиры?А остальные для тебя чужие все,русские неруские.Не то что взаимопомощи-взаимопрезнание отсутствует как факт.Так живет 80% русских.Нация-это стена,дом,крепость,если хотите,где каждый кирпич это человек,а полоска цемента со всех сторон- это то,что его роднит с ближними-любовь,чувство ответственности,родство,чувство национальной гордости.А у нас этого нет ничего.Мы не стена,не дом и не крепость.Мы- куча кирпича.Без определенной формы(где наши граници),без содержания(нет национальной идеи,причем никакой).Только мнимая значимость собственного величия.А о том,что нам ничего не светит уже все поняли.Поэтому только у нас процветает такая этническая преступность,правительство и бизнес-бандиты и т.д. и т.п.Мы нация без головы и впрямом и в переносном смысле.И пока мы не научимся воспитывать детей,делить окружающих правильно на своих-чужих ничего не изменится.А пока научимся,по моему нас уже вытиснят.

 

МАЙ 2001 г.

""

Sat May 12 20:40:07 2001

Черепанов

http://www.kcherepanov.narod.ru

- Гражданское обращение к русской интеллигенции и ко всем, кто мыслит:

Уважаемые господа!

Россия сегодня переживает острейший кризис. Без преувеличения - каждый день уносит жизни людей России. Мы попали в срединное положение между двумя мощными духовными материками - центростремительным Востоком и центробежным Западом. Это значит, что ни один из двух существующих методов понимания ситуации и выхода из кризиса (восточный - на основе конкретных усилий власти - принцип ВОЗДЕЙСТВИЯ и западный - на основе абстрактного управления общества - принцип ПРИСПОСОБЛЕНИЯ) не способствует выходу из кризиса. Физические (силовые) усилия власти приводят к тому, что гибнет молодое население страны (чьими телами и душами мы расплачиваемся за терроризм и военные конфликты), а интеллектуальные (экономические) устремления общества приводят к тому, что в стране ускоряются центробежные процессы, приводящие к ежедневному вымиранию людей от безнадежности жизни и неспособности пожилых людей приспособиться к ежедневным изменениям условий жизни (инфляции). Это означает, что Россия не может замкнуться от всего мира (восточный способ организации жизнедействия), и также не может существовать с миром открыто (западный способ организации жизнедействия), что приводит к подчиненности России экономическим процессам глобализации и вымыванию из нее природных, общественных и человеческих ресурсов. В то же время Россия, после семидесяти лет с лишним лет советской власти, оказалась, как ни одна из стран мира, на острие всемирного социального кризиса.

У России до сих пор нет своей ИДЕИ понимания чисто российских реалий и нет своего МЕТОДА для осуществления преобразований. Мы попали в критическую ситуацию, выход из которой может быть достигнут только на основе личных усилий каждого. Это вынуждает меня перейти от простой работы на своем сайте к прямому обращению.

ВО ИМЯ РОССИИ я призываю всех, кому дорога честь и наука нашей страны ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ГРАЖДАНСКОЙ ДИСКУССИИ О РУССКОЙ ИДЕЕ.

Я обращаюсь к Академии Наук России;
Я обращаюсь к научным советам крупнейших вузов страны, в том числе Московского и Санкт-Петербургского, Уральского и Новосибирского университетов;
Я обращаюсь ко всем философским кафедрам всех вузов России;
Я обращаюсь к тем, кто работает в одиночку и считает себя философски образованным мыслителем:

У РОССИИ СВОЙ МЕТОД МЫШЛЕНИЯ, СВОЯ СИНТЕТИЧЕСКАЯ (ТВОРЧЕСКАЯ) ЛОГИКА И СВОЙ НАУЧНЫЙ МЕТОД ГАРМОНИИ, ВОЗНИКШИЕ ИЗ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ДОГМАТА О ТРОИЦЕ

Если Вам дорога Россия и Вы не равнодушны к тому что в ней происходит и Вы чувствуете в себе способность к принципиальному мышлению - Вы можете и должны принять ЛИЧНОЕ участие в ГРАЖДАНСКОМ ОБСУЖДЕНИИ идеи - на сайте http://www.kcherepanov.narod.ru: ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ:
1 - Вы можете дать свою личную оценку и высказать свое мнение (как отметив положительные моменты, так и отрицательные) как о формулировке русской идее, так и о философской части (на сайте):
- Заявление от 4 марта 2ООО г.;
- Гражданский Манифест,
- "Синтезис №1 о русской идее"
- "Синтезис №2 об идеологии"
- Философский раздел "Позиция";
- 1-й вариант главной страницы сайта;
В гостевой книге или на форуме сайта, по адресу электронной почты kcherepanov@narod.ru;

2- Вы можете потребовать от автора четкой формулировки любого неясного для вас понятия или определения и критикой или четко поставленными вопросами уточнить его до полнейшей определенности;
3- Вы можете доказательно опровергнуть то или иное положение автора;
4 - Вы можете с помощью вашей культуры мышления (личного метода) и логического опыта во взаимной дискуссии проработать до полнейшей ясности (научной и общественно-популярной) любой тезис и любое положение;
5- Вы можете добавить упущенные на ваш взгляд автором те или иные философские и принципиальные моменты и тем самым принять участие в доработке государственной программы;
6 - Вы можете способствовать привлечению к дискуссии всех известных вам научных и философских авторитетов, причем не только в России, но и за рубежом, обсуждению дискуссии в других кругах и обществах с желательной присылкой результатов и заключений;
7 - Вы можете способствовать распространению информации и самого текста гражданского обращения об этом вызове ко всем кто мыслит - по территории России и за рубежом, где находятся талантливые молодые и зрелые мыслители;
8 - Вы можете использовать все другие возможности для расширения дискуссии, для вовлечения в нее новые слои научной и гражданской общественности для того, чтобы дискуссия стала действительно общегражданской и достигла высокого научного и философского уровня.

НАШ ДОЛГ ПЕРЕД РОССИЕЙ И ЕЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫМ НАРОДОМ - ВЫРАБОТАТЬ ОБЩЕСТВЕННУЮ И НАУЧНУЮ ПОЗИЦИЮ О РУССКОЙ ИДЕЕ!

В итоге этой дискуссии должно быть достигнуто;
1. НАУЧНОЕ ОТРИЦАНИЕ ИЛИ ПРИЗНАНИЕ РУССКОЙ ИДЕИ;
2. ПОЛНАЯ ПРОРАБОТКА И ОБОБЩЕНИЕ ВСЕХ АРГУМЕНТОВ “ЗА” И “ПРОТИВ”;
3. ЗАВЕРШЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ (НАУЧНАЯ) КАРТИНА-СИТУАЦИЯ С РУССКОЙ ИДЕЕЙ;
4. ВЫРАБОТКА ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ О РЕОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

За каждый день промедления с самоосознанием России мы платим жизнями российских граждан! Замалчивание любого открытия, тем более такого ранга - как общегосударственная идея России, это уклонение от своего прямого профессионального и общественного долга - это новые жизни россиян принесенные на алтарь истории! ПОМНИ КАЖДЫЙ ДЕНЬ И КАЖДЫЙ ЧАС: В РОССИИ ИЗ-ЗА ГОСУДАРСТВЕННОГО НЕУСТРОЙСТВА ГИБНУТ ЛЮДИ! Константин ЧЕРЕПАНОВ 12 мая 2001 г. Контактные данные: Константин Геннадьевич Черепанов, сайт "Защищаю русскую идею!"(http://www.kcherepanov.narod.ru) , создан в апреле 2000 г., e-mail kcherepanov@narod.ru.

