ДНЕВНИК КРИТИКА
Перед вами своеобразное произведение, ибо из истории нам известен "Дневник писателя" Федора Михайловича Достоевского. "Дневник критика" - форма достаточно специфическая, ибо здесь с одной стороны присутствует злоба дня (отклики на какие-либо события, "зацепившие" внимание критика), а с другой - эти события осмысливаются сквозь форму вечности - философию. Таким образом, перед вами - философская публицистика. Личная задача (не очень ничтоже сумняшеся): совместить страстность Белинского, взвешенность критики Чернышевского с изяществом стиля Писарева. И всего-то!
Здесь вы можете открыть каждую тетрадь целиком (со всеми записями) или ознакомиться с каждой записью в отдельности. А также ознакомиться с предисловиями каждой тетради (здесь они собраны вместе).
Приятного и познавательного (надеюсь!) вам чтения! Возразить автору или сделать свои критические замечания вы можете в гостевой книге или на форуме сайта!
Тетради:
Тетрадь первая. Записи 1-10 (12 ноября 2000 г. - 3 марта 2001 г.)
Тетрадь вторая. Записи 11- 20 (21 марта - 22 декабря 2001 г.)
Записи:
Тетрадь вторая (начата 21 марта 2001 г.)
Запись одиннадцатая. Национальное достижение Франции. (21-24 марта)
Запись двенадцатая. О глобализации (31 марта 2001 г.)
Что такое “Дневник критика” и перекликается ли он с знаменитым “Дневником писателя” Достоевского. Да - перекликается, но в то же время – это новая публицистическая форма. “Россия в обвале” Солженицына показала, что историческое время писательства прошло – время требует другие формы осмысления социальных процессов. Дело не в том, что Солженицын не прав, а в том, что его правота частична и ничего не дает людям, обращающихся к книге нашего патриарха за ответами на насущные проблемы жизни. Сегодня России, вновь как и в середине XIX века нужна критическая мысль, главная особенность которой сочетание философской глубины с поэтической образностью, что в совокупности дает социальность изложения, или, иными словами, доходчивость публицистического слова до людей. Таким образом, дав определение критической мысли, я невольно взял на себя обязательство выдерживать эту высокую планку. Но здесь легонько оттяну узел туго затянутого на воротничке накрахмаленной рубашки галстука и подчеркну, что здесь вы имеете дело не сколько с публицистикой, а сколько с ЛИЧНОЙ публицистикой, ибо “Дневник” – это сугубо личная форма изложения и она подчеркивает то принципиальное обстоятельство, что вы имеете дело с личной точкой зрения рядового русского человека. Объявив 4 марта 2000 г. в Выборге русскую идею найденной, я делаю следующий шаг, сообразующийся с моими скромными возможностями как рядового человека и гражданина: делать записи в “Дневнике”, давать оценку заслуживающим на мой взгляд общественным и государственным событиям в полном соответствии с изложенной мной принципом рассмотрения – русской идеей “Россия является, наряду с Востоком и Западом, третьим и самостоятельным духовным материком, на территории которого действует духовный закон Троицы”.
Ну вот и все. Теперь стило в руки и по мере моих скромных возможностей…
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОЙ ТЕТРАДИ (начата 21 марта 2001 г.)
Как быстро летит время… Казалось еще вчера начинал абсолютно новую форму, не имеющую аналогов (для меня, ибо мне незнакомы подобные критические формы, "Дневник писателя" - это все-таки писательское произведение, к тому же в свое время широко известного автора)… И вот уже первая "тетрадка" кончилась и приходится начинать новую…
Какая она будет - не знаю… Первая по содержанию явилась для меня самого абсолютно неожиданной… Не планировал шахматную тематику, не собирался затрагивать здесь политику, и тем более не собирался что-либо писать о прагматизме и тем более русском. А запись о "Страшном сне Юрия Никулина"… Одним словом - темы диктует жизнь, да и то видимо потому, что я сам живу как и все россияне в нашей стране: проблемы житейские, насущные, жизненные…
Вот и одиннадцатая запись тоже неожиданная для меня, да и видимо для вас… Ну что ж, тем интереснее…
Итак, тетрадь вторая…