 R: Прошло почти полгода, прежде чем последовало то, что можно квалифицировать как более или менее аргументированное возражение. Нижеприводимое сообщение г-на Dr. Leo Bode однако достаточно стандартно и выражает современную общественную (экономическую) точку зрения. Однако, спасибо и на этом, тем более, что дальнейшей беседы не последовало.


""

Sun May 20 13:18:45 2001

Dr. Leo Bode

?

- Господин Черепанов! Ваш призыв вполне понятен. Россия дейcтвительно в большой беде. Искать её спасение в РУССКОЙ ИДЕИ наивно. Это уже много раз было в её истории. Представление об "исключительности" русского сознания, есть результат внутреннего фрустирования, попытка все объяснить одним. Прежде всего нужно духовно очиститься, всенародно осудить виновных трагедии: КПСС, КГБ, без этого дальше двигаться нельзя. Ключ же к возрождению России лежит в развитии её экономической системы и демократизации её институтов. До этого всякие призывы к ИДЕЯМ наивны.


""

Sun May 20 20:52:14 2001

Черепанов

www.kcherepanov.narod.ru

 

- Уважаемый г-н Leo Bode! Любое возражение должно быть конкретно, то есть не быть общим местом. У Вас таких общих мест я усматриваю сразу два (на принципиальном уровне): 1. Отрицание РУССКОЙ идеи (то есть конкретики); 2. Утверждение экономического пути развития (что для России является ПРОЗАПАДНЫМ). Здесь отсутствует понимание того, что так называемая РУССКАЯ идея, на самом деле является всемирно-родовой, то есть через КОНКРЕТНОЕ содержание проявляется ВСЕОБЩЕЕ. Иными словами, русская идея - это то, что Россия привносит во всемирную цивилизацию, нисколько ее тем самым не отрицая, а наоборот утверждая. То есть выигрывают и Россия, и цивилизация (человечество). Подробно об этом на моем сайте. Также общим местом является утверждение экономического пути развития как единственно возможного. Недостаток этого пути очевиден, особенно в России: КОНКУРЕНЦИЯ ГУБИТЕЛЬНА ДЛЯ ЛЮДЕЙ (Россия) и ПОРТИТ НРАВЫ (Запад). Вместо НЕУПРАВЛЯЕМОГО экономического пути возможен и это в русской традиции - путь СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА. Таким образом, возможно вместо ВСЕМИРНОЙ ЭКОНОМИКИ - ВСЕМИРНОЕ ХОЗЯЙСТВО. Отличие хозяйства от экономики в том, что оно УПРАВЛЯЕМО, то есть организовано в интересах ЛЮДЕЙ. Поэтому, уважаемый г-н Leo Bode, я буду рад, если Вы ознакомитесь с тем, что изложено мной на сайте, вникните в авторские положения и только тогда уже сделаете Ваши возражения. Критика должна быть конкретной и я думаю, что в этом Вы со мной согласитесь! Спасибо за внимание к моему сообщению! Черепанов


""

Tue Jun 12 13:23:34 2001

Черепанов

http://www.kcherepanov.narod.ru

- Закончил публикацию (на авторском сайте "Защищаю русскую идею!") книги "Троица как метод", написанной еще в 1997 г. (неизданной). По моему скромному разумению осуществлен перевод религиозного догмата о животворящей Троице на философский язык. Тем самым решена задача подготовленная всем ходом русской философской мысли и поставленная о. Флоренским: "Дедуцировать Троицу". Если некогда Андрей Рублев дал ЭСТЕТИЧЕСКОЕ выражение идеи гармонии, то сегодня мы получили в руки ФИЛОСОФСКИЙ метод достижения гармонии мыслей (категорий)... Задача поставленная интеллектуальными лидерами Запада и западной науки в Манифесте Рассела и Эйнштейна, научиться мыслить по-новому решена и дала ее РОССИЯ... Причем дала уже давно и многообразно (геометрия Лобачевского, логика Васильева, философия Вл. Соловьева и Н. Федорова и многое многое другое), но сделано это было в формах авторских и глубоких, недоступных абстрактному мышлению... Итак, Русская идея - это идея ГАРМОНИИ, которая с философским осмыслением становится научным методом... Наверное, самое сложное для научного интеллекта понять что это НЕ НОВОЕ, А ИНОЕ... То есть новое - это дальнейшее расщепление мира, здесь же речь идет о СИНТЕЗЕ (творчестве)... Итак, добро пожаловать и читать книгу! На главной странице сайта http://www.kcherepanov.narod.ru нажмите на позицию "Троица как метод". Всего доброго! Константин Черепанов

 

""

Fri Jul 13 20:51:32 2001

Максим Солохин.

 

Писателю Черепанову. Если Ваша судьба сложится так, что через тысячу лет кто-то напишет работу "Великий Черепанов как метод" (а ведь мало кого вспомнят через тысячу лет, да никого почти), наш брат и тогда станет возражать: Великий Черепанов - не метод, а действительно живший на земле человек. Надеюсь, ВЫ поняли.

 

""

Fri Jul 13 22:59:34 2001

mailto:

 

- Cтихи и музыку можно делать. Бывает музыка красивая, бывает умная, а бывает музыка живая. Живое нельзя сделать, оно само рождается.

Русскую Идею нельзя создать, можно только уловить ее, рожденную самой жизнью народа. Живое рождается самой жизнью, человек не создаст живое, а только иногда он вовлекается жизнью в рождение живого. Вспомним Пушкина. Нужно уловить ее, ухватить суть, отбрасывая шумовые наслоения.

Не факт, что нам понравится реальная Русская Идея, она может оказаться и отталкивающей, и тогда будет происходить вытеснение ее из сознания, и тогда будет казаться, что ее нету, Русской идеи. Это-то и происходит. Но наберемся мужества, и узрим эту неприятную для интеллигентного человека идею, подспудно определяющую неожиданные извивы нашей реальной истории. Моя версия: Русская идея - это идея единовластия. Идея монархии с сильным оттенком патернализма. Причем монархии необязательно православной, это доказал Сталин.

Православие безмерно глубже монархизма, Оно не от мира сего. Развод Русского народа с Церковью нимало не повредил Церкви, однако он страшно обесценил русскую идею. Вернется ли народ в Церковь - это не проблема Церкви, а проблема народа. Но если и не вернется, Россия будет жить, ибо Россия - это живое; живое так просто не умирает. И непременно будет в России единовластие, только не очень-то доброе, ибо без смягчающего духа церковности оно непременно обретет черты деспотизма (говоря точнее, абсолютизма). Будем надеяться, что не так круто, как при Сталине: история так не повторяется. И будет жить Русская Идея, и будет жить Россия. Ведь удавили же мы проклятого Немца (разумею Гитлера).

Только вот вопрос, нужна ли нам такая идея? Нет ли в ней чего-то порочного, отталкивающего - не на пустом же месте цветет и плодоносит русофобия? Думать об этом нужно, хотя и больно.

И вот болевая точка. Наша идея хорошо приспособлена для борьбы. (Кстати, издавна любая республика в случае войны выдвигает принцип единоначалия.) У верблюда два горба, потому что жизнь - борьба. А если жизнь - не борьба? Вот болевая точка. Как же они там загнивают без борьбы, сла-аденько так. И все, тут нет ответа у Русской Идеи, только проклятия и затыкание ушей, невзирая на всечеловечность, в лучшем же случае - тончайшая ирония Достоевского (а по сути тоже нет ответа.)

А суть в том, что на этот вопрос и нет ответа не только вне Православия, но и нелегко обрести ответ в самом Православии. Ибо тут потребен уже не образ, но сила благочестия, о которой и в Церкви гораздо больше думают и говорят, нежели делают. Но иначе жизнь без борьбы выходит у нас - скука смертная. Рай без Бога - скука смертная. А в Бога надо не только поверить, Его надобно познать. Вот на этой-то только, на запредельной глубине устраняется брешь Русской Идеи.

А иначе бьют они нас, бьют, сколько бы мы ни становились в позу. Почему? Потому что пока человек не познал Бога, он не утвержден в добром, вера - это только заявка на доброе. Свет для него видим лишь на фоне тьмы (впрочем, и наоборот), ибо он не познал Света, в Котором нет тьмы ни единой. Ну, а значит, жизнь - борьба, либо уж скотское прозябание. Вот костяк русской идеи, вот ее неустранимая слабость. (Неустранимая без Бога.) В какой еще стране мира говорят мальчикам: "Не плачь, ты же будущий солдат!" До сих пор еще говорят.

Но поймите, без Православия это - одни комплексы. (А кто не разумеет глаголемого, скажет: "Ха, так это и есть одни комплексы.") Ну, неинтересна она без Православия, хотя хороша и спасительна в случае войны. Только жизнь-таки - не война.

 

""

Fri Jul 13 23:03:36 2001

Максим Солохин

 

- Предыдущее сообщение послано мной без подписи по невнимательности. "Прохожим" назвался по трусости. Приношу извинения.

R: Я ответил на прямое обращение Максима Солохина и несколько его сообщений, два из которых приведены здесь... Завязалась некоторая беседа...


""

Mon Jul 23 20:30:28 2001

Черепанов

http://www.kcherepanov.narod.ru

- МАКСИМУ СОЛОХИНУ.

Уважаемый Максим!

Отвечаю Вам лично, ибо на мой взгляд Вы проявили определенное мужество: во-первых, обозначили личную точку зрения по принципиальным вопросам, во-вторых, напрямую обратившись ко многим авторам, то есть ЛИЧНО, в-третьих, отказались от использования ПСЕВДОНИМА (ибо псевдонимство для Интернета не грех, и даже не неловкость, а обычай). В наше время обозначить ЛИЧНОЕ и ЛИЧНОСТЬ - уже мужество.

Теперь ответы: 1. В Ваших рассуждениях о русской идее безукоризненно верен тон, или даже интонация - это рассуждение русского человека, его души. Это то, чему веришь сразу. Но ФОРМА (идеи и их связь) рассуждений показывает, что очень многие догмы Вы еще не преодолели (естественно, на мой взгляд) и они мешают Вам видеть картину четко и ясно. Так, например, на мой взгляд, идея единовластия - это восточная идея, которая ставит человека над людьми и даже попирает человеком общество людей (общину). Христос же напомню, вымыл ученикам ноги, ибо им предстояло попрать своего учителя (предать или отречься). Русская церковь держится за эту восточную идею властного УЧИТЕЛЯ, чтобы с отвержением учителя не распалась паства, ибо без учителя община распадается. Таким образом, русская идея в Вашей трактовке, Максим, это идея упрямой и предельно пассивной обороны: в наше время - время торжества денег и даже частной собственности на землю (то есть ПРОЦЕССОВ РАЗДЕЛЕНИЯ ЕДИНСТВА ЛЮДЕЙ), подобная позиция чем-то напоминает безуспешную попытку известной из истории обороны трехсот спартанцев: их становится все меньше, гибнут и откалываются от группы все новые и новые воины, но кучка упрямо держится за идею ВЛАСТИ. Это даже не идея, а ВЕРА в человека. Но настоящая идея - это способ борьбы с РОЗНЬЮ, с РАЗДЕЛЕНИЕМ ЛЮДЕЙ. Это - идея животворящей Троицы, идея синтеза, гармонии и единства людей. В чем ее суть (если кратко): Восток ставит ЧЕЛОВЕКА над людьми (обществом), Запад ставит ОБЩЕСТВО (людей) над человеком, РОССИЯ создает гармонию или ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕКА (Восток) и ОБЩЕСТВА (Запад) в третьем - ГАРМОНИИ. На Востоке человек властвует людьми, на Западе управляет (как наемный работник) людьми, в России человек должен СЛУЖИТЬ людям в гармонии общего ДЕЛА. В этом понимании ЧЕЛОВЕК есть личность, избираемая людьми для исполнения функции Христа в общине (функции учителя, руководителя). Это равноправие (хотя равноправие не то слово) - личности и народа. Власть, Закон и Личность - вот три формы единства людей. Ваше изложение Русской идеи (единовластие), уважаемый Максим, говорит о том, что Вы излагаете точку зрения православной церкви. Это,повторю, еще раз принцип пассивной и даже - упрямой!- обороны. Но это не идея, а вера. Идея - это следующий шаг за верой: для России - это идея Троицы (идея ЛИЧНОСТИ как гармонии ЧАСТЕЙ)примененная как принцип построения русского государства и принцип внешнего взаимоотношения с миром (католическим и мусульманским и другим).

*******2. Максим, выражения типа "великий" для меня всегда звучат иронично: ибо если чего-то мне удалось сделать или разработать, то только потому, что я всегда стремился и стремлюсь быть просто человеком - иными словами, жить как все и не ставить перед собой никаких сверхзадач. Совершенно неожиданно, это привело к решению определенных теоретических и практических задач на основе ПРИНЦИПА МЕРЫ. Эта МЕРА присуща каждому человеку, взгляните на детей: все дети - ГЕНИИ. В нашем мире слишком много ВЕЛИКИХ людей, и сегодня они размножаются непрерывно: каждый кто делает ДЕНЬГИ - ВЕЛИКИЙ, ибо для того, чтобы откладывать себе что-то от общего и от природы для этого надо стать как минимум ВЕЛИКИМ, то есть отколоться от людей. Поэтому, если Вы, Максим, уважаете кого-либо, не употребляйте, пожалуйста, этот термин и тем более к моему скромному имени.

******Закончить позволю себе цитатой из стихотворения Михаила Анчарова:

"Я сказал одному прохожему/С папироской "Казбек" во рту/ На вареник лицом похожему/И с глазами, как злая ртуть/ Я сказал ему: "На окраине/Где-то в городе по пути/Сердце девичье ждет хозяина/Как дорогу к нему найти// Поглядев на меня презрительно/И с глазами как злая ртуть/Он сказал:// "Слушай, парень, не приставай к прохожему, а то и недолго за милиционером сбегать"//И ушел он походкой гордою/От величья глаза мутны/Уродись я такою вот мордою/Я надел на нее штаны"//(Процитировано по памяти)

****** "И УШЕЛ ОН ПОХОДКОЙ ГОРДОЮ, ОТ ВЕЛИЧЬЯ ГЛАЗА МУТНЫ". То что Вы, Максим, отказались от ника "Прохожий" получается в свете этого стихотворения весьма символичным. Безусловно, обидеть и позволить какие-либо намеки я не хочу, просто вспомнилось по ассоциации. А главное, что ценно: это прямое, честное и искреннее обращение. Здесь уж я никак не мог не откликнуться, ибо мужество всегда симпатично. Всего Вам, Максим, доброго!
*******Черепанов.

 R: Последовал также очень короткий обмен мнениями с Евгением Самойловым... Беседы однако не получилось, просто была проявлена позиция по некоторым вопросам... В целом удивительно, что многие (и данный автор в их числе) не составляют себе труда заглянуть на авторский сайт и познакомиться с оригинальными работами... Отсюда достаточно неглубокие и общие возражения, совершенно не касающиеся предмета критики...


""

Thu Jul 26 16:28:17 2001

Самойлов Евгений

 

- Черепанову и всем. Позволю себе опустить любезности, а сразу приступить к делу, то бишь к рассуждениям и вопросам. Вопросам, конечно, прежде всего к себе самому. Вот пытаюсь задать себе вопрос: что такое это вообще за "русская идея"? Это национальная идея , т.е. нечто отличающее нас от всех прочих и поэтому объединяющее? Тогда мы должны трактовать термин "русский" в смысле "российский", проживающий на территории России, а также Украины, возможно без Западной, и Белоруссии. В этом смысле идеи единовластия, как и православия - недостаточно. Вспоминается работа Арсения Гулыги, написанная лет 10 назад, кажется так и называлась: "Русская идея". Там - попытка по-новому осмыслить православие-самодержавие-народность. Тоже троичность в некотором смысле. Но идея Троицы это: отец, сын и дух святой. Если попытаться не по-богословски это осмыслить , то предлагаю свою трактовку. Отец - бог-абсолют, понятый как пустота и неразличимость, сын - индивидуальное "я", святой дух - ??? , возможно и есть гармония, т.е. естественный ход вещей. В этом смысле бытие каждой вещи есть проявление святого духа или "божьей воли". Однако при такой трактовке сама Троица становиться излишней: мы можем обсуждать взаимоотношения между "я" и "ходом вещей", т.е. судьбой и вне Троицы. Так вот, из Вашего текста не ясно, как раскрывается гармония личного и общинного. При этом я категорически не согласен с трактовкой идеи как борьбы, пусть даже и с рознью. Долженствование сущестует лишь у нас в голове. Жизнь же течет так как ей удобно. Мы не властны над жизнью. Единственное доступное нам пространство - пространство нашей мысли. Так же Вы кратко упоминаете о восточном и западном типе идей. Если это возможно - раскройте. Здесь, думаю есть что обсудить. И еще несколько критических стрел по поводу Ваших пассажей. Заранее прошу прощения за критический тон. Знаю, что критиковать всегда легче, чем излагать. Но преследую цель спровоцировать Вас на более глубокое а не тезисное изложение своих идей. Ведь каждый тезис - огромная тема. <Идея - это следующий шаг за верой> Вы в этом уверены? Я - нет. <все дети - ГЕНИИ> В каком смысле? <в наше время - время торжества денег и даже частной собственности на землю ... В нашем мире слишком много ВЕЛИКИХ людей, и сегодня они размножаются непрерывно...> Вы думаете - это только сегодня? А я думаю - так было всегда. Может просто стареем? С уважением, Самойлов.

 


""

Fri Jul 27 20:16:55 2001

Черепанов

http://www.kcherepanov.narod.ru

- Уважаемый г-н Самойлов!

Ваше сообщение показывает, что Вы не знакомы ни с моим сайтом, ни с работами, иначе целый ряд вопросов просто отпал бы автоматически. Приглашаю Вас на сайт (http://kcherepanov.narod.ru) и отвечаю на некоторые Ваши замечания:

*****1.<Вот пытаюсь задать себе вопрос: что такое это вообще за "русская идея"? Это национальная идея , т.е. нечто отличающее нас от всех прочих и поэтому объединяющее?> Вы незнакомы с моим Манифестом "Региональная идея России", где утверждается, что русская идея является не этнической, не национальной, а региональной.

*****2.<Но идея Троицы это: отец, сын и дух святой.> Идея Троицы В ФИЛОСОФСКОМ смысле - это ГАРМОНИЯ ТРЕХ, триединство, из чего вытекает принципиально иной взгляд на мир и природу человеческих отношений, и понимание РЕГИОНАЛЬНОСТИ, где социальный регион есть самостоятельная единица в единстве со всем миром планеты.

*****3.<из Вашего текста не ясно, как раскрывается гармония личного и общинного.> Повторяю: Восток - личность подавляет общину, Запад - община подавляет личность, Россия - гармония общины и личности. На уровне принципов различие проведено довольно четко, понимание же требует работы мысли и знакомство с многочисленными материалами сайта. Готов ответить и на более конкретные вопросы.

*****4.<я категорически не согласен с трактовкой идеи как борьбы, пусть даже и с рознью>. Есть борьба, а есть защита. Идеология Запада на территории России есть чужеродное явление, которое прямо приводит к смерти населения и развалу государственного хозяйства. Но именно русская идея снимает противостояние идей и приводит к их гармонии (Достоевский называл это всепримирением идей).

*****5.<Так же Вы кратко упоминаете о восточном и западном типе идей. Если это возможно - раскройте>. Раскрываю: Восток - ЦЕЛОЕ (все идеи - части целого как правило природного объекта, и потому сами являются целыми - конкретными идеями), где идеи материальны или несут на себе отпечаток материи природы; Запад - ЧАСТЬ (все идеи - части сами по себе, ВНЕ ЦЕЛОГО, ВНЕ ПРИРОДЫ, то есть абстрактны или ФОРМАЛЬНЫ (ИДЕАЛЬНЫ), и потому являются частями - абстрактными идеями), где идеи абстрактны, формальны или по-другому - самоценны. Россия: синтез ЦЕЛОГО и ЧАСТИ - конкретности (объективности, материальности) и абстрактности (субъективности, идеальности) в РЕАЛЬНОСТИ (творчестве) или гармонии идей на основе принципа личности (живого синтеза идей).

*****6.<<Идея - это следующий шаг за верой> Вы в этом уверены? Я - нет> В форуме моего сайта можете ознакомиться с записью "О русской религиозно-философской мысли", где данная тема получила развернутое изложение.

*****7. <<все дети - ГЕНИИ> В каком смысле?> Сошлюсь хотя на господа Бога нашего Иисуса Христа: "Если не станете как дети". Надо четко понимать, что нынешний мир сотворенный взрослыми построен на отрицании людей друг друга и весьма весьма несовершенен: например, дети прекрасно живущие друг с другом в мире и гармонии став взрослыми начинают резать друг другу глотки (Чечня).

*****8.<В нашем мире слишком много ВЕЛИКИХ людей, и сегодня они размножаются непрерывно...> Вы думаете - это только сегодня? А я думаю - так было всегда. Может просто стареем? > Да, стареем, особенно в эпоху глобализации экономических отношений, как построенных на противостоянии и противоборстве людей друг другу (принцип конкуренции как принцип беспощадной взрослости - индивидуализма).
*****Всего Вам доброго! Черепанов

 

 


""

Sun Aug 12 23:01:43 2001

Максим Солохин

/avtori/solohin.html

- Черепанову

Хочется уточнить мою мысль. Я противопоставляю русскую идею – по вашей классификации, идею восточную – моему любимому Православию, которое не восточное, не западное, а неотмирное. Мне кажется, что без Православия русская идея - это разновидность идеи восточной (если верить Вашему определению, хотя Восток к чему-то одному, по-моему, не сведешь). Мне кажется, что, отделившись от Православия, русская идея стала неинтересной. Бедной. Вы приписываете русской идее то, что ей не принадлежит. Та гармония человека и общества, которая называется в Церкви соборностью и которую, чуть упрощая, можно определить как особую демократию, в которой для принятия решения требуется достижение полного единодушия, - эта гармония совершенно недостижима вне Церкви. Это не русская, не еврейская и т.д. идея, а недостижимый для человека идеал. Попытайтесь так жить хотя бы с ближайшим к Вам человеком, хотя бы с любимой женой – и Вы быстро поймете, что строить на этом принципе социум – это утопия. Между прочим, это видно и на истории Церкви. Соборность в реальной исторической Церкви – это маяк, направление движения, а в каждый данный момент что-нибудь да мешает. Полная соборность в Царстве Святых, где Царь – Христос, а земная Церковь – это преддверие. Многие входят, но не все проходят внутрь. И почему? Потому что без Бога соборность недостижима. Попытка жить по принципам соборности без Бога обречена, ибо всякое отрицание Бога – это отрицание Другого. Это непременно проявится. Вне Церкви будет человек над обществом, или там общество над человеком. Но соборность – это не русская идея. Если говорить об истории культуры, идея соборности заимствована русскими из Православия и почти полностью позабыта по выходе русского народа из Церкви. Собственно, ее и вспоминают лишь в связи с Православием. Наибольший отпечаток в русской культуре она отложила на понятия о дружбе и верности. Мне кажется, так не умеют дружить другие ни на Востоке, ни на Западе. Да и мы умели только в детстве. Но и это теряется на глазах. Так что это – не русская идея. Впрочем, если говорить о русской идее – именно русской – я бы указал на книгу Паршева. Она глубже, чем ее автор. (Это свойство любой настоящей книги.) Россия – это земля, невыгодная в экономическом смысле. Вопрос, зачем было в ней селиться? Быть может, здесь селились те, кто предпочитал жить победнее, потруднее, зато без особой конкуренции. В хороших землях надо драться за место под солнцем. Кстати, и сегодня любители высокого уровня жизни бегут из России в страны, где конкуренция. А к нам едут жить не все кавказцы, а те которые хотят жить поспокойнее – тюни по кавказским понятиям. И этот “естественный отбор” шел всегда. Вот и особый тип личности. Вот и русская идея? Нет, не вся идея, а только половинка. А вторая половинка – это то, что такую бедную, но спокойную жизнь надо отстаивать с оружием в руках. Парадокс? Вовсе нет. Паршев – экономист – убедительно доказывает, что свободная торговля со странами, где природа благоприятствует экономической жизни, непременно разорительна для России. Если будет свободная торговля – будет оскудение населения в России. Народу будет мало, как мало народу на всех территориях с климатом, аналогичным российскому. Это экономическая закономерность. Значит, Россия может жить только как государство, в известном смысле замкнутое в себе. Нам выгодно с ними торговать – но только если эта торговля несвободна.

Почему – см. Паршева. Итак, вот особый тип личности: нежелание конкурировать плюс готовность пролить за это кровь. Похоже на русскую душу? Только вот выходит, что это не свойство народности, а свойство именно земли, территории. Русская идея – это идея нашей любимой земли, заснеженных полей и убогих березок наших. Странно, да? Странная идея здесь жить, когда все кричат, что надо быть дураком, чтобы жить в “этой стране”. Что ж дураком, так дураком. Хоть горшком назови, только… не суйся сюда на танках.


""

Thu Aug 16 16:50:14 2001

Самойлов Евгений

 

- Браво Максиму Солохину! в его сообщении от 12 августа. Все очень жизненно, живо. Очень похоже на реальность. Думаю, что разворачивая эту идею, можно получить замечательные результаты. Но, если довести Вашу идею до конца, то значит церковь к русской идее имеет отношение отнюдь не определяющее...

 R: Вышеприведенное сообщение Максима Солохина показалось мне, как человеку имеющему глубокую категориальную проработку понятий (то есть философскую) не то чтобы слишком общим, но даже и сумбурным ( внутренне противоречивым)... Однако основная позиция была выражена достаточно ясно, что и вызвало, видимо, восхищенную реплику Евгения Самойлова... Главная мысль: противоречие между церковью и русской идее, которое я квалифицировал в своем ответе как противоречие между догматом (верой) и мыслью (интеллектом). Максим не заметил, что именно русская идея снимает это противоречие... То есть, уточню, отнюдь не лишний раз: снимает тем, что идея реализуется в личной форме (человек, избираемый общиной на роль Христа - духовного главы, который служит людям в МЕРУ своих личных сил и способностей)... Именно личная форма русской идеи снимает противоречие церковью (верой) и обществом (интеллект)... Данное мое замечание прошу считать философским, то есть выраженным в категориальной форме, где каждое понятие имеет четкое определение, а их взаимосвязь является почти что формулой... Из этого следует, что адекватное понимание требует работы мысли. Обыденное сознание может удовлетвориться тем, что противоречие зафиксировано и разрешено (указано средство) максимально точно и логически корректно...


""

Sat Sep 8 18:01:34 2001

Черепанов

http://kcherepanov.narod.ru

- Максиму Солохину

Уважаемый Максим!
Извините, что отвечаю на Ваше сообщение от 12 августа с длительной задержкой. Причина в том, что не было времени для подробного ответа. К сожалению, Ваше послание содержит все ту же ошибку (методическую): это постинг (сообщение) верующего человека, который адресует его в среду критическую (мыслящую). Поэтому будучи верным в главном, оно не выдерживает никакой критики в доказательной части. Я уже говорил, что интеллектуально-философская проработка понятий - не Ваша сильная сторона. Вы - прежде всего человек искусства, верующий и потому когда Вы пытаетесь облечь веру в слова, то выступаете просто говоря не на своей территории. Поэтому я коснусь многих Ваших определений частично, но если Вы потребуете, готов дать анализ всех употребленных Вами определений и показать их ошибочность. То есть критики они (на мой взгляд) не выдерживают.

Во-первых, Вы употребляете достаточно стандартное выражение "идея", не различая о чем идет речь: либо это догмат веры, выраженный в слове, либо - интеллектуальная форма. В первом случае слово (как догмат) сосуществует самостоятельно наравне с другими обозначая РАЗЛИЧИЕ (от других догматов), во втором - это идея, которая имеет универсальную форму (абстрактную) и вступает с другими понятиями в отношения иерархии и связи, то есть по принципу СХОДСТВА. РУССКАЯ ИДЕЯ - это ОБОБЩЕНИЕ РОССИИ и даже - обобщение православия и переход чисто русского содержания во ВСЕОБЩУЮ (всемирную) форму. То есть переход от эстетической категории (догмата) в категорию этическую (действенную). Это означает, что Россия получает возможность ДЕЙСТВИЯ, своей реализации во ВНЕШНЕМ МИРЕ, что она переходит от внутренней замкнутости во ВНЕШНЮЮ открытость. Иными словами, то православное содержание учения Христа, которое было хранимо и доступно только россиянам и православным, стало доступно и всемирно ВСЕМ ЛЮДЯМ МИРА. Поэтому, когда Вы говорите о том, что православие НЕОТМИРНОЕ, то выражаете нынешнюю позицию церкви, которая замкнута внутри самой себя, по-прежнему храня огонь истины, не замечая как гибнут люди, разваливается сама Россия, как обессиливает государство, в каком духовном тупике находится общество России. Русская ИДЕЯ - это ФОРМА ДУХОВНОЙ ОБОРОНЫ от духовного нападения на Россию и ее государство ИДЕОЛОГИИ ОТРИЦАНИЯ. Русская ИДЕЯ противостоит другим идеям не как ОТРИЦАНИЕ, а как ГАРМОНИЯ, устанавливая ИНЫЕ ОТНОШЕНИЯ между идеями (синтез) и между людьми (гармония) и между государствами (взаимодействие). Странное дело, Максим, Вы вроде бы человек мирской (писатель), а высказываетесь как священнослужитель РПЦ. Моя позиция (фиксирую): православная церковь сохранила ОГОНЬ истины православия, но оказалась бессильна ответить на идеологический вызов времени и протипоставить ЛОГИКЕ Запада ЛОГИКУ России, а научному методу Запада - научный метод России.

Вы пишите, Максим:
"Мне кажется, что отделившись от Православия, русская идея стала неинтересной. Бедной. Вы приписываете русской идее то, что ей не принадлежит. Та гармония человека и общества, которая называется в Церкви соборностью и которую, чуть упрощая, можно определить как особую демократию, в которой для принятия решений требуется достижение полного единодушия - эта гармония совершенно недостижима вне Церкви. Это не русская, не еврейская и т.д. идея, а недостижимый для человека идеал. Попытайтесь так жить хотя бы с ближайшим к Вам человеком, хотя бы с любимой женой - и Вы быстро поймете, что строить на этом принципе социум - это утопия".

Подчеркиваю, Вы неверно излагаете мои взгляды, или, точнее, приписываете мне свое понимание. Дополнительно отмечаю все тот же проповеднический тон священнослужителя, изрекающего истины пастве. Итак, противопоставление Православия и русской идеи есть противопоставление Церкви и государства, догмата и идеи (мысли), веры и науки и т.л. Я думаю: оттого что священослужители пользуются телефоном или ездят не на живых лошадях, а на сконструированных машинах их вера не претерпела испытаний, а стала только крепче. Почему же нужно противопоставлять веру и науку, или скажем, Церковь и Государство. Государство - это тот же механизм, та же машина, тот же телефон, то есть СРЕДСТВО для налаживания нормального общежития. И церковь, и государство решают разные задачи. Именно из русской ИДЕИ, возникшей из религиозного ДОГМАТА о православной Троице, вытекает чисто русский тип организации Государства, то есть общности людей в ДЕЙСТВИИ. Русское государство есть форма самозащиты России от ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ со стороны остального мира, особенно от глобализирующегося Запада. Это принцип организации ИНОГО типа взаимодействия людей внутри государства и ИНОЙ тип ВСЕМИРНОЙ ВСЕОБЩНОСТИ. В этом плане русская идея (государство) отнюдь не противостоит восточному или западному типу государства, а является историческим преемником - синтезом внешней ВСЕОБЩНОСТИ и внутренней ОСОБЕННОСТИ.

Максим, Вы понимаете государственное единство неверно, то есть как "особую демократию, в которой для принятия решений требуется достижение полного единодушия". Задача государства иная - не достижение "полного единодушия", а разделение интересов. То есть если вера (церковь) обеспечивает ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ единство, то государство - обеспечивает ЕДИНСТВО ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ, то есть единство В ДВИЖЕНИИ (в производстве, действии). Вопрос государства - это вопрос цели для совместной деятельности: для чего существует данное сообщество людей, куда оно стремится. Все западные страны и США - существуют сами по себе, то есть для ПОТРЕБЛЕНИЯ, для выживания и во главе всего Запада стоит абстрактный принцип - ИДЕЯ как форма отрицания всего живого (то есть искусственное против естественного, шаблон против материи). Россия привносит ЛИЧНУЮ форму идеи - ставит во главе не мертворожденную ИДЕЮ (отрицание), а ПРИНЦИП ЛИЧНОСТИ. То есть принцип ЧЕЛОВЕКА, избираемого людьми и перед людьми же ответственного (закон знает ПЕРСОНУ, народ - ЛИЧНОСТЬ). Принцип Личности - это историческое завоевание ВСЕГО МИРА, и берет он свое начало от личности Иисуса Христа. Русская особенность в том, что ЛИЧНОСТЬ - ЭТО ЧЕЛОВЕК-ИСТИНА, СЛУЖАЩИЙ ЛЮДЯМ. Не люди для ИДЕИ, а ИДЕЯ - для людей!

Максим, здесь очевидно, что принцип ЛИЧНОСТИ - это не Христос. Это человек, избираемый людьми на роль Христа. Главное здесь в том, что ИДЕЯ (отрицание, смерть) ПЕРЕСТАЕТ ПРАВИТЬ МИРОМ, а во главе цивилизации становится не абстрактный принцип (цель), а ЧЕЛОВЕК. И человек этот (в отличие от Восточного принципа власти) НЕ ВЛАДЕЕТ И НЕ ПРАВИТ ЛЮДЬМИ, А СЛУЖИТ ИМ. Да, это не соборность: но взгляните на мир, Максим, мир цивилизации и людей страшно разобщен, разделен, истребление природы и людей достигло поистине АПОГЕЯ, ВОЙНА идет уже в самых святых местах Вифлеемских, у самого гроба господня. Поэтому государство и особенно русский тип внутреннего единства людей - есть ПЕРВЫЙ ЩАГ К ВЫХОДУ ИЗ ВСЕМИРНОГО КРИЗИСА.

Вы говорите о достижении ЕДИНОДУШИЯ, но сама православная церковь находится в глубокой обороне и отрицание ИДЕИ (даже русской) приводит к тому, что люди сомкнулись вокруг своих пастырей, сбились в стада, СЛИПЛИСЬ... Я имел очень неприятный для меня опыт общения с православными структурами: с одной стороны есть определенная открытость, чисто по-человечески доброжелательная, а с другой - какое-то церковное неуважение к личности, то есть ИЕРАРХИЯ... Очень много внутреннего ЕЛЕЯ в отношениях между людьми... Определенное недоверие верхушек церкви к рядовым... Очевидно, что необходим свежий воздух и принципиально ИНОЕ отношение к традиционным формам... Есть, к примеру, три формы мышления: Богословское (догматизм, утверждение), философское (спор, противостояние, выработка противоядия) и риторика (контактность, общение с людьми)... В нынешней РПЦ, на мой взгляд, преобладает богословское - философское слабо, неоригинально и уступает мыслителям Х1Х и начала ХХ века... Риторика здесь уже пассивна просто по определению... Итак, Максим, это моя точка зрения и мой опыт общения.

Возвращаюсь к понятию соборности. Русская идея СОЗДАЕТ МЕХАНИЗМ для обороны от ОТРИЦАНИЯ ЛЮДЕЙ ЛЮДЬМИ и РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО как средство для постепенного перехода к ИНЫМ ОТНОШЕНИЯМ между людьми. Задача: достигнуть гармонии людей (цивилизации) в движении к общей для человечества цели - достижению БЕССМЕРТИЯ и прорыва родового кокона... После него и начнется то, что можно назвать соборностью в церковном смысле: единство свободных людей-творцов. Итак. Максим, подытоживаю: Ваше противопоставление ДОГМАТА - ИДЕЕ, а церкви - государству на самом деле является недостаточно продуманным и совсем не соответствует моему пониманию и изложению, которое проведено на сайте "Защищаю русскую идею!"

В заключение, о Паршеве и его книге "Почему Россия - не Америка". Скажу честно, книгу я не читал - только просмотрел ряд положений и потому судить о ней не имею право. Выскажу предварительное мнение, оставляя за собой право его либо уточнить, либо изменить. На мой взгляд, основная идея критики Паршева и способ изложения более остроумны, нежели глубоки. Паршев не касается принципиальных вопросов, к теме подходит экономически и экономизму противопоставляет экономизм: интеллекту - интеллект, отрицанию - отрицание. Как ЛОГИЧЕСКАЯ точка зрения позиция Паршева имеет родовой изъян данного способа рассуждения - СУБЪЕКТИВНОСТЬ, или временность. То есть время заменит эту точку зрения другой, которая будь чуть глубже, но такой же субъективной (не принципиальной). Настало время АБСОЛЮТНЫХ истин, то есть тех, которые ВЕРНЫ ВСЕГДА и с этой точки зрения остроумная и доказательная книга Паршева есть просто промежуточная ступень. Оставляю за собой право дать подробную критику позже.

На этом заканчиваю. Всего Вам, Максим, доброго!
Черепанов

 


""

Mon Oct 1 09:09:46 2001

Солохин Максим

/avtori/solohin.html

- Евгению Самойлову!

Простите меня за долгое молчание. Дело в том, что я редко бываю в краях, где есть Интернет. За меня мог бы ответить Вам близкий мне человек, который здесь выступает под псевдонимом Авллаз. Мы единодушны. Но он, к сожалению, не решился ответить Вам или не придал должного значения Вашим словам о времени (от 27 августа), предпочтя спор с Тимофеевым и Радимом. А я вот не знаю, что им сказать. Пусть говорят, что хотят. Ну, нет у меня сил спорить на таком уровне. Это вроде скуки. Человек не бывает скучным, но тут будто и не видно человека. Какой-то ХДС или там ХСС, да еще с Аминем. Простите за неточности, страдаю головой. А вот с Вами, Евгений, мне хочется пообщаться. Вы, собственно, предлагаете оставить вопрос о русской идее и поговорить о главном. Я – за! Пусть это и не в тему, зато о главном. А русская идея – дело наживное. Она наросла на Православии, оторвалась, зачахла, но может и опять нарасти, была бы жива Россия. А Православие – будет жить, что бы там ни было с народами и идеями. Если правда пришло для Вас время рыть в этом направлении, то пусть Сам Бог направит Вас. Что я могу, и что я должен сказать? Боюсь отпугнуть Вас от диалога, но я сразу должен признаться, что я – сторонник традиционного понимания Православия, вдохновителями которого являются святые древности и современности, например, Варсонофий Великий, Серафим Саровский и Игнатий Брянчанинов, а наипаче – Сам Господь. Это понимание трудно или невозможно преподать в академиях, как невозможно на переплет книги вынести ее содержание. Ведь то, чему учат в академиях - это ограда виноградника, но не сам плод. Бог познается не через слова, но через некоторое действие. Однако чтобы не ошибиться в действии, необходимо некоторое рассуждение, чему и учат в академиях. Беда наша в том, что чаще всего далее рассуждений дело не идет. Мы знаем, что делать, но не делаем. Отсюда и возникает недоверие к традиции – если мы, приверженцы традиции, на деле пусты, то не традиция ли виновата? Вот потому-то с нами достаточно скучно и неинтересно. Дело в том, что есть Православие внутреннее и внешнее. Они соотносятся, пожалуй, как мысль и слово. Все внешнее в Православии имеет смыслом нечто внутреннее. И как слово без мысли пусто, так и Православие без внутреннего делания. Жаль, что этой мысли мы боимся, и все норовим как-нибудь обойтись внешним. И я сам тоже норовлю. Уж больно оно глубоко задевает, это внутреннее. Но искать его надо там, внутри церковной ограды. Снаружи его, похоже, и нет. Плохо, если человек видит в Церкви только внешнее. Это поверхностный взгляд. Но в этом, повторюсь, виноваты мы сами, церковные люди. Ходим все вокруг да около. А оно настолько глубоко и всеобъемлюще, что я и какой-либо цельной части его не вмещаю, только стою на пороге и дивлюсь, ловя крупицы с трапезы детей. Но что странно и непонятно – почему оно пустило корни в этой морозной почве? В общем-то, вопрос это внешний и второстепенный, но он возвращает нас к русской идее – поддержим марку форума…А вы не оставляйте разговора, мы попробуем поговорить. Вы же хотите прочувствовать. И мы хотим, и уже чувствуем очень много, а предвкушается гораздо более, чем сказано. Главное – все-таки есть Бог, есть Бог!.. Не идея и не образ, а Непознаваемый. Его нельзя помыслить, но – вот что чудно – можно сказать Ему. Это и есть внутреннее. О Нем по сути нечего сказать, но можно Ему сказать – чувствуете разницу? А если о внешнем, то вся наша служба – это слова, обращенные к Нему. Они должны быть с мыслью, а не пустые слова, не риторические. Вот врата таинства. А без мысли – пустые слова. Традиция.

 R: Вышеприведенное и нижеприведенное сообщения Максима Солохина, выставленные после некоторого перерыва, показывают, что Максим остался на своей позиции... Действительно, слова (мысли) плохо взаимодействуют с догматами... Видимо поэтому ему просто нечего было возразить на мою критику его положений... Однако бездоказательное отрицание Максимом русской идеи:"... А русская идея – дело наживное. Она наросла на Православии, оторвалась, зачахла, но может и опять нарасти, была бы жива Россия" лишает нас с ним возможности рационального общения (то есть посредством слов)... На мой взгляд, Максим, просто НЕ ПОНИМАЕТ русскую идею, опять же противопоставляя мысли - догмат... Но мысль работает во времени, и я уверен, рано или поздно, и Максим Солохин поймет особенность русской идеи и вытекающую из нее форму и устройство русского государства...


""

Mon Oct 1 09:11:32 2001

Максим Солохин

/avtori/solohin.html

- Д.Крылову!

То, что Православие безмерно выше любой национальной идеи – это очевидно, если поверить Сказавшему: “Тот, кто любит отца или мать больше Меня, недостоин Меня”. Ясно, что тот, кто любит Россию больше, чем Христа, недостоин Христа. А значит, недостоин и той России, России Христа. В этом корень всех неудач русского патриотизма – в том, что патриотизм как таковой мелковат для Святой Руси. Хотя вполне сойдет для РФ. Потому мы и имеем теперь РФ; это нам по плечу, патриотам. А чтобы иметь Святую Русь, надобно любить Бога больше, чем Отечество. Тогда Бог будет хранить Отечество. А пока мы любим Отечество более, чем Бога, мы должны обходиться своими средствами. Мое мнение: сохранить Россию – не в человеческих силах. Единственный способ сохранить Россию – это возлюбить Бога более, чем Россию. А как определить, кого больше любишь? А так: о ком больше думаешь, того больше и любишь. Чтобы спасти Россию, потребна память Божия. Потому-то я разговор о Русской Идее и свожу все время к разговору о Православии. Но скажете – а зачем противопоставлять любовь к Богу и любовь к России? Где они противоречат друг другу? А вот где. Все совершается Его промыслом. Это Ему угодно было ввергнуть Россию во все эти беды и унижения. Не разуметь сего – значит не разуметь, о каком Боге идет речь. Все всегда и везде идет в точности так, как Он задумал. Это Он сам поставил нас перед выбором – кого мы любим больше. Пока Россия благоденствовала – любить Бога и любить Россию стало почти что синонимом. Это и называли тогда Православием. Но Господу было угодно противопоставить эти понятия. Это привело и приводит и к расколам в Церкви. Кому-то не хочется уразуметь, что все идет по Его плану, и все ошибки и злодеяния заранее учтены. Кто-то не хочет признать, что наше нынешнее жалкое положение наиболее полезно для нас, если мы ищем Бога. Кто-то не хочет осознать, что и эта власть была поставлена от Бога, ибо нам полезно было получить такую власть, если мы ищем Бога. Кто-то противится власти, не сознавая, что Божию постановлению противляется. А если мы не ищем Бога, то для нас все бесполезно. И Россия в том числе. Если это звучит вызывающе по отношению к русским, то простите, если можете. Но я сначала православный, а потом уж русский – там, где одно другому не мешает. А где мешает – я раб Христов. Будь благословен мой Бог, Который послал моему земному отечеству все эти страдания. Стало быть, так надо.

R: Хотя можно было бы подробно разобрать вышесказанное я не стал этого делать и прежде всего потому, что отсутствует личное обращение... Но снова чувствуется, все та же позиция РПЦ: "Мое мнение: сохранить Россию – не в человеческих силах". Но здесь возникает естественный вопрос: должны ли мы быть пассивны или же имеем право на человеческую активность, творчество жизни и защиту России: именно здесь вновь подытожу ЛИЧНУЮ форму русской идеи, которая прямо идет от Христа, как человека, которую проявил себя как ЛИЧНОСТЬ, действующую во имя людей... Ни Восток, ни Запад не знают понятия ЛИЧНОСТИ, которое возможно только внутри ОБЩИНЫ (социума)... Восток ставит личность над общиной, а Запад общину (идею) над личностью и только в России возможно содружество личности (Восток) и общины (Запад)...

Резюмируя можно сказать, что ясных и четких аргументов мой собеседник не представил, но противоречие между ДОГМАТОМ и МЫСЛЬЮ обозначено четко... Единственное, что непонятно пока Максиму Солохину и очень многим людям, причем не только данного сервера, это ТРЕТЬЯ (ЛИЧНАЯ) форма выражения идеи, которая исторически являет себя как РУССКАЯ ИДЕЯ... Для начала надо уяснить себе хотя бы суть противоречия между ДОГМАТОМ и МЫСЛЬЮ, а потом понять почему и как это противоречие разрешается... И почему разрешение этого противоречия лежит на путях ЛИЧНОЙ формы... Но эту работу мысли каждый должен делать самостоятельно, иначе и не стоит за нее приниматься... Со своей стороны вновь подтверждаю, что всегда готов дать подробные и ясные разъяснения и критику, как это я сделал в беседе с Максимом Солохиным, и с теми немногими собеседниками, которые обратились ко мне напрямую на данном форуме сетевого журнала "Русский переплет"... (10 ноября 2001 г.)



Сайт создан в системе uCoz